трудовой ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА
УДК 332.025.12
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
В.В. ЗАВГОРОДНЯЯ, кандидат экономических наук, доцент кафедры теории финансов E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
И.В. ХАМАЛИНСКИЙ, кандидат технических наук, профессор кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: [email protected] Международный институт экономики и права
Вопросы формирования государственной политики воздействия на рынок труда и рынок образовательных услуг остаются актуальными в условиях кризиса национальной экономики. В качестве предмета исследования выступили основные проблемы развития взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Статья подготовлена в целях проведения анализа основных направлений государственной политики Российской Федерации в области занятости населения для выявления наиболее значимых направлений обеспечения взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
В статье на основе эмпирических методов исследования проанализированы основные направления государственной политики в области занятости населения и развития системы высшего профессионального образования. Системные и ситуационные подходы были использованы в исследовании при определении основных направлений взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Выделены приоритетные направления государственной политики в области занятости населения, в наибольшей степени обеспечивающие взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг.
Предложена авторская методика оценки взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг, а также определения тенденций его развития. В зависимости от соотношения спроса и предложения рабочей силы определенной специальности обоснована необходимость прогнозирования и планирования профессионально-квалификационного состава рабочей силы в регионе.
Сделан вывод о необходимости детализации государственной политики в области занятости населения и развития системы высшего профессионального образования на региональном уровне в зависимости от складывающихся тенденций взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг.
Установление прямых связей с работодателями позволило бы негосударственным вузам привлечь большее количество абитуриентов, а также расширить свою деятельность за счет разработки программ повышения квалификации, переобучения работников предприятий.
Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, взаимодействие рынков, государственная политика развития взаимодействия рынков, моделирование взаимодействия рынков
Необходимым условием для выхода из кризиса экономики России является эффективно функционирующий рынок труда. Эффективность функционирования рынка труда, в том числе и на региональном уровне, определяется как сугубо внутренними факторами, так и степенью его взаимодействия с рынком образовательных услуг.
В то же время на рынке образовательных услуг наблюдается низкая эластичность спроса и предложения, так как система образования обладает большой инерционностью. Это и определяет проблему развития взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в соответствии с современными реалиями.
Система профессионального образования, которая сформировалась в России в настоящее время, не способна удовлетворить потребности инновационной экономики в высококвалифицированных кадрах. Разница в имеющихся и востребованных специальностях на рынке труда является основной причиной низкого роста производительности труда в России.
Безусловно, именно государству должна принадлежать главная роль в вопросах выработки и реализации соответствующей политики воздействия на рынок труда и рынок образовательных услуг. Значение и эффективность государственной политики в этом вопросе демонстрируют европейские страны, а также Япония, Южная Корея и другие, в которых осуществляются крупные инвестиции в образование с ориентацией на новейшие технологии, обеспечивается высокая сбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг [8, с. 86].
В рамках реализации Основных направлений действий на рынке труда Российской Федерации на 2011-2015 годы определены приоритетные направления государственной политики в области занятости населения1.
В соответствии с данным документом можно выделить некоторые тенденции, которые, по мнению авторов, направлены на обеспечение взаимодействия рынка туда и рынка образовательных услуг:
- формирование прогноза баланса трудовых ресурсов;
- повышение качества рабочей силы;
- формирование кадров для обеспечения потребностей инновационной экономики;
1 Проект распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.12.2010. URL: http://strategy2020.rian.ru/g7_docs/ index 5.html.
- развитие частно-государственного партнерства
в целях повышения качества рабочей силы.
В рамках формирования прогноза баланса трудовых ресурсов актуальной является разработка на средне- и долгосрочную перспективу прогнозов объемов и профессионально-квалификационной структуры предложений и спроса на рабочую силу.
Для реализации данной задачи необходимо создать прогностическую модель, позволяющую имитировать различные варианты возможного баланса трудовых ресурсов при изменении факторов социально-экономического развития, а также методику прогноза баланса трудовых ресурсов по отраслям экономики.
Российские учены уже давно предлагают различные разработки по данным вопросам. По мнению авторов, прогнозирование развития рынка труда должно рассматриваться в тесной взаимосвязи с развитием рынка образовательных услуг. При этом особое значение приобретают вопросы моделирования взаимодействия данных рынков [1, с. 32].
Авторы считают, что моделирование взаимодействия рассматриваемых рынков наиболее актуально на региональном уровне. При этом оно считается обеспеченным, когда рабочая сила по своим количественным и качественных характеристикам соответствует потребностям экономики и количеству рабочих мест.
Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг формируется под воздействием различных факторов: демографических, социальных, экономических, рыночных, организационных, правовых и т.д. При моделировании взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг необходимо не только учитывать влияние этих факторов, но и выявлять тенденции, формирующиеся на этих рынках, которые будут определять характер взаимодействия рынков в будущем.
При моделировании взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг необходимо учитывать не только текущие, но и прогнозные потребности региональной экономики, изменение численности трудовых ресурсов, пропорции между экономически активным и неактивным населением.
Отсутствие такого прогнозирования и планирования на региональном уровне приводит к разба-лансированному функционированию рынков труда и образовательных услуг, которое выражается в несоответствии структуры профессионально-квали-
фикационного состава рабочей силы потребностям рынка труда [4, с. 56].
В этой связи представляется целесообразным применение подобного прогноза на региональном уровне, который может состоять:
- из прогноза динамики численности экономически активного населения с учетом демографических факторов (по полу, возрасту); из макроэкономического прогноза экономического роста с учетом факторов, которые его определяют, включая показатели динамики занятости и производительности труда; из прогноза развития производства с выделением тех отраслей, в которых занятость растет или снижается наиболее существенно;
- из прогноза профессионального состава занятых, соотносимого с прогнозным распределением занятых по крупным отраслям и т.п. . [9, с. 66].
Для прогнозирования и планирования профессионально-квалификационного состава рабочей силы в регионе необходимо формирование методологического подхода, в основу которого могут быть положены интегрированные показатели, как экономические, так и социальные, находящие отражение в основных документах развития региона:
- прогнозы развития отраслей региональной экономики с отдельным выделением прогнозов развития отраслей материального производства;
- региональные программы конверсии оборонных предприятий;
- прогнозы развития и модернизации наиболее крупных региональных предприятий; программы реструктуризации предприятий, связанные с высвобождением работников; программы приватизации государственных предприятий;
- программы развития малого бизнеса и др.
На основе указанных документов формируется набор экономических показателей, соотносящихся с показателями численности рабочей силы определенной квалификации. Оценка значений данных показателей и перспективы их изменения могут осуществляться различными методами, в том числе методами математического моделирования, экспертных оценок и др. [10, с. 53].
При прогнозировании и моделировании взаимодействия региональных рынков труда и рынка образовательных услуг необходимо учитывать
качественное соотношение предложения профессионально-квалификационного состава рабочей силы и спроса на нее.
Предложение выпускников вузов определенной специальности зависит от ряда факторов:
81=Р(Р,Рт,Ы,К,п), (1)
где Р - цена образовательной услуги;
РТ - цена трудовой услуги;
N - количество вузов;
К - численность населения до 16 лет;
п - количество бюджетных мест в вузах.
Спрос на выпускников определенной специальности зависит от следующих факторов:
Dl = F (Р, N, ), (2)
где Р - цена трудовой услуги;
N - количество рабочих мест;
- коэффициент государственного финансирования;
V - структурные факторы.
Исходя из состояния спроса и предложения рассчитывается коэффициент взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг:
C - А.
C = D'
(3)
где S - предложение выпускников определенной специальности;
D - спрос на выпускников той же специальности.
Для оценки тенденций взаимодействия региональных рынка труда и рынка образовательных услуг используется показатель темпа роста коэффи-
С
циента взаимодействия рынков Тросга =—-. Исходя
С0
из значений данного показателя возможны следующие соотношения типов и тенденций взаимодействия региональных рынков труда и образовательных услуг (табл. 1).
Подробное описание данной методики и результаты ее применения ранее уже были представлены авторами [9].
Типы взаимодействия региональных рынка труда и рынка образовательных услуг определены авторами, исходя из возможных состояний спроса и предложений на рабочую силу:
I тип - низкая интенсивность взаимодействия рынков, связанная с низкой интенсивностью создания рабочих мест и низкой интенсивностью подготовки кадров, соответствующих требованиям рабочих мест.
трудовой потенциал региона Region's labor capacity - 40 -
Таблица 1
Сочетание типов и тенденций взаимодействия региональных рынков образовательных услуг и труда
Тенденция взаимодействия Типы взаимодействия
I II III IV
Усиление С = 1, Т ' С. > 0 роста 1 С < 1, Т ' С. > 0 роста С. > 1, Т ' С. < 0 роста С= 1, 1 7 Т С. > 0 роста
Ослабление С < 1, Т С. < 0; 1 ' роста i — ' С. > 1, Т С. > 0 роста С. < 1, Т ' С. < 0 роста С. > 1, Т ' С. > 0 роста С.< 1, Т С. < 0; ' ' роста ' ' С. > 1, Т С. > 0 роста
II тип - взаимодействие рынков ослабляется рынком образовательных услуг, т.е. предложения рабочей силы определенной специальности ниже спроса на нее.
III тип - взаимодействие рынков ослабляется рынком труда в связи с низкой интенсивностью создания и движения рабочих мест. В этом случае предложение рабочей силы определенной специальности превышает спрос на нее.
IV тип - высокая интенсивность взаимодействия рынков, связанная с быстрым обновлением структуры рабочих мест на рынке труда и высокой интенсивностью подготовки рабочей силы рынком образовательных услуг по соответствующим направлениям.
Тесное взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг будет характеризовать соответствие предложения профессионально-квалификационного состава рабочей силы спросу на нее. Значение коэффициента взаимодействия в этой ситуации будет равно 1 или максимально к ней приближено. Изменение показателя Т С при
г роста г Г
каждом конкретном типе взаимодействия рынков будет отражать тенденции усиления или ослабления взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг на региональном уровне.
В зависимости от выявленных сочетаний типа и тенденции взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг в конкретном регионе должны определяться мероприятия, направленные на корректировку предложения и/или на стимулирование спроса на рынке труда.
Необходимость инновационного развития экономики влечет за собой и структурные изменения, в том числе и в составе занятых работников на предприятиях и в организациях. В совокупности эти процессы вызывают необходимость научного обоснования государственной политики в области занятости и направлений действий на рынке труда [5, с. 243]. В основе данной политики лежат различные прогнозы и планы развития, разрабатываемые
как на федеральном, так и на региональном уровнях. По мнению авторов, в основе разработки прогнозов и планов развития должен лежать единый научный и методологический подход.
При разработке прогнозов развития отраслей экономики и рынка труда необходимо прогнозировать и развитие системы высшего образования, так как именно оно обеспечивает текущие и прогнозные потребности экономики в высококвалифицированных кадрах [6, с. 98].
Для создания условий экономического роста в стране в целом и отдельном регионе необходимо прогнозировать развитие отдельных отраслей, в которых занятость растет или снижается наиболее существенно. Кроме того, необходимо создавать условия для развития отраслей, производств, видов экономической деятельности, которые бы обеспечивали развитие отдельных регионов и экономическую безопасность страны в целом. Одним из таких условий является подготовка необходимых профессиональных кадров [9, с. 64].
В рамках подготовки рабочей силы на рынке труда Российской Федерации на период до 2015 г. поставлена задача повышения качества трудовых ресурсов до мировых стандартов. Кроме того, важной задачей является обеспечение соответствия количественных и качественных характеристик рабочей силы потребностям современной экономики России.
Для реализации данного направления определены следующие цели2:
- продолжение разработки квалификационных требований к уровню подготовки специалистов соответствующим требованиям рынка труда;
- продолжение разработки профессиональных стандартов для высокотехнологичных секторов
2 Основные направления действий на рынке труда Российской Федерации на 2011-2015 годы: проект распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.12.2010. URL: http://strategy2020.rian.ru/g7_docs/index_5.html.
экономики, обеспечив их корреляцию с федеральными государственными образовательными стандартами;
- создание системы оценки профессиональных качеств работников на основе оценки их компетентности и уровня квалификации;
- продолжение работы по корректировке объемов, профилей (направлений) и уровней подготовки рабочих кадров и специалистов для обеспечения модернизируемых и вновь создаваемых рабочих мест кадрами необходимой квалификации;
- обеспечение участия работодателей в разработке отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов, а также в проведении добровольной сертификации организаций и конкурсных мероприятиях по результатам развития кадрового потенциала организации. Образование в настоящее время необходимо
рассматривать как открытую систему, взаимодействующую с внешней средой, которое находится внутри рыночных взаимоотношений рынка абитуриентов и рынка труда. В этой связи важным аспектом становится качество подготовки специалиста и возможность государства регулировать на основе системы стандартов образовательное пространство [3, с. 135].
Актуальными, по мнению авторов, являются цели по обеспечению совместимости компетенций уровня образования, определяемого федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и вузами, и компетенций, предъявляемых к рабочей силе рынком труда. Сложившаяся ситуация свидетельствует о несоответствии данных компетенций, что свидетельствует о недостаточном взаимодействии рынка труда и рынка образовательных услуг.
Частичное решение этой проблемы возможно путем установления прямых связей между вузами и работодателями. В настоящее время ведущие государственные вузы страны активно взаимодействуют с крупными промышленными предприятиями, банками, государственными учреждениями [2, с. 43]. При этом создаются специализированные (базовые) кафедры, обеспечивающие подготовку специалистов в соответствии с требованиями предприятий, проводятся научные исследования для этих предприятий. Подобное взаимодействие создает условия для развития вуза (решается проблема финансирования), конкретного предприятия и отрасли, а также обес-
печивает подготовку специалистов, востребованных в конкретном сегменте рынка труда.
Задача по организации подготовки высококвалифицированных кадров под заказ предприятия реального сектора экономики решается путем создания подходящих методов и методик обучения с использованием специализированных образовательных программ, учитывающих профиль предприятий реального сектора экономики [7, с. 32]. Под потребности конкретных заказчиков должны быть определены показатели оценки компетенций специалистов, методики обучения, критерии отбора образовательных программ и их реализации. Кроме того, должны учитываться особенности целевых групп, специфика их деятельности, обеспечиваться развитие профессионально-деловых качеств и компетентности студентов.
Особенностями деятельности специализированных (базовых) кафедр являются:
- ориентация на потребности отраслей реального сектора экономики в кадрах с высокой квалификацией, а также в повышении квалификации и профессиональных навыков уже занятых на предприятиях специалистов;
- усиление взаимодействия с предприятиями и организациями различных секторов экономики путем проведения научно-исследовательских работ;
- оказание поддержки предприятиям и организациям в вопросах формирования и развития кадрового потенциала;
- проведение с предприятиями совместных исследований по определению трудовых полномочий будущих специалистов в целях отбора методики обучения и образовательных программ;
- обеспечение высокой вариативности образовательной программы;
- предоставление базы предприятия или совместного научно-производственного объединения для прохождения практики студентами, проведения научных исследований аспирантами и молодыми учеными вуза;
- формирование вузами совместно с предприятиями и организациями различных отраслей экономики материально-технической базы для проведения научных исследований в интересах предприятий-заказчиков, практики студентов, а также привлечение специалистов-практиков высокого уровня к педагогической деятельности.
Взаимодействие вузов и предприятий-работодателей осуществляется в рамках совместных исследовательских проектов, в процессе прогнозирования развития науки и технологий и в ходе коммерциализации результатов исследований. В структуре вузов создаются группы, которые непосредственно занимаются исследованиями в области технологического развития и научно-технического прогнозирования. При этом они являются ресурсными центрами для предприятий отраслей экономики, осуществляют консалтинговую и информационно-аналитическую деятельность и пр.
Такое взаимодействие обеспечивается и в рамках федеральных целевых программ, одной из которых является программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». В рамках данной программы обеспечивается подготовка молодых специалистов, а также повышение квалификации работников промышленных предприятий.
Для реализации этой программы созданы ресурсные центры высокотехнологичных отраслей промышленности, основу которых составляют:
- Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского;
- Московский государственный технологический университет «Станкин»;
- Московский государственный институт электронной техники;
- Московский физико-технический институт;
- Санкт-Петербургский государственный морской технический университет;
- Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики;
- Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева;
- Южно-Уральский государственный университет.
В целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, научного и кадрового обеспечения потребностей отраслей экономики и социальной сферы были созданы национальные исследовательские университеты:
- Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева;
- Высшая школа экономики;
- Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана;
- Московский физико-технический институт (государственный университет);
- Московский авиационный институт (государственный технический университет);
- Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;
- Пермский государственный технический университет;
- Новосибирский государственный университет;
- Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва;
- Томский политехнический университет;
- Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики;
- Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет).
Механизмом, объединяющим усилия вузов и предприятий различных отраслей, заинтересованных в проведении долгосрочных НИОКР и организации совместной деятельности по разработке стратегических планов осуществления исследований и разработок, а также по их внедрению, является создание технологических платформ.
Технологическая платформа - это коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития3.
Таким образом, проведение исследований и инновационная деятельность в вузах позволят привлечь дополнительное финансирование в виде бюджетных и внебюджетных средств, а также обеспечить высокое качество образовательного процесса. Обеспечение взаимодействия вузов и предприятий реального сектора экономики позволит сформировать на постоянной основе дополнитель-
3 Концепция развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации на период до 2015 года: одобрена на заседании рабочей группой по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере, протокол от 17.12.2010 № ИР-14/пр (приложение к письму Минобрнауки России от 22.02.2011 № 13-910).
трудовой потенциал региона Region's labor capacity - 43 -
Таблица 2
Количество образовательных учреждений высшего профессионального образования и студентов (на начало учебного года)
Показатель 2009/10 % 2010/11 % 2011/12 % 2012/13 %
Образовательные учреждения: 1 114 100 1 115 100 1 080 100 1 046 100
- государственные и муниципальные 662 59 653 59 634 59 609 58
- негосударственные 452 41 462 41 446 41 437 42
Численность студентов, тыс. чел.: 7 419 100 7 050 100 6 490 100 6 074 100
- в государственных и муниципальных обра- 6 136 83 5 849 83 5 454 84 5 144 85
зовательных учреждениях
- в негосударственных образовательных учреж- 1 283 17 1 201 17 1 036 16 930 15
дениях
Источник: по данным Росстата.
ный источник финансирования фундаментальных исследований, а также создать условия для получения прибыли от реализации результатов проводимых научно-исследовательских работ. Данное взаимодействие будет обеспечивать возможность трудоустройства выпускников вузов.
По мнению авторов, негосударственные вузы, которые обладают большей мобильностью в вопросах формирования образовательных программ и могут быстрее подстраиваться под интересы и потребности предприятий-работодателей, в целях повышения конкурентоспособности также должны стремиться устанавливать прямые связи с работодателями.
Исходя из данных, представленных в табл. 2, можно констатировать, что негосударственные вузы в учебном 2012/13 г. составляли почти 42% от общего количества вузов в России и, несмотря на общую тенденцию сокращения вузов в стране, их количество остается стабильно высоким.
При этом численность студентов, обучающихся в негосударственных вузах, составляет примерно 15% от общей численности студентов.
Установление прямых связей с работодателями позволило бы негосударственным вузам привлечь большее количество абитуриентов, а также расширить свою деятельность за счет разработки программ повышения квалификации, переобучения работников предприятий.
Таким образом, установление тесных взаимосвязей между субъектами рынка труда и рынка образовательных услуг позволит обеспечить:
- формирование и развитие компетентностно ориентированной системы образования,
- конкурентоспособность вузов на рынке образовательных услуг;
- расширение научно-исследовательских работ, исходя из потребностей региональной эконо-
мики, внедрения результатов НИР в образовательный процесс; - рынок труда рабочей силой, профессионально-квалификационная структура которой будет соответствовать потребностям формирующейся инновационной экономики
Список литературы
1. Голышев И.Г. Модель функционирования региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего образования // Человек и образование. 2011. № 2. С. 31-35.
2. Горбатко Е.С. Методика формирования компетенций в интегрированной системе высшего образования // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2013. № 7. С. 43-49.
3. Завалько Н.А. Формирование качественных аспектов высшего профессионального образования в условиях рыночной среды // Вестник Академии. 2013. № 1. С. 135-137.
4. Майбуров И.А. Парадигма согласованного развития высшей школы и промышленности в регионе. Екатеринбург: ГОУВПО УГТУ-УПИ, 2003. 516 с.
5. Мальцева И.О. Трудовая мобильность и стабильность: насколько высока отдача от специфического человеческого капитала в России? // Экономический журнал Высшей школы экономики. Т. 13. 2009. № 2. С. 243-278.
6. Мальцева И. О., Рощин С.Ю. Система высшего образования и рынок труда // Аналитический доклад по высшему образованию в Российской Федерации / под ред. М.В. Ларионовой, Т.А. Меш-ковой. М.: ГУ ВШЭ, 2007. С. 92-113.
7. Мартынова А.П., Рощин С.Ю. Оценка эффективности и спрос на оценку эффективности государственных программ на рынке труда // Вопросы
государственного и муниципального управления. 2008. № 4. С. 27-47.
8. Пескова О.С. Взаимодействие рынка образовательных услуг и рынка труда как следствие развития экономики знаний // Вестник СГУТиКД. 2011. № 2. С. 84-88.
9. Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Методические подходы к анализу взаимодействия рынка
образовательных услуг и рынка труда (на примере Омской области) // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 29. С. 62-68.
10. Хамалинский И.В., Завгородняя В.В. Методы оценки степени доверия предприятию // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 27. С.52-58.
Regional economics: theory and practice Region's labor capacity
ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)
THE MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE LABOR AND EDUCATIONAL-SERVICES MARKETS INTERACTION
Viktoriya V. ZAVGORODNYAYA, Ivan V. KHAMALINSKII
Abstract
Importance The questions of formation of the State policy, which impact the labor market and educational services market, continue to be relevant in the conditions of the national economy crisis. In the article, we cover the main development problems of the labor market and education services market interaction Objectives In the article, we provide an analysis of the main directions of the State policy of the Russian Federation in the field of an employment of population to identify the most significant directions to ensure the labor market and educational services market interaction Methods By means of empirical methods of research, we analyze the main directions of the State policy in the field of an employment of population and system of higher professional education development In the research, while defining the main directions of the labor market and educational services market interaction, we have used the system and situational approaches Results We have identified the priority directions of the State policy in the field of an employment of population, which, to the maximum extent, provide the labor market interaction with an educational services market . We have offered our own technique of assessing the labor market and educational services market interaction, and also have identified its development trends. Depending on the supply and demand of manpower of particular specialty, we substantiate the necessity of the forecasting and planning of the professional qualification of labor force in region
Conclusions and Relevance We emphasize the need of working out in detail of the State policy in the field of an employment of population and the development of higher professional education system at a regional level depending on evolving trends of an interaction of labor market and educational services markets
Keywords: labor, educational services, market, interaction, State policy, modeling
References
1. Golyshev I . G . Model' funktsionirovaniya regional'nykh rynkov truda i obrazovatel'nykh uslug v sfere vysshego obrazovaniya [A model of functioning of regional labor and educational services markets in the area of higher education]. Chelovek i obrazovanie - Person and education, 2011, no. 2, pp.31-35.
2. Gorbatko E.S. Metodika formirovaniya kom-petentsii v integrirovannoi sisteme vysshego obrazovaniya [A technique of shaping the competences of an integrated higher education system]. FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya - FES: Finance. Economy. Strategy, 2013, no. 7, pp. 43-49.
3. Zaval'ko N.A. Formirovanie kachestvennykh aspektov vysshego professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh rynochnoi sredy [Formation of qualitative aspects of higher professional education under the market environment]. Vestnik Akademii - Bulletin of Academy, 2013, no. 1, pp. 135-137.
4 . Maiburov I . A . Paradigma soglasovannogo razvitiya vysshei shkoly i promyshlennosti v regione [A paradigm of coordinated development of the higher school and industry of region]. Yekaterinburg, SEIHPT USTU-UPI Publ., 2003, 516 p.
5. Mal'tseva I.O. Trudovaya mobil'nost' i stabil'-nost': naskol'ko vysoka otdacha ot spetsificheskogo chelovecheskogo kapitala v Rossii? [Labor mobility and stability: what is the efficiency of the specific human capital in Russia?]. Ekonomicheskii zhurnal Vysshei shkoly ekonomiki - Economic journal of HSE, 2009, vol. 13, no. 2, pp. 243-278.
6. Mal'tseva I.O., Roshchin S.Yu. Sistema vysshe-go obrazovaniya i rynok truda. Analiticheskii doklad po vysshemu obrazovaniyu v Rossiiskoi Federatsii [The higher education system and labor market. In: An analytical report on the status of higher education in the Russian Federation]. Moscow, SU HSE Publ., 2007, pp.92-113.
7. Martynova A.P., Roshchin S.Yu. Otsenka effek-tivnosti i spros na otsenku effektivnosti gosudarstven-nykh programm na rynke truda [An estimation of the efficiency and demand for an estimation of the State programs effectiveness at the labor market]. Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya -Matters of public and municipal management, 2008, no. 4, pp. 27-47.
8. Peskova O.S. Vzaimodeistvie rynka obrazo-vatel'nykh uslug i rynka truda kak sledstvie razvitiya
ekonomiki znanii [An interaction of the educational services market with the labor market as a consequence of the knowledge economy development]. Vestnik SGUTiKD -Bulletin of SSUTandHRB, 2011, no. 2, pp. 84-88.
9. Khamalinskii I.V., Zavgorodnyaya V.V. Meto-dicheskie podkhody k analizu vzaimodeistviya rynka obrazovatel'nykh uslug i rynka truda (na primere Om-skoi oblasti) [Methodological approaches to an analysis of the interaction of educational services and labor markets (the case of the Omsk region)]. Regional 'naya ekonomika: teoriya i praktika - Regional economics: theory and practice, 2010, no. 29, pp. 62-68.
10. Khamalinskii I.V., Zavgorodnyaya V.V. Metody otsenki stepeni doveriya predpriyatiyu [The methods of assessing the trustworthiness degree regarding an enterprise]. Regional'naya ekonomika: teoriya ipraktika - Regional economics: theory and practice, 2014, no. 27, pp. 52-58.
Viktoriya V. ZAVGORODNYAYA
Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation sochi75@list . ru
Ivan V. KHAMALINSKII
International Institute of Economics and Law, Moscow, Russian Federation khamalinskiy@mail ru