ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
DOI: 10.23888/humJ20193459-468
ИНТЕГРАЦИЯ РЫНКА ТРУДА И РЫНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК УСЛОВИЕ УСТОЙЧИВОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА
INTEGRATION OF THE LABOR MARKET AND THE MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES AS A CONDITION OF SUSTAINABLE SOCIOECONOMIC DEVELOPMENT OF THE STATE
Бекоева М.И.
Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова
Аннотация:
Статья посвящена особенностям интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг как условию устойчивого социально-экономического развития государства. Автором доказывается тот факт, что в условиях рыночной экономики система высшего образования характеризуется развитием интеграционных процессов, которые становятся все более значимыми компонен-тами мирового рынка труда, способствую-щими укреплению взаимовыгодных межгосударственных экономических связей. Выступая генерирующим фактором роста интеллектуального потенциала специалистов, рынок образовательных услуг содействует вовлечению трудоспособного населения в непрерывный образовательный процесс, а
Bekoeva M.I.
North Ossetian State Universit named after K.L. Khetagurov
Abstract:
The article is devoted to the features of the integration of the labor market and the market of educational services as a condition for sustainable socio-economic development of the state. The author proves the fact that in a market economy, the higher education system is characterized by the development of integration processes that are becoming increasingly important components of the global labor market, contributing to the strengthening of mutually beneficial interstate economic relations. Speaking as a generating factor in the growth of the intellectual potential of specialists, the educational services market contributes to the involvement of the working-age population in the continuous educational process, and subsequently regulates the level
впоследствии регулирует уровень конкурентоспособности человека на рынке труда. В свою очередь, рынок труда оказывает влияние на систему высшего образования, устанавливая социальный заказ на образовательные услуги. Поэтому вуз заинтересован в изучении целевого рынка труда. Основная цель расширения интеграционных процессов -решение проблем, связанных с усилением благоприятной внешнеэкономической политики, направленной на эффективное взаимодействие заинтересованных сторон, поддержку вновь сформированных производственных и научно-технических отраслей. Подобная система интеграции едва ли может вызвать негативное отношение со стороны государственных структур, так как она активизирует инновационные механизмы государственного регулирования занятости трудоспособного населения. Исследование основных стратегических механизмов функционирования международного рынка образовательных услуг, при которых процесс интеграции в области высшего образования может быть эффективным, показало, что формы, методы и условия интеграции во многом зависят от национальной политики страны. В этой связи при разработке национальной политики необходимо проанализировать возможные выгоды и риски, связанные с глобальными неорганизованными интеграционными процессами в системе высшего образования.
Ключевые слова:
интеграция рынка труда и сферы образовательных услуг, экономическое пространство, интеграционные процессы, высшее образование, международное образовательное пространство.
of human competitiveness in the labor market. In turn, the labor market has an impact on the system of higher education, establishing a social order for educational services. Therefore, the university is interested in studying the target labor market. The main goal of the expansion of integration processes is the solution of problems related to the strengthening of favorable foreign economic policies aimed at effective interaction of stakeholders, support for newly formed industrial and scientific and technological industries. Such a system of integration can hardly cause a negative attitude on the part of state structures, since it activates innovative mechanisms of state regulation of employment for the able-bodied population. The study of the main strategic mechanisms for the functioning of the international educational market in which the integration process in the field of higher education can be effective has shown that the forms, methods and conditions of integration largely depend on the national policy of the country. In this regard, when developing a national policy, it is necessary to analyze the possible benefits and risks associated with global unorganized integration processes in the higher education system.
Key words:
integration of the labor market and educational services, economic space, integration processes, higher education, international educational space.
В условиях глобализации мировых экономических процессов и вхождения России в международный рынок труда, как равноценного партнера, ключевыми проблемами социально-экономического развития государства становятся совершенствование инновационных механизмов государственного регулирования занятости трудоспособного населения; повышение качества образовательных услуг для обеспечения конкурентоспособности специалистов и снижения уровня безработицы. Под влиянием интеграции на международном рынке труда реализуются достаточно солидные программы по инвестированию образовательных проектов. Российский рынок труда находится на начальной фазе своего развития, поэтому не может входить еще в список организованных и регулируемых на международном уровне рынков труда. Это связано с тем, что в настоящее время для российского рынка труда характерно стихийное его формирование и развитие его инфраструктуры. В связи с этим возникло противоречие между объективной необходимостью в интеграции рынка труда с рынком образовательных услуг и отсутствием исследований, отражающих условия реализации эффективных взаимовыгодных контрактов.
Проблема глобальной интеграции образовательных услуг и рынка труда, как важнейшего условия устойчивого социально-экономического развития участников международного экономического пространства, является объектом исследования таких ученых, как Д.А. Алференко, Н. Гневашева, Ю. Гущина, А. Джинджолия, Л.С. Крыжанова, В.А. Чигиринская и др. [1-4]. Анализ публикаций перечисленных исследователей позволяет сделать вывод о том, что процессы социально-экономического развития, выступая индикаторами значительных трансформаций, привели к необходимости экономической интеграции образовательных организаций и рынка труда на международном уровне. Так, например, говоря об интеграционных процессах в условиях перехода к новому типу социального развития общества и государства, Д.А. Алференко подчеркивает значимость системно-деятельностного подхода при подготовке высококвалифицированных специалистов. При этом, как отмечает ученый, в процессе подготовки компетентных кадров для всех сфер необходима разработка и реализация инновационных технологий конструктивного взаимодействия рынка труда и сферы образовательных услуг [1].
По мнению другой группы ученых (И.В. Баранова, М.И. Бекоева, М.А. Гончарова, Н.А. Гончарова, С.С. Дышлюк, Н.М. Золотарева, Л.Б. Зубанова, В.С. Цукерман, Е.М. Ревзина, И.В. Рязанцева), интеграционные процессы в системе образования активизируются более успешно под воздействием таких факторов, как расширение возможностей экспорта образовательных услуг [5]; усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик [6]; повышение значимости человеческого капитала в условиях инновационного развития [7];
расширение механизмов технологизации как производства, так и производственных отношений [8]; либерализация торговли образовательными услугами как результата усиления степени открытости национальных экономик [9]; укрепление рыночной экономики как одного из механизмов развития интеграционных процессов [10]; признание высшего образования одним из главных достоинств на международном рынке труда [11].
Практика разработки и реализации совместных образовательных проектов в российской системе высшего образования, пишут В.Ю. Доможилов и В.О. Евсеев, характеризуется тем, что чаще в них принимают участие всего два партнера [12]. При этом выбор зарубежного партнера, как правило, носит случайный характер. Вхождение российских университетов в международное образовательное пространство будет намного успешнее в случае конструктивных перемен в национальной системе образования. Для этого необходимо открыть национальные научные центры (С.В. Лисов) [13], исследовательские университеты, спрос на образовательные услуги которых будет высоким не только среди российских, но и зарубежных работодателей. Такие научные центры могут создаваться на базе объединения нескольких образовательных организаций, в результате которого формируется единое образовательное пространство.
Для совершенствования процессов расширения рынка труда необходим комплексный подход к разработке интегрированных схем взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг с целью дальнейшего трудоустройства студентов - будущих специалистов различных направлений подготовки. Оценив предложения рынка труда, а также реальные возможности работодателей, необходимо приступить к созданию интегрированных моделей трудовой занятости, соответствующих обобщенным трудовым функциям, а также универсальным и общепрофессиональным компетенциям. Такой подход к формированию кадровой политики способствует снижению и максимальному устранению в будущем диспропорциональностей на современном рынке труда, укреплению трудового потенциала молодого поколения. Следует отметить, что только целенаправленная деятельность международных образовательных альянсов может ускорить международные интеграционные процессы.
Каждая страна-участница международного образовательного пространства должна осознавать, что на рынке образовательных услуг последствия интеграционных процессов для партнеров будут самыми разными в экономическом отношении. Победителем станет «сильный» университет с брендом, т. е. способный выжить в конкурентной среде. Кроме того, развитие рынка образовательных услуг приведет к существенному разрыву уровня материального благосостояния профессорско-преподавательского состава
образовательной организации: у квалифицированного персонала появляется гораздо больше возможностей выбора места и статуса работы, а также получения более высоких зарплат, тогда как у менее успешных работников уровень их материального благосостояния будет оставаться всегда низким.
Для студентов, как непосредственных потребителей образовательных услуг, это очень выгодный вариант, дающий право перевода из одного университета в другой, расширения возможностей трудоустройства, получения качественного высшего образования. Данной точки зрения придерживается и Ф.М. Кадырова, которая доказала в своих исследованиях тот факт, что любую деятельность по модернизации региональной системы высшего образования необходимо рассматривать сквозь призму ее максимальной адаптации к требованиям современного рынка труда [14].
Чтобы оценить особенности функционирования международного рынка образовательных услуг в системе высшего профессионального образования, как процесса предоставления образовательных услуг, представляется актуальным проанализировать основные факторы, влияющие на его состояние и условия функционирования. Образовательная среда - это пространство, в котором действуют субъекты рынка, такие как поставщики и потребители образовательных услуг. Другими словами, это пространство социально-педагогических отношений, представляющий собой сложный процесс, структурный анализ которого выступает исходной позицией формирования и осмысления конкурентоспособности поставщика образовательных услуг. Основными направлениями деятельности системы высшего образования в процессе интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг становятся: формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций обучающихся за счет увеличения их самостоятельной работы; переход роли преподавателя вуза из транслятора готовых знаний в тьютора; разработка и реализация инновационных технологий обучения; усиление компетентностного подхода.
Говоря о факторах, определяющих эффективность интеграции высшего образования в России на стремительно развивающемся рынке образовательных услуг, следует отметить, что международный рынок образовательных услуг в системе высшего профессионального образования представляет собой систему отношений между производителями, поставщиков и потребителей образовательных услуг. В этой связи наиболее важными факторами, определяющими векторы современного международного образовательного обслуживания в системе развития высшего образования, на наш взгляд, являются: образовательная среда субъектов международного рынка труда; качество оборудования и материалов, используемых при оказании услуг и содействующих предоставлению услуг; материальные ресурсы в виде квартир,
зданий и другой недвижимости.
В настоящее время в системе образования России, как отмечают в своем исследовании Е.В. Александрова, С.А. Мохначев, В.А. Соколов и Н.П. Шамаева, происходит коренное изменение структуры спроса на различные образовательные услуги, его повышение на получение высшего образования, переподготовку и сокращение на начальное и среднее образование в связи с неблагоприятной демографической ситуацией. Вуз заинтересован в том, чтобы его образовательные программы как можно полнее соответствовали требованиям рынка труда, а выпускники как можно полнее эту программу усваивали. Рынок труда определяет основные стандарты качества образования в виде изменения спроса на тех или иных специалистов, уточнения знаний и умений, которыми должны обладать претенденты на определенные вакансии
[15].
Примерно такого же мнения придерживаются в своем исследовании С.С. Дышлюк и И.В. Рязанцева, посвященном взаимосвязи и закономерностям регионального инновационного развития. По мнению этих ученых, региональное инновационное развитие будет наиболее успешным при условии вертикальной и горизонтальной взаимосвязи и взаимодействия производственных предприятий, научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений и рынка труда, что, в свою очередь, способствует расширению инвестиций в человеческий капитал, а также увеличению объемов интеллектуальной собственности организаций в едином экономическом пространстве [8].
Следует отметить также стремление участников международного образовательного рынка к максимальному извлечению доходов и укреплению своих позиций на рынке труда, выступающее стимулятором разработки и внедрения модифицированных образовательных программ; реализации интерактивных образовательных технологий; создания институтов, конкурентоспособных на международной экономической арене. Это говорит о том, что сегодня, с активизацией процессов интеграции мировой экономики появилась необходимость в создании более гибких механизмов функционирования образовательных организаций, направленных на расширение своих образовательных услуг в условиях рыночных отношений. Ориентация образовательной организации на состояние рынка труда, способность прогнозирования перемен, определение потенциальных потребностей и способов их удовлетворения обеспечивает высокий уровень конкурентоспособности вуза, как на рынке труда, так и в международной экономической зоне в целом.
Для расширения масштабов международного рынка образовательных услуг, а также определения роли отдельных стран на данном рынке, ключевым
показателем является уровень сформированности международной академической мобильности. Под международной академической мобильностью мы подразумеваем движение любого гражданина, имеющего образование, в другую образовательную организацию, находящуюся на территории страны-участницы международного образовательного пространства, для обучения, преподавания или исследования. После завершения периода обучения, преподавания или исследования человек возвращается в образовательную организацию своей страны, или заключает контракт на дальнейшее обучение или преподавание.
В связи с этим, рост количества иностранных студентов в рамках академической мобильности проекта выступает приоритетным направлением международной деятельности Северо-Осетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова (СОГУ им. К.Л. Хетагурова). На базе СОГУ успешно функционирует Ассоциации иностранных студентов России. СОГУ им. К.Л. Хетагурова тесно и плодотворно сотрудничает с университетами Германии, Ирана, Китая, Франции, Норвегии, США и Японии [16].
В 2016 году СОГУ и Тегеранский университет имени Аламе Табатабаи подписали соглашение о сотрудничестве.
В рамках соглашений, заключенных между университетами-партнерами, в СОГУ им. К.Л. Хетагурова реализуются следующие формы международной студенческой мобильности:
- комплексное образование по обмену студентами программ в партнерском учреждении, предлагая изучить развитие набора базовых образовательных программ за рубежом и сосредоточиться на признании дисциплин, изучаемых студентами в партнерском университете без получения академических степеней партнерского университета;
- образование, при котором выпускники, успешно освоившие программы двух партнерских университетов, получают дипломы по высшему образованию по соответствующему направлению обоих вузов;
- образование по совместным образовательным программам, реализуемым партнерскими университетами и предусматриваемым разработку и реализацию образовательных программ, не увеличивает общую продолжительность обучения.
Важнейшими направлениями научно-исследовательской деятельности Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова в сфере успешной интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг, как условия устойчивого социально-экономического развития государства, выступают: «Новые материалы и нанотехологии»; «Информационно-коммуникационные технологии»; «Биологические и медицинские технологии, технологии живых систем»; «Рациональное природопользование»; «Многоуровневые
образовательные системы»; «Гуманитарные и педагогические технологии»; «Межкультурные коммуникации»; «Региональные и международные отношения»; «Региональное социально-экономическое развитие, технологии прогнозирования и управления» и многое другое.
Выводы
Таким образом, как показал анализ современных механизмов функционирования международного рынка образовательных услуг, ведущими генераторами международного образовательного пространства выступают поставщики и потребители образовательных услуг; активизирующие процессы интеграции рынка труда и рынка образовательных услуг; функционирование взаимовыгодных условий реализации совместных образовательных программам; расширение национальных рынков образовательных услуг; национальная система высшего образования требует ряда структурных изменений, которые должны способствовать успешному вхождению университетов Российской Федерации в единое образовательное пространство, которое может существенно изменить ситуацию на рынке образовательных услуг в лучшую сторону.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алференко Д.А. Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг в условиях промышленного региона (на примере Кемеровской области) // Труд и социальные отношения. 2011. №5. С. 55-65.
2. Гневашева В.А. Структурная безработица как следствие отсутствия интеграции рынка труда и сектора образовательных услуг высшего профессионального образования // Экономика образования. 2011. №4 (65). С. 38-50.
3. Джинджолия А., Гущина Ю., Чигиринская Н. Конкурентоспособность вузов в контексте интеграции рынка образовательных услуг и рынка труда // Закон и право. 2007. №6. С. 7-9.
4. Крыжанова Л.С. Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг для обеспечения сбалансированности национального рынка труда // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2018. Т. 18, №3. С. 1418.
5. Баранова И.В. Факторы развития рынка
REFERENCES:
1. Alferenko DA. Integration of the labor market and the market of educational services in an industrial region (for example, Kemerovo region). Labor and social relations. 2011; 5: 55-65. (In Russ).
2. Gnevasheva VA. Structural unemployment as a result of the lack of integration of the labor market and the sector of educational services of higher professional education. Economics of Education. 2011;4 (65): 38-50. (InRuss).
3. Jinjolia A, Guschina Yu, Chigirinskaya N. Competitiveness of universities in the context of the integration of the market of educational services and the labor market. Law and Law. 2007; 6: 7-9. (In Russ).
4. Kryzhanova LS. Integration of the labor market and the market of educational services to ensure the balance of the national labor market. Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University. 2018; 18 (3): 14-18.
5. Baranova IV. Factors of development of the educational services market in the regions of Russia. News of the Volgograd State Technical
образовательных услуг в регионах России // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2016. №1 (180). С. 7782.
6. Бекоева М.И. Развитие профессиональной мобильности студентов как условие их адаптации к изменяющимся условиям рынка труда //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, №1(22). С. 189-192.
7. Гончарова Н.А., Гончарова М.А. Необходимость интеграции системы образования субъектов РФ в их социально-экономическое развитие // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №6 (69). С. 234-237.
8. Дышлюк С.С., Рязанцева И.В. Современные тенденции подготовки конкурентоспособных специалистов для рынка труда // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. 2013. №2. С. 110-114.
9. Золотарева Н.М. Система подготовки кадров для инновационной экономики России // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №4. С. 24-27.
10. Зубанова Л.Б., Бетехтин А.В., Цукерман В.С. Человеческий капитал сферы культуры: актуальные ориентиры формирования кадрового потенциала региона // Вестник культуры и искусств. 2018. №3 (55). С. 102-109.
11. Ревзина Е.М. Потребность в формировании новых информационно-коммуникационных моделей интеграции вузов и рынка труда в России // Коммуникология. 2016. Т. 4, №6. С. 186195.
12. Евсеев В.О., Доможилов В.Ю. Гармонизация технического законодательства России и Европейского Союза в области стандартизации как основа развития экономического сотрудничества // ЦИТИСЭ. 2018. №4 (17). С. 17.
13. Лисов С.В. Интеграция науки, образования, бизнеса как стратегия сбалансированного развития экономических субъектов // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2014. №4. С. 112-119.
14. Кадырова Ф.М. Интеграция регионального рынка труда и образовательных услуг на основе проектно-целевого подхода: языковой аспект //
University. 2016; 1 (180): 77-82. (In Russ).
6. Bekoeva MI. The development of professional mobility of students as a condition for their adaptation to the changing conditions of the labor market. Baltic Journal of Humanities. 2018; 7 (1): 189192.
7. Goncharova N A, Goncharova M A. The need to integrate the education system of the constituent entities of the Russian Federation in their socioeconomic development. Uchenye zapiski Oryol state university. Series: humanities and social sciences. 2015; 6 (69): 234-237. (In Russ).
8. Dyshlyuk SS, Ryazantseva IV. Current trends in training competitive specialists for the labor market. News of higher educational institutions. Surveying and aerial photography. 2013; 2: 110-114. (In Russ).
9. Zolotareva NM. The system of personnel training for the innovation economy of Russia.
Innovative projects and programs in education. 2015; 4: 24-27. (In Russ).
10. Zubanova LB, Betekhtin AV, Tsukerman VS. Human capital of the cultural sphere: current guidelines for the formation of the region's human resources. Bulletin of Culture and the Arts. 2018; 3 (55): 102-109. (In Russ).
11. Revzina E M. The need for the formation of new information and communication models for the integration of universities and the labor market in Russia. Communicology. 2016; 4 (6): 186-195. (In Russ).
12. Evseev VO, Domozhilov VYu. Harmonization of the technical legislation of Russia and the European Union in the field of standardization as a basis for the development of economic cooperation. CITISE. 2018; 4 (17): 17. (In Russ).
13. Lisov SV. Integration of science, education, business as a strategy for the balanced development of economic entities. Management and business administration. 2014; 4: 112-119. (In Russ).
14. Kadyrova F M. Integration of the regional labor market and educational services on the basis of the project-targeted approach: the language aspect. Secondary professional education. 2012; 1: 3-5. (In Russ).
15. Mokhnachev SA, Shamaeva NP, Aleksandrova EV, et al. Interrelations and regularities of regional innovative development.
Среднее профессиональное образование. 2012. №1. С. 3-5.
15. Мохначев С.А., Шамаева Н.П., Александрова Е.В., и др. Взаимосвязи и закономерности регионального инновационного развития // ЦИТИСЭ. 2018. №1 (14). С. 1.
16. Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова. Международное сотрудничество. Доступно по ссылке: https://ru.wikipedia.org/wiki. Ссылка.активна на 21 июня.2019.
17. Нариманова О.В. Концепция Университет 3.0: перспективы реализации в России в условиях новой технологической революции // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 2 (25).
Доступно по ссылке: http://humjoumal.rzgmu.m/art&id=377 Ссылка активна на 21 июня 2019. doi: 10.23888^итТ20192350-363
CITISE. 2018. (14). 1. (In Russ).
16. North-Ossetian state university named after K.L. Khetagurov. International cooperation. Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Accessed: 21 June 2019.
17. Narimanova OV. University 3.0 Concept: prospects for implementation in Russia under the conditions of a new technological revolution. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (2). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=377 Accessed:
21 June 2019. doi: 10.23888/humJ20192350-363
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Бекоева Марина Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии СевероОсетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова; 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46. email: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS:
Bekoeva Marina Ivanovna - PhD (Pedagogics), associate professor of the department of pedagogy and psychology; psychological and pedagogical faculty. North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov; 362027, Vladikavkaz, 46 Vatutina street. email: [email protected]
ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 11.05.2019 ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 27.08.2019 ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Бекоева М.И. Интеграция рынка труда и рынка образовательных услуг как условие устойчивого социально-экономического развития государства // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2019. Т.7, № 3 (26). Доступно по ссылке: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=387. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/Ыт120193459-468
PAPER RECEIVED: 11.05.2019 PAPER ACCEPTED: 27.08.2019 REFERENCE FOR CITING:
Bekoeva MI. Integration of the labor market and the market of educational services as a condition of sustainable socio-economic development of the state. Personality in a changing world: health, adaptation, development: a network journ. 2019; 7 (3). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&:id=387. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20193459-468