Научная статья на тему 'Основные направления развития прав и свобод человека в современной России'

Основные направления развития прав и свобод человека в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3371
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ / ПРИНЦИПЫ ПРАВА / РАВЕНСТВО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ЮСНАТУРАЛИЗМ / ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА / RIGHTS AND FREEDOMS / PRINCIPLES OF LAW / EQUALITY / JUSTICE / JUSNATURALISM / NATURAL RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Амиров Камран Сабир Оглы

В статье рассматриваются направления развития прав и свобод человека в современной России. Выявлены тенденции развития прав и свобод человека. Конституция Российской Федерации со всей определенностью рассматривает человека как исключительную ценность и как цель всей государственной деятельности. Современный период российской государственности связан с реформированием принципиально важных аспектов общественно-государственной жизни, с изменением вектора государственно-правового развития, а значит, и с изменением понимания права, направленного на защиту прогрессивных политико-правовых завоеваний, связанных с позицией государства выражать и защищать интересы различных социальных слоев и групп населения в целях их гармонизации, ведущих к компромиссам, преодолению противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития прав и свобод человека в современной России»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Амиров К.С. Email: Amirov648@scientifictext.ru

Амиров Камран Сабир оглы — магистрант, кафедра теории государства и права и международного права, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Тюменский государственный университет, г. Тюмень

Аннотация: в статье рассматриваются направления развития прав и свобод человека в современной России. Выявлены тенденции развития прав и свобод человека. Конституция Российской Федерации со всей определенностью рассматривает человека как исключительную ценность и как цель всей государственной деятельности. Современный период российской государственности связан с реформированием принципиально важных аспектов общественно-государственной жизни, с изменением вектора государственно-правового развития, а значит, и с изменением понимания права, направленного на защиту прогрессивных политико-правовых завоеваний, связанных с позицией государства выражать и защищать интересы различных социальных слоев и групп населения в целях их гармонизации, ведущих к компромиссам, преодолению противоречий.

Ключевые слова: права и свободы, принципы права, равенство, справедливость, юснатурализм, естественные права.

MAIN DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS IN CONTEMPORARY RUSSIA Amirov K.S.

Amirov Kamran Sabir oglu — Graduate Student, DEPARTMENT THEORY OF STATE AND LAW AND INTERNATIONAL LAW, FEDERAL STATE BUDGET EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION TYUMEN STATE UNIVERSITY, TYUMEN

Abstract: the article deals with the development of human rights and freedoms in modern Russia. Trends in the development of human rights and freedoms have been revealed. The Constitution of the Russian Federation clearly considers a person as an exceptional value and as the goal of all state activity. The modern period of Russian statehood is connected with the reformation offundamentally important aspects ofpublic and state life, with a change in the vector of state and legal development, and, consequently, with a change in the understanding of law aimed at protecting progressive political and legal gains associated with the state's position to express and protect the interests of various social strata and groups of the population in order to harmonize them, leading to compromises, overcoming contradictions. In this regard, the Constitution of the Russian Federation seeks and should become an act of civil consent.

Keywords: rights and freedoms, principles of law, equality, justice, jusnaturalism, natural rights.

УДК 34

Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, играет решающую роль в истории становления и развития современного российского права. Этот фундаментальный нормативно-правовой акт задал прогрессивный вектор государственного и социального развития и предопределил основное направление развития всего современного российского права.

Положения Конституции пронизаны ее основным постулатом, содержащимся в ст. 2, в котором определено, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Конституция Российской Федерации со всей определенностью рассматривает человека как исключительную ценность и как цель всей государственной деятельности. Современный период российской государственности связан с реформированием принципиально важных аспектов общественно-государственной жизни, с изменением вектора государственно-

правового развития, а значит, и с изменением понимания права, направленного на защиту прогрессивных политико-правовых завоеваний, связанных с позицией государства выражать и защищать интересы различных социальных слоев и групп населения в целях их гармонизации, ведущих к компромиссам, преодолению противоречий. В связи с этим Конституция Российской Федерации стремится и должна стать актом гражданского согласия.

Некоторые авторы указывают, что: «Высшая ценность действующей Конституции Российской Федерации состоит в том, что, во-первых, она восприимчива, даже предрасположена к реализации абсолютных общечеловеческих ценностей - свободы, равенства, справедливости. Во-вторых, Конституция отдает приоритет личности по отношению к материальному предопределению, корпоратизму, коллективизму. Соответственно, коллективистская философия и доктрина уступает место персоналистской позиции в документе, отправной точкой которого является тезис: «Человек есть мера всех вещей» [3, с. 78].

Н.В. Витрук отмечает, что: «Главное в легитимности Конституции - это то, насколько полно и реально она воплощает волю народа, выражает его интересы, насколько общество ее принимает и поддерживает» [1, с. 25].

Еще одним направлением в развитии современного российского права является юснатурализм, то есть признание естественной и неотчуждаемой природы прав человека. Так, в ч. 2 ст. 17 Конституции РФ закреплено: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Ст. 18 Конституции РФ, закрепляет, что «Права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» [2].

С.С. Алексеев указывает: «Право третьего тысячелетия - это право, которое призвано быть в силу самой логики общественного развития правом цивилизованных народов».

Это право достигается путем: перестройки юридической системы в соответствии с принципами прав человека; утверждения центрального положения права как регулятора в обществе; обращения к оптимальным правовым средствам и механизмам развитых демократических стран в сочетании с культурой прав человека, то есть развития процесса правовой конвергенции» [7, с. 52].

Таким образом, необходимо отметить, что к направлениям развития прав и свобод человека в современной России относится:

- все более широкое внедрение в общественное сознание представления о том, что именно человек является первичным и главным субъектом неотъемлемых прав, имеющих социальную природу (социально-природный характер);

- распространение принципа правового равенства на все больший круг людей;

- увеличение «каталога» этих прав (как следствие обогащения, рост потребностей их носителей), которому, однако, не всегда соответствуют реальные возможности осуществления некоторых прав;

- рост числа стран, которые допускают надгосударственный (международный) контроль за состоянием соблюдения в них прав человека.

Со времен Второй мировой войны уважение прав человека постепенно перестало быть чисто внутренним делом государств; с тех пор идея установления нового международного правопорядка укрепилась. Среди наиболее важных направлений его формирования можно выделить следующие:

- универсализация проблематики и концепции прав человека, распространение ее на все большее количество государств;

- распространение примата, верховенства норм международного права по правам человека относительно соответствующих норм внутригосударственного законодательства;

- диверсификация, то есть разнообразие конкретного содержания и объема прав человека в разных странах;

- объективная информированность мировой общественности о состоянии соблюдения этих прав в разных странах;

- образования и развертывания деятельности негосударственных, неправительственных организаций по защите прав человека, международная и государственная поддержка таких правозащитных структур;

- повышение эффективности международных контрольных механизмов в сфере защиты прав человека.

Основным моментом большинства указанных тенденций стала, в частности, вторая Всемирная конференция по правам человека, организованная ООН в Вене в июне 1993 г.

(Первая такая конференция под эгидой этой организации состоялась в 1968 в Тегеране). В работе конференции, проходившей под девизом «Права человека: знать их, требовать их, защищать их», приняли участие правительственные делегации почти 170 государств.

Одним из общих направлений развития института прав человека в XX - XXI веках является его глобальная универсализация. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что что к договорным актам ООН по правам человека - Международный пакт о гражданских и политических правах; международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Конвенция о правах ребенка; Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации - присоединились начиная с 70-х годов до 90 процентов всех государств мира, а заключительный документ проведенной в 1993 г. в Вене Всемирной конференции по правам человека подписали представители всех 170 государств, принявших в ней участие.

Рассматривая содержательный аспект данной тенденции, необходимо отметить, что она проявляется в том, что на современном этапе абсолютное большинство государств:

- признали существование проблем и защиты неотъемлемых, «естественных» прав и свобод человека и необходимость постепенного решения таких проблем;

- дали согласие на закрепление во Всеобщей декларации прав человека минимально необходимого перечня названий прав и свобод как своеобразного пакета образцов, на которых должна быть ориентирована политика каждой цивилизованной, демократической страны (и действительно, большинство этих названий воспроизведена в большей части современных конституций или других фундаментальных государственных законов);

- договорились о создании международных (надгосударственных или межгосударственных) органов, которые даны полномочия отслеживать соблюдение прав человека в соответствующих государствах-участниках и подвергать его своему контролю и влияния, а также дали согласие на выполнение рекомендаций и решений этих органов;

- пришли к единому мнению в отношении самой процедуры рассмотрения вопросов, связанных с нарушениями прав человека в различных государствах и с определением мероприятий международного реагирования на такие нарушения.

Необходимо отметить, что в развитии всемирного института прав человека большую роль играет и другая - противоположная - общая тенденция, а именно разнообразие содержания и объема прав человека в зависимости от конкретных исторических условий и особенностей той или иной страны. Она чаще находит свое выражение в процессе решения (теоретического и практического) таких проблем как:

- выяснения сущности (определение понятия) феномена прав человека и возможностей его однозначного понимания;

- законодательное определение прав человека, их конкретного содержания и объема путем установления определенных юридических ограничений в отношении их осуществления;

- охраны и защиты прав человека как непременного условия их реализации, охраны и защиты и возможности (или, наоборот, невозможности) их официальной унификации на всемирном или хотя бы региональном уровне.

Остановимся на рассмотрении двух последних из названных проблем, так как первая кратко рассмотрена выше. В большей степени внимание будет уделяться характеристике социальных факторов, которые обусловили права человека, а также анализу логико-герменевтического механизма решения данной проблемы.

В частности, историческое происхождение возможностей человека, составляющих его основные права, определяет, несомненно, различие в их конкретном содержании и объеме в разных условиях и в разное время существования человека. Уже поэтому представление о реальном осуществлении права не могут быть содержательно универсальными и неизменными. Еще одна причина «различий» в толковании основных прав человека заключается в том, что их понимание не может быть независимым от конкретных интересов различных народов, наций, классов и других многочисленных социальных образований.

Таким образом, становиться очевидным, что в целях закрепления и реализации прав человека посредством внутреннего («национального») законодательства проблема понимания (осмысления) этих прав соответствующими государственными органами и другими субъектами данного общества приобретает принципиальное методологическое значение. И решение этих проблем должно достигаться с учетом современных положений общей теории понимания (интерпретации), то есть сложной отрасли знания, которую принято называть герменевтикой.

Данная наука позволяет в частности объяснить несоответствие законодательства определенного государства, которое фиксирует доминирующее в ней конкретно-историческое понимание прав человека, очень часто не совпадает (причем не столько терминологически,

сколько в социально-содержательном плане) с закрепленными в международных нормативных документах «стандартами» таких прав, а еще в большей степени - с законами других государств по этим же вопросам.

Результат такой герменевтико-юридической ситуации то, что ценности, которые в международных документах декларируются и считаются общечеловеческими (в частности основные, неотъемлемые права человека), при их реальном осуществлении, воплощении в жизнь наполняются вполне конкретным, как правило неоднозначным, содержанием, а следовательно, на самом деле функционируют не как обще-, а как особенно-человеческие.

Универсальные названия прав человека проявляется только тогда, когда они используются для решения реальных проблем реальных людей в определенных исторических условиях, в конкретных обстоятельствах [4, с. 72].

Такая ситуация проявляется тогда, когда в процессе государственно-юридического регулирования неизбежно встает проблема границ (ограничение) прав человека. Практическое решение этой проблемы, как показывает практика, нигде и никогда не было универсальным, одновариантных, стандартным.

Законодательство в области прав человека трактуется (толкуется) при его создании, установке, применении и реализации - таким образом, что оно может служить реальным инструментом достижения существенных целей тех субъектов общественной жизни, которые являются участниками отношений, регулируемых настоящим законодательством [5, с. 12].

Так как цели различных субъектов общественных отношений чаще всего не совпадают и не остаются неизменными в процессе социального развития, то толкование этими субъектами правовых текстов, прежде всего нормативных, в принципе (изначально) не может быть однозначным, односмысловым, единым (унифицированным).

Толкование законов направлено на улучшение условий существования и жизнедеятельности его субъекта (или тех сообществ, групп, объединений, интересы которых он сознательно или бессознательно отражает).

В данном аспекте особое значение имеет официальное (т.е. формально обязательное для правоприменения) нормативное толкование законодательных и иных нормативных правовых актов. Такое толкование, исходя из рассмотрения его реальной роли, миссии в государственно -правовом регулировании общественных отношений, можно обозначить такими терминами-синонимами, как «динамический», «инструментальный», «функциональный», «адаптивный».

Последний из этих терминов наиболее точно, адекватно обозначает понятие о рассматриваемом толковании. Ведь социальное назначение такого толкования состоит, как правило, именно в приспособлении государственно-юридического регулирования к тем изменениям, которые произошли в обществе, или же в предоставлении доминирующего положения в этом регулировании именно такой интерпретации закона, которая объективно способна лучше удовлетворить потребности определенной социальной группы. Происходит, так сказать, инструментализация закона, учитывая достаточно конкретные социально-содержательные цели. Достаточно убедительным свидетельством этого служит правоприменительная практика органов Конституционного судопроизводства многих стран.

Можно отметить, что основная цель деятельности субъектов официального нормативного законодательства и заключается в обеспечении определенной социальной целесообразности государственно-юридического регулирования общественных отношений путем приспособления (адаптации) обязательного варианта интерпретации законодательства к обновленным целям такого регулирования или же к новым средствам их достижения.

Таким образом, констатируя основные позитивные тенденции развития современного российского права, необходимо заключить, что в них со всей очевидностью прослеживаются такие направления, закрепленные и обеспеченные на фундаментальном нормативном правовом уровне, как человекоцентризм и юснатурализм, которые позволяют учитывать и согласовывать интересы различных социальных слоев и групп населения и создавать условия для эффективного правового регулирования и устойчивого, поступательного развития общества.

Список литературы / References

1. Витрук Николай Васильевич. Общая теория правового положения личности: монография /

Н.В. Витрук. М.: Норма: ИНФРА-М, 2017. 448 с.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014. № 31. Ст. 4398.

3. Казаков Владимир Николаевич. Человек в правовой сфере: личностно-деятельностный подход: Монография / Шагиева Р.В., Казаков В.Н. М.: Юр. норма. НИЦ ИНФРА-М, 2015. 208 с.

4. Павликов Сергей Герасимович. Экономическая Конституция в правовом государстве: Монография / Павликов С.Г. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 144 с.

5. Проблемы устойчивости субъективных прав: сборник научных трудов по материалам межвузовской научной конференции «Проблемы устойчивости субъективных прав». [Электронный ресурс]. СПб: Издательство СПбГЭУ, 2014. 119 с.

6. Попов Евгений Борисович. О человеке и его индивидуальном развитии / Е.Б. Попов. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. 94 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ: ТРУДОПРАВОВОЙ АСПЕКТ Жукова И.А. Email: Zhukova648@scientifictext.ru

Жукова Ирина Александровна — бакалавр, кафедра трудового права и социального обеспечения, Оренбургский институт (филиал) Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Оренбург

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы управления персоналом в России, которые регулируются различными отраслями права. Наибольший приоритет имеют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Трудовой кодекс РФ. Высока значимость и локальных актов предприятий, среди которых - Устав (для юридических лиц), трудовые договоры, стратегия развития предприятия, политики мотивации и развития персонала, приказы и должностные инструкции, формирующие основу правового регулирования трудовых отношений между работником и работодателем.

Ключевые слова: управление персоналом, управление, труд, человеческие ресурсы, кадры, персонал.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF PERSONNEL MANAGEMENT: THE

LABOR LAW Zhukova I.A.

Zhukova Irina Aleksandrovna - Bachelor, DEPARTMENT OF LABOR LAW AND SOCIAL SECURITY, ORENBURG INSTITUTE (BRANCH) MOSCOW STATE UNIVERSITY OF THE O.E. KUTAFINA (MSYU), ORENBURG

Abstract: the article examines the problems of personnel management in Russia, which are regulated by various branches of law. The Constitution of the Russian Federation, the Civil Code of the Russian Federation and the Labor Code of the Russian Federation have the highest priority. The importance of local acts of enterprises, including the Charter (for legal entities), employment contracts, the development strategy of an enterprise, the policies of staff motivation and development, orders and job descriptions that form the basis for the legal regulation of labor relations between an employee and an employer are of high importance.

Keywords: personnel management, management, labor, human resources, personnel, personnel.

УДК 34

Управление персоналом опирается на законы и закономерности, изучаемые различными науками, такими как менеджмент, юриспруденция, социология, психология и иные, в результате которых формируется и выявляется сущность управления персоналом, которая представляет собой системное организованное взаимодействие распределения и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.