Научная статья на тему 'Основные подходы и методика аудита корпоративной образовательной среды'

Основные подходы и методика аудита корпоративной образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / АУДИТ / КОРПОРАТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДОЙ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ЗИМНИЕ ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ 2014 / METHODS / AUDIT / CORPORATE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT MANAGEMENT / PERSONNEL TRAINING / THE WINTER OLYMPIC GAMES 2014

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нубарян Г. Д.

Статья посвящена проблеме кадрового обеспечения предприятий индустрии размещения. Автор рассматривает основные подходы и методику аудита корпоративной образовательной среды туристской дестинации в условиях подготовки к проведению спортивных мероприятий мирового уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нубарян Г. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main approaches and methods of corporate educational environment audit

The article considers the problems of personnel training for accommodation industry. The author considers the main approaches and methods of corporate educational environment audit when a tourist destination gets prepared to host international sport events.

Текст научной работы на тему «Основные подходы и методика аудита корпоративной образовательной среды»

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДИКА АУДИТА КОРПОРАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

НУБАРЯН Г.Д.,

аспирант,

Сочинский государственный университет туризма и курортного дела,

e-mail: [email protected]

Статья посвящена проблеме кадрового обеспечения предприятий индустрии размещения. Автор рассматривает основные подходы и методику аудита корпоративной образовательной среды туристской дестинации в условиях подготовки к проведению спортивных мероприятий мирового уровня.

Ключевые слова: методика; аудит; корпоративная образовательная среда; управление образовательной средой; подготовка кадров; Зимние Олимпийские игры 2014.

The article considers the problems of personnel training for accommodation industry. The author considers the main approaches and methods of corporate educational environment audit when a tourist destination gets prepared to host international sport events.

Keywords: methods; audit; corporate educational environment; educational environment management; personnel training; the Winter Olympic Games 2014.

Коды классификатора JEL: M42.

В рамках решения задачи кадрового обеспечения подготовки и проведения ХХП Зимних Олимпийских игр и Х! Зимних Паралимпийских игр в городе Сочи в 2014 году актуализируется вопрос обеспечения предприятий индустрии размещения квалифицированными кадрами, способными обеспечить высококлассное обслуживание участников, гостей и зрителей этого массового событийного мероприятия. Проблема подготовки кадров для Олимпиады в целом и для средств размещения в частности является на сегодня одной из самых сложных, т.к. современное отечественное образовательное сообщество еще не сталкивалось со столь амбициозными задачами. При формировании траекторий подготовки кадров для проведения Олимпийских игр в Сочи важно использование не только международного опыта, но и исторического и прогностического взгляда ученых, философов, аналитиков, экспертов в области подготовки профильного персонала, мнения непосредственных участ-

© Нубарян Г.Д., 2010

TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ников Олимпийских игр, что позволит выделить различные закономерности и особенности подхода к решению данной проблемы. Определение и анализ таких закономерностей и особенностей позволят сформировать необходимые предпосылки для подготовки и обучения персонала, своевременно предложить эффективную модель и рекомендации по формированию оптимального по своим количественным и качественным характеристикам кадрового потенциала. Совершенствование оказываемых услуг, в том числе туристического и социально-культурного направления, в большей мере осуществляется за счет развития сервисных технологий, основанных на ожиданиях большинства потребителей, умения обслуживающего персонала соответствовать этим ожиданиям, предугадывать и превосходить их.

Основным фактором, способствующим удовлетворению потребностей потребителей услуг, является подготовка персонала, который, в свою очередь, является базовым элементом формирования, реализации и предоставления качественного обслуживания. Знание и следование сервисным стандартам, умение и навыки эффективно разрешать непредвиденные ситуации, связанные с обслуживанием туристов, являются краеугольным камнем сервисной составляющей туризма, в том числе спортивного и событийного. Поэтому при рассмотрении кадрового обеспечения Зимних Олимпийских игр в Сочи на первый план выходит проблема подготовки кадров для сфер туризма и гостеприимства, соответствующей общепринятым мировым требованиям, инструкциям Международного олимпийского комитета, ожиданиям многочисленных участников и зрителей. Очевидно, что в настоящее время назрела необходимость модернизации образования, в том числе профессионального образования в сфере гостеприимства. При этом реформирование системы подготовки кадров должно, с одной стороны, сохранить лучшие традиции отечественной культуры, а с другой стороны, перенять прогрессивный мировой опыт и на этой основе вырастить принципиально новую систему образовательных институтов, ориентированную на потребности экономики и общества. Такая модернизация предполагает изменение сути и подходов к организации образовательного процесса, смену идеологии подготовки специалистов, внедрение новых дидактических и методических приемов работы, консолидацию усилий всех участников образовательного сообщества для достижения единой цели. Успешная реализация инновационного образовательного процесса потребует также серьезной работы по совершенствованию процесса управления им. Обеспечение высокого качества подготовки специалистов для важнейших, в том числе и с социальной точки зрения, секторов экономики — туризма и гостеприимства — возможно только при условии создания современной, действенной, мобильной системы комплексного управления корпоративной образовательной средой.

Для решения такой непростой задачи, как масштабная подготовка в короткие сроки персонала предприятий индустрии размещения для обслуживания участников и гостей Олимпийских игр, необходима выработка оптимальной схемы и структуры образовательного пространства, которые учитывают накопленный ранее опыт, все имеющиеся для этого образовательные ресурсы, используют инновационные методы обучения.

С опорой на новый подход в проектировании и управлении корпоративной образовательной средой и инновационные образовательные технологии, целенаправленно организуемая и управляемая профессиональная подготовка кадров для предстоящих XXII Зимних Олимпийских игр и XI Зимних Паралимпийских игр в городе Сочи в 2014 году обеспечит дальнейшее поступательное развитие познавательной деятельности, творческой активности, инициативы и клиенториентированного мышления сотрудников предприятий индустрии гостеприимства. Очевидно, что формирование и развитие профессиональных компетенций работников осуществляются в процессе обучения, где должны быть созданы все организационно-педагогические и технологические условия, подкрепленные стойкой мотивацией самих сотрудников и руководителей предприятий к такому развитию. Практическая реализация этих направлений требует консолидации усилий государства, бизнеса, учебных заведений и самих работников.

Масштабы поставленной перед Сочи задачи по обеспечению высококлассного обслуживания участников и гостей Зимних Олимпийских игр вынуждают искать и использовать абсолютно новые подходы и формы организации процесса подготовки профильных кадров. Очевидно, что система организации обучения нуждается в консолидированных и скоординированных действиях всех участников образовательного процесса и, прежде всего, самих образовательных учреждений. Именно поэтому идея создания корпоративной образовательной среды в рамках определенных территориальных границ представляется наиболее эффективным, если не единственным, способом решения проблемы. Построенный таким образом механизм управления региональной системой образования может стать действенным инструментом для реализации оптимального варианта подготовки кадров с целью обеспечения высококлассного обслуживания олимпийских мероприятий. Консорциум, как организационно-правовая форма функционирования корпоративной образовательной среды, позволит использовать эффект взаимной интеграции корпоративных знаний участников сообщества и создаст условия для формирования единого корпоративного «поля знаний», которое по определению расширит функциональные, организационные и интеллектуальные возможности каждого участника консорциума в отдельности, создавая положительный синергетический эффект.

В нашем случае целью образовательного консорциума является создание условий для осуществления масштабной деятельности по подготовке кадровых ресурсов в рамках Олимпийского проекта и обеспечения полноценного функционирования инфраструктуры олимпийского наследия. То есть речь идет уже не только о краткосрочном проекте с горизонтом планирования 2014 г., а об обеспечении региона качественными кадровыми ресурсами в долгосрочной перспективе. В связи с этим можно предположить, что концепция деятельности в рамках единого корпоративного образовательного пространства может стать основополагающей в перспективной практике управления региональной образовательной средой.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

Принимая во внимание этот факт, является немаловажным предложить основные подходы и разработать методику аудита корпоративной образовательной среды как критериального инструмента оценки эффективности и мониторинга управляющих параметров данного метода подготовки трудовых ресурсов туристской дестинации.

В контексте настоящей статьи под аудитом следует понимать систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств о результатах деятельности субъектов корпоративной образовательной среды и единой корпоративной системы совокупно, а также объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев, устанавливаемых планом и программой аудита.

Основные этапы и логика аудита представлены на рис. 1. Исходя из поставленной цели — обеспечить оптимальный вариант подготовки кадров для инфраструктуры города, принимающего Зимние Олимпийские игры, представляется целесообразным уйти от методики обобщенной оценки корпоративной образовательной среды в силу высокой критериальной вариативности и сложности подбора универсальных шкал измерения, а избрать отраслевой подход осуществления такого аудита. Это позволит провести комплексный анализ возможностей, ресурсов, слабых мест, точек роста и перспектив развития корпоративного образовательного пространства в привязке с решением задач подготовки кадров для каждой конкретной отрасли экономики и городского хозяйства, что является наиболее рациональной и значимой для последующего практического применения траекторией для настоящего научного исследования.

Модель процесса аудита корпоративной образовательной среды можно представить в виде шести последовательно выполняемых этапов и задач (рис. 1).

Рис. 1. Модель аудита корпоративной образовательной среды

Рынок труда и система профессионального образования связаны друг с другом через схожие критериальные показатели — профессиональные и образовательные стандарты. В идеальной системе выполнение образовательных стандартов должно обеспечивать производство образовательного продукта, соответствующего стандартам профессиональным. Именно этот принцип и взят за базу для разработки алгоритма аудита корпоративной образовательной среды.

Отечественная модель подготовки кадров для индустрии гостеприимства не плоха, а своеобразна и, безусловно, имеет перспективы своего дальнейшего развития, будучи оптимизированной в области своей практической составляющей и более тесной интеграции с предприятиями индустрии [1].

Дискуссии представителей гостиничного бизнеса и образования относительно качества подготовки профильных специалистов длятся уже довольно давно и не приносят ощутимого результата. Причин тому может быть несколько:

■ обсуждения, как правило, носят общий характер, не акцентируя внимания на конкретных проблемах и путях их решения;

■ не определены значимые для различных групп работников профессиональные качества и ключевые компетенции;

■ не выработана единая методика оценки качества подготовки специалистов;

■ общение представителей бизнеса и образования зачастую носит не столько научный и практический характер, сколько эмоциональный.

В связи с этим представилось целесообразным разработать действенный инструментарий объективной оценки качества образовательного продукта, обладающий определенными квалиметрическими шкалами измерения основных показателей и удовлетворяющий основных участников процесса — бизнес и образование. Принимая во внимание, что предлагаемая методика аудита корпоративной образовательной среды строится на отраслевом принципе, будет логичным в данном контексте дефинировать образовательный продукт как комплекс знаний, умений, навыков и компетенций, которыми обладают выпускники профильных специальностей образовательных учреждений. В данном случае выпускники учебных заведений являются одновременно носителями и неотъемлемыми частями производимого образовательного продукта. Исходя из этого, дальнейшая логика научных разработок в рамках настоящего исследования предполагала поиск ответов на два блока вопросов is» и <^о be», т.е. «что есть?» и «как должно быть?» Тогда все действия по приведению состояния <^ is» в <^о Ье» и будут являться решением проблемы эффективного обеспечения индустрии гостеприимства туристской дестинации подготовленными профессиональными кадрами на основе аудита корпоративной образовательной среды и разработанных в связи с этим рекомендаций.

В качестве методического подхода комплексной оценки основных квалификационных и компетентностных показателей выпускников учебных заведений, представляющих корпоративную образовательную среду, можно использовать многоуровневую модель профессиональных качеств работника объекта

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

размещения, полученную в ходе проведенных исследований. Сущность данной методики можно наглядно представить в ее этапном варианте (рис. 2).

ч/ 1 этап Ч • Выявление значимых профессиональных и личностных качеств сотрудников

2 этап

• Группирование профессий по схожим профессиональным и личностным требованиям к работникам

3 этап

• Разработка критериального аппарата и шкал оценки профессиональных качеств и ключевых компетенций

4 этап

• Определение значимости профессиональных и личностных характеристик работников различных групп

5 этап

• Определение качественного эталона сотрудника каждой профессиональной группы

6 этап

• Сопоставление продукта, производимого корпоративной образовательной средой,с эталонными показателями

Рис. 2. Этапы комплексной оценки основных квалификационных и компетентностных показателей выпускников образовательных учреждений по профильным специальностям

Использование данной методики при проведении аудита корпоративной образовательной среды имеет целый ряд преимуществ:

• проводится оценка не образовательного процесса как такового, а самого продукта, что дает возможность впоследствии выявить и процессную зависимость качества, а также внести необходимые «точечные» коррективы, не распыляясь при этом на некритичные факторы;

• методика отраслевого подхода к аудиту предоставляет возможность оценить деятельность корпоративной образовательной среды с точки зрения конечных пользователей образовательного продукта — выпускников и работодателей, как субъектов трудовых отношений;

• методика проста в применении, не требует значительных материальных вложений при ее использовании. Точность результатов исследования обусловлена фактом совместной деятельности представителей образовательных учреждений и предприятий отрасли, что исключает возможность получения некорректных исходных данных, критериев и шкал оценки;

• при использовании предлагаемой методики, аудит корпоративной образовательной среды может быть проведен в короткие сроки, что дает

возможность оперативно внести соответствующие коррективы в ее деятельность, что особенно важно при необходимости масштабной подготовки профильных кадров для массовых событийных мероприятий, в том числе для обслуживания участников, гостей и зрителей Олимпийских игр. Данный механизм аудита может быть применен в качестве инструмента перманентного мониторинга корпоративной образовательной среды [2].

На основе полученных результатов можно сделать следующие выводы:

• к началу проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи резко возрастут количество рабочих мест и требования к качеству подготовки персонала, в том числе и для предприятий индустрии гостеприимства;

• в туристской дестинации до сих пор не преодолена проблема неопределенности количественной и качественной потребности в кадрах. Решить ее можно, применив разработанный в результате данных научных исследований алгоритм прогноза потребности отрасли в трудовых ресурсах;

• образовательная система города Сочи нуждается в единой общегородской концепции и программе развития системы профессионального образования, а также едином координирующим центре по подготовке квалифицированных кадров для обеспечения Зимних Олимпийских игр 2014 года;

• проблему подготовки кадров можно эффективно решить лишь консолидировав усилия всех учебных заведений, расположенных в туристской дестинации. Наиболее приемлемым и работоспособным вариантом объединения может стать консорциум учебных заведений в рамках реализации идеи создания единой корпоративной образовательной среды;

• такая модель образования может гармонично сочетать новые технологические подходы с традиционными принципами отечественных высшей и средней профессиональных школ;

• формирование корпоративного образовательного пространства создаст предпосылки и условия для укрепления научно-методической базы образования для сферы гостеприимства, включая — разработку образовательных стандартов, учебных планов, программ для всех форм обучения, в том числе дополнительного и после вузовского образования;

• в рамках единого образовательного пространства более полно может быть реализована система партнерских отношений учебных заведений с предприятиями индустрии туризма и гостеприимства путем создания альянсов ученых, исследователей и специалистов в этой области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апухтин А.В. Проблема подготовки кадров для индустрии гостеприимства в ракурсе различных путей ее решения // Подготовка кадров для XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр: проблемы и перспективы: Материалы 2-й международной научно-практической конференции, 29 октября — 1 ноября 2009 г. / отв. ред. д. э. н., проф. Г.М. Романова. Сочи: РНПИ СГУТиКД, 2009. С. 5-14.

2. Отчет по НИР «Разработка теоретико-методических основ оценки кадровой потребности туристкой дестинации с учетом подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий». Рег. номер ВНТИЦ 0120.0 903933 от 23.04.10.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.