УДК 316
Тишкин Дмитрий Николаевич
соискатель Южно-Российского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Milena.555@mail.ru
Dmitry N. Tishkin
applicant of the Southern Russian institute managements - branch of the Russian academy national economy and state services at the Russian President Milena.555@mail.ru
Основные направления противодействия
организованной преступности в контексте преодоления угроз национальной безопасности россии
The main directions of
counteraction of organized crime in the context of overcoming of threats of national security of russia
Аннотация. В данной статье обосновывается идея о том, что борьба с организованной преступностью, направленная на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, должна иметь комплексный характер и включать в себя как меры уголовно-правового воздействия, так и другие способы борьбы с данным социально-негативным явлением, включающие использование механизмов противодействия основным источникам преступных доходов, нейтрализации международных связей отечественных преступных группировок, а также усилия общества и государства, связанные с формированием в массовом сознании населения российского общества устойчивого негативного отношения к преступности и деятельности соответствующих криминальных структур.
Ключевые слова: организованная преступность, национальная безопасность, преступная деятельность, борьба с организованной преступностью, государственная власть, угрозы национальной безопасности.
Annotation. The idea that the fight against organized crime aimed at providing national security of the Russian Federation has to have complex character locates in this article and include both measures of criminal and legal influence, and other ways of fight against this social and negative phenomenon including use of mechanisms of counteraction to the main sources of the criminal income, neutralizations of international relations of domestic criminal groups, and also efforts of society and the state connected with formation in mass consciousness of the population of the Russian society of steady negative attitude to crime and activity of the relevant criminal structures.
Keywords: organized crime, national security, criminal activity, fight against organized crime, government, threats of national security.
Одной из существенных угроз национальной безопасности современной России является организованная преступность. Необходимо учитывать то обстоятельство, что обеспечение национальной безопасности, как следует из «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», утвержденной Указом Президента РФ в 2009 г., имеет комплексный характер и не может сводиться исключительно к проблеме противодействия организованной преступности [1]. Обеспечение национальной безопасности предполагает осуществление деятельности, направленной на совершенствование системы и
принципов функционирования государственных и
,
наиболее актуальных проблем и противоречий, характерных для различных сфер общественной жизни, модернизацию экономики страны, реше-
ние проблем в области социальной политики, культурной и духовной жизни общества, что предусматривает проведение политической элитой страны выверенной внешней и внутренней политики, которая на современном этапе преимущественно обращена к решению вопросов -
[2], -циальных проблем. В то же время, совершенно очевидно, что в ряду угроз национальной безопасности страны деятельность организованных преступных формирований занимает особое место в силу некоторых особенностей нашей страны. Современная Россия, как известно, представляет собой страну с масштабным экономическим потенциалом: огромные территории российского
государства в комплексе со значительными при,
ископаемых не могут не привлекать интерес, в том числе и у представителей организованных криминальных структур, транснациональных преступных объединений. Расширение территориальных масштабов осуществления преступной деятельности вызывает необходимость в выработке оптимальных стратегий, определению перспективных направлений противодействия организованной преступности в современном россий-.
Как справедливо утверждают ВТ. Гайков и . . , ,
время международной и национальной практикой выработаны достаточно эффективные средства противодействия различным преступлениям, в том числе и транснационального характера, постоянные изменения в сфере деятельности организованных преступных формирований, совершенствование технологий совершения противо-, -
гального извлечения прибыли требуют соответствующей постоянной корректировки деятельности российского общества и государства в этой сфере [3]. Необходимость обеспечения национальной безопасности России предполагает дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы противодействия организованной преступности в нашей стране, принятие дополнительных мер организационно-правового и управленческого характера на государственном уровне для борьбы с рассматриваемым явлением.
Борьба с преступностью вообще и организационной преступностью в частности является одним из традиционных приоритетов государственной политаки: А.И. Долгова, к примеру, рассматривает ее как системную деятельность, включающую определенные структуры и подструктуры [4]. Указанная исследовательница выделяет несколько основных
направлений в рамках противодействия преступ-. -
сится общая организация борьбы с преступностью,
включающая соответствующую информационно,
прогнозирование и определение перспективных стратегий борьбы с преступностью, формирование и развитие нормативно-правовой базы противодействия преступной деятельности, практическую реализацию принятых государственных программ по борьбе с преступностью, координацию деятельности различных государственных органов, проти-, -
следований, направленных на выработку оптимальных стратегий противодействия преступности, подготовку профессиональных кадров, необходимых для борьбы с рассматриваемым социально,
общей правовой культуры, правового сознания, как
сотрудников правоохранительных органов, так и , -
знании устойчивых установок на законопослушное
,
в ее различных формах. Второе направление борьбы с преступностью включает в себя различные мероприятия по ее предупреждению, в том , -
ние преступной деятельности (в уголовно-правовой науке есть понятия общего, специального
и индивидуального предупреждения). И, наконец, третье направление государственной политики по противодействию преступной деятельности предполагает непосредственную правоохранительную деятельность, направленную на раскрытие преступлений, выявление лиц, виновных в их совер-,
уголовной ответственность, те. к наказанию и т.д.
В нашу задачу не входит детальный анализ всех выделенных направлений борьбы с преступностью в современной России. В данной работе мы стремимся проанализировать степень эффективности предпринятых российским государством на постсоветском этапе его развития ор--
по борьбе с организованной преступностью и на основе проделанного анализа выделить перспективные направления государственной политики противодействия криминальной активности
представителей организованных преступных .
основные этапы реорганизации государственных
органов, осуществляющих борьбу с организо-, -
тивности преобразований в данной сфере, включая и трансформацию соответствующей нормативно-правовой базы.
«Качественный рывок» в развитии организованной преступности в нашей стране произошел именно после распада Советского Союза, хотя определенные предпосылки для этого сформировались еще в так называемый позднесовет-ский период, в 1970-1980-е гг. В период 1990-х гг. деятельность организованных преступных формирований достигла больших масштабов, что оказалось возможным во многом вследствие
отсутствия эффективных государственных меха, ,
регулирования в условиях пореформенной России, что, в свою очередь, имело закономерным следствием разрастание теневой экономики и активное вовлечение в эту сферу организованных криминальных структур. С целью противостояния организованным преступным формированиям в 1989 г. на базе Министерства внутренних дел СССР было создано специализированное подразделение по борьбе с организованной преступностью, призванное координировать усилия органов внутренних дел в сфере борьбы с .
специализированных подразделений можно считать важной вехой в эволюции государственной политики по борьбе с организованной преступностью, поскольку в предшествующий историче-, -
ки, в Советском Союзе фактически замалчивалось существование такого социально, -
ступность, и только со второй половины 1980-х .
наличие такой проблемы, а создание рассматриваемых специализированных подразделений явилось своеобразным символическим актом,
свидетельствовавшим о том, что государство,
,
масштабов организованной преступной деятель.
Несмотря на прогрессивный характер нововведений, включивших образование специализированных подразделений по борьбе с организо-, -
нейшем стала подвергаться критике, как со сто- ,
сотрудников различных государственных ведомств, в том числе и руководителей ряда российских правоохранительных органов. Основные претензии к указанным подразделением были
связаны с постоянно ухудшающейся статисти-
,
преступной деятельности в Российской Федерации и свидетельствовавшей о постоянном увеличении числа преступлений, совершаемых организованными группами и преступными сообществами.
Низкая эффективность борьбы с организованной преступностью была отражена в известном докладе Генерального прокурора Ю.Я. Чайки, сделанном им на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов в Кремле «Организованная преступность, терроризм, экстремизм и коррупция душат Россию» 21 ноября 2006г. [5]. В рамках данного доклада Генеральным прокурором было отмечено, что «в статистике преступления, совершенные организованными группами, не превышают 1 % регистрируемой преступности», что говорит о высоком уровне латентности криминальной активности представителей организованных преступных формирований (по статистике в России также выявляется в среднем 10 % коррупци-,
привлекаются к ответственности всего в 5 % случаев). Организованная преступность в современной России внедрилась во все отрасли
,
разделе диссертационного исследования. При
этом, однако, уголовные дела о незаконном
,
налогов и других экономических преступлениях возбуждаются преимущественно в отношении представителей малого и среднего бизнеса,
практически не затрагивая крупных представи-
,
. -
рального прокурора РФ Ю.Я. Чайки, причиной данной ситуации являлась неудовлетворительная оперативная работа специализированных подразделений МВД.
Отметим, что среди представителей научного сообщества существуют и другие точки зрения относительно причин низкой эффективности борьбы с организованной преступностью в России в рассматриваемый период. Так, по мнению В. В. Тени-
таловой, данные причины связаны, в первую оче-
,
спужб по борьбе с организованной преступностью, а также с фактическим исключением из системы противодействия организованным криминальным структурам тех ведомств, которые объективно обладали наибольшими возможностями по противодействию данному негативному явлению: подразделений уголовного розыска и служб по борьбе с экономической преступностью и таможенными преступлениями [6]. Интересно, что, по мнению специалистов, наиболее сложные взаимоотноше-
ния у подразделений по борьбе с организованной преступностью складывались именно с этими пра-
.
- -
чественных правоохранительных органов неоднократно поднимался вопрос о целесообразности существования в России отдельного подразделения по борьбе с организованной преступностью. Многими отмечалась низкая эффективность деятельности отделов по борьбе с организованной ,
решить ту задачу, ради которой данные отделы и создавались: выявление и предотвращение организованных преступных сообществ [7].
Имеющаяся официальная статистика, отражающая количество зарегистрированных преступлений, с одной стороны, казалось бы, свидетельствует об улучшении ситуации с организованной
,
ежегодное снижение на протяжении последних нескольких лет количества зарегистрированных преступлений, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ. Так, в 2010 г., к примеру, участниками организованных преступных формирований было совершено 22251 преступление, а в 2013 г. - 15915.
, -
,
преступной организации: в 2010 г. таких было
8770, а в 2013 г. - 8086 [8]. В то же время, по
,
количественных показателей организованной преступности, а о повышении уровня ее латентности [9]. По мнению В. В. Меркурьева, выделенные статистические данные отражают реальный уровень реагирования на деятельность представителей организованных преступных формирований со стороны сотрудников правоохрани-, -
жение результативности в выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, совершенных организованными преступными сообществами, что является прямым следствием непродуманных реформ в системе МВД, связанных с ликвидацией Департамента по борьбе с организованной преступностью [10].
Результатом этих преобразований на практике
,
организации стали существовать практически :
оказалось разваленной существовавшая прежде система оперативного контроля за лидерами организованных преступных группировок, утрачены базы данных об участниках криминальных сообществ и соответствующая агентурная сеть.
По причине значительного расширения круга
,
организованной преступной деятельности в Рос,
,
заниматься одним и тем же, что не могло не привести к снижению эффективности правоохранительной деятельности [11].
В результате ликвидации подразделений УБОП произошел фактический развал функционировавшей прежде системы оперативного контроля за лидерами и активными участниками организован-
ных преступных формирований, а также другие
,
организации борьбы с организованной преступной деятельностью, следствием чего явилось снижение эффективности работы соответствующих пра-
,
наступательного эффекта в борьбе с криминалитетом, действующих механизмов получения, сбора, обработки, хранения, использования полученной .
адрес УБОП, «заотуги данного ведомства перед
Россией, как считает СБ. Алексеев, нельзя недо-»: -
нии многих лет удавалось осуществлять результативное противодействие групповой и организован,
«оказывалась бессильной». Так, в частности, именно УБОП успешно противодействовало вымогательствам, похищению людей, взятию заложников, осуществляло оперативное внедрение в банды и раскрывало сложнейшие экономические схе-. -фективности деятельности данного подразделения может служить ликвидация крупнейших организованных преступных сообществ: «шлнцевских», « », « », « »,
также наказание их лидеров [12].
Итак, подводя итоги, следует подчеркнуть, что в настоящее время очевидна острая необходимость в воссоздании в структуре МВД специальных подразделений для противодействия организованной преступности, поскольку ситуация в России складывается таким образом, что борьба с организованными преступными формированиями практически не осуществляется. Отсюда проистекает и ряд социально-негативных явлений, связанных с ростом этнической преступности, бандитизма, разбойных нападений и т.д. При этом необходимо учитывать то обстоятельство, что деятельность современных организованных преступных формирований характеризуется значительными отличиями от предыдущих периодов: организованные преступные структуры и сообщества в России сейчас
имеют тесные коррупционные связи с государ,
органами. Сложности в противодействии организованной преступности обусловлены тесными контактами лидеров отечественного криминалитета с
представителями государственных учреждений и
,
, -
тельство которых является необходимым условием эффективного развития такого бизнеса [13].
В результате в настоящее время мы можем наблюдать, с одной стороны, активное вовлечение преступных структур и сообществ в сферы экономики и политики, а с другой стороны, кри-
Литература:
1.
12.05. 2009 г. № 537 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 » // . 2009. 19 .
2. Верещагина А.В. Военно-политическая безопасность в системе социальной безопасности
:
минализацию значительного числа отечественных чиновников и бизнесменов [14]. Другая труд, -
нированием современной организованной пре-, -
единений на транснациональный уровень, активным вовлечением организованных преступных структур во внешнеэкономическую сферу, налаживанием криминальных связей с зарубеж-.
Принятие современным российским государством специальных мер, призванных усилить борьбу с организованной преступностью, представляющей в настоящее время реальную угрозу для национальной безопасности страны, предусматривает разработку комплексного закона о борьбе с организованной преступностью, призванного объединить отдельные правовые
нормы, регулирующие данную сферу правоохра-, -
,
успеха в противодействии организованной пре-. -ставителям политической элиты страны следует в целях усиления борьбы с организованной преступностью использовать широкий арсенал средств, к числу которых можно отнести институты конфискации имущества, ответственности . -ства на практике является едва ли не единственным высокоэффективным средством противодействия организованной преступности, поскольку сами организованные преступные формирования могут успешно функционировать только благодаря мощной экономической базе, материально-финансовым ресурсам, лишить которых представителей криминалитета можно
исключительно посредством конфискации. В то , -
щее время явно недостаточно для эффективного
противодействия организованным преступным
,
национальной безопасности страны.
, -
ствие организованным преступным формированиям, безусловно, необходимы, поскольку многие государственные правоохранительные структуры, взаимодействующие с представителями криминалитета и нередко контролируемые ими, объективно
не способны сколько-нибудь эффективно бороться
:
,
. -
,
, -
ранта от возможных злоупотреблений со стороны государственных учреждений и ведомств.
Literature:
1. Decree of the President of the Russian Federation of 12:05. 2009 № 537 «Strategy of national security of the Russian Federation till 2020» // Russian newspaper. 2009. May 19.
2. Vereshchagina A.V. Voyenno-politicheskaya safety in system of social safety of Russia: sociological foreshortening of a theoretical reflection /
рефлексии / AB. Верещагина, С.И. Самыгин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 4 С. 26-29.
3. Гайков ВТ. Организованная преступность как угроза национальной безопасности Российской
/ . . , . . // TerraEconomicus. Выпуск № 2-3. Том 11. 2013.
4. . .
борьбе с терроризмом. Общая часть : учеб. пособие. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. М., 2012. С. 54.
5. . .
на Всероссийском координационном совещании руководителей правоохранительных органов в Кремле «Организованная преступность, терроризм, экстремизм и коррупция душат Россию» 21.11.2006 г. URL: law.edu.ru>article/article.asp
6. . .
упразднения Управления по борьбе с организованной преступностью в рамках расследования и предупреждения заказных убийств. URL: lawlibrary.rrnarticle2119186.html.
7. Мельников Ю.Б. Противодействие организованной преступности и роль прокуратуры в этом
. , 2002.
8. . .
системы субъектов предупреждения организован: -
// . 2014. 5.
9. . . -
: // -- -
. : . 2012. . 29.
10. . . , -зованной преступности и правовая основа борьбы с
// 5 2013 .
«Противодействие организованной преступности:
». . :
, 2013.
11. . .
системы субъектов предупреждения организован: -
// . 2014. 5.
12. . . -
: // -- -
. : . 2012. . 29.
13. . . -ударства в условиях экономической глобализации: специфика рисков и угроз / С.И. Самыгин,
. . // . 2016. 1. . 169-177.
14. Самыгин СМ. Финансовая безопасность России: основные риски и направления государственного регулирования / С.И. Самыгин, A.B. Вереща// , -
общественные науки. 2014. № 12/3. С. 130-133.
A.V. Vereshchagina, Samygin S.I. // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2015. № 4. P. 26-29.
3. Gaykov V.T. Organized crime as threat of national security of the Russian Federation / V.T. Gaykov, V.I. Galkina // TerraEconomicus. Release № 23. Volume 11. 2013.
4. Dolgova AM. Деятельность prosecutor's offices on fight against terrorism. General part : ucheb. posoby. The academician of the Gen. of prosecutor's office Grew. Federations. M., 2012. P. 54.
5. The report of the Prosecutor General of the Russian Federation Yu.Ya. Chaika at the All-Russian coordination meeting of heads of law enforcement agencies in the Kremlin «Organized crime, terrorism, extremism and corruption smother Russia» 21.11.2006. URL: law.edu.ru>article/article.asp
6. Tenitilov V. V. Prichina of emergence and abolition of Management on fight against organized crime within investigation and the prevention of contract murders. URL: lawlibrary.ru>article2119186.html.
7. YU.B's millers. Counteraction of organized crime and a role of prosecutor's office in this process. Vladivostok, 2002.
8. Ivantsov S.V. Topical issues of development of system of subjects of the prevention of organized crime: state and prospects of improvement // Questions of management. 2014. № 5.
9. Alekseev S. V. Dynamics of group crime in Russia: statistics and reality//Bulletin of the Southern Ural state university. Series: Right. 2012. Issue 29.
10. Merkuryev V. V. A state, tendencies of organized crime and a legal basis of fight against her // Materials of a round table of March 5, 2013 «Counteraction of organized crime: legislative and practical aspects». M. : State Duma of the Russian Federation, 2013.
11. Ivantsov S.V. Topical issues of development of system of subjects of the prevention of organized crime: state and prospects of improvement // Questions of management. 2014. No. 5.
12. Alekseev S.V. Dynamics of group crime in Russia: statistics and reality // Bulletin of the Southern Ural state university. Series: Right. 2012. Issue 29.
13. Samygin S.I. Financial safety of the state in the conditions of economic globalization: specifics of risks and threats / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // Humanist of the South of Russia. 2016. № 1. P. 169-177.
14. Samygin S.I. Financial safety of Russia: main risks and directions of state regulation / S.I. Samygin, A.V. Vereshchagina // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2014. №12/3. P. 130-133.