московская область:
регулирование потребительского рынка
основные направления совершенствования государственного регулирования потребительского рынка
(на примере московской области)
Недосекин К.Ю.
аспирант кафедры регионального управления, Институт новой экономики Государственного университета управления, г. Москва nedosekin [email protected]
Аннотация
%
Р
Статья посвящена проблеме совершенствования государственного регулирования потребительского рынка региона. Его доля в ВВП России в последние годы динамично растет. Однако на федеральном и региональном уровнях отсутствует концепция государственного регулирования потребительского рынка. Целью статьи является анализ проблем и выработка концепции государственного регулирования потребительского рынка региона.
В настоящее время потребительский рынок, без преувеличения, представляет собой один из локомотивов российской экономики. Об этом свидетельствует анализ темпов роста ВВП и промышленного производства, разрыв между которыми в последние годы неуклонно растет.
На мой взгляд, региональный потребительский рынок представляет собой ограниченную хозяйственными и административными связями и масштабами конечного потребления совокупность отраслей производства товаров народного потребления и продуктов питания, а также отраслей сферы услуг. Результаты функционирования этих секторов направлены на полноценное удовлетворение
ссийское предпринимательство, 2009, № 8 (2)
С
общественных и личных потребностей населения, пребывающего на территории региона.
Проблемы
Сегодня потребительский рынок Московской области - это более 33 тыс. стационарных объектов торговли, около 4,5 тыс. предприятий общественного питания, свыше 15,5 тыс. объектов мелкорозничной сети, 307 рынков. Всего за 2007 г. введено в эксплуатацию 518 новых объектов розничной торговли, площадью 626,6 тыс.кв. м, 111 объектов общественного питания - 25,5 тыс. кв. метров. [2, c.12] Основными проблемами развития региональных потребительских рынков, по мнению автора, являются:
1) диспропорции развития потребительских рынков, обусловленные дифференциацией уровней экономического развития субъектов Российской Федерации;
2) неразвитость конкуренции на потребительском рынке большинства регионов;
3) проблемы государственного регулирования потребительских рынков субъектов федерации;
4) проблема территориальной и ценовой доступности товаров и услуг;
5) проблема использования рабочей силы нелегальных мигрантов в организациях потребительского рынка;
6) скрытая и неформальная деятельность предприятий и организаций, действующих на потребительских рынках;
7) коррупция и бюрократизм;
8) недостаточно высокий уровень квалификации персонала в торговой отрасли.
Политика
В связи с изложенным необходимость государственного регулирования развития потребительского рынка региона приобретает ещё большую значимость. Следовательно, возникает необходимость детального изучения возможностей, современной практики, принципов, задач и инструментов государственного управления регулированием потребительского регионального рынка. [1, c. 3]
Ключевые слова:
потребительский
рынок,
региональная
экономика,
Московская область,
государственное
регулирование,
совершенствование,
микрополитика,
розничная торговля
Keywords:
consumer market, regional economy, Moscow Region, state regulation, improvement, micro-policy, retail trade
региональнаяэкономика
через деятельность „отраслей
потребительского _рынка
осуществляется взаимосвязь
экономическо-
К главным задачам в сфере регулирования потребительского рынка Московской области относятся:
- объединение в единую систему наработанных отдельных элементов;
- концептуальное обобщение целей, задач, методов и механизмов регулирования на среднесрочную перспективу;
- разработка в региональной концепции регулирования потребительского рынка с выделением основных этапов его реализации.
По моему мнению, базовым элементом регулирования развития регионального потребительского рынка должна стать концепция макро- и микрополитики соответствующей направленнос ти.
Основные концептуальные направления макро- и микрополитики в области регионального потребительского рынка:
1) макроэкономический уровень регулирования функционирования регионального потребительского рынка (РПР):
- формирование нормативно-законодательной базы регулирования развития РПР и его от раслевых составляющих;
- формирование трехуровневой системы полно мочий регулирования РПР;
2) микроэкономический уровень регулирования функционирования РПР:
- разработка региональной стратегии развития РПР;
- формирование региональной законодательной базы регулирования развития РПК и его отраслевых элементов;
- реализация социальных функций РПР;
- обеспечение доступности и качества товаров и услуг РПР;
- развитие инфраструктуры РПР;
- восстановление и развитие потребительской кооперации как функционального элемента РПР.
го и социального Приоритеты
_развития Приоритетными направлениями деятельнос-
в хозяйственной ти по регулированию развития регионального
системе региона потребительского рынка должны стать:
российское предпринимательство,
2009, № 8 (2)
1) мониторинг состояния потребительского рынка региона;
2) прогнозирование развития потребностей в товарах и услугах и тенденций развития самого потребительского рынка и его составляющих;
3) социально-экономическое нормирование основных показателей развития регионального потребительского рынка;
4) регулирование территориального размещения объектов регионального потребительского рынка;
5) правовое обеспечение взаимодействия субъектов функционирования потребительского рынка.
Через деятельность отраслей потребительского рынка осуществляются взаимосвязь экономического и социального развития в хозяйственной системе региона, взаимоотношения и взаимосвязи между ее отраслевыми элементами и между регионами. При участии отраслевых и функциональных элементов потребительского рынка реализуется взаимосвязь большинства воспроизводственных процессов, протекающих в регионе, а также обеспечивается достижение целей социального развития, решение текущих и перспективных задач, реализация социальных программ региона.
Литература
1. Тахумова О.В. Проблемы государственного регулирования в развитии регионального потребительского рынка. // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». -2007. - № 1 (12). - С. 2-5.
2. Торговля и общественное питание Московской области в 2007 году. [Электронный ресурс]. - Электронные дан. -Режим доступа: http:// me.mosreg.ru/forecast-methods-2009_2011/.
Nedosekin K.Yu. _
post-graduate student, department of the regional administration, _
Institute of New Economics, State University of Management, Moscow _
Moscow region: regulation of the consumer market _
main directions of state regulation improvement of the consumer market _ (on the example of Moscow region) _
_Abstract _
This article is devoted to the problem of improving the state regulation _ of consumer markets in the region. Its share in GDP of Russia in recent _ years is rapidly rising However, at the federal and regional levels, there _ is no concept of state regulation of the consumer market. The object of the _ paper is to analyze problems and to develop the concept of state regulation _ of consumer markets of the region. _
региональнаяэконом\
ика