димостью широкого предоставления льгот и привилегий этим зонам и полного учета их интересов.
В привлечении инвестиций, концентрации производительных сил в нужных направлениях и отраслях экономики заключаются главные цели ОЭЗ. И ещё, главное в том, чтобы резиденты ОЭЗ и действующие реальные производства, их инфраструктура отвечала бы действительно передовым инновационным параметрам, а эффект от их деятельности приносил бы весомый вклад в стратеги социально-экономического развития России [6].
Список литературы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации в редакции Федерального закона от 06.12.05 № 158-ФЗ.
2. Федеральный закон от 25 декабря 2009 года № 340-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
5. Алпатов А.А. ОЭЗ в России: первые результаты вселяют оптимизм // Советник Президента. - 2007. - № 52.
6. Иностранные инвестиции на российских предприятиях. Современное состояние и перспективы / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: Международные отношения, 2008.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РФ
© Махмудова Т.Х.1, Махмудов Х.М.2
Чеченский государственный университет, г. Грозный Чеченское республиканское управление инкассации, г.Грозный
Данная статья посвящена проблеме совершенствования структуры налоговой системы России. Проведенное исследование показывает, что
1 Студент 2 курса Чеченского государственного университета.
2 Ведущий экономист Чеченского республиканского управления инкассации, старший преподаватель Чеченского государственного университета.
Налоговое законодательство впервые содержит единый закон (Налоговый кодекс РФ), регулирующий налоговые отношения в целом. Рассмотрена экономическая сущность налогов, их классификация, структура и принципы построения налоговой системы. Представлены налоги, взимаемые при использовании различных систем налогообложения: традиционной, упрощенной, единого налога на вмененный доход. Приведена система налогообложения физических лиц.
Ключевые слова: налоги, налоговая система, налоговый кодекс, налогообложение, налоговая ставка, доходы, структура НДФЛ.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений, принимаемых на уровне федерации и регионов.
В практике организации налоговых систем обычно выделяют такие варианты их построения, как:
- разграничение налоговых источников по бюджетным уровням;
- система долевого участия бюджетных звеньев в использовании налогов;
- система равных прав налогообложения.
Следует отметить, что на построение налоговой системы влияет ряд факторов.
Полная ставка налогообложения (ставка совокупного налога), налоговая нагрузка, соотношение между прямыми и косвенными налогами, соотношение между налогами и объёмами внутренней и внешней торговли, характеризуют собой экономические факторы.
Для построения налоговой системы определяющее влияние оказывают также факторы политического и правового характера, как распределение хозяйственных функций между федеральным центром и местными органами власти; роль налогов в системе доходов государства; контроль за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федерального центра.
При этом отметим, что в практике хозяйствования существуют два вида налоговой системы - шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы, каждая из которых облагается налогом по специальным правила.
Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
Налогами номер один, т.е. первой группы налогов в Великобритании являются традиционные доходные статьи в бюджете - налог с населения.
Здесь общегосударственными налогами являются подоходный налог, налог с прибыли корпораций, прибыль на прирост капитала, налог на дохо-
ды от нефти, налог с наследства, НДС, пошлины, акцизы и гербовый сбор, которые приносят казне более 90 % дохода.
Всего 10 % составляют местные налоги, в основе которого лежит обложение на имущество. Примерно 60 % федерального бюджета составляет подоходный налог с физических лиц.
Старая система так называемого «шедульного» обложения основана на принципах настижения облагаемого дохода на момент появления ее.
Имеющие уровни налогооблагаемых доходов - шедулы от А до F, т.е. шесть уровней еще имеют внутреннее деление. Например, уровень шедулы А - облагаемый уровень дохода по статье «собственность на землю, от строений и сооружений, квартплата за сдаваемое в наем жилые дома или квартира».
Шедула (С) - доходы от государственных ценных бумаг. ф) - производственно-коммерческой деятельности. (Е) - заработная плата. (Б) - дивиденды и другие выплаты с юридических лиц.
В Великобритании, также, как и в России и других странах, физические лица наемного труда не составляют налоговую декларацию и их доход, т.е. зарплата облагается налогом прямо и централизованно через бухгалтерию организации.
Бухгалтерия централизованно подает на своих работников налоговую декларацию через компьютерную сеть или в магнитных носителях информации [18, с. 45-46].
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Для достижения эффективности налоговой системы необходимо выполнение двух условий:
1. Обеспечение налоговых доходов в объемах достаточных для выполнения государством своих функций.
2. Создание финансовых условий для возобновления воспроизводственного процесса.
Именно через механизм установления налогов, субъектов и объектов налогообложения, налоговой базы, ставок налогов, льгот и санкций, изменения условий налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов. И здесь важно добиться действенности механизма налогового контроля.
Современная система взаимодействия контрольных органов имеет определенные недостатки. Эти недостатки связаны, прежде всего, применяемыми в настоящее время методиками оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов.
Отсутствие возможности учета всей совокупности результатов налогового контроля, а также отсутствие учета показателей бюджетных затрат являются наиболее существенными недостатками системы налогового контроля. Устранение этих недостатков связано с использованием при оценке системы налогового контроля эффективности структурно-функционального подхода.
В этом плане в основу предложенной методики был положен сформированный многоуровневый комплекс показателей эффективности, формируемых на основе налоговой отчетности и данных бухгалтерского учета.
Ныне налоговый контроль предполагает три уровня контроля (рис. 1):
Рис. 1. Направления налогового контроля
Методика позволяет не только оценить, но и сопоставить эффективность основных форм контроля.
Ныне налоговый контроль предполагает три уровня контроля (рис. 1):
Сегодня признано целесообразным дополнить систему критериев оценки территориальных налоговых органов такими важными показателями, как:
1) упростить в досудебном порядке заключения мирового соглашения в общем объеме налоговых споров;
2) производить добросовестным агентам - налогоплательщикам мелкого, частного индивидуального бизнеса встречные льготы;
3) повышать действия результативных выездных проверок встречных обязательств и дисциплины налогоплательщика без судебных разбирательств.
Признано целесообразным для повышения результативности налогового администрирования и уменьшения практики уклонения от уплаты налогов, применять действенные меры, направленные на снижение налогового бремени в экономике, что может быть достигнуто на основе:
1) установления стандартных размеров налогового вычета по налогу на доходы физических лиц в виде необлагаемого вычета, соответствующего сумме минимального размера оплаты труда;
2) снижение налога на конечного потребителя, т.е. самого несправедливого налога на сегодня - НДС в размере до 14 % и далее ниже все большим креном (переходом) на прямые налоги;
3) снижение совокупной налоговой (фискальной) нагрузки на субъекты, относящиеся к малому бизнесу путем снижения тарифов страховых взносов и др.
4) начисление штрафных налоговых санкций методом поглощения большим штрафом меньших штрафов.
Конечно, возможны и другие методы, и инструментарии в системе совершенствовании налогового контроля, т.к. этот процесс совершенствования бесконечен.
Главное, чтобы в этих сложных условиях деятельности, совершенство обеспечило качественный рост результативности налогового администрирования и уменьшение практики уклонения от уплаты налогов.
Самыми важными факторами действенности и эффективности контрольной работы налоговых органов является целый спектр результативных нововведений и совершенствование действующих методик контрольных проверок, что сводится к проведению мер по:
- внедрению совершенной системы и методики подготовки и обучения, переквалификации и отбора специалистов - налоговиков;
- совершенствованию и внедрению новейших форм и методов налоговых проверок, основанные на единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок;
- применению единой системы организации контроля и оценки работы налоговых инспекторов, что позволит полнее учитывать результаты деятельности каждого инспектора, а также эффективно распределять налоговые обязанности при планировании камеральных и выездных налоговых проверок;
- применению мер соразмерного наказания за налоговые правонарушения.
Необходимо также создание надлежащих условий для обеспечения финансовой безопасности и функционирования всей финансовой системы страны. Важно при этом принять меры, исключающие малейшую возможность развития коррупции и злоупотребления должностными лицами.
Поэтому считаем, что для совершенствования налогового контроля в Российской Федерации также необходимо постепенно повышать налоговую культуру в стране.
Список литературы:
1. Налоговый кодекс РФ. - М.: Проспект, 2014.
2. Закон Российской Федерации «О налоговых органах в РФ» от 21.03.91 № 943-1 (с изм. и доп.).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.04 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе».
4. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Методы налоговой оптимизации. - 3-е изд. - М., 2013.
5. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. вузов. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2009.
6. Нестеров Г.Г. Развитие механизмов налогового контроля в системе обеспечения экономической безопасности в России: автореферат. - М., 2009.
ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
© Морозова И.Л.
Самарский институт бизнеса и управления, г. Самара
В статье рассмотрены проблемы оценки финансового состояния предприятия в современных экономических условиях. Выделены главные особенности методического аппарата кредитного анализа корпоративных заемщиков. Проанализированы особенности применения как количественных, так и качественных показателей оценки финансового состояния заемщика.
Ключевые слова кредитование, кредитоспособность заемщика, финансовое состояние, хозяйствующие субъекты, эффективность деятельности.
На основании исследования методических основ и практических основ кредитоспособности, в ходе, которого изучены методики, используемые коммерческими банками, можно выделить главные особенности методического аппарата кредитного анализа корпоративных заемщиков.
Это, во-первых, игнорирование вида кредитоспособности и значимости кредитного решения для банка. Подобный подход страдает некоторой ограниченностью. Оценка кредитоспособности корпоративного заемщика должна проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. В противном случае (при единой методике оценки всех предприятий) вне поля зрения могут остаться факторы, способные существенно влиять на финансовые результаты не только заемщика, но и банка.
В то же время нельзя не учитывать того, что увеличение гибкости методики оценки заемщика неизбежно приводит к повышению трудоемкости аналитических расчетов и росту затрат, связанных с их проведением. Поэтому определение значимости конкретного кредита для банка обязательно должно предшествовать принятию решения о глубине исследования кредитоспособности заемщика. От значений количественных показателей, характеризующих важность кредитных операций для банка (например, процентный доход, сумма основного долга, срок кредита в сравнении со средними банковскими показателями), должен зависеть объем аналитической работы на этапе выдачи конкретной ссуды.