УДК 658.58
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА
Т.В. Ким; И.Ш. Айндинова, Дальрыбвтуз, Владивосток
Рассмотрены выявленные в ходе исследования проблемы управления рыбохозяйственным комплексом Приморского края и предложено использование системы бюджетирования как одной из форм управления предприятием.
Рыбная отрасль играет большую роль в продовольственном комплексе Российской Федерации, так как является источником обеспечения населения продуктами питания. Особое значение рыбная отрасль имеет в тех районах, где рыбный промысел является одним из главных источников жизнедеятельности населения. Приморье обладает крупнейшим в системе рыбной промышленности страны рыбохозяйственным комплексом, что обусловлено имеющейся на Дальнем Востоке мощной сырьевой базой, геостратегическим положением края, наиболее благоприятными для бассейна климатическими условиями, наличием трудовых ресурсов, незамерзающих и выходящих на Транссибирскую магистраль морских рыбных портов. Доля края в общероссийском улове рыбы и добыче морепродуктов в 2007 г. составила более 20 %, а налоговая отдача на 1 тонну добытого сырья является самой высокой в России (в 2006 г. - 2 696 рублей на одну расчетную тонну вылова). Среди регионов Дальнего Востока край также занимает лидирующие позиции: по вылову - 32 %, по выпуску товарной пищевой рыбной продукции -более 27 %, по выпуску рыбных консервов - более 66 %.
Рассмотрим значение рыбохозяйственного комплекса в экономике Приморского края (таблица). Рыбохозяйственный комплекс Приморского края вносит весомый вклад в формирование валового регионального продукта - более 16 млрд руб. (7,8 %); дает рабочие места почти 20 тысячам человек (3,3 % занятых в организациях края).
Социально-экономические показатели Приморского края и удельный вес в них рыбохозяйственного комплекса
Показатели 2004 2005 2006 2007
1 2 3 4 5
Валовой региональный продукт - всего, млн руб. 152301,20 186623,30 208858,80
в том числе добавленная стоимость рыбохозяйственного комплекса, млн руб. 13549,80 16981,40 16324,40
удельный вес, % | 8,90 | 9,10 | 7,80 | ...
Окончание таблицы
1 2 3 4 5
Занято в организациях края, тыс. чел. 694,40 650,10 638,00 608,70
в том числе в рыбохозяйственном комплексе, тыс. чел. 24,60 23,90 24,40 19,90
удельный вес, % 3,50 3,50 3,80 3,30
Среднемесячная краевая заработная плата, руб. 7033,40 8925,70 10903,10 13174,10
в том числе рыбохозяйственный комплекс, руб. 7 785,90 9 693,20 10 689,30 12327,10
в % к среднекраевой 110,70 108,60 98,00 93,60
Основные фонды, млн руб. 141179,10 150220,00 144313,30 171546,60
в том числе рыбохозяйственный комплекс, млн руб. 9 005,30 9 037,90 8 852,00 8 194,50
удельный вес, % 6,40 6,00 6,10 4,80
Инвестиции в основной капитал, млн руб. 14422,90 17152,50 23627,10 31134,30
в том числе рыбохозяйственный комплекс, млн руб. 320,10 315,80 469,30 217,40
удельный вес, % 2,20 1,80 2,00 0,70
Индекс производства - всего, % 117,80 119,70 112,60 101,00
в том числе рыбохозяйственный комплекс 110,10 124,90 105,00 103,80
Улов рыбы и добыча других морепродуктов, тыс. т 560,80 634,30 638,30 700,60
в % к предыдущему году 96,10 113,10 100,60 109,80
Товарная пищевая рыбная продукция, включая консервы, тыс. т 464,90 580,50 538,50 586,40
в % к предыдущему году 92,00 124,90 92,30 108,90
Консервы рыбные и из морепродуктов, млн условных банок 83,90 127,50 138,10 145,60
в % к предыдущему году 137,70 152,00 108,60 105,40
Потребление рыбы, кг в год на душу населения 23 25 26 28
в % к предыдущему году 104,50 108,70 104,00 107,70
В условиях высокого предпринимательского риска, присущего рыбной отрасли, актуализируются проблемы, сдерживающие развитие рыбохозяйственной отрасли в целом, а также отдельных предприятий в
частности. Проведенный анализ выявил следующие проблемы рыбной отрасли:
1. Недостаточные объемы финансирования и инвестиций, в том числе бюджетных. Одной из отличительных особенностей рыбной промышленности является то, что она зачастую является низкорентабельной (а порой даже убыточной). Практически во всех развитых странах эта отрасль поддерживается государством в различных аспектах, в том числе и финансовом. Это вызвано высокими затратами на топливо и высокой капиталоемкостью. Кроме того, рыбные продукты являются необходимой составляющей в рационе человека, а при высоких затратах на вылов необходима дотация на поддержание цены, характерной для продуктов повседневного спроса (т.е. на уровне максимальной доступности для населения), что в ряде случаев возможно только при наличии государственной поддержки.
2. Повышение цен на энергоносители, материалы, тару, тарифов на транспортные услуги. Опережающий рост цен на горючее и другие ресурсы производственного потребления по сравнению с темпом роста на рыбопродукты привел к высокой себестоимости продукции организаций, занятых промыслом и переработкой водных биологических ресурсов.
3. Сокращение внутреннего спроса на рыбопродукцию, что привело к вынужденному экспорту рыбных товаров. При этом конкурентные позиции российских экспортеров не всегда оказываются сильными, что значительно снижает эффективность внешнеторговых операций.
4. Резкое сокращение научно-исследовательского флота, обеспечивающего поиск и прогнозирование промысловых скоплений водных биологических ресурсов, привело к значительному урону развития отрасли, что отмечает Концепция федеральной целевой программы повышения эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса.
Советская система планирования предусматривала формирование государственных заказов на поставку конкретных видов изделий. Планы исходили из необходимости обеспечения развития народного хозяйства важнейшей продукцией. На Министерство рыбного хозяйства СССР возлагалась ответственность по осуществлению комплекса мер по укреплению финансового положения подведомственных предприятий. Уделялось особое внимание разработке и проведению в отрасли конкретных организационных и технических мероприятий, направленных на повышение эффективности работы плановоубыточных предприятий. Таким образом, система планирования каждого предприятия рыбохозяйственной отрасли разрабатывалась и внедрялась государством, а каждое государственное предприятие обязано было следовать плану выработки рыбной продукции.
В 90-х годах ХХ в. столетия в рыбохозяйственном комплексе страны и Приморского края в частности, начался процесс постепенного изменения экономических условий функционирования рыбохозяйственных организаций. Приватизация организаций рыбохозяйственного комплекса привела к деконцентрации производства и формированию множества мелких хозяйствующих субъектов. Данное обстоятельство не самым лучшим образом сказалось на эффективности управления производственными ресурсами и финансовом положении рыбохозяйственных организаций. Тяжелое для предприятий время перестройки, неготовность самостоятельного эффективного управления, а также отсутствие опыта в области прогнозирования у новых собственников привели многие малые и средние предприятия рыбной отрасли к банкротству. Организации, оставшиеся «на плаву», попытались выстроить новую систему управления, характерную для рыночной экономики. Изменения внешней среды потребовали от рыбодобывающих предприятий проведения целого ряда мероприятий, направленных на перестройку механизма управления.
Проблемы, с которыми столкнулись рыбохозяйственные предприятия, потребовали ряда преобразований: выделение
непрофильных активов, сокращение части управленческого персонала, изменение структуры основных фондов. Тем не менее, данных преобразований оказалось недостаточно для обеспечения стабильного функционирования организаций. Именно тогда многие предприятия стали возвращаться к забытой системе планирования. Новая система начала выстраиваться в соответствии с требованиями развитой рыночной экономики и получила название «бюджетирование».
Бюджетирование - это количественно-детализированное планирование деятельности организации в целом и по отдельным ее сегментам, направленное на достижение определенных экономических целей организации. С появлением бюджетов управление предприятиями, в том числе и рыбохозяйственной отрасли, приобрело не только процесс планирования предпринимательской деятельности, но и инструмент использования планов в управлении, ориентированном на повышение эффективности предпринимательской деятельности. Рассмотрим значение бюджетов в системе управления предприятиями.
1. Бюджеты зачастую играют роль самосбывающегося прогноза -прогноза, который сбывается только потому, что организация поставила своей целью его выполнение. Бюджет указывает пути использования ресурсов с учетом имеющихся в данный момент и ожидаемых в ближайшем будущем рыночных возможностей и оптимальной эффективности. Бюджет помогает предусмотреть возможные проблемы и пути их разрешения, повысить качество планирования и сделать планирование эффективным элементом системы управления.
2. Бюджет служит средством контроля и оценки результативности деятельности. Финансовый контроль и оценка результативности деятельности организации основываются на сравнении фактически достигнутых и плановых показателей (контроль с обратной связью), а также плановых (бюджетных) показателей с целями организации (контроль с прямой связью). Бюджет позволяет проконтролировать воздействие множества факторов, влияющих на конечный результат.
3. Бюджеты дают критерии оценки работы менеджеров. Различные составляющие бюджета определяют сферу ответственности менеджеров. Степень выполнения бюджета, входящего в сферу ответственности руководителя, часто становится основой для оценки деятельности самого менеджера в достижении целей организации.
4. Бюджет служит средством мотивации. Большинство людей с большим энтузиазмом будут стремиться к достижению цели, если эта цель четко определена и количественно детализирована, чем в случае, когда их работа не имеет выраженной цели. Поэтому бюджеты, несущие в себе цели и ориентиры деятельности организации и ее отдельных частей, играют серьезную роль, стимулируя сотрудников и руководителей к достижению поставленных целей.
5. Бюджеты формируют коммуникационную среду. Отчеты о выполнении планов служат для распространения среди сотрудников сведений о производственно-финансовых аспектах деятельности организации. Очень важно, когда каждый из сотрудников знает, что ожидает от них руководство. Если каждый сотрудник преследует назначенные цели, это помогает в достижении целей компании. Коммуникативная роль бюджетирования будет особенно эффективна, если построить эту систему в виде комбинации восходящих и нисходящих потоков информации. Под восходящими информационными потоками понимается передача сведений от низовых звеньев организаций и линейных руководителей к руководителям и специалистам более высокого уровня. Нисходящие потоки - это, например, утвержденные функциональные бюджеты, которые сообщаются соответствующим подразделениям в качестве плановых заданий, и периодические обзоры о степени их выполнения, которые готовят экономисты-аналитики и руководители организации.
6. Система бюджетирования способствует поддержанию и усилению координации между подразделениями. Это особенно актуально для больших, разветвленных структурно или географически компаний, в которых руководители подразделений обладают значительной самостоятельностью в принятии решений. Однако независимо от особенностей деятельности организации особенно важна координация между производственными и сбытовыми подразделениями, поскольку рассогласование между ними может привести к весьма негативным финансовым последствиям. Только согласованная деятельность всех центров бюджетной ответственности может помочь организации в достижении своих целей.
Таким образом, система бюджетирования позволяет консолидировать усилия подразделений и служб предприятия в достижении своих целей.
Библиографический список
1. Рыбохозяйственный комплекс Приморского края. Владивосток: Приморскстат, 2008. С. 5, 37.
2. Концепция федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годах»: Распоряжение Правительства РФ от 7 мая 2008 г. № 681-р. http://www.goverment.gov.ru