УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 150, кн. 4 Гуманитарные науки 2008
УДК 316.356.2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ СУПРУЖЕСКОГО НАСИЛИЯ В ОТНОШЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
А.Б. Фахретдинова Аннотация
В статье анализируются причины широкой распространенности и трудности преодоления явления супружеского насилия в отношении женщины в современном российском обществе. На основе результатов эмпирического исследования предлагаются шаги, которые необходимо предпринять для того, чтобы искоренить этот социально негативный, деструктивный феномен.
Ключевые слова: семья, общество, супружеское насилие, преодоление супружеского насилия, семейные отношения.
Семья нередко рассматривается как частная сфера жизни людей, однако насилие в отношении супруги представляет собой нарушение прав человека, поэтому государственные органы должны предпринимать шаги по оптимизации ситуации в этой области.
Признав супружеское насилие по отношению к женщине злободневным и угрожающим явлением, мировое сообщество в лице Организации Объединенных Наций в 1992 г. приняло специальную Декларацию об искоренении насилия в отношении женщин. В документе насилие в отношении женщин определяется как «любой совершенный на основании полового признака акт насилия, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психологическому здоровью женщины или страдания, а также угрозы совершения таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы, будь то в общественной или личной жизни» [1]. Историческое значение Декларации заключается в том, что в ней не только обозначена проблема насилия, но и сформулирован комплекс мер по борьбе с «этим социальным злом» [2, с. 111].
В соответствии с платформой Четвертой Всемирной конференции по положению женщин, которая состоялась под эгидой ООН в Пекине в сентябре 1995 г., домашнее насилие1 названо «эпидемией» в большинстве стран по всему миру, проблемой, требующей решения на государственном уровне. В 1996 г. ООН рекомендовала государственным законодательным органам специальный Модельный закон с целью преодоления несовершенства уголовного и гражданского законодательства для предупреждения насилия в семье [3, с. 68].
1 Смысловое содержание термина «домашнее насилие» в данном случае является адекватным содержательной стороне термина «супружеское насилие».
В данном законе определяются сущность и формы супружеского насилия, описывается механизм подачи жалоб пострадавшими, процедура выдачи охранного ордера1, устанавливаются права жертв, обязанности полицейских, служащих юстиции и суда, выделяются меры, направленные на оказание экстренной помощи и помощи не экстренного характера и т. д. [2, с. 113].
В США, Канаде, Австралии, Израиле, Чили и многих других странах такие законы приняты, а в России - нет. И это притом, что согласно результатам исследований в данной области: с каждым годом наблюдается только увеличение числа преступлений, совершенных в семье. В то же время следует отметить, что отсутствие специального закона негативно сказывается на осознании проблемы супружеского насилия на государственном уровне. Так, например, не ведется официальная статистика фактов насилия в семье не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Федерации.
Пострадавшие от супружеского насилия в нашем обществе нередко вынуждены мириться с нескрываемой враждебностью и скептическим отношением. При попытках подать заявление в милицию, а также в процессе расследования и передачи дела в суд жертвы сталкиваются с целым рядом препятствий, в числе которых традиционные гендерные стереотипы общества, бедственное социально-экономическое положение, неэтическое поведение сотрудников правоохранительной системы, волокита, несоответствие системы предварительного следствия и правосудия требованиям ресоциализации потерпевшего [4, с. 97]. Среди специалистов государственных организаций, имеющих прямое или косвенное отношение к разрешению проблемы супружеского насилия, распространены установки, виктимизирующие жертв насилия, которые воспринимаются как неполноценные и зависимые. Очень часто сексуальное насилие между супругами правоохранительными структурами вообще не рассматривается как уголовное преступление [5, с. 11-12]. Серьезным упущением является и то, что по нашим законам мужа-обидчика в отделение милиции без заявления пострадавшей забрать нельзя. В случае же судебного иска обвинение не ищет доказательств, а адвокат имеет дело лишь с теми фактами, которые установило следствие [6, с. 31]. Кроме того, анализ российской судебной практики показывает, что, как правило, у мужа-насильника всегда имеется адвокат (иногда он предоставляется государством бесплатно), а женщина-жертва вынуждена отстаивать свои права на следствии и в суде самостоятельно [7, с. 8].
Сотрудники российских правоохранительных органов сегодня действуют в рамках уголовно-правовой доктрины, в соответствии с которой насилие, совершенное в общественном месте, представляет большую опасность и интерес по сравнению с такими же действиями, совершенными внутри семьи [5, с. 105]. Такое восприятие проблемы представляется нам неверным, поскольку насилие со стороны близкого человека, который по определению должен быть опорой и
1 Охранный ордер может предусматривать следующие меры: удерживать обидчика от причинения повторного вреда жертве, ее детям и лицам, которые предоставляют ей помощь; предписать ответчику покинуть общий дом проживания независимо от того, кто им владеет; предписать насильнику обеспечить жертве доступ к использованию ее личного имущества; урегулировать его допуск к детям; удерживать ответчика от любых контактов с истицей; запретить ему владение огнестрельным оружием; предписать ответчику оплатить расходы истицы на лечение или пребывание в убежище и т. д.
поддержкой, наносит значительно больший психологический ущерб, чем насилие со стороны постороннего человека.
Помимо сотрудников правоохранительных органов с проблемой супружеского насилия сталкиваются и эксперты в области здравоохранения, права, социального обеспечения, системы образования и другие. Они в своей работе также очень часто не руководствуются определенными должностными инструкциями и нормативными актами - у них сложилось свое личное мнение о насилии в семье (например, представление о том, что не следует вмешиваться в «дела семейные»), которое оказывает большое влияние на их профессиональную деятельность [8]. Факт некомпетентности специалистов соответствующих служб, руководствующихся при работе с участниками насильственных взаимоотношений в семье патриархатными гендерными стереотипами, получил подтверждение в ходе эмпирических исследований, проведенных рядом российских социологов [5, с. 102-116]. Причем исследования показывают, что некомпетентность проявляется не столько в неинформированности в отношении масштабов и серьезности проблемы, сколько в банальном нежелании помочь.
Трудности в предупреждении рассматриваемого феномена в России заключаются не только в недостатках применения действующего законодательства, в пробелах в деятельности правоохранительных органов, медицинских и социальных работников. Препятствием на пути преодоления супружеского насилия является также недостаточное осознание женщинами своих прав и неумение отстаивать их в суде, низкая информированность о существующих системах защиты и поддержки, гендерно-стереотипная социализация женщин, дискриминация на рынке труда. Важным моментом является и предубежденное восприятие проблемы супружеского насилия рядовыми членами общества.
Эмпирическое исследование на тему «Отношение населения г. Казани к проблеме супружеского насилия», проведенное в 2006 году1, показало, что у большинства респондентов термин «насилие в семье» ассоциируется преимущественно с применением физической силы (среди мужчин - 45.4%, среди женщин
- 43.2%). Лишь 20.1% опрошенных (из них больше женщин, нежели мужчин) считают, что угрозы, унижения, оскорбления также относятся к актам насилия. А 18.7% вообще затруднились в определении этого феномена.
Говоря о помощи пострадавшим в ситуации супружеского насилия, более 12% респондентов сошлись на следующем: в том случае, если они станут свидетелями насилия во взаимоотношениях супругов, они не будут вмешиваться в «их личное дело». 85.73% опрошенных заняли активную позицию: 51.32% -постарались бы примирить супругов, 22.48% - вызвали бы милицию, остальные помогли бы советом, например порекомендовали бы жертве обратиться в милицию, в больницу, к психологу, к Богу и т. д. Таким образом, согласно полученным ответам, большинство опрошенных настроено на мирный лад - примирение супругов. Что не удивительно, поскольку многими респондентами
1 Анкетный опрос на тему «Отношение населения г. Казани к проблеме супружеского насилия» был проведен летом 2006 года, опрошено 400 горожан. Целевая группа: жители г. Казани трудоспособного возраста от 18 до 60 лет. Выборка целенаправленная, определялась согласно квотным параметрам, выделенным Госкомстатом Республики Татарстан: пол, возраст, образование, национальная принадлежность на основе данных последней переписи населения России 2002 г.
феномен супружеского насилия воспринимается весьма терпимо. 28% опрошенных считают, что побои - это «семейное дело», более 15% - исходят из того, что супружеское насилие - редкое явление, а более 6% верят в истинность поговорки «Бьет - значит любит». Отсюда получаем следующее - 10% опрошенных в существовании супружеского насилия винят саму жертву, почти 6% респондентов считают, что пострадавший в результате супружеской агрессии должен молчать, никому не говорить о существовании насилия в семье.
Среди рекомендаций респондентов по профилактике супружеского насилия наиболее популярными вариантами стали: выделение преступлений в рамках семейного насилия в отдельную главу Уголовного Кодекса РФ (24.65%), беседы в семьях, организованные участковыми милиционерами, социальными работниками (20.53%), административные воздействия, экономические санкции к насильнику (17.82%), социальная защита жертв насилия (16.35%), образовательные программы в учебных заведениях, ориентированные на осуждение супружеского насилия (11.94%).
Обобщая приведенный выше анализ, можно констатировать, что на пути преодоления проблемы супружеского насилия возникает ряд преград, которые обнаруживаются как на социальном, так и на индивидуальном уровне [9]. Среди них: отсутствие на законодательном уровне формулировки «супружеское насилие»; существование в обществе патриархатных гендерных стереотипов, «легитимирующих» насилие в отношении женщины в семье, и, как следствие, недооценка серьезности проблемы супружеского насилия на уровне обыденного сознания; отсутствие нормативной базы для регуляции профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, работников здравоохранения, социальной защиты и т. д.; отсутствие налаженной системы оказания помощи, как жертвам, так и домашним насильникам.
Следовательно, работу по преодолению супружеского насилия сегодня надлежит развивать как минимум в следующих шести направлениях.
1. Образовательно-воспитательное направление:
- обучение персонала учреждений социальной защиты, медицинских, правоохранительных и других с целью внедрения единого понимания проблемы супружеского насилия над женщиной и обучения правилам ведения беседы с пострадавшими для выявления случаев насилия, распространение информации по эффективному вмешательству в ситуацию супружеского насилия, совершенствование навыков и методов работы с пострадавшими и правонарушителями;
- внедрение в систему государственной социальной защиты образовательных программ по предупреждению насилия, тренингов, специальных курсов по гендерной тематике;
- реализация государственной политики, направленной на преодоление социокультурных гендерных стереотипов патриархатного общества, избавление от устоявшихся обычаев, традиций, неадекватно трактуемых религиозных предписаний, «узаконивающих» насилие в отношении женщины в семье, популяризация эгалитарной модели внутрисемейных взаимоотношений;
- воспитание и обучение подрастающего поколения исходя из идеала ненасилия и неприемлемости половой дискриминации, установки на гендерное равенство мужчин и женщин в публичной и приватной сферах;
- осуждение феномена супружеского насилия на уровне социума, признание его в качестве серьезной социальной проблемы, привлечение общественного интереса к нему силами средств массовой информации;
- проведение образовательных мероприятий по изменению отношения общества к проблеме супружеского насилия над женщиной при участии средств массовой информации;
- внедрение в деятельность журналистов этики репрезентаций вопросов, связанных с супружеским насилием, с целью отказа от освещения данной проблемы в примитивном ключе - как темы карикатур и анекдотов.
2. Нормотворческое направление:
- принятие закона о насилии в семье, введение понятия «супружеское насилие», его видов и форм на законодательном уровне, с акцентом на то, что насилие в семье не менее серьезно для личности, чем насилие, совершенное вне дома незнакомым человеком;
- осуществление правовой реформы в плане регулирования законом механизма подачи жалоб пострадавшими;
- введение практики охранного ордера, выдаваемого по заявлению пострадавшей, ее родственников, социальных работников;
- совершенствование навыков и методов работы сотрудников здравоохранения, социальной защиты, милиции как с жертвами, так и с обидчиками;
- определение мер оказания экстренной помощи, а также правил, регулирующих действия сотрудников правоохранительных органов, суда и других специалистов, непосредственно сталкивающихся с фактами супружеского насилия, которые будут отображены в соответствующих должностных инструкциях;
- предоставление женщинам, подвергшимся супружескому насилию, в суде общественных защитников;
- разработка форм протоколов для медицинских работников и сотрудников правоохранительных органов с целью определения, документирования и ведения отчетности о случаях супружеского насилия для раннего выявления фактов правонарушений [5, с. 125].
3. Исследовательско-статистическое направление:
- проведение научных исследований, сбор статистических данных на основе гендерного подхода для восполнения недостатка информации о проблеме супружеского насилия: о масштабах его распространенности, о видах применяемого насилия, о половозрастном составе групп жертв и насильников и т. д.;
- ведение отчетности о случаях супружеского насилия медицинскими работниками и сотрудниками правоохранительных органов для раннего выявления фактов нарушения; создание общей базы данных о фактах насилия в семье;
- анкетирование жертв супружеского насилия сотрудниками кризисных центров с целью проследить динамику насильственных отношений в семье и оценить эффективность оказанной помощи;
- изучение социально-демографического состава группы участников насильственных взаимоотношений в семье количественными и качественными социологическими методами для применения полученных результатов в подготовке программы профилактических мер на уровне отдельных социальных групп, направленных на оптимизацию ситуации насилия в семье.
4. Социально-реабилитационное и профилактическое направление:
- расширение сети кризисных центров, предоставляющих непосредственную помощь жертвам супружеского насилия в виде консультаций психологов, юристов и других специалистов, помогающих составить план личной безопасности пострадавшей; организация служб телефонов доверия по проблеме супружеского насилия;
- расширение системы оказания помощи пострадавшим от супружеского насилия (например, на базе общественных организаций можно оказывать содействие жертвам насилия в трудоустройстве, внедрять методики семейной терапии, создавать убежища - общественные приюты для укрытия женщин в кризисной ситуации и т. д.);
- интеграция в практическую деятельность государственных социальных учреждений коррекционно-реабилитационной психосоциальной программы для людей, подвергшихся супружескому насилию или подвергающих насилию членов семьи, детей, ставших свидетелями насилия во взаимоотношениях родителей [5, с. 14] (при этом специфика работы с пострадавшими и обидчиками должна заключаться в том, чтобы научить их выражать свои эмоции, не позволяя им вылиться в агрессию ни при каких обстоятельствах).
5. Информационное направление:
- регулярное информирование через средства массовой информации населения и всех заинтересованных лиц о существовании проблемы супружеского насилия; освещение СМИ акций, мероприятий, направленных на борьбу с явлением насилия в семье, трансляция сюжетов, рассказывающих об учреждениях, предоставляющих различные виды помощи пострадавшим;
- ориентация специалистов различных уровней на получение информации и создание условий, обеспечивающих безопасность и доверительное отношение жертв насилия, предоставление пострадавшим сведений о существующих общественных центрах, о государственных учреждениях, где им могут оказать квалифицированную помощь (психологическую, юридическую и др.);
- информирование населения посредством СМИ о том, что существующие нормы законодательства Российской Федерации могут быть использованы для защиты жертв супружеского насилия (уголовное законодательство применимо к члену семьи в той же мере, как и к любому человеку, совершающему насильственные действия).
6. Комплексное направление:
- становление практики взаимодействия, сотрудничества государственных и общественных организаций в вопросе преодоления феномена супружеского насилия; соединение усилий правоохранительных органов, судов, социальных служб, кризисных центров, психоневрологических диспансеров, общественных правозащитных организаций, служителей церкви/мечети, образовательных учреждений, населения;
- непосредственная помощь (в частности, в плане финансирования) государства общественным организациям, ориентированным на работу с жертвами насилия в семье;
- необходимы комплексные меры по профилактике и воспитанию, по реализации программ экстренной и долговременной помощи для достижения положительного эффекта в борьбе с супружеским насилием.
Самобытность российского народа не является препятствием для использования позитивных методов предотвращения супружеского насилия, внедренных и проверенные на практике в развитых странах Европы и Америки. Те, кто стоят у власти, принимают важные для общества решения, должны помнить, что нелегко добиться процветания и стабильности в стране без порядка в сфере семейных взаимоотношений. Супружеское насилие, угрожая физическому и моральному здоровью членов семьи, подрывает социальную стабильность социума.
Summary
A.B. Fakhretdinova. Basic Trends in Overcoming the Matrimonial Violence Concerning Women in Contemporary Russian Society.
The article deals with the reasons of matrimonial violence wide distribution and difficulty in overcoming this phenomenon as related to women in contemporary Russian society. On the basis of the empirical study results, steps necessary to exterminate this socially negative and destructive phenomenon are offered.
Key words: family, society, conjugal (marital) violence, marital violence overcoming, marital relations.
Литература
1. Насилие в отношении женщин (Извлечение из Пекинской платформы действий) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kcws.kharkov.ua/pekin_izv.html, свободный.
2. Сидоренкова Т.А. О проблеме предотвращения насилия над женщинами в семье // Журн. рос. права. - 1998. - № 9. - С. 110-120.
3. Свирская М. Семейное насилие стало фактом повседневной жизни // Человек и закон. - 2001. - № 7. - С. 68-69.
4. Первякова И.К. Женщины - жертвы преступлений // Социол. исслед. - 2000. - № 9. -С. 96-97.
5. Ищенко М.В. Социальные практики предотвращения домашнего насилия над женщинами: Дис. ... канд. социол. наук. - Саратов: СарГТУ, 2005. - 152 с.
6. Понятовская О. Бытовуха // Социальная защита. - 1999. - № 3. - С. 31.
7. Пантелеев Б. Взаимодействие прокуратуры с общественными организациями в предотвращении домашнего насилия // Женщина плюс. - 2002. - № 1. - С. 6-8.
8. Алешина Н. Беспристрастная Александра [Электронный ресурс] // «Новости» Владивосток. - 2002. - 26 апр. - Режим доступа: http://www.novosti.vl.ru/?f=iv&t= 020426iv01, свободный.
9. Domestic Violence Prevention Enhancement and Leadership Through Alliances (DELTA) [Электронный ресурс] // Сайт: «CDC». - 2007. - May 30. - Режим доступа: http://www.cdc.gov/ncipc/DELTA, свободный.
Поступила в редакцию 08.10.07
Фахретдинова Альбина Баязитовна - ассистент кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета.
E-mail: [email protected]