УДК 342.951 ББК 67.401
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10031
© М.В. Дульнев, А.В. Константинов, 2019
Научная специальность 12.00.01 — теория и история права и государства; история правовых учений Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РФ
Максим Викторович Дульнев, преподаватель кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Алексей Владимирович Константинов, доцент кафедры административной деятельности ОВД, кандидат юридических наук
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассмотрены вопросамы совершенствования порядка организации трудовой миграции в РФ, в частности в аспекте регламентации иммиграционного контроля. Анализ статистических данных выявил проблему нелегальной трудовой миграции, что обуславливает необходимость формирования эффективной системы иммиграционного контроля, которая должна основываться на единой концепции федерального государственного контроля (надзора). При этом сферами осуществления федерального государственного контроля (надзора) должны являться внутренняя миграция, внешняя (в том числе трудовая) миграция и вынужденная миграция. В статье предлагается отразить положения единой концепции федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в содержании кодифицированного нормативного правового акта — Миграционного кодекса РФ, с выделением раздела, посвященного особенностям осуществления данного вида надзора.
Ключевые слова: миграция, нелегальная миграция, миграционная политика, государственный контроль (надзор).
THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVING THE ORGANIZATION OF LABOR MIGRATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
Maksim Viktorovich Dulnev, lecturer of the department of administrative activities of the department of internal affairs Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Aleksey Vladimirovich Konstantinov, associate professor of the department of administrative activities of the department of internal affairs
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. This study is devoted to improving the organization of labor migration in the Russian Federation, in particular in the aspect of regulation of immigration control. Analysis of statistical data revealed the problem of illegal labor migration, which necessitates the formation of an effective system of immigration control, which should be based on a single concept of Federal state control (surveillance) in the field of internal migration, external (including labor) migration and forced migration. The article proposes to reflect the provisions of the unified concept of Federal state control (supervision) in the field of migration in the content of the codified normative legal act — the Migration code of the Russian Federation, with the allocation of the section devoted to the peculiarities of this type of supervision. Keywords: migration, illegal migration, migration policy, state control (surveillance).
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Дульнев М.В., Константинов А.В. Основные направления совершенствования порядка организации трудовой миграции в РФ. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):118-23.
Согласно данным Росстата об объемах и направлениях внешней (межгосударственной) миграции в 2007-2017 годах, наблюдался достаточно устойчивый рост численности лиц, прибывших из зарубежных стран, за исключением периода экономического кризиса, когда число прибывающих сокращалось. Рост прибытий обеспечивался главным образом за счет жителей стран СНГ, в значительно меньшей степени за счет мигрантов из других государств. Во внешней миграции заметно выше доля перемещений, носящих социально-трудовой характер в связи с работой и учебой, а также в связи с обострением межнациональных отношений и криминогенной обстановки, как в прибытии, так и в миграционном приросте1.
Согласно статистическим сведениям, Российская Федерация по итогам 2017 года заняла третье место, после США и Германии, по численности мигрантов. По данным МВД России , количество мигрантов в России достигает сейчас более 10 млн человек2. Таким образом, очевидно, что внешняя (межгосударственная) миграция способствовала определенному решению демографических проблем Российской Федерации за счет притока трудоспособного населения, а также переезду в страну лиц, имеющих профессиональное образование.
Регулирование миграции населения в России осуществляется посредством правовых, информационных, финансово-экономических, организационных и иных инструментов.
Говоря о правовом регулировании миграционных процессов в России , следует подчеркнуть, что национальное законодательство в этой сфере находится на этапе интенсивного развития. Нормативная правовая база, регламентирующая отношения в сфере внешней трудовой иммиграции, представлена большим числом актов различного уровня: федеральное законодательство, акты Президента РФ и Правительства РФ, а также ведомственные нормативные акты, содержащие технические разъяснения и формы соответствующей документации. В настоящее время нормативные правовые акты РФ, регулирующие правоотношения в сфере внешней трудовой миграции представлены Законом РФ «О занятости населения в РФ»3; Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»4; Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»5 и др.
Уместно обозначить в этой связи основные факторы развития миграционного законодательства.
Во-первых, как на процесс совершенствования правовой основы, так и на понимание норм миграционного права существенное влияние оказывает правоприменительная практика, что говорит о несовершенстве законодательства.
Во-вторых, следует отметить излишнюю казуальность миграционного законодательства. Федеральные законы, регламентирующие правоотношения в сфере миграции, перенасыщены нормами, регламентирую-
щими процедуру въезда и статус иностранных граждан в связи с конкретными мероприятиями (международными спортивными соревнованиями, музыкальными конкурсами и т.п.), подобные правовые конструкции сильно усложняют законодательство.
В-третьих, значительное влияние на развитие миграционного законодательства и правоприменительной практики оказывают решения Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В качестве примера можно привести Определение Конституционного Суда РФ от 12 мая 2006 г. № 155-О6, принятие которого повлекло в дальнейшем внесение изменений в указанные акты.
Современными тенденциями развития миграционного законодательства РФ являются: а) перемещение множества норм миграционного права из подзаконных актов в тексты федеральных законов (например, регламентация порядка выдачи виз); б) ужесточение ответственности за нарушение миграционного законодательства (в частности, введение уголовной ответственности за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве). Кроме того, можно отметить тенденцию общей либерализации законодательства в отношении желательных мигрантов и продолжение курса на привлечение соотечественников в Российскую Федерацию.
К числу наиболее острых проблем в рассматриваемой сфере следует отнести высокие показатели нелегальной трудовой миграции. По данным МВД России в настоящее время на территории РФ 2,6 млн мигрантов находятся нелегально7. Серьезность данной проблемы объясняется, во-первых, сложностью определения количественных параметров нелегальной миграции; во-вторых, невозможностью окончательного прогнозирования ее последствий; в-третьих, отсутствием концептуальных разработок проблем борьбы с нелегальной иммиграцией в условиях глобальной реструктуризации мировой экономики; в-четвертых, сложностью борьбы с указанным явлением . Однако контролю за иммиграционными процессами в РФ в Концепции государственной миграционной политики до 2025 отводится роль основного и приоритетного направления регулирования внешней иммиграции, поскольку именно это направление служит цели обеспечения национальной безопасности страны. В этой связи представляется оправданным ужесточение миграционного законодательства, которое происходит с 2015 года, о чем красноречиво свидетельствуют статистические данные. В частности, доля нелегальных мигрантов от их общего числа в 2015-2016 годах составляла от 33 до 36%, в 2017 году эти показатели снизились до 23-25%. В 2017 году сотрудники полиции выявили порядка 1,7 млн. административных правонарушений в сфере миграции. Судами было вынесено свыше 93 тыс. решений об административном выдворении, при этом в
каждом втором случае - в принудительном порядке9.
Как представляется, в настоящее время существует острая потребность в правовой регламентации иммиграционного контроля, поскольку, как было подчеркнуто, отсутствие его эффективной системы является одной из проблем противодействия незаконной миграции в Российской Федерации.
Несмотря на отсутствие нормативного закрепления понятия иммиграционного контроля, законодательством четко определена функция федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, осуществляемого в том числе органами внутренних дел Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) в сфере миграции осуществляется за правоотношениями, связанными с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации, а также правоотношениями, возникающими в связи с привлечением иностранных граждан к трудовой деятельности10.
Нужно отметить, что определение иммиграционного контроля дается в проекте федерального закона «Об иммиграционном контроле» (ст. 3)11, в частности под иммиграционным контролем понимается комплекс мер, осуществляемых органами иммиграционного контроля, в целях обеспечения соблюдения законодательства в области въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию, выезда иностранных граждан из Российской Федерации, транзитного проезда иностранных граждан через территорию Российской Федерации, пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации.
При этом осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции происходит по различным направлениям, различными субъектами, объектами миграционного контроля (надзора) являются различные миграционные потоки и вообще содержание данного контроля нормативно определяется по-разному. Это обстоятельство позволяет говорить о необходимости формирования единого законодательного подхода к определению содержания федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции.
Как представляется, формирование единой концепции федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции должно учитывать следующие аспекты.
Первый аспект затрагивает наименование данного вида федерального государственного контроля (надзора), которое, как представляется, должно быть единым и определяться как «федеральный государственный миграционный надзор». Представляется, что данное наименование деятельности по реализации функции государственного управления в сфере миграции наиболее адекватно отражает сущность рассматриваемого вида управленческой деятельности уполномоченных органов и должностных лиц органов исполнительной власти. При этом, как справедливо отмечают А.Н. Же-
ребцов и Е.А. Малышев, федеральный государственный миграционный надзор должен рассматриваться в качестве специальной функции и вида государственно-управленческой деятельности12. Данный вид деятельности, как представляется, должен включать проверку соблюдения миграционного законодательства поднадзорным объектом с последующим (при необходимости) инициированием процедуры применения мер государственного принуждения за его нарушение. Данная проверка должна осуществляться уполномоченным органом исполнительной власти в отношении субъектов миграционных отношений.
Второй аспект изучаемой проблемы касается объектов федерального государственного миграционного надзора, которыми должны стать субъекты правовых отношений, возникающих в сфере внутренней, внешней, внешней трудовой и вынужденной миграции населения13. Данный подход позволит законодателю сформировать единую систему надзирающих субъектов и наделить их соответствующей административно-юрисдикционной компетенцией и компетенцией по реализации рассматриваемой управленческой функции.
Еще одно очень важное обстоятельство, которое необходимо учитывать при формировании единой концепции федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции касается внутренней миграции, внешней (в том числе трудовой) миграции и вынужденной миграции. В частности в сфере внутренней миграции федеральный государственный миграционный надзор должен осуществляться за соблюдением российскими гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации. Касаемо внешней миграции федеральный государственный миграционный надзор должен осуществляться за выездом (эмиграцией), въездом (иммиграцией), транзитным следованием через территорию России , порядком временного или постоянного проживания, временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации. В сфере внешней трудовой миграцией - за привлечением и использованием труда иностранных работников, трудоустройством российских граждан за границей. В сфере вынужденной миграции - за обоснованностью предоставления правового статуса и признания лица беженцем, вынужденным переселенцем, получения политического (территориального) или временного убежища на территории РФ.
Кроме того, правовое обеспечение федерального государственного миграционного надзора в том объеме, который предложен в рамках представленной концепции, не может реализоваться исключительно в рамках Закона № 115-ФЗ, поскольку содержание надзора в рассматриваемой сфере общественных отношений выходит за рамки правоотношений, регулируемых приведенным правовым актом. И в этой связи возникает очевидная потребность разработки миграционного
кодекса РФ, о чем уже не раз говорилось в специальной литературе14. Именно в рамках кодифицированного нормативного правового акта уместно выделить раздел, посвященный особенностям осуществления данного вида надзора.
В рамках предложенной концепции федерального государственного миграционного надзора следует определиться с видом надзирающего субъекта, нормативно-правовым закреплением федерального государственного миграционного надзора и процедур его осуществления.
Отметим, что в настоящее время выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере миграции осуществляет Главное управление по вопросам миграции МВД России (далее - ГУВМ МВД России ), его территориальные подразделения и уполномоченные государственные служащи15. Анализ пункта 2.6 Положения о ГУВМ МВД РФ в системной связи с положениями Закона № 115-ФЗ позволяет сделать вывод, что ГУВМ МВД РФ осуществляет функцию федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции лишь в тех областях, которые определены в ст. 29.2 упомянутого закона, а также в сфере внешней трудовой миграции. Указанная функция ГУВМ МВД РФ в сфере внутренней, вынужденной и частично во внешней миграции населения не реализуется, что, в частности, противоречит положениям п. 33 ч. 1 ст. 12 Закона № 3-ФЗ16.
В этой связи представляется необходимым внести ряд изменений в Положение о ГУВМ МВД РФ. Во-первых, с целью адекватного отражения сущности изучаемого вида управленческой деятельности целесообразно в п. 2.5. Положения о ГУВМ МВД РФ заменить формулировку «осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» на следующую формулировку: «осуществление федерального государственного миграционного надзора». Кроме того, в корректировке нуждается и п. 2.6 рассматриваемого Положения, который целесообразно изложить в следующей редакции: «Осуществление в соответствии с законодательством РФ, регулирующим отношения в сфере миграции, государственного миграционного надзора в сфере: 1) внутренней миграции; 2) внешней миграции; 3) внешней трудовой миграции; 4) вынужденной миграции». При этом в примечании к данной статье должен быть определен предмет каждого из представленных направлений надзорной деятельности. В частности, предмет государственного миграционного надзора в сфере внутренней миграции — соблюдение гражданами РФ и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах границ РФ. Предметом государственного миграционного надзора в сфере внешней миграции является соблюдение требований миграционного законодательства о порядке выезда за
пределы РФ, въезда на территорию РФ, транзитного следования через территорию РФ, временного или постоянного проживания, временного пребывания иностранных граждан в РФ. Предмет государственного миграционного надзора в сфере внешней трудовой миграции - соблюдение требований законодательства РФ о порядке привлечения и использования труда иностранных работников, трудоустройство граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации. И, наконец, предметом государственного миграционного надзора в сфере вынужденной миграции является соблюдение миграционного законодательства о порядке предоставления правового статуса и признания лица беженцем, вынужденным переселенцем, получения политического (территориального) или временного убежища на территории РФ.
В заключение исследования представляется необходимым сформулировать некоторые основные выводы.
Говоря о современном состоянии миграционного законодательства РФ, следует отметить, что оно постоянно трансформируется, при этом данный процесс происходит в основном в рамках уже имеющихся нормативных правовых актов, которые не всегда соответствуют приоритетным направлениям миграционной политики РФ. В качестве примера можно привести Закон № 115-ФЗ, представляющий собой базу всего миграционного законодательства РФ и носящий системообразующий характер для других актов в рассматриваемой сфере. За период своего действия, данный закон неоднократно изменялся и дополнялся, что существенным образом усложнило его использование, привело к разрушению его системных свойств. В настоящее время существует острая потребность в систематизации миграционного законодательства, учитывая, что оно находится в состоянии перманентного реформирования, приведшего к его внутренней противоречивости и отсутствию системности. В данном исследовании была подчеркнута необходимость принятия Миграционного кодекса РФ, что позволило бы не только упорядочить нормативную правовую основу миграции, но и переработать ее отдельные элементы с целью достижения согласованности и компактности.
В данном исследовании на основе статистических данных была обозначена проблема нелегальной трудовой миграции. В настоящее время существует острая потребность в правовой регламентации иммиграционного контроля, поскольку, как было подчеркнуто, отсутствие его эффективной системы является одной из проблем противодействия незаконной миграции в Российской Федерации. Кроме того, контролю за иммиграционными процессами в РФ в Концепции государственной миграционной политики до 2025 отводится роль основного и приоритетного направления регулирования внешней иммиграции, поскольку именно это направление служит цели обеспечения национальной безопасности страны.
В 2014 году ФМС РФ был предложен проект принципиально важного федерального закона «Об имми-
грационном контроле», который в большей степени отразил ведомственный подход к управлению миграцией, не затрагивая при этом всего комплекса вопросов, которые связаны с реализацией средств и механизмов, обеспечивающих исполнение миграционного законодательства. В этой связи уместно подчеркнуть, что в настоящее время в России не сформирован эффективный механизм, позволяющий контролировать миграцию. Данное положение вещей делает миграцию острой внутриполитической проблемой.
1 Миграция населения в России : тенденции, проблемы, пути решения // Социальный бюллетень. 2018. № 11. Май.
2 Говоря о динамике миграционных процессов, следует подчеркнуть, что за период в первые шесть месяцев 2017 года в Россию въехало 9,7 млн иностранцев и выехало 7,5 млн, а за первые полгода 2018 года соответствующие показатели составили 9,1 и 7,3 млн. Из 10 млн находящихся в России иностранцев около 85% - граждане стран СНГ. По последним данным, в 2018 году в России около 536,8 тыс. иностранцев проживают на основании разрешений на временное проживание и около 605 тыс. - на основании видов на жительство. Миграционная политика: динамика и последствия миграции, проблемы гражданства и правоприменения. Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.garant.ru/ news/1213876/#ixzz5Uq8NunQv (дата обращения 22.10.2018)
3 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2018) // Собрание законодательства РФ. № 17. 1996. Ст. 1915.
4 Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
5 Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
6 Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2006 № 155-О «По жалобе гражданина Украины Х. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9 Федерального закона «О правовом Положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2006.
7 Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года с распределением по странам и регионам. Электронный ресурс. Режим доступа. https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/ кеш/12162171 (дата обращения 04.10.2018)
8 Безруков А.В., Невирко Д.Д. Современное состояние миграционного законодательства и роль судебных решений в защите прав мигрантов // Миграционное право. 2018. № 2. С. 35 - 39.
9 Миграционная политика: динамика и последствия миграции, проблемы гражданства и правоприменения. Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.garant.ru/ news/1213876/#ixzz5Uq8NunQv (дата обращения 22.10.2018)
10 Ст. 29.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.
2002. № 30. Ст. 3032.
11 Проект Федерального закона «Об иммиграционном контроле в Российской Федерации» (подготовлен ФМС России ) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 05.04.2014). Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru по состоянию на 28.11.2014.
12 Жеребцов А.Н., Малышев Е.А. Федеральный государственный миграционный надзор: перспективы формирования нормативно-правовой концепции // Миграционное право. 2018. № 2. С. 31 - 34.
13 Жеребцов А.Н. Концепция административно-правового регулирования миграционных отношений в Российской Федерации (комплексный анализ теории и практики): Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2009. С. 11 - 12.
14 Андриченко Л.В. Проблемы систематизации миграционного законодательства // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 5 - 15; Ивахнюк И.В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 года // Внешняя политика и безопасность. 2017. Сентябрь.
15 Приказ МВД РФ от 15 апреля 2016 г. № 192 «Об утверждении Положения о Главном Управлении по вопросам миграции МВД РФ». Электронный ресурс. Режим доступа. https://media. mvd.ru/files/embed/795036 (Дата обращения 20.10.2018)
16 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
Литература
1. Андриченко Л.В. Проблемы систематизации миграционного законодательства // Журнал российского права. 2014. № 12. С. 5 - 15.
2. Безруков А.В., Невирко Д.Д. Современное состояние миграционного законодательства и роль судебных решений в защите прав мигрантов // Миграционное право. 2018. № 2. С. 35 - 39.
3. Жеребцов А.Н., Малышев Е.А. Федеральный государственный миграционный надзор: перспективы формирования нормативно-правовой концепции // Миграционное право. 2018. № 2. С. 31 - 34.
4. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 03.07.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2018) // Собрание законодательства РФ. № 17. 1996. Ст. 1915.
5. Ивахнюк И.В. Предложения к миграционной стратегии России до 2035 года // Внешняя политика и безопасность. 2017. Сентябрь.
6. Миграционная политика: динамика и последствия миграции, проблемы гражданства и правоприменения. Электронный ресурс. Режим доступа. http://www.garant.ru/ news/1213876/#ixzz5Uq8NunQv (дата обращения 22.10.2018)
7. Миграция населения в России : тенденции, проблемы, пути решения // Социальный бюллетень. 2018. № 11. Май.
8. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2006 № 155-О «По жалобе гражданина
Украины Х. на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», пунктом 13 статьи 7 и пунктом 13 статьи 9 Федерального закона «О правовом Положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. № 5. 2006.
9. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года с распределением по странам и регионам. Электронный ресурс. Режим доступа. https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/ statistics/migracionnaya/item/12162171 (дата обращения 04.10.2018)
10. Приказ МВД РФ от 15 апреля 2016 г. № 192 «Об утверждении Положения о Главном Управлении по вопросам миграции МВД РФ». Электронный ресурс. Режим доступа. https:// media.mvd.ru/files/embed/795036 (Дата обращения 20.10.2018)
11. Проект Федерального закона «Об иммиграционном контроле в Российской Федерации» (подготовлен ФМС России ) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 05.04.2014). Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://regulation.gov.ru по состоянию на 28.11.2014.
12. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
13. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
14. Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ (ред. от 19.07.2018) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.
Reference
1. Andrichenko L. V. Problems of systematization of migration legislation // Journal of Russian law. 2014. No. 12. C. 5 - 15.
2. Bezrukov A. V., Nevirko D. D. The Modern state of immigration law and the role of judicial decisions in protecting the rights of migrants // Migration law. 2018. No. 2. P. 35 - 39.
3. Zherebtsov, A. N., Malyshev E. A. Federal State Migration Control: Prospects of the Development of the Regulatory Legal Concept // Migration law. 2018. No. 2. P. 31 - 34.
4. The law of the Russian Federation dated 19.04.1991 No. 1032-1 (amended on 03.07.2018)
«About population employment in the Russian Federation» (as amended. and EXT., joined. in force 02.10.2018) // Collected legislation of the Russian Federation. No. 17. 1996. St. 1915.
5. Ivakhnyuk I. V. Proposals to the migration strategy of Russia until 2035 // Foreign policy and security. 2017. September.
6. Migration policy: dynamics and consequences of migration, problems of citizenship and law enforcement [e-resource]. URL: http://www. garant.ru/news/1213876/#ixzz5Uq8NunQv (date of reference 22.10.2018)
7. Migration of population in Russia: trends, problems, solutions // Social Bulletin. 2018. No. 11. May.
8. Determination of the constitutional Court of the Russian Federation from 12.05.2006 No. 155-O «On the complaint of the citizen of Ukraine H. on violation of his constitutional rights by point 2 of article 11 of the Federal law «on prevention of distribution in the Russian Federation of the disease caused by the human immunodeficiency virus (HIV infection)», point 13 of article 7 and point 13 of article 9 of the Federal law «on the legal Status of foreign citizens in the Russian Federation» // Bulletin of the constitutional Court of the Russian Federation. No. 5. 2006.
9. Separate indicators of the migration situation in the Russian Federation for January-December 2017 with distribution by countries and regions [e-resource]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/ item/12162171 (date of reference 04.10.2018)
10. Order of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation from April 15, 2016 No. 192 «On approval of Regulations on the Main Department on migration Affairs of the Russian Federation» [e-resource]. URL: https://media.mvd.ru/files/ embed/795036 (date of reference 20.10.2018)
11. The draft Federal law «On immigration control in the Russian Federation» (prepared by the FMS of Russia) (not included in the state Duma, the text as of 05.04.2014). The text of the document is given in accordance with the publication on the website http://regulation.gov.ru as of 28.11.2014.
12. Federal law of 07.02.2011 № 3-FZ (as amended on 03.08.2018) «About the police» // Collected legislation of the Russian Federation. 2011. No. 7. St. 900.
13. Federal law of 15.08.1996 No. 114-FZ (as amended on 11.10.2018) «On the procedure for exit from Russian Federation and entry into the Russian Federation» // Collected legislation of the Russian Federation. 1996. No. 34. St. 4029.
14. Federal law of 25.07.2002 № 115-FZ (as amended on 19.07.2018) «On legal status of foreign citizens in the Russian Federation» // Collected legislation of the Russian Federation. 2002. No. 30. St. 3032.