Научная статья на тему 'Основные направления развития кластеризации традиционно-инновационного развития экономики республики Татарстан'

Основные направления развития кластеризации традиционно-инновационного развития экономики республики Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННО-ИННОВАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ИННО-ВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА РЕГИОНА / СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРА-СТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ / IS TRADI-TIONAL-INNOVATIVE КЛАСТЕР / A SPECIAL ECONOMIC ZONE / INNOVATIVE DEVELOPMENT / THE INNOVATIVE EN-VIRONMENT OF REGION / SUBJECTS OF AN INNOVATIVE INFRASTRUCTURE OF REPUBLIC / AN INNOVATIVE WAY OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Закиров Н. И.

Современные проблемы устойчивого экономического роста региона ба-зируются на внедрении инноваций фундаментальных и прикладных разрабо-ток, формирующихся на стыке науки и производства, в существующие и вновь создаваемые виды бизнеса. В целях поддержания конкурентоспособности эко-номики и повышения уровня жизни населения в Республике Татарстан в по-следние годы наметилась тенденция к переходу от сырьевой ориентации в экономике на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems concerning sustained economical growth of the region are based on implementing the applied development innovations, being formed at the intersection of disciplines and production, into existing and reestablishing types of business. With the view to support competitiveness the economy and raise of living standards of the population, it has been defined the trend to transition from raw materials orientation in the economy to innovative course of development over recent years in the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Основные направления развития кластеризации традиционно-инновационного развития экономики республики Татарстан»

Н. И. Закиров

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ КЛАСТЕРИЗАЦИИ

ТРАДИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: традиционно-инновационный кластер, особая экономическая зона, инновационное развитие, инновационная среда региона, субъекты инновационной инфраструктуры республики, инновационный путь развития экономики республики. is traditional-innovative кластер, a special economic zone, innovative development, the innovative environment of region, subjects of an innovative infrastructure of republic, an innovative way of

development of economy of republic

Современные проблемы устойчивого экономического роста региона базируются на внедрении инноваций фундаментальных и прикладных разработок, формирующихся на стыке науки и производства, в существующие и вновь создаваемые виды бизнеса. В целях поддержания конкурентоспособности экономики и повышения уровня жизни населения в Республике Татарстан в последние годы наметилась тенденция к переходу от сырьевой ориентации в экономике на инновационный путь развития.

Modern problems concerning sustained economical growth of the region are based on implementing the applied development innovations, being formed at the intersection of disciplines and production, into existing and reestablishing types of business. With the view to support competitiveness the economy and raise of living standards of the population, it has been defined the trend to transition from raw materials orientation in the economy to innovative course of development over recent years in the Republic of Tatarstan.

Инновации, воплощенные в новых научных знаниях, изделиях, технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства, являются главным фактором конкурентоспособности развивающихся регионов. В связи с этим в настоящее время в Татарстане сформировалась новая экономическая парадигма экономического развития, в центре внимания которой находится человек с его способностями к усвоению, переработке и анализу информации, к генерации на основе этого новых знаний. Вовлеченные в экономический оборот знания выступают источниками инноваций и усиливают конкурентные преимущества предприятий экономики Республики Татарстан, их применяющих. Финансовый капитал в этих условиях выступает в качестве экономического базиса процессов интеллектуализации современной экономики.

Необходимо консолидировать усилия и ресурсы, имеющиеся в распоряжении Татарстана, для решения ключевой задачи - устойчивого экономического роста в регионе, который возможен при усилении связи между фундаментальной и прикладной наукой, с одной стороны, и производством инновационных продуктов, а также завоеванием рынка -с другой.

В целях поддержания конкурентоспособности экономики и повышения уровня жизни населения в Республике Татарстан в последние годы наметилась тенденция к переходу от сырьевой ориентации в экономике на инновационный путь развития.

В соответствии со стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан в ближайшие годы активно создается фундамент инновационной экономики как экономики знаний. Для успешной реализации стратегии, обеспечивающей формирование экономики с высокими конкурентными возможностями, необходимо создание высокоэффективных рабочих мест, на которых станет возможным производить наукоемкую продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Активизация инновационных преобразований экономической системы республики сопровождается территориальной концентрацией экономической деятельности внутри самого региона. В настоящее время это происходит через создание различных традиционноинновационных кластеров - новых форм интеграции предпринимательских структур в региональной экономике Татарстана.

Традиционно- инновационный кластер определяется нами как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации традиционных и инновационных сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секторальному подходу.

Для традиционно-инновационного кластера обязательны наличие взаимосвязи элементов традиционной и инновационной экономики, частной собственности, конкуренции без монополии, принципа свободного ценообразования, стабильности денежного обращения, экономической самостоятельности и ответственности предпринимателей. Как единый интеграционный традиционно- инновационный механизм, он позволяет снижать издержки производства и ликвидировать дублирование.

Использование теории кластерного традиционно- инновационного механизма позволяет решить широкий спектр задач: добиться повышения эффективности традиционной экономики региона, улучшения его инновационной и инвестиционной привлекательности, кадровой инфраструктуры, а также повышения занятости населения и налоговых поступлений в бюджет.

Первоначальная инициатива создания традиционно- инновационных кластеров в Республике Татарстан исходила от ключевых участников, таких как ОАО «КамАЗ», ОАО «ТАИФ», ОАО «Татнефть», ОАО «Нижнекамскнефтехим» и др. Задачей создаваемых традиционно- инновационных кластеров является укрепление социального капитала региона и развитие партнерских норм поведения, а также увеличение членов кластера. Мотивами создания традиционно- инновационных кластерных объединений являются:

- применение высоких технологий;

- повышение экономической активности региона;

- поддержание экспорта;

- подготовка высококвалифицированных специалистов.

Развитие традиционно-инновационных кластерных объединений в крупных городах предусматривает создание технополисов с вовлечением в производственный процесс свободных производственных площадей и мощностей предприятий, а также неиспользуемых трудовых и интеллектуальных ресурсов. В этом направлении ведется активная работа по созданию в Татарстане промышленных округов с участием предприятий малого и среднего бизнеса, научных предприятий республики и привлечением иностранного капитала.

Республика Татарстан одна из первых начала создание инфраструктуры, необходимой для обеспечения развития традиционно-инновационных кластерных объединений субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства в становлении бизнеса, «основанного на знаниях». В настоящее время в республике функционируют Казанский научный центр Российской академии наук, Академия наук Республики Татарстан, 87 вузов (в том числе 49 государственных и 38 негосударственных), 73 НИИ и КБ, 14 технопарков, бизнес-гостиниц, бизнес-инкубаторов и индустриальных парков.

В республике созданы научно-технологические центры при вузах - это структурные подразделения вузов, предназначенные для объединения промышленных организаций региона для разработки, освоения, производства и внедрения конкурентоспособной наукоемкой продукции и прогрессивных технологий в интересах Республики Татарстан. На базе крупных промышленных предприятий республики успешно реализуются инновационные разработки собственных научно-исследовательских и конструкторских подразделений.

Республика Татарстан оказывает поддержку национальному проекту Казанского государственного университета «Инновационный университет», цель которого - кадровое и научно-технологическое обеспечение инновационного развития Республики Татарстан и страны в целом путем создания в Казанском государственном университете (КГУ) принципиально нового научно-образовательного традиционно- инновационного кластера «Перспективные технологии и материалы», в котором с использованием новейших методов обучения осуществляется подготовка специалистов нового типа в области химических, нано- , био- и инфокоммуникационных технологий, перспективных материалов и рационального природопользования, на принципе междисциплинарности проводятся фундаментальные исследования и инновационные разработки по указанным направлениям, функционирует эффективная система трансфера инновационных разработок кластера в сформированную вокруг него сеть малых высокотехнологичных компаний и далее в реальный сектор экономики.

Татарстан является одним из крупнейших научных центров в Российской Федерации, однако низкий спрос на продуктовые и технологические инновации привел к снижению активности в деятельности большинства научных школ. Отсутствие скоординированных действий по развитию малого и среднего бизнеса основанного на наукоемких технологиях привело к снижению доли высокотехнологичного бизнеса в экономике республики, способного обеспечить высокий уровень конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на мировом рынках.

Проанализировав данную ситуацию, Правительство Республики Татарстан одним из первых субъектов Российской Федерации приняло решение о поддержке инновационного пути в развитии экономики. В настоящее время правительство республики поставило основную задачу перед всеми отраслями республики - содействие развитию инновационных технологий, в связи с этим создаются все условия. В 2004г. была принята «Программа развития инновационной деятельности на 2005г. - 2010г.», основным элементом и составной частью, которой является объединение усилий государственных и муниципальных органов власти, предприятий, научных и образовательных организаций, а также населения в становлении инновационного информационного общества Республики Татарстан.

В качестве одного из инструментов поддержки перехода на инновационный путь развития стало создание «Инновационно - производственного Технопарка «Идея», используя опыт наиболее успешных технопарков Европы. В тесном взаимодействии с инновационным технопарком «Идея» сотрудничают такие системообразующие субъекты инно-

вационной инфраструктуры республики, как Камский индустриальный парк «Мастер», технопарк «Идея-Юго-Восток» и бизнес-инкубаторы, в задачи которых входит развитие новых технологий в традиционных для региона отраслях промышленности, таких как нефтехимия, автомобилестроение, сельское хозяйство.

Для поступательного развития инновационной экономики на всех стадиях высокотехнологичного бизнеса необходимы финансовые ресурсы. Для этого в республике созданы и функционируют различные инструменты инвестиционной поддержки высокотехнологичных компаний разных стадий развития:

- Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан;

- Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия;

- Лизинговая компания малого бизнеса Республики Татарстан;

- Гарантийный фонд обеспечения исполнения обязательств субъектов малого предпринимательства в Республике Татарстан и др.

Значимым инструментом поддержки инновационной деятельности в республике является Программа инновационных проектов «Идея-1000». Программа не только стимулирует активность научных кругов в реализации прикладных задач, но и позволяет объединить в себе грантовую и венчурную составляющие. Организаторами и соинвесторами программы выступают федеральный Фонд содействия, Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан, технопарк «Идея» и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (фонд Бортника).

Республика Татарстан является одной из семи регионов России, где созданы технопарки в сфере высоких технологий. В соответствии с программой «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий», целью которой является обеспечение глобальной конкурентоспособности отраслевых кластеров и создание инновационных кластеров в Российской Федерации, наблюдается заполнение рынка региона инновационной продукцией, инновационное решение стратегических государственных задач, стимулирование инновационного развития отраслевых кластеров и реализация национальных проектов.

Конкурентоспособность экономики зависит от того, насколько активно предприятия откликаются на новые идеи и внедряют современные технологии. Анализ инновационного потенциала республики показывает, что в Татарстане имеются предпосылки активизации традиционно- инновационных кластерных объединений, проявляющиеся в значительном производственном потенциале.

Главная особенность традиционно-инновационных кластеров - их инновационная ориентированность. Традиционно-инновационными кластерами, формирующимися на уровне региона, где высока концентрация взаимосвязанных отраслей, обычно признаются так называемые особые экономические зоны (ОЭЗ) - это ключевая идея инновационной правительственной программы государства.

В целях создания благоприятного инвенстиционно-инновационного климата в республике сформирована особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга». Созданная ОЭЗ «Алабуга» специализирована на развитии следующих основных отраслей: производство легковых и грузовых автомобилей, автобусов, автомобильных комплектующих, а также нефтехимически производствах, сельского хозяйства, образования, туризма и науки, которые направлены на развитие экономики Республики Татарстан. Планируется, что к 2010 году объем привлеченных инвестиций резидентами зоны предположительно составит более 13 миллиардов рублей, будет создано свыше 8 тысяч новых рабочих мест.

Также не стоит забывать про ряд отраслей с высоким инновационным потенциалом, таких как информатизация и связь, пищевая и деревообрабатывающая промышленность, требующих к себе особого внимания. На их основе или с их помощью могут быть созданы новые традиционно-инновационные кластеры. Их инновационное развитие может стать предпосылкой роста уровня кластеризации и конкурентоспособности экономики республики.

Активность в проведении кластерной традиционно-инновационной политики имеет под собой еще ряд косвенных преимуществ для развития экономики республики. Одно из них - это повышение привлекательности для крупных высокотехнологичных компаний, строящих свою деятельность на основе мировых стандартов качества. Приход крупных компаний на инновационно-активные территории приносит новые рабочие места с достойным уровнем заработной платы, а также всеми необходимыми социальными пакетами, что положительно сказывается на отношении других работодателей к своим сотрудникам и ведет к «обелению» рынка труда и заработной платы.

Конкурентоспособность экономики зависит от того, насколько активно предприятия республики откликаются на новые идеи и внедряют современные технологии. Анализ традиционно- инновационного потенциала республики показывает, что в Татарстане имеются предпосылки активизации инновационных кластеров.

До недавнего времени республика была известна в экономической сфере главным образом благодаря своей нефти, ряду нефтехимических и машиностроительных предприятий. Однако сегодня Татарстан становится тем субъектом Федерации, где, опираясь на сырьевые ресурсы и традиционно-инновационную крепкую научную и инженернотехническую кадровую базу, формируется диверсифицированная, открытая внешнему миру и конкурентоспособная новая экономика.

Нефтегазохимический комплекс Республики Татарстан также развивается по традиционно-инновационным кластерным принципам и выступает как единый субъект конкуренции на российском и мировом рынках, состоящий из взаимосвязанных крупных, средних и малых отраслевых предприятий, формирующих добавленную стоимость от добычи и переработки природного сырья до выпуска конечной продукции широкого спектра промышленного и потребительского применения. Кроме этого происходит дальнейшее сближение и синергия с другими отраслями и традиционно-инновационными кластерами республики - машиностроением, автомобиле- и авиастроением, строительной индустрией, сельским хозяйством, пищевой и легкой промышленностью и др., а также с образовательными, научными, /Г-центрами и субъектами инновационной системы республики в целом.

Повышение конкурентоспособности экономики республики должно осуществляться на основе развития наукоемких производств и роста доли инновационной продукции в объеме валового регионального продукта республики, и, прежде всего, за счет освоения производства новой высокотехнологичной химической и нефтехимической продукции, современных моделей грузовиков повышенной грузоподъемности, среднетоннажных автомобилей, современных автобусов, компрессоров, авиационной техники на предприятиях нефтехимического, машиностроительного и авиастроительного комплексов.

Для этого инновационная кластерная политика в Татарстане должна совершенствовать способы и методы внедрения инноваций, обеспечивать финансовую поддержку со стороны органов власти республики всех уровней, венчурное финансирование, поддержку

взаимодействия малого и крупного бизнеса в сфере инноваций, а также развитие системы технопарков и бизнес-инкубаторов с использованием опыта зарубежных стран.

Таким образом, кластеризация традиционно-инновационного развития экономики Республики Татарстан являются закономерными процессами, и повышает её конкурентоспособность.

Литература

1. Кутьин, В.М. Территориальная экономическая кластеризация (классификация) регионов России: социально-географический аспект / В.М. Кутьин // Безопасность Евразии. - 2003. -.№1. - 525с.

2. Посталюк, М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизмы реализации / М.П. Посталюк. - Казань: Изд-во Казан. госуд. ун-та, 2006. - 420с.

3. Марков, Л.С. Проблемы реализации кластерной политики в России / Л.С. Марков // Научный эксперт. 01.06.2007. - №4.- ст.20

4. Горегляда, В.П. Инновационный путь развития для новой России / В.П. Горегляда. - М.: Наука,

2005. - 343с.

5. Андросова, А.И. Система государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе / А.И. Андросова // Экономические науки. - 2007. - №7 (32).

6. Ларина, Н.И. Кластеризация как путь повышения международной конкурентоспособности страны и регионов / Н.И. Ларина, А.И. Макеев //Всероссийский экономический журнал «ЭКО». -

2006. - №10.- С.12.

7. Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 12 марта 2004 года № 121 «Об утверждении Республиканской программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы».

8. Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 годы (утвержденное Постановление КМ РТ от 12 марта 2004 года № 121).

© Н. И. Закиров - асп. АУ «ТИСБИ», гл. спец. отдела реализации и управления проектами ГНО «Инвестиционно-венчурный фонд РТ», e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.