ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Папичев Н.В., к.ю.н., генерал-майор внутренней службы. Должность: начальник управления.
Место работы: Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области.
Контакты автора: E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье анализируются основные составляющие понятия трудовой адаптации осужденных. Автор характеризует современные условия производства в исправительных учреждениях.
Ключевые слова статьи: труд, адаптация, производство, предпринимательство, регулирование.
BASIC DIRECTIONS OF PERFECTION OF PRODUCTION ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF REFORMATION IN CRIMINAL-EXECUTIVE SYSTEM
Papichev N.V., PhD in Law, general-major of internal service. Position: administration chief. Place of employment: Federal penitentiary service in Omsk region. E-mail: [email protected]
Annotation: Basic components of definition of labor adaptation of convict are analyzed in this article. The author characterizes modern conditions of production in criminal-executive institutions.
Keywords: labor, adaptation, production, enterprise, regulation.
В современной литературе и нормативно-правовых актах на сегодняшний день отсутствует определение понятия «трудовая адаптация». Исходя из определения труда как целесообразной деятельности человека, затрат его умственной и физической энергии, направленных на создание материальных и духовных благ, и адаптации как приспособления к чему-либо или кому-либо (от лат. «adaptare» - приспособлять)1, можно сделать вывод, что трудовая адаптация - это приспособление к трудовой деятельности.
В настоящее время большинство осужденных (более 90%) не имеют специальности или полностью утратили трудовые навыки. Исходя из особенностей трудовых ресурсов осужденбных, трудовая деятельность в исправительных учреждениях, во-первых, должна быть направлена на воспитание трудовой привычки у лиц, не имевших до поступления в места исполнения наказания прочих трудовых навыков. Во-вторых, на сегодняшний день важна экономическая составляющая трудовой адаптации. По данным ФСИН России, на содержание осужденных (питание, вещевое имущество, медицинское и коммунально-бытовое обеспечение) государством ежегодно тратится более 10,2 млрд рублей. Эти расходы должны компенсироваться удержаниями из заработной платы осужденных. Однако реально возмещается не более 10% указанных расходов. В-третьих, трудовая адаптация осужденных должна быть ориентирована на востребованные за
1 См. Экономический и юридический словарь / под ред. А.Н. Аз-рилияна. - М.: Институт новой экономики, 2004. - С. 17, 928.
пределами мест лишения свободы специальности. Следовательно, при создании подразделений трудовой адаптации осужденных руководителям исправительных учреждений необходимо исследовать региональный рынок труда для того, чтобы процесс трудовой адаптации мог соответствовать возложенным на него задачам.
Особенности деятельности исправительных учреждений по характеру содержания можно разделить на три направления.
1. Нормативно-правовое направление. Правовое
обеспечение реформирования уголовно-
исполнительной системы Российской Федерации следует считать важнейшей проблемой, поскольку без определения понятия и сущности правового обеспечения, а также его содержания не могут быть сформулированы цель и задача реформы, а значит, и определены этапы ее проведения, их реальное содержание, конечные результаты.
2. Социально-демографическое направление этих особенностей характеризуется несколькими факторами. Во-первых, в связи с тем, что в учреждениях уголовно-исполнительной системы применяется труд лиц, лишенных свободы, на производстве в учреждениях УИС отмечается большая концентрация субъектов криминогенной направленности.
Во-вторых, месторасположения учреждения, которое должно учитывать функционирование производства в условиях охраны, отдаленности от крупных коммуникаций, а иногда и крупных населенных пунктов.
В-третьих, производственный персонал учреждений
- это в большинства аттестованные сотрудники, состоящие на должностях среднего и старшего начсостава, деятельность которых регламентируется не только производственными предписаниями и инструкциями, но и законодательством о прохождении службы в УИС.
3. Производственно-экономическое направление характеризуется жесткой регламентацией и иерархичностью системы управления производством.
Можно заключить, что необходимы так называемые особые условия деятельности производственного сектора уголовно-исполнительной системы, которые позволили бы ему безболезненно функционировать в новой экономической ситуации2. Такие условия могут быть созданы на основе предоставления льгот по налогообложению, сущебственного увеличения бюджетного финансирования, государственной поддержки для обеспечения заказов на производство предприятиями УИС продукции и услуг.
В настоящее время сохранилась трехуровневая система управления в уголовно-исполнительной системе в целом и в ее производственной сфере в частности. Анализ возможностей трех уровней позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, центральные органы имеют значительные права по созданию, реорганизации и ликвидации предприятий УИС, распоряжаются имуществом УИС от имени государства, создают внебюджетные фонды и контролируют правовую сторону деятельности ГУПов. Во-вторых, вся организационная сторона производственной деятельности по созданию производств, осуществление самой производственной деятельности, непосредственное ее планирование, распоряжение производственной продукцией и полу-
2 См. Кузнецов Ю.Ю. Решить проблемы перевода на новые экономические рельсы // Преступление и наказание. - 2007. - №1. - С. 2.
Папичев Н.В.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ченной прибылью остается за учреждениями и ГУПа-ми. В-третьих, структуры и штаты предприятий утверждает территориальный орган, он же доводит предприятиям конкретные планы и контролирует их, осуществляет контроль за договорной работой, создает и использует внебюджетные фонды, несет ответственность по обязательствам учреждений и предприятий.
На данном этапе реформирования существующая структура управления производством себя оправдывает.
Для выбора основных направлений совершенствования управления производством необходимо учитывать прежде всего те ресурсы, которые имеются в распоряжении субъектов управления, а также эффективность их использования, особенности регионального промышленного комплекса, в котором находится промышленный комплекс УИС.
Предпринимательство в уголовно-исполнительной системе получило законный статус в 1992 году. Причем данный вид деятельности был присущ предприятиям УИС и раньше. Располагая мощной производственной базой, где осуществлялись операции по снабжению, производству и сбыту продукции, деятельность предприятий УИС была основана на принципах административно-планового хозяйствования. Переход российской экономики на новые рельсы, реформирование уголовно-исполнительной системы потребовали трансформации системы управления производством. Привнесение предпринимательства в производственную сферу УИС было следствием стремления приспособить предприятия учреждений, исполняющих наказания, к новым принципам хозяйствования, поставить их в равные условия с негосударственными коммерческими организациями.
Анализ работы подразделений УФСИН России по Омской области позволяет выделить следующие формы предпринимательской деятельности предприятий учреждений и центров трудовой адаптации осужденных:
1) самостоятельная предпринимательская деятельность на основе собственной производственной базы;
2) совместная предпринимательская деятельность (без образования нового юридического лица);
3) совместные предприятия (с образованием нового юридического лица);
4) прямые кооперационные связи;
5) размещение заказов государственных потребителей продукции на предприятиях учреждений;
6) бизнес-планирование предпринимательской деятельности.
Дальнейшее развитие предпринимательства в производственной сфере уголовно-исполнительной системы должно ориентироваться на фондосберегающий, материалосберегающий и относительно нетрудоемкий тип производства и связываться с такими аспектами, как:
- разнообразие и расширение связей с организациями различных форм собственности для создания совместной предпринимательской деятельности;
- ориентация на способность производства быстро перестроиться на выпуск новой конкурентоспособной продукции;
- создание квалифицированного аппарата для разработки и анализа бизнес-проектов как в территориальном органе, так и непосредственно в учреждениях;
- максимальная интеграция производственной деятельности предприятий УИС в экономику города, области, региона.
В целях активизации работы по техническому перевооружению производства на предприятиях уголовноисполнительной системы представляется реализовать следующие мероприятия по наиболее эффективному использованию научно-исследовательского потенциала.
Во-первых, необходимо обеспечить более равномерное и рациональное размещения научноисследовательского потенциала УИС по регионам России. Во-вторых, нуждается в кардинальном решении проблема финансирования технического перевооружения производства. В-третьих, необходимо использовать такую форму предпринимательской деятельности, как лизинг. Реально создание в УИС совместных лизинговых компаний, деятельность которых должна быть направлена на обеспечение новейшими технологиями и новой техникой предприятий УИС. В-четвертых, необходима конкретная система использования основных фондов: рабочее использование; перепрофилирование (если это возможно); консервация на определенный период; передача другим предприятиям в собственность либо в аренду; реализация заинтересованным покупателям по рыночной цене.
Основной целью реформирования существующих государственных унитарных предприятий УИС является обеспечение безусловного выполнения требований действующего уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации и международных правовых норм по обязательному привлечению осужденных к общественно полезному труду для создания условий для приобретения ими профессиональных трудовых навыков и специальностей для их последующей адаптации в обществе3.
Реформирование ГУП УИС проводится поэтапно в течение ряда лет. В настоящее время реорганизация государственных унитарных предприятий УИС проводится по следующим направлениям.
Центры трудовой адаптации для осужденных. Основной задачей указанных организаций должно стать совершенствование системы профессиональнотехнического образования осужденных для их последующей ресоциализации и успешной адаптации к условиям жизни на свободе, организация упреждающего профессионального обучения осужденных специальностям, потребность в которых испытывают региональные рынки труда, использование возможностей нетрадиционных форм обучения осужденных рабочим профессиям, связанным с народными промыслами.
Учебно-производственные и лечебно-
производственные мастерские. Около 100 указанных мастерских УИС России создается на базе ГУП воспитательных колоний, в которых содержатся несовершеннолетние осужденные, а также на базе существующих ГУП лечебно-исправительных учреждений, предназначенных для содержания осужденных больных туберкулезом и наркоманией. Организация ЛПМ будет способствовать рациональному трудоустройству инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью, созданию для них производственных условий соответственно медицинским рекомендациям, применению различных видов труда для лечебного воздействия на больного, повышению его психического и физического тонуса и формированию благоприятных условий для
3 См. Концепция реформирования государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации, 2003 г.
достижения стойких ремиссий и предупреждению дальнейшей социальной деградации4. По УФСИН России по Омской области такие мастерские создаются в учреждениях ЛИУ-2 и Омской ВК.
Обеспечить устойчивое функционирование ГУП УИС в условиях их реформирования возможно, только сохранив кадры квалифицированных инженерно-
технических специалистов, имеющих значительный опыт практической работы с осужденными.
В целях сохранения действующей системы кадрового обеспечения производственно-хозяйственной деятельности УИС предполагается:
1) провести мероприятия по оптимизации структуры
управления центрами трудовой адаптации осужденных, учебно-производственными и лечебно-
производственными мастерскими исправительных учреждений ГУП УИС;
2) внести в ряд законодательных, нормативных правовых и ведомственных нормативных актов соответствующие изменения и дополнения, регламентирующие организационно-штатную структуру центров трудовой адаптации осужденных, учебно-производственных и лечебно-производственных мастерских исправительных учреждений;
3) утвердить перечни должностей персонала центров
трудовой адаптации осужденных, учебно-
производственных и лечебно-производственных мастерских исправительных учреждений, замещаемых лицами, имеющими специальные знания начальствующего состава УИС.
Анализируя аспекты производственной деятельности уголовно-исполнительной системы в целом и учреждений УФСИН России по Омской области в частности, автором предлагается на основе учета особенностей производственно-экономической деятельности предприятий УИС разработать комплекс основных направлений развития производственной сферы, включающий в себя:
1) совершенствование управления производством;
2) развитие предпринимательской деятельности и внедрение новых форм инвестирования;
3) развитие инноваций и маркетинговой деятельности;
4) техническое перевооружение производства;
5) изменение организационно-правовых форм и принципов предприятий УИС;
6) оптимизация налогообложения и освобождение предприятий от несвойственных им функций; сохранение кадрового потенциала и оптимизация структуры управления.
Список литературы:
1. Гуцал Н.В. Насущные задачи реформирования промышленного комплекса УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2004. - №3. - С. 34.
2. Давыдова С. Проблемы организации внебюджетной деятельности в УИС в условиях реформирования // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2007. - №8. - С. 22.
3. Кононец А.С. Трудовая адаптация осужденных в лечебно-производственных (трудовых) мастерских // Преступление и наказание. - 2005. - №9. - С. 14-15.
4. Кузнецов Ю.Ю. Решить проблемы перевода на новые экономические рельсы // Преступление и наказание. - 2007. - №1. - С. 2.
5. Чайка Ю.Я. Вырабатывать новые подходы и методы решения проблем // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 2005. - №3. - С. 14.
4 См. Кононец А.С. Трудовая адаптация осужденных в лечебнопроизводственных (трудовых) мастерских // Преступление и наказание. - 2005. - №9. - С.14-15.