Научная статья на тему 'Основные подходы к формированию универсальных учебных действий младших школьников'

Основные подходы к формированию универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3049
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / СОТРУДНИЧЕСТВО / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / SYSTEM AND ACTIVITY APPROACH / PRIMARY EDUCATION / SOCIAL VALUES / COOPERATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокудин Юрий Петрович, Миленко Елена Анатольевна

В статье выявлена и обоснована необходимость формирования универсальных учебных действий в системе начального образования. Анализируются содержание и сущность понятия «универсальные учебные действия», идеи системно-деятельностного подхода их формирования. Исследованы основные признаки личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий и особенности их развития. Показаны основные взаимодополняющие способы и формирования универсальных учебных действий. Достаточно обоснованно раскрывается процесс овладения учащимися начальных классов универсальными учебными действиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN APPROACHES TO FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

In article authors revealed and proved need of formation of universal educational actions for system of primary education, analyzed contents and essence of the concept «universal educational actions», the idea of system and activity approach of their formation, investigated the main signs of personal, regulatory and communicative universal educational actions and feature of their development, presented the main complementary ways and formations of universal educational actions and revealed enough reasonably process of mastering pupils of initial classes universal educational actions.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к формированию универсальных учебных действий младших школьников»

УДК 37.026

doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-2-31-36

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Прокудин Юрий Петрович

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, Россия, г. Тамбов,

e-mail: prokudin68@mail.ru Миленко Елена Анатольевна МАОУ СОШ № 33, Россия, г. Тамбов, e-mail: elenamilenko507@gmail.com

В статье выявлена и обоснована необходимость формирования универсальных учебных действий в системе начального образования. Анализируются содержание и сущность понятия «универсальные учебные действия», идеи системно-деятельностного подхода их формирования. Исследованы основные признаки личностных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий и особенности их развития. Показаны основные взаимодополняющие способы и формирования универсальных учебных действий. Достаточно обоснованно раскрывается процесс овладения учащимися начальных классов универсальными учебными действиями.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, системно-деятельностный подход, начальное образование, социальные ценности, сотрудничество

Преобразование содержания школьного образования и введение новых педагогических технологий в практику обучения рассматривается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» как одно из главных условий интеллектуального, нравственного и творческого развития учащегося. Это положение реализовано в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального образования нового поколения, где развитие является основополагающим фактором педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием образования, цель которого - не просто получение знаний и умений, а формирование способности учащихся самостоятельно получать информацию для дальнейшего применения [1]. Качество усвоенных знаний и умений определяет на многие годы возможности ученика в сфере материальной и духовной культуры, его успешную социализацию. Поэтому в повышении качества образования заинтересованы государство, педагоги, ученики, родители, общество в целом.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД) создает базу для самостоятельного успешного овладения новыми знаниями, умениями и компетентностя-ми, включая организацию усвоения, т. е. для развития умений учиться.

Понятие «универсальные учебные действия» как главный структурный компонент учебной деятельности в контексте современной образовательной системы представляет собой довольно сложный феномен. С одной стороны, это связано с проблемой понимания собственно понятия УУД в научном знании, с другой стороны - с проблемой определения педагогических условий формирования УУД как субъектной характеристики человека. В связи с этим особого внимания заслуживает рассмотрение содержательных аспектов и способов формирования УУД.

Понятие «универсальные учебные действия» связано с умением учиться, предполагающим через активное освоение нового социального опыта формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование соответствующих умений, включая самоорганизацию процесса учения.

Теоретико-методологической базой разработки нового образовательного стандарта служит деятельностный подход, базирующийся на положениях научных школ классиков психо-

лого-педагогической мысли (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.) [2]. Основным положением служит тезис о том, что развитие личности в системе образования, обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих в качестве основы образовательного процесса, в результате которого индивид приобретает необходимые знания, умения и навыки. При этом они понимаются как следствие выполнения соответствующих целенаправленных действий, то есть их формирование обусловлено активизацией деятельности самих учащихся. Многообразие и характер усвоенных универсальных учебных действий определяет качество усвоенных знаний.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется следующими взаимодополняющими положениями:

- формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию;

- формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин;

- УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности, усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной;

- представление о функциях содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса;

- отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения должны учитывать цели формирования конкретных видов универсальных учебных действий. Успешность развития УУД решающим образом зависит от способа их формирования.

Универсальные учебные действия подразделяются на три основных блока, обеспечивающих главные цели начального образования: первый - личностный; второй - регулятивный; третий - коммуникативный [3].

Личностный блок позволяет сделать учение осмысленным, связывает его реальными целями и жизненными ситуациями. Он направлен на осознание, исследование и принятие младшими школьниками жизненных цен-

ностей, позволяет ориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию по отношению к окружающему миру. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:

1) идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

2) проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

3) проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

4) различать основные нравственно-этические понятия;

5) соотносить поступки с моральными нормами; оценивать свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.);

6) анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

7) оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

8) мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

Рассмотрим личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности. К ним относятся следующие действия:

1) воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

2) выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

3) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

4) применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивный блок обеспечивает возможность управления познавательной учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования своих действий, оценки успешности усвоения полученных знаний. Рассмотрим номенклатуру регулятивных УУД:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативный блок обеспечивает возможности сотрудничества: умение слышать, понимать и слушать партнера, согласовывать и взаимно контролировать совместно выполняемую деятельность, уметь договариваться, правильно и четко выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как между сверстниками, так и с учителем. В рамках обучения значительную роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнера. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,

интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов: выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Среди наиболее важных и широких умений, которые должны осваивать учащиеся, два непосредственно относятся к сфере коммуникативных действий:

- общение и взаимодействие (коммуникация), т. е. умение представлять и сообщать в письменной и устной форме, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

- работа в группе (команде), т. е. умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Сотрудничество - это совокупность способностей, направленных не только на обмен информацией и действиями, но и на тонкую ориентировку в эмоционально-психологических потребностях партнеров по современной деятельности:

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели;

- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

- устанавливать с людьми теплые отношения взаимопонимания;

- устраивать эффективные групповые обсуждения;

- обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

- четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей;

- адекватно реагировать на нужды других [4].

Также в содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия:

- владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;

- способность использовать языковые единицы в соответствии с ситуациями общения;

- способность понимать и достигать связности в восприятии и порождении отдельных высказываний в рамках коммуникативно-значимых речевых образований;

- способность понимать текст, предъявляемый зрительно и со слуха (чтение, аудирование), и порождать речевое высказывание (говорение, письмо);

- способность ориентироваться в различных источниках информации (словарях, справочниках) и использовать их в учебной деятельности;

- степень знакомства с социокультурным контекстом функционирования языка;

- способность и готовность к общению (интерактивный аспект обучения).

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что формирование универсальных учебных действий - это целенаправленный, целостный и управляемый процесс с позиции гуманистического, системного, системно-деятель-ностного, компетентностного и коммуникативного подходов. Мы считаем, что разработка действенных средств по формированию УУД важна для всех звеньев школы, но особенно она актуальна для системы начальной ступени образования, где закладывается фундамент формирования личности учащихся [5].

Как мы уже отмечали, в основе формирования и развития УУД в начальной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования - знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений

о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками: оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче развития в начальной школе универсальных учебных действий.

Развитие УУД в начальной школе целесообразно в рамках использования таких возможностей современной информационной образовательной среды, как:

- средств обучения, повышающих эффективность и качество подготовки школьников, организующих оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности;

- инструментов познания, отвечающих за формирование навыков исследовательской деятельности путем моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности;

- средств телекоммуникации, формирующих умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников;

- средств развития личности, обеспечивающих формирование навыков культуры общения;

- эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности.

Обеспечение внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс начальной школы возможно с использованием различных современных педагогических технологий. Среди большого разнообразия приоритетными в использовании являются такие технологии, которые позволят организовать активную познавательную деятельность ученика (как индивидуальную, так и в форме учебного сотрудничества). Идея учебного сотрудничества ориентирует обучающихся на успех, что дает возможность изучать учебный материал в системе, ориентировать школьников на цель учебной деятельности, определять систему ученического самоконтроля и самооценки. Применяя на практике технологию учебного сотрудничества, мы убедились в значительных возможностях этой формы обучения:

1) совместная деятельность влияет на характер межличностных отношений в классе,

что положительно отражается на сплоченности коллектива учащихся;

2) в процессе совместной деятельности происходит индивидуальное развитие каждого ребенка:

- дети готовы действовать даже в самых рискованных условиях, требующих поиска новых способов действия, так как находясь в группе (в классе), где им комфортно, уютно, они чувствуют себя защищенными, уверенными в успехе;

- растет познавательная активность и творческая самостоятельность каждого ученика, так как возникает необходимость постоянного обмена мнениями;

- снимаются многие дисциплинарные трудности, потому что у детей, вовлеченных в совместную деятельность, заинтересованных в достижении успеха, не остается времени на дисциплинарные нарушения;

- ученики приобретают важнейшие социальные навыки: они учатся выслушивать мнения одноклассников, учатся быть тактичными, ответственными.

Все это положительно сказывается и на усвоении учебного материала: дети более глубоко понимают усваиваемый материал, приучаются анализировать учебные ситуации, у них качественнее отрабатываются действия моделирования, формируются действия контроля и оценки. Освоение навыков групповой работы требуется учащимся не только для повышения эффективности учебных занятий. Умение работать в коллективе становится одним из главных требований к современному работнику любой специальности. Весь мир и Россия быстро продвигаются навстречу информационному обществу. Командная работа становится нормой, она проникает во все сферы нашей жизни. Школьники с такой работой, как правило, не знакомы (возможно, они слышали об этом, но не владеют навыками такой деятельности), поэтому необходимо использовать учебное сотрудничество для формирования универсальных учебных действий.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.

2. Шаталов А. А., Афанасьев B. В., Афанасьева И. В., Гвоздева Е. А., Пичугина А. М. Мониторинг и диагностика качества образования. М., 2008.

3. Карабанова O. A. Универсальные учебные действия // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 11-12.

4. Прокудин Ю. П., Миленко Е. А. Технология профессионального сотрудничества как фактор повышения качества образования // Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы / отв. ред. Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. Тамбов, 2016. С. 252-256.

5. Прокудин Ю. П., Миленко Е. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся в условиях учебного сотрудничества // Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста / отв. ред. И. А. Шаршов, Л. Н. Макарова. Тамбов, 2016. С. 620-623.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya [Federal state educational standard of the primary general education]. M., 2010.

2. Shatalov А. А., Äfanas'ev B. V., Äfanas'eva I. V., Gvozdeva E. А., Pichugina А. M. Monitoring i diagnostika kachestva obrazovaniya [Monitoring and diagnostics of quality of education]. M., 2008.

3. Karabanova O. A. Universal'nye uchebnye dejstviya [Universal educational actions] // Munitsipal'noye obrazovaniye: innovatsii i eksperiment. 2010. № 2. S. 11-12.

4. Prokudin Yu. P., Milenko E. А. Tekhnologiya professional'nogo sotrudnichestva kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya [Technology of professional cooperation as factor of improvement of quality of education] // Professional'no-lichnostnoye razvitiye prepodavatelya i studenta: traditsii, problemy, perspektivy / otv. red. L. N. Makarova, I. А. Sharshov. Tambov, 2016. S. 252-256.

5. Prokudin Yu. P., Milenko E. А. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh dejstvij uchashchikhsya v usloviyakh uchebnogo sotrudnichestva [Formation of universal educational actions of pupils in the conditions of educational cooperation] // Lichnostnoye i professional'noye razvitiye budushchego spetsialista / otv. red. I. А. Sharshov, L. N. Makarova. Tambov, 2016. S. 620-623.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* * *

MAIN APPROACHES TO FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Prokudin Yury Petrovich

Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Russia, Tambov, e-mail: prokudin68@mail.ru Milenko Elena Anatolyevna MAEI SGS № 33, Russia, Tambov, e-mail: elenamilenko507@gmail.com

In article authors revealed and proved need of formation of universal educational actions for system of primary education, analyzed contents and essence of the concept «universal educational actions», the idea of system and activity approach of their formation, investigated the main signs of personal, regulatory and communicative universal educational actions and feature of their development, presented the main complementary ways and formations of universal educational actions and revealed enough reasonably process of mastering pupils of initial classes universal educational actions.

Key words: universal educational actions, system and activity approach, primary education, social values, cooperation

Об авторах:

Прокудин Юрий Петрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина

Миленко Елена Анатольевна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 33, г. Тамбов

About the authors

Prokudin Yury Petrovich, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Pedagogics and Educational Technologies Department, Tambov State University named after G. R. Derzhavin

Milenko Elena Anatolyevna, Educational Psychologist, MAEI SGS № 33, Tambov

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.