УДК 332
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Куприн А.А., к.э.н., доцент, СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ
В статье рассматриваются основные направления совершенствования управления жилищно-коммунальным хозяйством и пути их решения, что связано с существенным износом основных фондов, несоответствием финансового состояния условий управления компаний и организаций ЖКХ условиям рыночной экономики, отсутствие качества предоставляемых услуг, низкой отдачи от использования ресурсов и недостаточного внедрения инновационных технологий по сбережению энергии в области ЖКХ.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство; потенциал энергосбережения в ЖКХ; управление инновациями энергосбережения ЖКХ; рынок жилищно-коммунальных услуг
THE BASIC DIRECTIONS OF PERFECTION OF MANAGEMENT OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES AND WAYS OF THEIR DECISION
Kuprin A., Ph.D., assistant professor, FSEIHE «Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration»
In clause the basic directions of perfection of management by housing and communal services and ways of their decision that is connected with essential deterioration of a fixed capital, discrepancy of a monetary condition of the companies and the organizations of housing and communal services to conditions of market economy, absence of quality of given services, low feedback from use of resources and insufficient introduction of innovative technologies under the savings of energy in the field of housing and communal services are considered.
Keywords: housing and communal services; potential savings of energy in housing and communal services; management of innovations энергосбережения housing and communal services; the market of housing-and-municipal services.
В настоящий период времени жилищно-коммунальное хозяйство являются одним из самых важных секторов экономики России, и одновременно, самых затратных и энергонеэффективных отраслей российской экономики. Особенно это касается области решения вопросов энергосбережения учитывая необходимое и определённое качество среды жизнедеятельности человека, поскольку ее функционирование, т.е. все параметры функционирования этой системы не только должны находиться в в определенных пределах, определяемых нормами, но и требуют существенных энергетических затрат, связанных с эксплуатацией жилых зданий и иных производственных объектов. Учитывая, что (оценка исследователей) свыше 60% энергии, потребляемой при эксплуатации объектов недвижимости, приходится на обслуживание систем отопления, вентиляции и кондиционирования, где на долю жилищно-коммунального хозяйства, на потребление энергоресурсов приходится более 25%, что составляет около 30% общего объема основных фондов РФ1.
Поэтому неудивительно, что на данный момент в системе жилищно-коммунального хозяйства существует проблема, связанная - во первых с существенным износом основных фондов, во-вторых с несоответствием финансового состояния условий управления компаний и организаций жилищно-коммунального хозяйства с условиями рыночной экономики, третьих существующей высокой кредиторской и дебиторской задолженностью, отсутствием качества предоставляемых услуг и четвертых низкой отдачей от использования ресурсов и недостаточного внедрения нововведений, инновационных методов и технологий направленных рациональное использование и экономию энергии.
В настоящее время по оценкам Министерства энергетики России, запас энергосбережения жилищно-коммунального хозяйства составляет 27-38% от общего уровня энергосбережения в РФ (380 - 450 миллионов тонн условного топлива), а запасы энергосбережения по электроэнергии составляют 20 - 25%, по тепловой энергии это 30 - 65%. Однако проводимые исследования анализа в энергопотребляющих секторах по оценке исследователей позволяет утверждать о невозможности по ряду различных причин реализации эффективных энергосберегающих мероприятий на коммунально-хозяйственных объектах с гарантированной эффективностью2. А разноплановость потребления электрической и тепловой энергии в РФ позволяет выделить увеличение потерь и неучтенных расходов потребляемой энергии, количество которой составляет 45%
и более процентов , а потери тепловой энергии в сетях в несколько раз превосходят все допустимые нормы потребления, что позволяет утверждать в том числе и об отсутствии оснащенности предприятий жилищно-коммунального хозяйства и потребителей современными устройствами по учету энергоресурсов. Однако это не единственное, что требует особого внимания в области управления энергосбережением и повышения эффективности функционирования жилищно-коммунального хозяйства.
Анализ проведенных исследований в области управления инновациями энергосбережения жилищно-коммунального хозяйства, показал, что жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой безусловно сложную и многоуровневую систему городского хозяйствования, деятельность корой направлена на предоставлении населению различных услуг технического обслуживания по обеспечению электричеством, теплоснабжением, водоснабжением и др.).
Однако учитывая, что жилищно-коммунальные хозяйства являются по своей сути, коммерческими организациями и основная их цель - получения прибыли, тарифы и плата за текущий ремонт на содержание объекта пользования не может быть выше установленных нормативов, т.е. мы сталкиваемся во первых с многочисленными участниками в системе ЖКХ (управляющая компания, квартиросъемщики), а во вторых - происходит столкновение интересов, где можно выделить с одной стороны коммерческая деятельность субъекта направленная на получение прибыли и организация жилищно-коммунального хозяйства с огромными социальными функциями ответственности например в области эффективного содержания жилищного фонда3. То есть по факту существуют противоречия, которые могут и негативно влияют на эффективность взаимосвязи и взаимодействия на рынке жилищно-коммунальных услуг между ее участниками (см. рисунок 1).
И сегодня организации сферы ЖКХ нередко из-за ветхости жилья и др. несут убытки и оплачивают судебные издержки за нанесенный имущественный ущерб, а являясь одной из важнейших структур развития инфраструктуры способна остановить деятельность и функционирование не только района - но и города в целом. Однако до сих пор это не признается властью, а роль жилищно-коммунальные хозяйства сводиться лишь к ремонтно-контрольному направлению. А причина такого положения вещей возможно скрывает предположение о том, что ее роль (жилищно-коммунальные хозяйства) являясь одним из направлений развития инфраструктуры потребует закладывать в бюджет расходы для данной сфере деятель-
1 Е.Е. Шутенко Проблемы энергосбережения в современном строительном комплексе //Ивановский государственный архитектурно-строительный университет:/Приложение к журналу «Современные наукоемкие технологии» №2 2008
2 Мирошникова О.И. Роль и значение жилищно-коммунального хозяйства в реализации потенциала энергосбережения в малом городе, Экономические науки №39-1 2015 http://novainfo.ru/request/
3 Алфёров В. ЖКХ: прошлое и настоящее. //Электронный ресурс.иИЪ: http://www.234555.ru/publ/9-1-0-287 (дата обращения 12.12.2015)
Рис. 1 Противоречия в системе ЖКХ
ности. Однако это не единственные проблемы5. Анализ результатов контроля со стороны государственных и муниципальных органов а так же бездействия правоохранительных органов позволил утверждать, что формированию и деятельности управляющих компаний дана полная свобода действий, результатом которой становится - не оказание населению жилищно-коммунальных услуг на должном уровне, не эффективная и не целевая трата материальных ресурсов, получаемых от населения денежных средств.
Поэтому не удивительно, что сегодня жилищно-коммунальное производство считается одной из основных проблем общенародного хозяйства Российской Федерации, где отсутствие или невысокое качество коммунальных услуг обусловлено крайне критическим состоянием коммунальной инфраструктуры. Накопленный за минувшие годы износ коммунальной инфраструктуры, увеличивается на глазах, капитальные инвестиции со стороны государства во все сферы коммунального хозяйства минимальны, а коммунальные компании балансируют на грани банкротства, что стало практически нормой.
Безусловно перед правительством РФ стоит очень сложная задача - модернизация коммунального хозяйства и снабжение качественными коммунальными услугами, при необходимости удержания от резкого роста цен на тарифы и бюджетные расходы. Однако обеспечение население иного качества жилищно-коммунальными услугами вероятно лишь при серьезных капиталовложениях в модернизации коммунальной инфраструктуры.
По мнению некоторых исследователей вкладывать только бюджетные средства в сферу жилищно-коммунального хозяйства неэффективно и недостаточно для серьезного инвестора, который
рассчитывает на долгосрочные отношения, т.к. сфера деятельности неинтересна не только в силу своего высокого износа, но и сдерживающей политики формирования более высоких тарифов. В поручении президента В.В.Путина6 прирост платежности граждан за коммунальные услуги не должен превышать более чем на 6% в годовых исчислениях.
Поэтому исходя из вышесказанного, привлечение в отрасль жилищно-коммунального хозяйства частных инвесторов возможно только при обеспечении необходимого дохода от инвестиций и малого процента рисков ведения бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства. При этом главная роль государства заключается в снижении рисков, которыми не может управлять частный инвестор, т.е. обеспечении гарантий возврата потраченных средств на реализацию проекта частному инвестору. Таким образом, решения поставленных задач возможно, но должно реализовываться через механизм государственно-частного партнерства, позволяющего направлять на финансирование инвестиционных проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства и частные инвестиции, и средства бюджетов различных уровней.
Основные документы по организации работы и контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства должны быть утверждены на уровне профильных министерств и ведомств. Однако одними разовыми решениями «сверху» порядка в сфере ЖКХ навести невозможно - необходимо комплексное реформирование системы. А сложившийся бизнес в сфере ЖКХ в хорошем смысле этого слова надо превратить, наконец, из полудикого в цивилизованный, что следует рассматривать не только как критику в адрес ЖКХ, а нала-
• недостаточное развитие коммунальных систем для ооеспечения возрастающих потребностей общества, в томчисле связанных с _новым строительством_.
неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов
■ высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений
неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей
низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными
Рис. 2 Проблемы объектов ЖКХ
живание эффективной систему управления в этой сфере, основанной на объективной информации и реальных решениях существующих прблем. На данный момент, существует ряд проблем, основными из которых являются следующие (см. рисунок 2):
Потребность дальнейшей реформы ЖКХ неоспорима, но лишь та которая справедлива, а не направленная на решение интересов некоторых недобросовестных руководителей и не имеет права на существование7.
Главным пороком в сфере жилищно-коммунального хозяйства является его раздробленность и децентрализованность в той его сути, при которой власти территории или населенного пункта оказываются, по сути, один на один с коммунальными монополиями, борьба с которыми, как правило заканчивается вступлением в преступный сговор. Поэтому необходимо изменить весь механизм управления ЖКХ, где помимо предельной конкретизации стандартов и введения жесткой ответственности за их нарушения следует ввести федеральный механизм управления им, передав реальные права в этой сфере федеральным ФАСу и Минрегионразвития, где Федеральный стандарт стоимости услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства должен полностью учитывать климатические и инфраструктурные особенности, где его соблюдение должно жестко контролироваться, включая детальный контроль за издержками.
Стимулируя жилищно-коммунальное хозяйство к энергосбережению нормативная стоимость услуг должна ежегодно снижаться, что возможно за счет массированной технологической модернизацией инфраструктуры и в первую очередь - автомобильных дорог, ЖКХ, энергетики. Более того именно в модернизацию жилищно-коммунального хозяйства городов с высокой долгосрочной доходностью надо инвестировать пенсионные и страховые средства, спасая их от «русской рулетки» фондового рынка, выделяя «конкурентные» сферы, цены на которые государство не регулирует. И при росте тарифов переместится в первую очередь именно туда и уже как следствие - расширение сферы работ, оплачиваемых населением, где как классический пример можно рассматривать оплату капитального ремонта домов их жильцами. Так что официально рост тарифов, может, и составит по оценке специалистов пресловутые 6%, но наши расходы населения на услуги ЖКХ будут расти намного сильнее. Однако возможно в этом и заключается смысл либеральных реформ.
По мнению экспертов, ускорить развитие сферы ЖКХ поможет привлечение частных инвестиций и для достижения этой цели на федеральном уровне происходят законодательные изменения. Однако инвесторов по-прежнему пугает отсутствие существенных гарантий возврата инвестиций от государства. И по оценкам Минстроя РФ, объем инвестиций в коммунальное хозяйство России в предыдущем 2015 году был равен порядка 130 млрд. рублей, в том числе 25 млрд. рублей составят заемные средства. В то же время, в России, по различным оценкам, от 70 до 85% объектов сферы ЖКХ находятся в хозяйственном ведении ГУПов и МУПов и деятельность большинства из них малоэффективна, а так же характеризуется ростом издержек и снижением качества услуг8. И по оценкам Минстроя РФ, годовая потребность на реконструкцию коммунальной инфраструктуры составляет около 500 млрд. рублей. Привлечение необходимой суммы посредством частного инвестирования позволит повысить как эффективность использования вложенного капитала, так и качество оказываемых населению услуг.
Однако среди факторов, которые препятствуют инвестированию в отрасль жилищно-коммунального хозяйства, отметим непроработанный механизм расчета тарифов на практике, высокую изношенность основных фондов отрасли и, как следствие: значительный объем необходимых инвестиций; длительный срок возврата инвестированного капитала; низкая платежную дисциплину
потребителей и др.
Безусловно в последние годы правительство РФ предприняло ряд шагов по повышению привлекательности частного инвестирования в сферу жилищно-коммунального хозяйства. Например, с 1 января 2014 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О концессионных соглашениях»9, определившие новые правила проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения. Также последовали изменения в порядок формирования тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Важным новшеством является и тот факт, что правительство РФ запустило два инструмента поддержки сферы жилищно-коммунального хозяйства - софинансирование проектов в малых городах и субсидирование процентной ставки по кредитам, привлекаемым на модернизацию объектов ЖКХ. Заместитель министра строительства и ЖКХ РФ отметил, что сфера жилищно-коммунального хозяйства - это рынок, оборот которого превышает ежегодно 4 трлн. рублей. Поэтому внедрения механизма субсидирования процентной ставки до 12% годовых по кредитам, привлекаемым ресурсоснаб-жающими организациями, позволит не только снизить стоимость кредитных средств и размер затрат, которые несут частные инвесторы, но и способствовать увеличению количеству объектов коммунальной инфраструктуры, передаваемых в концессию. Более того, уже приняты изменения в закон, которые позволили правительству начать финансирование части затрат на концессии в муниципалитетах с численностью населения до 250 тыс. человек10.
Конечно, необходимо проанализировать и тот низкий интерес инвесторов к малым городам, что обусловлено низкой платежеспособностью населения и длительным сроком окупаемости инвестиций. Поэтому можно предположить, что в отдельных регионах повышение тарифов действительно сможет повысить заинтересованность инвесторов, однако низкая платежеспособность населения скорее увеличит риски не возврата средств. Поэтому необходимо установление сбалансированных тарифов с учетом особенностей каждого региона и, безусловно, предоставление инвесторам долгосрочных гарантий возврата средств, в том числе за счет муниципальных бюджетов. Отметим, что разрабатываемые правительством РФ меры, в частности изменения в механизм субсидирования, представляются достаточно эффективными, хотя полностью и не снимают вышеобо-значенные риски. Вместе с тем изменения в законодательство, закрепляющие возможность передавать в концессию убыточные и неэффективные предприятия, представляются сомнительными, так как реального интереса у инвесторов к таким предприятиям не будет без существенных гарантий возврата инвестиций от государства.
Что касается тарифных изменений, то, наиболее серьезной проблемой является даже не величина тарифа, а стабильность его величины. Инвестору для планирования своей деятельности необходима уверенность, что тариф останется на установленном уровне, на протяжении длительного периода. Данную проблему должно решить введение долгосрочных тарифов, запланированное на 2016-2017 года.
Безусловно существующие проблемы управления в сфере жилищно-коммунального хозяйства не только в недостатке средств, отсутствия квалифицированных кадров, постоянном поиске альтернативных источников финансирования и необходимости привлечения частного бизнеса, который нужно заинтересовать в решении вопросов реформирования системы жилищно-коммунального хозяйства. Ситуация осложняется и ежегодным повышением тарифов на коммунальные услуги (в 15 раз за последние 10 лет) при том, что их качество остается на низком уровне, повышая нагрузку на региональные и местные бюджеты за счет увеличения расходов на предоставление льгот и субсидий 11. Поэтому из сложившейся
4 Экономика жилищно-коммунального хозяйства / под ред. д.э.н., проф. Симонова Ю. Ф.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014.-С.33
5 Ивакина А. М. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 537-539.
6 Треть регионов России не выполнили поручение Путина по ограничению роста тарифов ЖКХ [электронный доступ] http://www. vedomosti.ru/realty/articles/2014/02/10/tret-regionov-rossii-ne-smogla-ogranichit-rost-tarifov-na (дата обращения 05.05.2016)
7 Оплата услуг ЖКХ населением и социальная защита малообеспеченных граждан в Российских регионах/ А.А. Колесникова// Вопросы статистики. - 2015 - №2.- С.22.
8 Инвестиции в коммунальное хозяйство РФ, [Электронный ресурс] http://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-zapuskaet-gosudarstvennuyu-podderzhku-kontsessiy-v-zhkkh-/ (дата обращения 26.05.2016)
9 Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О концессионных соглашениях»
10 Егоров В.В. «Коммунальные услуги» // «Российский налоговый курьер», N 3, февраль 2015 г.С.17
11 Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу об энергоресурсосбережении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. №3(03).
ситуации можно выйти, только если модернизировать ЖКХ с учетом повышения его энергетической эффективности, через повышение качества предоставляемых услуг, эффективной работы инновационной деятельности и стимулирования нововведений в сфере энергосбережения в ЖКХ, т.е. в разработке такой системы, которая позволит не только рассчитать эффект и окупаемость от предложенных мероприятий, но и сумеет сама предложить комплексные мероприятия в области нормативно-правового обеспечения данной сферы, формирования ценообразования предоставляемых услуг, а так же организации союза бизнеса с государством в решении вопросов своей энергоэффективности.
Литература:
1) Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О концессионных соглашениях»
2) Алфёров В. ЖКХ: прошлое и настоящее. //Электронный ресурс.иИЬ: http://www.234555.ru/publ/9-1-0-287 (дата обращения 12.12.2015)
3) Экономика жилищно-коммунального хозяйства / под ред. д.э.н., проф. Симонова Ю. Ф.- М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2014.-С.33
4) Борисова Н.И., Борисов А.В. К вопросу об энергоресурсосбе-
режении и энергоаудите ЖКХ регионов России в новых экономических условиях // Актуальные проблемы экономики и менеджмента. 2014. №3(03).
5) Егоров В.В. «Коммунальные услуги» // «Российский налоговый курьер», N 3, февраль 2015 г.С.17
6) Инвестиции в коммунальное хозяйство РФ, [Электронный ресурс] http://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-zapuskaet-gosudarstvennuyu-podderzhku-kontsessiy-v-zhkkh-/ (дата обращения 26.05.2016)
7) Ивакина А. М. Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства // Молодой ученый. - 2015. - №8. - С. 537-539.
8) А.А. Колесникова Оплата услуг ЖКХ населением и социальная защита малообеспеченных граждан в Российских регионах/ А.А. Колесникова// Вопросы статистики. - 2015 - №2.- С.22.
9) Мирошникова О.И. Роль и значение жилищно-коммунального хозяйства в реализации потенциала энергосбережения в малом городе, Экономические науки №39-1 2015 http://novainfo.ru/request/
10) Е.Е. Шутенко Проблемы энергосбережения в современном строительном комплексе //Ивановский государственный архитектурно-строительный университет:/Приложение к журналу «Современные наукоемкие технологии» №2 2008
УДК 330.131.7
О ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ ВЫБОРА УПРАВЛЕНИЯ С УЧЕТОМ РИСКА
Синявский Н.Г., д.э.н., профессор кафедры «Анализ рисков и экономической безопасности», ФГОБУВО «Финансовый университет
при Правительстве РФ»
В настоящее время существенно растет интерес к проблемам управления рисками российских предприятий, что связано с необходимостью повышения их конкурентоспособности. В то же время требуется более подробно исследовать вопросы уточнения группировок методов управления и выявления типовых формализаций задач, соответствующих группам.
В статье рассматриваются постановки задач, характерные для различных групп методов взаимодействия с риском, выделенных в статье. В качестве таких групп рассмотрены: методы воздействия на последствия реализации рисковых факторов, методы воздействия на риск как вероятность реализации, а также комплексные методы воздействия на вероятность реализации рисковых факторов и на их последствия.
Процессы, протекающие в бизнесе, разделены на две группы: одну из них составляют основные процессы, в реализации которых отражаются результаты функционирования бизнеса, например, финансовые результаты; другую составляют процессы, обеспечивающие возможность функционирования основных процессов.
Рассмотрены постановки задач, где в качестве критериев рассматриваются средние значения результата реализации рисковых факторов, квантильные критерии и критерии риска некачественной работы основных и обеспечивающих процессов.
Направлениями дальнейшего исследования затронутых в статье вопросов должны стать решения сформулированных задач для условий, представляющих практический интерес.
Ключевые слова: управление риском; основные процессы; обеспечивающие процессы; средний результат; гарантированный результат.
ON THE FORMULATION OF CONTROL PROBLEMS OF SELECTION OF RISK
Sinyavsky N., Doctor of Economic Sciences, Professor of the Risk Analysis and the economic security chair, FSBEIHE «Financial university
under the government of the Russian Federation»
Currently significantly growing interest in the problems of risk management Russian companies, due to the need to improve the competitiveness of domestic enterprises. At the same time you want to explore the issues in more detail specification groupings management methods and identify typical problems formalization of the Group.
The article deals with goal setting, characteristic for different groups of methods of interaction with the risk identified in the article. As these groups are considered: methods of influencing the consequences of risk factors, methods of exposure to risk as the probability of realization, as well as complex methods of influence on the probability of the risk factors and their consequences.
Processes occurring in the business, divided into two groups: one of them are the main processes in the implementation ofwhich reflect the results of operation of the business, such as financial results; the other components of the process, providing the ability to operate the basic processes.
We consider tasking, where the criteria are considered average results of realization of risk factors, quantile criteria and risk criteria and poor quality of work the main ensuring processes.
Directions for further research questions raised in the article should be a solution of the problem for the conditions ofpractical interest.
Keywords: risk management; core processes; ensuring processes; the average result; guaranteed result.
В настоящее время интерес к построению систем управления рисками (СУР) на предприятиях существенно возрастает. Большая работа делается и в теоретическом и в практическом плане ([1], [2], [3] и др.). Авторы всесторонне анализируют содержание понятий «риск» и «управление риском» (например, [4]). Созданы многочисленные стандарты, помогающие в практической организации процессов управления рисками [5, с. 289-316]. Однако когда дело доходит до методов и инструментов, которые предлагаются для управления рисками, то выясняется, что некоторые из них либо предполагают ограниченное воздействие на риски только в одном каком-то аспекте, либо имеют только слабое отношение к управлению рисками, либо не имеют к нему вообще никакого отношения.
Основная путаница, видимо, заключается в том, что по дороге от определений, рекламы и общих рекомендаций до практических приемов упускается само содержание понятия «управление». Происходит подмена понятий.
Представим себе, что мы собираемся плыть на лодке под парусом. Мы можем поставить парус так или иначе, можем использовать