126
ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Трибуна молодого автора
УДК 2-67(045) Д. С. Лисин
ВОПРОС РЕЛИГИИ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ВИКИНГОВ И ИРЛАНДЦЕВ В КОНЦЕ VIII - НАЧАЛЕ XI ВЕКА
Рассмотрена специфика взаимоотношений между викингами и христианской церковью в Ирландии. Очерчены две сферы их отношений - культурно-религиозная и политическая. Определены основные этапы процесса становления и особенностей Ирландской церкви, а также процесса христианизации ирландских викингов. На основе анализа источников автор приходит к выводу, что вопрос взаимоотношений скандинавов с церковью в Ирландии имеет две грани. С одной стороны, это история анналов, изображающая противостояние христиан и язычников, с другой - факты, свидетельствующие о сотрудничестве двух сторон.
Ключевые слова: викинги, Ирландская церковь, св. Патрик, Дублин, Уи Нейлл, geinnti, gallaibh.
Эпоха викингов - один из важнейших периодов в истории раннесредневековой Европы. Появление такой силы на континенте повлияло на ход дальнейших политических и культурных процессов, как в отдельных регионах, так и в Европе в целом. Используя викингов как наемников, правители Британских островов неизбежно вызвали процесс включения скандинавов в местную жизнь. Наряду с этим, говоря о викингах VIII-XI вв., мы говорим о высокоразвитом народе с собственной культурой, религией и системой ценностей. Поэтому викинги не могли не столкнуться с местными традициями и, в частности, с христианской церковью, которая весомо влияла на повседневную жизнь населения. Проследим отношения викингов с церковью в Ирландии, где еще недавно существовала мощная система религиозных представлений и традиций, основанных не только на ортодоксальном христианстве, но и на языческих верованиях гаэлов1.
Столкновение двух таких систем верований могло привести к неизбежным конфликтам, вместе с тем безусловен тот факт, что так или иначе начался процесс вхождения викингов в повседневную жизнь острова. Именно поэтому нам важно проследить и попытаться понять особенности взаимодействия викингов (которые долгое время оставались «чужими» для ирландского народа2) с христианской церковью, как монополиста на мировоззрение местного населения. Это позволит понять, насколько удачно скандинавы смогли интегрироваться в совершенно новое для них общество, с его собственными религией и традициями.
Для получения более целостной картины проследим взаимодействие викингов и церкви в Ирландии в двух плоскостях: политической и культурно-религиозной, что позволит увидеть их отношения не только как взаимодействие двух традиций, но и как отношения между викингами и церковью как общественно-политический институт средневековой Ирландии.
Обзор этих взаимоотношений невозможен без понимания того, чем была церковь в Ирландии на момент прибытия викингов. Поэтому в первую очередь проследим развитие христианской религии на острове. В науке до сих пор дискутируется вопрос о том, когда официально появились христианские религиозные структур в Ирландии. «Хроника» Проспера Аквитанского (ок. 390-460 гг.) сообщает, что в 431 г. Папа Римский Целестин отправил некоего Палладия «ad Scotos in Christum credente» - к ирландцам, верующим во Христа [21. Р. 103]. Однако больше никаких сведений ни о миссии Палладия, ни о его личности нам неизвестно. Так, или иначе, это упоминание дает основание считать, что именно Палладий основал Церковь на острове. Вместе с тем ирландская традиция говорит о том, что христианство на остров принес св. Патрик [6. С. 211]. В «Анналах Ульстера» отмечается, что св. Патрик прибыл
1 Гаэлы (гойделы) - группа кельтских племен, живших в Ирландии с IV в. до н. э. В вв. часть гаэлов переселилась на территорию современной Шотландии, где совместно с племенами пиктов образовала шотландскую нацию.
2 На страницах ирландских анналов викинги упоминаются как «gaПaibh» - язычники. Долгое время, вплоть до XII в., любое четкое разделение викингов на национальности отсутствует в хрониках. Более подробно об образе викингов в ирландских анналах см.: [7; 16; 18].
в Ирландию в 432 г., то есть через год после миссии Палладия: «Patricus peruenit ad Hibemiam nono anno pegni Teodosii3 minoris, primo anno episcopates Xisti4, xl. ii. episcope Romane eclesie» [2. P. 4]5, что породило в науке дискуссию по поводу этих двух личностей. Так, некоторые ученые утверждают, что Палладий и Патрик - это один человек, который носил двойное имя [19. S. 46]. Наряду с этим «Анналы Ульстера» содержат три разных упоминания о смерти св. Патрика, датированные 457, 461 и 492 гг. Такой факт может быть связан с компилятивным характером источника [6. С. 211]. Однако он может также свидетельствовать в пользу того, что Палладий и Патрик - разные личности, но в определенное время литературная традиция начала рассматривать их под одним именем - Патрик, откуда и возникло несколько дат смерти. Этот вопрос требует дополнительного исследования.
На данный момент нас интересует не столько личность крестителя, сколько сам факт того, что в 30-е годы V в. в Ирландии начался процесс институционального образования церкви. Более того, опираясь на упоминание Проспера, можно говорить, что христианские общины могли существовать в Ирландии и до того: ведь Палладий был отправлен к ирландцам, которые уже верили во Христа.
Появление христианства в Ирландии без ведения Рима могло привести к возникновению на острове еретических движений. Поэтому возникают вопросы, какого характера было христианство, пришедшее в Ирландию, и было ли оно ортодоксальным. Так, Мишель Херрен и Ширли Браун отмечают, что, несмотря на отдаленное географическое расположение, христианство на Британских островах не избежало споров в догматике и стало местом их распространения. В частности, они говорят о появлении на островах нескольких ересей: арианства, пелагианства и монофелитства [20. P. 51]. Вместе с тем миссия Патрика/Палладия говорит о довольно быстрой реакции Рима. Мы считаем, что появление таких ересей не было случайным, учитывая, что население Ирландии в то время было языческим.
Предыдущая религиозная традиция повлияла на развитие христианства и формирование церковных институтов на острове в ранний период. В науке существует дискуссия вокруг начального этапа деятельности св. Патрика и его значения в истории церкви в Ирландии. Так, ирландский ученый Сэмюэль МакМанус утверждает, что с приходом св. Патрика в стране «начинается величайшая ирландская эпоха» [21. Р. 109], так как, по мнению историка, он «изменил лицо нации и полностью изменил ее судьбу». Тем не менее, такие исследователи, как Майлз Диллон и Нора Чедвик, утверждают: с признанием того, что св. Патрик стал основателем епископской церкви на острове возникает проблема в определении ее авторитета, поскольку, по их мнению, ирландская церковь VI в. представляла собой в большей степени монастырскую, а не епископальную церковь [6. С. 212]. Никаких аутентичных сведений о прямых преемниках св. Патрика или о ранних епископах нет. По мнению исследователей, в Ирландии не было сильной центральной церковной власти, которая бы контролировала все монастыри страны [6. С. 213].
Н. Чедвик и М. Диллон отмечают, что каждый монастырь в Ирландии под руководством аббата получал полные права на землю и финансы, иногда разделяя их со светскими властителями, очевидно, покровителями монастырей. Некоторые нюансы монастырского управления раскрывает хронист Беда Достопочтенный, отметивший, что характерная черта церкви св. Колумба заключается в том, что ее главой всегда был священник [6. С. 228]. Для ирландских монастырей характерна модель «наследственности»: аббаты обычно были представителями рода основателя монастыря. Н. Чедвик склонна считать, что уже в VI в. в ирландской церкви существовала федерация монастырей [13. Р. 207]. Монашеское движение привело к созданию крупных монастырей (Кильдар, Корк, Клонард, Эмли и другие), которые были большими церковными центрами, civitates, или "городами" (как они себя называли). Такие центры были хорошо интегрированы в верхи общества, управляемые преимущественно аристократами, богатыми политическими авторитетами. Вместе с тем монастыри стали важными центрами экономической активности. Здесь было множество священнослужителей, епископов и священников, а также монахов, монахинь, дев, благочестивых мирян, монастырских арендаторов, ремесленников.
Одним из важнейших остается вопрос: в чем источники популярности монастырской организации ирландской церкви и отличие ее от епископальной? Шотландская исследовательница Агнес Мак-Кензи видит главное отличие ирландской церкви от континентальной в административной сфере и в
3 Teodorius - Феодосий II (греч. &eo8öaioq В' 408-450) - византийский император. До 421 года регентом была его сестра, Пульхерия, поэтому в «Анналах Ульстера» 432 год упоминается как девятый год его правления.
4 Xistus - Сикст III (лат. Xistus PP.III; 432 - 440) - Папа Римский.
5 «Патрик прибыл в Ирландию на девятый год правления Феодосия младшего, на первый год епископата Сик-ста, сорок второго епископа Римской Церкви».
положении епископов [9. С. 76]. Рассматривая природу административной власти епископа, она приходит к выводу, что причина различий заключается в том, что континентальная церковь возникла в империи, где в центре жизни был город, и она организована по тому же принципу. Ирландское общество имеет характер общины при отсутствии городов. Соответственно и церковь несла отпечаток специфического способа мышления местных жителей [9. С. 76].
Наряду с этим, важным фактором мировоззрения ирландцев мы считаем то, что долгое время ирландцы жили в обществе, в котором огромным авторитетом пользовались местные жрецы - друиды, занимавшие важное место в жизни населения. Но в данном контексте нам более важен их образ. Друид был не только жрецом в стандартном понимании этого слова. Он сосредоточивал в своих руках власть в обществе. По мнению Кристиана Гюйонварха и Француазы Леру, это видно из этимологии слова «друид» - dru-uid-es. Корень "uid" они рассматривают как омоним и переводят как «знание» или «дерево», объясняя это тем, что дерево во всем индоевропейском регионе являлось символом силы. Название «друид» сочетает в себе мудрость, знания и силу (то есть способность применять свои знания на практике) [5. С. 241]. В реальности эти люди вели уединенную аскетическую жизнь, живя удаленно от человеческих поселений, преимущественно в лесных чащах или пещерах [11. С. 56]. Таковыми для ирландцев были их жрецы - таинственные люди, наделенные способностью общаться с богами и влиять на жизнь окружающих с помощью магии и знания.
С изменениями в религиозной жизни населения друиды постепенно исчезают, однако мы считаем, что в традиции и менталитете населения могло на некоторое время остаться доверие к людям религии, которые исповедовали аскетический образ жизни. Таковыми могли восприниматься монахи, жившие отдельно от людей. В данном случае происходит наслоение новой религиозной структуры на предыдущий опыт населения, что и послужило росту популярности монахов в глазах людей. Таким образом, даже при условии равных позиций белого и черного духовенства, на начальных этапах существования Ирландской церкви местное население было склонно доверять монахам, что и обусловило рост их популярности.
Еще одной причиной, почему в Ирландии распространился монастырский уклад церкви, была то, что она была отдаленность от Рима: долгий период между ними не было прочной связи из-за нестабильной политической и религиозной ситуации в варварских королевствах в Европе, что препятствовало путешествиям. Эта ситуация способствовала изоляции ирландской церкви от континентальной, что могло сделать ее консервативной [6. С. 215]. Такое положение вещей может навести на мысль, что монастырская ирландская церковь была проявлением ереси. На самом деле это не было так. Она во всем была сторонницей установленной иерархии католической церкви с епископом во главе. Именно он освящал новые церкви и посвящал новых епископов [6. С. 214].
История Ирландии VI-IX вв. показывает, что монастырская жизнь была стержнем всей религиозной жизни острова. Большинство церквей основывалось при монастырях, статус аббата в административных функциях приравнивался к епископскому, частым было сочетание этих должностей в одном лице. Монастыри стали главными очагами культуры и образования на острове, и все ирландские миссионеры, которые действовали в Европе, были именно монахами [20. P. 36].
Так продолжалось до начала VIII в., а именно до 716 г., когда последний ирландский монастырь на о. Иона потерял свою религиозную независимость от Рима [8. С. 54]. Одновременно установились первые контакты ирландской церкви с викингами. Это произошло задолго до прямой агрессии скандинавов на острове. Российский исследователь Вадим Лурье, опираясь на данные хрониста Ди-куила, датируемые 825 г., отмечает, что именно после 716 г. ирландские монахи стали чаще переселяться за пределы Ирландии, преимущественно на северные острова, где они получили название «papar», в частности, на Фарерских островах и в Исландии [8. С. 54]. Другой источник, свидетельствующий о присутствии ирландских монахов в Исландии, - «Книга о исландцах» Ари Торгильссона Мудрого, где упоминаются ирландцы, которых викинги встретили на острове [10. С. 19].
Исландский исследователь Йоун Хьяульмарссон убежден, что ирландские монахи не были постоянными жителями острова, а прибывали туда в поисках одиночества [10. С. 18]. Тем не менее, В. Лурье считает, что причина появления ирландских поселений - в религиозных противоречиях с Римом [8. С. 53], что может указывать на длительный период их существования. Так, или иначе, первая встреча ирландского духовенства с викингами не была мирной. Вследствие норвежской колонизации монахи - papar были вынуждены спешно покинуть остров [10. С. 19].
Следующая встреча состоится уже на территории Ирландии, она тоже была негативной для духовенства. «Анналы Ульстера» в записи 7956 года сообщают: «Loscadh Rechrainne7 o geinntib, 7 scri do [cho] scradh 7 do lomradh»8 [2. P. 274]. Это событие ничем не отличается среди других нападений викингов. Их действия носили грабительский характер и были направлены на обогащение, что в дальнейшем должно были привести к определению характера отношений между викингами и христианской церковью. Уже в 798 г. были совершены нападения на новые религиозные центры: «Inis Pádraicc do loscadh la hAllmuirechaibh, 7 sgrín Dochonna do bhreith dhoibh, 7 inredha do dhenamh dhóibh chena etir Erinn 7 Albain»9 [1. P. 400].
Такие нападения характерны для всего периода эпохи викингов в Ирландии. Тем не менее, они были более частыми именно на начальном этапе деятельности викингов на острове, в 795-837 гг. Чарльз Доэрти указывает, что в этот период происходили изолированные одиночные рейды викингов [14. P. 295]. Многочисленные незащищенные монастыри были удобной мишенью для быстрых нападений иностранцев-язычников. Анналы сообщают о многочисленных ограблениях и разрушениях храмов в Ирландии, которые сопровождались убийствами. Так, в 806 г. находим сообщение об убийстве общины монастыря: «Familia Iae occisa est a gentilibus, id est .lxuiii»10[2. P. 290]. В 831 и 845 гг. ситуация повторилась, на этот раз касаясь большого религиозного центра на севере Ирландии - Армы. Эти случаи показывают, что тактика викингов не была однообразной. В 845 г. сообщается о захвате в плен примата монастыря в Арме: «Forannán, primhaidh Arda Macha, do erghabháil do Ghallaibh i cCluain Chomharda, co na mhionnaibh 7 co na mhuinntir, 7 a mbreth leo dia longaibh go Luimneach»11 [1. Р. 466]. Захват в плен мог осуществляться с целью рабства или целью дальнейшего выкупа, если речь шла о высокопоставленной религиозной персоне, как та, что указана в вышеупомянутом отрывке. Тем не менее, дальнейшая судьба Фораннан, примата Арми, остается неизвестной: упоминание о его пленении - единственное сообщение в анналах об этой личности.
Со временем постоянные нападения заставили монастыри прибегать к защитным действиям. Анналы сохранили память о некоторых из них. В частности, о случае, который произошел в 828 г., когда община монастыря Тех Мунна совместно с Кайпре, королем Уи Кенселайга, одержала победу над викингами: «Cathraoineadh for Gentibh re Coirpri mac Cathail, Rí H. Cinsilaigh, ocus ré muinter Tighe Munda»12 [6. P. 136]. Тем не менее, мы считаем это скорее единичными случаями инициативы местной общины, нежели контролируемым церковной властью процессом. Такая реакция на угрозу вызвана насущной необходимостью. Хроники не сообщают о похожих случаях, поэтому мы не можем с уверенностью сказать, что с какого-то периода началось активное сопротивление общин монастырей викингам. Более того, в приведенном случае мы видим, что монахи выступают как союзники короля. Мы считаем, что именно присутствие войск короля способствовало тому, что монастырь при поддержке реальной силы решил дать отпор нападению.
Таким образом, ирландские анналы характеризуют отношения викингов и церкви как враждебные. Более того, рассматривая викингов как geinnti и gallaibh13, монахи, авторы хроник, противопоставляют их христианским ирландцам. В таком случае любых других отношений между Церковью и язычниками не могло быть. Это действительно так, однако при условии, что эти отношения не явля-
6 «Анналы Ульстера» сообщают это событие под 794 годом. Такое отличие связано с тем, что для датировки авторы анналов использовали систему январских календ, однако в записях 457-572 годов авторы потеряли ряд календ, в результате чего произошло смещение хронологии на 8 лет. В дальнейшем произошло восстановление датировки, однако во временном промежутке, который нас интересует (663-1013 гг.) отличие составляет один год. «Анналы Ульстера» стали основой для написания «Анналов четырех мастеров», потому и в них встречаем отличие в хронологии, которая местами достигает 4 лет. Здесь и далее мы используем общепринятую, исправленную хронологию [подр. см.: 22].
7 Ратлин - остров в 10 км. от северо-восточного побережья Ирландии. Сейчас принадлежит Великобритании.
8 «Ратлин был сожжен и храм был разорван и ограблен».
9 «Остров Св. Патрика был сожжен иностранцами и храм Дохона был разрушен ими, и они также вторглись в Ирландию и Шотландию».
10 «Община Ие была убита язычниками, а это восемьдесят шесть [человек. - Д. Л.]».
11 «Фораннан, примат Армы, был захвачен в плен язычниками в Клуан Комарди с предметами преклонения и с его общиной, и их забрали на кораблях в Лимерик».
12 «Разгром язычников [осуществлен. - Д. Л.] Кайпре, сыном Катхала, королем Уи Кенселайга и общиной Тех Мунна».
13 Geinnti и gallaibh - с древнеирландского языка "язычники" и "иностранцы" соответственно.
ются политическим. Церковь как политический институт могла действовать в своих собственных интересах, а религия сама неоднократно выступала как инструмент дипломатических связей и средство воздействия на элиту викингов.
Отношения «церковь - викинги» кардинально отличаются от картины, которая обычно представлена на страницах ирландских анналов. Британская исследовательница Клара Донхам убеждена, что викинги Дублина начали адаптироваться к христианству еще на ранних этапах своего пребывания на острове [17. P. 15]. Такое отношение полностью противоположно стереотипным представлениям о викингах-язычниках. В своем исследовании она обратила внимание, что образ викингов, как грабителей и язычников, бытует в ирландской литературе IX-XI вв., что не всегда соответствовало тогдашним реалиям. В подтверждение исследовательница обращает внимание на английские источники этого периода. К. Донхам отмечает, что, если в сообщении о нападении викингов на Линдис-фарн в 793 г. язычество - один из главных атрибутов викингов, то уже в истории св. Кутберта14, которая датируется XI в., присутствует упоминание о разной религиозной принадлежности викингов [17. P. 15]. Речь идет о викингах во главе с Готфридом, который при посредничестве аббата Карлайла (графство Камбрия, Англия) Еадреда стал королем Нортумбрии в конце IX в. Важен в этой ситуации тот факт, что новый король дал клятву верности на теле св. Кутберта [17. P. 15]. Считаем, что этот случай - не только доказательство того, что викинги шли на сотрудничество с представителями церкви, когда им это было выгодно, но и подтверждение их беспристрастного отношения к другой религии, в частности, христианству.
Сложен вопрос, как именно викинги Ирландии постепенно стали принимать христианскую религию и почему они это сделали. В историографии существует несколько версий относительно точной даты, и все они колеблются между серединой IX в. (когда викинги начали оседать среди местного населения) и началом XI в. (когда была основана епархия в Дублине, а король викингов отправился в Рим в качестве пилигрима) [8. P. 2]. Тем не менее, мы считаем, что некорректно определение точной даты, когда именно викинги начали принимать христианство в Ирландии. Скандинавы, селившиеся на острове, так или иначе уже были знакомы с новой религией, поскольку прибыли туда из Британии и Шотландии. Это не были викинги, приходившие на остров на начальном этапе с берегов Норвегии или Дании. Подавляющее большинство нападений в IX в. осуществлялось с берегов Шотландии, а сама династия викингов Дублина, позже захватившая власть в Йорке, была шотландского происхождения [23. P. 300, 297]. Находясь долгое время среди христиан и оставаясь, как показывают источники, открытыми для новой религии отдельные представители викингов могли принять христианство и быть крещеными до путешествия в Ирландию. В таких условиях, мы считаем, говорить о начале крещения викингов на острове невозможно - оно началось за ее пределами. Поэтому предлагаем пересмотреть вопрос и выяснить, когда именно на острове появились случаи массового принятия христианства и каковы причины этого процесса.
В связи со спецификой письменных источников подавляющее большинство сведений о крещении викингов касается исключительно их правителей. Так в 873 г. Анналы Ульстера сообщают о смерти Ивара Бескостного15, уточняя, что этот уважаемый викинг умер христианином [24. P. 48]. Такая ситуация долгое время остается неизменной. В 980 г. Олаф, король Дублина16, был похоронен в монастыре о. Иона рядом с христианскими правителями [12. P. 2], - факт, говорящий о статусе самого Олафа в глазах местных ирландцев. Можем предположить, что они рассматривали его не как geinnti и gallaibh, а как полноценного правителя, равного ирландским королям.
Однако такие факты еще не говорят о картине крещения в целом. Викинги, имевшие мощную языческую культуру, тяжело отказывались от предыдущих обычаев. Часты были случаи, когда отдельные крещеные следовали новой религии, а их дети возвращались к религии своих предков [24. P. 50].
Так, в частности, «Книга о заселении Исландии»17 сообщает о Хельги Худом18 следующий факт: «Helgi enn magri fór til islands meó konu sína ok born; &ar var ok meó honum Hámundr heljarskinn,
14 Св. Кутберт Линдисфарнский (бл. 634-687) - епископ Линдисфарна в 685-687 гг.
15 Ивар Бескостный (древнесканд. Ivarr Ragnarsson (?-873) - лидер викингов, сын полулегендарного конунга Рагнара Лодброка. Предполагаемый основатель Дублинской династии викингов.
16 Олаф III Куаран (древнесканд. - 01а/г Sigtryggsson, древнеирл. - Amlaibh Сиагап (927-980) - вождь викингов, король Нортумбрии и Дублина, из Дублинской династии Ивара.
17 Книга о заселении Исландии (исл. Landnаmabдk) - исландский средневековый текст, датированный XIII в., раскрывающий детали заселения Исландии норвежцами в !Х-Х вв.
mágr hans, er átti Ingunni, dóttur Helga. Helgi var blandinn mjök í trú; Hann trüöi á Krist, en hét á &ór til sjófara ok haröraöa»19 [4. S. 151]. Из данного примера видно, что для викингов была характерна непоследовательность. Можно предположить, что в целом им трудно было отказаться от старых верований, отсюда колебания, которые мы наблюдаем на примере Хельги Худого.
Период перехода к новой религии отразился и в искусстве. Путаница в верованиях отразилась в появлении каменных крестов, которые викинги устанавливали на севере Англии и на о. Мэн. Будучи символом христианства, они несли на себе изображения сюжетов, для него не типичных. Так, на кресте с Госфорт (графство Камбрия) находим сцены убийства волка Видара и наказания Локи [24. P. 51], -прямое свидетельство того, что, переходя в новую религию, викинги не теряли веры в богов своих предков.
В таком случае важно понять причины, по которым часть викингов в Ирландии уже во второй половине IX в. стала принимать христианство. Исходя из случаев параллельного почитания двух религий, считаем, что причины изменений следует искать в политической плоскости. В случае с Оло-фом III Куараном: христианская религия позволяла ему получить статус, которого не имели другие викинги, а именно: быть похороненным среди королей Ирландии. Это позволяло легитимизировать свою власть в глазах местного населения. Можно говорить, что, наряду с политическими причинами, есть и определенное желание викингов адаптироваться к жизни на острове. Понимая важность вопроса религии, они легко меняли ее и манипулировали этим вопросом ради своей выгоды.
Учитывая сказанное, важно понять, были ли в этом процессе интересы ирландской церкви. В соседней Британии местные правители активно использовали крещение как инструмент управления викингами. Принятие христианства в определенной степени позволяло установить мир, уменьшить агрессию норманнов и ограничить их деятельность [12. P. 4]. Британские короли часто выступали «спонсорами» такого крещения. Так, в 926 г. король Этельстан (893-939) поспособствовал принятию христианства Зигфридом, внуком Ивара [17. P. 18].
В Ирландии ситуация была кардинально другая, хотя образ королей как поборников и защитников христианства и господствовал в литературе. В частности, читаем на страницах «Войны между ирландцами и иностранцами»21 о Бриана Бору (941-1014): король изображен в саге как защитник Ирландии, христианства и ярый противник викингов. Образ стал каноническим и в дальнейшем не раз становился примером при описании битвы при Клонтарфе 1014 года [15. P. 21].
Тем не менее, местные правители не играли ведущей роли в вопросах религиозного объединения своих земель и внедрения политики распространения христианства, как это было в Британии [12. P. 4]. Мы считаем, что причин для этого было две. Во-первых, как показано выше, из-за своеобразной традиции церковь в Ирландии имела автономный статус и была в большинстве случаев независимой от светской власти. Во-вторых, ввиду обилия независимых государственных образований, между правителями которых не было единства, возникали частые междоусобные войны, так что вопросы религии отошли на второй план.
Так, или иначе, викинги в Ирландии принимали христианство, хотя менее активно. Все норманнские короли, правившие в Дублине в течение Х в., крестились [24. P. 52]. Оставаясь без поддержки светской власти, церковь в Ирландии действовала по своему усмотрению. Поэтому, с одной стороны мы встречаем примеры союзов между монастырскими общинами и викингами, с другой - видим отсутствие компромисса в религиозном вопросе и попытки церкви повлиять на политику Дублина [12. P. 5]. Говард Кларк как результат такого противоречия отмечает: в политическом смысле Дублин был территорией подвластной лидерам викингов, но продолжал оставаться субъектом ирландской церковной юрисдикции, поскольку ирландская церковь по своему характеру была собранием политических единиц, «церковным государством», где епархии соседствовали с королевствами [12. P. 5].
18 Хельги Худой (древнесканд. Helgi hinn magri) - первооткрыватель берегов Эйя - фьорда в Исландии.
19 «Хельги Худой прибыл в Исландию со своей женой и детьми. С ним был также его зять Хамунди Темная Кожа, который женился на Ингунн, дочери Хельги. Хельги был очень непоследовательный в вере. Он верил в Христа, но молился Тору перед морской поездкой или при трудностях».
20 Видар (древнесканд. Viöarr) - скандинавский бог мести и молчания.
Локи (древнесканд. Loki, Loptr или Hveörungr) - скандинавский бог хитрости и обмана.
21 "Война между ирландцами и иностранцами" (ирл. - Cogad Gaedel re Gallaib) - средневековый ирландский текст XII в., описывающий победу Верховного короля Ирландии Бриана Бору (ирл. Brian Böraimhe) над викингами в битве при Клонтарфе в 1014 г.
Таким образом, в Ирландии, в отличие от соседней Британии, церковь действовала по своему усмотрению. Считаем, что можно говорить об отсутствии четкой политики в христианизации викингов на острове. Ирландская церковь была способна рассматривать их и как противников, и как союзников, что, по нашему мнению, повлияло на отсутствие массовой христианизации викингов. Еще в Х в. (на который приходится наибольшее число упоминаний о крещении скандинавов), есть достаточно примеров существования язычества. Ирландская исследовательница Эйн Уолш упоминает о реликвии - кольце Тора, которое было вывезено с Дублин королем Маелсехнайллом II в 994 г. [24. P. 52]. Реликвия была важна как составная часть языческого ритуала.
Так или иначе, несмотря на отсутствие общей политики в вопросе крещения викингов, местные власти косвенно присоединилась к этому процессу. Речь идет о династических браках, которые заключались ирландскими правителями с викингами; все они требовали принятия христианства. Несмотря на то, что контакты между викингами и ирландцами начались еще в конце VIII в., о браках между представителями двух народов можно говорить, только начиная с конца IX в. В 883 г. «Хроника скоттов» сообщает: «Morss mic Ausile o Otir mac Eirgni, ocus о Muirgil ingen Maoilechlainn»22 [4. P. 168]. Данный отрывок демонстрирует сотрудничество между викингом и дочерью короля. К. Донхам видит в этом примере первый задокументированный намек на практику брачных отношений [17. P. 22].
В дальнейшем количество таких браков увеличивалось. Так викинги, Дублина находились в тесной связи с династией Уи Нейлл23, в то время едва ли не самой мощной из династий на острове. Брачные отношения этих двух образований прослеживаются сквозь поколения, поэтому религиозная составляющая, а именно крещение женихов-викингов - стала их обязательной составляющей [17. P. 23].
Таким образом, мы показали, что вопрос взаимоотношений между викингами и ирландской церкви является сложным. С одной стороны, наблюдается противостояние между языческой и христианской традициями, что отражено на страницах ирландских хроник, и одним из проявлений противостояния являлись частые нападения викингов на монастыри и их попытки делать отпор. С другой стороны, мы имеем историю вне записей хроник. Она показывает, что отношения скандинавских воинов и церкви не были однозначными. Наряду со свидетельствами противостояния существуют и доказательства сотрудничества между ними, существовавшего тогда, когда оно было выгодно обеим сторонам. Вместе с тем продолжался процесс христианизации викингов. Он начался еще за пределами Ирландии и, ввиду специфики политической и религиозной ситуации на острове, получил ряд характерных черт, в частности:
1) викинги не всегда отказываются от своей языческой традиции, что приводит к симбиозу двух религий;
2) христианизация касается преимущественно элиты и правящей верхушки викингов, среди которых особенно выделяется Дублинская династия Ивара, тесно связанная с династией верховных королей Ирландии Уи Нейл;
3) процесс христианизации становится инструментом политического влияния и манипуляции как со стороны местных властей, так и со стороны самих викингов.
С учетом специфики христианизации, сложным остается вопрос об интенсивности этого процесса. Зависимость его от политической ситуации на острове не позволяет говорить о массовом и постоянном принятии христианства всеми викингами острова. Тем не менее пик этого процесса приходится на вторую половину IX - первую половину Х вв. Вместе с тем, как мы показали, вопросы взаимоотношений между ирландской церковью и викингами таковы, что представляется невозможным охарактеризовать их однозначно как отношения противостояния или сотрудничества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Annals of the Kingdom of Ireland, by the Four Masters. V. I. Dublin, 1856.
2. Annals of Ulster. V. I A. D. 431-1056. Dublin, 1887.
3. Chronicum Scotorum. L., 1866.
4. Porgilsson Ari. Landnamabok. Reykjavik, 1891.
22 «Убийство сына Ойсиля Оттаром, сыном Ейргне, и Мургелой, дочерью Маелсенайлла»
23 Уи Нейлл (ирл. Ш ШШ - «от Ниалла») - ирландская династия, ведущая свое начало от полуисторического Верховного короля Ниалла Девяти Заложников (ирл. - №а11 Noígíallach (ГУ-У вв.).
5. Гюйонварх К. Ж., Леру Ф. Кельтская цивилизация. СПб., 2001.
6. Диллон М., Чедвик Н. История кельтских королевств. М., 2006.
7. Лисин Д. Образ викингов в ирландской литературе VIII - XI вв. // Rossica Antiqua. № 2/8. СПб., 2013.
8. Лурье В. Кельтская церковь вне общения с Римом: к определению круга источников // Кельтская церковь. Антология. М., 2006.
9. Мак-Кензи А. Кельтская Шотландия. М., 2008.
10. Хьяульмарссон Й. Р. История Исландии. М., 2003.
11. Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. М., 2005.
12. Abrams L. Conversion and the Church in Viking - Age Ireland // The Viking Age: Ireland and the West. Dublin, 2010.
13. ChadwickN. The Celts. L., 1997.
14. Doherty C. The Vikings in Ireland: a Review // Ireland and Scandinavia in the Early Viking Age. Dublin, 1998.
15. Downham C. The Battle of Clontarf in Irish History and Legend // History Ireland. Dublin, 2005.
16. Downham C. The Good, the Bad, and the Ugly: Portrayals of Vikings in "The Fragmentary Annals of Ireland" // The Medieval Chronicle. V. 3. Amsterdam; New York, 2005.
17. Downham C. Religious and Cultural Boundaries between Vikings and Irish: The Evidence of Conversion // The March in the Islands of the Medieval West / E. O'Byrne, J. Ni Ghradaigh. Leiden; Brill, 2012.
18. Downham C. Viking identities in Ireland: it's not all black and white. // Medieval Dublin. V. 11. Dublin, 2011.
19. Grzybowski S. Historia Irlandii. Wroclaw; Warszawa; Krakow, 2003.
20. Herren M. W., Brown S. A. Christ in Celtic Christianity: Britain and Ireland from the Fifth to the Tenth Century. Woodbridge, 2002.
21. MacManus S. The History of Irish Race. NY., 1974.
22. McCarthy D. P. The Irish Annals: Their Genesis, Evolution and History. Dublin, 2008.
23. О Corrain D. Vikings in Ireland and Scotland in the Ninth Century // Peritia, 12. Cork, 1998.
24. Walsh A. Scandinavian Relations with Ireland during the Viking Period. Dublin; London, 1922.
Поступила в редакцию 16.06.14
D.S. Lisin
ISSUE OF THE RELIGION IN INTERRELATIONS OF VIKINGS AND IRISH IN THE END OF 8 - THE BEGINNING OF 11 CENTURIES
The article presents the specific of the intercourse between the Vikings and the Christian Church in Ireland. Two areas of these relations: religious and political are outlined. The main stages of the formation and features of the Irish Church, and also the process of Christianization of Irish Vikings are defined. Based on the analysis of sources, the author comes to the conclusion that the question of relations of the Scandinavians and the Church in Ireland has two sides. On the one hand is the history of annals, which shows the confrontation between Christians and pagans and on the other hand - the facts that suggests the cooperation between the two sides.
Keywords: Vikings, Irish Church, St. Patrick, Dublin, Ui Neill, geinnti, gallaibh.
Лисин Дмитрий Сергеевич, аспирант
Львовский национальный университет им. Ивана 79000, Украина, г. Львов, ул. Университетская, 1 E-mail: dimalisin13@gmail.com
Lisin D.S., postgraduate student The Ivan Franko National University of Lviv 79000, Ukraine, Lviv, Universitetskaya st., 1 E-mail: dimalisin13@gmail.com