Тишкин Дмитрий Николаевич Tishkin Dmitry Nikolayevich
старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Волгодонского филиала Ростовского юридического института МВД России.
Senior Lecturer, Department of Special Disciplines, Volgodonsk branch of the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. Тел.: 8 (928) 192-33-22.
Самыгин Петр Сергеевич Samygin Petr Sergeevich
профессор кафедры теории и истории государства и права Ростовского государственного экономического университета доктор социологических наук, доцент.
Professor, Department of Theory and History of State and Law, Rostov State University of Economics, Doctor of Sociology, Associate Professor. E-mail: samygin78@yandex.ru
УДК 343.34 ББК 67
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
International organized crime as a threat to national security of the Russian Federation
В статье анализируются характер и основные тенденции развития международной организованной преступности, выступающей в качестве угрозы национальной безопасности Российской Федерации. Отмечается, что усиление профессионализма и организованности является одной из характерных и опасных тенденций развития современной транснациональной организованной преступности, представляющей серьезную угрозу для российского общества и государства. В связи с этим авторы указывают на необходимость определения перспективных направлений государственной политики по борьбе с транснациональными организованными преступными формированиями, обеспечению национальной безопасности нашей страны.
Ключевые слова: преступность, организованная преступность, международная организованная преступность, национальная безопасность.
The article considers the character and basic tendencies of the development of international organized criminality as the threat of national security of Russian federation. Intensification of the professionalism and organization, which become the most dangerous tendencies of the development of transnational organized criminality as the serious threat for Russian state and society. Authors specify on here results the necessity of definition of the perspective directions of state politics for struggle with transnational organized formations and achievement of national security of our country.
Keywords: criminality, organized criminality, international organized criminality, national security.
Современный период развития мирового сообщества характеризуется широким распространением транснациональной организованной преступности, создающей реальную угрозу для национальной безопасности отдельных государств, в том числе и Российской Федерации. Международная, или транснациональная, организованная преступность была выделена в качестве одной из наиболее значительных угроз и вызовов нового тысячелетия на 59-й сессии Генеральной Ассамб-
леи ООН в 2004 году: на этой сессии, в частности, было отмечено, что рассматриваемый тип организованной преступности в настоящее время посягает на коллективную безопасность, что обусловливает необходимость координации усилий различных государств, направленных на обеспечение мирового правопорядка. Данное обстоятельство нашло отражение в утвержденной Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. В пунк-
те 43 данной Стратегии отмечается, что «деятельность преступных организаций и группировок», в том числе, транснациональных, связанная с «незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми», относится к числу «основных угроз государственной и общественной безопасности» [1].
Деятельность организованных преступных формирований создает множество угроз для национальной безопасности Российской Федерации, однако политику современного Российского государства отличают непоследовательность и противоречивость. В то же время деятельность многочисленных правоохранительных органов, задачами которых является борьба с организованными криминальными группировками, многие эксперты признают как малоэффективную. Необходимо отметить, что повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, а также разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня криминализации общественных отношений были отнесены упомянутой выше Стратегией национальной безопасности Российской Федерации к числу одних из наиболее приоритетных задач Российского государства [1]. Данные обстоятельства указывают как на теоретическую, так и на практическую значимость исследования функционирования международной организованной преступности в контексте национальной безопасности современной России, предусматривающего определение перспективных направлений государственной политики по борьбе с транснациональными организованными преступными формированиями, обеспечению национальной безопасности нашей страны.
Невзирая на то, что организованная преступность как изменчивое явление зависит от характеристик конкретной социальной среды, она одновременно имеет общие черты, характерные для различных пространственно-временных условий [2, с. 119]. Эти черты включают в себя существование организованных формирований, четкую систе-
му управления и сплоченности их участников, а также строгую криминальную иерархию структур и их членов, совершенствования уже существующих норм поведения, дисциплинарных правил для участников преступных сообществ и ужесточения наказаний для нарушителей законов. Отдельно можно выделить постоянную основу при совершении преступных деяний, а также наличие у организованных преступных структур конфиденциально функционирующего механизма собственных разведывательных подразделений и значительных финансовых ресурсов. Посредством инициирования коррупционных связей, в том числе в государственных структурах, организованная преступность способна оказывать деструктивное воздействие на легитимные общественные отношения. Организованная преступность опасна для успешного и эффективного функционирования государства и общества тем, что оказывает сильное негативное влияние на политическую, национальную сферы общественной жизни, а также экономику страны, стремится осуществлять контроль «за властными, управленческими, хозяйственными структурами, которые используются организованными преступными группировками в целях незаконного извлечения выгоды» [2, с. 119].
Можно констатировать, что, по мнению отечественных исследователей, организованную преступность необходимо рассматривать в постоянной и неразрывной взаимосвязи с преступным бизнесом и криминальной экономикой. Так, с нелегальными финансовыми потоками и криминальной экономикой организованную преступность связывает В. В. Лунеев (организованная преступность, с точки зрения данного ученого, непосредственно проявляется в совершении массовых ограблений, насилия, заказных убийств, похищений людей, захвате заложников, рэкете, терроризме и т. п.) [3, с. 288]. А. И. Долгова, разбирая сущностные характеристики организованной преступности, приходит к выводу, что последнюю отличает тесное «вплетение» в экономику, вторжение в национальную и политическую сферы общественной жизни, а также постоянное стремление осуществлять контроль за хозяйственными, управленческими и властными
структурами, используемыми «преступными группировками в целях незаконного извлечения прибыли» [4, с. 6]. Автор рассматривает организованную преступность в качестве системы преступных группировок, осуществляющих криминальную деятельность как при помощи собственных структур, так и государственных организаций, институтов гражданского общества. Здесь необходимо отметить, что использование понятия «организованная преступность» на практике вызывает определенные трудности. Дело в том, что при его трактовке неизбежно возникают проблемы нормативного, теоретического и практического характера, в частности, существуют сложности с соотношением термина «организованная преступность» с такими понятиями, как «организованная группа» и «преступное сообщество». Отличительной чертой организованной преступности является то, что она представляет собой сложную систему преступных формирований, занимающихся широкомасштабной криминальной деятельностью, создающей для этого благоприятные условия, используя собственные конфиденциальные преступные структуры, выполняющие различные функции [5, с. 25].
Понятие «система», употребляемое по отношению к организованной преступности, не просто обозначает факт того, что большое количество организованных преступных формирований входит в ее структуру, но и подчеркивает их органическую целостность, наличие постоянных устойчивых взаимосвязей между этими формированиями, стремление к созданию благоприятных для преступной деятельности условий, ее развития, роста и легализации криминальных доходов. Организованная преступность в современной трактовке позволяет рассматривать ее как преступность корпоративного типа. Установление скрытой диктатуры организованных криминальных группировок над законопослушным обществом и его членами, а также различными государственными органами, включая и правоохранительные, является одним из основных направлений деятельности организованной преступности.
Организованная преступность в настоящее время характеризуется устойчивой общерегиональной и межрегиональной связью образую-
щих преступное сообщество криминальных групп, стремящихся контролировать определенную территорию. Сплочение преступной среды достигается посредством подавления легитимных государственных структур, что, в свою очередь, необходимо для извлечения и приумножения преступного капитала.
Будучи изменчивым явлением, организованная преступность, вне всякого сомнения, зависит от характеристик конкретной социальной среды, однако, несмотря на данную особенность, она, как указывает С. В. Ванюш-кин, имеет определенный набор общих для различных «пространственно-временных условий» черт, к числу которых относятся: наличие организованных формирований преступного характера и сплоченность их членов, определенную специфическую для этих формирований управленческую систему, своеобразную иерархию криминальных структур и входящих в них преступных элементов, осуществление преступлений на постоянной основе, выработку, совершенствование собственных дисциплинарных правил и норм поведения и соответствующей системы наказаний для нарушителей данного «криминального кодекса поведения», планирование осуществляемых преступлений, для совершения которых используются различные средства, начиная от разведки и ресурсов материально-финансового характера и заканчивая деструктивным влиянием на общественные структуры, государственные органы, которые могут использоваться в криминальных целях на основе широких коррупционных связей [6, с. 10]. Устойчивое функционирование рассматриваемых криминальных формирований достигается на основе сохранения и развития соответствующих организационно-структурных форм, обеспечивающих совершение различных преступлений, среди которых типичными для организованных преступных структур являются бандитизм, кражи, грабежи, разбои, мошенничество, контрабанда, похищение людей и т. п.
Достижения в технической и научной сферах, к сожалению, способствуют развитию различных направлений организованной криминальной деятельности, появлению ее новых видов, повышению уровня организованности и сплоченности преступных формирований. Обстоятельством, свидетельствующим об уг-
розах организованной преступности для национальной безопасности России, является тот факт, что современная организованная преступность, имея транснациональный характер, развивает международные связи с преступными сообществами и организованными группами множества зарубежных государств. В настоящее время выход организованных преступных формирований на международный уровень создает реальную угрозу стабильности развития как конкретных государств, так и в целом мирового сообщества. В специальных криминологических исследованиях отмечается, что такая форма преступной деятельности, как организованная группа, получает широкое распространение в современном мире и характеризуется тем, что криминальные элементы, входящие в ее состав, осуществляют преступную деятельность на основе профессионализма, находя опору при ее реализации в межрегиональных и межгосударственных связях, хорошо отлаженных схемах сбыта имущества и легализации доходов, приобретенных незаконным способом. Преступная деятельность рассматриваемых криминальных групп заранее определяется и планируется, что имеет неизбежным следствием возрастание вреда, причиняемого представителями криминальных структур интересам общества и государства.
По мнению И. В. Щеблыкиной и В. В. Звягинцева, международная, или транснациональная, организованная преступность имеет общие с внутригосударственной организованной преступностью черты [7, с. 250]. В то же время ее отличают признаки, к числу которых можно в первую очередь отнести: игнорирование национальных границ при достижении членами международных преступных сообществ своих криминальных целей, связанных с незаконным извлечением прибыли; глобальный масштаб осуществляемых ими операций; распространение криминальной деятельности за пределы государства. Современные международные преступные группировки характеризуются высокой мобильностью, развитой инфраструктурой, позволяющей осуществлять эффективную коммуникацию, развивать широкие международные связи. Что же касается так называемых транснациональных преступлений, то они могут совершаться на территории нескольких государств; возможна та-
кая ситуация, когда подобное преступление совершается в одной стране, однако подготовка к его совершению, необходимое планирование и руководство осуществляется в другой стране и т. д.
Некоторые исследователи отмечают, что международная организованная преступность в настоящее время становится важным фактором, влияющим на мировую политику. Д. В. Балуев полагает, что подобное усиление роли транснациональных преступных группировок обусловлено, с одной стороны, тем, что они нередко не встречают должного противодействия со стороны правительств тех стран, в которых они функционируют, а, с другой стороны, расширение экономического взаимодействия, торговли между различными странами облегчает сокрытие нелегальных сделок и перемещений товаров, что обусловлено объективной невозможностью для правоохранительных и таможенных структур отдельных стран осуществлять проверки всех грузов и людей, проникающих на их территорию [8, с. 198]. Применительно к международной организованной преступности можно говорить о негативных эффектах глобализации, также способствующей росту данных преступных объединений. Так, рост мобильности и прозрачности границ, международной торговли и глобальной финансовой системы, возникновение так называемых глобальных городов благоприятствует установлению широких криминальных контактов, созданию «криминального космополитизма», включающего преступников из различных стран, которые совместно планируют и осуществляют различные преступные деяния. Наряду с этим, процесс глобализации сопровождается появлением национальных и глобальных информационных инфраструктур, что, в свою очередь, предоставляет транснациональным группировкам возможность для совершения компьютерных преступлений.
В соответствии с итоговым выводом, сделанным Д. В. Балуевым, объективные реалии развития современного мирового сообщества характеризуются утратой государствами контроля над глобальными рынками, что имеет неизбежным следствием развитие неформальной или теневой экономики, увеличение по-
токов незаконных товаров, нелегальной иммиграции, что становится серьезной проблемой для правящей элиты данных государств [8, с. 200] . В качестве других негативных эффектов глобализации, связанных с преступностью, можно выделить рост преступлений в сфере интеллектуальной собственности, развитие интеллектуального транснационального пиратства, увеличение числа изготавливаемых фальшивых денег и продуктов. Россия как страна с огромным экономическим потенциалом, имеющая обширные территории и богатые природные ресурсы, не может не вызывать интерес у лидеров международных преступных сообществ. В специальных исследованиях отмечается, что в настоящее время особую угрозу как для Российской Федерации, так и для других стран мира, представляют новые формы активизации жизнедеятельности организованных групп и преступных сообществ (ОГиПС), опирающиеся на усовершенствованные методы функционирования криминальных механизмов, усложненные схемы и способы извлечения криминальных доходов [9, с. 652].
Следовательно, современной международной организованной преступности присущи такие характерные черты, как вовлечение в преступные деяния высококвалифицированных специалистов, использование последних достижений науки и техники, наличие и распределение большого объема материальных благ и их нелегальный оборот. Эти факторы неизбежно влекут за собой концентрацию в руках лидеров организованной преступности власти экономической, тесно взаимосвязанной с политической, а также транснациональный характер совершаемых преступлений, соответствующий планируемый размах криминальных операций, что, в свою очередь, предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество преступников, являющихся гражданами различных государств мира. Необходимо отметить, что основные направления деятельности, характерные для общей организованной преступности, совпадают и практически идентичны тем, которыми занимаются транснациональные организованные преступные формирования. Легализацию (отмывание) денежных средств, приобретенных в результате совершения преступлений, различные виды экономической преступности, незаконное обращение
наркотиков, оружия, контрабанду, терроризм, преступления в сфере компьютерных технологий, торговлю людьми, незаконную миграцию, рейдерские захваты, коррупцию и так далее, можно отнести к числу наиболее распространенных преступлений, совершаемых организованными криминальными сообществами транснационального масштаба.
Рассматривая международную, или транснациональную, преступность с точки зрения ее влияния на национальную безопасность, к числу соответствующих преступлений, создающих реальную угрозу для любой страны мира, можно отнести первостепенно преступные деяния террористической и экстремистской направленности, а также торговлю людьми, наемничество, незаконный оборот оружия, ядовитых, радиоактивных веществ и наркотических средств, все международные экономические преступления. В настоящее время в мире, по данными специальных исследований, насчитывается около 500 террористических организаций, а совокупный бюджет террористической деятельности ежегодно составляет, от 5 до 20 млрд долларов США.
Между тем опасность организованной преступности, помимо многих причин, обусловлена тем обстоятельством, что практически все направления ее деятельности связаны с проявлением насилия в разных формах. Насилие может осуществляться как с целью защиты подконтрольной преступным группировкам части доходов и территорий, так и в отношении различных групп населения для получения незаконных средств криминального происхождения. Рассматриваемое насилие может исходить как от непосредственных представителей преступных группировок, так и от тех индивидов, которые каким-то образом связаны с их криминальной деятельностью, например, являются получателями незаконных услуг и товаров. Так, многие преступления совершаются гражданами, имеющими наркотическую зависимость, приобретающими наркотические вещества у представителей преступного мира: среднестатистический героиновый наркоман, совершает около 200 преступлений ежегодно с целью получения материальных средств для приобретения незаконных веществ. Различные проявления нарушения прав человека неразрывно связаны с множеством
направлений деятельности организованных преступных группировок: речь здесь может идти о нарушениях прав человека на жизнь и личную безопасность, неприкосновенность и свободу личности, а также имущественных прав. Рассматривая различные виды угроз национальной безопасности, создаваемых организованной преступностью, нельзя не отметить угрозы общественной стабильности и эффективному государственному функционированию, монополии государства в обществе. Крупные криминальные группировки стремятся к установлению на подконтрольных им территориях так называемой силовой монополии, которая может существовать как при содействии коррумпированных служащих муниципальных и государственных структур и ведомств, так и посредством насильственных действий, различных террористических акций, имеющих целью подчинение представителей чиновников и криминалитета установленным преступным миром правилам поведения.
Исходя из вышеизложенного организованная преступность, в том числе международная (транснациональная) преступность, негативно воздействует на политику государства, препятствует развитию различных сфер жизни общества, создает угрозу безопасности граждан. Деятельность организованных преступных формирований может приобрести широкий масштаб в условиях общест-
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск. 2015. 31 декабря.
2. Тишкин Д. Н. Методологические проблемы исследования организованной преступности как угрозы национальной безопасности // Экономические и гуманитарные исследования регионов: научно-теоретический журнал. 2016. Вып. 2.
3. Лунеев В. В. Преступность XX века. Мировой криминологический анализ. М., 1997.
4. Организованная преступность. Проблемы, дискуссии, предложения /под ред. А. И. Долговой, С. В. Дьякова. М., 1993.
венной нестабильности того или иного государства, во время кризисных или переходных периодов, характеризующихся некоторым ослаблением функций государства, оказывающегося неспособным противостоять криминальным структурам. Ситуационная обстановка может также усугубляться еще и вследствие того, что в условиях кризисно-сти и общественной нестабильности криминалитет может проявлять заинтересованность в расшатывании устоев государства и общества, влиять на регулирование общественных отношений, подрывать авторитет государства и т. п. Криминальные группировки в случае, если государство оказывается не в состоянии справиться с увеличением преступности и активизацией организованных преступных сообществ, могут, наряду с частичной нейтрализацией правоохранительных государственных структур, осуществить и вхождение своих представителей в органы власти, как законодательной, так и исполнительной, что будет означать окончательное сращивание преступности с государством.
Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что организованная преступность, относящаяся к социально-негативном явлениям и представляющая серьезную реальную опасность для общества, является одной из существенных угроз национальной безопасности государств.
Bibliography
1. Edict of President of the Russian Federation of 31 -th of December 2015 «About Strategy of the national security of the Russian Federation // Russian gazette. Federal issue. 2015. 12 December.
2. Tishkin D. N. Methodological problems of research organized crime as threats national security // Economical and humanitarical researches of the regions: scientific theory journal. 2016. №2.
3. Luneev V. V. Criminality of the 20-th century. World criminological analysis. Moscow, 1997.
4. Organized criminality. Problems, discussions, suggestions /under ed. of A. I. Dolgova, S. V. Diakov. Moscow, 1993.
5. Dolgova A. I., Evlanova O. A. Methods of analysis of organized criminality. Moscow, 2005.
5. Долгова А. И., Евланова О. А. Методика анализа организованной преступности. М., 2005.
6. Ванюшкин С. В. Организованная преступность в реформируемой России и направления борьбы с ней: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999.
7. Щеблыкина И. В., Звягинцев В. В. Транснациональная организованная преступность как угроза безопасности государств - участников Содружества Независимых Государств: некоторые проблемы теории и практики // Пространство и время. 2014. № 4 (18).
8. Балуев Д. В. Транснациональные преступные объединения как новый актор в мировой политике // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2004. № 1.
9. Байков Д. М. Экспансия организованной преступности как угроза национальной безопасности России // Молодой ученый. 2014. № 8.
6. Vanushkin S. V. Organized criminality in the reforming Russia and directions of struggle with it: abstract dis. ... PhD in law. Moscow, 1999.
7. Scheblikina I. V., Zviagintsev V. V. Transnational organized criminality as the threat of security of Commonwealth of Independent States: some problems of theory and practices // Space and time. 2014. № 4 (18).
8. Baluev D. V. Transnational crime unions as the new actor in world politics // Bulletin of Nizniy Novgorod University. 2004. № 1.
9. Baikov D. M. Expansion of organized criminality as the threat of security of the Russian Federation // Young researcher. 2014. № 8.