Научная статья на тему 'Основные особенности культуры ирландских монастырей в период нашествий викингов (800-1050 гг. )'

Основные особенности культуры ирландских монастырей в период нашествий викингов (800-1050 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
397
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРЛАНДИЯ / МОНАСТЫРИ / ХРИСТИАНСТВО / КУЛЬТУРА / ВИКИНГИ / IRELAND / MONASTERIES / CHRISTIANITY / CULTURE / VIKINGS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванова Екатерина Юрьевна

В статье рассматриваются культурные особенности древней Ирландии во времена нападений викингов (800-1050 гг.). Кроме того, проведен анализ современных научных дискуссий об ирландском христианстве и ирландской культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN FEATURES OF THE CULTURE OF IRISH MONASTERIES IN THE PERIOD OF THE INVASION OF THE VIKINGS (800-1050’S.)

The article focuses on cultural peculiarities of early Ireland in the time of Viking attacks (800-1050’s). Also, the article proposed analysis of modern scientific debate about the Irish Christianity and the Irish culture.

Текст научной работы на тему «Основные особенности культуры ирландских монастырей в период нашествий викингов (800-1050 гг. )»

Иванова Е.Ю.

Основные особенности культуры ирландских монастырей в период нашествий викингов (800-1050 гг.)

94

Ирландия в начале IX в. представляла собой стабильное общество с хорошо укоренившейся церковной структурой. Христианство, начавшее распространятся в Ирландии ещё в V в., к IX в. занимало достаточно стабильные позиции на острове. Оно было интегрировано в законодательную структуру и до некоторой степени в ирландскую культуру. К 800 г. по всей Ирландии возводились церкви и монастыри, которые превратились в центры урбанизированного населения. В них обитали клирики, выполняющие дела Божии (opus Dei); аскеты, ведущие очень строгий подвижнический образ жизни; миряне, называемые «manaig» (хотя данное слово переводится как монах, но им обозначаются, миряне, постоянно проживающие в монастыре), живущие со своими семьями и обрабатывающие землю, посещающие церковь по воскресеньям, строго придерживающиеся постов и даже избирающие аббата. Кроме того, возле крупных монастырей селились кающиеся грешники, некоторые из них совершили серьёзные преступления против общества. В монастырях были школы во главе которых стоял «учёный муж», обучающий грамматике мальчиков, наблюдающий за процессом переписывания и иллюминирования книг. Причём учениками в монастырских школах были, главным образом, будущие клирики. В крупных монастырях находились либо свои собственные работники по металлу и камню, либо наёмные ювелиры и искусные ремесленники. Путешественники обращались в монастыри, зная о гостеприимстве монахов, купцы привозили свои товары, а также, зачастую, с ними следовали поэты и клирики из других монастырей.

Таким образом, монастыри являлись крупными населёнными центрами, которые были деятельны и активно поддерживали контакты с внешним миром.

Деятельность аббата имела серьёзное влияние на образ жизни всего монастырского сообщества. Были аббаты, которые вели подвижническую духовную жизнь, аскетическую и целомудренную. В анналах сохранились описания этих аббатов, иногда их даже называли episcopus и anchorite. И в то же время, анналы VIII-IX вв. и каноны VII в. свидетельствуют о существовании женатых аббатов. Часто их сыновьям доставалось по наследству это высокое положение в монастыре.

И до прихода викингов, монастыри подвергались нападениям. В большинстве случаев мы не знаем, почему так происходило. Доннхад О Корейн ^ исследовавший данный вопрос, видит поводом для подобных конфликтов раздоры между консервативно настроенными церковными «семьями» и светски настроенными членами своей собственной «семьи» или членами новых и более экспансивных династий. Так в 776 г. пограничный монастырь Дурроу был вовлечён в борьбу между семейством И Неил и Мюнстер-мен. Если семьи боролись за наследие аббатского звания, они иногда прибегали к помощи мирян, например поэма о деяниях Патрика гласит, что Дуб да Лейт (Dub da Leithe) — аббат Арма сражался рука об руку с северными королями 2.

Но нужно отметить ограниченность такого типа войн в жизни ирландского общества. Так короли постоянно вели войны друг с другом. Постройки, как правило, не сжигались, и простой люд покидал свои дома, избегая столкновений. Цель этих столкновений заключалась не в захвате и присоединении земель, а в добыче,

1 Donnchadh O Corrain. «The early Irish churches: some aspects of organization». Ir. Antiquity. Р. 328-30.

2 H. J. Lawlor and R. I. Best (ed.) «The ancient List of the coarbs of Patrick» in R.I.A. (1919), sect. С. Р. 316-362:322 / A New History of Ireland. I. Prehistoric and Early Ireland / ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 636.

которой чаще всего являлся крупный рогатый скот. По окончании подобных военных действий победители возвращались по домам. Через какое-то время другое королевство могло инициировать ещё одну войну, чтобы возвратить свой скот. На самом деле война рассматривалась как увлекательное занятие для аристократов, в которой соблюдались правила чести, и такая забава обычно поднимала престиж короля и являлась причиной экономического роста. Самая ближайшая параллель, которую приводит Кет-лин Хьюз 3— это средневековая охота в Англии. Она также была забавой и источником добычи пищи. Церковное сообщество и миряне не несли никаких потерь в тех случаях, когда нападение происходило с целью поимки какого-нибудь человека. Например, если мы обратимся к анналам Тигернаха, то увидим историю с Аэд Ройн (Aed Roin), когда тот был взят для расправы из оратория в Фохарт (Faughart). Подобное случалось не часто, так как соблюдалось правило неприкосновенности любого человека в пределах освящённого места (санктуария). И если это правило нарушалось, монастыри получали компенсацию, в противном случае нарушителя отлучали от церкви. Так, например, семья Ко-лум Килле отправилась в Тару для отлучения от церкви короля Аэд (Aed) в 818 г. после убийства аббата Рат Бот (Rath Both).

Викинги понимали войну совершенно по-другому, чем ирландцы, ими двигало непреодолимое желание выжить экономически, и их военные действия носили более обширный и жестокий характер. В это смутное время ирландское сельское население зачастую приносило всё своё имущество в стены монастырей, для того чтобы сберечь его, и очень вероятно, что викинги совершали набеги, чтобы захватить это имущество. Такое предположение выдвинуто А. Т. Лукасом 4.

К IX в. монастыри являлись центрами ценных работ по металлу. Монастыри были местами хранения таких предметов, как алтарные сосуды, чеканные оклады для книг, раки-гробницы, броши, которые могли быть даны в качестве

3 Kathleen Hughes. The Irish church, 800-C.1050 /A New History of Ireland. I. Prehistoric and Early Ireland / ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 636-637.

4 Lucas A. T. «The plundering and burning of churches in

Ireland, 7th to 16th century» in Etienne Rynne (ed), Limerick,

1966. P. 172-229 / A New History of Ireland. I. Prehistoric and Early Ireland / ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 637.

залогов при юридических соглашениях. Все эти драгоценные предметы привлекали викингов. Подтверждением грабежей являются найденные археологами предметы ирландской работы в норвежских захоронениях IX в. Обнаруженные в Норвегии ирландские изделия из металла описаны и нанесены на карту Эганом Вомерсом 5.

Викинги были работорговцами. В анналах есть сведения «о великой добыче женщин» взятых в плен из Хоут (Howth) в 821 г. и о большом количестве пленённых из Арма в 831 г. Тех, кого не могли увести в плен, убивали. Когда викинги напали на монастырь Иону (остров Айона) в 825 г., некоторые жители спаслись бегством, но оставшиеся погибли мученической смертью. В 836 г., когда викинги напали на южную Брегу, они не только увели огромное количество пленных, но также убили многих людей. В 840 г., когда они взяли в плен епископов, священников и учёных (sapientes) из Лоут (Louth), всех остальных они предали смерти. В 869 г. Арма был ограблен, а также понесены огромные человеческие потери пленными и убитыми. Такого рода нападения, должно быть, имели разрушительные последствия для монастырей. Кроме того, после ограблений монастырей, викинги сжигали их. Большинство построек в восточной части Ирландии были деревянными, тростниковыми, соломенными. Горели они легко. В анналах мы также читаем о 83 грабительских нападениях и поджогах, совершённых древними скандинавами в период с 830 г. по 880 г., о непрекращающихся захватах в плен и убийствах населения. Военные действия викингов, ошеломляющие своей жестокостью, были намного разрушительнее и бесчеловечнее, чем войны ирландцев друг с другом. И тем ни менее, несмотря на присутствие викингов, грабёж, непрестанные пожары и пленение монастырского населения, жизнь монастырей не прекратилась. Монастыри продолжали функционировать. Летописные источники подтверждают, что в тот период произошли определённые изменения в юридическом и институциональном положении Церкви, причём некоторые из этих изменений были напрямую связаны с последствиями гнёта викингов. Прежде всего, это свод законов — «cana», которые были приняты в период с 697 по 842 г.

5 Egon Wamers. «Some ecclesiastical and secular insular metalwork found in Norwegian graves» in Peritia, 1983. P. 277306 / A New History of Ireland. I. Prehistoric and Early Ireland / ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 637.

95

Эти законы, вероятно, нацелены главным образом на защиту мирного населения от насилия и церковной собственности от грабежа. В толковании на гимн Колмана мы находим упоминание о «Четырёх главных законах Ирландии»: «Закон Патрика», «Закон Даире», «Закон Адо-мнана» и «Закон Воскресенья». «Закон Патрика» гласит не убивать священнослужителей, «закон Даире» гласит не красть крупный рогатый скот, «закон Адомнана» — не убивать женщин и детей, «закон Воскресения» — не путешествовать. Наиболее полным трактатом является закон Адомнана, сохранившийся в сложном комбинированном тексте, из которого самая старая часть датируется VII-VIII вв. Считается, что закон впервые был обнародован в 697 г. на синоде в Бирре. Его цель была защитить «священников, женщин и невинных детей» 6. Другой законодательный трактат под названием «Crith Gablach» цитирует или ссылается на закон Адомнана, касающийся одного из трёх видов управления, согласно которому власть верховного короля распространялась только на его народ. За нарушение этого закона накладывались штрафы. Специальные чиновники были назначены для сбора этих штрафов, таким образом «cana» принесла с собой крупные финансовые преимущества. «Закон Патрика» расширил права церковных санктуариев и был нацелен на обеспечение защиты священства. Обнародование и внедрение в жизнь этих правил требовало условий стабильности общества, а в тот период стабильности как раз и не было.

Аналлы свидетельствуют об изменениях в управлении церковью, которые вероятно происходили под влиянием поселений викингов. В VIII в. бывали случаи, когда один и тот же человек был священником сразу в двух или трёх церквях. Иногда один и тот же человек был экономом (economus) в одной церкви и настоятелем (princeps) в другой, либо приёмником аббата (secnap) и настоятелем, либо даже епископом и писцом и настоятелем (princeps) одновременно.

96 Причиной того, что один человек занимал

несколько постов, являлось то, что состояние церквей под влиянием викингов ухудшилось, пленение священников, а также серьёзный ущерб церковному благосостоянию вполне могли создать условия для расцвета такого плюрализма.

6 A New History of Ireland. I. Prehistoric and Early Ireland / ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 640.

Ещё одним примером, который можно найти в записях IX в., были те случаи, когда король совмещал свои королевские обязанности с монашеством. Так, в 836 г. Федельмид, король Кашела принял на себя обязанности аббата монастыря Корк. Эта запись соотносится со следующей: «Миредах, сын Мелдина, который умер в 863 г. был не только королём Аэртира, но также преемником должности настоятеля монастыря в Арма, который располагался на территории его королевства» 7.

В период с 832 по 865 г. население Ирландии и благосостояние монастырей сильно пострадало. Но церковь как институт едва ли изменилась. Если мы посмотрим на некрологи отшельников (анахоретов) в летописях, то увидим, что их количество остаётся постоянным в течении 35-летнего периода самых жестоких нападений 830-865 гг., а также на протяжении 35-летнего периода затухающих волнений в 866-900 гг. Мы не имеем доказательств того, что викинги явились причиной упадка духовной жизни ирландской церкви. Что касается интеллектуальной жизни, то скриптории в местах наиболее уязвимых для викингов, вероятно, работали менее активно в период с 832 по 865 г. Не оставляет сомнений тот факт, что некоторые ирландские учёные отправлялись на континент в период процветавшего там Каролингского возрождения. Мёрфи считает, что массовый исход на континент был обусловлен ужасами войны на родине. Это звучит правдоподобно, хотя надо отметить, что ирландцы отправлялись на континент и раньше 8. Но, тем не менее, произошла перемена в характере паломничества в это время. Паломники VI-VII вв. были аскетами — изгнанниками ради Христа. Без сомнения эта тенденция продолжилась и в IX в., но теперь доминируют учёные ищущие покровительства. Одним из тех, кто бежал на континент, спасаясь от зверства викингов, был Седулий Скотт. По мнению Мёрфи, «жестокая северная буря швырнула Се-дулия в гостеприимные объятья епископа Ар-тгара из Льеж». И эта буря представляла собой «необузданный северный ветер викингов» 9. На-

7 A New History of Ireland. I. Prehistoric and Early Ireland / ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 642.

8 Gerard Murphy. «Scotti peregrine». 1926.

9 Gerard Murphy. «Scotti peregrine». 1926. / A New

History of Ireland. I. Prehistoric and Early Ireland / ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 643.

божность Седулия не противоречит принципам благополучной жизни. Седулий пишет: «Я вкушаю яства с винами, стихотворство мне приятно, Сплю спокойно в ночи час, возношу молитвы Богу»10. Ирландские интеллектуалы-латинисты, благодаря условиям, созданным Каролингским возрождением, могли с лёгкостью найти работу, почёт и хорошее общество на континенте, в то время как жизнь на родине была особенно трудна.

Ещё одна очень важная перемена в IX в. происходит с ирландскими скрипториями. Язык учёных менялся. Ранние записи в Анналах Ольстера сделаны на латинском. Часто появляются ирландские слова, а иногда и целые предложения, но латинский продолжает доминировать. К IX в. количество записей на ирландском увеличивается, особенно в 830-х гг. К середине 830-х гг. большинство некрологических записей представлены на латинском, а все остальные записи сделаны на ирландском, и эта тенденция характерна для всего IX в. Такого типа перемена началась ещё задолго до нападений викингов, и эти записи постоянно растут вместе с увеличивающимся количеством свидетельств об опустошительных последствиях нашествия викингов.

В период до пришествия викингов доступ к религиозному обучению был открыт главным образом, для монахов, обучение грамматике и толкование Библии были уделом клириков, даже чтение житий святых считалось занятием, предназначенным в основном для священства. Но переход от латинского к местному языку расширил возможности общения. Всё более глубоким становится проникновение местной культуры в религиозную литературу. Это начинается в IX в. и становится более очевидным в X в.

Какие же последствия оставило нашествие викингов в IX в.? Церкви были разрушены, монастырская собственность была разворована и уничтожена. Священников уводили в плен, убивали, но монашеская жизнь продолжалась. Сохранилось право наследования церковной должности в семье, усилилась тенденция к тому, что один и тот же клирик совмещал несколько должностей. Как положительный момент, нужно отметить, что монастыри перестали вести войны друг с другом. Ирландские скриптории претерпели некоторый упадок в период с 832 по

10 Перевод Ивановой Е. Ю.

865 г., но этот упадок был не долог, и скриптории возобновили свою деятельность в конце века. Язык учёных начал претерпевать изменения ещё до прихода викингов. И эта тенденция усиливалась на протяжении всего века. В общем и целом церковь понесла огромный урон от викингов, намного больший, чем во время местных войн, и, тем не менее, церковь, как институт осталась в основном такой же, какой была до нашествия викингов. Нашествие викингов положило конец непрекращающимся военным действиям между ирландскими королями и ирландскими монастырями после 840 г. Вероятно, тот ущерб и то поражение, которое они потерпели от викингов, угасил их воинствующий дух. Однако из анналов известно, что были случаи, когда ирландцы брали в союзники викингов в борьбе с ирландцами, или когда викинги дрались с викингами и много раз ирландцы воевали против ирландцев.

К X в. давление викингов на ирландскую церковь начало уменьшаться. До нас ещё доходят свидетельства о некоторых набегах. Так, в 948 г. аббата из Слейн взяли в плен, где он и умер в руках язычников. В 950 г. колокольня Слейн была сожжена вместе с чтецом и многими людьми, которые искали там убежище. В огне были уничтожены монастырские ценности и реликвии, такие как особо ценный колокол и епископский посох, некогда принадлежавшие святому покровителю этого места. Но, в общем и целом, если мы сложим все нападения викингов, их будет меньше, чем в IX в. Викинги обосновываются в Дублине и постепенно вливаются в жизнь ирландского общества. К концу X в. викинги принимают христианство. И, вероятно, именно поэтому, когда в 921 г. Готфрид Дублинский грабил Арма, он пощадил религиозные здания и аскетов, Слуг Божьих (Cele De). Интересен и факт принятия монашества викингами. Так, после битвы под Тарой в 980 г., потерпевший поражение король Олаф (норвежское имя Olafr, изначально Anleifr, соответствует древне-английскому Anlaf; ирландскому, Amlaib) Куаран Дублинский удалился в монастырь на о. Айона: «Амлайб (Amlaib) сын Ситрика — верховный король иностранцев Дублина отправился на о. Айону в паломничество и умер после покаяния и очищения» 11. Мы обнаруживаем, что главы викингов давали своим сыновьям имена

11 A New History of Ireland. I. Prehistoric and Early Ireland / ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 645.

97

христианских святых. Христианство пришло к викингам из двух источников: за счёт контактов с пленными, а так же через дружеские контакты с ирландской аристократией.

Методы ведения войны викингами были взяты на вооружение ирландскими королями. Должно быть это было неизбежно, так как они нередко сражались как союзники.

Святые места (санктуарии) утратили былое уважение. В 939 г. и 940 г. Доннхад в походе на Брегу разрушил Феннор и Динлир, убив священника в церкви в Феннор. В 953 г. люди Мун-стера вместе с иностранцами разграбили Клон-макнойс. В 971 г. Домнал при походе на Мит осквернил все церкви. Это выглядело так, как будто церкви воспринимались как любое другое место, из которого войска могли нанести ответные удары и как источники для обогащения трофеями. В 995 г. люди Фернмага и Аэгилла расхитили Арма, сжигая монастырское имущество, и увели две тысячи коров. Монашеские поселения нередко становились полями брани для враждующих сторон. Даже в особо почитаемых местах, связанных с именем святого Патрика, могли вестись военные действия. Монашеские санктуарии всё чаще подвергались осквернению, и ирландцы, как и иностранцы нарушали запреты о невозможности насилия в пределах монашеских поселений. Монастырь теперь рассматривался как ещё одно укрепление. Иногда монахи, почитающие память святого, жаждали мести или требовали компенсации за нарушение церковных запретов. Но чаще, в целях защиты имущества, реликвии выносили из монастыря. Церковь утратила свои былые привилегии.

Изучение анналов наводит нас на мысль о том, что малые монастыри начинают упоминаться реже в X в., в то время как более крупные монастыри постепенно обретают доминирующее положение. Это свидетельствует о серьёзной перемене в церковной сфере. В данный период власть крупных аристократов разрасталась за счёт мелких. Такая тенденция начала 98 формироваться ещё в довикинговый период.

Нестабильность ситуации подталкивала людей к пониманию необходимости наличия могущественного вождя, который бы защитил их, что находило отражение и в жизни церкви. Вероятно, так и происходило с Арма, который постепенно начинает занимать лидирующие позиции. Бриан Бору был первым королём, который под-

чинил силы юга и севера в борьбе с викингами. В 1006 г. он признал права преемника Патрика, и учёный Мойла Сихаэна записал их в книге Арма в присутствии Бриана Бору (imperator Scotorum) 12. На протяжении X в. Арма укрепил свои позиции на территории всей Ирландии, расширяя свои права сбора податей как на юге, так и на севере, заручившись поддержкой крупных аристократов. По мере увеличения благосостояния к концу века необходимость совмещать несколько должностей одним священником уменьшилась.

В некоторых монастырях можно заметить принцип наследования должности настоятеля как будто бы эта должность являлась сродни наследованию престола. Так, например, во второй половине X в. семейство Кланн Синег пришло к власти в Арма. Это семейство явилось ответвлением семейства И Ехдах — одного из руководящих семейных кланов Аэгаэл, на территории которых находился Арма. Дуб да Лейт руководил монастырём, он стал аббатом в 965 г. После сравнительно не продолжительного периода его племянник Мэл Мур унаследовал это место в 1001 г. После этого семейное наследование должности аббата продолжалось до 1137 г. Положение Клонмакнойса было приблизительно таким же. Здесь правит семейный клан Мак Куин на мБохт. Ко второй половине IX в., а, возможно, даже чуть раньше стало ясно, что не было существенной разницы в том, является ли аббат монахом или нет, поэтому нередко эту должность занимал женатый священник или даже мирянин. Как отмечает Кетлин Хьюс 13, в монастыре были епископ и священник, осуществлявшие духовные функции, а аббат выполнял административные и социальные функции: регулярно обходил монастырскую территорию для поддержания и расширения прав, выступал гарантом в законодательных соглашениях, вёл переговоры с королями и даже иногда, вероятно, возглавлял военные группы. В некоторых более процветающих местах крупные должности пришли в руки определённым семейным кланам. Такого рода ситуация укрепляла безопасность, а также связи между церковной и мирской знатью. К X в. основным языком монашеских школ был ирланд-

12 A New History of Ireland. I. Prehistoric and Early Ireland / ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 647.

13 Kathleen Hughes. The Irish church, 800-C.1050. /A New History of Ireland. I. Prehistoric and Early Ireland / ed. Daibhi O Croinin. Oxford, 2008. P. 648-649.

ский. К этому времени scriba (переписчик книг), как титул, всё реже упоминается в анналах, так как ему на смену приходит fer léigind (учёный). Учёные церковнослужители в довикинговый период обычно, хотя и не всегда писали на латинском, а к X в. более распространённым стал ирландский. Должно быть, тексты, написанные на латинском, читались очень ограниченной группой образованных священников. В то время как тексты, написанные на ирландском языке, могли охватить значительно более широкую аудиторию.

Таким образом, с приходом викингов, социокультурная ситуация в раннесредневеко-вой Ирландии меняется. Скандинавы начинают обосновываться в стране, благодаря им происходит зарождение первых ирландских городов, таких как Дублин, основанный нор-

вежцами в 841 г., а также Вексфорт, Ватерфорд, Корк, Лимерик. Они способствуют развитию коммерции и чеканят первые монеты на острове. Но все эти новшества нарушают порядок гаэльского общества и положат конец «золотому веку» Ирландии.

Перед лицом вторжений главы гаэлов, преодолевая внутреннее разделение, объединяются под знамя короля Мюнстера, Бриана Бору. Но он был убит в ходе битвы со скандинавами в 1014 г. в Клонтарфе, которую выиграли ирландцы. Едва освободившись от угрозы викингов, Ирландия впала в период анархии почти до середины XII в., так как корона верховного короля (ard-ri) оспаривалась между главами знатных ирландских семей, таких как O'Neill, O'Brien (ведших родословную от Бриана Бору), Eoghan (или Мак Карти) и O'Connor (короля Коннахта).

99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.