Научная статья на тему 'Основные направления оптимизации мультимедийной системы в глобализирующемся мире'

Основные направления оптимизации мультимедийной системы в глобализирующемся мире Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
192
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПТИМИЗАЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ СИСТЕМА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / OPTIMISATION / MULTIMEDIA SYSTEM / GLOBALISING WORLD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елинер Илья Григорьевич

Мультимедийная система рассматривается как сложная, открытая и гибкая система, имеющая свои внутренние системообразующие факторы структуру, функции, содержание, которые определяют ее саморегуляцию, и внешние системообразующие факторы политику, экономику, идеологию и научно-технические достижения, определяющие ее развитие. Выделяются положительные и отрицательные характеристики мультимедийной системы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article multimedia system is regarded as a complex, open and flexible system with its own inner system-constituting factors structure, functions and content which determine its self-regulation and its outer system-constituting factors politics, economics, ideology and scientific achievements which are responsible for its development. Both positive and negative features of multimedia systems are marked out

Текст научной работы на тему «Основные направления оптимизации мультимедийной системы в глобализирующемся мире»

И. Г. Елинер

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ СИСТЕМЫ

В ГЛОБАЛИЗИРУЮЩЕМСЯ МИРЕ

Мультимедийная система рассматривается как сложная, открытая и гибкая система, имеющая свои внутренние системообразующие факторы - структуру, функции, содержание, которые определяют ее саморегуляцию, и внешние системообразующие факторы - политику, экономику, идеологию и научно-технические достижения, определяющие ее развитие. Выделяются положительные и отрицательные характеристики мультимедийной системы.

Ключевые слова: оптимизация; мультимедийная система; глобализация.

Основные направления оптимизации мультимедийной системы в глобализирующемся мире

Настоящее положение в мультимедийной и связанных с ней системах таково, что за лесом фактов, в том числе и научных, человечество перестает видеть суть основных закономерностей происходящих в мире процессов. Дифференцированный подход, фрагментарность мышления и дробность информации, свойственные постмодернизму, очень часто сужают угол зрения потребителя информации. При этом теряются ориентиры, которые в далеком прошлом определяла религия, а в недавнем прошлом - писатели, философы, выдвигавшие идеи и идеалы. Сейчас не культура ведет человечество к развитию и оптимизации отношений между различными людьми и системами, а техника; хотения и желания, а не самодостаточность; мнимые ценности (богатство, слава, карьера, престиж), а не общечеловеческие. Фрагментарность, неустойчивость, двойные стандарты при низком общем уровне культуры способствуют тому, что система начинает терять системообразующие факторы, скрепляющие сложные, открытые и гибкие системы (СОГ-системы) [1], определяющие их саморегуляцию и развитие, их прогресс, увеличивающие их надежность. Вместе с ними теряются и такие понятия, как смысл, истина, целостность, выводящие на этику, нравственность, те интегральные понятия, которые всегда определяют надежность и оптимальность организации и развития любой системы.

В современных исследованиях вопрос «для чего мы расширяем знания, как собираемся ими воспользоваться» очень часто подменяется вопросом «как это происходит», частное оказывается выше общего. При таком подходе к поиску оптимальных путей развития сами люди, изучающие эти процессы, превращаются в узких специалистов, у каждого из которых имеются не только свой метод познания, своя терминология, свой язык, непонятный для непосвященных и для других специалистов. Множество языков, понятий, терминов, фрагментарность информации как общая характеристика эпохи постмодернизма не дают возможности оптимизировать коммуникационные связи между людьми и системами. Мультимедийная система страдает этими же недостатками, она дробит информацию в множестве передач, программ, каналов, сайтов... При этом мультимедийная система не дает широкого видения картины мира и происходящих в нем процессов. Подаваемая информация фрагментарна, отрывочна и во многом недостоверна, информированность ради информированности, вне оценки смысла, который стира-

ется накладывающейся новой информацией, не позволяет назвать современную мультимедийную систему даже стремящейся к совершенству. Вопросы из области нравственности, связанные с пониманием того, как и зачем мы живем в век научно-технических «достижений», редко ставятся в мультимедийной культуре, слова «должен», «обязан» произносятся редко и чаще всего как у лиц, обладающих массовым сознанием, так и у большей части элиты ассоциируются с чем-то негативным, с ущемлением личной свободы, что по сути неверно, ибо вне этих слов, возлагающих на человека определенные обязанности и ответственность за их исполнение, нет и устойчивости системы, нет порядка, а вне стремления к устойчивости, порядку в системе начинает преобладать хаос, который царит в умах и делах не только в мультимедийной системе, но и в системах, с ней связанных. При этом такие понятия, как совесть, честь, воспринимаются как рудимент старой традиционной культуры.

Мультимедийная культура в современных тенденциях своего развития стремится к инновациям, сенсации, многообразию ради многообразия, что создает не только хаос в самой мультимедийной системе, но и в умах массового потребителя ее продукции как соподчиненной системе. При оптимизации системы вопросы нравственного смысла надо поставить на первое место, как определяющие вектор развития мультимедийной культуры и систем, с ней связанных. Вопрос нравственности в первую очередь должен стоять при практическом применении любого знания. Пора научиться смотреть на мир с учетом сложности его взаимосвязей. Феномен современной мультимедийной культуры состоит в том, что за нас думают другие - режиссеры, сценаристы, визажисты, имиджмейкеры... Телевизор, компьютер становятся главным источником информации, которая воспринимается, согласно законам психики, в соответствии с уровнем культуры воспринимающего информацию, человек видит в основном то, что он хочет увидеть. Информацию, с которой он не согласен, человек очень быстро стирает или даже перерабатывает под уже имеющиеся у него стереотипы. Это довольно легко происходит у лиц с массовым сознанием и низким уровнем культуры, чуть с большими трудностями - у лиц с элитарным сознанием, высоким уровнем культуры. Человеку свойственно забывать, в особенности ту информацию, которая на него действует негативно [2] (исключением являются психопатические личности), тем более что мультимедийная система легко может подменять одну информацию другой, т. е. манипулировать сознанием. В этом отношении возможности мультимедийной системы фактически ни-

чем не ограничены, она способна выдавать желаемое за действительное, ничтожное за высокое, преступное за благородное и т.д. Мультимедийная система способна извращать объективную реальность, трансформируя ее образ. Все это достигается благодаря огромному выбору мультимедийных средств и технологий, использующих язык образов с вложением разного текстового содержания и имитацией любых эмоциональных состояний, воздействуя одновременно на чувства и сознание.

Однако все эти возможности мультимедийной системы практически не используются в целях оптимизации как самой мультимедийной системы, так и систем, с ней связанных, таких как дизайн, искусство, культура, общество и мир в целом.

Как видно из изложенного, в современном мире идет одновременно множество процессов, на различных уровнях - индивидуальном, коллективном, внутри одной системы культуры и на уровне мирового сообщества. По мнению Н. В. Тишуниной, культурные процессы «возможны и без широко развитых экономических связей, а подчас и, наоборот, при отсутствии таковых» [3. С. 9]. С точки зрения согистической логики [1] в глобализирующемся мире во все времена, а сейчас в особенности, возрастает роль взаимосвязи между системообразующими факторами - политикой, экономикой и культурой как системой, от которой во многом зависит взаимопонимание людей и состояние мира как в одной культуре, так и во всем мире. Поможет делу оптимизации межсистемных отношений и укреплению коммуникативных связей осознание необходимости диалога различных стран и нахождения консенсуса в решении стоящих перед миром сложных проблем развития цивилизации, а не упор на свободу индивидуального мнения, приоритет собственного вкуса, т.е. не на индивидуализм. Слабо также осознание того, что эти проблемы должны разрешаться именно вне агрессии, в стремлении к согласию и взаимоуважению. Сегодня «сознание, духовный мир каждого из нас должны быть преобразованы по нескольким основным направлениям: привиты, выработаны толерантность, разумное потребление, рачительное отношение к окружающей среде, высокая нравственность, решение проблем человеческих отношений мирными методами» [4. С. 448]. Без связи мировой политики, мировой экономики с мировой культурой нельзя достичь оптимизации в организации таких систем, как искусство, культура, общество, а тем более глобальной системы мира, которая еще только рождается как система. Сегодняшняя организация СОГ-систем общества несовершенна. Они трансформируются не от осознания своей общности с мировой системой человечества, не от необходимости за счет повышения уровня культуры идти к консенсусу в расчете на будущее, а преобразуются лишь для решения проблем, которые возникают в современном мире здесь и сейчас, т.е. по мере их возникновения, когда решать эти проблемы гораздо сложнее, ибо системные болезни полны порочных кругов, эффектов затягивания и отдачи и только усугубляют друг друга [5].

Современная мультимедийная система, средства массовой информации ставят и освещают главным образом давно назревшие и перезревшие глобальные вопросы:

- необходимость охраны окружающей среды;

- проблемы, связанные с международным терроризмом;

- разного рода кризисы, охватывающие ряд стран в связи с углубляющимся сепаратизмом;

- «горячие» и «холодные» войны самого разного масштаба внутри стран и между странами;

- нехватка во многих странах продуктов первой необходимости;

- нехватка энергетических ресурсов;

- борьба с новыми болезнями;

- масштабная преступность на бытовом уровне;

- коррупция в высших эшелонах власти;

- травматизм на дорогах и на производстве...

Вопросы эти ставятся, но не уточняются причины

возникших проблем, в то время как их решение упирается:

- в дисгармонию, диссонанс внутренних и внешних системообразующих факторов;

- неравномерность развития стран;

- разную ментальность народов, их населяющих;

- разный уровень развития культуры в них;

- эгоцентризм на индивидуальном уровне;

- сепаратизм на уровне отдельных государств;

- нежелание идти навстречу друг другу со стороны разных национальных и этнических культур.

Неправильным направлением в развитии процесса глобализации являются:

1) попытка некоторых стран диктовать другим:

- свой путь развития,

- свою стратегию развития,

- свою организацию общественно-экономических отношений;

2) попытки построить единую идеологию нового глобального мира за счет унификации, «мировых стандартов» во всех сферах человеческой деятельности:

- форм поведения;

- бытовых удобств;

- развлечений;

- вплоть до образа жизни и понимания ее смысла.

Недостатком современной мультимедийной системы культуры является попытка ориентации в основном на западную культуру, «культуру» общества потребления. При этом общечеловеческие ценности, ведущие к оптимизации с сохранением культуры национальной, этнической, расплываются в бесконечности философских рассуждений и на практике, на решении проблем оптимизации процессов в мире не сказываются. Хотя именно повышение культуры, уровня осознания общих закономерностей идущих в мире процессов могло бы способствовать комфортному ощущению себя в мире и увеличению коэффициента полезного действия от процессов самореализации и самовыражения личности, что так необходимо для усовершенствования самой мультимедийной системы и систем, с ней непосредственно связанных.

Процесс оптимизации взаимосвязанных систем сложен уже потому, что в нем задействованы разные системы и системообразующие факторы со своими организационными структурами, функциями и содержаниями. Они разнятся по политике, экономике, идеологии и уровню культуры. В этом коренится парадокс в

сути процесса оптимизации сложных, открытых и гибких систем, который заключается в том, что одни страны при этой интеграции выступают в роли доноров, а другие лишь используют их преимущества, фактически не участвуя в общем процессе оптимизации целостной, но еще не единой системы мира. Вне выработки общих правил игры в мировом пространстве нет оптимизации всей системы. Но мы должны осознать, что общие правила игры не должны вести к стандартизации жизни и культуры, тем более стандартизации духовных ценностей. Как верно отмечает В.С. Жидков, наиболее жизнеспособны те культуры, в которых разнообразнее представлены самые различные субкультуры, поскольку они позволяют понизить уровень «культурной энтропии» [6. С. 101]. В разнице культур вне их противостояния лежат стимулы к развитию глобальной системы человечества от поиска диалога к компромиссу, а от него, при оптимальном варианте, к консенсусу. Оптимальность организации глобализирующегося мира должна основываться и в индивидуальном, и в общественном сознании на необходимости наличия разных культур, с акцентом на взаимопонимание, диалог, нахождение консенсуса. Деятельность международных организаций должна быть направлена именно на это взаимопонимание общности, время и пространство все более сужаются как за счет роста населения, так и за счет значительного уплотнения информации. При желании оптимизировать любую систему, в том числе и систему Мира, все средства и технологии должны быть направлены на то, чтобы сделать мир более справедливым, совершенным по сравнению с тем, каким он является сейчас. И здесь роль мультимедийной системы как объединяющей другие системы неоценима.

В современную постиндустриальную эпоху в связи со сменой парадигм мышления человек в своих рассуждениях отталкивается не от знания закономерностей развития СОГ-систем, а от обывательского желания найти абсолютную идею организованного совершенно общества и на основе этого знания выстроить совершенную систему, как выстраивает дом строитель, руководствуясь планом-проектом, выданным ему строительной организацией. При этом обыватель мечтает найти такую организацию общества, такую систему, которая устраивала бы всех. Можно только надеяться, что в постиндустриальную информационную эпоху посредством мультимедийной культуры на смену парадигмы абстрактного желания жить лучше придет парадигма осознания необходимости приложить усилия для оптимизации существующей системы, а не строить новую систему, сломав существующую, вне анализа реальных возможностей перестраиваемых систем. Эволюционный путь реформирования всегда более надежен, чем путь революционного слома систем любого уровня. Системообразующие факторы в многопараметрических системах должны притереться, иначе система теряет надежность, а в крайних случаях, заходя в тупик, распадается [1].

При выборе пути развития надо пользоваться преимуществами процесса глобализации, как отмечают В.С. Жидков и К.Б. Соколов, это «ситуация, когда в глобальных масштабах исчезают барьеры для переме-

щения информации, капиталов, товаров, услуг и рабочей силы» [7. С. 61]. Это утверждение является верным, как и то, что положительное влияние на процесс глобализации оказывает информационный аспект, являющийся «главным и определяющим фактором цивилизационного развития», авторы также указывают на то, что «расширение и интенсификация информационных связей - главный вектор социального прогресса» [7. С. 62]. Этот процесс должен формировать у людей планетарное мышление, мышление, построенное на анализе и синтезе информации о взаимозависимости СОГ-систем и необходимости взаимосодействия для достижения консенсуса между системами.

Существует множество мнений о том, как должна быть организована глобальная система культуры. В. П. Бранский предлагает для этого пройти через жертвы, которые при высоком уровне сознания большинства должны стать добровольными [8]. Другие исследователи, такие как В.С. Жидков и К.Б. Соколов, предполагают, что в будущем сохранятся разные культуры, но возникнет надстройка - метакультура с метаязыком, понятным всем, которая будет выступать «в качестве своеобразного цивилизационно-культурного «общего знаменателя» [7. С. 91]. Согласно согистическому разбору, путь развития системы человечества, как и всех больших СОГ-систем, идет нелинейно: одни культуры как бы забегают вперед, другие отстают, они идут разными путями, у некоторых направления развития совпадают, у других - нет. При этом на эволюционном дереве развития мировой культуры обществ сейчас и в будущем имеются и будут иметься тупиковые, засыхающие ветви (исчезнувшие цивилизации), кроме того, есть и будут ветви, которые дадут новые перспективные ростки, направленные к прогрессу, гармонии и гуманизации системы человечества. Как пишет Е.А. Абрамян, «новый гуманизм должен носить революционный характер. Он должен заменить кажущиеся ныне незыблемыми принципы и нормы, способствовать зарождению новых, соответствующих требованиям нашего времени ценностей и мотиваций - духовных, философских, этических, социальных, эстетических и художественных. . Он должен кардинально изменить взгляды и поведение не отдельных элитарных групп и слоев общества - ибо этого недостаточно, чтобы принести человеку спасение и вновь сделать его хозяином своей судьбы, - а превратиться в неотъемлемую, органическую основу мировоззрения широких масс населения нашего ставшего вдруг таким маленьким мира» [4. С. 413].

По нашему мнению, в этом высказывании все верно, кроме понятия «революционный характер», ибо психика человека не меняется резко, для смены концепций интегрального Я необходимо длительное время трансформации индивидуального сознания и еще большее время для изменения коллективного сознания. Закономерности развития динамических СОГ-систем оставляют надежду на то, что нынешняя постмодернистская стадия развития (вариабельность) завершится нахождением консенсуса при сохранении выбора каждой системой путей развития с разными моделями развития, но не за счет революционных преобразований, а за счет эволюционного реформирования СОГ-систем на основе знаний их внутренней самоорганизации и закономерностей их разви-

тия, что и позволит развиваться мировой культуре по пути ее совершенствования за счет взаимосодействия разных культур с пониманием того, что корни эволюционного развития погружены в питательную среду нравственности. Сама же нравственность будет опираться на ценности, которые определяют поступки людей и которые при оптимальной организации систем должны нести «благо» для общества и мира как СОГ -систем. Как пишет Н.В. Голик, «единственная максима, устанавливаемая для выражения сути этического: не принести вреда миру, Другому». Само же этическое, по мнению Н.В. Голик, «...постигается только там и тогда, где и когда человек сталкивается один на один с необходимостью принимать решение... не задаваясь вопросом ни о чем, кроме того, что справедливо или несправедливо в данной ситуации» [9. С. 167]. Результирующая, согласно согистике, всех благородных усилий в далеком будущем может составить тот нелинейный эволюционный путь

развития системы - человечества, которую мы привыкли называть мировой культурой, но которая как система с определенной организацией (структурой, функциями, содержанием в их взаимосвязи) еще не создана человечеством как целостная система. Во многом такой глобальной оптимизации поможет оптимизация мультимедийной культуры, особую роль в которой, по мнению автора данного исследования, может сыграть медиадизайн с расстановкой правильных акцентов в формировании цельных образов и по структуре - форме, и по функциям, главной из которых является комфортное состояние людей, включающее их физическое, психическое и социальное здоровье, и по содержанию, главным критерием благородства которого являются понятия чести, совести, добра и высокая нравственность, построенная на уважении к другим людям, к их инаковости на основе приоритета общечеловеческих ценностей не в ущерб национальным культурным традициям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елинер Г.И., ЕлинерИ.Г., ЕлинерН.Г. Сага о согистике. СПб.: Искусство России, 2007. Т. 3.

2. Klapper J.T. The Effects of Mass Communication. N.Y., 1960.

3. Тишунина Н.В. Современные представления о глобальном характере социокультурного развития человечества // Глобализм в системе кате-

горий современной культурологической мысли. СПб.: Янус, 2005.

4. Абрамян Е.А. Долго ли осталось нам жить?: Судьба цивилизации. М.: ТЕРИКА, 2006.

5. Елинер И.Г. Мультимедийная культура и современное общество. СПб.: Родные просторы, 2008.

6. Жидков В.С. Современная культура на перекрестке: мультикультурность, виртуализация и глобализация сознания // Международные чтения

по теории, истории и философии культуры. Вып. 20: Дифференциация и интеграция мировоззрений: экзистенциальный и исторический опыт. СПб., 2004.

7. Жидков В.С., Соколов К.Б. Глобализация: социокультурный аспект // Глобализм в системе категорий современной культурологической мыс-

ли. СПб.: Янус, 2005.

8. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб.: Политехника, 2002.

9. Голик Н.В. Ценностные категории в современных глобализационных процессах: Глобализация: ducunt fata volentem, nolentem trahunt // Гло-

бализм в системе категорий современной культурологической мысли. СПб.: Янус, 2005.

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 18 мая 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.