Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 3 (294).
Управление. Вып. 8. С. 66-68.
Е. И. Никитина
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Представлены обзор литературы и анализ проблем организации службы скорой медицинской помощи на современном этапе, что позволяет определить основные направления повышения эффективности ее функционирования.
Ключевые слова: скорая медицинская помощь, эффективность функционирования скорой медицинской помощи, методы оценки эффективности.
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение — одна из ведущих отраслей социальной сферы. Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения заключается в том, что оно, оберегая и восстанавливая здоровье человека — главную составную часть производительных сил общества,— способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода жизни. Всё это, в свою очередь, содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
Скорая медицинская помощь (СМП) как важнейшая составная часть первичной медико-санитарной помощи населению, находящаяся на линии непосредственного соприкосновения с потребителем медицинских услуг, представляет собой часть того наиболее значительного и непреходящего, что осталось нам в наследство от советской системы здравоохранения. Как отмечают А. А. Карпеев, Л. А. Мыльникова, Р А. Хальфин, Е. А. Тишук, уровень ее организации непосредственно влияет на снижение потерь общества от острых заболеваний, травм, отравлений и других состояний, угрожающих жизни и здоровью населения [7; 9-10; 14-15].
В последнее время существенно повысилось значение СМП как одного из факторов национальной безопасности. Увеличение количества и тяжести техногенных аварий и катастроф со значительными медико-санитарными потерями, усложнение внутри- и внешнеполитической обстановки в связи с ростом международного терроризма выдвигают дополнительные, неотложные задачи по совершенствованию организации СМП в России [4].
Скорая медицинская помощь является самым массовым видом оказания помощи в Российской Федерации. В состав этой службы входит свыше 3000 станций и отделений, в которых работают более 20 тыс. врачей и 70 тыс. средних медицинских работников. Ежегодно за скорой медицинской помощью (СМП) обращается каждый третий житель страны. Основными причинами высокой потребности в СМП являются ухудшение здоровья населения, ослабление профилактической направленности в деятельности первичной медицинской помощи, снижение доступности медицинской помощи в целом. В среднем по Российской Федерации до 60 % обращений в службу СМП поступает именно от хронических больных и больных с острыми простудными заболеваниями. В течение года 25 % объема СМП приходится на вызовы от 5 % хронических больных [7].
За последние десять лет число вызовов СМП увеличилось на 30 %; количество больных, госпитализированных в экстренном порядке,— почти в три раза. В структуре вызовов преобладают внезапные заболевания (в первую очередь сердечно-сосудистые и неврологические), несчастные случаи, травмы и отравления. Именно они являются основными причинами заболеваемости, инвалидности и смертности, поэтому совершенно ясно, что эффективная работа службы СМП играет важнейшую роль в улучшении показателей здоровья населения [9].
Увеличение доли экстренной помощи отрицательно сказывается на экономическом состоянии отрасли здравоохранения. СМП является самым дорогостоящим из всех видов медицинской помощи. Стоимость одного вызова (согласно программе Государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на 2012 г.) составляет 1710,1 р., в то время как один койко-день лечения в стационаре стоит 1380,6 р., один день пребыва-
ния в дневном стационаре — 478,0 р., одно посещение амбулаторно-поликлинического учреждения — 218,1 р. В структуре расходов на оказание медицинской помощи населению на долю СМП на догоспитальном этапе приходится более 10 % бюджета здравоохранения.
Очень часто служба СМП занимается выполнением не свойственных ей задач, таких, как транспортировка пациентов, оказание помощи хроническим больным, что является подменой функций амбулаторно-поликлинических учреждений. По мнению С. Ф. Багненко с соавторами [1], В. А. Боева [2], не удается ограничить роль службы скорой медицинской помощи исключительно случаями, требующими оказания экстренной медицинской помощи, еще и потому, что большинство городских амбулаторно-поликлинических учреждений не готовы оказывать неотложную помощь прикрепленному населению.
В связи с этим на повестку дня вновь встают вопросы разграничения содержания скорой и неотложной помощи, оптимизация деятельности амбулаторного звена, укомплектованности поликлиник медицинским персоналом, обеспечения их транспортом и другими возможностями для обслуживания больных с хронической патологией.
Основными факторами, оказывающими влияние на эффективность функционирования СМП в Российской Федерации, являются [3; 8; 15]:
- увеличение травматизма и других несчастных случаев, связанных с техногенной деятельностью человека;
- ухудшение экономических условий жизни населения, социальная нестабильность, увеличение количества стрессовых ситуаций;
- увеличение обращаемости и ухудшение оперативной обстановки;
- утяжеление и хронизация патологии среди населения;
- ухудшение материально-технического оснащения выездных бригад службы СМП, физический и моральный износ оборудования и т. д.;
- отсутствие системы организации оказания первой медицинской помощи на месте происшествия до приезда бригады СМП;
- социально-психологические проблемы самого персонала СМП и вызванные ими конфликты, текучесть кадров, увеличение заболеваемости среди работников службы.
На то, что сложившаяся система организации скорой медицинской помощи населению не обе-
спечивает необходимой эффективности, являясь к тому же высокозатратной, обращают внимание специалистов О. В. Кривонос [9], Г. П. Сквирская [14]. Значительно количество несвоевременных выездов бригад скорой медицинской помощи к больным, нуждающимся в экстренном поддержании жизненных функций на месте происшествия. Неэффективно используются специализированные врачебные бригады, простаивающие большую часть времени или выезжающие на непрофильные вызовы.
Отечественные исследователи единодушно высказывают мнение, что организация службы СМП нуждается в новых, современных подходах [5; 11-12; 15].
Системный подход к решению сложных задач по повышению эффективности функционирования СМП стал методической основой проекта отраслевой программы «Скорая медицинская помощь», утвержденной приказом Минздрава России от 11.03.2003 № 93 [13], целью которой определено «формирование условий для повышения качества и эффективности скорой медицинской помощи на всех этапах ее оказания...». А. С. Ермоловым [6] были обозначены и основные задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
Реформирование здравоохранения характеризуется ликвидацией централизованного управления и финансирования. Образование региональных систем здравоохранения привело к ликвидации единых методических подходов к проведению реформ систем управления на уровне субъектов Российской Федерации.
Медицинская деятельность больниц и амбулаторий осуществляется в стенах самого учреждения, и организация их работы, показатели и нормативы не зависят от места расположения, будь то большой город или сельская местность. Методика оценки таких лечебно-профилактических учреждений определена, а показатели и нормативы их деятельности сопоставимы.
В отличие от амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений, станции и отделения скорой медицинской помощи не адаптировали свою организационную схему работы к изменившимся условиям и осуществляют деятельность в соответствии с принципами, определенными при их создании в начале прошлого столетия.
Станции и отделения СМП оказывают экстренную помощь внезапно заболевшим и пострадавшим вне учреждения, и многообразие
условий работы значительно затрудняет сравнительную оценку. В силу этих причин отсутствуют единые сопоставимые показатели деятельности станций и отделений скорой медицинской помощи городов и населенных пунктов различного типа, подстанций, бригад и медицинского персонала, работающего в их составе, что не позволяет определить оптимальное число бригад для станций и отделений в населенных пунктах различного типа, планировать необходимые объемы финансирования, а также осуществлять нормирование труда медицинских работников для дифференцированной оплаты их труда в зависимости от объемов выполняемой работы [18].
Состояние экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе требует повышения эффективности управления бригадами скорой помощи, определения методик и показателей оценки объемов работы, выполняемой станциями (отделениями) и бригадами скорой помощи, а также медицинским персоналом, работающим в их составе, персоналом, осуществляющим управление бригадами и водителями санитарного автотранспорта. Наличие таких методик и показателей позволит проводить сравнительную оценку работы различных станций и отделений скорой медицинской помощи, оптимизировать распределение бригад по подстанциям, осуществлять дифференцированную оплату труда персонала в зависимости от количества и качества выполняемой работы, а следовательно, повысить эффективность функционирования всей службы СМП.
Список литературы
1. Багненко С. Ф., Мирошниченко А. Г., Архипов В. В. Основные проблемы организации экстренной медицинской помощи на современном этапе // Скорая мед. помощь. 2002. Т. 3, № 3. С. 8-10.
2. Боев В. А. Оптимизация организации оказания скорой медицинской помощи городскому населению : автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 2008. 22 с.
3. Боженков Ю. Г Российская служба скорой медицинской помощи на рубеже веков // Скорая мед. помощь. 2001. Т. 2, № 3. С. 7-8.
4. Бойков А. А. Современная социально-гигиеническая характеристика пострадавших в локальных ЧС и организация скорой помощи при них в крупном городе : автореф. дис. .канд. мед. наук. СПб., 2000. 24 с.
5. Бойков А. А. Научное обоснование совершенствования работы службы скорой медицинской по-
мощи в крупном городе на догоспитальном этапе : автореф. дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 2006. 42 с.
6. Ермолов А. С. Основные направления реализации отраслевой программы «Скорая медицинская помощь» // Скорая мед. помощь. 2003. Т. 4, № 3. С. 59-62.
7. Калининская А. А. [и др.]. Научное обоснование потребности в объемах скорой и неотложной медицинской помощи // Проблемы соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. № 4. С. 20-24.
8. Карпеев А. А. Состояние дел и возможные пути реформирования службы скорой медицинской помощи // Здравоохранение. 1999. № 3. С. 22-25.
9. Кривонос О. В. Состояние и перспективы совершенствования скорой медицинской помощи в Российской Федерации // Скорая мед. помощь. 2010. Т. 11, № 3. С. 4-8.
10. Мыльникова Л. А. К вопросу об эффективности работы службы скорой медицинской помощи // Скорая мед. помощь. 2000. Т. 1, № 4. С. 4-6.
11. Мыльникова Л. А. Развитие скорой медицинской помощи сельскому населению в Российской Федерации // Здравоохранение. 2001. № 12. С. 22-24.
12. Мыльникова Л. А. Развитие экстренной медицинской помощи в Российской Федерации // Скорая мед. помощь. 2001. Т. 2, № 3. С. 3-4.
13. Об отраслевой программе «Скорая медицинская помощь» : приказ Минздрава России № 93 от 11.03.2003. М., 2003.
14. Сквирская Г П. Об организации и перспективах развития скорой медицинской помощи в Российской Федерации // Материалы междунар. науч.-практ. конф. (18-19 апреля 2000). М., 2000. С. 7-9.
15. Слепушенко И. О. Совершенствование организации скорой медицинской помощи в Российской Федерации // Скорая мед. помощь. 2007. Т. 8, № 3. С. 3-6.
16. Тишук Е. А. Актуальные проблемы скорой медицинской помощи населению Российской Федерации // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2006. № 4. С. 29-31.
17. Хальфин Р. А., Мыльникова Л. А. Скорая медицинская помощь в Российской Федерации: состояние, проблемы, пути решения // Скорая мед. помощь. 2002. Т. 3, № 3. С. 4-7.
18. Шестаков Г. С. Скорая медицинская помощь: состояние, проблемы, пути решения. М., 2003. 87 с.