Научная статья на тему 'Ограничение прав и свобод человека и гражданина: конституционные основы и правовые позиции Конституционного Суда России'

Ограничение прав и свобод человека и гражданина: конституционные основы и правовые позиции Конституционного Суда России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8617
826
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTION / CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / RESTRICTION OF RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN / CONSTITUTIONAL BASICS OF RESTRICTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS / CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Подмарев Александр Александрович

В статье исследуются отдельные аспекты конституционно-правового регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина. Выявляются и анализируются конституционные основы ограничения прав и свобод личности и правовые позиции Конституционного Суда России по данному вопросу. Объясняется значение правовых позиций Конституционного Суда для развития содержания конституционных основ ограничения прав и свобод индивида, а также для правотворческой и правоприменительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rights and freedoms restriction of the person and citizen: constitutional bases and legal positions of the Constitutional Court of Russia

In article separate aspects of constitutional and legal regulation of the rights and freedoms restriction of the person and citizen are investigated. The constitutional bases of restriction of the rights and personal freedoms and legal positions of the Constitutional Court of Russia on the matter come to light and analyzed. Value of legal positions of the Constitutional Court for development of the maintenance of the constitutional bases of restriction of the rights and freedoms of the individual, and also for law-making and law-enforcement activity speaks.

Текст научной работы на тему «Ограничение прав и свобод человека и гражданина: конституционные основы и правовые позиции Конституционного Суда России»

УДК 342.76 А.А. Подмарев*

Ограничение прав и свобод человека и гражданина: конституционные основы и правовые позиции Конституционного Суда России

В статье исследуются отдельные аспекты конституционно-правового регулирования ограничения прав и свобод человека и гражданина. Выявляются и анализируются конституционные основы ограничения прав и свобод личности и правовые позиции Конституционного Суда России по данному вопросу. Объясняется значение правовых позиций Конституционного Суда для развития содержания конституционных основ ограничения прав и свобод индивида, а также для правотворческой и правоприменительной деятельности.

Ключевые слова: конституция, конституционные права и свободы человека и гражданина, ограничение прав и свобод человека и гражданина, конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина, Конституционный Суд Российской Федерации.

A.A. Podmarcv*. Rights and freedoms restriction of the person and citizen: constitutional bases and legal positions of the Constitutional Court of Russia. In article separate aspects of constitutional and legal regulation of the rights and freedoms restriction of the person and citizen are investigated. The constitutional bases of restriction of the rights and personal freedoms and legal positions of the Constitutional Court of Russia on the matter come to light and analyzed. Value of legal positions of the Constitutional Court for development of the maintenance of the constitutional bases of restriction of the rights and freedoms of the individual, and also for law-making and law-enforcement activity speaks.

Keywords: Constitution, constitutional rights and freedoms of man and citizen, restriction of rights and freedoms of man and citizen, constitutional basics of restriction of human and civil rights and freedoms, Constitutional Court of the Russian Federation

Одним из главных вопросов конституционного регулирования в Российской Федерации является закрепление основ правового положения индивида. «Конституция закладывает самые фундаментальные основы правового регулирования общественных отношений с участием личности и составляет ту базу, которая образует конституционно-правовой статус личности, предопределяет содержание отраслевого регулирования...», - пишет Б.С. Эбзеев [1, с. 130-131]. Базовые положения о статусе личности - это один из основных вопросов содержания любой конституции [2, с. 136]. К этим базовым положениям можно отнести конституционные нормы, закрепляющие: концепцию статуса личности; основные права, свободы, обязанности индивида; принципы реализации прав и свобод; основы ограничения прав и свобод человека и гражданина; основы отношений гражданства; основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. Перечисленные конституционные положения, отмечала Е.И. Козлова, отражают «наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве» [3, с. 167].

Как уже было отмечено, одним из элементов конституционного регулирования положения личности является установление основ ограничения прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь которыми федеральный законодатель формулирует в федеральных законах (к примеру, в Федеральном законе «О полиции») конкретные ограничения отдельных прав и свобод. О.Г. Румянцев, исследуя основы конституционного строя, указывал, что основы - это «важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие и решающие главные вопросы содержания чего-либо, определяющие его сущность» [4, с. 28]. В качестве основ ограничения прав человека и гражданина Конституция России закрепляет: принципиальную возможность, допустимость ограничения прав и свобод личности; общие условия ограничения всех прав и свобод индивида (соблюдение конституционных целей ограничений; форма правового акта, в котором могут устанавливаться ограничения прав и свобод; соразмерность ограничений конституционным целям; запрет дискриминации; соответствие устанавливаемых ограничений прав и свобод международным стандартам в данной сфере); способы и случаи ограничения отдельных прав и свобод; возможность введения дополнительных ограничений прав и свобод личности в условиях чрезвычайного положения.

* Подмарев, Александр Александрович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Адрес: Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83. Тел. моб. 8-917-201-32-25. E-mail: podmarev2004@mail.ru.

* Podmarev, Alexander Alexandrovich, candidate of juridical sciences, associate professor, docent of the constitutional and municipal right of Law Faculty of the Saratov national research state university of N. G. Chernyshevsky. Address: Russia, 410012, Saratov, Astrakhanskaya str., 83. Ph.: 8-917-201-32-25. E-mail: podmarev2004@mail.ru.

© Подмарев А.А., 2016.

Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: конституционные основы...

Через закрепление базовых положений об ограничении прав личности Конституция РФ провозглашает один из принципов взаимоотношений человека с другими членами общества и государством - у свободы личности существуют определенные границы, поскольку человек должен соизмерять свои интересы, свои права и свободы, своё поведение с интересами общества, государства, с правами и свободами других лиц. Н.В. Витрук по этому поводу отмечал: «Свобода не безгранична... Человеческое общежитие предполагает согласование интересов и воли при осуществлении прав и свобод каждым индивидом. Поэтому закон, исходя из необходимости. сочетания различного рода интересов, может устанавливать пределы тех или иных прав, .ограничения реализуемых свобод в конкретных ситуациях.», «человек живет в обществе, поэтому в строго определённых ситуациях возможно ограничение прав и свобод человека и гражданина» [5, с. 107, 103]. Таким образом, установление в Конституции и законах ограничений прав и свобод личности и их реализация на практике, в конкретных правовых отношениях - это необходимое условие сосуществования людей в обществе, а также функционирования государства.

Анализируя содержание Конституции России 1993 г., мы можем выделить следующие положения, которые в совокупности составляют конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина:

1) «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены.» (ч. 3 ст. 55);

2) «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»; «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц»; «запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности»; «в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией»; «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч. 3 ст. 55; ч. 3 ст. 17; ч. 2 ст. 19; ч. 1 ст. 17; ч. 4 ст. 15);

3) «арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов» и другие способы и случаи ограничения отдельных прав и свобод (ч. 5 ст. 13; ч. 2 ст. 20; ч. 2 ст. 22; ч. 2 ст. 23; ст. 25; ч. 2 и ч. 4 ст. 29; ч. 3 ст. 32 и др.);

4) «в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия» (ч. 1 ст. 56).

Значение конституционных основ ограничения прав и свобод человека и гражданина заключается в том, что они являются юридической базой для установления ограничений прав и свобод личности в федеральных законах (т.е. федеральный законодатель обязан учитывать их в своей правотворческой деятельности), а также критериями конституционности нормативных правовых актов, регламентирующих статус физических лиц.

В силу лаконичности конституционных предписаний нормы Основного закона, регулирующие возможность ограничения прав и свобод индивида, нуждаются в разъяснении с целью их единообразного (конституционного) понимания при осуществлении правотворческой и правоприменительной деятельности. И это единообразное понимание действительно необходимо, поскольку ограничения прав и свобод личности государством, его органами и представителями (например, сотрудниками полиции) - это проблема не только теоретическая, научная, но и сугубо практическая, с которой граждане сталкиваются на протяжении всей своей жизни (в частности, при реализации своих прав на свободу и личную неприкосновенность, на свободу передвижения, на информацию, на труд, на образование).

Обеспечивать единообразное понимание конституционных требований к ограничениям прав и свобод личности призван Конституционный Суд России, разрешающий наиболее принципиальные правовые конфликты между человеком и государством. «Именно Конституционному Суду, - пишет Б.С. Эбзеев, - предоставлено право интерпретировать объективный смысл Конституции, присущую ей функцию рационализации и стабилизации социума и ограничения государственной власти в смысле её возможностей вторжения в сферу индивидуальной автономии личности.» [1, с. 38].

За более чем двадцать лет своей деятельности Конституционный Суд, разрешая дела, в которых затрагивались проблемы ограничения прав и свобод личности, в своих решениях сформулировал определенные правовые позиции по данному вопросу. Н.В. Витрук определял правовые позиции Конституционного Суда России как «правовые представления (выводы) общего характера Конституционного Суда РФ как результат толкования, интерпретации Конституции РФ в соотнесении с конституционно-правовым смыслом проверяемых на конституционность объектов на основе логики сопоставления (соотнесения) в пределах компетенции Конституционного Суда, которые снимают конституционно-правовую неопределенность и служат правовым основанием итоговых решений Конституционного Суда РФ» [6, с. 122]. В правовых позициях выражено мнение Суда о целях, форме закрепления, соразмерности ограничений прав и свобод человека, о значении международных

стандартов ограничений для национального законодательства, об обоснованности отдельных ограничений прав и свобод, закрепленных федеральными законами и другими правовыми актами.

Опираясь на нормы Основного закона, Конституционный Суд сформулировал следующие правовые позиции:

1) сама возможность ограничений, их характер, определяются законодателем не произвольно, а в соответствии с Конституцией РФ [7];

2) ограничения прав и свобод могут устанавливаться только в определенных целях (защита основ конституционного строя; защита нравственности; защита здоровья; защита прав и законных интересов других лиц; обеспечение обороны страны; обеспечение безопасности государства); только эти конституционно значимые цели оправдывают ограничения прав и свобод человека и гражданина; вводимые законодателем ограничения должны обеспечивать достижение указанных целей [8];

3) цели ограничения прав и свобод, установленные ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, являются универсальными, т.е. распространяются на все права и свободы - основные (конституционные) и производные от них (неосновные) [9];

4) ограничения прав и свобод человека и гражданина могут быть установлены исключительно федеральным законом [10];

5) ограничения прав и свобод должны быть соразмерны конституционным целям; ограничение является соразмерным, если оно вызвано исключительно необходимостью защиты социальных ценностей, перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, и иными средствами защитить указанные ценности невозможно [11]; для того чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, чёткой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения [12];

6) ограничения прав и свобод не должны устанавливаться по признакам социальной, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности; требования, содержащиеся в ч. 2 ст. 19, так же как и требования ч. 3 ст. 55, являются критериями при ограничении федеральным законом прав и свобод [13];

7) внутреннее законодательство не должно выходить за пределы допускаемых международными актами ограничений [14]; в Российской Федерации положения Всеобщей декларации прав человека относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права и являются в силу ст. 15 (ч. 4) Конституции РФ составной частью правовой системы России [15]; решения Европейского Суда по правам человека, в которых дается толкование содержания прав и свобод, закреплённых в Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений и правоприменительными органами при применении соответствующих норм права [16]; учёт практики толкования ограничений прав и свобод Европейской комиссией и Европейским судом по правам человека позволит гармонизировать российское законодательство и международное право, а также будет способствовать как укреплению авторитета российского государства, так и повышению степени свободы каждого человека, проживающего на территории России [7];

8) некоторые прав и свободы являются абсолютными, т.е. не подлежащими никаким ограничениям [17]; не могут вступить в противоречие с целями, указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции России и, следовательно, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах: право на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) [18], право на законный суд (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ) [19], право на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции РФ) [20], право на самостоятельный выбор защитника и право на помощь адвоката (защитника) (ч. 2 ст. 48 Конституции РФ) [9], презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ) [21], право осуждённого на пересмотр приговора вышестоящим судом (ч. 3 ст. 50 Конституции РФ) [22], права потерпевших от преступлений (ч. 1 ст. 46 и ст. 52) [23].

Подводя итог изложенному, подчеркнём, что конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина представляют собой совокупность положений, являющихся исходными, базовыми для установления ограничений всех прав и свобод в принимаемых и действующих федеральных законах. Правовые позиции Конституционного Суда России по проблемам ограничения прав и свобод личности, уточняя содержание соответствующих конституционных норм, задают ориентиры и рамки деятельности нормотворческих и правоприменительных (включая судебные) государственных и муниципальных органов. Одновременно эти правовые позиции являются гарантией против неконституционного ограничения прав и свобод человека и гражданина, поскольку Суд уточняет пределы вмешательства государства в права и свободы личности.

Список литературы

1. Эбзеев, Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации : монография. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2013. - 656 с.

2. Авакьян, С. А. Конституционное право России : учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. : в 2 т. - Т. 1. - М.: Юристъ, 2006. - 719 с.

3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России : учебник / 5-е изд., перераб. и доп. - М., Проспект, 2015. - 595 с.

Подмарев А.А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина: конституционные основы...

4. Румянцев, О. Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). - М., 1994. - 285 с.

5. Витрук, Н. В. Общая теория правового положения личности. - М.: Норма, 2008. - 448 с.

6. Витрук, Н. В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс : учебное пособие. - М., 2005. - 527 с.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. № 14-П по делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона РФ от 18 июня 1993 года «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 20. - Ст. 2173.

8. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 ноября 2009 г. № 16-П по делу о проверке конституционности пункта 32 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», подпункта «к» пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О политических партиях», части 3 статьи 30 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края» и части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с жалобой гражданина В.З. Измайлова // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 47. - Ст. 5709.

9. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. № 8-П по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона РФ от 21.07.1993 г. «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К. Никитина // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 15. - Ст. 1768.

10. Постановление Конституционного Суда РФ от 13 декабря 2001 г. № 16-П по делу о проверке конституционности части 2 статьи 16 Закона города Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» в связи с жалобой гражданки Т.В. Близинской // Собрание законодательства РФ.

- 2001. - № 52 (ч. 2). - Ст. 5014.

11. Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1996 г. № 4-П по делу о проверке конституционности п. 5 ч. 2 ст. 371, ч. 3 ст. 374 и п. 4 ч. 2 ст. 384 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан К.М. Кульнева, В.С. Лалуева, Ю.В. Лукашова и И.П. Серебренникова // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 7. - Ст. 701.

12. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С.А. Бунтмана, К.А. Катаняна и К.С. Рожкова: // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 44. - Ст. 4358.

13. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2012 г. № 12-П по делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 22. - Ст. 2921.

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 мая 1995 г. № 5-П по делу о проверке конституционности ст.12 Закона СССР от 9.10.1989 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)» (в редакции от 20 мая 1991 г.) в части, запрещающей проведение забастовок работниками гражданской авиации, в связи с жалобой Профсоюза летного состава РФ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1976.

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. № 15-П по делу о проверке конституционности части 5 статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Губернатора Ярославской области, Арбитражного суда Красноярского края, жалобами ряда организаций и граждан // Собрание законодательства РФ. - 2004 - № 31. - Ст. 3282.

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2007 г. № 2-П по делу о проверке конституционности положений статей 16, 20, 112, 336, 376, 377, 380, 381, 382, 383, 387, 388 и 389 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с запросом Кабинета Министров Республики Татарстан, жалобами открытых акционерных обществ «Нижнекамскнефтехим» и «Хакасэнерго», а также жалобами ряда граждан // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 932.

17. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции» // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 1. - Ст. 197.

18. Постановление Конституционного Суда РФ от 3 мая 1995 г. № 4-П по делу о проверке конституционности статей 220-1 и 220-2 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Аветяна // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 19. - Ст. 1764.

19. Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2010 г. № 10-П по делу о проверке конституционности части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса РФ в связи с жалобами гражданки Е.В. Алейниковой и общества с ограниченной ответственностью «Три К» и запросами Норильского городского суда Красноярского края и Центрального районного суда города Читы // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 19.

- Ст. 2357.

20. Постановление Конституционного Суда РФ от 26 декабря 2003 г. № 20-П по делу о проверке конституционности отдельных положений частей первой и второй статьи 118 Уголовно-исполнительного кодекса РФ в связи с жалобой Шенгелая Зазы Ревазовича // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 2. - Ст. 160.

21. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 октября 1996 г. № 18-П по делу о проверке конституционности ст.6 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина О.В. Сушкова // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 45. - Ст. 5203.

22. Постановление Конституционного Суда РФ от 6 июля 1998 г. № 21-П по делу о проверке конституционности ч.5 ст.325 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.В. Шаглия // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 28. - Ст. 3394.

23. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 апреля 2003 г. № 7-П по делу о проверке конституционности положения пункта 8 Постановления Государственной Думы от 26 мая 2000 года «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» в связи с жалобой гражданки Л.М. Запорожец // Собрание законодательства РФ. - 2003. -№18. - Ст. 1748.

УДК 34.07

И.А. Симакина*, О.В. Безлепкина**

К вопросу об актуальности и целесообразности изменения законодательства в части составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, для практической деятельности органов внутренних дел

В статье рассматриваются проблемные вопросы изменения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, и влияние указанных изменений на возможность возбуждения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, органами внутренних дел.

Ключевые слова: соглашение о передаче части полномочий, законодательство субъекта Российской Федерации, правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

I.A. Simakina*, O.V. Bezlepkina**. The issue of the relevance and feasibility of modifying legislation drafting protocols on administrative offences, prescribed by the laws of the subjects of the Russian Federation, for the practical activities of internal affairs bodies. The article deals with the issues of changing the code of administrative offences of the Russian Federation considering the aspect of making records on administrative offences provided by the legislation of the subjects of the Russian Federation, and the impact of these changes on the possibility of bringing cases of administrative offences, provided by the laws of the subjects of the Russian Federation, bodies of internal affairs.

Keywords: agreement of partial delegation of powers, legislation of the subject of the Russian Federation, offences infringing public order and safety.

22 июля 2014 г. вступил в силу Федеральный закон N° 247-ФЗ «О внесении изменений в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [4]. В соответствии с данным документом у должностных лиц органов внутренних дел (полиции) появилась возможность возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации, в случае, когда им частично переданы полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях и имеются соответствующие соглашения.

* Симакина, Ирина Александровна, доцент кафедры административного права и административно-служебной деятельности органов внутренних дел, ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», кандидат юридических наук, доцент. 680020 г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. Тел:. 8-914-155-67-07, E-mail. jazimina@inbox.ru

** Безлепкина, Ольга Вячеславовна, доцент кафедры уголовного процесса, ФГКОУ ВО «Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации», кандидат юридических наук. Адрес: Россия, 680020 г. Хабаровск, пер. Казарменный, 15. Тел.: 8-914-200-69-11. E-mail: oly-le@mail.ru.

*Simakina, Irina Alexandrovna, associate Professor of the Department of Administrative Law and Administrative-official Activity of Internal Affairs Bodies of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, candidate of juridical sciences. 680030, Khabarovsk, Kazarmenny lane, 15. Ph.: 8-914-155-67-07. E-mail: jazimina@inbox.ru.

** Bezlepkina, Olga Vyacheslavovna, associate Professor of the Department of Criminal Procedure of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, candidate of juridical sciences. Address: Russia, 680030, Khabarovsk, Kazarmenny lane, 15. Ph.: 8-914-200-69-11. E-mail: oly-le@mail.ru.

© Симакина И.А., Безлепкина О.В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.