Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8 (299). Экономика. Вып. 40. С. 104-106.
С. А. Шевченко, О. О. Шевченко
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Рассматриваются концептуальные аспекты конкурентоспособности хозяйственных организаций, что позволяет разработать основные пути совершенствования управления конкурентоспособностью предприятий в условиях современной инновационной экономики России. Уточнено понятие конкурентоспособности хозяйственной организации, выделены научные подходы к управлению конкурентоспособностью организации. Предложены пути совершенствования управления конкурентоспособностью предприятий в условиях инновационной экономики России.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность организации, управление конкурентоспособностью организации, инновационная экономика.
Для сохранения устойчивого развития экономики России важную роль играет управление конкурентоспособностью хозяйственных организаций, что особенно важно в современных условиях развития инновационной экономики. Конкурентные преимущества позволяют организации занять более устойчивые позиции в определенных сегментах рынка и тем самым способствовать становлению новой модели социальноэкономического развития страны. Однако необходимо иметь четкое представление об управлении конкурентоспособностью организации, новых подходах к ее управлению в условиях инновационной экономики.
Под конкуренцией исследователи понимают: соперничество между участниками, заинтересованными в достижении одной и той же цели [7]; конфликт — столкновение противоположных стремлений, интересов и сил, их выражающих [4].
Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, М. Гельвановский предлагает разделить на три уровня: микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия), мезоуро-вень (отрасли промышленности и их комплексы) и макроуровень (страна и международные организации) [2].
Что касается понятия конкурентоспособности на микроуровне, то следует отметить неоднозначность его с позиции разных авторов. Это обстоятельство обусловлено следующими факторами: неразработанностью методологических и методических подходов; наличием разных уровней (уровень товара, предприятия и т. д.); относительностью данной категории (один и тот же товар может быть конкурентоспособным на одних рынках и неконкурентоспособным на других) [8].
С позиций Г. Я. Кипермана, конкурентоспособность организации — это способность организации противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Данное определение является неполным, так как не учитывает то, что организации конкурируют на конкретных рынках в определенный период времени. Достоинство данного определения в том, что оно подчеркивает эффективность хозяйственной деятельности как решающего элемента конкурентоспособности организации. Р. А. Фатхутдинов под конкурентоспособностью организации понимает способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Недостатком данного определения является то, что оно сводит конкурентоспособность организации к выпуску конкурентоспособной продукции, фактически тем самым приравнивая эти два понятия.
Те же недостатки имеет определение, данное В. Е. Хруцким и И. В. Корнеевой. Под конкурентоспособностью организации они понимают способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг. Но в отличие от Р. А. Фатхутдинова они конкретизируют то, что конкурентоспособность достигается на конкретных рынках в данный период времени. Наиболее полным является определение, данное в словаре по маркетингу группой авторов — Г Л. Азоевым, П. С. Завьяловым, Л. Ш. Лозовским, А. Г. Поршневым, Б. А. Райзберг:
конкурентоспособность — способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.
Учитывая вышеизложенное, мы полагаем, что конкурентоспособность организации—это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разрабатывать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.
Данное определение учитывает два ключевых положения конкурентоспособности организации: во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными; во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить в будущем конкурентоспособные товары. Причем превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия.
Конкурентоспособность организации является управляемой экономической категорией.
Р. А. Фатхутдинов выделяет научные подходы к управлению конкурентоспособностью организации: системный, инновационный, комплексный, глобальный, маркетинговый, процессный, структурный, ситуационный и поведенческий [9. С. 19]. Каждый из этих подходов имеет важное значение в управлении конкурентоспособностью организации и является основой для определения направлений повышения конкурентоспособности.
В основе «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» — перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития. Среди особенностей инновационной экономики можно выделить следующие: активная деятельность по внедрению в реальную практику новаций; инновационная непрерывность, то есть постоянное внедрение инноваций в связи с возможностью копирования достижений соперников и как следствие — ускоренная потеря конкурентного преимущества; тотальность современной инновационной экономики, заключающаяся в том, что инновации вовлекают в свою сферу все аспекты деятельности предприятия; опора на инновационный труд с его специфическими свойствами и характеристиками; высокая степень риска инноваций [5].
Основываясь на вышеизложенном, можно заключить, что приоритетное место в управлении
конкурентоспособностью организации будет занимать инновационный подход, позволяющий ориентировать хозяйственную организацию на активизацию инновационной деятельности.
В рамках данного подхода Е. А. Герасимова предлагает следующие направления повышения конкурентоспособности предпринимательской структуры: реализация организационных возможностей (совершенствование организационной структуры, реинжиниринг бизнес-процессов, создание интегрированных структур на уровне отрасли, расширение сфер деятельности в соответствии с производственными возможностями); реализация производственно-технологического потенциала (производственное перевооружение за счет модернизации и технического перевооружения и диверсификации производства; в направлении инноваций — поддержка инновационных процессов и разработка и осуществление НИОКР); реализация финансово-экономического потенциала (через взаимодействие с государством); реализация возможностей персонала (научная основа труда через совершенствование системы планирования подготовки и закрепления рабочих, инженерных, научных и административных кадров, а также переподготовки кадров; стимулирование через повышение инициативности работников и материального стимулирования) [3].
Приоритетными направлениями совершенствования управления конкурентоспособностью организации выступают: совершенствование организационной структуры организации с учетом инновационной деятельности; реинжиниринг бизнес-процессов; производственное перевооружение за счет модернизации и технического перевооружения организации, необходимого для выпуска инновационных продуктов; поддержка инновационных процессов и разработка и осуществление НИОКР; научная основа труда, подготовка и переподготовки кадров; эффективная система стимулирования кадров.
Список литературы
1. Азоев, Г. А. Конкурентоспособность фирмы / Г. А. Азоев, А. Ч. Челенков. М., 2001.
2. Гельвановский, М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневых измерениях // Рос. экон. журн. 1998. № 3. С. 67-70.
3. Герасимова, Е. А. Развитие инновационного потенциала предпринимательской структуры как фактора повышения ее конкурентоспособности // Проблемы соврем. экономики. 2011. № 4 (40).
4. Круглов, В. В. Конкуренция : учеб. пособие. М. : Велби : Проспект, 2004.
5. Лутохина, Э. А. Креативная трудология: начала инноватики. Минск, 2008. 253 с.
6. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации : сайт. иЯЬ: http://www.economy.gov.ru/
7. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Л. : Лениздат, 1963. С. 164.
8. Черников, А. В. Планирование развития конкурентоспособности предприятия // Вестн. Моск. ун-та. 2007. № 3. С. 57-66.
9. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М. : ИНФРА-М, 2000. С. 212.