14. АОА УОБАО, ф. 26, оп.1, д.7, Л. 71-76.
15. АОА УОБАО, ф. Р-24, оп.2, д.5, Л. 1-25.
16. АОА УОБАО, ф. Р-24, оп.2, д.5, Л. 1-16.
17. АОА УОБАО, ф. 26, оп.1, д.7, Л. 1-24.
18. АОА УОБАО, ф. Р-24, оп.2, д.5, Л. 3.
19. Головачев, П. Сибирь. Природа. Люди. Жизнь / П. Головачев. — 2-е изд., исправл. и доп. — М., 1905. — С. 201-203.
20. Гергесова, Л. В Харате возрождают храм Архангела Михаила / Л. Гергесова // СМ Номер один. — 2007. — № 37. — С. 13.
21. Загоскин, М.В. Указ. соч. — С. 39.
22. ГАИО, ф. 171, оп.1, д.545, Л. 96.
БЕЛОБОРОДОВА Нина Михайловна, аспирантка кафедры истории Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств (г. Улан-Удэ), учитель музыки Усть-Ордынской СОШ № 2 им. И. В. Бал-дынова Эхирит-Булагатского района Иркутской области.
E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.12.2008 г.
© Н. М. Белобородова
УДК 908 С. Р. КУРМАНОВА
Омский филиал Института археологии и этнографии СО РАН
ПИЩА В СВАДЕБНОЙ ОБРЯДНОСТИ НЕМЕЦКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ__________________________________________
В статье дается подробный анализ свадебной пищи сибирских немцев. Рассматриваются этапы свадебного цикла, начиная со сватовства и заканчивая последним днем свадьбы, и блюда, задействованные в обрядности. Исследование проводится с учетом локальных и конфессиональных особенностей различных групп немцев. Кроме того, раскрывается символическое значение основных блюд.
Ключевые слова: немцы, свадебная пища, символизм, локальные и конфессиональные особенности.
Пища относится к числу наиболее актуальных тем, разрабатываемых этнографической наукой. Изучение пищи, важнейшей составной части системы жизнеобеспечения этноса, предполагает рассмотрение традиций питания как явления бытовой культуры, имеющего отношение не только к материальной, но и к духовной сфере, поскольку пища и трапеза часто выступают важными компонентами народных праздников и обрядов.
Важную роль она играет в свадебной обрядности немцев Западной Сибири. Само название свадьбы (Но(^еН;) в немецком языке буквально означает «высокое время» и свидетельствует о том, что это событие рассматривалось как кульминационный момент в жизни человека. Поэтому немки уделяли особое внимание приготовляемым в этот день блюдам, которые отличали большое разнообразие, изысканность, трудоемкость приготовления, значительные материальные затраты.
Источниковую базу данной работы составили материалы этнографических экспедиций Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, собранные в 1989 — 2008 гг. в сельских населенных пунктах Кемеровской, Новосибирской, Омской областей и Алтайского края.
Пища играла важную роль на протяжении всего свадебного цикла немцев Сибири, длившегося, порой, не один месяц: сватовство, приглашение гостей, вечер-прощание с юностью и три дня свадьбы. В связи с географическими и климатическими особенностями Сибири свадьбы предпочитали справлять осенью или зимой, когда закончена уборка урожая, осуществлен
забой скота и сделаны запасы. Лето и весна считались «голодными» сезонами. Запрещено было играть свадьбы в пост перед Рождеством (Advent), в пост перед Пасхой (Fasten) или в период полевых работ [1].
Пища играла важную роль при сватовстве. Заходя в дом невесты, сваты клали булки хлеба на стол и начинали беседу. Чаще всего сваты произносили фразу: «У нас есть хороший бычок, а у вас здоровая телка, мы пришли ее купить». Они не всегда сразу получали определенный ответ. В течение веков были выработаны определенные приемы, символизировавшие этот ответ. Так, если родители невесты ставили на стол хлеб и соль, пироги и сыр — это означало согласие. Если выносили тыкву и бутерброды — то сватов ждал отказ. В большинстве случаев ответ был положительным [2].
Часто невеста не успевала предупредить своих родителей о том, что придут сватать. В этом случае стол собирали «на скорую руку, из того, что было». В некоторых селах молодые люди сообщали родителям о своем желании пожениться, и уже родители назначали день сватовства. Разговор о свадьбе сваты вели зачастую за столом, обильно уставленным различными блюдами. Они могли сидеть за столом очень долго, весь вечер, а то и ночь прихватить. Чаще всего на стол накрывала будущая невеста и делала это при женихе и сватах, чтобы они могли оценить ее умение и расторопность [3].
Традиционными для сватовства блюдами были суп с капустой (Krautsuppe), куриная лапша (Nudelsuppe), кухе [4]. В этот день часто готовили тушеное мясо с картофелем, борщ, пекли печенье, булочки. В с. Ни-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
колаевка Немецкого национального района Алтайского края на стол ставили все, что было, но обязательно кофе с булочками [5]. Из напитков были кофе, самогон, брага. Спиртное обычно приносили сваты.
Немецкие свадебные традиции включают пол-терабент (Polterabend, буквально «вечер шума, грохота») — это вечер прощания с холостой жизнью, аналогичный русскому девичнику и мальчишнику. Если свадьба проходила по религиозному обряду, то в субботу устраивали полтерабент, а в воскресенье — венчание и застолье. Если свадьба проходила по народным обычаям, то полтерабент делали в пятницу, а в субботу регистрировались или венчались, гуляли и в воскресенье [6].
Молодые люди собирались в доме невесты, приносили с собой угощение. Жених и невеста усаживались в центре стола и им дарили подарки. Кроме обычных подарков, которые могут пригодиться в хозяйстве (посуда, одежда, ткани и т.д.) дарили подарки и символические — например, петуха и курицу. Молодежь начинала петь, танцевать, веселиться, бить посуду. Били посуду старую, треснувшую, которую специально приносили с собой [7]. Традиционно невеста угощала гостей вином, чаем с пирогом, либо кофе с булочками. В прошлом существовал обычай, когда накануне свадьбы дружки крали кур у соседей. Это происходило именно в полтерабент, когда украденных парнями кур девушки ощипывали и варили. Происходила совместная трапеза парней и девушек, которая имела символическое значение[8].
Одним из запоминающихся моментов немецкой свадьбы было приглашение гостей, которое производилось накануне особыми возвестителями; например, в Поволжье им сопутствовали две женщины с корзинами, в которые набирали у приглашенных посуду для гостей: миски, тарелки, чашки, стаканы, ложки, ножи и вилки. Произносилось приглашение в заученных комических стишках и предлагалось гостям прихватить с собою вилки и ножи, «иначе придется есть пальцами»:
«Messern und Gabeln darft ihr nicht vergessen,
Sonst musst ihr mit den Fingern essen»[9].
В с. Цветнополье Азовского немецкого национального района Омской области сват, приглашая гостей на свадьбу, произносил подобную фразу: «Вы приглашены на свадьбу, но Kuche очень твердые и нужно взять с собой топор, чтобы их разрубить» [10]. Этими словами он намекал на то, чтобы гости захватили с собой посуду. Позади свата шла компания молодежи с корзинами: у приглашенных они собирали посуду — тарелки, стаканы, ложки, вилки. Количество гостей было разным, в зависимости от достатка семьи. Обычно приглашали всю общину, до 100 человек. В некоторых случаях доходило до 200 — З00 человек.
Свадьба проходила в доме жениха. В ее подготовке принимали участие и родственники, и друзья, и соседи. В период между сватовством и свадьбой шли активные приготовления. Вот как описывает этот процесс Эдуард Зайб: «За два дня до свадьбы в доме жениха, где проходило торжество, всё стояло «вверх дном». С раннего утра до поздней ночи все были заняты делом: хозяева забивали скот, разделывали мясо и готовили напитки; хозяйки приглашали в помощь соседок и подруг. Они варили и пекли, тушили и жарили» [11].
Если в брак вступали члены религиозной общины, то община помогала молодым материально. Помогали и продуктами, особенно родственники. Создание новой семьи считалось не только личным делом моло-
дых, но и делом общественным, так как эта семья становилась новым членом общины, ее частью. У мен-нонитов, например, существовал обычай коллективной выпечки хлеба. Накануне свадьбы невеста замешивала сдобное тесто, которое жених разносил по домам гостей. На свадьбу гости приходили с выпеченным хлебом, булочками [12]. Таким образом, организация свадебного торжества ложилась не только на плечи молодых, в этом хорошо помогали односельчане.
У волынских немцев свадьба устраивалась в доме невесты. У баптистов и меннонитов праздничный обед проходил в молитвенном доме. Если девушка гуляла до свадьбы с парнями, то пышного торжества не устраивали, был просто вечер, ужин.
Свадебное застолье начиналось после совершения обряда бракосочетания. Яков Дитц отмечал, что «после венца гости направляются в дом жениха, где приготовлен обед с выпивкой. Старики собираются в малой, отцовской комнате, молодежь — в большой. Невеста сидит между двумя шаферами, которые должны угощать и охранять ее. Среди стола ставится блюдо с куклой — символом будущего ребенка, и все садящиеся за стол должны класть на блюдо серебряную монету на детское белье» [13].
У немецкого населения Минусинского края было принято «усаживать молодых во время застолья в центре, на видном месте. После первых танцев и речей в честь молодых начинался обряд дарения. Вручение подарков сопровождалось песнями, частушками и танцами. В ответ невеста угощала их вином. Точно так же и в Баварии молодые садились за почетный стол, перед ними ставилась миска, выложенная внутри кружевами, в нее присутствующие клали подарки» [14].
В Сибири молодые также устраивались в центре стола, по бокам рассаживались дружки. В некоторых случаях молодые и дружки сидели за отдельным столом. Место жениха и невесты за столом было особо выделено. Оно украшалось цветами, их стулья перевязывались лентами. Всем распоряжался «хозяин» свадьбы (Наивуаіег). Он рассаживал гостей, следил за тем, чтобы у всех была еда, выпивка, произносил речи и предоставлял слово приглашенным, устанавливал порядок дарения подарков, организовывал танцы. Иногда выбирали «хозяйку» свадьбы, которая следила в основном за приготовлением и подачей блюд. Родители молодых сидели с краю, иногда для них устраивали отдельный стол [15].
Интересно также то, что большое внимание за праздничным столом уделяли питанию молодоженов. Жених и невеста в начале трапезы должны были мало есть и вообще не пить спиртного. Поэтому стоящие перед ними тарелки наполняли костями, стаканы были перевернуты, ложки были с отверстиями. И только после подарков им ставили нормальную посуду. В с. Новоскатовка Шербакульского района Омской области соседи уводили молодых к себе и угощали едой.
Чаще всего подарки начинали дарить после второй стопки или тогда, когда съедены первые блюда, отодвинуты столы и приготовлено место для танцев. Молодожены каждому из гостей пожимали руки, а невеста подавала стакан вина. После даров все снова садились за стол и начинали пить и есть. Только после одаривания молодожены могли есть, но немного и как бы украдкой [16]. Такая процедура объясняется тем, что жених и невеста являются объектами внимания злых сил, а человек наиболее уязвим во время принятия пищи.
На свадебный стол подавали разнообразные кушанья. Чем всего больше, дороже, сытнее и вкуснее,
тем лучше. Недаром существует поговорка «наготовили как на свадьбу». Существовал, однако, и обязательный набор свадебных блюд. Прежде всего, это хлеб, который занимал одно из главных мест в свадебной обрядности и не только в трапезе [17]. В с. Ям-бор Табунского района Алтайского края в случае если девушка и ее родители давали положительный ответ сватам, подавали хлеб с солью [18]. На столе хлебу отводили почетное место — в центре или рядом с женихом и невестой. Он лежал просто на столе или в плетеной тарелке. Рядом с хлебом ставили соль.
На свадьбу обязательно стряпали изделия из теста: различные пироги, в основном пирог с посыпкой из сахара и масла (Riwelkuche), двойные булочки (zwieback), прецли, пряники, торты. Для молодых специальные женщины пекли каравай. Его выпекали из сдобного теста с добавлением изюма, сверху посыпали мармеладом. Каравай делали фигурным. Его несли нарядно одетые женщины на разносе, накрытом красивым вышитым полотенцем. При этом пели свадебные песни. Молодожены резали каравай на кусочки и раздавали тем, кто дарил подарки. Точно так же поступали со свадебным тортом [19].
Раньше на свадебном столе обязательно была каша (пшеничная, просяная, ячменная). Каша из зерен имела магическое значение, так как содержала в себе зародыши будущей жизни, что способствовало ее постоянному возрождению, круговороту [20].
В настоящее время вместо этого старинного блюда подают рисовую кашу с мясом. Мясных блюд на свадебном столе также много: жаркое, котлеты, тушеное мясо с картофелем или капустой. Капуста для немцев также является одним из основных продуктов питания. Ее в больших количествах запасают на зиму — в соленом и квашеном виде и просто свежие кочаны. Капусту употребляют и в будни, и в праздники. Не последнее место занимает она и среди свадебных блюд. Ее обязательно ставят на стол, так как она является спутником здоровья и долголетия. «Leb wohl, ess Kohl» (Живи хорошо, ешь капусту»), — говорят немцы. Предпочтение отдают свинине, говядине, мясу птицы. Для немцев свинина всегда была символом счастья, достатка и плодородия [21].
Из напитков в начале XX в. на свадебный стол подавали только кисель и кофе. Почти во всех населенных пунктах Западной Сибири кофе изготавливали сами. С этой целью делали ручные кофемолки. Сам напиток готовили из пережаренных зерен ячменя, пшеницы и ржи. Этот кофе получил название «Припс» (Prips). Из алкогольных напитков присутствовали водка, самогон, брага. Их употребление зависело от конфессиональной принадлежности. Баптисты и меннониты не употребляют спиртного.
Подготовкой свадебного стола занимались родители жениха и невесты, родственники, соседи, друзья. Иногда сама невеста принимала в ней непосредственное участие. В некоторых селах Западной Сибири приготовлением свадебных блюд занимались специально приглашенные женщины. В с. Александровка Азовского немецкого национального района Омской области их было восемь, а в с. Новоскатовка — четыре. Еду готовили в доме жениха. Женщины при этом надевали чистую одежду, во время подачи еды — белый фартук и белую косынку. За проделанную работу они получали деньги, иногда специально для них накрывали стол, и свадьба продлевалась еще на один день [22]. В последнее время свадьбы предпочитают проводить в столовой или в кафе.
Свадьба продолжалась и на второй день. Если в первый день свадьбы гостей обслуживали в основном
молодые незамужние девушки, которые должны были показать свое прилежание и трудолюбие, то во второй день в роли хозяев выступали молодые муж и жена. Невеста надевала фартук, подаренный ей крестной, и накрывала на столы. Снова обед с выпивкой, затем танцы; но тут уже танцующие приносят с собой свою водку и напитки, а хозяин дает лишь закуску: пироги, соленые огурцы, капусту, колбасы, сыры, сладкий суп.
В последнее время часто готовят борщ из свинины, голубцы. Во многих селах обязательно подавали куриный суп с домашней лапшой ^^екирре). Его варили из куриц, которых приносили с собой гости. Существовал и обычай воровства кур. А в с. Гриш-ковка Немецкого национального района Алтайского края за несколько дней до свадьбы жених и невеста брали у каждого из приглашенных курицу. Собиралось до полста кур. Из этих куриц варили нудльсуп [23]. В это день молодые угощают гостей блинами. А гости «чудят»: вновь пришедших пытаются измазать сажей, требуя откупа, переодеваются в жениха и невесту. В среде российских немцев этот элемент обряда называют «масляничной свадьбой. В с. Алек-сандровка было принято на второй день свадьбы спаивать петуха и завязывать курице платок.
Третий день свадьбы именуется «хвостиком» ^сЬ'отамсЬеп). Дело в том, что свадьбу было принято заканчивать тогда, когда съедали последний куриный хвост. Это день похмелья; приходили одни старики и женщины, большей частью близкие родственники и помогавшие устройству свадьбы, поварихи. Он проводился обычно в понедельник вечером. На этом свадьба заканчивалась. Но были в деревне и такие любители погулять, что могли ходить в гости всю неделю.
Таковы в общих чертах основные элементы свадебной пищи сибирских немцев. Во многом они схожи с повседневной, обрядовой пищей, однако имеют определенные различия. Так, праздничная пища отличается более сложным и трудоемким способом приготовления; она разнообразнее и вкуснее. Состав продуктов для праздничного стола зависел от многих факторов — географического, времени года, материального благосостояния семьи, конфессиональной принадлежности брачащихся и долгое время оставался неизменным. Его основу составляли мясо, картофель, капуста, т. е. почти отсутствовали покупные продукты. Исключение составляли продукты фабричного производства — конфеты, водка, однако их покупали в ограниченном количестве.
Характерной особенностью свадебной пищи был символизм. Многим видам пищи в народе приписывали магическую значимость: свинина — к достатку, счастью, благополучию; капуста — к здоровью; курица — к плодовитости, сладости — к добру, «сладкой жизни».
В последние десятилетия на пищу (в том числе и свадебную) сибирских немцев оказывала возрастающее влияние кулинария соседних народов. Из заимствованных блюд на свадьбу часто готовят борщ, голубцы, котлеты, манты, плов, блины и др. Традиционными свадебными блюдами, как и прежде, являются нудльсуп, жаркое из свинины, ривелькухе, прецли.
Можно сказать, что национальная кухня отчасти свидетельствует о национальном характере, культуре. Разумеется, исследования в области питания не являются единственным методом изучения культуры, однако понять традиционную культуру и образ жизни народа невозможно без основательного знания того, что он ест и пьет. Подобные исследования очень
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009
актуальны, поскольку немецкое население западносибирского региона заинтересовано в воссоздании своей традиционной культуры, в том числе и пищи.
Сохранению традиционных черт в пище немцев Сибири угрожает стабильно увеличивающаяся эмиграция в Германию немецкого населения Сибири, а также усиливающееся влияние на кухню немцев в Сибири окружающих народов, прежде всего русских. И наша задача заключается в том, чтобы внести свой вклад в бережное собирание, восстановление и сохранение того, чего достигла лучшая кулинарная мысль и практика сибирских немцев.
Библиографический список
1. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Традиционная обрядность немцев Сибири. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 1998. — С. 76.
2. Указ. соч. — С. 72.
3. Музей археологии и этнографии Омского государственного университета (далее МАЭ ОмГУ). Ф. — I. 1997. Д. 181 — 1. Л. 10-11.
4. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Указ. соч. — С. 76.
5. МАЭ ОмГУ. Ф. — I. 1997. Д. 181 — 1. Л. 21.
6. Рублевская С.А., Смирнова Т.Б. Указ. соч. — С. 78.
7. Указ. соч. — С. 79.
8. Указ. соч. — С. 94.
9. Дитц Я. История поволжских немцев-колонистов. — М. : ГОТИКА, 1997. — С. 387.
10. МАЭ ОмГУ. Ф. — I. 1998. Д. 147 — 1. Л.11.
11, Seib E. Der Wolgadeutsche im Spiegel seines Brauchtums, // HB. 1967 - 1968, S, 145-209,
12, Рублевская С.А., Смирнова Т.Б, Указ, соч. — С, 81-82,
13, Дитц Я, Указ, соч. — С, 388,
14, Чернышева В,Г, Традиции и обряды немецкого населения Минусинского края // Немцы в Сибири: история, язык, культура: тезисы Международной научной конференции, г, Красноярск, 13 — 16 октября 2004 г, / отв. ред, В,А, Дятлова, — Красноярск, 2004, — С.110 — 111,
15, Рублевская С.А., Смирнова Т.Б, Указ, соч. — С, 93.
16, Указ, соч. — С, 95,
17, Указ, соч. — С, 93,
18, МАЭ ОмГУ, Ф, — I, 1996, Д. 174 — 1, Л.18.
19, Там же, 1998, Д. 147 — 1, Л.4.
20, Листова Н.М, Пища в обрядах и обычаях // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы, Исторические корни и развитие обычаев, — М., 1983, С, 164 — 165.
21, Филимонова Т.Д. Немцы // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы, Зимние праздники, — М., 1973, — С, 151 - 152,
22, МАЭ ОмГУ, Ф, — I, 1998, Д. 147 — 2, Л.8; 2007, Д. 189 — 1. Л, 1 — 3,
23, Там же, 1997, Д. 181 — 1, Л.37.
КУРМАНОВА Сулушаш Рахимжановна, аспирантка сектора этнографии.
644000 г. Омск-77, ул. Андрианова, 28.
Статья поступила в редакцию 09.02.2009 г.
© С. Р. Курманова
УДК 021(09] т. В. ГЛАЗУНОВА
Омский государственный технический университет
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1985-1991 г.)
Статья посвящена рассмотрению основных направлений деятельности библиотек технических вузов Западной Сибири в годы перестройки, определяются особенности этой работы. Исследование позволяет глубже осмыслить всю сложность работы во втузовских библиотеках в исследуемый период. Рассчитана на историков, преподавателей, а также интересующихся данной темой.
Ключевые слова: технические вузы, библиотеки, Западная Сибирь.
Утвержденное указом Президиумом Верховного Совета СССР в 1984 году «Положение о библиотечном деле в СССР» [1] определяло всю работу библиотек технических вузов в годы перестройки. Данное положение предоставило новые возможности для дальнейшего расширения масштабов библиотечного строительства в вузах Западной Сибири, определило социальные функции библиотек как идеологических, культурно-просветительных и научно-информационных учреждений.
В тех условиях в библиотечной работе происходил неуклонный, хотя и не безболезненный процесс избавления от устаревших представлений, формирование нового библиотечного мышления. В работе с читателями восстанавливалось все ценное из науч-
ного, методического и практического потенциала, и одновременно отрицались, отбрасывались дискредитировавшие себя взгляды, формы и методы обслуживания, в которых отражались догматизм и нетерпимость к иным взглядам и идеям.
В библиотеках технических вузов происходил процесс более тесного взаимоотношения библиотекаря и читателя как равноправных партнеров. Библиотечные мероприятия в основном были ориентированы на общечеловеческие ценности, усилилось внимание к личности, к семье.
Основными задачами библиотек технических вузов являлось:
1. Формирование фондов библиотеки.
2. Использование фондов библиотеки.