УДК 34 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10076
ББК 67 © А.С. Прудников, 2019
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ
Анатолий Семенович Прудников, профессор кафедры конституционного и муниципального права, Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Раскрываются основные направления взаимодействия ГУВМ МВД России с федеральными органами исполнительной власти в сфере внешней трудовой миграции.
Ключевые слова: трудовая миграция, иностранный гражданин, взаимодействие, субъекты, органы исполнительной власти, полномочия, функции.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF INTERDEPARTMENTAL COOPERATION IN THE FIELD OF EXTERNAL LABOR MIGRATION
Anatoly S. Prudnikov, professor of the chair of constitutional and municipal law, Honored lawyer of the Russian Federation, doctor of legal sciences, professor
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. This article is devoted to the disclosure of the main directions of interaction of the Ministry of internal Affairs of Russia with the Federal Executive authorities in the field of external labor migration.
Keywords: labor migration, foreign citizen, interaction, subjects, Executive authorities, powers, functions.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Прудников А.С. Конституционно-правовые основы межведомственного взаимодействия в сфере внешней трудовой миграции. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):82—85.
Анализ конституционно-правовых основ межведомственного взаимодействия по вопросам внешней миграции свидетельствует, что в рамках реализации полномочий и исполнения возложенных задач ГУВМ МВД России осуществляется взаимодействие с широким кругом органов власти, учреждений, ведомств и организаций.
На федеральном уровне осуществляется взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, которые обладают определенными полномочиями в сфере внешней трудовой миграции.
К таким органам относятся: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Федеральная служба безопасности Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Федеральное агентство морского и речного транспорта; Федеральное агентство воздушного транспорта и др.
Так, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации1, в пределах реализации им полномочий по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней трудовой миграции и трудовых отношений с иностранными гражданами, осуществляет издание нормативных правовых актов по вопросам:
♦ порядка подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
♦ порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников, а также формы такого заключения;
1 Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610 (ред. от 20 ноября 2018 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».
♦ акта, устанавливающего случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающим в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу, а также иностранным гражданином или лицом без гражданства, обучающимся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин или лицо без гражданства обучаются;
♦ правил определения исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы;
♦ правил формирования квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, распределения указанной квоты по субъектам Российской Федерации, увеличения или уменьшения ее размера и установления резерва указанной квоты;
♦ правил формирования квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу, распределения указанной квоты по субъектам Российской Федерации и профессионально-квалификационным группам, увеличения или уменьшения размера указанной квоты и установления ее резерва;
♦ перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу не распространяются и др.
Также следует отметить, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации2 обобщает практику применения законодательства реализации государственной политики в сфере внешней трудовой миграции и представляет в Правительство Российской Федерации предложения о приостанов-
лении на определенный период выдачи патентов на территории Российской Федерации.
Кроме этого, данное ведомство осуществляет:
♦ функции компетентного органа, уполномоченного издавать акты, имеющие обязательную силу в отношении найма и трудоустройства иностранных граждан и лиц без гражданства для работы в составе экипажей морских судов, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации;
♦ мониторинг ситуации на рынке труда Российской Федерации в разрезе субъектов Российской Федерации;
♦ подготавливает в установленном порядке предложения по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам.
Министерство экономического развития Российской Федерации3 в части регулирования порядка привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности в процессе реализации полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития осуществляет:
♦ разработку и реализацию программ социально-экономического развития Российской Федерации;
♦ создание и функционирование особых экономических зон на территории Российской Федерации;
♦ определение перспектив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, районов Крайнего Севера и Арктики;
♦ осуществление приграничного и межрегионального сотрудничества, территориального планирования;
♦ разработку и реализацию комплексных проектов социально-экономического развития федеральных округов.
Министерство здравоохранения Российской Фе-дерации4 в процессе реализации им полномочий по
2 Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 610 (ред. от 20 ноября 2018 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».
3 Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 (ред. от 30 ноября 2018 г.) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации».
4 Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 (ред. от 1 декабря 2018 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации».
№ 2 / 2019
Вестник Московского университета МВД России
83
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения осуществляет принятие нормативных правовых актов о:
♦ требованиях к сертификату об отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывающими в Российскую Федерацию;
♦ перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядке подтверждения их наличия или отсутствия.
Кроме этого, следует отметить взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств в части заключения двусторонних договоров о взаимном признании медицинских документов.
Взаимодействие с Федеральной службой безопасности Российской Федерации5 осуществляется в процессе реализации ею полномочий по противодействию незаконной миграции, борьбе с националистическими группировками, межэтническими противоречиями, терроризмом, незаконным оборотом оружия и наркотиков, рабством и торговлей людьми.
Министерство транспорта Российской Федерации6 осуществляет координацию и контроль за деятельностью Федерального агентства морского и речного транспорта, а также Федерального агентства воздушного транспорта.
Межведомственное взаимодействие с Федеральным агентством морского и речного транспорта7 осуществляется в рамках реализации полномочий по оформлению и выдаче заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в составе экипажей российских морских судов (за исключением судов рыбопромыслового флота), плавающих под Государственным флагом Российской Федерации.
Межведомственное взаимодействие с Федеральным агентством воздушного транспорта8 в части определения максимальной численности иностранных граждан, которые могут быть приняты на работу для замещения должности командира гражданского воздушного судна, и об условиях, при которых допускается заключение трудового договора с указанными
иностранными гражданами, а также правил распределения максимальной численности иностранных граждан, которые могут быть приняты на работу для замещения должности командира гражданского воздушного судна, между российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки и выполняющими авиационные работы.
Взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации9 (Федеральным агентством по рыболовству) осуществляется в пределах реализации им полномочий по определению порядка оформления и выдачи заключения о привлечении и об использовании иностранных работников в составе экипажей судов рыбопромыслового флота, плавающих под Государственным флагом Российской Федерации, а также формы такого заключения.
На региональном уровне подразделения по вопросам миграции осуществляют взаимодействие как с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, так и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что в рамках совершенствования «патентной системы» привлечения иностранных граждан субъектам Российской Федерации были переданы достаточно широкие полномочия по регулированию вопросов, связанных с иностранной рабочей силой.
Прежде всего, необходимо отметить полномочия субъектов в части определения размера авансового платежа, а также организаций, уполномоченных на проведение медицинского освидетельствования иностранных граждан и экзамена по русскому языку, знанию истории России и основ законодательства.
Также субъект вправе принять решение об указании в патенте должности иностранного гражданина, ограничить право привлечения иностранцев
5 Приказ ФСБ России от 18 сентября 2008 г. № 464 (ред. от 30 декабря 2015 г.) «Об утверждении Регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации».
6 Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 (ред. от 14 декабря 2018 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации».
7 Постановление Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 371 (ред. от 13 октября 2017 г.) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта».
8 Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396 (ред. от 14 декабря 2018 г.) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта».
9 Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 (ред. от 16 августа 2018 г.) «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации».
по отдельным видам экономической деятельности, а также принять решение о приостановлении выдачи патентов.
В целях оказания содействия территориальным органам МВД России в оформлении иностранным гражданам патентов предусмотрена возможность определения субъектом Российской Федерации уполномоченной организации.
Издание соответствующих нормативных правовых актов происходит в тесной взаимосвязи в территориальными органами МВД России.
Подводя итог, следует отметить, что в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг.» для совершенствования межведомственного взаимодействия необходимо расширить полномочия организаций, уполномоченных субъектами Российской Федерации предоставлять государственную услугу по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, а также реализовать возможность подачи уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в электронном виде.
Литература
1. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ (ред. от 11 октября 2018 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ (ред. от 19 июля 2018 г.) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Указ Президента Российской Федерации от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 гг.» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9 (ред. от 26 октября 2016 г.) «О порядке осуществления миграционного учета иностранных
граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
5. Официальный сайт ГУВМ МВД России // URL://http ://www.mvd.ru
6. Прудников A.С. Конституционное право России: Учебник для студентов вузов / Под ред. Б.С. Эб-зеева, A^. Прудникова, В.И. Aвсеенко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 20i2.
7. Прудникова T.A., Егоров O.A., Aкимова O.A. Правовые и организационные особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». М.: Юнити-Дана, 20 i5.
References
1. Federal'nyy zakon ot i8 iyulya 2006 g. № i09-FZ (red. ot i i oktyabrya 20i8 g.) «O migratsionnom uchete inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v Ros-siyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
2. Federal'nyy zakon ot 25 iyulya 2002 g. № i i5-FZ (red. ot i9 iyulya 20i8 g.) «O pravovom polozhenii inostrannykh grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
3. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 3i oktyabrya 20i8 g. № 622 «O Kontseptsii gosudarstvennoy migratsionnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na 20i9-2025 gg.» // SPS «Konsul'tantPlyus».
4. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot i5 yanvarya 2007 g. № 9 (red. ot 26 oktyabrya 20i6 g.) «O poryadke osushchestvleniya migratsionnogo ucheta inostrannykh grazhdan i lits bez grazhdanstva v Rossiyskoy Federat-sii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
5. Ofitsial'nyy sayt GUVM MVD Rossii // URL://-http://www.mvd.ru
6. PrudnikovA.S. Konstitutsionnoye pravo Rossii: Uchebnik dlya studentov vuzov / Pod red. B.S. Ebzeeva, A.S. Prudnikova, V.I. Avseyenko. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Yuniti-Dana, 20i2.
7. Prudnikova T.A., EgorovS.A., Akimova S.A. Pra-vovyye i organizatsionnyye osobennosti migratsionnoy politiki v ryade zarubezhnykh stran: Ucheb. posobiye dlya studentov, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Yurisprudentsiya». M.: Yuniti-Dana, 20i5.
№ 2 I 2019
Вестник Московского университета МВД России
85