Научная статья на тему 'Основные направления педагогической профилактики беспризорности среди учащихся образовательных учреждений'

Основные направления педагогической профилактики беспризорности среди учащихся образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
582
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕСПРИЗОРНОСТЬ (ДЕТСКАЯ) / БЕЗНАДЗОРНОСТЬ (ДЕТСКАЯ) / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ ГРУППЫ РИСКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Терещенкова Анна Олеговна

В статье рассматривается сущность понятия беспризорность с точки зрения междисциплинарного подхода, дается сравнительный анализ смежных дефиниций. Представлены описание профилактической работы в образовательных учреждениях и педагогические особенности реализации профилактики беспризорности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления педагогической профилактики беспризорности среди учащихся образовательных учреждений»

ацией, но не для этой категории детей. Психологи выделяют еще одну проблемную группу школьников - это дети, испытывающие сенсорный голод. Поиск новых, ярких впечатлений толкает их на «путешествия», которые компенсируют эту потребность.

Принято считать, что дети и подростки покидают только асоциальные семьи, где подвергаются насилию и жестокому обращению со стороны родителей. Однако к семьям группы риска можно отнести и «пограничные», то есть внешне благополучные, но имеющие проблемы внутрисемейного характера. В ряде семей, обеспеченных в финансовом плане, родители большую часть времени заняты работой, карьерой и своим детям уделяют слишком мало внимания. Детско-родительские отношения в таких семьях отличает отчужденность, формальность, эмоциональная отстраненность. Дети чувствуют себя брошенными, ненужными и в подростковом возрасте для привлечения внимания могут совершить уход из дома.

В группу риска попадают и семьи с нарушенной ролевой структурой. Наиболее часто такая ситуация складывается в повторном браке матери или отца.

С данными категориями школьников и их семьями следует проводить социально-педагогическую и психологическую диагностику, на анализе которой при необходимости строится коррекционная работа по исправлению поведения учащихся или внутрисемейных условий. Изучение личностных особенностей детей и подростков, особенно в кризисные периоды развития, психологического климата в семье, обнаружение трудных жизненных ситуаций и многих других факторов позволяют прогнозировать дальнейший ход взросления учащихся и вовремя предупреждать возможные попытки ухода из дома. Следует отметить, что в условиях образовательного учреждения сложно реализовывать принцип индивидуального подхода в связи с большим количеством учащихся, особенно в городских школах. Поэтому эффективность профилактической работы во многом зависит от готовности взаимодействовать всех сотрудников образовательного учреждения: классных руководителей, учителей, администрации, социального педагога, психолога.

Важным фактором предупреждения беспризорности является организация системы, комплекса мер по профилактике данного социального отклонения, а не проводимые одноразовые акции, так называемые «месячники», которые носят скорее декларативный характер, чем реально действуют как механизмы сдерживания роста негативных тенденций в детской и подростковой среде.

Кроме педагогического коллектива, необходимо привлекать к профилактической деятельности родительские комитеты, общественные движения, сотрудников КТОСов, инициативных граждан.

Вторичная профилактика направлена на организацию индивидуальной работы с учащимися, у которых имеется опыт бродяжничества, с целью предупреждения повторного ухода из дома. При этом учитывается возраст, пол, социально-психологические особенности личности школьника и, самое главное, причина оставления дома. В этот период чрезвычайно необходимо социально-педагогическое и психологическое сопровождение процесса реадаптации несовершеннолетнего в образовательном учреждении.

Таковы основные направления педагогической профилактики беспризорности учащихся в общих чертах, однако нам хотелось бы акцентировать свое внимание и на других, на наш взгляд, важных аспектах.

Характерной особенностью современного российского общества является рост социальных отклонений среди несовершеннолетних и увеличение числа семей «группы риска», что вызывает необходимость подготовки новых специалистов для образовательной среды, в частности, социальных пе-дагогогов. Следует отметить, что при отсутствии комплекса систематических мер со стороны государства и разобщенности социальных институтов современная школа берет на себя дополнительные функции по устранению и профилактике факторов дезадаптации учащихся. В то же время анализ исследований, проведенных на кафедре социальной педагогики и психологии ВГПУ*, показал, что большинство учителей не владеют методами работы с трудными школьниками, не обладают психолого-педагогически-ми знаниями по выявлению личностных особенностей детей и подростков, испытывают трудности в установлении контакта с семьями таких учеников.

Именно поэтому профессиональная подготовка социальных педагогов к решению поставленных задач включает в себя изучение дисциплин психоло-го-педагогическойнаправленности,атакжеформированиенавыковиумений, необходимых в практической деятельности. Следует подчеркнуть, что на кафедре социальной педагогики и психологии ВГГУ разрабатываются и читаются спецкурсы по социально-педагогической работе с детьми-мигрантами, по профилактике вовлечения детей и подростков в деструктивные религиозные секты и т. д. Таким образом, научно-исследовательская работа кафедры и подготовка будущих специалистов направлена на оперативное реагирование социального заказа, поступающего от общества, и должна предлагать научно обоснованные методы решения возникающих негативных тенденций.

Социальный педагог должен владеть методологией работы с различными категориями школьников и их семьями с использованием зарубежного и отечественного практического опыта, разрабатывать собственные профи-

* На основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Рособразование) № 138 от 22.02.2008 ГОУ ВПО «Владимирский государственный педагогический университет» переименован в ГОУ ВПО «Владимирский государственный гуманитарный университет».

лактические программы с учетом региональных социально-экономических факторов, провоцирующих рост деструкций в социальной среде.

Социальный педагог выступает координатором, связующим звеном деятельности учреждений и организаций, функционирующих в системе социальной защиты детства. В обязанности данного специалиста входят следующие аспекты: своевременное выявление учащихся и семей «группы риска»; сбор информации; организация взаимодействия школы, Комиссии по делам несовершеннолетних, органов опеки и попечительства, правоохранительных органов, Центров социально-педагогической и психологической помощи семье и детям. Социальный педагог должен посещать все заседания перечисленных структур, вести документацию, отслеживать динамику изменения ситуации в семье и в школе. Таким образом, данный специалист является, на наш взгляд, одной из ключевых фигур в организации и реализации профилактики беспризорности в рамках образовательного учреждения.

В 90-е годы претерпела серьезные изменения система дополнительного образования, прекратили свое существование многие клубы, кружки, секции, Дворцы творчества юных. Ликвидация социальной инфраструктуры в сфере детского досуга и дополнительного образования совпала с кризисными явлениями в области института брака и школьного обучения. В последнее время распространение получили клубы по месту жительства, в которых функционируют кружки и секции различной направленности: спортивной, театральной, хореографической, детского творчества и т. д.

Одним из направлений работы социального педагога в образовательных учреждениях является изучение интересов и способностей детей «группы риска» и организация досуговой деятельности данных учащихся во внеучеб-ное время через систему дополнительного образования. Многие беспризорные дети и подростки испытывали проблемы в обучении, не могли себя реализовать в школе социально приемлемыми способами. Именно поэтому необходимо создание условий для компенсации неудач в учебе школьников, для самореализации их в досуговой сфере.

В настоящее время в штат сотрудников клуба по месту жительства входит социальный педагог, который тесно сотрудничает с социально-педагогическими службами школ микрорайона. Данный специалист выявляет воспитательный потенциал социальной среды, составляет паспорт учреждения, изучает социально-педагогические характеристики воспитанников и их семей. Привлечение детей и подростков в клубы по месту жительства должно основываться на добровольных началах с использованием индивидуального подхода [5, с. 40]. Таким образом, взаимодействие социальных педагогов образовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования позволяет охватить как учебное время, так и досуг

несовершеннолетних, сведя к минимуму отсутствие контроля со стороны общества.

Перспективным направлением в профилактической деятельности является привлечение педагогических отрядов для работы с дезадаптированными детьми и подростками в летний период. Студенческое движение ВГГУ (педотряд «Сталкер» и др.) эффективно реализует программы по формированию социальных ценностей, трудовой мотивации у подростков из категории «трудных» в рамках профильных смен в детских оздоровительных лагерях.

В заключении необходимо отметить, что эффективность работы по предупреждению беспризорности зависит от ряда факторов: 1) разработанной и реально функционирующей модели профилактической деятельности в рамках образовательного учреждения; 2) готовности сотрудничать и уровня психолого-педагогической компетентности и практического опыта всех субъектов взаимодействия; 3) наличия развитой социальной инфраструктуры города.

Библиографический список

1. Арефьев, A. JI. Беспризорные дети России [Текст] / A. JI. Арефьев // Социс. -2003.-№9.-С. 61-72.

2. Букин, А. Беспризорники [Текст] / А. Букин // Семья. - 2000. - № 18. — С. 6-7.

3. Нечаева,А.М.Детскаябеспризорность-опасноесоциальноеявление[Текст]/

A. М. Нечаева// Государство и право. -2001. -№ 6. - С. 57-65.

4. Отклоняющееся поведение молодежи: Словарь - справочник / Под общ. ред.

B. А. Попова. - 3-е изд., испр. и доп. - Владимир: ВГПУ, 2007. - 251 с.

5. Холостова, Е. И. Социальная работа с дезадаптированными детьми [Текст] / Е. И. Холостова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. -280 с.

УДК: 370. 179

И. С. Гомбоева

ДИАЛОГ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧИЛИЩА

На современном этапе развития общества все большую актуальность приобретает проблема выстраивания человеческих взаимоотношений на основе сотрудничества, понимания, диалога. В этой связи в качестве одной

из функций образования выступает создание условий для овладения учащимися навыками конструктивного общения с окружающими людьми.

В учебных заведениях начального профессионального образования происходит не только подготовка рабочих кадров, но и становление молодых людей, обладающих способностью к открытому взаимодействию с миром. Значительная часть учащихся характеризуется низким уровнем духовнонравственного развития, нестабильностью эмоциональных проявлений, недостаточно развитым механизмом адекватного восприятия себя и окружающих, отсутствием коммуникативных навыков, что приводит к межличностным и внутриличностным конфликтам. При поступлении на учебу в профессиональное училище возрастает число взрослых, с которыми контактирует подросток. Наибольшую трудность у молодых людей вызывает установление контакта с преподавателями, мастерами производственного обучения, поскольку личность учащегося часто находится в условиях дефицита позитивного, конструктивного общения со взрослыми. Эффективность обучения и воспитания таких учащихся может быть достигнута при условии оптимизации коммуникационной сферы подростков посредством взаимодействия между педагогом и воспитанником в процессе педагогической поддержки.

Педагогическая поддержка как одно из направлений современного образования, интегрируя в себе демократические и гуманистические идеи, приобретает широкую практическую значимость.

Согласно определению О. С. Газмана, педагогическая поддержка является самостоятельным направлением педагогической деятельности наряду с обучением и воспитанием. «Предметом педагогической поддержки, таким образом, становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни» [5, с. 25-26]. Автор в содержании педагогической поддержки выделяет помощь в индивидуальном развитии учащегося, при этом акцентируя внимание на активности личности в процессе ее взаимодействия с педагогом. В этой связи Н. Н. Михайлова и С. М. Юсфин рассматривают педагогическую поддержку как совместную деятельность педагога и учащегося, направленную на развитие индивидуального потенциала воспитанника через обучение его способам самостоятельного решения проблем [7, с. 26].

Общение, совместная деятельность, взаимодействие педагога и учащегося в условиях педагогической поддержки разворачивается в ситуации диалога.

Размышления о необходимости подлинного диалога в общении широко представлены в работах отечественных и зарубежных философов Х1Х-ХХ

века (М. М. Бахтин, М. Бубер, К. Ясперс и др.) В их исследованиях способность к диалогическому мышлению рассматривается как способ бытия человека. По словам М. Бубера, достичь подлинного диалога-встречи, открытия в себе истинно человеческого удается немногим [4].

Возможность человека найти себя через безграничную коммуникацию раскрывает идею самоопределения человека в диалоге (К. Ясперс, М. М. Бахтин, М. Бубер и др.), потому что это - «решение вступить на путь человеческого бытия..., возможность для нас, людей, действительно жить друг с другом, найти благодаря этой совместимости истину и только на этом пути действительно стать самим собой» [11, с. 508].

По мнению М. Бубера в процессе диалога происходит восприятие человека человеком. В качестве первого способа восприятия выступает наблюдение, как запечатление образа наблюдаемого человека. Второй способ восприятия - созерцание, основанного на полной свободе, исключающей напряжение. Созерцатель и наблюдатель характеризуются присутствием желания принять другого человека. Третий вид восприятия - проникновение - М. Бубер называет границей возможности диалога. В этом смысле характер взаимоотношений педагога и учащегося в ходе педагогической поддержки, а также ее эффективность будут достигаться не только наличием желания к восприятию друг друга, но и при условии взаимопроникновения. По мнению философа, диалог не ограничивается общением людей друг с другом. Это еще и отношения, которые выражаются в общении. Даже если можно обойтись без слов, без сообщения, одно должно необходимо присутствовать в диалоге — взаимная направленность внутреннего действия. Два участвующих в диалоге человека должны быть обращены друг к другу [4].

Возникновение диалога обусловлено наличием разных позиций у людей, вступающих в диалог. М. М. Бахтин доказывает, что в процессе диалога позиции субъектов могут совпадать. Так может быть установлено «поле согласия». Главное в том, чтобы субъекты диалога имели свою позицию и разворачивали ее в диалоге. «Поле согласия» - это та область, в которой на добровольной основе выстраиваются действия учащегося и педагога по решению проблемы. Таким образом, в качестве важнейшей формы диалогических отношений выступает согласие, при наличии которого возможно построение педагогической поддержки. «Согласие очень богато разновидностями и оттенками. Два высказывания, тождественные во всех отношениях <...>, если это действительно два высказывания, принадлежащие разным голосам, а не одно, связаны диалогическими отношениями согласия...» [1, с. 496-498]. Особую роль в данном случае приобретает доверие к другому человеку, которое реализуется не столько в передаче секретной информации, сколько путем вовлечения другого лица в свой внутренний мир. Таким образом, можно говорить, что взаимное доверие субъектов друг к другу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.