О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ АНТИНАРКОТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ
А.О. ОТКИДАЧ
кандидат юридических наук, заместитель начальника отдела Следственного департамента ФСКН России,
полковник полиции E-mail:sledi24@yandex.ru
Аннотация. Освещаются новеллы антинаркотического законодательства, анализируются подходы к совершенствованию правого механизма побуждения наркопотребителей к прохождению диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании, а также медицинской и социальной реабилитации.
Ключевые слова: наркоситуация, незаконный оборот наркотиков, незаконное потребление наркотиков, добровольная превенция наркопотребления, антинаркотическое законодательство, уголовная и административная ответственность наркопотребителей.
ON IMPROVING ANTI-DRUG LEGISLATION OF RUSSIA
A.O. OTKIDACH
candidate of legal Sciences, Deputy head of the Department of the Investigative Department of the Federal drug control service of Russia, Colonel ofpolice
Annotation. The article highlights the novel drug laws, analyzes approaches to improve the mechanism of the right motivation of drug users to undergo diagnosis, preventive measures, treatment for drug addiction, as well as medical and social rehabilitation.
Keywords: drug situation, drug trafficking, illegal drug use, drug laws, criminal and administrative liability of drug
Проводимый аппаратом Государственного антинаркотического комитета мониторинг наркоситуации в стране свидетельствует о некоторой ее стабилизации в 2012 г. и снижении на 5% фактической численности лиц, потребляющих наркотики (с 8,5 млн. в 2011 г. до 8 млн. в 2012 г.). Вместе с тем, существенного уменьшения их числа не происходит за счет замещения ушедших из жизни наркопотребителей новыми молодыми людьми в основном в возрастной группе от 18 до 39 лет1.
Подобное положение дел обусловлено в том числе и тем, что в настоящее время отсутствует эффективный механизм раннего предупреждения развития у таких лиц зависимости от наркотиков. При этом даже однократное потребление наркотиков может повлечь негативные медицинские и правовые последствия.
Современное российское законодательство достаточно обстоятельно регламентирует вопросы ответственности за совершение правонарушений и
общественно опасных деяний в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Вместе с тем, создаваемая государственная антинаркотическая система в России должна сочетать в себе не только полицейские и контрольные меры, но и комплекс профилактических, медицинских, реабилитационных программ.
25 ноября 2013 г. Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 313-ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ № 313) о совершенствовании правого механизма побуждения лиц, больных наркоманией к лечению от наркомании, а также комплексной реабилитации и ресоциализации2.
Принятый ФЗ № 313 ввел в антинаркотическое законодательство Российской Федерации ряд новых понятий, имеющих существенное практическое значение, в том числе «лечение больных наркоманией», «реабилитация больных наркоманией», «профилак-
тические мероприятия», «побуждение к лечению от наркомании», отсутствие которого, безусловно, затрудняло правоприменительную практику.
В частности внесены изменения в Федеральный закон от 8 января 1998 г. № Э-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — ФЗ № Э), которые дополнили последний названными понятиями (ст. 1). Кроме того, ст. 4 данного закона дополнена новым принципом государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту — принципом «добровольной превенции», состоящем в побуждении больных наркоманией к лечению от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации, побуждении лиц, эпизодически потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, к прохождению профилактических мероприятий.
Одной из мер вовлечения больных наркоманией в процесс лечения, а также медицинской и социальной реабилитации является возложение судом такой обязанности.
Ранее такая возможность существовала лишь в отношении условно осужденных и больных наркоманией (ч. 5 ст. 73 УК России). Однако, ФЗ № Э1Э наделил суды в рамках как административного, так и уголовного судопроизводства правом возложения на наркозависимых, а также лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитацию (ч. 21 ст. 4.1 КоАП России и ст. 721 УК России).
При возложении судом такой обязанности, копия судебного решения будет направляться в соответствующие медицинские организации.
Контроль исполнения наркопотребителями обязанности пройти лечение от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитацию, на которых данная обязанность будет возложена в порядке ст. 721 УК России, будет осуществляться уголовно-исполнительными инспекциями.
В отношении лиц, на которых такая обязанность будет возложена в порядке ч. 21 ст. 4.1 КоАП России, контроль предполагается возложить на уполно-
моченный орган, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации3.
При незаконном потреблении наркотиков, действующие нормы КоАП России, предусматривают возможность освобождения от административной ответственности, в случае добровольного изъявления лицом желания пройти лечение от наркомании и медицинскую или социальную реабилитацию4. Слабая эффективность данной нормы и отсутствие механизма контроля за ее исполнением, препятствуют возникновению у наркопотребителя реального стимула исполнять взятую на себя обязанность.
В целях обеспечения ответственности таких лиц за их решение пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитацию, ФЗ № 313 вводится административная ответственность за уклонение от прохождения указанных процедур (ст. 6.91 КоАП России).
Положения ФЗ № 313 вступают в силу 25 мая 2014 г. Считаем, что его реализация позволит повысить уровень контроля за прохождением диагностики, профилактических мероприятий, лечения, а также медицинской и социальной реабилитации наркопотребителями, окажет существенную помощь уполномоченным органам государственной власти в работе по снижению спроса на наркотики. Кроме того, нормы ФЗ № 313 послужат дополнительным фактором, побуждающим как лиц, больных наркоманией, так и потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, пройти соответствующие медицинские процедуры, направленные на избавление от наркотической зависимости и вредных последствий потребления наркотиков.
Как сказано ранее, ФЗ № 313 наделил суды правом при назначении уголовного наказания обязывать лиц, больных наркоманией пройти лечение, а также медицинскую и социальную реабилитацию5.
Действующие меры специального предупреждения наркомании предусмотрены лишь в отношении наркозависимых лиц. Однако, следует понимать, что совершая преступление в состоянии наркотического опьянения, лицо может быть как наркозависимым, так и допускающим незаконное потребление наркотиков без назначения врача, не имея при этом зависимости от наркотиков. И если
в отношении лиц, страдающих наркоманией, предусмотрены механизмы воздействия, направленные на побуждение их к избавлению от этой болезни (ст. ст. 721, 73, 821 Уголовного кодекса Российской Федерации — далее УК России), то для лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача, такие механизмы действующим законодательством не предусмотрены.
В этой связи лица, допускающие незаконное потребление наркотиков без назначения врача, попав в сферу уголовного судопроизводства, остаются вне поля зрения наркологической службы и надлежащих профилактических мер воздействия. В результате со временем они переходят из разряда наркопотребителей, в число больных наркоманией.
По нашему мнению, обозначенная проблема может быть решена путем внесения дополнений в ст. 721 УК России, которые позволят распространить ее действие не только на лиц больных наркоманией, но и на лиц, допускающих потребление наркотиков без назначения врача. Это позволит более эффективно вовлекать их в систему ранней диагностики и профилактических мероприятий наркологической службы, а также обеспечит их учет, и, следовательно, более точную оценку масштабов наркопотребления в Российской Федерации для принятия соответствующих управленческих решений на государственном уровне.
Вместе с тем, следует отдельно остановиться на лицах, страдающих наркоманией. Не имея в большинстве своем постоянного источника дохода, в целях получения средств на приобретение очередной дозы наркотика, они совершают новые преступления. Как неоднократно отмечал в своих выступлениях директор ФСКН России В.П. Иванов, именно они обеспечивают до 80% всей уличной преступности в стране, одновременно образуя как рынок спроса на наркотики, так и инфраструктуру их сбыта6.
Число лиц, ежегодно совершающих преступления в состоянии наркотического опьянения, составляет около 7 тыс. человек (в 2012 г. — 6 889 человек, в 2013 г. (первое полугодие) — 2 516 человек), при этом половине из них по приговору суда назначается реальное лишение свободы на определенный срок7.
В качестве одного из возможных путей решения данной проблемы предлагаем усовершенствовать институт отсрочки отбывания наказания для боль-
ных наркоманией8, согласно которому лицам, изъявившим желание добровольно пройти лечение от наркомании, а также медицинскую и социальную реабилитацию, суд может отсрочить отбывание наказания в виде лишения свободы до окончания соответствующего лечения и реабилитации, но не более чем на пять лет, распространив его действие на лиц, осужденных к лишению свободы, признанных больными наркоманией и совершивших впервые преступление небольшой тяжести9. При этом для категории преступлений, в результате совершения которых причиняется ущерб, условием применения отсрочки отбывания наказания следует предусмотреть необходимость его возмещения, что позволит обеспечить защиту прав потерпевших от преступлений.
Предлагаемая мера позволит, по нашему мнению, повысить эффективность института отсрочки отбывания наказания для больных наркоманией, поскольку в рамках действующей нормы ежегодно правом на отсрочку пока пользуются порядка 100— 150 человек10.
Одновременно с этим, в целях повышения эффективности мер, принимаемых для лечения, а также медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией, отбывающих лишение свободы11, полагаем целесообразным внести соответствующие изменения в УК России, предусматривающие в качестве условия для применения к такому лицу условно-досрочного освобождения, — завершение им назначенного курса медико-реабилитационных процедур.
Принятие перечисленных законодательных инициатив в целом будет способствовать повышению эффективности мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации по борьбе с наркоманией в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»12.
1 По данным мониторинга наркоситуации Государственного антинаркотического комитета // gak.gov.ru.
2 Федеральный закон разработан ФСКН России во исполнение п. 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2011 г. (№ Пр-1151 ГС от 28 апреля 2011 г.) // Справочная правовая система «Гарант».
3 Проект Постановления Правительства Российской Федерации разрабатывается ФСКН России.
4 См.: Примечание к ст. 6.9 КоАП России «Потребление
наркотических средств или психотропных веществ без на-
значения врача».
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
5 См.: УК России, ст. 721 «Назначение наказания лицу, признанному больным наркоманией» // Справочная правовая система «Гарант».
6 См.: Выступление председателя ГАК, директора ФСКН России В.П. Иванова на расширенном заседании коллегии Следственного комитета Российской Федерации по вопросу «Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2013 год и задачах на 2014 год».
7 По межведомственным статистическим данным 7-МВ-НОН за 2012 и 2013 гг.
8 УК России, ст. 821 «Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией» // Справочная правовая система «Гарант».
9 В настоящее время ст. 821 УК России действует в отношении лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК России. По данным Буркиной О.А. и Кузнецова А.И. ст. 821 УК Рос-
сии применима только к 10% лиц, осужденных за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков, а из числа лиц, больных наркоманией, на порядок меньше. См.: Бурки-на О.А., Кузнецов А.И. Отсрочка отбывания наказания больным наркоманией: проблемы применения // Наркоконтроль. 2013. № 4. С. 6—8.
10 По данным аппарата ГАК отсрочкой отбывания наказания, предусмотренной ст. 821 УК России в 2012 г. воспользовались 93 человека, в 2013 r. — 153 человека.
11 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, ст. 18 «Применение к осужденным мер медицинского характера» // Справочная правовая система «Гарант».
12 См.: Государственная программа Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 марта 2013 г. № 294-р // Справочная правовая система «Гарант».
Трудовое fipaeg
Трудовое право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Социальная работа», «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации» / под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. 503 с. (Серия «Dura lex, sed lex»).
Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.
Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.
Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.
Трудовое
право
России
Трудовое право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [Р. А. Курбанов и др.]; под ред. С.Н. Бабурина, Р.А. Курбанова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 487 с. (Серия «Юриспруденция РГТЭУ»).
Представлена структура трудового права, состоящая из трех частей: Общей, рассматривающей основополагающие нормы и институты данной отрасли права; Особенной, конкретизирующей общие положения применительно к отдельным категориям работникам, конкретным режимам и другим условиям, в которых осуществляется трудовая деятельность субъектов трудовых правоотношений; Специальной, регулирующей вопросы рассмотрения споров, ответственности за нарушение трудового законодательства.
Анализируются новеллы трудового законодательства, такие как ученический договор, защита персональных данных работника, медиация (альтернативные способы рассмотрения трудовых споров). Для студентов юридических вузов, обучающихся по уровню профессиональной подготовки «бакалавр».