В.В. МЫЛЬНИКОВ,
старший инспектор центра командно-штабных учений,
кандидат юридических наук
Е.А. СУМИНА,
старший инспектор отделения комплектования переменным составом ОК УРЛС,
кандидат юридических наук §
(Академия управления МВД России) I
£
V.V. MYLNIKOV, х
senior inspector of the command staff training center, S
candidate of law sciences 5
<
E.A. SUMINA, h s
senior inspector of
branch manning by variable composition of branch of department of work with the staff, o q¡
candidate of law sciences § q (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia) & о
<9
УДК 342.9 ы s о н
Мвд россии Р
С И
The main directions of implementation of distance learning g |
in educational institutions of the Interior Ministry of Russia < |
£ u и Ш
В статье рассмотрены основные направ- This article describes the main directions of im- E ° ления внедрения дистанционного обучения в plementation of distance learning in educational образовательные организации системы МВД institutions of the system of the Interior Ministry of России. Russia.
основные направления внедрения дистанционного обучения в образовательные организации системы
Дистанционное обучение, основные виды учебной деятельности, информационные образовательные ресурсы, схемы дистанционного обучения, программно-аппаратная инфраструктура.
Distance learning, main types of educational activity, information educational resources, scheme of remote training, hardware - software infrastructure.
В настоящее время в России и ряде зарубежных стран функционируют образовательные организации, которые полностью или частично используют систему дистанционного обучения. По данным Министерства образования и науки РФ за 2013 г., двести российских вузов используют в учебном процессе дистанционную форму обучения. [7]. Это открывает широкие возможности не только для получения образования, но и (что особенно ценно) для развития системы подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Решению именно этой важной
задачи огромное внимание уделяется в МВД России.
Однако, по оценкам экспертов Министерства образования и науки РФ, развитие информационных технологий и дистанционного обучения в России идет довольно медленно вследствие следующих факторов:
— несовершенства законодательной базы по использованию в учебном процессе дистанционного обучения;
— недостаточного количества педагогических кадров, готовых к использованию информационно-телекоммуникационных технологий;
SB
£
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
о
м
<
а С
S н и
0
1
л
<
и н
и , с Ы ' S
Р I
< £ Sc:
S и и ш с О
и О 03
о
а
?
84
— отсутствия высокоскоростной связи на территории регионов для развития информационных сетей;
— недостаточных вложений финансовых средств в развитие образовательных информационных технологий [2].
Вместе с тем создание региональных порталов на коммуникативной платформе Единой информационной телекоммуникационной системы органов внутренних дел МВД России дало возможность внедрения отдельных элементов системы дистанционного обучения в учебный процесс образовательных организаций МВД России.
Например, в ВИПК МВД России накоплен определенный опыт в применении отдельных элементов системы дистанционного обучения. Так, в учебном процессе в рамках дистанционного обучения реализуются тестирование, проведение региональных мероприятий, видеоконференций, семинаров. Сформировано подразделение (Центр информационных и компьютерных технологий), обеспечивающее создание и сопровождение системы дистанционного обучения, телекоммуникационной связи Института и пунктов обучения [4]. Заслуживает внимания используемая в Санкт-Петербургском университете МВД России кейсово-сетевая технология, основанная на комплектовании наборов мультимедийных учебно-методических материалов на электронных носителях по программе обучения и включающая формы интерактивного взаимодействия участников учебного процесса на основе использования сети Интернет и Единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел, интегрирующей коммуникационные, информационные, сетевые и вычислительные ресурсы.
Академия управления МВД России является «локомотивом» в деятельности по подготовке и повышению квалификации руководящего состава органов внутренних дел. Начиная с 2010 г. Академия управления МВД России поэтапно внедряет в учебный процесс отдельные элементы системы дистанционных образовательных технологий. Так, введены в эксплуатацию и работают 13 учебных полигонов кафедр, позволяющих моделировать работу руководителя органов внутренних дел по всем направлениям деятельности на разных территориальных уровнях. Разработана единая стратегия по их учебно-методическому обеспечению. Создан специальный полигон для обучения руководителей органов внутренних дел взаимодействию со средствами массовой информации. На базе полигона в рамках 40-часового учебного курса «Организация общественных связей» проводятся активные формы обучения (учения, игры, тренинги), в ходе которых отрабатываются навыки организации взаимодействия руководителей органов
внутренних дел со средствами массовой информации и общественными организациями. Впервые реализована идея виртуального учебного полигона «Электронный ОВД» [3]. С внедрением в учебный процесс элементов системы дистанционных образовательных технологий создаются условия для сокращения времени пребывания слушателей на сессиях при заочной форме обучения, и как следствие — минимизация финансовых затрат МВД России, связанных с направлением сотрудников для обучения.
Кроме того, изучение отечественного и зарубежного опыта работы системы дистанционного обучения позволило выработать следующие предложения в правовое, организационное, учебно-методическое и программно-техническое обеспечение внедрения системы дистанционного обучения в образовательные организации МВД России.
В качестве правового обеспечения дистанционного обучения отметим разработку нормативных правовых актов в МВД России, локальных нормативных актов в образовательных организациях МВД России, регулирующих деятельность системы дистанционного обучения (приказы, распоряжения, положения и др.).
Организационное обеспечение проявляется в формировании подразделения, которое по своим прямым функциям обеспечивает работу по данному направлению; подборе и расстановке специалистов для работы в информационно-образовательной среде, а также специалистов в предметных областях, хорошо знакомых со спецификой и современными тенденциями в системе образования, современными концепциями, теориями, педагогическими технологиями и психологическими особенностями в организации процесса дистанционного обучения.
Основные виды учебной деятельности, используемые при дистанционном обучении (учебно-методическое обеспечение), подразделяются на:
— лекции, реализуемые во всех технологических средах: работа в аудитории с электронными учебными курсами, в сетевом компьютерном классе в системе online (система общения педагогического работника и обучающихся в режиме реального времени) и системе offline (система общения, при которой педагогический работник и обучающиеся обмениваются информацией с временным промежутком) в форме теле- и видеолекций и лекций-презентаций;
— практические и семинарские занятия во всех технологических средах: видеоконференции, собеседования в режиме «chat» (система общения, при которой участники, подключенные к сети Интернет, обсуждают заданную тему короткими текстовыми сообщениями
в режиме реального времени), занятия в компьютерных классах, профессиональные тренинги с использованием телекоммуникационных технологий;
— учебная практика, реализация которой возможна посредством информационных технологий;
— индивидуальные и групповые консультации, реализуемые во всех технологических средах (электронная почта, ^а^конференции, форумы, видеоконференции);
— материалы для самостоятельной работы обучающихся, включающей изучение основных и дополнительных учебно-методических материалов, выполнение практических, графических, тестовых и иных заданий, выпускных квалификационных работ, контрольных работ и рефератов, работу с интерактивными учебниками и учебно-методическими материалами, в том числе с сетевыми или автономными мультимедийными электронными учебниками, практикумами, работу с базами данных удаленного доступа.
Кроме того, в учебно-методический комплекс мероприятий входит подготовка информационных образовательных ресурсов на различных типах носителей, которые должны соответствовать нормативным требованиям к уровню подготовки обучающихся по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам и включать в себя:
— электронный фонд основной учебной и учебно-методической литературы;
— фонд электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине либо специальных кейсов, индивидуальных комплектов, учебно-методических материалов с использованием мультимедийных средств;
— фонд электронных периодических изданий, укомплектованный изданиями, соответствующими профилям основных или дополнительных профессиональных образовательных программ, справочно-библиографическими, а также массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями;
— фонд научной литературы, представленный монографиями и периодическими научными изданиями по профилю каждой основной образовательной программы в электронном виде;
— фонд аттестационных материалов в электронном виде.
Использование виртуальных классов при проведении дистанционного обучения позволяет полностью воспроизвести обучение, аналогичное обучению в обычном классе. Обучаемые могут говорить друг с другом, видеть друг друга, писать друг другу, писать на виртуальной доске, которую видят все слушатели и преподаватель, предоставлять доступ к своим мате-
риалам, работать с программными продуктами, установленными на рабочем месте другого пользователя, и т. д.
Помимо материалов учебно-методического комплекса по каждой дисциплине, обучаемым часто необходимы дополнительные материалы, которые они могут использовать во время дистанционного обучения. Для упрощения доступа к материалам, формирования эффективного поиска слушателям во время дистанционного обучения предоставляется доступ к электронным библиотекам. В том числе при проведении дистанционного обучения слушателям часто предоставляют доступ к электронным библиотекам нормативно-справочной информации.
Дистанционное обучение может проводиться с использованием различных схем, комбинирующих средства дистанционного обучения, а именно:
— дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов;
— дистанционное обучение с использованием тренажеров;
— дистанционное обучение с использованием вебинаров;
— дистанционное обучение с использованием видеоуроков;
— полностью самостоятельное дистанционное обучение с использованием электронных учебников.
Наиболее распространенной на сегодня схемой проведения дистанционного обучения является дистанционное обучение с использованием дистанционных курсов. В рамках данной схемы осуществляется комбинирование синхронного и асинхронного обучения. Чаще всего при использовании данной схемы проведения дистанционного обучения в начале обучения проводится синхронное обучение, в рамках которого слушатели дистанционного обучения общаются с преподавателем. В дальнейшем они полностью учатся самостоятельно, получая необходимую им методическую поддержку. В случае если дистанционный курс достаточно большой, в процессе дистанционного обучения периодически проводятся опИпе-занятия с преподавателем.
Достаточно распространена схема проведения дистанционного обучения, при которой оно комбинируется с традиционным очным обучением [1].
Образовательная организация при использовании интернет-технологий должна быть обеспечена:
— информационно-образовательным веб-сайтом или порталом;
— доступом в сеть Интернет, собственной сетью телекоммуникаций, обеспечивающей подключение удаленных пользователей и воз-
а
О
X
X
л
<
и н S
X
<
а
X О
о ва
ьй <
Ä а S С
S н и о X
л
<
и н
и , с Ы ' S
Р х
< 5 8 с
S и и ш с о
85
£
а
0
X
1
л
<
и н S
I
<
а
X О
о ва
ьй <
Ä а S С
И О bS
и и
У S
I—
о
U-
ы о оэ о а
5
S н и
0
1
л
<
и н
и , с Ы ' S
Р S о ££ < и
Sc:
s и и ш с о
можности их работы с информационно-образовательными ресурсами;
— средствами оперативной синхронной и асинхронной связи на образовательном веб-сайте всех участников образовательного процесса в информационно-образовательной среде (дискуссионный форум, телеконференция, электронная почта и т. п.);
— образовательными ресурсами, размещенными в информационно-образовательной среде, где образован распределенный банк данных, к которому должен иметь гарантированный доступ по индивидуальному паролю каждый обучающийся;
— возможностью доступа к средствам телекоммуникаций, позволяющим участвовать в учебном процессе и вести учебно-методическую и научную работу;
— круглосуточным режимом работы серверного оборудования [6].
При создании развитой высокоскоростной сетевой инфраструктуры, связывающей образовательную организацию с обучающимися, учебный контент (дистанционные курсы) доставляется слушателю на носителях информации (например, CD-ROM). При проведении дистанционного обучения в этом случае в основном используется две модели. В рамках первой модели учебный контент хранится у слушателя
Список литературы
1. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М., 2010.
2. Бутырин Г.Н., Ефимов Н.Н., Нечаев В.Я. Дистанционное образование по оценкам экспертов // Дистанционное и виртуальное обучение. 2012. № 8.
3. Гордиенко В.В. Академия управления: вчера, сегодня, завтра // Труды Академии управления МВД России. 2009. № 9.
4. Демидов Ю.Н., Никулин В.В. Организация дистанционного обучения на базе современных инструментальных средств в ВИПК
дистанционного обучения локально, а обмен с системой дистанционного обучения посредством сети Интернет осуществляется только информацией, касающейся результатов обучения. В случае использования второй модели слушатель дистанционного обучения в принципе не имеет связи с системой дистанционного обучения. Результаты обучения отправляются слушателем вручную с использованием электронной почты. Чтобы слушатель не мог внести изменения в результат дистанционного обучения, он ему в явном виде не предоставляется, осуществляется шифрование.
Единственным специализированным средством дистанционного обучения, входящим в первую десятку средств дистанционного обучения, является система дистанционного обучения Moodle. Это легко объяснимо, так как данное средство дистанционного обучения обладает довольно широким функционалом и при этом является бесплатным [5].
Реализация указанных предложений будет способствовать решению важной задачи — формированию единой образовательной информационно-телекоммуникационной системы МВД России и служить эффективному внедрению элементов дистанционного обучения в учебный процесс образовательных организаций МВД России.
МВД России // Вестник МВД России. 2010. № 2.
5. Пасхчи Е.И. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития. М., 2011.
6. Роберт И.В., Поляков В.А. Основные направления научных исследований в области информатизации профессионального образования. URL: http://www.informatika (дата обращения: 12.03.2015).
7. Рыбина Л.И. Каким будет российский вуз // Люди, перспективы. 2014. № 19.
Тел.: 8 (499) 745-95-82
86