А.Б. ФАХРЕТДИНОВА
К ВОПРОСУ О РОЛИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРЕОДОЛЕНИИ ПРОБЛЕМЫ СУПРУЖЕСКОГО НАСИЛИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Ключевые слова: гендерный идеал, женщина, мужчина, насилие, пол, средства массовой информации, стереотип, супружеское насилие.
Супружеское насилие - это важная социальная проблема современности, масштабы которой носят глобальный и часто латентный характер. На уровне обыденного сознания данное социально негативное явление обросло массой предубеждений, живучесть которых во многом определяется влиянием средств массовой информации. Последние, выступая в качестве символического агента социализации, способствуют усвоению культурных норм, узаконивающих насилие и неравноправие полов.
A.B. FAKHRETDINOVA REVISITED THE ROLE OF MASS MEDIA IN THE NEGOTIATION OF MARITAL VIOLENCE PROBLEM IN THE CONTEMPORARY RUSSIAN SOCITY
Intimate partner violence is a major social problem here and now, and It bears a global and most often the latent character. In common sense this social negative phenomenon became overgrown with various prejudices, while their endurance in considerable degree is determined by influence of mass media. The latter acting as a symbolic agent of socialization contribute to digestion of cultural norms that legalize violence and sex disparities.
Человечество, само этого не осознавая, давно живет в иллюзорном мире -мире, созданном средствами массовой информации. Последние правомерно рассматривать в качестве субъекта, оказывающего формирующее воздействие на аудиторию по причине того, что они сильны в вопросе - о чем люди будут размышлять, какие темы будут обсуждать. Согласно концепции публичных арен С. Хилгартнера и Ч. Боска, «телевидение, радио и пресса не просто сообщают о происходящем, а формируют публичную повестку дня - отбирают определенные вопросы из множества сообщений, поступающих в информационные агентства, редакции газет и телекомпаний, и выстраивают их в определенном порядке в соответствии с их предполагаемой значимостью» [14, с. 75].
Одной из таких значимых проблем является проблема насилия. При просмотре телевизионных передач, чтении газет и прослушивании радио люди ежедневно сталкиваются с насилием. Согласно исследованию 2001 г., ориентированному на замеры объемов информации, содержащей насилие и агрессию в программах телевизионных каналов: «37% содержания различных российских телеканалов в прайм-тайм представляли человека в ситуациях различного рода насилия и агрессии» [13, с. 77].
В 1982 г. американский Научно-консультативный комитет по изучению взаимовлияния телевидения и социального поведения, проанализировав данные 2500 исследований, пришел к выводу: «насилие на экране способствует проявлению насилия в реальной жизни, особенно со стороны подростков» [10, с. 68]. Таким образом, нашла подтверждение гипотеза мимесиса (подражания), которую подсказали конкретные факты жизни, когда реальные преступления повторяли сцены насилия, ранее показанные на экране. Отсюда вывод: общество и личность оказываются незащищенными от психологических травм посредством насилия, транслируемого СМИ. Через информационную пелену молодые люди получают ущербное представление о человеческих взаимоотношениях в обществе.
Можно утверждать, что среднестатистический индивид познает мир посредством телевидения, радио, печати, Интернета. Его жизнь очень сильно зависит от умело преподнесенной ему информации силами СМИ. Те, кто склонен принимать разные точки зрения, взвешивать их и вырабатывать свое решение, в обществе не многочисленны. Большая часть социума живет стерео-
типами, которые создаются, тиражируются, насаждаются средствами массовой информации. К числу таких стереотипов относятся и гендерные предубеждения в отношении должного поведения для мужчин и женщин.
Нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин, именуемые маскулинностью и фемининностью (от латинского таБсШтиэ - мужской и Тетттиэ - женский), являются транскультурными. Традиционно маскулинность отождествляется с силой, агрессивностью, а фемининность с мягкостью и нежностью [7]. Идеал «вечной женственности» довольно прост - женщина должна быть нежной, ласковой, мягкой, красивой, но в то же время пассивной и зависимой, позволяя мужчине чувствовать себя по отношению к ней сильным и энергичным.
Сексистской является российская массовая культура. Например, реклама. В ней эксплуатируется старый патриархальный миф о должном поведении для мужчин и женщин. «Настоящий мужчина» - творческая личность, профессионал, он способен принимать решения и одерживать победы в одиночку, его действия изменяют окружающий мир. «Настоящая женщина» призвана сопровождать «настоящего мужчину», являясь дополнительной наградой за его победы. В рекламе она - существо зависимое, домашнее, имеющее небольшие познания. Она не может быть умной и творческой личностью, ее задача хорошо пахнуть, иметь пышные блестящие волосы и стройную фигуру для того, чтобы понравиться мужчине. Создав семью, женщине необходимо следить за уютом, стирать, готовить, лечить так, чтобы он оставался доволен. «Он - субъект действия, инструктирующий представительницу слабого пола, поощряющий ее. Она - объект созерцания, исполнитель, жаждущий внимания, указаний и поощрений. Воспроизводя эти примитивные патриархальные образы, современная российская реклама во многом работает на усиление консервативных гендерных стереотипов» [6, с. 37].
Средства массовой информации активно насаждают образец сильного агрессивного мужчины, способного применить насилие, как ответное, так и инициативное. «Классический канон гегемонной маскулинности, хотя и не является безраздельно господствующим, в нашей стране он успешно эксплуатируется» [6, с. 38]. С телевизионных экранов транслируются многочисленные боевики, прославляющие мужскую силу, воинские навыки, терпение, решительность. Этот культ агрессивного мужчины, опирающегося при решении своих проблем преимущественно на силу - питательная среда для насилия. В некотором смысле общество само формирует из женщин потенциальных жертв (культ женской слабости, пассивности, зависимости от мужчины), а из мужчин - потенциальных насильников (культ мужской агрессивности и силы).
Однако от сексистских стереотипов страдают не только женщины, но и сами мужчины. В наше время абсолютное большинство книг и журналов, освещающих проблемы пола, пишет о женщинах и предназначено для женщин. В средствах массовой информации положительным героем в основном является женщина. Как следствие, возобладал принцип, который рядом исследователей был назван «’’правилом покойника”, это когда о женщинах либо хорошее, либо ничего и, напротив, мало хорошего о мужчинах» [6, с. 40]. Аналогичная ситуация сложилась и на Западе, но там этому способствовала политкорректность. Любая критика в адрес женщины, даже подозрение на подобную критику немедленно будут восприняты как сексизм. Согласно У. Фаррелу недобрую службу мужчинам сослужил инстинкт, который можно условно назвать «всегда быть мужчиной», что означает исполнять набор правил, из которых состоит это понятие, и в этот набор входит и необходимость быть или казаться сильнее женщины [3].
Сегодня наряду с традиционными образами гендерных идеалов воспроизводятся и новые нормативные структуры, прежде всего измененные ценностные
структуры женского образа. Этот процесс носит амбивалентный характер: женщины заимствуют у мужчин как положительные, так и отрицательные черты. При этом особое опасение вызывает тенденция к использованию насилия, что проявляется в резком возрастании количества женских преступлений, распространении сексуального насилия женщин по отношению к мужчинам. Не последняя роль в этом процессе принадлежит средствам массовой информации, которые объединяют женщину и насилие в едином образе, используя технологии «вписывания насилия в порядок получения удовольствия» [12, с. 106]. Интеграция агрессии в структуру женского идеала оборачивается увеличением количества насилия в обществе и, прежде всего, в семье, во взаимоотношениях супругов.
Многочисленные исследования феномена супружеского насилия неоднократно обращали внимание на факт превалирования мужчин среди лиц, совершающих насильственные действия в семье. Согласно российской статистике, которая мало чем отличается от мировой: «жертвами супружеского насилия чаще всего становятся женщины» [1, с. 11]. Примерно каждая третья женщина в нашей стране страдает от физического и психологического насилия со стороны своего мужа. Нередко ситуация домашнего насилия завершается трагически - смертью жертвы: ежегодно в России в бытовых условиях от рук мужей или партнеров погибает до пятнадцати тысяч женщин [5].
При всем том сказанное не означает, что мужчинам в принципе чужды ненасильственные действия, или то, что женщины вообще не прибегают к насилию. К примеру, в нашей стране жена, огревающая мужа сковородкой или скалкой, - это фольклор (одних только анекдотов по данной тематике существует не один десяток). Особенно часто супруги «распускают руки», когда мужчина находится в состоянии алкогольного опьянения, что нередко используется как оправдание.
Явление семейного насилия над мужчинами имеет место быть и в развитых странах Европы и Америки. В 1999 г. американский физиолог М. Фиеберт, в статье, изданной в Психологическом бюллетене, проанализировав данные множеств исследований, заключил, что мужчины получают третью часть всех повреждений в домашних побоях [11].
Анализируя подобные моменты, а также принимая в расчет результаты многочисленных исследований проблемы насилия в семье, логически сделать вывод о том, что насилие над мужчинами со стороны женщин - феномен далеко не уникальный. Это подтвердило и авторское исследование, показавшее, что 23,13% опрошенных респондентов знают семьи, в которых существует насилие над мужчиной со стороны женщины [2]. Но данные о распространенности супружеского насилия в отношении мужчины, как правило, широкой общественностью игнорируются, им редко верят. Наряду с этим в российском обществе вообще отсутствует четкое понимание феномена насилия в семье. Как правило, семейный террор воспринимается как насилие только при крайней выраженности агрессивного поведения с применением физической силы и оценивается как менее значимое по сравнению с насилием вне дома.
В целом проблема жестокости в семье, будь то в отношении женщины или мужчины, обросла множеством предубеждений и мифов, жизнеспособность которых поддерживается силами средств массовой информации. Они, предоставляя людям «пищу для размышлений», говоря, о чем думать, оказывают существенное воздействие на формирование общественного мнения, дающего оценку той или иной социальной проблеме.
В России насилие в семье не имеет статуса серьезной социальной проблемы, поскольку не обладает драматичностью и новизной, поскольку имеет место ежедневно. Тема супружеского насилия сложна для освещения тем, что она обыденна. «Этот феномен не является «событийным», порождающим так необходи-
мые журналистам новые информационные поводы. И в силу этой обыденности он терпит неудачу в конкурентной борьбе между социальными проблемами» [14].
Сказанное, однако, не означает, что тема насилия в семье вовсе не освещается в средствах массовой информации. В проведенном нами исследовании большинство опрошенных отметили, что о существовании проблемы семейного насилия они узнали именно из телеэфира (43,75%) и газет (12,5%). Тем не менее явление супружеского насилия не вызывает серьезной обеспокоенности общественности, поскольку оно не актуализируется в публичном пространстве должным образом. На пути адекватной трактовки рассматриваемого феномена стоят устойчивые стереотипы массового сознания, опирающиеся, прежде всего, на действие такого культурного фактора, как традиционное подчиненное положение женщины в семье и обществе.
Историческим наследием женщины стала роль «подходящей жертвы» насилия. С древнейших времен женщины были наиболее предпочитаемыми и вероятными объектами злоупотреблений. Свидетельства жестокого обращения с женщиной присутствуют в истории всех культур. Вот некоторые примеры. В Древнем Риме закон давал мужчинам право разводиться, подвергать телесным наказаниям и даже убивать жен. В Индии мужчины ели первыми и отдельно от женщин - это в голодные времена приводило к тому, что женщины страдали от недоедания и даже голодали. В средние века в Европе помещики и дворяне избивали своих жен так же регулярно, как своих крепостных. Крестьяне подражали примеру господ. Церковь, опираясь на Библию, санкционировала наказание жен, вменяя мужчине господствовать над женщиной и предписывая последней соблюдать внешнюю скромность, стыдливость, не претендовать на власть над мужчиной, молча сносить побои и унижения. «В «Английском общественном законодательстве» нашло пристанище древнеримское «правило большого пальца», в соответствии с которым, мужу позволялось бить жену хлыстом, в окружности не превышающим обхват основания большого пальца на его правой руке. Многие штаты Америки вплоть до наступления XX в. имели законы, разрешавшие мужьям бить жен для насаждения домашней дисциплины, не порицавшие сексуальное супружеское насилие [8, с. 65].
В России единственный закон, регламентирующий внутрисемейные отношения, был прописан в «Домострое» XVI в., в соответствии с которым, учить жену при помощи плетки разумно и даже полезно. «Надлежит мужу жену свою наказывать и пользовать страхом наедине: за всякую вину по уху и по лицу не бить; ни кулаком под сердце, а плетью с наказанием бить разумно: и больно, и страшно, и здоровью не вредить» («Домострой», глава 38) [9].
Избиение жены в этой системе мировосприятия означало неравнодушие к ней: «Бьет - значит любит». Однако муж должен был действовать рассудительно и придерживаться меры, наказывая жену только в целях наставления и учения: «За дело побить - уму-разуму учить»; «Это не бьют, а ума дают»; «Бьют не ради мученья, а ради ученья». Таким образом, считалось, что применение физического воздействия действенно при формировании социальных качеств личности (в частности «ума»).
Эти исторические примеры были приведены с целью попытаться объяснить, почему сегодня столь высок уровень терпимости к супружескому насилию в отношении женщины, а также почему семейное насилие в отношении мужчины изначально воспринимается как нонсенс. Разговоры об «истинной мужественности», ассоциирующейся с силой и агрессий, и «вечной женственности», отождествляемой со слабостью и покорностью, навязали людям единообразие и способствовали возникновению такого социально негативного явления, как супружеское насилие в отношении женщины.
Некоторые исследователи считают: «домашнее насилие уменьшится, если всем внушать, что никто никогда не может никого бить, особенно мужчина женщину, что это не оправдано никакими провокациями» [4, с. 31]. Идеальный вариант, однако, осуществить подобное внушение весьма сложно, поскольку основные «регуляторы» общественного мнения - средства массовой информации ориентированы на поддержку традиционного вектора гендерных различий.
Продолжая рассматривать проблему отражения феномена супружеского насилия в российской прессе, обратимся к результатам авторского исследования, ориентированного на изучение освещенности явления насилия в семье в общественно-политической газете «Труд»*.
Традиционный анализ документа включил внешний и внутренний анализ. Элементы внешнего анализа: общая оценка документа (вид, статус, форма фиксации, цель создания), общая оценка содержания документа (тематика материала, стиль изложения информации, определение круга лиц, событий или действий, о которых идет речь), достоверность документа. Внутренний анализ был ориентирован на исследование содержания документа по следующим параметрам: понятие, признаки и причины насилия в семье, стереотипы, обидчики и жертвы, варианты разрешения ситуации, помощь пострадавшим от насилия в семье, масштабы распространенности феномена и другое. В бланке контент-анализа фиксировались: дата выхода номера, заголовок статьи, наименование рубрики, размер публикации, полоса или страница размещения, тип материала и тип авторства, источник информации, доминирующая оценка фактов, практическая ориентация и направленность материала, упоминаемые виды насилия.
За год в этой газете было помещено 29 публикаций (среди которых и тексты, и рисунки), содержащих информацию о насилии в семье. То есть в среднем на каждый месяц приходилось по две-три публикации по данной проблеме. Из общего объема публикаций о домашнем насилии почти 52% содержат информацию о супружеском насилии, остальные повествуют о домашнем насилии, жертвами которого стали дети. Рассказ о бытовых убийствах, не связанных с предшествующими периодически повторяющимися актами семейного насилия, содержат 15 публикаций, причем 7 из них - повествуют об убийстве детей родителями; 7 -об убийстве одного супруга другим и 3 - об убийстве родителей детьми.
Публикации, рассказывающие о супружеском насилии, в среднем занимают около 17% одной страницы, или 1,5% объема газеты. Статьи о насилии в семье, жертвами которого становятся дети, в среднем занимают не более 17,5% страницы, или 2% объема газеты.
Как и следовало ожидать, подавляющее число публикаций по проблеме семейного насилия повествуют о насилии физическом, практически игнорируя другие виды домашнего насилия. Так, упоминание о сексуальном насилии содержится лишь в четырех публикациях, о психологическом - в трех, об экономическом - в двух. В каждой пятой статье в качестве причины возникновения семейной деспотии прямо или косвенно указывается на злоупотребление алкоголем лица, совершившего насильственные действия.
* Традиционный и контент-анализ текстового материала охватил все номера газеты «Труд» за период с марта 2003 г. по февраль 2004 г. (за 12 месяцев). «Труд» - общероссийская ежедневная газета, имеющая наибольший тираж среди ежедневных общественно-политических универсальных по содержанию изданий, отвечающих характеристикам качественной прессы («повестка дня» формируется из преимущественно общезначимых проблем, в информационном пространстве четко разделены факт, анализ и комментарий; неприемлема ангажированность). «Труд» в рейтинге популярности российских газет (по тиражу) занимает третье место после еженедельника «Аргументы и факты» и ежедневника «Комсомольская правда», которые более тяготеют к массовым изданиям, ориентированным на разнообразные вкусы, определенную усреднен-ность интеллектуальных запросов читателя.
В газете подход к семейному насилию довольно вдумчивый, нелегкомысленный, приводятся реальные примеры, имеется информация о масштабах распространенности данного феномена, рассматриваются признаки насилия в семье. В качестве источника информации преобладают сообщения официальных лиц и пресс-служб, наиболее частый тип материала - статья, тип авторства - журналист, сотрудник московской редакции и собственный корреспондент в регионе. Доминирует отрицательная оценка фактов насилия в семье. Но при этом описательная информация преобладает над анализом проблемы и реальными советами по разрешению проблемной ситуации.
При освещении вопроса супружеского насилия в рассматриваемых публикациях наблюдается значительный перевес в сторону следующей расстановки сил: жертва - женщина, обидчик - мужчина (одиннадцать против трех), об обоюдном насилии упоминается единожды.
В целом в настоящем печатном издании осознается серьезность феномена супружеского насилия, жертвой которого становится женщина. Интересно то, что проблему насилия в семье над женщиной чаще всего затрагивают корреспонденты и читатели именно мужского пола, ссылаясь на ужасающие данные статистики. Женщин же больше волнует проблема насилия в отношении детей. Что касается феномена насилия над мужчиной, то он, как и следовало ожидать, не рассматривается в качестве проблемы. Всего имеется три упоминания, из которых два - это карикатуры, а третье - статья о знаменитой певице и актрисе Лайзе Миннелли, избившей своего мужа. Что характерно, на первый взгляд кажется, что данная публикация просто повествует о факте из жизни звезды, однако при более глубоком анализе стиля изложения информации просматривается довольно стереотипное мышление автора, поскольку в конечном счете симпатии и сочувствие оказываются не на стороне жертвы, т.е. побитого мужа, а на стороне распускающей руки звездной супруги. Следовательно, в нашем обществе, в силу патриархатных стереотипов супружеское насилие над мужчиной воспринимается отнюдь не как серьезная проблема, а скорее, как недоразумение.
На основании всего сказанного выше можно заключить следующее: средства массовой информации, создавая устойчивые образцы, стандарты поведения в данном обществе, в данное время пока не освещают проблему насилия в семье должным образом и со всей серьезностью, однако они таят в себе реальные возможности по изменению существующего стереотипного содержания общественного мнения. В силах СМИ оказать решающее влияние на разрушение представлений о том, что мужчина должен обладать властью, должен контролировать и имеет право наказывать женщину, поспособствовать обществу отказаться от того, чтобы продолжать воспринимать женщин как слабый пол, единственно возможных жертв в ситуации насильственных взаимоотношений в семье, поскольку это мешает видению проблемы насилия в отношении мужчин. То есть наиболее действенный способ борьбы с супружеским насилием видится в постепенной трансформации посредством прессы содержания общественного мнения в отношении этого явления, когда люди перестанут из удобства прикрываться надуманными «правилами» - представлениями о допустимости насилия во взаимоотношениях между супругами и акцент будет делаться не просто на признании семейного насилия в качестве серьезной социальной проблемы, а на неприемлемости агрессии в отношениях с близкими.
Литература
1. Аналитическая записка по проблемам роста насилия в семье, в различных формах // Вестник Комитета Совета Федерации по вопросам социальной политики. 1999. № 2-3. С. 10-16.
2. Анкетный опрос на тему: «Отношение населения г. Казани к проблеме домашнего насилия» был проведен летом 2006 года, опрошено 400 горожан. Целевая группа: жители г. Казани от 18 до 65 лет. Выборка: целенаправленная,
определялась согласно квотным параметрам, выделенным Госкомстатом РТ: пол, возраст, образование, национальная принадлежность, материальная обеспеченность.
3. Бить или не бить? [Электронный ресурс] // Мужской электронный журнал The Men’s Almanah. Режим доступа: http://menalmanah.narod.ru/mt/bitnebit.html, свободный.
4. Домашнее насилие в отношении женщин: Масштабы, характер, представления общества. М.: МАКС Пресс, 2003. 172 с.
5. Здоровье женщины и насилие: сб. метод. матер. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.laspodmoga.ru/T1_13.doc, свободный.
6. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире: (Конспект лекции, прочитанной автором в лектории МГУ им. М.В. Ломоносова) / И.С. Кон// Alma mater. М., 2001. № 11. С. 28-71.
7. Маскулинность и фемининность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://encikl.by.ru/txt/m05.htm, свободный.
8. Мэкс А.М. Социальные условия насилия в семейном поведении (Анализ насилия в американской семье): дис. ... канд. социол. наук / А.М. Мэкс. М., 2003. 178 с.
9. Романтический садизм [Электронный ресурс] // Информационные материалы - «Проект гармония». Режим доступа: http://dv.projectharmony.ru/mater/ publikac_14.html, свободный.
10. Тарасов К. «Агрессивная кинодиета» ТВ и студенчество / К. Тарасов, М. Жабский // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 66-76.
11. Феминистки играют в игры жертв [Электронный ресурс] // Мужской электронный журнал The Men’s Almanah. Режим доступа: http://menalmanah.narod.ru/fvf/plays.html, свободный.
12. Шалимова Т.Г. Насилие и ненасилие в условиях деполяризации гендерных идеалов: дис. ... канд. философ. наук / Т.Г. Шалимова. Саранск, 2004. 200 с.
13. Юдина Е Насилие в документальной телереальности / Е Юдина // Высшее образование в России. 2002. № 3. С. 76-80.
14. Ясавеев И.Г. Конструирование социальных проблем средствами массовой коммуникации / И.Г. Ясавеев. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. 200 с.
ФАХРЕТДИНОВА АЛЬБИНА БАЯЗИТОВНА родилась в 1982 г. Окончила Казанский государственный университет. Аспирант, ассистент кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета. Область научных интересов - социология семьи, социология общественного мнения, гендерная социология, социология социальных проблем. Автор 14 научных публикаций.