Комиссия по науке Студенческого Совета Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова
юридическим
вестник
молодых ученых
ВЫПУСК № 2
МОСКВА - 2016
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Уважаемый читатель!
Вы держите в руках второй выпуск Юридического вестника молодых ученых. Издание было подготовлено силами Комиссии по науке Студенческого Совета Юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Цель, которую мы ставим перед собой, выпуская настоящее издание осталась прежней - поддержка и развитие молодежной юридической науки, донесение работ молодых авторов до максимально широкого круга читателей.
Востребованность первого номера Юридического вестника у авторов и его популярность у читателей показали, что мы двигаемся в верном направлении. Мы стараемся не останавливаться на достигнутом и развивать начатое дело. Так, во втором выпуске читатель найдет некоторые новые разделы, которые, как мы надеемся, также будут ему интересны.
В представленном вашему вниманию выпуске собраны работы, посвященные самым разным правовым вопросам. Некоторые из них хорошо известны и могут быть отнесены к разряду фундаментальных правовых проблем, другие же являются достаточно новыми, но важными для осмысления. Однако и в первом, и во втором случае авторы не побоялись посмотреть на те или иные вопросы под новым углом.
Мы надеемся, что Юридический вестник молодых ученых будет не только интересен читателю, но и даст толчок для новых правовых исследований.
С уважением,
Комиссия по науке Студенческого Совета Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ШОС: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Шилина М.Г.,
Национальный исследовательский университет -
«Высшая школа экономики»
Аннотация
В статье раскрывается проблематика международно-правового регулирования экономического взаимодействия в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Проводится теоретический анализ уровней межгосударственного экономического взаимодействия. Для описания ШОС предлагается термин «международное объединение с интеграционным экономическим компонентом, не имеющее целью интеграцию».
Ключевые слова: международное право, Шанхайская организация сотрудничества, ШОС, региональная экономическая интеграция.
Abstract
The article deals with the problems of international legal regulation of economic cooperation within the Shanghai Cooperation Organization (SCO). A theoretical analysis of the levels of interstate economic cooperation is given.
Key words: international law, the Shanghai Cooperation Organization, SCO, regional economic integration.
Современный мировой и региональный экономический правопорядок не характеризуется надлежащим правовым регулированием всех его факторов, растет число мировых центров экономической силы, что обусловливает возрастающую роль межгосударственных экономических объединений в регулировании международных экономических отношений. Многообразие форм экономического взаимодействия в рамках межгосударственных объединений влечет разнообразие видов международно-правового регулирования внутри них.
Актуальном видится выделение и ранжирование форм (уровней) современного экономического взаимодействия между государствами. Оптимальным критерием, на наш взгляд, является цель, которую ставят
государства, начиная или развивая процесс экономического
20
взаимодействия . В зависимости от согласованных целей разрабатывается соответствующее правовое регулирование и строится деятельность международных объединений как институциональной основы исследуемого взаимодействия.
20 В основе которой лежит определенный государственный интерес.
Предлагаем разграничивать формы (уровни) межгосударственного
экономического взаимодействия следующим образом:
21
• Межгосударственное сотрудничество - наиболее простой,
традиционный уровень экономического взаимодействия;
22
• Межгосударственная интеграция - более высокий уровень, существенное экономическое сближение, взаимосвязанность;
23
• Интеграция с чертами наднационализма - новейшая форма, высший уровень экономического взаимодействия.
Выделение данного разграничения является следствием того, что до сих пор в правовой доктрине преобладает точка зрения, согласно которой взаимодействие государств в экономической сфере и соответственно правовое регулирование международных отношений между ними в рамках межгосударственных объединений может осуществляется лишь в двух правовых формах: международного экономического сотрудничества и экономической интеграции.
При этом, новейшие геоэкономические и геополитические реалии обусловливают актуальность решения вопроса об организационных формах развития мирового сообщества, который все еще «остается
24
спорным» . Необходимой является разработка теоретико-правовой классификации не только уровней взаимодействия, но и классификации межгосударственных объединений как институциональной основы
21 Под которым предлагаем понимать, основанную на международном договоре (например, соглашении о сотрудничестве в развитии конкуренции, в области сельского хозяйства; о совместных инвестиционных проектах, о создании совместных инвестиционных предприятий; по платежно-расчетным вопросам и др.) форму межгосударственного экономического взаимодействия, состоящую в согласованной целенаправленной совместной деятельности государств, направленной на развитие экономических связей, предполагающую международно-правовое регулирование отдельной сферы международных экономических отношений, влекущую повышение эффективности в данной сфере и взаимную выгоду.
22 Под которой предлагаем понимать основанную на международном договоре (обычно многостороннем: соглашении о свободной торговле, о создании Энергетического клуба, Банка развития; о создании информационной системы в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства, о единых правилах определения страны происхождения товаров и др.) форму межгосударственного экономического взаимодействия, состоящую в согласованной целенаправленной совместной деятельности государств, направленной на устранение различий, гармонизацию и достижение единства в регулировании международных экономических отношений в целом или в отдельной их области, осуществляемую на всем пространстве объединения или между отдельными государствами-членами путем создания механизма координации и управления экономическими процессами.
23 Под которой предлагаем понимать основанную на международном договоре, чаще всего, учреждающем межгосударственное объединение (например, Договоре об экономическом союзе, Договоре о Комиссии таможенного союза, соглашении о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах-участниках таможенного союза, о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран и др.) форму межгосударственного экономического взаимодействия, состоящую в согласованной целенаправленной совместной деятельности государств, направленной на объединение хозяйственных ресурсов, установление единых идентичных механизмов регулирования международных экономических отношений, и предполагающую передачу конкретных государственных полномочий в экономической сфере на уровень объединения, закрепление компетенции объединения, его органов по принятию решений, распространяющихся на государства-члены, а также физических и юридических лиц, действующих на территории государств-членов.
24 Нешатаева Т.Н. Международные организации и право. Новые тенденции в международно-правовом регулировании. - М.: Дело, 1998. с. 37.
осуществления данных процессов, выявление и комплексный анализ их характеристик.
На наш взгляд, для устранения несоответствия между теоретической основой и существующей структурой межгосударственных хозяйственных связей, возможно ввести общий термин, объединяющий все виды современного институционализированного взаимодействия государств в экономической сфере, а именно понятие «механизма межгосударственного экономического взаимодействия» (ММЭВ), под которым предлагаем понимать площадку согласования воль государств для достижения целей по международным экономическим вопросам. Существующий в XXI в. опыт построения и деятельности международных экономических объединений позволил нам выделить следующие их
25
виды : а) международные интеграционные образования (в число которых входят и интеграционные объединения с элементами наднационализма)26;
27
б) организации и структуры экономического сотрудничества ; в) международные организации и объединения с интеграционным экономическим компонентом, не имеющие целью интеграцию.
Отметим, что особенности данных механизмов остаются неисследованными в полной мере. Исследователи не выделяют третий вид. Вводимая нами комплексная классификация впервые учитывает не только экономические, но и юридические параметры функционирования современных межгосударственных объединений.
Для подтверждения вводимой классификации рассмотрим международные экономические отношения и процессы экономического взаимодействия в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), которые сегодня находятся на этапе активного развития и представляют значительный научно-теоретический и практический интерес. ШОС
трансформировалась в полифункциональную международную организац-
28
ию , и является уникальной с точки зрения геополитических факторов, субъектного состава, и с точки зрения инструментария. С одной стороны, это международная организация, изначально не имеющая в качестве основного направления деятельности экономическое сотрудничество, с другой стороны, экономический компонент в последнее время начинает постепенно занимать все большую долю взаимодействия, расширяется быстрыми темпами. Отметим, что опыт перехода от развития взаимодействия в сфере безопасности к развитию взаимодействия в экономической сфере присутствовал и в других межгосударственных объединениях
25 Шилина М.Г. Экономическое взаимодействие государств: новые теоретико-правовые подходы // Гуманитарные науки и модернизация правовой системы государства: российский и зарубежный опыт. Труды IV межд.конф. под ред. Г. Б. Гридневой, А.Б. Дидикина. - Новосибирск: «Омега Принт», 2015. -284 с. С. 88-94.
26 Действующими примерами ММЭВ данного вида являются СНГ, ЕС, ЕАЭС.
27 Это структуры, не являющимися международными организациями (БРИКС, АТЭС), а также международные организации (ОЭСР, ОПЕК).
28 Шилина М. Г. Шанхайская организация сотрудничества как формат политического и экономического взаимодействия государств: реалии и перспективы // Бизнес. Общество. Власть. 2014. № 21. С. 41-61.
(например, в АСЕАН), однако, отличием ШОС является то, что в рамках экономического направления разрабатываются интеграционные инициативы, закрепляется цель построения зоны свободной торговли29, и при этом общая цель региональной экономической интеграции не ставится.
30
Перечень сфер экономического взаимодействия закреплен в
31
Декларации о создании ШОС . На данный момент не по всем направлениям приняты соответствующие международно-правовые акты: существует лишь несколько многосторонних соглашений32, принимаются
33 34
совместные заявления и меморандумы , затрагивающие экономические вопросы. При этом, экономические отношения, которые в ШОС строятся на условиях взаимной выгоды и равноправия, не могут в должной степени реализовать свой потенциал без современного и своевременного международно-правового регулирования. Осуществление совместных проектов в неурегулированных областях могло бы повысить результативность экономических связей.
35
Предполагаемое формирование зоны свободной торговли в рамках ШОС и заключение многостороннего договора может стать эффективным
36 Г-»
механизмом реализации экономического сотрудничества . Заметим, что
37 38
Стратегия ШОС до 2025 г. , принятие которой подвело итоги деятельности и определило «ориентиры и параметры дальнейшей эволюции» организации, закрепляет, что в перспективе ШОС видится как «многопрофильная региональная организация, не предусматривающая экономического интеграционного объединения с образованием наднациональных
29 Экономическая деятельность строится на основе Программы многостороннего торгово-экономического сотрудничества, которая развивает положения Декларации о создании ШОС и Хартии ШОС, и ставит целью развитие региональной экономической интеграции: к 2020 г. предполагается создать «благоприятные условия для торговли и инвестиций в целях постепенного осуществления свободного передвижения товаров, капиталов, услуг и технологий». // Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества государств-членов ШОС. 23.09. 2003; Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. 15.06.2001; Хартия Шанхайской организации сотрудничества. 07.06.2002.
30 Среди которых «энергетика, транспорт, телекоммуникации, сельское хозяйство, туризм, кредитно-банковская сфера, водохозяйственная и природоохранная области, а также содействие прямым контактам между субъектами малого и среднего бизнеса».
31 Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества. 15.06.2001.
32 Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи в таможенных делах; Соглашение о сотрудничестве в области сельского хозяйства; Соглашение о сотрудничестве в сфере здравоохранения; Соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок. Подготовка Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций продолжается, составляется сборник об инвестиционном климате. Действуют Соглашения о сотрудничестве в области культуры и образования.
33 Например, Совместное заявление РФ и КНР о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия от 20.05. 2014, Шанхай.
34 Например, о создании Энергетического клуба ШОС.
35 Договоренности были достигнуты в 2003-2004 гг., на встречах премьер-министров стран-участниц ШОС, где была выдвинута идея создания ЗСТ в рамках ШОС.
36 Стратегия развития ШОС до 2025 года: исходные реалии и фактор российско-китайского партнерства: монография / под ред. С.Г. Лузянина, Е.И. Сафроновой. М.: ИДВ РАН, 2015. - 168 с.
37 Стратегия является актом «мягкого права», разработана в соответствии с Решением Совета глав государств-членов ШОС принятым в 2014 г. с учетом положений «Основных направлений стратегии развития ШОС на среднесрочную перспективу», утв. в 2012 г.
38 Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г. 10.07.2015.
институтов управления» . В связи с тем, что целью не ставится интеграция, соответствующий интеграционным объединениям механизм единого правового регулирования в ШОС не создается; экономические связи строятся между государствами-членами, как правило, на основе двусторонних соглашений, что в условиях глобализации не влечет качественного развития экономического взаимодействия. При этом, закрепленное в Стратегии положение открывает возможность создания на базе ШОС международного объединения нового формата40, в котором могут осуществляться отдельные интеграционные мероприятия в разноскоростном порядке (возможно не охватывающие всех членов), заложена основа для разработки новых теоретических концепций и конструкций по оптимальному правовому регулированию экономического взаимодействия41.
На наш взгляд, объективно проистекающие процессы в регионе, охватываемом компетенцией ШОС, влекут возможность для осуществления в рамках организации экономического взаимодействия как в форме сотрудничества, так и в форме интеграции, в зависимости от конкретной области международных экономических отношений. Соответственно отличие ШОС как ММЭВ в том, что в ее рамках возможно действие различных механизмов международно-правового регулирования в отдельных сферах экономического взаимодействия. В этом видится главный потенциал организации с точки зрения развития ее экономической компоненты.
Для описания ШОС как вида ММЭВ, предлагаем термин «международное объединение с интеграционным экономическим компонентом, не имеющее целью интеграцию». Основными признаками данного формата межгосударственного экономического взаимодействия видятся следующие: 1) воля одних взаимодействующих государств может быть направлена на создание интеграционного экономического объединения, при отсутствии такого интереса у других взаимодействующих государств (волевой критерий); 2) территориальная взаимосвязанность государств не обязательна (территориальный критерий); 3) отсутствуют координирующие органы в экономической сфере при наличии общих руководящих органов как основных форматов для принятия решений по экономическим вопросам (институциональный критерий); 4) как правило, отсутствует передача части суверенных государственных полномочий (критерий зависимости); 5) существует взаимодополняемость экономик отдельных государств, входящих в ММЭВ (экономический); 6) отсутствует международно-правовая база,
39 Закрепив данное положение, государства констатировали отход от традиционных моделей региональной экономической интеграции (в первую очередь, от стадиальной европейской модели Б. Балла-ши), которые не виделись эффективными в охватываемом ШОС регионе, интеграция будет развиваться скорее «снизу-вверх» через активность частных экономических субъектов.
40 Voronina T.V. Evolution of forms and mechanisms of regional economic integration development, Regional economics: theory and practice, 2011 no. 5 (188). pp. 57-63.
41 Актуален вопрос о практической реализации положений Стратегии. Механизм, который обеспечивает реализацию нормативно не закреплен. В этом отличие от Стратегии 2020 БРИКС, которая содержит отдельный раздел, посвященный реализации документа.
оформляющая процесс интеграции, при наличии или активной разработке отдельных документов по конкретным направлениям экономического сотрудничества (правовой); 7) отсутствует единый механизм контроля, санкционный механизм (обеспечительный).
Нами предлагаются следующие отличительные особенности: а) наличие, помимо экономического, также других сфер сотрудничества в качестве основных, первичных или наиболее развитых; б) экономический компонент деятельности ММЭВ, ранее не развитый, находится в процессе интенсификации, происходит стремительное становление экономических институтов, принимаются существенные решения в экономической сфере; в) происходит совместная разработка определенных интеграционных задач и осуществление мероприятий, имеющих интеграционный потенциал, которые при этом могут не затрагивать отдельных государств-членов.
Таким образом, при схожести с межгосударственными структурами «простого» экономического сотрудничества данный вид отличается от них: во-первых, отсутствием общих экономических органов несмотря на интенсивное развитие экономических связей в условиях глобализации; во-вторых, осуществлением мероприятий и проектов с интеграционным потенциалом, затрагивающих, как правило, не все государства объединения (например, расчеты в национальных валютах); в-третьих, возможным наличием признаков, присущих интеграционным объединениям (например, специальным правовым режимом движения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, являющимся исключением из сферы действия принципа наибольшего благоприятствования); в-пятых, отсутствием разработанной международной-правовой базы для многостороннего сотрудничества.
Как мы отметили, в первую очередь, данные характеристики относятся к функционированию ШОС. Оптимизация деятельности ММЭВ данного вида возможна при разработке единого соглашения, устанавливающего основы многостороннего взаимодействия всех государств-членов в экономической сфере, которое бы закрепляло положения о координации и общих принципах согласования экономической политики. Необходимо создать механизм, основанный, в первую очередь, на многосторонних соглашениях, соглашениях о реализации многосторонних экономических проектов, отвечающих интересам всех членов ШОС. Эволюцию экономического компонента повлечет разработка Соглашения, в котором регламентировались бы основные формы и механизмы экономического взаимодействия, а также были бы зафиксированы обязательства по отраслевым направлениям сотрудничества и интеграции (например, торговой политики, макроэкономической и валютной политики, политики в области технического регулирования, транспорта, энергетики, трудовой миграции). Оптимально взять за основу указанной разработки соответствующие положения Договора о Евразийском экономическом
42 -гг
союзе . При этом, развитие элементов наднационализма, учреждение наднациональных экономических органов не видится определяющим фактором, тем не менее в перспективе оно возможно.
Помимо многостороннего механизма необходимо изучение отдельных сфер экономических отношений в ШОС для определения необходимости и целесообразности развития той или иной формы взаимодействия: сотрудничества, интеграции, или же взаимодействия с чертами наднационализма для создания релевантного международно-правового регулирования.
Итак, предложенная комплексная концепция впервые отражает сложившиеся международные реалии, позволяет выявить перспективы и особенности деятельности современных ММЭВ, в том числе ШОС, приоритетной задачей на данном этапе развития которой видится дальнейшая разработка актуального международно-правового регулирования, что будет способствовать усилению формата многостороннего взаимодействия на
43
основе принципов «шанхайского духа».
Список литературы:
1. Стратегия развития ШОС до 2025 года: исходные реалии и фактор российско-китайского партнерства: монография / под ред. Лузянина С.Г., Сафроновой Е.И. М.: ИДВ РАН, 2015. - 168 с.
2. Voronina T.V. Evolution of forms and mechanisms of regional economic integration development, Regional economics: theory and practice, 2011 no. 5 (188). pp. 57-63.
3. Гучан Ли. Первые 5 лет ШОС. // Дипломат. 2006. №6. С. 11.
4. Шилина М. Г. Международно-правовое регулирование экономического сотрудничества в рамках ШОС: особенности, проблемы, перспективы // Евразийский юридический журнал. № 4 (83), апрель. 2015. С.39-41.
5. Шилина М. Г. Шанхайская организация сотрудничества как формат политического и экономического взаимодействия государств: реалии и перспективы // Бизнес. Общество. Власть. 2014. № 21. С. 41-61.
6. Шилина М. Г. Экономическое взаимодействие государств: новые теоретико-правовые подходы // Гуманитарные науки и модернизация правовой системы государства. Труды IV межд.конф. под ред. Г. Б. Гридне-вой, А. Б. Дидикина. Новосибирск, 2015. - 284 с. С. 88-94.
42 Договор о Евразийском экономическом союзе (г. Астана 29.05.2014).
43 Гучан Ли. Первые 5 лет ШОС. // Дипломат. 2006. №6. С. 11.