ФИЛОСОФИЯ, социология
стттттгсттттттгсттттттттттттттхттттт
Ядкяр. 2008. № 2
З.Б. Рахматуллина, O.A. Дубовова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В жизни человека важную роль играет процесс образования, начальным этапом которого является обучение в школе. Здесь проходят наиболее сложные возрастные периоды развития человека. Школа для ученика во многом не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, это, прежде всего, место, где личность осваивает разнообразные социальные роли, готовит себя для взрослой жизни. В определенной степени успех, чувство удовлетворения своей жизнью, счастья будет определяться у него в будущем тем, как он прошел процесс социализации в школе, какие знания сумел приобрести [I, 445—452].
Главная цель социальной работы — способствовать нормальной жизнедеятельности человека, удовлетворению и гармонизации его социальных потребностей, гармонизации потребностей человека и общества.
Основная же цель современного образования — создание такой системы образования, которая бы удовлетворяла потребности населения в разнообразных образовательных услугах, с учетом склонностей и способностей, на основе широкого использования местных ресурсов, культурных и исторических традиций.
Между тем в системе образования наблюдаются отчужденность и разобщенность субъектов учебно-воспитательного процесса. Как отмечают исследователи Е.И. Холостова и A.C. Сорвина, отстраненность от реальной жизни, от деятельности и личности ученика, учителя, создают дефицит духовности и гуманности, что, в свою очередь, нередко проявляется в формах девиантного и делинквентного поведения подрастающего поколения, жизненной несостоятельности определенной части молодежи [2, 249, 252].
Для того, чтобы помочь ребенку, приходится воздействовать не только на него, но и на окружающую социальную среду, под которой понимается совокупность природных и социальных условий, где протекает развитие личности, определяющая характер жизнедеятельности индивида [3]. В результате взаимодействия социальной среды и личности происходит формирование последней. Вот почему деятельность социальных работников с учащимися не может ограничиваться только школой. В связи с этим социальные педагоги выполняют роль посредника между индивидом и его ближайшим социальным окружением. Это — посредничество между детьми, обучающимися в школе, и учителями-предметниками, родителями. Кроме
Рахматуллина Зиля Борисовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы Башкирского государственного университета, с.н., доц. кафедры; Дубовова Ольга Александровна, аспирант кафедры социальной работы БашТУ
© Рахматуллина З.Б., Дубовова O.A., 2008
того, социальные педагоги занимаются проведением различных видов внеклассной работы, которые могут быть связаны с территорией проживания школьников.
В силу того, что социальная педагогика ищет наиболее эффективные решения, которые помогут личности адекватно реагировать на конкретные личностно-средо-вые ситуации, в такой интерпретации мы можем рассматривать социальную педагогику, как педагогику социальной работы. На практике социальные службы, в том числе и работающие в школе, не идентичны, но по сути дела они объединяют функции социального педагога (влияние в целом на формирование отношений в социуме) и функции социального работника, где главное — это оказание помощи в конкретных частных случаях: здесь нужна не только профилактика, но и помощь в возникшей проблеме. Итак, деятельность социального педагога сориентирована на решение профилактических задач; он как бы ставит социальный диагноз, изучает психологию, возрастные особенности, способности учащегося, вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни. А затем подключает к работе социального работника нужной в данном случае специализации, и они вместе принимают решения, сосредоточив усилия на выявлении и устранении негативных явлений.
К сожалению, практика показывает, что чаще приходится бороться с последствиями, а не заниматься предупреждением негативных явлений. Среди детей, поступающих в первый класс российских школ, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Согласно официальным статистическим данным, в настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 800 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а ежегодно уходят из дома около 50 тыс. детей [4]. В 2003 г. число таких детей составило 950 тыс. [5, 31]. Около 40% детей подвергаются насилию в семьях и столько же испытывают насилие в школах. Ежегодно в России 2 млн детей до 14 лет избиваются родителями, каждый десятый из них умирает [6, 111—113].
Более того, в последние годы повсеместно отмечается рост и «омоложение» суицидальных тенденций и попыток, особенно среди несовершеннолетних. Каждый год от самоубийства погибают около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет [7, 71]. Россия занимает второе место по количеству пубертатных суицидов (совершенных детьми в возрасте до 18 лет). В нашей стране каждый день совершают самоубийство с летальным исходом 17 детей. При этом 70% суицидов совершают дети из внешне благополучных семей [8]. В 2004 г. свыше 50% суицидов несовершеннолетних приходилось на возрастную группу 13—15 лет, 14% составляли дети до 13 лет и 34% — подростки старше 15 лет [9, 64]. Хотя показатели смертности несовершеннолетних от самоубийств у лиц обоего пола с 2000 г. продолжают снижаться, в группе 15—19-летних они превышают в 6 раз аналогичные данные среди детского населения. Подавляющее большинство самоубийств в возрасте до 10 лет дети совершают из-за жестокого обращения в семье, игнорирования их как личности. Детская смертность от наркотиков в 2003 г. увеличилась по сравнению с 1990 г. в 42 раза [10, 64]. Продолжается рост преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. В России свыше 505 всех преступлений совершаются молодыми в возрасте 14-29 лет, а уровень преступности среди несовершеннолетних в 15 раз превышает уровень преступности среди взрослых [11, 326]. О нарастающей динамике детской и подростковой преступности в стране свидетельствуют следующие показатели: за один только 2000 г. число убийств, совершенных несовершеннолетними, увеличилось на 20,3%, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью — на 27,3%, изнасилований — на 6,3, разбоев — на 6,4% [12, 31]. Только в 2001 г. 31,1 тыс. несовершеннолетних были привлечены к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений в состоянии алкогольного опьянения [13].
Уровень рецидивной преступности в подростковой среде составляет 76,8%, что свидетельствует о сохраняющемся высоком семейном неблагополучии [14, 27". По данным Департамента охраны общественного порядка МВД России, ежегодно подростками или при их соучастии совершается более 150 тыс. преступлений, или каждое девятое в Российской Федерации. Возросла повторная преступность несовершеннолетних. В 2005 г. более 19,1 тыс. ранее судимых подростков совершили преступления, из которых каждый четвертый был осужден условно. В 2005 г. в органы внутренних дел было доставлено более 1млн 200 тыс. несовершеннолетних, из которых 288 тыс. не достигли 14-летнего возраста, 555 тыс. были привлечены за совершение административных правонарушений, 154 тыс. — за совершение преступления [15].
За семь месяцев 2006 г. в г. Уфе несовершеннолетними и при их участии совершено более 300 преступлений. Также в 2006 г. сотрудниками ОВД собрано и направлено в суд 211 материалов для рассмотрения вопроса о лишении родительских прав [16]. В связи с этим возникает острая необходимость в проведении целенаправленной работы в школе социальным педагогом и социальным работником, основными обязанностями которых являются составление социального портрета семьи, взаимодействие и помощь родителям, воспитывающим дезадаптированного подростка. Кроме работы с девиантными подростками, деятельность социального работника в школе включает следующие функции: он призван оказывать содействие детям в укреплении здоровья, способствовать повышению нравственности, поднятию культурного и образовательного уровня, учить детей оказывать самопомощь через уроки ОБЖ, другие формы работы.
Важно отметить, что школа получает ребенка из социальной среды как развивающуюся личность, формирование которой уже начато в семье. Жизнь в школе надо рассматривать как органическую часть и продолжение этого процесса, в противном случае социальная работа будет малоэффективна.
Как отмечают исследователи, кроме семьи, ребенок много времени проводит со своими сверстниками, которые оказывают на его развитие огромное влияние, иногда большее, чем семья, и здесь, действуя в неформальной обстановке, педагог тоже может оказать значительную помощь [1].
Школа во все времена развития общества стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы с ее помощью реализовать все способности ученика. В ней, в сущности, всегда царило понимание того, что нормальная семья по своим воспитательным возможностям превосходит любой социальный институт, ибо он не в состоянии составить конкуренцию семье ни в передаче социальной информации, ни в развитии интеллектуальных и эмоциональных способностей человека. В первую очередь это связано с тем, что школа постепенно становится все более открытой социально-педагогической системой. В такой школе должны преобладать тенденции к расширению и укреплению взаимодействий с жизнью, всеми социальными институтами среды — семьей, предприятиями, культурно-просветительными учреждениями, общественными организациями, местными властями и т.д. В открытой школе деятельность переносится на личность учащегося: создаются все необходимые условия для его личностного развития. В структуре открытой школы обязательно должны быть социальные педагоги, которые обеспечивают допустимое и целесообразное вмешательство в процесс социализации детей, подростков и молодежи, выполняют роль «третьего лица», посредника, связующего звена между личностью и обществом.
Понимание обществом важности такого посредничества было отмечено на заседании Президентского Совета Республики Башкортостан 20 января 2006 г. Так, премьер-министр правительства республики Р.И. Байдавлетов отметил, что 1630 социальных педагогов и психологов непосредственно в школах проводят психологи-
ческую коррекцию и сопровождение подростков из «группы риска». В 2005 г. в образовательные учреждения республики было направлено 40 тыс. экземпляров учебно-методических пособий по вопросам профилактики злоупотреблений психоактивными веществами, 70 тыс. экземпляров плакатов антинаркотического содержания. С октября 2005 г. в школах ведется курс «Профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения в образовательных учреждениях». В рамках реализации Указа Президента Республики Башкортостан совместными усилиями правоохранительных органов, учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и молодежных общественных организаций проведено свыше 7 тыс. профилактических мероприятий, в том числе: более 2 тыс. антинаркотических акций; 750 конференций; 1100 «круглых столов»; 1300 семинаров; разработаны и изданы большими тиражами методические пособия, информационные бюллетени, сборники лекций, буклеты [17]. По данным Министерства образования республики, созданы и действуют советы профилактики, наркопосты, органы ученического и студенческого самоуправления, возрождено педагогическое просвещение родителей. Разработаны и апробируются программы и учебные пособия по предупреждению наркомании и распространению ВИЧ-инфекции. Появились новые программы по физической культуре, включающие разделы по национальным и народным видам спорта. Проведено более 100 республиканских финальных и более 150 зональных соревнований по 30 видам спорта с участием в финалах более 5 тыс. школьников. Межрайонная спортивнооздоровительная эстафета «Спорт. Здоровье. Победа», посвященная 60-летию Победы, прошла в 33 городах и районах республики с охватом более 2,5 тыс. школьников 6—9 классов. С 2006 г. начинается реализация новых республиканских целевых программ — президентской программы «Дети Республики Башкортостан», программы «Развитие сельской школы». Летом 2005 г. различными формами досуга, отдыха и оздоровления было охвачено свыше 440 тыс. детей, на эти цели за счет всех источников финансирования израсходовано свыше 400 млн руб. [18].
Изложенное выше свидетельствует о том, что в республике ведется определенная работа по профилактике наркомании, алкоголизма, табакокурения, проводятся мероприятия по пропаганде спорта и здорового образа жизни, социальные педагоги и психологи работают с подростками «группы риска».
Однако социальные службы функционируют далеко не во всех школах. По данным Министерства образования Республики Башкортостан, в республике насчитываются 3125 общеобразовательных учреждений [18]. В то же время в городах и районах РБ социальные работники и социальные педагоги есть только в 30% школ, а в сельских школах и того меньше. В республике функционируют всего лишь 10 центров медико-психолого-педагогической службы и 16 пунктов психологической помощи детям [17].
В связи с этим мы считаем целесообразным создание в общеобразовательной школе медико-психолого-педагогическо-семейной службы, включающей в себя социальных педагогов семейного типа, медицинского работника, психиатра, социального психолога. Как отмечает В.Н. Гуров, основным направлением деятельности такой службы может быть диагностирование социально-психологической ситуации в семье, в семейно-соседских общностях; изучение интересов и потребностей детей и взрослых в семье; организация работы специалистов, направляющих разностороннюю социально-педагогическую деятельность семьи.
Помимо этой службы, в школе необходимо наладить деятельность службы культурного досуга и педагогической помощи (ее образуют социальные педагоги-организаторы культурно-досуговой и спортивно-оздоровительной деятельности, специалисты художественного и технического творчества. Они могут организовывать
различные виды деятельности детей и взрослых в окружающем социуме); служба профессиональной ориентации и социальной адаптации (социальные педагоги занимаются сбором информации о наличии проблем профессиональной и социальной адаптации семьи; о наличии рабочих мест по определенным специальностям и спросе на них в районе или городе; о наличии учебных заведений в городе разного профиля); служба правовой и экономической защиты семьи и личности (социальный адвокат, социальный экономист, которые организуют социально-правовую и экономическую защиту личности, обеспечивают экономические права, помогают в выработке навыков и умений в составлении бюджета); служба развития детской и молодежной инициатив (социальный педагог, поддерживающий детские дома и молодежные инициативы и способствующий их развитию); служба психологического и физического здоровья (ее образуют врач-психиатр, детский врач, обеспечивают формирование психологического и физического здоровья); служба профилактики правонарушений (ее образуют социальные педагоги и психологи, которые обеспечивают формирование правового сознания); валеологическая служба (социальный педагог-вале-олог, занимается формированием здорового образа жизни школьников) и др.
Наличие целостной системы социальных служб позволяет им вместе с педагогическим коллективом объединенными усилиями решать более успешно проблемы социализации личности, оказывать психолого-педагогическую поддержку [19, 77~92\.
Подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ученик является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения. Актуальная задача всего общества и современной системы образования заключается в воспитании молодого поколения, предотвращении социальных патологий, создании условий для активного участия личности в общественной жизни. Поэтому создание такой системы социальных служб, увеличение штата специалистов по социальной работе в учреждениях образования городов и районов позволит гармонизировать взаимоотношения личности и общества и более эффективно оказывать помощь семье и детям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Социальная работа / Под общей ред.В.И. Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 1999.
2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Хо-лостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001.
3. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер с англ., под ред. С.А. Ерофеева. М.: Экономика, 2000.
4. ВЦИОМ, пресс-выпуск № 246 http://www.wciom.ru
5. Семья, дети: факты и проблемы // Аналитический вестник СФ ФС РФ. 1999. №11(99).
6. Беспризорность сокращается // Социальная педагогика. 2005. № 2.
7. Вестник образования. 2000. № 4.
8. Новое поколение — новые опасности http://www.newizv.ru
9. Смолин О.Н. О мерах, принимаемых правительством РФ в связи с высоким показателем самоубийств детей и молодежи http://www.rian.ru
10. Вопросы статистики. 2002. № 12.
11. Технологии социальной работы: Учебник под ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА-М, 2001.
12. Официальные документы в образовании. 2001. № 29.
13. Статистический бюллетень Госкомстата РФ. 2002. № 5.
14. Официальные документы в образовании. 2003. № 26.
15. Пресс-релиз к брифингу «Роль органов внутренних дел в предупреждении повторной преступности среди несовершеннолетних» http://www.mvdinform.ru
16. Макушина Е. Информационное агентство «Башинформ» от 15.08.06 http:// www.bashinform.ru.
17. Выступление Р.И.Байдавлетова на заседании Президентского Совета 20 января 2006г. http://www.bashkortostan.ru.
18. Рахматуллина 3. Современная парадигма развития системы образования Республики Башкортостан http://www.vatandash.ru/04 06/41.htm
19. Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. М.: Педагогическое общество России, 2006.