УДК 332.1
Р.Е. Мансуров, кандидат экономических наук Институт экономики, управления и права, г. Казань
ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ»
В статье представлен подробный анализ существующих The article provides a detailed analysis of existing approaches подходов к определению экономической сущности понятий to determining the economic nature of the concepts of «конкурентоспособность предприятия» и «управление «competitive enterprise» and «management of the company's конкурентоспособностью предприятия»». Предлагается competitiveness». Offers original interpretation of these авторская трактовка данных понятий применительно к concepts in relation to the activities of agro-enterprises. деятельности агропромыпиленныгх предприятий.
Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, Key words: a competition, competitiveness, agriculture,
агропромыниленныш комплекс, экономическая economic efficiency.
э ективность.
На современном этапе экономического развития конкуренция, как движущая сила, вынуждает производителей постоянно искать новые пути повышения своей конкурентоспособности. Данное понятие является относительно новым понятием для российской действительности, поэтому с точки *рения определения его экономической сущности важным является уточнение самого термина «конкурентоспособность предприятия».
В общем случае термин «конкурентоспособность») определяется, как способность конкурировать, т.е. бороться или противостоять чему-либо [1]. Начнем рассмотрение данного вопроса с истоков - с определения понятия «конкуренция»). Изначально слово конкуренция во*никло от латинского «еопеиггеге», что в переводе означает сталкиваться. В настоящее время существует большое количество определений данного термина.
Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или грозит вытеснением с данных рынков [2]. Ожегов С.И. в «Толковом словаре русского языка» термин конкурентоспособность трактует, как способность выдерживать конкуренцию, противостоять
конкурентам. Данное определение
конкурентоспособности не дает полного представления о сущности процесса и не применимо для практической оценки конкретного предприятия, товара или услуги.
Проведенное исследование подтверждает неодно*начность в толковании понятий, свя*анных с конкурентоспособностью предприятия, наличие ра*личных его трактовок в *ависимости от освещения поставленных в них вопросов (табл. 1).
Результаты выше проведенного анализа позволили сделать следующие выводы:
1. Отсутствует единое, комплексное понимание термина «конкурентоспособность предприятия». Так, некоторые авторы не рассматривают понятие «конкурентоспособность предприятия» с точки *рения *анимаемой доли рынка и конкурентоспособности продукции, прои*водимой предприятием. Другие наоборот не учитывают, что
конкурентоспособность может являться свойством не только продукта, но и органи*ации.
2. В предлагаемых определениях не учитывается влияние интеллектуального капитала и потенциала компании на ее конкурентоспособность.
3. Конкурентоспособность предприятия
характеризует величину и эффективность
использования факторов производства компании.
4. Конкурентоспособность предприятия является динамическим пока*ателем, и*менения которого *ависят как от внешних, так и от внутренних факторов.
5. Конкурентоспособность предприятия является показателем относительным. Базой для сравнения могут являться аналогичные пока*атели конкурентоспособности предприятий - конкурентов либо идеальных (эталонных) предприятий.
6. Конкурентоспособность продукции и предприятия являются понятиями взаимосвязанными. Предприятие является опосредованным носителем свойства конкурентоспособности чере* свои товары или услуги. Однако конкурентоспособность предприятия определяется характеристиками, отличными от исполь*уемых при определении конкурентоспособности товара.
7. Конкурентоспособность - это свойство объекта,
характери*ующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с
аналогичными объектами, представленными на
данном рынке.
8. Конкурентоспособность предприятия - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
9. Конкурентоспособность показывает отличие
уровня ра*вития данной фирмы от ра*вития
конкурирующих с ней фирм по степени
удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности деятельности.
10. Конкурентоспособность предприятия может характери*овать привлекательность данного предприятия для инвестора.
11. Социальная и экологическая среда оказывает влияние на конкурентоспособность предприятия.
Таблица 1 - Аналитический обзор определений понятия «конкурентоспособность предприятия»
Определение Автор
1 2 3
1 Это способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей. Азоев Г. Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш. и др. [3]
2 Способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Киперман Г.Я.[4]
3 Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Это обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и трудовой потенциалы. Перцовский Н.И. [5]
4 Это способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. [6]
5 Конкурентоспособность организации - это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разработать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации. Фасхиев Х.А. Гараев И.М. [7]
6 Способность предприятия противостоять на рынке другим изготовителям аналогичной продукции (услуги) как по степени удовлетворения своими товарами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Донцова Л.В. [8]
7 Свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами или конкурентоспособность - это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка. Дулисова И.Л. [9]
8 Реальная и потенциальная способность компании, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и иным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. Рубин Ю.Б. [10]
9 Сравнительное преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри национальной экономики и за ее пределами. Млоток Е. [11]
10 Способность компании реали*овывать свою продукцию по цене, обеспечивающей рост и выполнение обязательств перед третьими лицами (обеспечение определенного уровня рентабельности, формирования основных фондов, возврата инвестиционного капитала). Джакот Д.Х. [12]
11 Важнейший критерий целесообразности выхода предприятия на национальные и мировые товарные рынки. Багиев Г.Л. [13]
12 Свойство объекта, характери*ующееся степенью удовлетворения потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном (внутреннем или внешнем) рынке Фатхутдинов Р.А. [14]
13 Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал. Сергеев И.В. [15]
14 Конкурентоспособность - это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов. Светуньков С.Г. [16]
15 Конкурентоспособность - это способность страны или фирмы продавать свои товары. Рове Мэйсон [17]
16 Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурирующих фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции. Мескон М.Х. [18]
17 Конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия разрабатывать, производить и продавать свою продукцию на рынке по цене, обеспечивающей выполнение в полном объеме его финансовоэкономических обязательств, а также качественный и количественный рост его потенциала. Самодуров Д.О. [19]
18 Конкурентоспособность - это внутреннее свойство субъекта рыночных отношений, выявляемое в процессе конкуренции и позволяющее занять свою нишу в рыночном хозяйстве капиталистического типа для расширения воспрои*водства, что предполагает покрытие всех и*держек прои*водства и получение прибыли от легальной хозяйственной деятельности. Петров В. [20]
19 Конкурентоспособность - это обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами положение товаропроизводителя на внутреннем и внешнем рынках, отражаемое через показатели (индикаторы), адекватно характеризующие такое состояние и его динамику. Селезнев А. [21]
20 Конкурентоспособность фирмы - это реальная и потенциальная способность компаний, а также имеющихся у них для этого возможностей проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов. Экономисты «Юропиен менеджмент форум» [22]
На основе проведенного исследования и используя основные факторы прои*водства, выделенные К.Марксом, нами было сформулировано следующее определение: конкурентоспособность предприятия -это способность предприятия к эффективному исполь*ованию имеющихся в наличии факторов прои*водства: интеллектуального, фи*ического
(прои*водственного), финансового, природного, человеческого капиталов с целью противостояния внешним негативным во*действиям для достижения 92
поставленной стратегической цели компании.
Механизмами достижения стратегической цели могут являться: борьба *а рынок, повышение экономической эффективности прои*водства или продаж,
прои*водство конкурентоспособной продукции,
внедрение инновационной техники и технологии, достижение высокого уровня инвестиционной привлекательности и т.д.
Необходимо уточнить, что предлагается провести границу между человеческим и интеллектуальным
капиталом компании, понимать человеческий капитал, как совокупность фи*ического наличия трудового ресурса, его фи*ическую деятельность и активность. Интеллектуальный капитал предлагается рассматривать как умственную деятельность, потенциальные интеллектуальные способности сотрудников, практический опыт работы, личные и профессиональные связи и много другое.
В понятие управление конкурентоспособностью предприятия, по нашему мнению, следует вкладывать следующий экономический смысл: управление
конкурентоспособностью предприятия -
целенаправленная деятельность по формированию ряда управленческих решений, направленных на противостояние всево*можным негативным внешним и внутренним во*действиям с целью достижения лидерства в соответствии с поставленной стратегической*адачей.
Учитывая современный этап развития и
специфику деятельности агропромышленных компаний, применительно к ним предлагается следующее определение конкурентоспособности.
Конкурентоспособность региональной
агропромышленной компании - это способность
компании к эффективному исполь*ованию имеющихся у нее факторов прои*водства: интеллектуального, фи*ического
(прои*водственного), финансового, природного, человеческого капиталов с целью противостояния следующим основным внешним негативным во*действиям:
1) и*лишняя открытость страны для иностранных прои*водителей продуктов питания и сельскохозяйственной техники;
2) ни*кий уровень поддержки со стороны государства;
3) наличие устаревшей административнокомандной системы управления агропромышленным комплексом страны;
4) неэффективная банковская система
кредитования агропромышленного комплекса;
5) недостаточная инвестиционная
привлекательность отрасли;
6) исполь*ование устаревших технологий и техники большинством сельскохо*яйственных и агропромышленных товаропрои*водителей;
7) неэффективная система научного обеспечения и подготовки кадров.
С целью достижения экономической и социальной эффективности, в качестве каталитического механи*ма достижения данной стратегической цели необходимо рассматривать интеллектуальный капитал компании.
Литература
1. Ансофф, И. Новая корпоративная стратегия / И. Ансофф. - СПб.: ПитерКом, 1999
2. Кейнс, Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж.М.Кейнс; пер. с англ. - М.: Дело, 1978
3. Маркетинг: словарь; под ред. Г.Л. Азоева, П.С.Завьялова, Л.Ш.Лозовского, А.Г. Поршева, Б.А. Райзберга. - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
4. Рыночная экономика: словарь; под ред. Г.Я. Кипермана. - М.: Республика, 1993г.
5. Перцовский, Н.И. Международный маркетинг: учебное пособие / Н.И. Перцовский, И.А.Спиридонов, С.В. Барсукова; Под ред. Н.И. Перцовского. - М.: Высшая школа, 2001. - с.239.
6. Хруцкий, В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка / В.Е. Хруцкий, И.В.Корнеева.-М.: Финансы и статистика, 2002. - 528 с.
7. Фасхиев, Х.А. Анализ состояния проблемы
управления конкурентоспособностью органи*ации сферы услуг / Х.А. Фасхиев, И.М. Гараев // Skitech -онлайновый научно-технический журнал, - 2004. -№15 - Режим доступа:
http://www.kampi.ru/scitech/base/nomer15/
8. Richard, P. Intellectual Capital Literature Review. Measurement, reporting and management. / Р. Richard, J. Guthrie. // Journal of Intellectual Capital. - 2000. - №2. -pp. 155-176.
9. Rodov, I. FiMIAM: financial method of intangible assets measurement. / I. Rodov. // Journal of Intellectual Capital. - 2002. - №3 - pp. 323-336.
10. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: реалии и
перспективы / Ю.Б.Рубин, В.В.Шустов. - М.: Знание, 1990.
11. Зиннуров, У.Г. Проблемы оценки
конкурентоспособности товаропрои*водителей. /
У.Г.Зиннуров, Л.Р .Ильясова // Экономика и
управление (Уфа) - 1997 - №4
12. Джакот, Д.Х. Конкуренция / Д.Х. Джакот. - М.: Международные отношения, 2004.
13. Багиев, Г. Л. Основы маркетинговых исследований: учебное пособие для студентов ву*а / Г.Л. Багиев, И.А. Аренков. - СПб.: И*д-во СПбУЭФ, 1996.
14. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность
органи*ации в условиях кри*иса: экономика,
маркетинг, менеджмент / Р.А. Фатхутдинов - М.: Маркетинг, 2002.
15. Сергеев, И.В. Экономика предприятия / И.В.Сергеев. - М.: Финансы и статистика, 1999.
16. Светуньков, С.Г. Прогно*ирование
экономической конъюнктуры в маркетинговых исследованиях / С.Г. Светуньков. - СПб, 1997.
17. Мейсон, Р. Конкурентоспособность продукции / Р. Мейсон. - Киев: Знание, 2000
18. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М.Альберт, Ф. Хедоури. - М.: «Дело», 1993.
19. Самодуров, Д.О. Стратегическое управление конкурентоспособностью предприятия на основе комплексной оценки его потенциала: автореф. дисс. ... канд.экон.наук / Д.О.Самодуров. - Спб., 2000.
20. Петров, В. Конкурентоспособность / В.Петров. // Риск. - 1999. - №4.
21. Селезнев, А. Инфраструктура рынка и конкурентоспособность продукции / А.Селе*нев. // Экономист. - 1996. - № 12.
Миронов, М.Г. Ваша конкурентоспособность / М.Г.Миронов. - М.: Альфа-пресс, 2004.
Вестник ОрелГ Ay
июнь
№3(30)
2011
Теоретический и научно-практический журнал. Основан в 2005 году
Учредитель и издатель: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный аграрный Университет»____________________________________________
Редакционный совет: Парахин Н.В. (председатель) Амелин А.В. (зам. председателя) Астахов С.М.
Белкин Б.Л.
Блажнов А.А.
Буяров В.С.
Гуляева Т.И.
Гурин А.Г.
Дегтярев М.Г.
Зотиков В.И.
Иващук О.А.
Козлов А.С.
Кузнецов Ю.А.
Лобков В.Т.
Лысенко Н.Н.
Ляшук Р.Н.
Мама!в А.В.
Масалов В.Н.
Новикова Н.Е.
Павловская Н.Е.
Попова О.В.
Прока Н.И.
Савкин В.И.
Ст!панова Л.П.
Плыгун С.А. (ответств. секретарь) Ермакова Н.Л. (редактор)
Адрес редакции: 302019, г. Орел, ул. Генерала Родина, 69. Тел.: +7 (4862) 45-40-37 Факс: +7 (4862) 45-40-64 E-mail: [email protected] Сайт журнала: http://ej.orelsau.ru Свидетельство о регистрации ПИ №ФС77-21514 от 11.07. 2005 г.
Технический редактор Мосина А.И. Сдано в набор 14.05.2011 Подписано в печать 28.06.2011 Формат 60x84/8. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс.
Объём 14,8 усл. печ. л. Тираж 300 экз. Издательство Орел ГАУ, 302028, г. Орел, бульвар Победы, 19. Лицензия ЛР№021325 от 23.02.1999 г.
Журнал рекомендован ВАК Минобрнауки России для публикаций научных работ, отражающих основное научное содержание кандидатских и докторских диссертаций
Содержание номера
Научное обеспечение развития селекции Амелин A.B., Кузнецов И.И., Чекалин Е.И. Особенности фотосинтеза в онтогенезе
различных по эколого-географическому происхождению сортов сои................... 2
Зотиков В.И., Головина Е.В. Взаимосвязь интенсивности азотфиксации и фотосинтеза
у новых сортов сои северного экотипа............................................ 5
Фесенко А.Н., Бирюкова О.В., Фесенко И.Н., Шипулин O.A., Фесенко М.А.
Особенности динамики цветения растений мутантных морфотипов гречихи............. 9
Новикова Н.Е., Фенин Д.М. Влияние морфотипа листа у гороха на показатели водного
обмена, определяющие устойчивость растений к засухе............................. 13
Хатефов Э.Б., Кагермазов А.М., Кушхова P.C., Мадянова В.Н. Повышение
засухоустойчивости тетраплоидных популяций кукурузы............................. 17
Резвякова C.B. Экологическое обоснование выбора режимов искусственного
промораживания плодово-ягодных культур в условиях ЦЧР........................... 26
Пикунова A.B. Использование молекулярных маркеров для оценки исходного
селекционного материала ягодных культур......................................... 29
Сазонов Ф.Ф., Подгаецкий М.А. Потенциал продуктивности исходных форм и
гибридов смородины чёрной....................................................... 32
Ожерельева З.Е., Красова Н.Г., Галашева А.М. Потенциал устойчивости сортов яблони в зимний период......................................................... 35
Научное обеспечение развития растениеводства Лобков В.Т., Донская М.В., Васильчиков А.Г. Повышение эффективности
симбиотических систем нута (Cicer arietinum L.)................................. 39
Мельник А.Ф. Предшественник - основа повышения качества зерна озимой пшеницы... 43 Стебаков В.А., Лопачёв Н.А., Басов Ю.В., Наумкин В.Н. Эффективность
возделывания гречихи в условиях Центрально-Черноземного региона................. 47
Титова Е.М., Внукова М.А. Применение водорастворимых комплексных удобрений на
посевах яровойпшеницы........................................................... 50
Половитсков В.А., Степанова Л.П., Коренькова Е.А. Влияние удобрительных форм и
сортовых особенностей на формирование корневой системы зернобобовых культур..... 51
Гурин А.Г., Кузяева O.C., Кожухов А.Д. Экономическая эффективность использования
фильтрата спиртовой барды в качестве нетрадиционного удобрения.................. 56
Лысенко H.H., Прудникова Е.Г., Хилкова Н.Л., Чекалин Е.И. Влияние фунгицида
пропиконазол на растения яровых зерновых культур в условиях засухи и патогенеза. 58
Догадина М.А. Агроэкологические аспекты снижения экотоксикологической нагрузки
поллютантов на окружающую среду................................................. 64
Селезнев К.А., Плы1гун C.A. Прогноз продвижения стронциевой провинции в районе
водозаборов сельскохозяйственных предприятий Орловской области.................. 69
Бессонова Е.А. Тенденции состояния сельскохозяйственных земель России........... 72
Методические вопросы развития сельскохозяйственной биотехнологии
Павловская Н.Е., Гагарина А.Ю. Хроматографический анализ факторов апоптоза в
растительных объектах........................................................... 75
Оскотская Э.Р., Басаргин H.H., Гаврин C.A. Определение Cd (II) в растительных объектах после предварительного концентрирования сорбентом полистирол-2-амино-
азо-2'-окси-5'-хлор-3'-сульфобензол............................................. 78
Мищенко Е.В., Мищенко В.Я. Моделирование процесса экстракции пектиновых веществ из свекловичного жома с применением вибрационного воздействия.......... 80
Экономические аспекты развития аграрного сектора Савкин В.И. Эколого-экономическое управление аграрным производством - основа
устойчивого развития сельских территорий........................................ 82
Грищенков А.И. Генезис инноваций: основные теоретические аспекты................ 87
Мансуров Р.Е. Об экономической сущности понятия «конкурентоспособность
агропромышленного предприятия».................................................. 91
Гитинова Е.М. Совершенствование методов планирования и прогнозирования на
предприятиях АПК................................................................ 94
Сухочева H.A., Осипов А.Э. Новационная активность производства нетрадиционных
сельскохозяйственных культур - основа эффективной аграрной экономики............ 101
Каменева К.П. Система управления человеческим капиталом в аграрном секторе
экономики....................................................................... 106
Адук P.P. Управление инновационным развитием сельского хозяйства России......... 111
© ФГОУ ВПО Орел ГАУ, 2011