ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ
УДК 343.9
Основные направления общесоциального и специально-криминологического предупреждения незаконного оборота наркотических средств в Свердловской области
Алимпиев Сергей Александрович, Уральский юридический институт МВД России, кандидат юридических наук
e-mail: [email protected]
В статье исследуются проблемы, связанные с реабилитацией и ресоциализацией лиц с наркотической зависимостью в Свердловской области, анализируется эффективность деятельности отдельных субъектов профилактики в рамках межведомственного взаимодействия, а также некоторые проблемы, с которыми сталкиваются органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации при осуществлении деятельности по реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью, факторы, затрудняющие и отрицательно влияющие на процесс реабилитации наркозависимых граждан и отрицательно влияющие на развитие наркоситуации в Свердловской области.
Ключевые слова: осужденный; подозреваемый; обвиняемый; полинаркомания; уголовно-исполнительная инспекция; федеральная служба исполнения наказаний; наркотик; психотропное вещество; несовершеннолетние; меры предупреждения; правонарушение; наркологическая помощь; лечение; стационар; изолятор; медицинская реабилитация.
Basic directions of the General social and specially-criminology warning of illegal turn of narcotic facilities in the Sverdlovsk area
Alimpiev Sergej Aleksandrovich,
Ural Law Institute of the Ministry of the Interior
of Russia, Candidate of Law
In the article are investigated the problems related to the rehabilitation and resocialization persons with narcotic dependence in the Sverdlovsk area, efficiency of activity of some subjects of prophylaxis is analysed within the framework of interdepartmental cooperation, and also some problems, public authorities, organs of local self-government, run into that, public organizations during realization of activity on the rehabilitation of persons, suffering narcotic dependence, factors, hampering and negatively influencing on process rehabilitation narcodependent citizen and negatively influencing on development narcosituation in Sverdlovsk area.
Key words: convicted person; suspect; accused person; poly-drug addiction; criminal-Executive inspection; Federal penitentiary service; drug; psychotropic substance; minors; preventive measures; offense; narcological assistance; treatment; hospital; insulator; medical rehabilitation.
В Свердловской области реализуется технология лечения, реабилитации и ресоциализации лиц с наркотической зависимостью, предполагающая участие нескольких федеральных органов государственной власти. Технология такого лечения предусмотрена приказом «Об утверждении комплексной технологии лечения, реабилитации и ресоциализации граждан, в том числе несовершеннолетних, потребляющих наркотические средства в немедицинских целях, в Свердловской области»1. Данным приказом установлена ответственность Министерства здравоохранения Свердловской области за лечение наркозависимых и их медицинскую реабилитацию, Министерства социальной политики и Департамента по труду и занятости населения Свердловской области - за социальную реабилитацию и ресоциализацию наркозависимых лиц, прошедших медицинскую реабилитацию. Развитие сегмента реабилитации в Свердловской области осуществляется с привлечением негосударственных организаций, осуществляющих реабилитацию и ресоциализацию лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача.
Медицинский аспект представляет собой многоэтапную систему наркологической помощи: амбулаторную помощь, стационарное лечение, включая неотложные мероприятия, и медицинскую реабилитацию.
По окончании медицинской реабилитационной программы выпускники готовы к дальнейшей социализации, к определению в сфере профессиональных интересов. Поэтому на этапе медицинской реабилитации привлекаются специалисты федеральных органов исполнительной власти, некоммерческих организаций и иных органов. Задача каждого участника реабилитационного процесса - научить и обеспечить реабилитанта необходимым инструментарием для дальнейшей ресоциализации.
Органы службы занятости Свердловской области также принимают участие в процессе социальной реабилитации лиц, страдающих наркотической зависимостью. Лицам, прошедшим курс реабилитации, предлагаются различные варианты трудоустройства на договорной основе. Так, в 2018 г. действовало 17 соглашений о совместной деятельности, в том числе 3 соглашения с организациями, входящими в список негосударственных организаций, осуществляющих комплексную реабилитацию и ресоциали-зацию лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача
1 Приказ Министерства здравоохранения Свердловской области от 31 октября 2014 г. № 1427-п, Министерства социальной политики Свердловской области от 31 октября 2014 г. № 668, Департамента по труду и занятости населения Свердловской области от 31 октября 2014 г. № 334 «Об утверждении комплексной технологии лечения, реабилитации и ресоциализации граждан, в том числе несовершеннолетних, потребляющих наркотические средства в немедицинских целях, в Свердловской области» [Электронный ресурс]. 1Ж1.: http://www.garant.ru.
на территории Свердловской области: Ассоциацией Урало-Сибирского региона «Урал без наркотиков», автономной некоммерческой организацией «Православный центр медико-социальной реабилитации «Подвижник» (г. Полевской), автономной некоммерческой организацией по оказанию социальных услуг гражданам «Уральский центр медиации» (г. Екатеринбург).
На окончательном этапе лечения специалисты службы занятости рассказывают об услугах, порядке обращения граждан в службу занятости, наличии свободных рабочих мест лицам, прошедшим курс реабилитации.
Кроме того, в рамках таких встреч участники знакомятся с некоторыми методами поиска работы, определяют цели, стратегию и тактику ее поиска, получают навыки правильного составления резюме, ведения телефонных переговоров и прохождения собеседования.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»2 в целях взаимодействия с негосударственными организациями, занимающимися профилактикой наркомании и оказывающими услуги в сфере социальной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, в Свердловской области создана и действует система формирования финансируемого из областного бюджета задания на услуги негосударственных организаций.
Постановлением Правительства Свердловской области «Об утверждении государственной программы Свердловской области "Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года"» предусмотрены бюджетные средства в рамках мероприятия «Субсидии на финансовую поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим социальную поддержку»3.
Постановлением Правительства Свердловской области «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям»4 предусмотрена комплексная реабилитация лиц без определенного места жительства, граждан с наркотической
2 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www. garant.ru.
3 Постановление Правительства Свердловской области от 5 июля 2017 г. № 480-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Социальная поддержка и социальное обслуживание населения Свердловской области до 2024 года»» [Электронный ресурс]. URL: http:// www.garant.ru.
4 Постановление Правительства Свердловской области от 12 января 2015 г. № 5-ПП «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
или алкогольной зависимостью и граждан, освободившихся из мест лишения свободы, включающая внедрение единой технологии от момента выявления и оказания неотложной помощи до решения вопроса о постоянном жизнеустройстве и ресоциализации в обществе, а также определены критерии конкурсного отбора организаций - исполнителей проектов.
По результатам конкурсного отбора определяется организация - исполнитель задания, с которой Министерством социальной политики Свердловской области заключается соглашение о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение расходов, связанных с выполнением мероприятий. Среди прочих в числе таких мероприятий можно отметить следующие проекты:
1. «Скажи наркозависимости - "Нет!"», организатор - Ассоциация Урало-Сибирского региона «Урал без наркотиков»;
2. «Путь к жизни», организатор - Автономная некоммерческая организация «Центр социальной и психологической реабилитации «Уралец»;
3. «Возвращение», организатор - Региональный общественный фонд помощи различным категориям населения Свердловской области «Новая Жизнь».
В рамках реализации проектов осуществлены индивидуальные и групповые занятия психологов с лицами, преодолевающими зависимость, и их созави-симыми родственниками, выездные мероприятия в исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы с проведением консультаций по профилактике ВИЧ-инфекции, ресурсах реабилитации для наркозависимых, действующих на территории Свердловской области.
Федеральная служба исполнения наказаний в ходе выполнения возложенных на нее задач также реализует комплекс мер по лечению и реабилитации (восстановлению) лиц, потребляющих наркотические средства, включающий психологические, педагогические, профессионально-трудовые, юридические, медицинские меры, направленные на восстановление нарушенных функций организма, трудоспособности, общественной ценности, личностного и социального статуса. Для выявления потребителей наркотиков врачи-наркологи и психологи проводят индивидуальные беседы с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. При выявлении предрасположенности к потреблению наркотиков, психолог учреждения включает осужденного в группу повышенного внимания либо ходатайствует о его постановке на профилактический учет в учреждении. Весь период отбывания наказания такие осужденные находятся на диспансерном учете. В случае если влечение к потреблению наркотиков сохраняется, осужденный может на добровольных началах пройти курс лечения от наркомании.
В следственных изоляторах пациентам оказывается помощь, преимущественно медикаментозная (снятие абстинентного синдрома), в исправительных
учреждениях применяются психотерапевтические методы, медикаментозная составляющая рассматривается как поддерживающая.
Лечение наркозависимых проводится либо по месту отбывания наказания, либо в психиатрической больнице для осужденных, либо в соответствии с приказом Минюста России «Об утверждении Перечней лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным»1 в отдельных пенитенциарных учреждениях Омской области и Чувашии.
В Свердловской области организована работа по применению правовых норм в отношении лиц, совершивших преступления и правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков. Осужденных к наказаниям без лишения свободы контролирует уголовно-исполнительная инспекция, контролирующая также поведение условно осужденных, по решению суда обязанных пройти курс лечения от наркомании, предоставлена отсрочка отбывания наказания, кроме того, уголовно-исполнительная инспекция следит за исполнением обязанности пройти лечение от наркомании и медицинскую и (или) социальную реабилитацию осужденными, которым назначено основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы.
При исполнении приговоров в отношении осужденных, признанных больными наркоманией, филиалы уголовно-исполнительной инспекции руководствуются совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении порядка осуществления контроля за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным в установленным порядке больными наркоманией»2.
Лица, которым назначено наказание, не связанное с изоляцией от общества, признанные больными наркоманией, имеют возможность пройти лечение в условиях амбулаторно-поликлинического отделения, дневного стационара и круглосуточных стационаров, по окончании которого пациентам предлагается курс реабилитации в амбулаторных условиях или в усло-
1 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 2006 г. № 263 «Об утверждении Перечней лечебно-профилактических и лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы для оказания медицинской помощи осужденным» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
2 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 июля 2015 г. № 169/425н «Об утверждении порядка осуществления контроля за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным в установленным порядке больными наркоманией» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru.
виях отделений медицинской реабилитации, расположенных в городах Екатеринбурге, Карпинске, Ка-менске-Уральском. Условия проведения, вид лечения и реабилитации определяются врачом психиатром-наркологом в каждом случае индивидуально.
В процессе прохождения стационарной реабилитации осужденного медицинская организация периодически информирует уголовно-исполнительную инспекцию о подтверждении факта нахождения осужденного в реабилитационном центре, наличии или отсутствии случаев уклонения осужденного от прохождения курса реабилитации.
Контроль за исполнением лицом возложенной судьей при назначении административного наказания обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотиков без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ осуществляет Управление по контролю за оборотом наркотиков Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области. За 2018 г. в учреждения здравоохранения поступило 2329 постановлений суда по делам об административных правонарушениях. По ним обратилось на прием к врачу 1373 человека, из них прошел диагностику 1301 человек, имеют наркологический диагноз 1212 человек, что составило 88 % от числа продиагностированных. Из них закончили лечение / реабилитацию 100 человек (8,3 %), 775 пациентов продолжают наблюдение - это 64 %. 59 человек прервали диагностику и лечение (4,9 %).
При работе с правонарушителями принимаются превентивные меры по побуждению потребителей наркотиков пройти диагностику и профилактические мероприятия, в том числе путем проведения с ними профилактических бесед о важности медико-социального восстановления, разъяснения положений уголовного и административного законодательства Российской Федерации, включая нормы ст. 6.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях1.
Указанные меры оказывают влияние на увеличение количества явок привлеченных к административной ответственности лиц в медицинские организации для исполнения обязанностей, возложенных на них судами.
Библиографический список
1. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: учебное пособие / В. Т. Лисовский. - Санкт-Петербург, 2000.
2. Макаров В. В. Первичная профилактика наркологических заболеваний у подростков / В. В. Макаров // Вопросы наркологии. - 1991. - № 3. - С. 22-25.
1 Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
3. Тихомиров С. М. Внешние признаки потребления наркотиков и токсикантов. Пособие для родителей и учителей / С. М. Тихомиров. - Санкт-Петербург, 2002.
Bibliograficheskij spisok
1. Lisovskij V. T. Duhovnyj mir i cennostnye orientacii molodezhi Rossii: uchebnoe posobie / V. T. Lisovskij. -Sankt-Peterburg, 2000.
2. Makarov V. V. Pervichnaya profilaktika narkologicheskih zabolevanij u podrostkov / V. V. Makarov // Voprosy narkologii. - 1991. - № 3. - S. 22-25.
3. Tihomirov S. M. Vneshnie priznaki potrebleniya narkotikov i toksikantov. Posobie dlya roditelej i uchite-lej / S. M. Tihomirov. - Sankt-Peterburg, 2002.