ников. С формальной стороны эту функцию выполняют различные программы, утверждаемые органами государственной власти. Так, в Республике Беларусь действует Указ Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г. № 137 «Об утверждении Республиканской программы оснащения сельскохозяйственного производства современной техникой на 2005—2010 годы и мерах по ее реализации»1, не только утверждающий соответствующую Республиканскую программу в качестве приложения к Указу, но и одновременно представляя собой документ второго уровня, оставляя все недоработки законодательства в компетенции исполнительной власти (Минсельхозпрода Республики Беларусь), исполняющей несвойственные ей функции нормотворчества, в том числе по созданию институтов предпринимательских обязательств, тем самым устраняя соответствующие пробелы законодательства 1-го и 2-го уровней.
С этой точки зрения российские программы более последовательны: так, Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 гг., утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446, логично связана с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства». Это же касается и согласования с указанными документами Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г.2.
Следует полагать, что трехуровневое построение аграрного законодательства позволит, во-первых, избежать конкуренции между аграрным и предпринимательским законодательством об обязательствах, во-вторых, учесть специфику аграрной экономики и, в-третьих, устранить для исполнительных органов, непосредственно регулирующих аграрные отношения, несвойственные им функции нормотворчества по вопросам создания (обеспечения и защиты) институтов предпринимательских обязательств.
1 Указ Президента Республики Беларусь от 17 марта 2005 г. № 137 «Об утверждении Республиканской программы оснащения сельскохозяйственного производства современной техникой на 2005—2010 годы и мерах по ее реализации» // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 2005. № 43. 1/6324; 2008. № 55. 1/9519.
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» // СЗ РФ. 2002. № 49. Ст. 4887.
Агафонов В.Б.*
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ УЧЕТА ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ НЕДР
Ключевые слова: учет информации о состоянии недр, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации, государственный мониторинг состояния недр, государственный реестр работ по геологическому изучению недр.
Availability of natural resources is the most important economic and politicalfactor in the development of national economy of the Russian Federation. Type of natural resources, magnitude of their reserves, quality, depth, to which resource evaluation has been done and development of the reserves have direct impact on the economic potential of the Russian Federation.
According to the State Report «On the Condition and Protection of Environment of the Russian Federation in 2007» various subsoil resources and raw materials provide one third of the gross domestic product of the Russian Federation. Export of natural resources gives more than 70 per cent of foreign currency earning to the country.
Taking into account that in the nearest decades' export of natural resources will be the main source of income for the state budget, information gathering on the subsoil resources condition plays a special role in the modern period. Gathering of such information provides basis for development of new fields of natural resources.
This article considers the existing system of information gathering on subsoil resources condition for the purpose of identifying regulatory weaknesses in handling such information and development of a body of recommendations for effective power to be given to Federal governmental executive agencies as well as executive agencies of local governments.
Обеспеченность Российской Федерации природными ресурсами — важнейший экономический и политический фактор развития национального хозяйства. Структура природных ресурсов, величина их запасов, качество, степень изученности и направления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние на экономический потенциал Российской Федерации.
По данным Государственного доклада Министерства природных ресурсов Российской Федерации «О состоянии и об охране окружающей сре-
* Канд. юрид. наук, преподаватель кафедры аграрного и экологического права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. E-mail: [email protected].
ды Российской Федерации в 2007 году», минерально-сырьевой комплекс страны обеспечивает до трети ВВП, экспорт полезных ископаемых приносит более 70% валютных поступлений. В недрах Российской Федерации разведана значительная часть мировых запасов важнейших видов полезных ископаемых: половина запасов алмазов, более четверти — природного газа и железа, около 20% — палладия и углей, 17% — никеля, а также от 7 до 10% — нефти, золота, серебра, платины и др. Доля России в мировой добыче нефти составляет 12,8%, газа, никеля, алмазов — более 20%, платины — 14,5%, золота — 7%
Учитывая тот факт, что в ближайшие десятилетия экспорт полезных ископаемых будет являться основным источником доходов государственного бюджета, особую роль на современном этапе приобретает функция учета информации о состоянии недр, на основе которой осуществляется последующее вовлечение в освоение новых месторождений полезных ископаемых.
Рассмотрим действующую систему учета информации о состоянии недр с целью выявления правовых проблем регулирования указанных отношений, а также разработки практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере.
Учет информации о состоянии недр осуществляется по следующим основных направлениям:
1. Государственный мониторинг состояния недр.
В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 мая 2001 г. № 433 2, государственный мониторинг состояния недр или геологической среды представляет собой систему регулярных наблюдений, сбора, накопления, обработки и анализа информации, оценки состояния геологической среды и прогноза ее изменений под влиянием естественных природных факторов, недропользования и других видов хозяйственной деятельности. Государственный мониторинг состояния недр является составной частью (подсистемой) комплексной системы мониторинга окружающей природной среды.
В соответствии с пунктом 11 данного Приказа, информация о состоянии недр, получаемая при ведении государственного мониторинга состояния недр, ежегодно представляется Министерством природных ресурсов
1 http://www.nuir.gov.ra/.
2 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 200., № 33.
Российской Федерации в обобщенном виде органам государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации для использования при принятии решений в области природопользования, однако порядок ежегодного предоставления информации о состоянии недр, получаемой при ведении государственного мониторинга, и формы данного предоставления действующим законодательством не определены.
2. Результат деятельности федерального и территориального фондов геологической информации о недрах.
Единая система федерального и территориальных фондов геологической информации действует с целью формирования государственных информационных ресурсов в сфере недропользования, учета и ведения геологической изученности территории Российской Федерации, справочно-ин-формационного и информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам геологического изучения и использования недр и природных ресурсов, состояния минерально-сырьевой базы, геологической изученности, недро- и природопользования и охраны окружающей среды, сбора, анализа, обработки и хранения материалов о запасах и прогнозных ресурсах полезных ископаемых, а также о выявленных месторождениях и проявлениях полезных ископаемых, подготовки материалов о состоянии минерально-сырьевой базы Российской Федерации для ведения государственного и территориального баланса запасов полезных ископаемых и государственного и территориального кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также учета участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых в Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 27 января 2003 г. № 47 «О Российском федеральном геологическом фонде»1 Росгеолфонд является головной организацией по формированию, ведению, хранению и организации использования геологических информационных ресурсов, осуществлению методического обеспечения функционирования единой государственной системы сбора, обработки, хранения и использования информации о недрах и недропользовании, ведению мониторинга состояния минерально-сырьевого комплекса страны.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 февраля 2003 г. № 95 «О создании территориальных фондов информа-
1 Документ опубликован не был. Текст документа использован по данным справочной правовой системы «КонсультантПлюс. Эксперт-приложение».
ции по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России»1 был закреплен правовой статус территориальных фондов, при этом, согласно данному приказу, обеспечение органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацией из указанных фондов предусматривается, но не регламентируется.
Ведение и пополнение федерального и территориальных фондов геологической информации информационными ресурсами осуществляется в соответствии со ст. 27 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»2 (далее — Закон Российской Федерации «О недрах»), согласно которой геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом порядок и условия использования геологической информации определяются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2002 г. № 57 «О плате за геологическую информацию о недрах»3, а также Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 340 «Об утверждении порядка и условий использования геологической и иной информации о недрах, являющейся государственной собственностью»4. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не освобождены от внесения платы за пользование геологической информацией и получают ее на общих основаниях.
Помимо геологической информации о недрах, пользователи недр предоставляют в территориальный фонд формы статистической отчетности в порядке, установленном действующим законодательством.
Требования к форме и содержанию государственной отчетности определены в Порядке представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической инфор-
1 Документ опубликован не был. Текст документа использован по данным справочной правовой системы «КонсультантПлюс. Эксперт-приложение».
2 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823; 1999. № 7. Ст. 879; 2000. № 2. Ст. 141; 2001. № 21. Ст. 2061; 2001. № 33. Ст. 3429; 2002. № 22. Ст. 2026; 2003. № 23. Ст.2174; 2004. № 27. Ст. 2711; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 17 (ч. 1). Ст. 1778; 2007. № 27. Ст. 3213; 2008. № 18. Ст. 1941. № 29 (ч. I). Ст. 3418. Ст. 3420. № 30 (ч. II). Ст. 3616; 2009. № 1. Ст. 17.
3 СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 524; 2005. № 13. Ст. 1177.
4 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 10.
мации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 215
В соответствии с пунктами 1, 2 Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, данный Порядок в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» регламентирует представление государственной отчетности о состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации для учета запасов и месторождений полезных ископаемых, ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых.
Непосредственно срок предоставления государственной отчетности устанавливается формами, утвержденными Постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 18 июня 1999 г. № 44 «Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием»2.
В рамках учета состояния минерально-сырьевой базы Российской Федерации следует особо выделить деятельность федерального и территориальных фондов геологической информации по ведению государственного и территориальных балансов запасов полезных ископаемых, государственного и территориальных кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также учету участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по составлению государственного баланса запасов полезных ископаемых и кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, и, соответственно, составлению и ведению территориальных балансов запасов полезных ископаемых и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых, учету участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, установлены ст. 3, 4 Закона Российской Федерации «О недрах».
В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона Российской Федерации «О недрах», к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регу-
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 12. Ст. 1110; 2005. № 33. Ст. 3432.
2 Документ опубликован не был. Текст документа использован по данным справочной правовой системы «КонсультантПлюс». Эксперт-приложение».
лирования отношений недропользования относятся составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования в соответствии с п. 6 ст. 4 Закона Российской Федерации «О недрах» относится составление территориальных балансов запасов полезных ископаемых и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В соответствии со ст. 30, 31 Закона Российской Федерации «О недрах» государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народно-хозяйственных целях.
Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется с целью учета состояния минерально-сырьевой базы. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15 декабря 2006 г. № 286 «Об утверждении порядка постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списания с государственного баланса»1.
Возможность реализации полномочий федеральных органов государственной власти по составлению государственного баланса запасов полезных ископаемых, ведению государственного кадастра месторождений и про-
1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 7.
явлений полезных ископаемых напрямую зависят от полномочия субъектов Российской Федерации по составлению и ведению территориальных балансов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых. Это следует из норм Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 215, пункты 9, 10 которого определяют, что территориальный фонд геологической информации по данным государственной отчетности недропользователей составляет территориальный баланс запасов полезных ископаемых и представляет его федеральному фонду геологической информации в срок до 25 апреля.
Федеральный фонд геологической информации по данным государственной отчетности организаций, территориальных балансов запасов полезных ископаемых и результатам государственной экспертизы запасов полезных ископаемых: осуществляет составление, ведение и издание государственного баланса запасов полезных ископаемых; ежегодно подготавливает и представляет органам государственной власти Российской Федерации сводные данные по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации о состоянии и изменении запасов важнейших твердых полезных ископаемых до 1 июля, угля, нефти и газа — до 1 августа.
Таким образом, можно сделать вывод о вспомогательной, но в то же время определяющей роли территориальных балансов запасов полезных ископаемых и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых по отношению к государственному балансу запасов полезных ископаемых и государственному кадастру месторождений и проявлений полезных ископаемых, поскольку государственный баланс запасов полезных ископаемых и государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должны составляться и вестись на основе данных территориальных балансов запасов полезных ископаемых и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых.
При этом, исходя из толкования ст. 3, 4 Закона Российской Федерации «О недрах» и вышеуказанного Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. № 215, можно сделать вывод о том, что составление и ведение уполномоченными федеральными органами исполнительной власти государственного кадастра и баланса месторождений и проявлений полезных ископаемых, и, соответственно, состав-
ление и ведение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации территориальных балансов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых должно вестись по единой методике, закрепленной на федеральном уровне соответствующим нормативным правовым актом, принятым в установленном порядке, однако на практике все обстоит иначе.
В настоящее время субъекты Российской Федерации фактически отстранены от составления и ведения территориальных балансов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и не имеют реальной возможности исполнять полномочие, прямо закрепленное за ними Законом Российской Федерации «О недрах».
Это объясняется, прежде всего, нечеткой регламентацией нормами права порядка создания и деятельности территориальных фондов геологической информации, которые в большинстве субъектов Российской Федерации не созданы, в результате чего образованная Министерством природных ресурсов Российской Федерации система федеральных государственных учреждений территориальных фондов информации по субъектам Российской Федерации фактически исполняет полномочия субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по составлению и ведению территориальных балансов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых, а также учету участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Помимо этого, в действующем законодательстве в сфере недропользования отсутствует закрепление понятия и порядка составления и ведения территориального баланса запасов и кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и учета участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, то есть в Законе Российской Федерации «О недрах» отсутствуют нормы, позволяющие утверждать, что составление и ведение территориального баланса и кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых во всех субъектах Российской Федерации, а также учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в настоящее время по единой методологической основе.
По результатам анализа действующего законодательства можно сделать вывод о том, что полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по составлению и ведению территориального баланса и кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, учету участков недр, используемых для строительства подземных сооруже-
ний, не связанных с добычей полезных ископаемых, закреплено только в п. 6 ст. 4 Закона Российской Федерации «О недрах» без дальнейшей конкретизации в федеральных законах и иных нормативных правовых актах.
3. Помимо составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых в качестве учета состояния минерально-сырьевой базы, ст. 28 Закона Российской Федерации «О недрах» предусмотрена процедура государственного учета и включения в государственный реестр работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, в целях, не связанных с их добычей, а также лицензий на пользование недрами.
Государственный учет и ведение государственного реестра осуществляются по единой системе в порядке, устанавливаемом федеральным органом управления государственным фондом недр.
Последовательность и сроки действий по исполнению государственной функции по ведению государственного учета и обеспечению ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами определяется Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 8 октября 2007 г. № 261
Государственному учету и включению в государственный реестр работ по геологическому изучению недр подлежат работы, осуществляемые при всех видах пользования недрами (в соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации «О недрах») на основании лицензии на пользование недрами и (или) государственного контракта независимо от источников финансирования работ.
Государственный учет работ по геологическому изучению недр осуществляется посредством их государственной регистрации. Государственная регистрация работ по геологическому изучению недр осуществляется до начала их производства.
Государственному учету и включению в государственный реестр участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами подлежат участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, на основании лицензий на пользование недрами, прошедших государственную регистрацию.
1 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 51.
Последовательность действий Федерального агентства по недропользованию и его территориальных органов при ведении государственного учета и обеспечении ведения государственного реестра участков недр, предоставленных для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами, включает внесение сведений в Государственный реестр лицензий и участков недр.
Государственный реестр лицензий и участков недр ведется Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами в пределах своих полномочий на бумажном носителе и в электронном виде.
Анализ федерального законодательства Российской Федерации в области ведения систем учета информации о состоянии недр позволил сделать ряд выводов, которые можно использовать в качестве теоретической основы для разработки практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также предложений по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации по регулированию указанных правоотношений в целом.
1. Требует совершенствования законодательство в области организации и осуществления государственного мониторинга состояния недр.
По причине отсутствия в федеральном законодательстве четких критериев разграничения полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации и осуществления государственного мониторинга состояния недр, а также порядка их информационного взаимодействия, в настоящее время существенно ограничиваются возможности субъектов Российской Федерации по эффективной реализации указанных государственных полномочий, что, в свою очередь, не позволяет осуществлять в полной мере объективную оценку состояния недр и получать своевременно оперативную информацию по Российской Федерации в целом.
Отметим также, что значительная часть нормативных правовых актов как в области организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), так и государственного мониторинга состояния недр, существенно устарела и не соответствует федеральному законодательству. В первую очередь это касается Положения об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 г. № 177 \ а также Положения о порядке осуще-
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 14. Ст. 1278.
ствления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 мая 2001 г. № 433, которые требуют приведения в соответствие с действующим федеральным законодательством в отношении изменения наименований федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»1.
К недостаткам нормативного правового регулирования указанных отношений следует также отнести тот факт, что в данных нормативных правовых актах полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по участию в осуществлении государственного мониторинга состояния недр, прямо предусмотренное федеральным законодательством, не указывается вообще или не конкретизируется.
2. По вопросам ведения систем учета информации о состоянии недр в составе федерального и территориальных фондов необходимо отметить следующее:
Действующим законодательством о недрах закреплено полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании систем учета информации о состоянии недр, вместе с тем пределы и степень участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании государственных информационных систем в сфере недропользования либо вообще не конкретизируются, либо требуют принятия дополнительных нормативных правовых актов или соглашений о взаимодействии с территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, что препятствует эффективному исполнению субъектами Российской Федерации полномочий, возложенных на них федеральным законодательством.
Вместе с тем, реализация возложенных федеральным законодательством на органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий предполагает необходимость использования государственных информационных ресурсов, в том числе федеральных. При этом, как показывает анализ федерального законодательства в области учета информации о состоянии недр, затрудненный механизм доступа к указанным государственным информационным ресурсам негативно сказывается на эффективности реализации возложенных на органы государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий.
1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. № 20. Ст. 2290. № 22. Ст. 2544; № 30 (ч. 2). Ст. 3619. № 37. Ст. 4181. № 41. Ст. 4653. № 42. Ст. 4788. № 49. Ст. 5768. № 52 (ч. 1). Ст. 6366; 2009. № 1. Ст. 95.