УДК 378.126
ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ ПРИКЛАДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО БАКАЛАВРИАТА
FORMATION OF IT-COMPETENCE AT FUTURE TEACHERS IN CONDITIONS OF APPLIED PEDAGOGICAL BACHELOR DEGREE
Т. А. Лавина T. A. Lavina
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье дается краткий обзор проблематики в области подготовки учителей к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной педагогической деятельности; анализируются профессиональный стандарт педагога, программа прикладного педагогического бакалавриата в аспекте формирования ИКТ-компетентности у студентов в вузе; выявляются проблемы, присущие вузовскому этапу подготовки будущего учителя, с учетом особенностей двухуровневого образования и введения в современное образование профессионального стандарта педагога.
Abstract. The article presents a brief review of teachers' training for employment of information and communication technologies in professional pedagogical activity; analyses the professional standard of the teacher, the programme of applied pedagogical bachelor degree in the aspect of formation of ICT competence at students in a higher education institution; reveals the problems of a higher education stage of training of future teacher taking into account the features of two-stage education and the introduction of the professional standard of the teacher into modern education.
Ключевые слова: информационные и коммуникационные технологии, информатизация образования, компетентность в области информационных и коммуникационных технологий, подготовка в области информационных и коммуникационных технологий, прикладной педагогический бакалавриат.
Keywords: information and communication technologies, informatization of education, competence in the area of information and communication technologies, training in the field of information and communication technologies, applied pedagogical bachelor degree.
Актуальность исследуемой проблемы. Информатизация общества в целом и информатизация образования как составляющая этого процесса порождают новые проблемы, связанные с подготовкой учителя к работе в школе в условиях применения возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Зарубежные и отечественные ученые-педагоги в последние десятилетия активно изучают проблему использования ИКТ в образовательных учреждениях. Однако еще недостаточно изучены проблемы, возникающие в результате непрерывного технико-технологического развития информационных и коммуникационных технологий, введения новых нормативных документов, регламентирующих работу учителя в условиях информатизации образования и его подготовку при внедрении новых образовательных стандартов.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить проблемы, присущие введению прикладного педагогического бакалавриата в практику работы вузов, занимающихся подготовкой будущих учителей, рассмотреть перспективы решения выявленных проблем с точки зрения разработки структуры и содержания подготовки бакалавра педагогического образования в области информационных и коммуникационных технологий. Об актуальности обозначенных проблем говорит и тот факт, что в преддверии 2015/16 уч. года на IV августовском форуме «Профессиональный стандарт педагога» ставился вопрос сетевого и межсетевого сотрудничества образовательных организаций, формирования устойчивых связей школа - вуз.
Материал и методика исследований. Основными методами исследования были: изучение возможностей применения информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; анализ программ прикладного педагогического бакалавриата, а также профессионального стандарта педагога в аспекте его компетентности в области информационных и коммуникационных технологий и т. д.
Результаты исследований и их обсуждение. В современных условиях информатизации образования профессиональная деятельность учителя направлена на модернизацию методических систем обучения на базе реализации дидактических возможностей информационных и коммуникационных технологий [2], [3], [4], [8]. В этих условиях важным становится обучение студентов вузов навыкам применения информационных и коммуникационных технологий в той или иной предметной области, использования электронных образовательных ресурсов (в том числе сетевых) и экспертной оценки их качества, реализации потенциала распределенного информационного ресурса; использования средств автоматизации информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением; осуществления психолого-педагогической диагностики и тестирования, оценки знаний и умений учащихся с использованием средств автоматизации, самостоятельного освоения методик применения информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В этой связи в профессиональном стандарте педагога существенное внимание уделено проблеме формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности). Данный стандарт утвержден Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта» "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [7]. В качестве базового термина в профессиональном стандарте педагога используется понятие «профессиональная ИКТ-компетентность», под которой понимается квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо. Профессиональный стандарт педагога, реализация которого происходит в современных условиях информатизации образования, предполагает качественные изменения на всех ступенях непрерывного образования учителя.
Проанализируем процесс подготовки педагога в аспекте непрерывного формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий, особо обратив внимание на этап высшего профессионального образования. Это связано с тем, что именно в период обучения в вузе формируется основа будущей профессиональной деятельности педагога. Компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий многие исследователи (В. И. Байденко, Л. Л. Босова,
Э. Ф. Зеер, И. В. Роберт, О. Н. Шилова и др.) относят к базовой, наряду с общенаучной, социально-экономической, гражданско-правовой, политехнической, специальной и общепрофессиональной компетенциями. Таким образом, основным этапом профессиональной подготовки учителя является получение специального педагогического образования на этапе обучения в вузе.
Изучение научно-педагогических работ в области компетентностного подхода (В. И. Байденко, Л. Л. Босова, И. А. Зимняя, И. В. Роберт, А. В. Хуторской, О. И. Шилова и др.) позволяет дать следующее определение понятия «компетентность учителя в области информационных и коммуникационных технологий»: это сложная личностно-профессиональная характеристика, включающая мотивационно-ценностный, когнитивно-операционный и рефлексивно-проектировочный компоненты, обеспечивающие гибкость и готовность учителя адаптироваться к изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, а также перемещать идеи из области информатики и информационных технологий в другие области знаний и стремиться к творческому самовыражению с использованием возможностей ИКТ [1], [5], [6], [8], [10].
Следовательно, подготовка учителя в области реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий будет иметь следующую структуру: подготовка по общим вопросам информатизации образования, методическая подготовка (методика преподавания предмета с использованием дидактических возможностей ИКТ) и предметная подготовка (использование ИКТ в предметной области).
Стратегические направления развития высшего профессионального образования на современном этапе, в том числе и педагогического, определяют федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [9], согласно которым в качестве результатов обучения бакалавров и магистров выступают компетенции. Особенностью нынешнего этапа профессионально-педагогического образования является введение прикладного бакалавриата. Подготовка педагога на этапе высшего образования должна опираться, помимо стандартов высшего профессионального образования, и на принятый профессиональный стандарт педагога.
Двухуровневая подготовка педагога предполагает развитие во всех программах подготовки практических компетенций на основе нового профессионального стандарта, в том числе через практику в школах-партнерах. Однако необходимо отметить, что непрерывная практика в школах возможна при неформальном подходе администрации и учителей школы. Нередко на студентов возлагают самостоятельное проведение уроков или, наоборот, не допускают их к преподаванию. Кроме того, необходимо материальное стимулирование школы (учителей, администрации). Предлагаемой мерой, с одной стороны, можно закрепить будущих учителей в школах, с другой - студент получает реальные практические компетенции, способствующие уменьшению периода его адаптации к работе.
Прикладной бакалавриат предполагает внедрение модели подготовки педагогических кадров, реализуемой в сетевом взаимодействии вузов, организаций среднего профессионального образования и школ. Его программа влечет замену значительного объема теоретических курсов на практический компонент. Тем не менее, нужно сказать, что невозможно формировать компетенции в условиях замены значительного объема теоретических курсов на практический компонент, поскольку, получив такое «практическое» образование, учителю будет сложно совершенствовать компетенции, в том числе компетенции в области информационных и коммуникационных технологий, в соответствии с уровнем развития образования, науки, информатизации общества в целом. Необходимо
заложить (помимо практических умений и навыков) теоретический базис, позволяющий осуществлять в будущем непрерывное образование учителей на протяжении всего периода работы.
Прикладной педагогический бакалавриат предполагает подготовку студентов на третьих-четвертых курсах в рамках непедагогического бакалавриата в вузах непедагогического профиля, мотивированных к педагогической деятельности. Положительно оценивая данную позицию, отметим, что, как правило, в педагогические вузы поступают выпускники школ, нацеленные на дальнейшую работу в школе. В течение всего периода обучения по программе педагогического бакалавриата они изучают дисциплины психолого-педагогического цикла. Даже, казалось бы, такой «непедагогический» предмет, как «Информатика», «Информационные технологии», изучается ими на основе практического материала профессиональной (педагогической) направленности.
Положительной тенденцией можно считать создание в образовательных учреждениях условий для организации стажировок студентов (включая оплату труда стажеров) с выделением для этого необходимых финансовых средств. Практика с отрывом от учебы (ранее - педагогическая практика) всегда была и остается необходимым звеном подготовки педагога.
Прикладной бакалавриат предполагает повышение качества подготовки бакалавра педагогического образования за счет отказа от «последовательного» обучения (линейная траектория) и создания условий для «параллельного» (нелинейная траектория) «входа» в программы и педагогической подготовки для разных категорий обучающихся, таким образом будет реализовываться «профилизация» бакалавриата независимо от направления подготовки. Вызывает некоторые сомнения аспект подготовки педагога, человека, работающего с детьми, на основе профилизации «универсального бакалавриата». «Вход» в программы педагогической подготовки разных категорий обучающихся, специалистов других профессий - скорее «исключение из правила», хотя такая возможность должна существовать (в настоящее время это и заочное обучение, и переподготовка, и дистанционная подготовка, и т. д.).
В условиях изменения содержания программ педагогической подготовки и технологий обучения в целях обеспечения реализации нового профессионального стандарта педагога и новых стандартов школьного образования идет «смещение» на практическую подготовку. Эта тенденция положительная, в качестве комментария хотелось бы отметить, что главное - идти не от того, как в настоящее время работает учитель, и совершенствовать его деятельность с использованием тех или иных технологий, а от возможностей технологий (например, возможности визуализации на основе информационных технологий), на базе которых следует совершенствовать педагогическую деятельность.
Существенному повышению эффективности обучения в педагогических образовательных учреждениях, реализующих программы подготовки педагогов, способствуют введение прикладного бакалавриата на основе сетевого взаимодействия колледжей и вузов, развитие магистратуры. Взаимодействие, в том числе сетевое, всегда имеет положительный эффект, но при условии создания соответствующих условий, технических и материальных. Кроме того, хотелось бы иметь некую унифицированность оснащения школ и педвузов (чего нет в настоящее время в связи с разными источниками финансирования).
Резюме. В профессиональном стандарте не рассмотрены перспективы применения информационных и коммуникационных технологий, основанные на их дидактических
возможностях, хотя реализация такого потенциала порождает новые образовательные возможности и проблемы, связанные с осуществлением образовательного процесса в информационно-коммуникационной среде учебного заведения. В условиях прикладного бакалавриата подготовка будущего педагога в области использования информационных и коммуникационных технологий могла бы быть более эффективной при условии ориентации обучения как на практическую, так и фундаментальную подготовку в области педагогики, методики преподавания, информатики и ИКТ. Подготовка учителя в области реализации возможностей ИКТ должна включать следующие основные направления: общие вопросы информатизации образования, методика преподавания предмета с использованием дидактических возможностей ИКТ и использование ИКТ в предметной области.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». - М., 2004. - С. 32-37.
2. Зайцева С. А. Информационные и коммуникационные технологии в подготовке современного учителя // Научный поиск. - 2012. - № 1. - С. 36-41.
3. Кручинина Г. А., Большакова И. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в музыкальном образовании (история, проблемы) // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2009. - Т. 15, № 4. - С. 439-443.
4. Лавина Т. А. К вопросу о формировании компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72), ч. 2. - С. 72-75.
5. Лавина Т. А. Развитие компетентности учителя в области информационно-коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования // Информатика и образование. - 2012. -№ 1 (203). - С. 72-74.
6. Лавина Т. А., Таерова И. А. Формирование ИКТ-компетентности преподавателей вуза // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2015. - № 4 (65). - С. 141-143.
7. Профессиональный стандарт педагога [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html.
8. Роберт И. В., Лавина Т. А. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации. -М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 69 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgos/25/20111115161823.pdf.
10. Чернецова О. В. Использование информационных и коммуникационных технологий в профессиональной подготовке учителя (зарубежный опыт) // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий. - 2013. - Т. 1. - С. 14-15.