Преподаватель, в свою очередь, получает универсальный дидактический инструмент, легко адаптируемый в условиях постоянной модернизации образования. Подобная технологическая и дидактическая гибкость позволяет рассматривать электронные презентации в качестве средства повышения эффективности лекционного и практического курсов.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
В. И. Петров, М. Ю. Фролов
Волгоградский государственный медицинский университет
Интерес к теме информационных технологий в мире в целом и в России в частности огромен. Разделы, посвященные этой проблеме, есть в любой современной отрасли - научной, производственной, образовательной или культурной. Они активно развиваются и являются предметом пристального внимания прогрессивной части человеческого сообщества.
Тем не менее, по мнению многих исследователей, такая достаточно консервативная сфера деятельности человека, как образование и обучение, еще не готова к широкомасштабному применению информационных технологий. Причина тому - короткий исторический отрезок времени их применения (35-40 лет), что недостаточно для осознания и реализации возможностей информационных технологий в образовании и обучении. Опыт использования компьютеров и компьютерных сетей в учебном процессе за рубежом имеет более длительную историю, нежели у нас. Однако даже наиболее экономически развитые страны не накопили достаточного опыта и результатов образовательных экспериментов для выдачи обоснованных рекомендаций по применению информационных технологий и телекоммуникаций в образовании и обучении.
Медицинское образование еще более консервативно, нежели какое-либо другое. В то же время определенные успехи в этой области у Российской Медицинской высшей школы есть. На наш взгляд, на сегодняшний день актуальны следующие направления применения и развития информационных технологий в высшем медицинском образовании:
• компьютеризация организационно-экономической деятельности в медицинском вузе (бухгалтерия, документооборот, бизнес-планирование и т. д.);
• компьютеризация организации учебной работы в медицинском вузе (электронное расписание, система оперативного учета успеваемости и т. д.);
• развитие программных и аппаратно-программных средств для обеспечения учебного процесса (компьютеризация и мультимедийное
Ф
3-2007 |
обеспечение лекционного процесса, практических занятий, создание обучающих и контролирующих систем);
• создание, развитие и распространение информационно-справочных систем для работы преподавателя (различные электронные справочники и атласы по учебным дисциплинам, обновляемые базы данных по законодательству, лекарственным средствам, образовательным и лечебным стандартам);
• создание, развитие и распространение динамически обновляемых (электронных) руководств по специальности;
• подготовка врачей, способных применить современные информационные технологии на своем рабочем месте;
• создание связей и обмена опытом в обсуждаемом предмете с другими вузами, развитие вузовского интернет-сообщества (создание и развитие сайтов, интернет-конференций, списков рассылки и т. д.);
• развитие системы телеконференций для полноценного взаимодействия и обмена опыта со специалистами вузов других стран и регионов;
• создание, развитие и распространение информационных технологий в лечебном процессе в условиях клиник и лечебных баз вузов.
Опыт развития каждого из перечисленных направлений развития информационных технологий имеется в нашем университете, это наш сегодняшний день.
Несомненно, существующие проблемы информационного обеспечения студентов, врачей и преподавателей отражают общегосударственные беды - недостаток финансирования, региональную разобщенность и необходимость активного участия в процессе современно мыслящих руководителей среднего звена на местах.
В то же время все зависит не только от финансирования. В ряде случаев даже при создании хорошей материальной базы не происходит качественного скачка в области применения информационных технологий. На сегодняшний день необходимо указать на недостаточную активность использования компьютерной техники в отдельных вузах и лечебных учреждениях, отставание информационного обеспечения специалистов государственного сектора в регионах, расслоение специалистов по возможности доступа к информации (что особенно характерно для регионов).
Преподаватели медицинских вузов в силу особенности самой специальности, требующей обширных знаний и частого их обновления, в известном отношении являются "информационной элитой". Один только факт: более 90 % имеющихся в Волгограде врачебных электронных адресов принадлежат именно сотрудникам ВолГМУ. Ими же поддерживаются основные медицинские Интернет-проекты нашего региона. В основных подразделениях вуза оснащены компьютерные
Ф
37
Интернет-классы, работают мощные компьютерные сети, развивается электронный документооборот, обогащается локальная информационная сеть в библиотеке.
Тем не менее, проблем и задач на этом пути у нас более чем достаточно. Какие же цели стоят перед нами? Прежде всего - не отстать в своем развитии от остального передового мира, по возможности находясь в авангарде этого процесса. Важно не только влиться в мировое информационное пространство, занимая в нем свою нишу, но и развивать и расширять ее всеми доступными средствами. Только в этом случае наши вузы и все российское медицинское сообщество останутся конкурентоспособными и смогут выполнить предъявляемые к ним требования.
Что для этого требуется?
• Необходимо изучать новые технологии и применять их на практике. Важно уметь найти и получить нужную информацию, задействуя все возможные и доступные средства коммуникации.
• Создавать новую информацию как путем научного эксперимента, так и с помощью адекватного анализа и обобщения новых и известных фактов.
• Необходимо добиться повсеместного достижения современного уровня научных работ и публикаций.
Международные требования к статьям в биомедицинских журналах за последние десятилетия изменились, изменились и требования к дизайну научных медицинских исследований, выполняемым статистическим выкладкам и многое другое. Важно обеспечить претворение этих требований в повседневную работу научных коллективов по всей стране.
Объем информации, которую необходимо перерабатывать и использовать сообществу, непрерывно растет. Многообразие и доступность информации несет в себе, однако, новую опасность. Поиск данных может завершиться получением необъективных, тенденциозных или конфликтных данных, что лишает смысла всю проделанную работу.
Искажение информации может быть связано с объективными и субъективными факторами:
1) низким методическим уровнем значительного числа проводимых исследований;
2) невысоким требованием к публикуемой информации со стороны ряда журналов и медицинских Интернет-изданий;
3) заинтересованностью компаний-спонсоров и отсутствием данных об источниках финансирования исследований;
4) желанием исследователя иметь большое число публикаций и публиковать незавершенные исследования;
5) публикацией преимущественно положительных результатов;
6) отсутствием практики отзыва статей,
ложную
или
некачественную
содержащих информацию;
7) ограниченным доступом большинства практикующих врачей к медицинской информации, приведенной на иностранных языках.
Поэтому в рамках обучения студентов и врачей информационным технологиям мы должны уделять большое внимание оценке адекватности получаемых данных. Изучение основ доказательной медицины, подходов к систематизации данных, принципов планирования клинических исследований в рамках преподавания клинических дисциплин позволяет в значительной степени решить эту проблему.
Сущность сегодняшних информационных изменений в обществе можно определить как единство трех процессов: изменение информационных технологий, изменение объема (количества) информации и изменение содержания (качества) информации. До сегодняшнего дня, в течение последних 50 лет, информационная революция была сосредоточена на технологиях получения, хранения, передачи и анализа данных. На сегодняшнем этапе информационной революции основными проблемными вопросами становятся качество информации и ее адекватное и эффективное применение.
Алгоритмы работы с информацией на сегодня в целом разработаны. Они могут успешно использоваться студентами и врачами для выбора источников медицинской информации и определения стратегии ее поиска, формулировки клинических запросов и возможности принятия решений на основе полученной информации, анализа типичных ошибок в медицинских исследованиях, оценки адекватности использованного метода статистической обработки.
Грядущие перемены в здравоохранении, интенсификация деятельности этой области требуют нового уровня информатизации. На наш взгляд, стратегическими задачами развития
информационных технологий в российских медицинских школах на современном этапе являются:
• поступательное развитие технической базы образовательных и лечебно-профилактических учреждений - закупка современного оборудования для обработки, хранения и передачи информации, а также средств визуализации и мониторинга;
• создание и развитие современных информационно-аналитических систем для обеспечения всех сторон деятельности учреждений медицинского образования и здравоохранения;
• создание единого информационного пространства в сфере разработки и применения медицинских информационных технологий. Регулярное обсуждение (на различных форумах, телемостах, в Интернете и печатной прессе) современных и перспективных информационных технологий, рынка программных продуктов; обмен идеями и опытом как между пользователями, так и
между производителями информационных продуктов;
• продолжение развития системы удаленного консультирования (телемедицины) для труднодоступных и удаленных регионов страны.
• создание банков данных здоровья населения страны в целом и цифрового медицинского паспорта (электронной поликлинической карты) для каждого пациента в отдельности;
• стремление к стандартизации, информационной совместимости и интеграции как объектов исследования и оценки (с точки зрения информационных технологий), так и технических характеристик различных медицинских компьютерных систем;
• изучение современного международного рынка информационных технологий в медицине, продвижение отечественных разработок на внутренний и внешний рынок;
• привлечение к сотрудничеству потенциальных источников финансирования и партнеров по информатизации медицинских вузов и лечебных учреждений - государственных регистров, систем территориального здравоохранения, медицинского страхования, организаций и производств всех форм собственности, частных медицинских и оздоровительных учреждений.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРИМЕНЕНИЮ ЛФК ПРИ НАРУШЕНИЯХ В ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОМ АППАРАТЕ
Л. В. Царапкин
Волгоградский государственный медицинский университет
При уменьшении физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат (ОДА) в структуре двигательного поведения растущего организма детей и подростков расширяется гиподинамический фактор. Существует прямая зависимость между динамикой функциональных изменений в организме детей, различными нарушениями опорно-двигательных функций и уровнем их двигательной активности.
При разработке комплексов ЛФК учитываются особенности и специфика имеющихся патологий. На основании этих особенностей подбираются, используются те формы упражнений ЛФК, которые, на фоне рекомендуемой и с учетом имеющейся специфики двигательной активности детей и подростков, имеют своей направленностью коррекцию нарушений ОДА.
Проведенный нами анализ упражнений ЛФК, в частности при лечении нарушений осанки и идиопатического сколиоза в начальных стадиях его развития, показывает, что практически все комплексы упражнений ЛФК имеют своей целью либо развитие основных показателей физического статуса ребенка, либо пассивную коррекцию
Ф
3-2007 |
негативных изгибов позвоночного столба.
В то же время полученные в результате наших исследований данные об изменениях изгибов позвоночного столба при выполнении упражнений ЛФК показывают, что причину асимметричного воздействия мышц туловища на позвоночный столб необходимо искать не только в патологии или недоразвитии тех или иных мышечных групп, а, прежде всего, в регуляции активности этих мышц со стороны центральной нервной системы.
В этом случае асимметрия активности мышц туловища может являться результатом действия функциональной системы мышц, воздействующих на позвоночный столб. Эта функциональная система входит в виде субсистемы в более высокую суперсистему сохранения вертикальной позы человека в условиях земной гравитации. Поэтому изгибы позвоночного столба при нарушениях осанки и идиопатическом сколиозе можно рассматривать как приспособительную реакцию, составную часть системной организации движения, направленного на достижение результата во внешней среде.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать общий вывод, что упражнения ЛФК в своей направленности должны формировать, осознанно или неосознанно, доминирование тех функциональных систем, ту организацию движений и функций, которая способствует коррекции и или поддержанию физиологически адекватной деятельности ОДА.
Для решения поставленных задач используется сила самого движения, ее величина и направленность на формирование полезного результата конкретной функциональной системы через посредство физических упражнений и упражнений ЛФК. При этом сила, развиваемая, в частности, паравертебральными мышцами, может
рассматриваться как более интенсивная обратная афферентация о параметрах нового, необходимого для коррекции изгибов позвоночного столба, результата движения (упражнения).
Любое физическое упражнение и упражнение ЛФК должно нести в себе понятие его результата при его выполнении в формировании необходимых двигательных функций в процессе коррекции нарушений ОДА. С позиций теории функциональных систем все коррегирующие мероприятия могут рассматриваться как дополнительное внешнее звено саморегуляции в компенсации недостаточности функций и/или в замене результата взаимосодействия тех или иных функциональных систем организма.
Это поможет перейти от абстрактного формирования этих функций у детей и подростков к конкретному, целевому применению тех или иных форм физических упражнений и упражнений ЛФК.
При этом должны изыскиваться наиболее адекватные, биологически и физиологически обоснованные пути мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных
Ф
39