Научная статья на тему 'Основные направления подготовки будущих учителей изобразительного искусства в области информационных и коммуникационных технологий'

Основные направления подготовки будущих учителей изобразительного искусства в области информационных и коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ИЗО В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ ИЗО В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / FINE ARTS STUDENTS’ TRAINING IN THE FIELD OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / READINESS OF FINE ARTS STUDENTS IN THE FIELD OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Герасимова А. Г.

В статье раскрыта сущность понятий «подготовка» и «готовность» будущих учителей изобразительного искусства (ИЗО) в области информационных и коммуникационных технологий. Рассмотрены инвариантная, вариативная и дополнительная составляющие подготовки будущих учителей ИЗО в области информационных и коммуникационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Герасимова А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIRECTIONS OF FUTURE FINE ARTS TEACHERS’ TRAINING IN THE FIELD OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article reveales the essence of the concepts «training» and «readiness» of future fine arts teachers in the field of information and communication technologies. It considers the invariant, variational and additional components of future fine arts teachers’ training in the field of information and communication technologies.

Текст научной работы на тему «Основные направления подготовки будущих учителей изобразительного искусства в области информационных и коммуникационных технологий»

УДК [371.112.011.3-051:7]:004

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

MAIN DIRECTIONS OF FUTURE FINE ARTS TEACHERS’ TRAINING IN THE FIELD OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

А. Г. Герасимова A. G. Gerasimova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье раскрыта сущность понятий «подготовка» и «готовность» будущих учителей изобразительного искусства (ИЗО) в области информационных и коммуникационных технологий. Рассмотрены инвариантная, вариативная и дополнительная составляющие подготовки будущих учителей ИЗО в области информационных и коммуникационных технологий.

Abstract. The article reveales the essence of the concepts «training» and «readiness» of future fine arts teachers in the field of information and communication technologies. It considers the invariant, variational and additional components of future fine arts teachers’ training in the field of information and communication technologies.

Ключевые слова: подготовка студентов ИЗО в области информационных и коммуникационных технологий, готовность студентов ИЗО в области информационных и коммуникационных технологий.

Keywords: fine arts students ’ training in the field of information and communication technologies, readiness offine arts students in the field of information and communication technologies.

Актуальность исследуемой проблемы. Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов является приоритетным направлением модернизации российского образования в целом и художественного образования в частности.

Материал и методика исследований. Для исследования основных направлений подготовки будущих учителей ИЗО в области информационных и коммуникационных технологий использовался теоретический анализ психолого-педагогической и учебнометодической литературы. Теоретические основы профессиональной деятельности учителя разработаны в трудах О. А. Абдуллиной, В. П. Беспалько, Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой, Л. М. Митиной, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и др. Подготовкой учителя в области ИКТ занимались Я. А. Ваграменко, Т. В. Добудько, А. Ю. Кравцова, А. А. Кузнецов, О. А. Козлов, Т. А. Лавина [2], М. П. Лапчик, И. В. Роберт, О. Г. Смолянинова и др.

Результаты исследований и их обсуждение. Подготовка будущих учителей ИЗО должна включать теорию и практику использования ИКТ в профессиональной деятельности. Для понимания сущности понятия «подготовка будущего учителя ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности» рассмотрим вначале общие термины «подготовка» и «информационная подготовка».

Согласно В. Г. Онушкину, Е. И. Огареву [3, 272], подготовка - это «общий термин, употребляемый применительно к прикладным задачам образования, когда имеется в виду освоение социального опыта в целях его последующего применения для выполнения специфических задач практического, познавательного или учебного плана, обычно связанных с определенным видом в той или иной мере регулярной деятельности». В своих исследованиях О. А. Козлов определяет информационную подготовку как «обязательную составляющую образовательного процесса, направленную на подготовку специалистов, способных эффективно применять ИКТ в процессе осуществления своей профессиональной деятельности» [1]. По мнению авторов, целью подготовки является формирование готовности к тому или иному виду деятельности.

Остановимся на определении готовности. Г. А. Кручинина характеризует готовность студентов к использованию информационно-коммуникационных технологий обучения в будущей профессиональной деятельности как интегральное образование, включающее высокую мотивацию к использованию ИКТ, знание теоретических аспектов использования ИКТ, проявление соответствующих эмоционально-волевых качеств и реализацию комплекса педагогических умений в новых условиях деятельности.

Отсюда под подготовкой будущего учителя ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности будем понимать процесс освоения теории и практики использования ИКТ для осуществления сбора, обработки, хранения, передачи, продуцирования различной информации (текстовой, графической и др.), реализации информационного взаимодействия с целью решения общепедагогических, методических задач, а также задач проектирования и дизайна.

В процессе подготовки будущих учителей ИЗО в рассматриваемом аспекте, помимо изучения студентами педвуза возможностей использования ИКТ для совершенствования учебного процесса, расширения самостоятельности при получении образования, ключевой составляющей является процесс изучения специального программного и аппаратного обеспечения. Следовательно, подготовка будущего учителя ИЗО в области ИКТ будет иметь следующую структуру: пользовательская, общепедагогическая и специальная подготовка.

В результате пользовательской подготовки студенты получают знания о возможностях стандартного программного и аппаратного обеспечения, а также навыки работы с аппаратными и программными средствами на уровне пользователя, у будущих учителей формируются потребность в использовании стандартных программных и аппаратных средств, умение оценить необходимость применения ИКТ (дисциплина «Информатика»).

В процессе общепедагогической подготовки в аспекте применения ИКТ формируются знания в области оптимального использования ИКТ, ориентированных на реализацию педагогических целей обучения, воспитания, а также навыки решения инвариантных образовательных задач средствами ИКТ, потребность в использовании ИКТ в образовательных целях, способность оценить результат применения ИКТ и скорректировать процесс их применения (дисциплина «Использование современных ИКТ в учебном процессе»).

В результате специальной подготовки у будущих учителей ИЗО формируются знания в области применения специального программного и аппаратного обеспечения, умения и навыки использования их возможностей, а также основные приемы работы со специальными программными средствами на уровне специалиста; вырабатываются потребность в использовании специальных программных и аппаратных средств, умение оценить результат и скорректировать процесс их применения (дисциплины «Компьютерная графика», «Компьютерные технологии»).

Таким образом, вследствие подготовки по вышеописанной структуре у будущих учителей ИЗО формируется готовность к всестороннему (комплексному) использованию ИКТ в профессиональной деятельности.

Готовность будущих учителей ИЗО к использованию ИКТ в профессиональной деятельности определяется нами как сложная личностно-профессиональная характеристика будущего специалиста, включающая мотивационный, когнитивный и деятельностный компоненты. Готовность к профессиональной деятельности характеризуется целостностью, взаимосвязанностью компонентов, наличием потенциала, позволяющего самостоятельно решать задачи на современном этапе информатизации образования.

Формирование готовности будущих учителей ИЗО к применению ИКТ в профессиональной деятельности можно рассматривать в нескольких направлениях. Во-первых, следует повышать мотивацию, развивать познавательную активность студентов, поддерживать стремление к самосовершенствованию в области применения ИКТ. Во-вторых, требуются знания возможностей использования ИКТ в профессиональной деятельности. В-третьих, необходимо развить умения и навыки для самостоятельного решения узкопрофессиональных задач с применением специального программного и аппаратного обеспечения.

Для формирования вышеописанных компонентов готовности необходимо осуществить инвариантную, вариативную и дополнительную подготовку. Об этих составляющих непрерывной подготовки учителей любых специальностей в области использования ИКТ подробно изложено в трудах Т. А. Лавиной.

Инвариантная подготовка учителя ИЗО в аспекте формирования пользовательских умений и навыков затрагивает вопросы владения аппаратными и программными средствами на уровне пользователя. Пользовательские умения и навыки в вузе целенаправленно формируются в ходе изучения дисциплины «Информатика» («Математика, информатика»). Хотя дисциплину «Информатика» изучают все школьники, результаты тестирования студентов - будущих учителей ИЗО до начала изучения дисциплин «Информатика» и «Использование современных ИКТ в учебном процессе» показывают, что существующий после школы уровень пользовательских умений и навыков является недостаточно высоким (высокий уровень составляет 11 %, средний - 24 %, низкий - 65 %). При формировании пользовательских умений и навыков изучается стандартное программное обеспечение на основе профессионально ориентированных задач.

На этапе обучения в вузе студенту необходимо сформировать общие подходы к применению ИКТ в учебно-воспитательном процессе школы. Этому способствует изучение дисциплины «Использование современных ИКТ в учебном процессе», в ходе которого формируются навыки использования цифровых образовательных ресурсов и экспертной оценки их качества; реализации потенциала распределенного информационного ресурса в образовании; использования ИКТ для информационно-методического обеспече-

ния учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением; осуществления психолого-педагогической диагностики и тестирования, оценки знаний и умений учащихся с использованием ИКТ и др. Также требуется подготовить студентов художественно-графического профиля к разработке и реализации различных методик применения ИКТ на уроках ИЗО.

Вариативная подготовка включает изучение особенностей профессиональной деятельности учителя ИЗО в аспекте внедрения ИКТ в предметную область «Изобразительное искусство». Особую роль в вариативной подготовке занимают навыки работы с современными компьютерными программами обработки графики, такими как Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw, Macromedia Flash и др. В рамках вариативной подготовки будущих учителей ИЗО необходимо освоение специального аппаратного обеспечения - графического планшета (дигитайзера), специальной мыши (пера), плоттера и др.

В процессе дополнительной подготовки приобретается дополнительная квалификация, позволяющая осуществлять новый вид профессиональной деятельности (заместителя директора по информатизации, веб-дизайнера, компьютерного верстальщика и др.).

Резюме. Основными направлениями подготовки будущих учителей ИЗО в области ИКТ являются:

- инвариантная подготовка учителя ИЗО в аспекте формирования пользовательских умений и навыков (владение аппаратными и программными средствами на уровне пользователя);

- вариативная подготовка (изучение особенностей профессиональной деятельности учителя ИЗО в аспекте внедрения ИКТ в предметную область «Изобразительное искусство»);

- дополнительная подготовка (приобретение дополнительной квалификации, позволяющей осуществлять новый вид профессиональной деятельности).

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлов, О. А. Теоретико-методологические основы информационной подготовки курсантов военноучебных заведений / О. А. Козлов. - Тула : МО РФ, 2002. - 181 c.

2. Лавина, Т. А. Содержательно-организационный аспект непрерывной подготовки учителей в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности / Т. А. Лавина // Информатика и образование. - 2006. - № 7. - С. 105-109.

3. Энциклопедия профессионального образования : в 3 т. Т. 1 / под ред. С. Я. Батышева. - М. : АПО, 1998. - 568 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.