УДК: 339.92
Кузнецова А. Н.
магистрант направления «Экономика» Институт экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский Федеральный Университет имени В.И. Вернадского»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЭКСПОРТА НЕФТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК
В статье рассматриваются основные направления развития внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации в энергетической сфере, в частности нефтяной, в современных условиях с учётом антироссийских санкций.
Ключевые слова: энергоресурсы, нефть, нефтяная промышленность, мировой рынок, внешнеэкономическое сотрудничество, экспорт, импорт.
Россия имеет определяющее геополитическое и геостратегическое значение в рамках укрепления и расширения системы мирохозяйственных связей [1]. Исторически одним из основных факторов развития экономики любой страны является ее географическое положение и природно-ресурсный потенциал. Российская Федерация обладает мощным природно-ресурсным потенциал, особую роль играют топливно-энергетические, в том числе нефтяные ресурсы. Нефтяной рынок за последние несколько лет видоизменился, и это оказало влияние как на всю мировую экономику в целом, а так и на экономику Российской Федерации.
Спрос на нефть на данном этапе не изменился, но за последние несколько лет цена на нефть значительно снизилась с 106,40 долларов за баррель в январе 2014 года до 34,74 доллара за баррель в январе 2016 года. Спрос на нефть в странах ЕС не изменился, но, тем не менее, постепенно уменьшился импорт нефти из Российской Федерации, при этом происходит переориентирование европейского рынка на другие нефтедобывающие страны [2, с. 3-9].
В связи со снижением цен на нефть, начиная с 2014 года, в России отмечаются негативные тенденции в развитии нефтяной отрасли. По мнению аналитиков Morgan Stanley низкие цены на нефть, возвращение Ирана на рынок поставщиков существенно не влияют, и не будут влиять на перспективы отечественной нефтяной отрасли, некоторые из этих аналитиков все же придерживаются мнения, что данная экономическая ситуация начинает диктовать необходимость в новом подходе к энергетической стратегии России.
Основной задачей должно стать последовательное укрепление своего положения на мировом энергорынке, как важной энергетической державы, отвечая на угрозы и вызовы, которые будут ставить перед ней масштабные изменения, происходящие в настоящее время в глобальной энергетике [3, с. 72-75].
Российская Федерация всегда была ориентирована на развитие тесного всестороннего сотрудничества со странами Европейского Союза. Несмотря на нестабильную ситуацию в отношениях между ЕС и Россией, их до сих пор связывают интенсивные торгово-экономические отношения, в рамках которых экспорт российской нефти в ЕС относительно стабилен (рисунок 1).
Рисунок 1 — Экспорт сырой российской нефти в страны ЕС 2013-2015 гг., млн.т. [4]
Доходы от экспорта нефти в России в 2014 году снизились на 4%, с 180,9 млрд. до 173,7 млрд. дол. США. В течение 2000-2014 гг. экспорт нефти вырос примерно в 1,7 раз, с 144,4 млн. т. и достиг показателя в 223,4 млн.т. в год.
Если сравнивать 1 полугодие 2014 и 2015 годов, то можно заметить, что в 2015 году произошло небольшое снижение экспорта в страны: Нидерланды (на 8,05 млн. барр.), Италия (на 1,10 млн. барр.), Венгрия (на 3,26 млн. барр.), Испания (на 8,7 млн. барр.), данное снижение связано с санкциями, которые были введены против Российской Федерации (рисунок 2). Но, даже в этой ситуации наполнение федерального бюджета только по линии экспортных пошлин составил порядком 13,37%. В ситуации, когда цена на нефть упала, и «налоговый» маневр, направленный на поступательное снижение ставок вывозных пошлин на нефть, приблизительно дал доход в 29 млрд. дол. США дохода, но это на 60% ниже, чем в 2014 году.
1 полугодие 2014 ■ 1 полугодие 2015
Основной
сновной
Нидерланды
Италия
Основнойновной
Венгрия
Основной
сновной
Испания
Рисунок 2 — Экспорт нефти из РФ, в некоторые страны ЕС, млн. барр. [5]
На данном рисунке видно, что за год во всех четырех странах незначительно снизился экспорт российской нефти, больше всего снизился экспорт в Испанию. Показательным
является то, что Нидерланды и Испания снизили ввоз нефти из России, нарастив при этом общий импорт нефти на 12%.
ЕС до сих пор выдвигает различные санкции и барьеры в сторону Российской Федерации, хотя на данный момент эта страна удовлетворяет на треть потребность в нефти, и на четверть потребность в нефтепродуктах. Последний пакет санкций предполагает сокращение сотрудничества в области добычи нефти. Так же запрет был наложен на сотрудничество европейских компаний с российскими при разведке месторождений нефти, как на шельфе, так и глубоководных месторождений. Все эти санкции специально направлены на ограничение экспорта российской нефтяной продукции, в том числе оборудования для нефтедобычи, на обмен технологиями и услугами, все выше сказанное повлияло на работу российской компании в Арктике. Они призваны увеличить влияние ранее принятых секторальных санкций, которые коснулись доступа к рынкам капитала, обороной сфере, чувствительных технологий [2].
По мнению экспертов из Bank of America Merrill Lynch (BofA) санкции могут повлиять на инвестиции, которые Российская Федерация может недополучить за последующие 30 лет, данная потеря будет составлять 1 трлн. дол. США, такая ситуация принесет потери в бюджет (около 27-65 млрд. дол. США до 2020 года). Несмотря на введенные санкции, в ближайшие несколько лет добыча нефти снижалась бы приблизительно на 1,5% в год, но данный упадок может увеличиться до 3% и более, из-за введенного эмбарго.
В тоже время очень велика зависимость данного сектора Российской Федерации от импорта, так как в целом для добычи нефти ввозится 24% иностранного оборудования, более того санкции ограничили доступ компаний к долгосрочному капиталу. Что касается традиционных месторождений, где добывается 90% нефти, они уже истощены и добыча падает.
Самым «жестоким» конкурентом России является Саудовскую Аравию, которая недавно вышла на европейский рынок, традиционно являющийся потребителем российской нефти. В конце 2015 года Саудовская Аравия приступила к морским поставкам через Польшу, предлагая европейским странам более низкие цены на нефть. Данная борьба за европейский рынок является одним из факторов, который грозит обострением конкуренции и дальнейшим падением цен.
Ранее Российская Федерация получила значительные выгоды от международных санкций против Ирана. Российская нефть схожа по своим характеристикам с иранской, и поэтому многие европейские компании переориентировались на нее, когда поставки из Ирана прекратились. Результатом стало то, что экспорт российской нефти в 2012 году вырос на 300 тыс. баррелей в сутки. Одними из самых крупных покупателей являются Германия и Польша (за счет РФ обеспечивает практически 100% своих потребностей). Теперь, как было сказано выше, Иран намерен вернуть себе долю рынка, и для этого правительство данного государства готово обрушить цены на нефть вдвое. Иран намерен увеличить добычу до 0,5 млн. баррелей в сутки, часть которых может наполовину покрыть потребности европейского рынка. Если Иран обрушить цены на нефть, то это поставит российскую нефтяную отрасль на грань рентабельности, и если цены останутся на текущем уровне, нефтяная отрасль изменится радикально.
Таким образом, можно сказать, что Саудовская Аравия и Иран нацелились нарастить поставки нефти в Европу настолько сильно, чтобы вытеснить Россию. Но, тем не менее, вытеснить Россию в ближайшее время невозможно, так как ЕС использует переработанную нефть, для ее переработки нужны заводы, изначально построенные для определенного сорта нефти. Поэтому заменить одновременно одну нефть на другую невозможно. И все же ближайшее время Российская Федерация будет работать в жестоких условиях.
Страны СНГ так же являются одними из основных партнёров России в этой отрасли. В 2015 году российские нефтяные компании уменьшили в страны СНГ экспорт на 22%, что
отразилось и на экспортных доходах Российской Федерации, он снизился до 3,121 млрд. дол. США (4,769 млрд. дол. США — в 2014 году) [6].
Хотя, при этом экспорт в Белоруссию увеличился на 6,9% по сравнению с 2014 годом. Между Россией и Белоруссией заключено соглашение, по которому Российская Федерация поставляет нефть в Белоруссию, а последняя осуществляет встречные поставки нефтепродуктов в Россию. В 2015 году Белоруссия получила 23 млн.т. российской нефти, а Белоруссия в ответ Российской Федерации 1,8 млн.т. бензина. В первом полугодии 2015 года Белоруссия сократила экспорт в Россию, по сравнению с тем же периодом в 2014 году, а затем на месяц и вовсе остановила ее из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка. По соглашению, которое упоминалось выше, было установлено, что в случае снижения поставок бензина более чем на 10%, Россия вправе снизить в ответ поставку нефти. Но, несмотря на это Белоруссия на 2016 год просила увеличить поставку нефти из Российской Федерации до 24 млн. т.
Экспорт нефти из Российской Федерации в Казахстан в 2014 году составил 62 тыс. т. За первое полугодие 2015 года поставки российской нефти выросли на 77,3% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составили 17,306 тыс. т. Еще в 2010 году между Россией и Казахстаном было заключено соглашение, по которому до 1 января 2015 года Россия поставляла около 7 млн. т. нефти беспошлинно. В такой ситуации, Российская Федерация недополучила около 2,4 млрд. дол. США, что было предусмотрено данным соглашением. Кроме этого, Казахстан экспортирует нефтепродукты, которые вырабатываются из российской нефти, и бюджет Российской Федерации так же потерял еще около 500 млн. дол. США. С 2014 года через территорию Казахстана начались поставки российской нефти в Китай.
Экспорт российской нефти в Азербайджан за первое полугодие 2015 года вырос на 43% и составил 845,76 тыс.т. В общем, за весь 2015 год экспорт российской нефти в Азербайджан насчитывал 941,2 тыс.т. Что касается 2016 года, то Азербайджан выдвинул просьбу на транспортировку 1,4 млн.т. нефти [8].
Одним из перспективных является сотрудничество между Россией и странами БРИКС в сфере энергетики, в частности в нефтяной отрасли. В 2014 году Российская Федерация выдвинула предложения о создании инструментов развития и сотрудничества в данной области. Одним из них в 2016 году может стать энергетическая ассоциация БРИКС, деятельность которой будет направлена на обеспечение энергобезопасности стран-участниц, проведение комплексных исследований и анализ мирового рынка нефти. Заинтересованность Российской Федерации в развитии энергетической области имеет ряд факторов [7]:
Во-первых, Россия является крупным производителем и экспортером нефти на мировом рынке, заинтересована в стабильных поставках и уменьшении волатильности мировых цен на нефть. В связи с этим БРИКС становится площадкой для принятия общих принципов торгово-экономической деятельности в рамках группы, а также выстраивания и реализации общей политики на мировом рынке нефти. Следует понимать, что общая политика не обязательно предполагает внедрение конкретных механизмов воздействия, а может быть реализована через применение странами группы общего принципа выстраивания отношений с основными игроками в энергетической сфере БРИКС.
Во-вторых, после событий 2014 года у России появилась особая заинтересованность в развитии сотрудничества со странами БРИКС, а именно введения санкций против российских нефтяных компаний. В результате появилась необходимость в поиске новых рынков сбыта нефтяной продукции и источников технологий и иностранных инвестиций. На данный момент быстроразвивающиеся Индия и Китай представляют собой большой интерес, из-за больших перспектив высокого спроса на нефть.
Страны БРИКС, на сегодняшний день не являются крупными импортерами российской нефти, за исключением Китая. Торговля нефтью ведется только с Китаем, и она набирает все больший вес для Российской Федерации. Экспорт нефти в 2015 году в Китай рос быстрыми темпами и достиг 30 млн.т., и это приблизительно составляет 13% всего российского экспорта
(см. таблицу 1). В перспективе расширение нефтепровода ВСТО (Восточная Сибирь — Тихий океан) позволит нарастить экспортные поставки нефти в Китай. Одним из перспективных, но не освоенных рынков сбыта энергоресурсов является Индия, в первую очередь это касается экспорта нефти. Переговоры в данной области ведутся уже давно, и обе стороны в этом заинтересованы.
Таблица 1 — Экспорт российской нефти в страны БРИКС, 2015 год [7]
Экспорт Китай Индия Бразилия ЮАР Доля БРИКС для России, %
Нефть, млн. т. 30 - - - 13,4
Нефтепродукты, млн. т. 6,3 0,1 0,2 0,1 4,1
Помимо торговли нефтью сотрудничество в данной сфере осуществляется через реализацию крупных проектов (см. таблицу 2). В этом смысле активнее действуют компании Российской Федерации за рубежом, что касается БРИКС, то деятельность в этой области ограничивается действием индийской компании ONGC, которая владеет долей (20%) в проекте «Сахалин-1», и китайская компания CNPC. Крупнейшими проектами является строительство нефтеперерабатывающего завода в Китае («Роснефть»), также ведется подготовка к освоению месторождений нефти в Бразилии.
Таблица 2 — Крупные проекты с участием российских компаний в странах БРИКС и проекты в России с участием компаний из стран БРИКС [7]_
Страна Отрасль Проект Компания-участник Характеристика
В странах БРИКС
Китай Нефть НПЗ в Тяньцзине Роснефть Создание НПЗ, розничной сети из 300 АЗС в Китае. 2014 год: одобрено ТЭО НПЗ (мощность 16 млн. т. в год)
Бразилия Нефть Бассейн Солимойнс Роснефть 45% в проекте Солимойнс (штат Амазонас), сейчас — ГРР. Ресурсы: 34 млн. т нефти
В России
Россия Нефть и газ Сахалин-1 ONGC (20% в проекте, Индия) С 2005 года ведется добыча нефти. В 2014 году: 7 млн. т. нефти
Таким образом, БРИКС может стать эффективной площадкой для развития сотрудничества в энергетике. Российская Федерация может использовать данный механизм как для выстраивания двухсторонних отношений в нефтяной сфере, так и для реализации общей политики, которая будет соответствовать ее национальным интересам.
С учётом того, что в ближайшие годы антироссийские санкции отменены не будут, возврат к докризисному сотрудничеству в скором времени невозможен. Постоянное снижение цен на нефть, привело к тому, что в 2015 году произошла рецессия и сокращение ВВП на 1,5%. Инвестиции, которые ранее планировались в Россию, снизились в 2015 году на 9%, что в будущем приведет к замораживанию многих важных проектов. Что касается интеграционного сотрудничества Российской Федерации с различными объединениями, то можно заметить, что
ЕС, несмотря на санкции, которые она вводила по отношению к России, все еще является главным потребителем российской нефти. В то время как Российская Федерация стала ориентироваться на Азиатско-Тихоокеанский регион и больше распространять свое влияние в энергетической сфере на страны СНГ.
Литература
1. Черничко К.В., Шутаева Е.А. Россия в мировом геоэкономическом пространстве: анализ основных показателей // Современные научные исследования и инновации. — 2015. — № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/11/59305 (дата обращения: 03.03.2016).
2. Коржубаев А.Г., Эдер Л.В., Ожерельева И.В. Стержень стратегического развития России // Бурение и нефть. — 2010. — № 3.
3. Побирченко В.В., Синицына Н.Д. Проблемы России на мировом энергетическом рынке // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — М., 2015. — № 10-2. — 387 с.
4. http://www.cbr.ru/statistics/ — Центральный Банк Российской Федерации, статистика
5. http://www.gks.ru/ — Федеральная служба государственной статистики
6. http://www.cisstat.com/ — Межгосударственный статистический комитет СНГ
7. http://www.ved.gov.ru/ — Министерство экономического развития Российской Федерации
8. http://ac.gov.ru/files/publication/a/5941.pdf — Аналитический центр при правительстве Российской Федерации.