УДК 332.87
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖКК г. МОСКВЫ
В.Э. Комов
Жилищная и коммунальная составляющая жилья должны быть сбалансированы. Иначе собственник жилья испытывает неудобства. Это может быть достигнуто с помощью пропорционального развития подотраслей, которые действуют и на жилищную экономику, и на коммунальную. Так как эти составляющие не могут существовать по отдельности, есть все основания говорить о жилищно-коммунальном комплексе (ЖКК). Особенность этого комплекса состоит в том, что он производит не материальные блага, а услуги, без которых жилищный фонд не может функционировать.
Ключевые слова: электроснабжение, водоснабжение, лифтовое хозяйство, коммунальное предприятие, коммунальные услуги, капитальный ремонт.
Анализ сложившейся ситуации в системе управления ЖКК города Москвы позволяет выявить ряд проблем, существующих в этой сфере, а также дает возможность определить основные направления ее совершенствования.
Правительством города Москвы на протяжении последних нескольких лет активно проводятся преобразования, закладывающие основы развития ЖКК города на долгосрочную перспективу, в том числе в области управления жильем, улучшения состояния ЖФ, модернизации коммунальной инфраструктуры, повышения энергоэффективности и энергосбережения.
Стратегия развития Москвы-2025 предусматривает, что столичный мегаполис должен стать ведущим национальным центром разработки и распространения инноваций, научным и образовательным центром мирового значения, а также международным финансовым центром. Эти стратегические цели налагают высокие требования к экологии городской среды, к качеству услуг городского хозяйства, обеспечению и бесперебойному их предоставлению в любое время суток. Поэтому стратегия развития ЖКК рассматривается как одна из важнейших частей Стратегии развития Москвы-2025.
Значительная роль в достижении перспективных целей развития столицы отводится программно-целевым методам управления. В городе разработаны, приняты и реализуются государственные программы города Москвы (далее - ГП), в т.ч. имеющие непосредственное отношение к управлению ЖКК города. В настоящее время ими являются:
- ГП «Жилище» и прежде всего ее подпрограммы: «Реновация существующей жилой застройки», «Капитальный ремонт и модернизация ЖФ», «Управление ЖФ в городе Москве»;
- ГП «Энергосбережение в городе Москве», на 2012-2016 гг. и на перспективу до 2020 года;
- ГП «Развитие коммунально-инженерной инфраструктуры» на 2012-2016 гт. и на перспективу до 2020 года.
Анализ содержания этих программ позволяет в укрупненном виде сформулировать основные направления совершенствования системы управления ЖКК города Москвы. В схематичном виде они представлены на рис.
В сжатом виде их содержание выглядит следующим образом:.
1. Повышение комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве; улучшение качества ЖФ
А) переселение граждан из аварийного ЖФ.
Во-первых, решение задачи повышения комфортности и безопасности условий проживания в городе Москве достигается путем переселения граждан из аварийного и небезопасного ЖФ. Заметим, что согласно Указу Президента РФ В.В.Путина до 01.09.2017г. в Российской Федерации необходимо расселить более 11 млн кв. м аварийного жилья. На этой площади сейчас проживает 777 тыс. чел. Для каждого субъекта РФ утверждены конкретные показатели по общей площади и количеству граждан, подлежащих расселению.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЖКК ГОРОДА МОСКВЫ
ПОВЫШЕНИЕ КОМФОРТНОСТИ И
БЕЗОПАСНОСТИ
УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ, УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖФ
МОДЕРНИЗАЦИЯ
ЖКК, ПРИВЛЕЧЕНИЕ В ОТРАСЛЬ ЧАСТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
переселение граждан из аварийного ЖФ
капитальный ремонт в МКД
обновление лифтового оборудования МКД
энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере
модернизация коммунальной инфраструктуры
повышение качества коммунальных услуг
повышение прозрачности отрасли
создание условий для привлечения частных _инвестиций в сферу ЖКХ_
Основные направления совершенствования системы управления ЖКК Москвы
Создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения, начиная с момента подачи регионом заявки в Фонд ЖКХ и завершая фактическим переселением. В связи с этим в Москве необходимо осуществить:
- завершение ликвидации подлежащих сносу серий жилых домов 1 -го периода индустриального домостроения;
- реновацию кварталов с домами «несносимых» серий;
- реконструкцию отдельных жилых домов в районах реновации с надстройкой этажей.
После завершения программы ликвидации жилых домов «сносимых» серий» в городе сохранится около 35 млн кв. м общей площади ЖФ в МКД пяти и менее этажей. К 2025 г. большая часть этих жилых домов достигнет порогового физического износа (60 %), после которого проведение модернизации или реконструкции ЖФ окажется экономически нецелесообразным. Кроме того, планировочная структура этого ЖФ Москвы не соответствует потребностям жителей и имеет высокие показатели морального износа.
Б) капитальный ремонт МКД
В настоящее время по оценкам Минстроя России 51 % МКД на территории России нуждается в капитальном ремонте. В этом ЖФ проживает более трети населения страны (45 млн чел.).
В сравнении с большинством регионов РФ техническое состояние ЖФ в городе Москве отличается более высоким уровнем благоустройства и менее высокой степенью износа. Количество МКД, подлежащих капитальному ремонту по срокам эксплуатации (более 30 лет), на 2011 год составляло 50,2 % от общей площади ЖФ города Москвы. К 2015 г. средний процент износа ЖФ снижен до уровня 45 %.
В 2012-2014 годах город сохранил участие в проведении капитального ремонта МКД, финансирование работ осуществлялось в основном за счет средств бюджета города Москвы. В 2014 г. капитальный ремонт проведен более чем в 2,4 тыс. домах, в т.ч. в рамках программы «софинанси-рования» работы проведены в 182 домах. На финансирование капитального ремонта МКД в последующие годы должно быть направлено 1 799 000 тыс. руб. денежных средств собственников помещений.
В) обновление лифтового оборудования МКД в рамках реализации технического регламента
Работы, связанные с безопасностью проживания, включают обновление лифтового (24 тыс. лифтов) и газового хозяйств. Ежегодно подлежат восстановлению, согласно темпам старения, около 3,5-4 тыс. подъемников.
К 2014 г. было заменено 45 % лифтов от требуемого количества. До конца 2016 г. предстоит заменить еще 11,2 тыс. лифтов.
Замена лифтового оборудования производится за счет городского бюджета. Согласно требованиям федерального законодательства в области
технического регулирования эти работы должны быть проведены до 20162017 гг., иначе эксплуатация такого оборудования в массовом порядке может быть запрещена, что для многоквартирного ЖФ Москвы является недопустимым.
В связи с этим стоит задача создания механизма, обеспечивающего долгосрочную финансовую устойчивость фонда капитального ремонта. При этом расширяются возможности участия в организации капитального ремонта управляющих организаций, ТСЖ и ЖСК. В настоящее время собственники жилья решают, как они будут собирать взносы на капремонт -на специальном счете своего дома или доверят их региональному оператору (в Москве это Фонд капремонта). Перспективным направлением в этой сфере признается организация капремонта в кредит, как наиболее финансово сбалансированная схема организации капитального ремонта, требующая минимальных бюджетных расходов. Проведение капитального ремонта в кредит позволит собственникам провести в МКД выборочный или полный капремонт, не дожидаясь сроков, определенных ГП. В этой модели кредитования платеж в точности обеспечивает финансирование понесенных расходов, т. е. здесь по сравнению с накопительной системой финансирования отсутствует проблема несоответствия стоимости капитального ремонта размеру платежа за капитальный ремонт.
Г) Энергосбережение и повышение энергоэффективности ЖКК.
Сегодня лишь 51 % россиян используют энергоэффективные технологии и приборы. В настоящее время Минстрой России формулирует перечень работ по повышению энергетической эффективности, обязательный для выполнения при капитальном ремонте МКД и объектов бюджетной сферы. Проведение капитального ремонта, обеспечивающего повышение энергетической эффективности, не только повышает комфорт проживания, но и окупается в последующем за счет снижения платы за коммунальные услуги.
В рамках ГП «Энергосбережение», определяющей стратегические цели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года, применен комплексный подход, позволяющий охватить процессом энергосбережения все сферы экономики города и реализовать единую научно-техническую политику. В числе базовых направлений в ГП выделяются энергосбережение и повышение энергоэффективности:
- в жилищном секторе;
- при производстве и распределении энергоресурсов;
- в системах водоснабжения и водоотведения;
- в системах уличного освещения;
- в сфере коммунального хозяйства.
2. Модернизация ЖКК. Привлечение в отрасль частных инвестиций
Одно из ключевых направлений работы Правительства Москвы -модернизация КК. В связи с тем, что модернизировать сферу ЖКХ необхо-
димо в условиях ограничения роста тарифов и при минимальном использовании бюджетных средств, предстоит обеспечить привлечение в эту отрасль частных инвестиций. Этому способствует политика Минстроя России по созданию необходимой правовой базы в этой сфере. В последнее время принято около 30 нормативных правовых актов и утверждены базовые законодательные изменения, направленные на создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу ЖКХ. Теперь на повестке дня - задача методического сопровождения внедрения «новых» правил, а также эффективного выполнения нового законодательства региональными и местными властями.
В этой связи для субъектов РФ Минстроем России подготовлен модельный комплекс мер развития ЖКК субъектов РФ, содержащий подробный перечень мероприятий, обеспечивающих:
- модернизацию коммунальной инфраструктуры,
- повышение качества коммунальных услуг,
- повышение прозрачности отрасли и другие.
Перед каждым регионом ставилась задача по утверждению таких комплексов мер в течение 2015 г. Они должны стать одним из условий предоставления финансовой поддержки регионам за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ.
В настоящее время взят курс на переход к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию. Уже сейчас в регионах реализуются более 70 инвестиционных проектов на общую сумму более 227 млрд руб., из которых 61 % составляют средства частных инвесторов.
Для участников рынка, регионов, муниципалитетов, банков, инвесторов Минстроем России организована работа по формированию реестра лучших практик частного инвестирования в отрасль, что даст возможность изучать, пользоваться и тиражировать успешный опыт.
В соответствии с целевыми установками Минстроя РФ ГП «Жилище» включает подпрограмму «Управление ЖФ в городе Москве. Благоустройство дворовых территорий». Ее целью является развитие системы управления имуществом в жилищной сфере города. Для ее достижения, в частности, предусматривается:
- оптимизация системы управления ЖФ, в т. ч. развитие ТСЖ, ЖСК и других форм объединений собственников жилья, а также повышение качества эксплуатации и благоустройства ЖФ;
- повышение эффективности использования городской недвижимости, увеличение ЖФ социального назначения за счет переориентация недвижимости и «деприватизации» жилья;
- совершенствование системы учета ЖФ, государственной регистрации прав на жилые помещения и проведение оценки жилых помещений;
- повышение качества эксплуатации дворовых территорий;
- совершенствование системы информационного взаимодействия с организациями и гражданами при реализации прав на жилище.
Степень достижения всех целей, поставленных Правительством Москвы по совершенствованию управления в сфере ЖКХ, во многом определяется уровнем осведомленности общества о проводимых преобразованиях в этой сфере. В связи с этим важнейшая задача органов исполнительной власти города - проведение масштабной работы по информированию населения об актуальных вопросах и проводимых преобразованиях в сфере ЖКХ. Это должно способствовать повышению доверия жителей к власти и расширению их участия в управлении этой сферой. Эта задача также нашла отражение в программных документах города Москвы.
Список литературы
1. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 38-Ф3 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»
3. Закон г. Москвы от 11.07.2012 N 39 (ред. от 26.06.2013) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных округов в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы"
4. Зотов В.Б. Система муниципального управления: учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. В.Б. Зотова. СПб.: Питер, 2008. 512 с.
5. Комов В.Э. Роль общественного контроля при принятии эффективных управленческих решений в области развития жилищно-коммунального хозяйства г. Москвы// Пути социально-экономического развития региона: финансовое обеспечение, перспективы и направления оптимизации. Калужский филиал Финансового университета при Правительстве РФ / под ред. Пироговой, Никифорова. 2015. С. 179-182.
6. Комов В.Э. Новые принципы и подходы при реализации государственных программ города Москвы в сфере ЖКХ//Комов В.Э. Вестник Тульского филиала Финуниверситета. 2015. № 1. С. 148-152.
7. Комов В.Э. Направления повышения доступности жилья на муниципальном уровне//Комов В.Э. Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-1 (66-1). С. 435-441.
Комов Валерий Энгельсович, канд. экон. наук, доц., com.valeri@, yandex.ru, Россия, Тула, Финансовый университет при Правительстве РФ
THE MAIN DIRECTIONS OFIMPROVING THE HMO MANAGEMENT SYSTEM OF
MOSCOW
V£. Komov