Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации, № 3(35), 2019 г., [209-224] УДК 631.162
DOI: 10.31774/2222-1816-2019-3-209-224 С. А. Манжина
Российский научно-исследовательский институт проблем мелиорации, Новочеркасск, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ НАКОПЛЕНИЙ
НА РЕНОВАЦИЮ И МОДЕРНИЗАЦИЮ ОРОСИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ НА СЧЕТАХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОДАЧУ ВОДЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМУ ПОТРЕБИТЕЛЮ
В настоящее время большинство государственных мелиоративных систем имеет высокий моральный и физический износ (70-90 %), что ухудшает качество оказания услуг по подаче воды на внутрихозяйственные оросительные системы. Эксплуатацию оросительных систем осуществляют ФГБУ по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (далее - ФГБУ по мелиорации). В соответствии с нормами права РФ по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется, поэтому у ФГБУ по мелиорации отсутствует механизм компенсации затрат на реновацию и модернизацию мелиоративных систем, что и определило актуальность представленной работы. Целью исследования являлось изучение возможности создания механизма формирования финансовых средств на счетах ФГБУ по мелиорации, необходимых для технического совершенствования оросительных систем, их модернизации и реновации, за счет внебюджетных источников их поступления. В результате проведенного исследования доказана возможность включения мероприятий по техническому совершенствованию оросительных систем, их модернизации и реновации в состав работ, непосредственно связанных с оказанием услуг по подаче воды на оросительные системы сельхозтоваропроизводителям по возмездным договорам. При этом величина денежных средств должна быть определена исходя из необходимого уровня финансирования намеченных мероприятий по техническому совершенствованию оросительных систем. Накопление указанных средств целесообразно производить на субсчете счета 96 «Резерв предстоящих расходов» в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса. В данном случае субсчет может быть озаглавлен как «Резерв средств на техническое совершенствование оросительных систем, их модернизацию и реновацию». На основании требований и рекомендаций норм налогового и бюджетного права РФ предложен способ расчета величины средств, направляемых на техническое совершенствование основных фондов ФГБУ по мелиорации, непосредственно связанных с оказанием услуг по подаче воды на оросительные системы, исходя из их общей балансовой стоимости (либо части основных средств, требующей проведения указанных видов работ).
Ключевые слова: эксплуатация оросительных систем, ФГБУ по мелиорации, во-допотребитель, оказание платных услуг (работ), расчет затрат, сметный метод, резерв предстоящих расходов.
S. A. Manzhina
Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems, Novocherkassk, Russian Federation
BASIC APPROACHES TO THE FORMATION OF ACCUMULATIONS ON ORGANIZATIONS' ACCOUNTS FOR IRRIGATION SYSTEMS RENOVATION AND MODERNIZATION TO ENSURE WATER SUPPLY TO AGRICULTURAL CONSUMER
Nowadays the majority of state reclamation systems have a high obsolescence and physical deterioration (70-90 %), which degrades the quality of provision of water supply services to on-farm irrigation systems. Irrigation systems are operated by Federal State Budgetary Institution for Land Reclamation and Agricultural Water Supply (hereinafter referred to as the). In accordance with the law norms of the Russian Federation on non-profit organizations fixed assets objects, no depreciation is allocated, therefore the FSBI for Land Reclamation does not have an expenditures compensation mechanism for renovation and modernization of land reclamation systems, that determined the relevance of this work. The aim of the research was to study the possibility of creating a mechanism for the formation of financial resources on accounts of the FSBI for Land Reclamation necessary for technical improvement of irrigation systems, their modernization and renovation, at the expense of non-budgetary sources of receipts. As a result of the study, the possibility of including measures on technical improvement of irrigation systems, their modernization and renovation into operation directly related to the provision of water supply services to irrigation systems to agricultural producers under fee based service contracts has been proved. At the same time, the amount of funds must be determined on the basis of necessary level of financing of the designated measures for technical improvement of irrigation systems. The accumulation of these funds is advisable to make on the sub-account of the account 96 "Reserve for provisions for liabilities and charges" in accordance with the Chart of Accounts for accounting the financial and economic activities of enterprises and organizations of the agro-industrial complex. In this case, the subaccount may be entitled as "Reserve of Funds for Technical Improvement of Irrigation Systems, Their Modernization and Renovation". On the basis of the requirements and recommendations of the tax and budget law of the Russian Federation, a method for calculating the amount of funds allocated for technical improvement of fixed assets of the FGBU on land reclamation directly related to the provision of water supply services to irrigation systems, based on their total book value (or part of fixed assets requiring the specified types of work) is proposed.
Key words: operation of irrigation systems, Federal State Budgetary Institution for Land Reclamation, water consumer, provision of paid services (works), calculation of expenses, estimated method, provisions for liabilities and charges.
Введение. В соответствии с данными инвентаризации, большинство межхозяйственных оросительных систем России были построены в 60-80-х гг. ХХ века в рамках государственной программы по расширению и модернизации системы ирригации и лесопосадок. В годы перестройки, начиная с 1985 г., работы по этой программе были приостановлены, в результате чего система ирригации стала разрушаться и выводиться из строя, что привело к сокращению мелиорированных земель. В настоящее время в ряде регионов наблюдается высокий физический износ этих систем [1, 2]. Например, в Северо-Западном федеральном округе России износ ороси-
тельных систем достиг уровня 77,6 %, в Южном федеральном округе -72,6 %, в Северо-Кавказском федеральном округе на некоторых объектах -94 %. Государственные средства, выделяемые на проведение восстановительных работ, покрывают лишь малую часть необходимых затрат [3].
Материалы и методы включают аналитические исследования нормативно-правовой базы Российской Федерации, определяющей условия и методы исчисления платы за подачу воды к оросительным системам, а также формирование показателей при составлении смет в строительстве [4-12], труды российских и зарубежных ученых [13-21].
Результаты и обсуждения. В соответствии с Правилами эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (далее - Правила) основными задачами эксплуатации оросительных систем являются:
- содержание в исправном (надлежащем) состоянии оросительных систем и отдельных их элементов, принятие мер по предупреждению их повреждений;
- распределение воды, изъятой из водных объектов, между водопо-требителями в соответствии с установленными лимитами и графиками во-доподачи;
- ведение учета орошаемых земель, контроля за их мелиоративным состоянием и техническим состоянием оросительных систем;
- повышение технического уровня и работоспособности, совершенствование оросительных систем [4].
В целях выполнения выделенных Правилами основных задач на работников службы эксплуатации оросительных систем, в случае, если последние находятся в государственной собственности, - на работников ФГБУ по мелиорации земель и сельскохозяйственному водоснабжению (далее - ФГБУ по мелиорации), возлагается ряд обязанностей, перечень которых в Правилах является исчерпывающим. В составе обозначенных обязанностей названы:
- техническое совершенствование оросительных систем, внедрение механизации эксплуатационных работ, прогрессивных способов и техники полива, автоматизации и телемеханизации управления водораспределением;
- внедрение прогрессивных технологий, достижений науки и техники, отечественного и зарубежного опыта, обеспечивающих экономное расходование воды, энергии, материалов, трудовых и финансовых ресурсов, при проведении полива сельскохозяйственных культур, ухода, содержания и ремонта оросительной сети с сооружениями на ней [4].
В соответствии с нормами права, отраженными в ст. 26-28 и 85 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) [5], ФГБУ по мелиорации являются водопользователями, которым предоставлено право пользования водными объектами. При этом пользование водными объектами они осуществляют не в своих интересах, а, как указано в ВК РФ, в интересах водопотребителей, для обеспечения нужд последних организация и осуществляет мероприятия по эксплуатации оросительных систем. Именно в этом контексте и формировались задачи и обязанности ФГБУ по мелиорации, что является юридически значимым фактом. Именно в интересах водопотребителей должно осуществляться техническое совершенствование мелиоративных систем, их модернизация и реновация в соответствии с последними достижениями науки и техники службами их эксплуатации. Такие мероприятия в интересах водопотребителей повысят точность и мобильность водораспределения, увеличат КПД оросительных систем, уменьшат их энергоемкость, что, несомненно, окажет влияние на качество и стоимость оказываемых ФГБУ по мелиорации услуг. Исходя из этого, можно говорить о том, что затраты на техническое совершенствование мелиоративных систем, реновацию и модернизацию являются затратами, «непосредственно связанными с оказанием услуги по подаче воды». Однако в подп. 10.1 Приказа Минсельхоза России от 18 февраля 2013 г. № 79 (далее - Порядок № 79), в соответствии с которым определяется себестои-
мость оказания «платных услуг», нет упоминания обозначенного выше вида расходов [6]. С некоторой долей допущения под этот вид расходов можно использовать пункт в подп. 10.1 Порядка № 79 «иные экономически обоснованные затраты, непосредственно связанные с оказанием платной услуги (выполнением работы)». Однако в данном случае возникает вполне обоснованный вопрос: каким образом должно проводиться это экономическое обоснование и какова процедура включения этих затрат в состав себестоимости оказываемых услуг?
В порядке, утвержденном Приказом Минсельхоза России от 31.08.2010 № 300 [7], в п. 4 оговаривается присутствие в составе затрат на оказание услуг ФГБУ, подведомственных Минсельхозу, «расчетных затрат на развитие и совершенствование деятельности учреждения в части оказания платных услуг (работ) по основным видам деятельности с учетом отраслевых особенностей состава затрат». Это, в принципе, может толковаться также как затраты на совершенствование оросительных систем и внедрение прогрессивных технологий и достижений науки и техники, что само по себе подтверждает правомерность включения таких затрат в состав себестоимости оказания услуг по подаче воды.
Оросительные системы, находящиеся в оперативном управлении ФГБУ по мелиорации, являются стационарными объектами, т. е. привязанными к месту своего расположения, к земельным участкам, поэтому в соответствии с нормами права, отраженными в ст. 130 ГК РФ, отнесены к недвижимому имуществу [8]. В силу ст. 295, 296 Гражданского кодекса РФ, п. 2 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161 -ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» передача государственными унитарными предприятиями и учреждениями прав владения и (или) пользования в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может осуществляться по согласию собственника такого имущества [9].
В соответствии с нормами ФЗ № 83-ФЗ, с Приказом Минсельхоза России от 31.08.2010 № 300 и Приказом № 79 от 18.02.2013 подача воды сельхозтоваропроизводителям осуществляется только на возмездной основе по договорам с ФГБУ по мелиорации за плату, которая должна покрывать все затраты водоподающей организации на оказание услуг по подаче воды, в т. ч. связанных с эксплуатацией оросительных систем, определенной соответствующими правилами [4, 6, 7, 10]. Расчет затрат производится методами, утвержденными Приказом № 79, в числе которых назван и сметный метод.
Согласно нормам, определенным в подп. 3.2 МДС 81-25.2001, в случае расчета строительных смет при определении размера средств по статье «Модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов» следует выполнить анализ показателей, характеризующих имущественное положение подрядных организаций (доля основных средств в активах, доля активной части основных средств), и фактического состояния основных производственных фондов (обновление и выбытие, коэффициент износа, наличие собственных оборотных средств и т. п.) [11]. Величина плановых накоплений в соответствии с нормами накладных расходов и плановых накоплений для организаций, занятых на строительных, монтажных и специальных строительных работах, устанавливается в размере 8 % от общей суммы сметных прямых затрат и накладных расходов согласно Постановлению Совета Министров СССР от 28.03.1983 № 249 [12]. Исходя из смысла статьи «плановые накопления» при формировании смет на строительно-монтажные работы предполагается, что они рассматриваются как вид прибыли и в состав плановых накоплений включают величину налога на прибыль [12].
Так как в соответствии с Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н по объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется, по ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом, по факту
для бюджетных водоподающих организаций отсутствует механизм компенсации затрат на реновацию и модернизацию мелиоративных систем [22].
Исходя из приведенных позиций, представляется целесообразным закрепить в этом вопросе иной подход, который даст возможность формировать необходимые суммы денежных средств для направления на модернизацию и реновацию оросительных систем и не будет трактовать их как прибыль. Для этого затраты по статье «на техническое совершенствование оросительных систем, их модернизацию и реновацию» предлагается привязать не к общей сумме сметных прямых затрат и накладных расходов, как в случае «плановых накоплений», а непосредственно к стоимости основных средств или той их части, на которой планируется производить мероприятия по техническому совершенствованию. В соответствии с этим есть основания закрепить в подп. 10.1 Порядка № 79 в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием услуг, пункт «затраты на техническое совершенствование оросительных систем, их модернизацию и реновацию», тем самым определив целевое назначение денежных средств и исключив возможность их использования на другие нужды (например, в качестве поощрительных и премиальных выплат). Ежегодные средства, направляемые на формирование финансового обеспечения затрат на техническое совершенствование, определяются исходя из величины общей балансовой стоимости основных фондов (или их части) через систему показателей [3, 23]:
ЗН1 = 0,1 • ЕН • АОС,
где ЗН1 - затраты на техническое совершенствование оросительных систем, их модернизацию и реновацию, руб.;
ЕН - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности капитальных вложений, для сельского хозяйства равен 0,15 [24];
Аос - общая балансовая стоимость основных средств (либо их части, требующей проведения указанных видов работ), находящихся в оперативном управлении ФГБУ по мелиорации, руб.
Исходя из того, что ФГБУ по мелиорации не являются коммерческими организациями, «затраты на техническое совершенствование оросительных систем, их модернизацию и реновацию» должны быть отражены на бухгалтерских счетах в счете 96 «Резерв предстоящих расходов», так как в соответствии с Приказом Минсельхоза России от 13.06.2001 № 654 «Резерв предстоящих расходов» предназначен для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу [25]. Исходя из положения ПБУ 8/2010, на счете 96 «Резервы предстоящих расходов» формируются резервы, связанные с оценочными обязательствами [26, 27]. В соответствии со ст. 324 НК РФ в налоговом учете можно создавать резерв на ремонт основных средств [28]. При этом резерв может состоять из двух частей (ст. 324 НК РФ) [28]:
- на текущий и недорогой ремонт;
- на особо дорогие и сложные виды капремонта, средства на которые надо копить больше года.
К особо сложным и дорогим видам капремонта возможно отнести техническое совершенствование оросительных систем, их модернизацию и реновацию, при этом организацией в учетной политике должно быть закреплено решение о создании резерва (ст. 267.3 НК РФ). Так как в НК РФ не устанавливается каких-либо критериев определения дорогого и сложного вида капремонта, организация имеет возможность самостоятельно разработать критерии такого вида ремонта в непосредственной привязке к потребностям в обновлении своих основных средств (ст. 324 НК РФ) [28]. ФГБУ по мелиорации необходимо определить перечень основных средств, по которым будет проводиться особо сложный и дорогой капремонт (техническое совершенствование оросительных систем, их модернизация и реновация), затем разработать график его проведения и посчитать сметную стоимость. Исходя из общей суммы расходов на техническое совершен-
ствование с учетом предельной суммы отчислений, которую предлагается определять по приведенной формуле, надо определить количество лет, в течение которых планируется создание резерва. Подход, основанный на закреплении предельной суммы отчислений для определения сроков создания резервов, предложен для ФГБУ по мелиорации, исходя из их специфики и экономической целесообразности, а также для соблюдения интересов сельхозтоваропроизводителей.
Резерв на особо дорогие и сложные виды капремонта должен отвечать следующим критериям:
- средства на него нужно накапливать больше календарного года;
- ремонт по конкретному объекту основных средств будет проводиться впервые за предыдущие три налоговых периода, т. е. три года, непосредственно предшествующие текущему налоговому периоду [29].
В разделе 8 Приказа Минсельхоза России от 13.06.2001 № 654 в счете 96 поясняется, что в дополнение к счету могут быть открыты субсчета:
- 96-1 «Резерв на оплату отпусков»;
- 96-2 «Резервы на выплату вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год»;
- 96-3 «Резервы на ремонт и гарантийное обслуживание»;
- 96-4 «Прочие резервы».
Исходя из перечня субсчетов, предполагается, что «резервы на техническое совершенствование, модернизацию и реновацию основных средств» могут быть отражены на субсчете 96-4, однако целесообразнее будет внесение корректировок в Приказ Минсельхоза от 13.06.2001 № 654 с выделением под эту позицию непосредственно субсчета 96-4 и перемещением позиции «Прочие резервы» на субсчет 96-5.
Выводы. Повышение технического уровня и реновация оросительных систем, находящихся на балансе ФГБУ по мелиорации, производится исключительно в интересах водопотребителей - сельхозтоваропроизводите-
лей, поэтому данный пункт целесообразно включить (в Порядке № 79) в перечень затрат, непосредственно связанных с оказанием услуг по подаче воды на оросительные системы.
Финансовое обеспечение технического совершенствования оросительных систем предполагается производить за счет накопления средств на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».
Расчет величины финансового обеспечения проведения мероприятий по техническому совершенствованию оросительных систем, их модернизации и реновации производится сметным методом в зависимости от объемов и специфики производимых работ. Для определения сроков накопления указанных средств предлагается сначала вычислить величину предельных отчислений за год по предложенной автором формуле и потом с учетом этой величины определять сроки. Данный подход был выбран исходя из специфики оказания услуг ФГБУ по мелиорации и экономической целесообразности, а также для соблюдения интересов сельхозтоваропроизводителей.
Из смысла формирования субсчетов счета 96, которые представлены в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса, утвержденном Приказом Минсельхоза от 13.06.2001 № 654, резервы на техническое совершенствование оросительных систем, их модернизацию и реновацию могут быть отражены в субсчете 96-4. В дальнейшем, в случае утверждения этого показателя в составе расходов, которые непосредственно связаны с обеспечением услуг по подаче воды водораспределительными организациями, подведомственными Минсельхозу России, имеет смысл переименовать субсчет 96-4 в «Резервы на техническое совершенствование, модернизацию и реновацию основных средств» с образованием в счете 96 субсчета 96-5 «Прочие резервы».
Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации, № 3(35), 2019 г., [209-224] Список использованных источников
1 Оросительные системы России: от поколения к поколению: монография / В. Н. Щедрин, А. В. Колганов, С. М. Васильев, А. А. Чураев. - В 2 ч. - Новочеркасск: Геликон, 2013. - 590 с.
2 Зубкова, Н. Г. Современное состояние и пути повышения надежности и экологической безопасности эксплуатации мелиоративных систем / Н. Г. Зубкова. - М.: ЦНТИ «Мелиоводинформ», 2013. - 89 с.
3 Манжина, С. А. Современные подходы к определению экономически обоснованной стоимости подачи воды на орошение / С. А. Манжина, Л. Н. Медведева // Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации [Электронный ресурс]. - 2018. -№ 3(31). - С. 148-170. - Режим доступа: http:rosniipm-sm.ru/archive?n=556&id=566. -Б01: 10.31774/2222-1816-2018-3-148-170.
4 Правила эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений: утв. М-вом сел. хоз-ва и продовольствия Рос. Федерации 26.05.98 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:docs.cntd.ru/document/12000 85778, 2018.
5 Водный Кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ: по состоянию на 29 июля 2017 г. // Гарант Эксперт 2018 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2018.
6 Об утверждении Порядка определения платы за оказание федеральным государственным бюджетным учреждением в области мелиорации, находящимся в ведении Минсельхоза России, гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федерального государственного бюджетного учреждения: Приказ Минсельхоза России от 18 февраля 2013 г. № 79 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:docs.cntd.ru/document/499004334, 2018.
7 Об утверждении Порядка определения платы за оказание федеральным бюджетным учреждением, находящимся в ведении Минсельхоза России, гражданам и юридическим лицам услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности федерального бюджетного учреждения: Приказ Минсельхоза России от 31 августа 2010 г. № 300 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:legalacts.ru/doc/prikaz-т^е1кЪо2а-г1-о^31082010-п-300/, 2018.
8 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: по состоянию на 1 сентября 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/2a54eb7 c0c87a49c41aa10efb253f6bdea2bfcf4/, 2018.
9 О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/, 2018.
10 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:consultant.ru/document/cons_doc_LAW_100193/, 2018.
11 Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001) [Электронный ресурс] / Госстрой России. - М., 2001. - Режим доступа: http:files.stroyinf.ru/Data1/8/8428/, 2018.
12 О нормах накладных расходов и плановых накоплений в строительстве: Постановление Совета Министров СССР от 28 марта 1983 г. № 249 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:docs.cntd.ru/document/9003886, 2018.
13 Краснощеков, В. Н. Система платежей за использование водных ресурсов в сельском хозяйстве / В. Н. Краснощеков, С. В. Марьин // Природообустройство. - 2009. -№ 5. - С. 96-102.
14 Быстрицкая, Н. С. Методические основы расчета платы за подачу воды сельскохозяйственным предприятиям в зоне неустойчивого увлажнения / Н. С. Быстрицкая, Е. В. Овчинникова, И. В. Куприянов // Экономика природообустройства и управления природными ресурсами. - 2013. - № 2. - С. 110-114.
15 Быстрицкая, Н. С. О плате за воду в орошаемом земледелии / Н. С. Быстрицкая, Р. А. Кривов // Мелиорация и водное хозяйство. - 1988. - № 6. - С. 8-9.
16 Уорд, Ф. А. Финансовые механизмы в орошаемом земледелии. Вып. 1. Финансирование управления водными ресурсами и инфраструктуры в сельском хозяйстве стран ОЭСР [Электронный ресурс] / Ф. А. Уорд. - Ташкент, 2012. - 51 с. - Режим доступа: http:cawater-info.net/library/rus/carewib/financial_mechanisms_1.pdf, 2018.
17 Духовный, В. А. Финансовые и экономические инструменты (финансирование отрасли - роль государства, плата за воду и услуги и др.) [Электронный ресурс] / В. А. Духовный, М. А. Пинхасов, Н. Н. Мирзаев. - 2009. - Режим доступа: http:cawater-info.net/bk/iwrm/pdf/049.pdf, 2018.
18 Шавва, К. И. Методика определения тарифов на воду, подаваемую для орошения сельскохозяйственных культур из поверхностных водоисточников [Электронный ресурс] / К. И. Шавва // Вестник Одесской государственной академии строительства и архитектуры. - 2004. - № 13. - С. 216-220. - Режим доступа: http:mx.oga-sa.org.ua/handle/123456789/768, 2018.
19 Рощина, Ю. В. К вопросу о цене воды, используемой для полива сельскохозяйственных культур [Электронный ресурс] / Ю. В. Рощина // Вестник ЖГТУ. - 2012. -№ 1(59). - С. 196-200. - Режим доступа: https:elibrary.ru/download/elibrary_22536031_ 35334145.pdf, 2018.
20 Васильев, С. М. Пути повышения экономической эффективности использования орошаемых земель / С. М. Васильев, Н. И. Сафарова // Пути повышения эффективности орошаемого земледелия: сб. ст. / ФГНУ «РосНИИПМ». - Новочеркасск: Геликон, 2010. - Вып. 43. - С. 199-203.
21 Краснощеков, В. Н. Методика обоснования нормативов платы за использование водных ресурсов в сельском хозяйстве / В. Н. Краснощеков, С. В. Марьин // Международный научный журнал. - 2008. - № 3. - С. 48-55.
22 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01: Приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н: по состоянию на 16 мая 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_31472/a0ad79e0ddcc2b02e5c21638f256c9378ea6c10a/, 2018.
23 Манжина, С. А. К вопросу развития методики определения платы за подачу воды водопотребителям / С. А. Манжина // Пути повышения эффективности орошаемого земледелия. - 2018. - № 3(71). - С. 231-235.
24 Об утверждении методики по определению уровня арендной платы за нежилые здания (помещения): Приказ Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 сентября 1992 г. № 209 // Гарант Эксперт 2018 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2018.
25 Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций агропромышленного комплекса и Методических рекомендаций по его применению: Приказ Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. № 654 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:consul-tant.ru/document/cons_doc_LAW_66752/, 2018.
26 Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н: по состоянию на 11 апреля 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081/, 2018.
27 Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010): Приказ Мини-
стерства финансов Российской Федерации от 13 декабря 2010 г. № 167н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:sprbuh.systecs.ru/uchet/pbu/pbu_8_2010.html, 2018.
28 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ: по состоянию на 27 ноября 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=310897&rnd=4CCD13CFF1 DFFCF114997E12C8035D1F&from=108978-8056#08966526769024246, 2018.
29 Письмо Минфина России от 29.11.2005 № 03-03-04/1/386 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=QUEST; n=8898;div=FIN;dst=0#09068301008583388, 2018.
References
1 Shchedrin V.N., Kolganov A.V., Vasilyev S.M., Churaev A.A., 2013. Orositel'nye sistemy Rossii: ot pokoleniya kpokoleniyu: monografiya [Irrigation Systems of Russia: From Generation to Generation: monograph]. In 2 parts. Novocherkassk, Helikon Publ., 590 p. (In Russian).
2 Zubkova N.G., 2013. Sovremennoe sostoyanie i puti povysheniya nadezhnosti i ekologicheskoy bezopasnosti ekspluatatsii meliorativnykh sistem [The current state and ways to improve the reliability and environmental safety of land-reclamation systems operation]. Moscow, Center of Scientific and Technical Information "Meliovodinform" Publ., 89 p. (In Russian).
3 Manzhina S.A., Medvedeva L.N., 2018. [Modern approaches to determining the economically justified cost of water supply for irrigation]. Nauchnyy ZhurnalRossiyskogo NII Problem Melioratsii, no. 3(31), pp. 148-170, available: http:rosniipm-sm.ru/archive?n=556 &id=566, DOI: 10.31774/2222-1816-2018-3-148-170. (In Russian).
4 Pravila ekspluatatsii meliorativnykh sistem i otdel'no raspolozhennykh gidrotekhnicheskikh sooruzheniy [Rules of operation of irrigation systems and separately located hydraulic structures]. Approved by Ministry of Agriculture and Food RF of 26.05.98, available: http:docs.cntd.ru/document/1200085778, 2018. (In Russian).
5 Vodnyy KodeksRossiyskoy Federatsii [Water Code of the Russian Federation]. June 3, 2006, no. 74-FZ, as of July 29, 2017. NPP «Garant-Service», 2018. (In Russian).
6 Ob utverzhdenii Poryadka opredeleniya platy za okazanie federal'nym gosudar-stvennym byudzhetnym uchrezhdeniyem v oblasti melioratsii, nakhodyashchimsya v vedenii Minsel'khoza Rossii, grazhdanam i yuridicheskim litsam uslug (vypolnenie rabot), otnosyash-chikhsya k osnovnym vidam deyatel'nosti federal'nogo gosudarstvennogo byudzhetnogo uchrezhdeniya [On Approval of the Procedure for Determining the Payment for the Provision by the Federal State Budgetary Institution in the Field of Land Reclamation, under the Jurisdiction of the Ministry of Agriculture of Russia, to Citizens and Legal Entities of Services (Works) Related to the Main Activities of the Federal State Budgetary Institution of Russia]. Order of the Ministry of Agriculture RF of February 18, 2013, no. 79, available: http:docs.cntd.ru/document/499004334, 2018. (In Russian).
7 Ob utverzhdenii Poryadka opredeleniya platy za okazanie federal'nym byudzhetnym uchrezhdeniem, nakhodyashchimsya v vedenii Minsel'khoza Rossii, grazhdanam i yuridiches-kim litsam uslug (vypolnenie rabot), otnosyashchikhsya k osnovnym vidam deyatel'nosti fed-eral'nogo byudzhetnogo uchrezhdeniya [On Approval of the Procedure for Determining Charges for Providing Federal Budget Institutions under the Ministry of Agriculture of the Russian Federation to Citizens and Legal Entities of Services (Works) Related to the Main Activities of the Federal Budget Institution]. Order of the Ministry of Agriculture RF of August 31, 2010, no. 300, available: http:legalacts.ru/doc/prikaz-minselkhoza-rf-ot-31082010-n-300/, 2018. (In Russian).
8 Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federatsii (Chast' 1) [Civil Code of the Russian Federation (Part One)]. Federal Law of November 30, 1994, no. 51-FZ, as of September 1,
2018, available: http:consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/2a54eb7c0c87a49c41aa 10efb253f6bdea2bfcf4/, 2018. (In Russian).
9 O gosudarstvennykh i munitsipal'nykh unitarnykh predpriyatiyakh [On State and Municipal Unitary Enterprises]. Federal Law of 14 November 2002, no. 161-FZ, available: http:consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39768/, 2018. (In Russian).
10 O vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s sovershenstvovaniem pravovogo polozheniya gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniy [On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Improvement of the Legal Status of State (Municipal) Institutions]. Federal Law of May 8, 2010, no. 83-FZ, available: http:consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 100193/, 2018. (In Russian).
11 Metodicheskie ukazaniya po opredeleniyu velichiny smetnoy pribyli v stroitel'stve (MDS 81-25.2001) [Methodology Instructions for Determining Estimated Profit in Construction (MDS 81-25.2001)]. Gosstroy of Russia [State Committee for Construction]. Moscow, 2001, available: http:files.stroyinf.ru/Data1/8/8428/, 2018. (In Russian).
12 O normakh nakladnykh raskhodov i planovykh nakopleniy v stroitel'stve [On the Norms of Overhead Costs and Planned Savings in Construction]. Decree of the Council of Ministers of the USSR of March 28, 1983, no. 249, available: http:docs.cntd.ru/docu-ment/9003886, 2018. (In Russian).
13 Krasnoshchekov V.N., Marin S.V., 2009. Sistemaplatezhey za ispol'zovanie vodnykh resursov v sel'skom khozyaystve [System of payments for the use of water resources in agriculture]. Prirodoobustroystvo [Environmental Engineering], no. 5, pp. 96-102. (In Russian).
14 Bystritskaya N.S., Ovchinnikova E.V., Kupriyanov I.V., 2013. Metodicheskie os-novy rascheta platy za podachu vody sel'skokhozyaystvennym predpriyatiyam v zone neus-toychivogo uvlazhneniya [Methodical basis for calculating payments for water supply to agricultural enterprises in the zone of unstable moistening]. Ekonomikaprirodoobustroystva i up-ravleniya prirodnymi resursami [Economics of Environmental Engineering and Natural Resources Management], no. 2, pp. 110-114. (In Russian).
15 Bystritskaya N.S., Krivov R.A., 1988. O plate za vodu v oroshaemom zemledelii [On payment for water in irrigated agriculture]. Melioratsiya i vodnoe khozyaystvo [Irrigation and Water Management], no. 6, pp. 8-9. (In Russian).
16 Ward F.A., 2012. Finansovye mekhanizmy v oroshaemom zemledelii. Vyp. 1. Fi-nansirovanie upravleniya vodnymi resursami i infrastruktury v sel'skom khozyaystve stran OESR [Financial mechanisms in irrigated agriculture. Vol. 1. Financing of water resources management and infrastructure in agriculture of OECD countries]. Tashkent, 51 p., available: http:cawater-info.net/library/rus/carewib/financial_mechanisms_1.pdf, 2018. (In Russian).
17 Dukhovnyy V.A., Pinkhasov N.N., Mirzaev M.A., 2009. Finansovye i ekonomich-eskie instrumenty (finansirovanie otrasli - rol' gosudarstva, plata za vodu i uslugi i dr.) Financial and Economic Instruments (Financing the Industry - the Role of the State, Payment for Water and Services, etc.), available: http:cawater-info.net/bk/iwrm/pdf/049.pdf, 2018. (In Russian).
18 Shavva K.I., 2004. Metodika opredeleniya tarifov na vodu, podavaemuyu dlya oro-sheniya sel'skokhozyaystvennykh kul'tur iz poverkhnostnykh vodoistochnikov [Methods for determining the tariffs for water supplied for irrigation of crops from surface water sources]. Vestnik Odesskoy gosudarstvennoy akademii stroitel'stva i arkhitektury [Bull. of Odessa State Academy of Civil Engineering and Architecture], no. 13, pp. 216-220, available: http:mx.oga-sa.org.ua/handle/123456789/768, 2018. (In Russian).
19 Roshchina Yu.V., 2012. K voprosu o tsene vody, ispol'zuemoy dlya poliva sel'skokhozyaystvennykh kul'tur [On issue of the price for water used for irrigation of agricultural crops]. Vestnik ZHGTU [Bull. of ZhSTU Journal], no. 1(59), pp. 196-200, available: https:elibrary.ru/download/elibrary_22536031_35334145.pdf, 2018. (In Russian).
20 Vasil'ev S.M., Safarova N.I., 2010. Putipovysheniya ekonomicheskoy effektivnosti
ispol'zovaniya oroshaemykh zemel' [Ways to increase the economic efficiency of using irrigated lands]. Puti povysheniya effektivnosty oroshaemogo zemledeliya: sbornik statey FGNU «RosNIIPM» [Ways of Increasing the Efficiency of Irrigated Agriculture: Collection of Articles of Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems]. Novocherkassk, Helikon Publ., vol. 43, pp. 199-203. (In Russian).
21 Krasnoshchekov V.N., Marin S.V., 2008. Metodika obosnovaniya normativovplaty za ispol'zovanie vodnykh resursov v sel'skom khozyaystve [Methodology of substantiation of standards payments for water resources use in agriculture]. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhur-nal [International Scientific Journal], no. 3, pp. 48-55. (In Russian).
22 Ob utverzhdenii Polozheniya po bukhgalterskomu uchetu «Uchet osnovnykh sredstv» PBU 6/01 [On Approval of the Provision on Accounting "Accounting for Fixed Assets" PBU 6/01]. Order of the Ministry of Finance of Russia of March 30, 2001, no. 26n, as of May 16, 2016, available: http:consultant.ru/do-cument/cons_doc_LAW_31472/a0ad79e0ddcc 2b02e5c21638f256c9378ea6c10a/, 2018. (In Russian).
23 Manzhina S.A., 2018. K voprosu razvitiya metodiki opredeleniyaplaty zapodachu vody vodopotrebitelyam [To the issue of developing the methodology for the water supply charge to water consumers]. Puti povysheniya effektivnosty oroshaemogo zemledeliya [Ways of Increasing the Efficiency of Irrigated Agriculture], no. 3(71), pp. 231-235. (In Russian).
24 Ob utverzhdenii metodiki po opredeleniyu urovnya arendnoy platy za nezhilye zdaniya (pomeshcheniya) [On the Approval of the Methodology for Determining the Level of Rent Payment for Non-residential Buildings (Premises)]. Order of the Ministry of Architecture, Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation no. 209 of September 14, 1992. Garant Expert, 2018. (In Russian).
25 Ob utverzhdenii Plana schetov bukhgalterskogo ucheta finansovo-khozyaystvennoy deyatel'nosti predpriyatiy i organizatsiy agropromyshlennogo kompleksa i Metodicheskikh rekomendatsiy po ego primeneniyu [On Approval of the Chart of Accounts for Bookkeeping of Financial and Economic Activities of Enterprises and Organizations of Agro-industrial Complex and Methodological Recommendations on its use]. Order of the Ministry of Agriculture of Russia, no. 654 of June 13, 2001, available: http:consul-tant.ru/document/ cons_doc_LAW_66752/, 2018. (In Russian).
26 Ob utverzhdenii Polozheniya po vedeniyu bukhgalterskogo ucheta i bukhgalterskoy otchetnosti v Rossiyskoy Federatsii [On Approval of the Accounting and Bookkeeping Regulation in the Russian Federation]. Order of the Ministry of Finance of Russia of July 29, 1998, no. 34n, as of April 11, 2018, available: http:consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20081/, 2018. (In Russian).
27 Ob utverzhdenii Polozheniya po bukhgalterskomu uchetu «Otsenochnye obyazatel'stva, uslovnye obyazatel'stva i uslovnye aktivy» (PBU 8/2010) [On Approval of the Accounting Regulation "Provisions, Contingent Liabilities and Contingent Assets" (PBU 8/2010)]. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of December 13, 2010, no. 167n, available: http:sprbuh.systecs.ru/uchet/pbu/pbu_8_2010.html, 2018. (In Russian).
28 Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (chast' vtoraya) [Tax Code of the Russian Federation (Part Two)] of August 5, 2000, no. 117-FZ, as of November 27, 2018, available: http:consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=310897&rnd=4CCD13CFF1D FFCF114997E12C8035D1F&from=108978-8056#08966526769024246, 2018. (In Russian).
29 Pis'mo Minfina Rossii [The Letter of the Ministry of Finance of Russia] of November 29, 2005, no. 03-03-04, 1/386, available: http:consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=QUEST;n=8898;div=FIN;dst=0#09068301008583388, 2018. (In Russian)._
Манжина Светлана Александровна
Ученая степень: кандидат технических наук
Ученое звание: доцент
Должность: старший научный сотрудник
Место работы: федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Российский научный институт проблем мелиорации»
Адрес организации: Баклановский пр-т, 190, г. Новочеркасск, Ростовская область, Российская Федерация, 346421 E-mail: [email protected]
Manzhina Svetlana Aleksandrovna
Degree: Candidate of Technical Science Title: Associate Professor Position: Senior Researcher
Affiliation: Russian Scientific Research Institute of Land Improvement Problems Affiliation address: Baklanovsky ave., 190, Novocherkassk, Rostov region, Russian Federation, 346421
E-mail: [email protected]