ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
актуальны, поскольку немецкое население западносибирского региона заинтересовано в воссоздании своей традиционной культуры, в том числе и пищи.
Сохранению традиционных черт в пище немцев Сибири угрожает стабильно увеличивающаяся эмиграция в Германию немецкого населения Сибири, а также усиливающееся влияние на кухню немцев в Сибири окружающих народов, прежде всего русских. И наша задача заключается в том, чтобы внести свой вклад в бережное собирание, восстановление и сохранение того, чего достигла лучшая кулинарная мысль и практика сибирских немцев.
Библиографический список
1. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Традиционная обрядность немцев Сибири. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. — С. 76.
2. Указ. соч. — С. 72.
3. Музей археологии и этнографии Омского государственного университета (далее МАЭ ОмГУ). Ф. — I. 1997. Д. 181 — 1. Л. 10-11.
4. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Указ. соч. — С. 76.
5. МАЭ ОмГУ. Ф. — I. 1997. Д. 181 — 1. Л. 21.
6. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Указ. соч. — С. 78.
7. Указ. соч. — С. 79.
8. Указ. соч. — С. 94.
9. Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. — М. : ГОТИКА, 1997. — С. 387.
10. МАЭ ОмГУ. Ф. — I. 1998. Д. 147 — 1. Л.11.
11, Seib E. Der Wolgadeutsche im Spiegel seines Brauchtums, // HB. 1967 - 1968, S, 145-209,
12, Рублевская С.А., Смирнова Т.Б, Указ, соч. — С, 81-82,
13, Дитц Я, Указ, соч. — С, 388,
14, Чернышева В,Г, Традиции и обряды немецкого населения Минусинского края // Немцы в Сибири: история, язык, культура: тезисы Международной научной конференции, г, Красноярск, 13 — 16 октября 2004 г, / отв. ред, В,А, Дятлова, — Красноярск, 2004, — С.110 — 111,
15, Рублевская С.А., Смирнова Т.Б, Указ, соч. — С, 93.
16, Указ, соч. — С, 95,
17, Указ, соч. — С, 93,
18, МАЭ ОмГУ, Ф, — I, 1996, Д. 174 — 1, Л.18.
19, Там же, 1998, Д. 147 — 1, Л.4.
20, Листова Н.М, Пища в обрядах и обычаях // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, Исторические корни и развитие обычаев, — М., 1983, С, 164 — 165.
21, Филимонова Т.Д. Немцы // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы, Зимние праздники, — М., 1973, — С, 151 - 152,
22, МАЭ ОмГУ, Ф, — I, 1998, Д. 147 — 2, Л.8; 2007, Д. 189 — 1. Л, 1 — 3,
23, Там же, 1997, Д. 181 — 1, Л.37.
КУРМАНОВА Сулушаш Рахимжановна, аспирантка сектора этнографии.
644000 г. Омск-77, ул. Андрианова, 28.
Статья поступила в редакцию 09.02.2009 г.
© С. Р. Курманова
УДК 021(09] т. В. ГЛАЗУНОВА
Омский государственный технический университет
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1985-1991 г.)
Статья посвящена рассмотрению основных направлений деятельности библиотек технических вузов Западной Сибири в годы перестройки, определяются особенности этой работы. Исследование позволяет глубже осмыслить всю сложность работы во втузовских библиотеках в исследуемый период. Рассчитана на историков, преподавателей, а также интересующихся данной темой.
Ключевые слова: технические вузы, библиотеки, Западная Сибирь.
Утвержденное указом Президиумом Верховного Совета СССР в 1984 году «Положение о библиотечном деле в СССР» [1] определяло всю работу библиотек технических вузов в годы перестройки. Данное положение предоставило новые возможности для дальнейшего расширения масштабов библиотечного строительства в вузах Западной Сибири, определило социальные функции библиотек как идеологических, культурно-просветительных и научно-информационных учреждений.
В тех условиях в библиотечной работе происходил неуклонный, хотя и не безболезненный процесс избавления от устаревших представлений, формирование нового библиотечного мышления. В работе с читателями восстанавливалось все ценное из науч-
ного, методического и практического потенциала, и одновременно отрицались, отбрасывались дискредитировавшие себя взгляды, формы и методы обслуживания, в которых отражались догматизм и нетерпимость к иным взглядам и идеям.
В библиотеках технических вузов происходил процесс более тесного взаимоотношения библиотекаря и читателя как равноправных партнеров. Библиотечные мероприятия в основном были ориентированы на общечеловеческие ценности, усилилось внимание к личности, к семье.
Основными задачами библиотек технических вузов являлось:
1. Формирование фондов библиотеки.
2. Использование фондов библиотеки.
3. Сохранение фондов библиотеки.
4. Пропаганда литературы среди читателей библиотеки.
5. Обучение преподавателей, студентов, аспирантов основам информатики, библиотековедения, библиографии.
6. Идейно-воспитательная работа с читателями.
В соответствии с этими задачами строилась и вся
деятельность библиотек втузов Западной Сибири.
Важной работой вузовских библиотек являлось комплектование фонда, который бы отвечал главному требованию соответствия между содержанием и запросами читателей. Основным источником комплектования библиотек вузов являлись местные биб-коллекторы, которые выполняли заказы библиотек не в полном объеме, а только на 60 — 70 % [2]. По этой причине библиотеки были вынуждены обращаться в книжные магазины города или в иногородние «Книга-почтой» или в отделение «Союзпечать». Комплектование фондов осуществлялось в соответствии с тематическими планами.
Проблема полноты комплектования одна из сложнейших задач для втузовских библиотек. Ни одна библиотека не в состоянии собрать все необходимые издания даже по узкому профилю и полностью удовлетворить запросы читателей только своими фондами. Речь идет об относительной полноте комплектования фондов каждой библиотекой, с качественным отбором необходимой, лучшей литературы, не повторяющейся в других изданиях.
В годы перестройки в библиотеках технических вузов (Например, ОмПИ — фонд 1 092 тыс. экз., АлтПИ — около 1 млн экз., ТИСИ — 600 тыс. экз., НЭТИ — 557 тыс. экз. и другие) наблюдалась вполне удовлетворительная книгообеспеченность студентов по общеобразовательным дисциплинам, общественным наукам и иностранным языкам у студентов младших курсов, у студентов старших курсов и дипломников ситуация с укомплектованностью была значительно хуже.
Полнота фонда отдельной библиотеки невозможна в отрыве от фондов других библиотек. Полное удовлетворение запросов читателей с помощью фондов других библиотек должно было стать главным принципом работы любой втузовской библиотеки. В связи с этим в методических объединениях библиотек осуществлялась координация в комплектовании фондов, что давало возможность расширить репертуар изданий поступавших в библиотеки, избежать дублирования и излишней экземплярности и т.д.
В целях более полного использования библиотечного фонда работниками библиотек втузов проводились различные мероприятия, такие как лектории, выставки, вечера вопросов и ответов, дни открытого письма, дни лектора и пропагандиста, чтения и др. Для более полного охвата всего фонда библиотеки старались использовать самые разнообразные тематики. Например, в Новосибирском электротехническом институте связи им. Н. Д. Псурцева проводились мероприятия, посвященные писателям и поэтам, Великой Отечественной войне, Октябрьской революции, «В помощь дипломнику», вечера интернациональной дружбы и другое[3]. Всего за 1985 г. было проведено тематических выставок — 20, расширенных просмотров — 2, библиотечных плакатов — 2 [4].
Для сохранения библиотечных фондов предусматривалось внедрение в практику мер повышения ответственности за ущерб, нанесенный библиотечному фонду, предусмотренных «Положением о библиотечном деле». В большинстве библиотек разраба-
тывались планы по сохранению книжных фондов. Примером может служить работа в Омском институте инженеров железнодорожного транспорта Министерства путей сообщения, где была создана комиссия в составе 8 человек, без визы которой не исключалось из фонда ни одно ветхое или устаревшее издание. Таким образом, сохранность фондов, ответственность за их очистку в библиотеке ОмИИТа обеспечивалась [5].
Пропаганда во втузовских библиотеках Западной Сибири была обширной и направленной на то, чтобы познакомить читателей с фондами библиотеки, заинтересовать их, привлечь новых читателей, обогатить методику пропаганды книги новыми приемами. В библиотеках были организованы специальные отделы по прогандистской работе.
К наглядным формам пропаганды книги относились: выставка, выставка-вопрос, выставка-конкурс, выставка-полемика, выставка-словарь, картотека-викторина. Ярким примером может служить библиотека Омского политехнического института, где в 1985 году было оформлено тематических книжных выставок и просмотров литературы — 162 [6].
Среди устных форм пропаганды существовали тематические вечера, вечера вопросов и ответов, вечер занимательной науки, вечер книги, вечер-памфлет (про пороки пьянства и т.д.), вечер-портрет, вечер-репортаж, праздник книги, премьера книги, литературная игра, викторина, литературный аукцион, тематическое лото, литературное лото, ролевое обслуживание, литературный лабиринт, литературный «суд». Например, в ОмПИ в целях пропаганды имеющегося фонда в год оформлялось около 120 тематических выставок и просмотров, около 200 информационных выставок, проводились 70 бесед и обзоров, 14 массовых мероприятий (литературных вечеров, игр «Что? Где? Когда?»; викторин, заседаний клубов, литературной гостиной) [7].
К отдельным формам работы с читателями и пропаганды книги можно отнести: бенефис читателя, диалог-обзор, дискуссия, диспут, обсуждение, миниобсуждение, слайд-спектакль, слайд-лекция, устный журнал, читательская конференция, читательско-зрительская конференция, политбой, пресс-бой, пресс-конференция[8]. Среди втузов хотелось бы отметить работы таких вузов, как ОмПИ (проводились крупные массовые мероприятий — диспуты, вечера, конференции и т.д.), СибАДИ (проводились в общежитиях и учебных корпусах — тематические выставки книг, встречи, беседы, диспуты и др.), НЭТИ (оказывалась помощь в проведении научно-теоретических конференциях по общественным наукам и по профилю вуза).
Существенной работой являлось обучение своих читателей основам информатики, библиотековедения и библиографии. Библиотечно-библиографическая работа в технических вузах осуществлялась с момента образования и открытия самих библиотек. Вследствие накопленного с годами опыта эта работа библиотек развивалась и совершенствовалась. К 1985 — 1991 гг. в библиотеках осуществлялись такие формы библиотечно-библиографической ориентации, как выставки, обзоры библиографических и информационных изданий, рассчитанные на отдельные группы читателей; проводились лекции и практические занятия со студентами по основам ББЗ и информатики.
Одной из форм деятельности библиотек технических вузов являлась идейно-воспитательная работа. Она оказывала содействие в выполнении таких функций библиотек, как идеологическая и культурно-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
просветительская, содействие системе партийного и комсомольского, политического и экономического обучения и массового политического просвещения читателей.
Идейно-воспитательная работа совпадала с главной задачей партии — сформировать у читателей марксистско-ленинское мировоззрение, «революционное переустройство общества на новых, социалистических началах».
Оценка результатов работы втузовских библиотек проводилась по различным направлениям: книго-обеспеченность учебной литературой, руководство чтением студентов, эффективность массовой работы, помощь ускорению научно-технического прогресса; эффективность использования фондов, справочного аппарата библиотек, сохранность книжных фондов, внедрение НИР в практику работы библиотек, соблюдение требований стандартов системы СИБИД в библиотеках, состояние делопроизводства и другое [9].
К недостаткам в работе в этот период можно отнести ряд просчетов, недостаточную обоснованность организационных решений. Не все библиотеки имели всю необходимую для организации и ведения СБА документацию. Разобщенность в работе библиотек, органов НТИ, кафедр и других подразделений вузов привела к дублированию, созданию одинаковой библиографической информации для одних и тех же читателей (СБА библиотеки, картотеки на кафедрах, ИРИ ОНТИ). Работники библиотек недостаточно полно и точно представляли все возможности ГСНТИ, весь спектр представляемых ею услуг, не всегда умели самостоятельно оценить создаваемые на всесоюзном и отраслевом уровне библиографические пособия [10].
В итоге хотелось бы отметить, что в эти годы в библиотечной работе происходил неуклонный, хотя и не безболезненный процесс избавления от устаревших представлений, формирование нового библиотечного мышления. В работе с читателями вос-
станавливалось все ценное из научного, методического и практического потенциала, и одновременно отрицались, отбрасывались дискредитировавшие себя взгляды, формы и методы обслуживания, в которых отражались догматизм и нетерпимость к иным взглядам и идеям.
Библиографический список
1. Положение о библиотечном деле в СССР: утв. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 марта 1984 г. // Библиотекарь — 1984. — № 5. — С. 3.
2. Серебрякова, М.П. Состояние и задачи по дальнейшему совершенствованию комплектования фондов вузовских библиотек Западно-Сибирской зоны // Вузовские библиотеки ЗападноСибирской зоны: опыт работы. — Вып 13. — Томск : ТГУ, 1985 г. — С. 41.
3. ГАОО. Ф. 1979. Оп. 1. Д. 1693. Л. 173.
4.ГАНО. Ф. Р-1731. Оп. 1. Д. 1719. Л. 20.
5. ГАОО. Ф. 2182. Оп. 2. Д. 1268. Л. 65.
6. ГАОО. Ф. 1979. Оп. 1. Д. 1379. Л. 129.
7. ГАОО. Ф. 1979. Оп. 1. Д. 1693. Л. 165.
8. ГАОО. Ф. 1956. Оп. 1. Д. 681. Л. 95-103.
9. Агеенко, Т.Д. Активизация деятельности вузовских библиотек Западно-Сибирской зоны в 12-й пятилетке / Т.Д. Агеенко // Вузовские библиотеки Западной Сибири: опыт работы. — Томск : ТГУ, 1987. - Вып. 15. - С. 10.
10. Смирнова, Е.М. Некоторые итоги анализа библиографических картотек вузовских библиотек / Е.М. Смирнова, В.А. Аксенова // Вузовские библиотеки Западной Сибири: опыт работы. — Томск: ТГУ, 1990. — Вып. 18. — С. 25.
ГЛАЗУНОВА Татьяна Владимировна, старший преподаватель кафедры отечественной истории. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.02.2009 г.
© Т. В. Глазунова
Книжная полка
Трудовое право [Текст] : учеб. - 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Проспект, 2008. — 598 с. — ISBN 978-5-482-01741-8.
Учебник подготовлен авторским коллективом кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений. Учебник пережил несколько изданий, каждое из которых перерабатывалось и совершенствовалось с поправкой на экономические и социальные преобразования в государстве, неизменно заслуживая высокую оценку авторитетных ученых, практиков и иных специалистов в сфере трудового права и социальных отношений.
Данное издание учебника основано на нормах новой редакции Трудового кодекса РФ, введенной Федеральным законом № 90-ФЗ, и иных нормативных правовых актах в сфере труда. Материал изложен в соответствии с программой курса «Трудовое право России» и дает читателям объективную характеристику современного трудового права, а также понимание перспективы его развития. Заключительный раздел посвящен международно-правовому регулированию трудовых отношений.
Для преподавателей, студентов и аспирантов юридических вузов, а также предпринимателей, руководителей организаций и кадровых служб.