Pestrikov Denis Viktorovich, Kuznetsova Irina Aleksandrovna THE MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ..
psychological science
УДК 159.9:343.815
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ОСВОБОЖДЕНИЮ
© 2017
Пестриков Денис Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Юридической психологии и педагогики» Кузнецова Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры «Социальной психологии и социальной работы» Академии ФСИН России
(390037, Россия, Рязань, улица Тимакова, 4, e-mail: kuznecovairina1980@mail.ru)
Аннотация. В статье освещены вопросы социальной адаптации несовершеннолетних осужденных в период их подготовки к освобождению. Авторы рассматривают социально-психологические аспекты адаптационного процесса подростков в местах лишения свободы, различные подходы к организации индивидуальной психокоррекционной и социальной работы по подготовке несовершеннолетних осужденных к жизни на свободе. Также в статье рассматриваются пути обеспечения условий формирования правопослушной личности, предпосылок к социально-психологическому исправлению осужденного-подростка, формированию социально ориентированной личности, не приемлющей возможности совершения преступления. Психологическая и социальная работа по подготовке несовершеннолетнего осужденного к освобождению, как показывает практика, должна начинаться со дня его прибытия в учреждение, а за 6 месяцев до освобождения подходить к своему завершению и подведению итогов, учитывая сложность и многогранность имеющихся у осужденных проблем. Для исследования психодинамических подструктур личности, управляющих как непосредственно поведением, так и формированием детерминирующих отношений к окружению и действительности применяются следующие методики: «самоотношение», сфера психологических защит, межличностное общение, направленность личности в общении, сфера детерминирующих отношений и личностных смыслов, функциональная психодинамика личности (по методике расчета психодинамических коэффициентов Сочивко Д.В.).
Ключевые слова: несовершеннолетний осужденный, личность, коррекция, воспитание, психологи, социальная работа, исправление.
THE MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL WORK WITH JUVENILE PRISONERS IN PREPARATION FOR RELEASE
© 2017
Pestrikov Denis Viktorovich, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Legal psychology and pedagogy" Kuznetsova Irina Aleksandrovna, senior lecturer of the Department "Social psychology and social work."
Academy of the FPS of Russia (390037, Russia, Ryazan, Timakova street, 4, e-mail: kuznecovairina1980@mail.ru)
Abstract. The article highlights the issues of social adaptation of convicted minors in the period of their preparation for release. The authors consider socio-psychological aspects of the adaptation process of adolescents in places of deprivation of liberty, various approaches to individual psychological and social work on preparing juvenile offenders to life in freedom. The paper also discusses ways of ensuring the conditions of formation of law-abiding identity, the prerequisite to social-psychological correction of the convict-teen, the formation of socially oriented personality, not priemlima the possibility of committing a crime. Psychological and social work to prepare the juvenile offender for the release, as practice shows, should begin from the day of their arrival at the institution and 6 months before his release to come to its end and summing it all up, given the complexity and diversity available to convicted problems. For the study of psychodynamic substructures of the personality, managing both behavior and the formation of a determining relationship to the environment and actually apply the following methods: «self», the sphere of psychological protections, interpersonal communication, personal orientation in the communication sphere of the determining relationships and personal meanings, functional psychodynamics of personality (according to the method of calculation of the dynamic coefficients of Sochivko D. V.).
Keywords: convicted minors, the person, correction, education, psychology, social work, correction.
Основой для воспроизводства преступности в совре- и действительностью. Вышеуказанные признаки в соче-
менном обществе несомненно является преступность тании с отсутствием воспитания в благополучной среде
несовершеннолетних. Многочисленные исследования способствуют формированию у подростков, совершив-
свидетельствуют о прямой взаимосвязи раннего попада- ших преступление, отрицательных качеств личности,
ния подростка в места лишения свободы и риска реци- негативных мотивов поведения, обусловливают попа-
дива противоправного поведения данного лица в после- дание подростка на асоциальный путь. Это проявляется
дующем. В подростковом возрасте правонарушители, в искажении нравственных, эмоциональных и волевых
как правило, приобретают свой первый криминальный качеств, асоциальных установках, чрезмерных потреб-
опыт, что в значительной мере затрудняет впоследствии ностях, негативных привычках, отрицательных чертах
их социальную адаптацию, либо делает ее не возможной характера, узкогрупповой направленности личности
[1]. осужденных подросткового возраста. Пенитенциарные
Как отмечают психологи, для подросткового воз- психологи отмечают, что большинство несовершенно-раста характерны такие качества как высокая эмоци- летних правонарушителей совершают преступные дея-ональность, стремление к получению независимости ния в состоянии алкогольного опьянения, как правило, в от взрослых, к объединению в группы сверстников по группе. Часто подростки не могут объективно объяснить интересам, юношеский максимализм, которые присущи мотивов собственного поведения. Отмечается, хоть и не как подросткам вообще, так и осужденным, отбываю- такой значительный, но все же рост количества несовер-щим уголовные наказания. Возникающие противоре- шеннолетних, находившихся в момент совершения пре-чия этого возраста обусловлены разночтением между ступления под воздействием психотропных или наркосамооценкой окружающих, уровнем притязаний, инди- тических препаратов. Велика доля преступлений, совер-видуальными особенностями и возможностями, их по- шаемых подростками в группе, увеличилась доля лиц, ведением и требованиями общества, между фантазиями не посещающих школу, и как следствие, имеющих зна-358 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)
психологические науки
Пестриков Денис Викторович, Kuznetsova Irina Aleksandrovna ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ...
чительное отставание от сверстников в усвоении учебного материала и интеллектуальном развитии, не желающих получать профессию, не имеющих определенного источника доходов, обладающих низким уровнем и нежеланием социальной адаптации в обществе [3].
Снижение доли подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, за счет перераспределения нагрузки на уголовно-исполнительные инспекции, создала условия для увеличения доли подростков в колониях, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления (порядка 80 %). Отмечен рост числа осужденных, состоящих на профилактическом учете. Растет доля несовершеннолетних осужденных больных социально значимыми заболеваниями, алкогольной и наркотической зависимостью, имеющих психические отклонения, но при этом признанные вменяемыми и отбывающих наказание в общей массе осужденных. Анализ уголовно-правовых и уголовно-исполнительных признаков несовершеннолетних осужденных говорит о наличии среди них социально-педагогически запущенных и обладающих признаками криминальной зараженности лиц [8].
Учитывая вышеизложенное, сотрудники воспитательных колоний считают социально-психологическую работу одним из приоритетных направлений в работе с несовершеннолетними осужденными. С целью организации данной работы, в учреждениях созданы группы социальной защиты осужденных и психологические лаборатории, сотрудники которых ведут планомерную и интенсивную работу с подростками, с целью выявления и решения психологических, социальных и правовых проблем осужденных, содействия им в адаптации к условиям учреждения, обеспечения социальной защиты и социальных гарантий [6]. Важным этапом в жизни каждого осужденного, является подготовка к освобождению, которая включат в себя психологическую подготовку каждого подростка к выходу на свободу, а также социальную подготовку, а именно оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве, налаживании социально-полезных связей с близкими, помощи в адаптации к жизни на свободе [6]. Эффективная социальная адаптация предполагает: заблаговременное решении социальных проблем, индивидуальный подход к каждому осужденному и его проблеме, выработку алгоритма действий в решении проблем [3].
В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными (ст. 80) сказано, что «с самого начала отбывания срока заключения следует думать о будущем, которое ждет заключенного после его освобождения» -это является основополагающим постулатом, необходимым для дальнейшей ресоциализации осужденного. В части 1 статьи 180 Уголовно-исполнительного кодекса РФ разъяснено, что подготовка осужденного к освобождению должна начинаться не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока отбывания наказания [7]. Однако необходимо отметить, что в указанные сроки законом предусматривается лишь направление уведомлений в органы местного самоуправления, внутренних дел и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у осужденного жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. Детальное планирование и алгоритм решения социальных проблем, к сожалению, не имеет жесткой регламентации и зависит от квалификации и уровня профессионализма сотрудников учреждения.
Психологическая и социальная работа по подготовке несовершеннолетнего осужденного к освобождению, как показывает практика, должна начинаться со дня его прибытия в учреждение, а за 6 месяцев до освобождения подходить к своему завершению и подведению итогов, учитывая сложность и многогранность имеющихся у осужденных проблем. Очевидно, что вышеуказанного срока недостаточно для полноценного решения социально-психологических проблем нередко имеющихся у
осужденных. Заблаговременная диагностика и решение проблем подростков, в частности, связанных с их возвращением в общество, может дать позитивный результат в вопросах их адаптации к жизни на свободе и помочь социальному оздоровлению общества [4].
С первого дня нахождения несовершеннолетнего осужденного в воспитательной колонии (карантинное отделение), сотрудники всех отделов и служб проводят с ним как индивидуальные, так и групповые воспитательные, психологические, социальные и образовательные мероприятия. Особое внимание специалисты по социальной работе уделяют мероприятиям по восстановлению, укреплению и поддержанию социально полезных связей с родственниками, оформлению документов и восстановлению утраченных, проверке наличия и закреплению имеющегося у осужденного жилья, постановке на льготную очередь при имеющемся праве. Необходимыми элементами подготовки осужденного к освобождению являются психологические и социальные индивидуальные и групповые занятия, которые в том числе включают проведение занятий в Школе подготовки к освобождению. Особое внимание уделяется решению вопросов трудового и бытового устройства, возможностям продолжения освобождаемым осужденным своего образования.
Эффективность предупреждения повторных преступлений со стороны несовершеннолетних осужденных зависит от создания соответствующих условий по подготовке их к освобождению. Для более эффективного решения этих задач уголовно-исполнительным законодательством устанавливаются облегченные и льготные условия отбывания наказания, которые предусматривают предоставление дополнительных возможностей по организации подготовки осужденных к освобождению. Примером передового опыта организации льготных условий отбывания наказания, является создание в Рязанской (ФКУ Рязанская ВК УФСИН России по Рязанской области в феврале 2017 года перепрофилирована в ФКУ ИК-7), а затем и в Архангельской воспитательных колониях реабилитационных центров. Целью работы таких центров является подготовка несовершеннолетних осужденных к освобождению, их мотивация к правопослушному поведению, предупреждение рецидивных преступлений, создание условий максимально приближенных к жизни на свободе с целью повышения эффективности их ресоциализации, социальной адаптации и подготовки к освобождению, получению навыков самостоятельного деятельностного существования [2].
Социальная работа с несовершеннолетними осужденными, в период подготовки к освобождению, несомненно связана с психологической. Главной задачей сотрудников воспитательных колоний является обеспечение целенаправленного воздействия на личность несовершеннолетнего осужденного при непосредственном участии психологов, которые и являются проводниками целей ресоциализации и исправления в интрапсихиче-скую структуру личности осужденного. В данном случае речь идет не о юридическом исправлении, которое основывается на страхе повторного отбывания наказания, а на завершающем его психологическом исправлении, т.е. таком изменении личности и всего внутреннего восприятия подростка, при котором совершение преступления становится для него внутренне неприемлемым деянием.
Как считает Сочивко Д.В., организация индивиду -альной психокоррекционной работы с несовершеннолетними осужденными в период подготовки к освобождению должна строиться по следующей схеме:
- психодиагностика всех осужденных (тестирование, обработка результатов);
- общая психокоррекция и психологическая помощь осужденным;
- промежуточный психодиагностический мониторинг изменений личности осужденных;
- специальная психокоррекция и психологическая
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)
359
Pestrikov Denis Viktorovich, Kuznetsova Irina Aleksandrovna THE MAIN DIRECTIONS OF SOCIAL-PSYCHOLOGICAL ..
psychological science
помощь осужденным.
Для исследования психодинамических подструктур личности, управляющих как непосредственно поведением, так и формированием детерминирующих отношений к окружению и действительности применяются следующие методики: «самоотношение», сфера психологических защит, межличностное общение, направленность личности в общении, сфера детерминирующих отношений и личностных смыслов, функциональная психодинамика личности (по методике расчета психодинамических коэффициентов Сочивко Д.В.) [3].
Такое построение психодиагностических мероприятий позволит, по нашему мнению, наиболее эффективно диагностировать психологические проблемы осужденного и в последующем смоделировать психокоррекци-онные мероприятия.
Психологи и социальные работники в воспитательной колонии ставят перед собой и успешно решают следующие задачи: не допустить развития личности несовершеннолетнего по криминальному пути, обеспечить условия формирования правопослушной личности, обеспечить социально-психологическое исправление осужденного-подростка, сформировать социально ориентированную личность, внутренне на основе духовно-нравственных установок не приемлющую возможности совершения преступления. Эти задачи могут быть решены на основе комплексного духовно-нравственного воздействия на личность, не только с психологически душевных, но и с религиозно-духовных сторон ее развития.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кузнецова И.А. Характеристика личности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016 г. - № 41; URL: http://novainfo.ru/ article/4635
2. Кузнецова И.А. Социальная работа с семьей как фактор успешной ресоциализации несовершеннолетних осужденных // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) -2015 г. - № 38
3. Кузнецова И.А. Перспективы развития института ресоциализации несовершеннолетних осужденных на современном этапе // NovaInfo.Ru (Электронный журнал.) - 2016 г. - № 41; URL: http://novainfo.ru/article/4634
4. Кузнецова И.А., Хмельницкая В.А. Проблемы изучения психодинамики личности несовершеннолетних осужденных//Научно-методический журнал «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. №3 2016, с. 107-110
5. Деев В.Г., Казакова Е.Н., Михалева И.В., Наприс А.В. Основы психологии исполнения уголовных наказаний: учебное пособие. Вологда, 2001. с. 111-146.
6. Психологическое обеспечение деятельности воспитательных колоний // Организационно-правовые, учебно-воспитательные, социально-психологические основы деятельности воспитательных колоний. Учебно-методическое пособие. Часть 2 / Под редакцией Ю.И. Калинина. - Рязань: АПУ ФСИН России, 2008 - гл. 7, с. 75-107.
7. Александров Б.В., Кузнецова И.А. Социально-психологическая характеристика осужденных, проявляющих положительное отношение к труду в исправительных колониях// Вестник Костромского государственного университета, серия Педагогика. Психология. Социокинетика. №1, 2017, стр. 88-90
Статья поступила в редакцию 26.10.2017
Статья принята к публикации 25.12.2017
360
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)