Д. А. Ситенко, докторант PhD кафедры «Экономики и международный бизнес» Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В КАЗАХСТАНЕ
В статье рассмотрены основные нормативно-правовые документы и государственные программы по развитию инновационной деятельности в Республике Казахстан. Особое внимание уделено программам, способствующим становлению национальной инновационной системы Казахстана.
Ключевые слова: инновации, инновационная система, государственная поддержка, инновационное развитие, Казахстан
Развитие национальной инновационной системы невозможно без поддержки со стороны государства. За годы независимости Казахстана можно выделить несколько этапов формирования инновационной системы (НИС) республики. На каждом этапе правительством приняты нормативноправовые акты, основными функциями которых явилось формирование механизмов повышения инновационной активности субъектов НИС.
С обретением независимости Республики Казахстан в 1991 году начался переход казахстанского общества от распределительной административнокомандной системы отношений к рыночной, основанной на частной собственности и конкуренции. Наиболее важным правовым актом, который закрепил переход к приоритету частного предпринимательства, стал Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства». В этом нормативно-правовом акте были закреплены: понятие частного предпринимательства, пределы его государственного регулирования, порядок защиты прав частного предпринимателя; определены права и обязанности как частных предпринимателей, так и органов государственной власти по отношению к ним.
В 1997 году была разработана и принята Стратегия развития «Казахстан-2030». С принятием данного документа начался созидательный процесс по достижению долгосрочных целей и приоритетов развития, по построению устойчиво развивающейся экономики страны. В этом же году принят закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором были обозначены такие понятия, как: инновационная деятельность, инфраструктура малого предпринимательства, венчурные фирмы.
Для развития инновационной деятельности были созданы благоприятные условия, руководство страны приняло ряд законов и нормативных актов, обеспечивающих правовую поддержку. К их числу относятся законы: «О науке», «Об авторском праве и смежных правах», «О государ-
ственной поддержке малого предпринимательства», «Патентный закон Республики Казахстан», «Об инновационной деятельности».
В 2001 году была разработана Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы. Принятие Стратегии ознаменовало начало нового этапа в развитии экономики Казахстана: переход от сырьевой направленности экономики к экономике, основанной на знаниях.
Главной целью Стратегии явилось достижение устойчивого развития страны путем дальнейшей модернизации, диверсификации и повышения конкурентоспособности национальной экономики, подготовка условий для перехода в долгосрочном плане к сервисно-технологической экономике.
Приоритетами индустриально-инновационной политики явились развитие и создание потенциально конкурентоспособных, в том числе экспортоориентированных, производств, работающих в отраслях экономики несырьевой направленности. В целях решения долгосрочных стратегических задач было принято особое внимание уделять созданию условий для развития наукоемких и высокотехнологичных производств.
С принятием Стратегии правительством был создан ряд институтов развития: Казахстанский инвестиционный фонд, Банк Развития Казахстана, Инновационный фонд, Корпорация по страхованию экспорта, Центр маркетингово-аналитических исследований, Центр инжиниринга и трансферта технологий, а также Фонд науки. Через институты развития государство участвует в проектах, которые направлены на создание целостной системы производств, создающих конкурентоспособную продукцию, последовательно развивая технологическую и экономическую цепочку добавленных стоимостей. С помощью институтов развития должны быть созданы многоотраслевые предприятия, работающие на конечный продукт, который отвечает всем параметрам конкурентоспособной продукции.
Банк Развития Казахстана был создан в мае 2001 года. Это один из первых в стране институ-
тов развития. Основными целями деятельности Банка являются совершенствование и повышение эффективности государственной инвестиционной деятельности, развитие производственной инфраструктуры и обрабатывающей промышленности, содействие в привлечении внешних и внутренних инвестиций в экономику страны.
В 2005 году в целях обеспечения условий для устойчивого развития конкурентоспособной экономики страны на основе эффективного использования интеллектуального потенциала, генерации, распространения и коммерциализации новых знаний в
- формирование и развитие многоуровневой инновационной инфраструктуры;
- обеспечение эффективного взаимодействия между элементами национальной инновационной системы;
- совершенствование нормативной правовой базы.
Процесс формирования и развития национальной инновационной системы Казахстана планировалось провести в несколько этапов, на каждом из которых предполагал выполнение определенных задач (таблица 1).
Таблица 1
Этапы формирования и развития НИС Казахстана
Этап Годы Характеристика
1 2005-2007 формирование НИС с активным участием государства: развитие научного потенциала, определение приоритетов научно-технологического развития; развитие инновационной бизнес-среды, реализация системных инновационных проектов, формирующих ядро кластеров, требующих концентрации государственных ресурсов; создание и развитие основных элементов инновационной инфраструктуры; создание и развитие основных элементов финансовой инфраструктуры в части расширения видов предоставляемых грантов и создания венчурных фондов с отечественными инвесторами и инвестирования в передовые зарубежные венчурные фонды
2 2008-2010 совершенствование механизмов взаимодействия и функционирования элементов НИС: повышение качества взаимодействия сформированных элементов НИС; активное развитие механизма венчурного финансирования через создание венчурных фондов с зарубежными инвесторами; развитие кластерной кооперации вокруг проектов, сформированных на первом этапе; участие субъектов НИС в проектах по формированию региональных и глобальных технологических альянсов с ведущими мировыми компаниями
3 2011-2013 устойчивое развитие НИС с уменьшением доли государственных расходов и ростом частных инвестиций: использование преимущественно косвенных инструментов стимулирования
4 2014-2015 «выход» государства из венчурных фондов и инновационных проектов
* Составлена по [2]
республике была принята Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы (далее - Программа). Программа явилась основополагающим документом по формированию и развитию отечественной инновационной системы.
Цель программы заключалась в формировании инновационной системы открытого типа, обеспечивающей создание конкурентоспособного конечного продукта на основе использования отечественного, а также зарубежного научного потенциала и технологий.
В программе были поставлены следующие задачи:
- развитие научного потенциала;
- формирование и поддержка развития инновационной предпринимательской среды;
Программа определяла основные принципы формирования НИС в Казахстане: активная роль государства в процессе формирования и развития НИС; партнерство государства с частным капиталом; открытый характер системы.
Постановлением Правительства РК от 6 октября 2003 года № 1027 Министерство индустрии и новых технологий (далее МИНТ) определено уполномоченным органом по реализации государственной политики в области инновационной деятельности.
Общая стоимость Программы на 2005-2015 годы должна была составить 139795,13 млн. тенге, в том числе из республиканского бюджета - 77272,3 млн тенге и из местного бюджета - 2112 млн тенге и планируется привлечение частного отечественного и зарубежного капитала в сумме не менее 60410,83 млн тенге.
Таблица 2
Стоимость программы по этапам формирования и развития НИС, млн.тг.*
Источники финансирования 1 этап 2005-2007 2 этап 2008-2010 3 этап 2011-2013 4 этап 2014-2015 Всего
Всего: 38 797,50 48 782,67 31 328,98 20 885,98 139 795,13
республиканский бюджет 24 786,77 30 814,03 13 002,9 8 668,6 77 272,30 5
местный бюджет 2 112,00 - - - 2 112,00 2
частный капитал 11 898,73 17 968,64 18 326,08 12 217,38 60 410,83 1
* Составлена по [2]
НИС была определена программой как ключевой механизм формирования экономики, основанной на знаниях. Как система субъектов инновационной деятельности, а также отношений между ними, НИС включает в себя следующие подсистемы и входящие в них элементы (рис. 1).
В целом с принятием стратегии и программы по формированию НИС Казахстана правительством были созданы базовые институциональные основы индустриализации:
- Национальный фонд, обеспечивающий устойчивость экономики;
- АО «ФНБ «Самрук-Казына», консолидирующий потенциал государства на реализации прорывных направлений;
- институты развития, сопровождающие процесс диверсификации;
- Технологические парки национального и регионального уровней, специальные экономические зоны.
Национальная инновационная система Казахстана
Рис. 1. Схема НИС Казахстана
*Составлен автором по источнику [2]
Также в рамках инвестиционной политики совершенствовалась законодательная база, определяющая правовые и экономические основы стимулирования инвестиций.
Несмотря на некоторые положительные результаты, цели Стратегии и Программы не были достигнуты в полной мере.
Механизм перераспределения трудовых и инвестиционных ресурсов в несырьевой сектор оказался неэффективным. В результате структура экономики сохранила сырьевую направленность, а структура занятости характеризует низкую эффективность использования трудового потенциала. В 2008 году, при занятости в сельском хозяйстве 31,5% населения, удельный вес продукции этого сектора в структуре ВВП составил всего 5,8%. За период с 2000 по 2008 год доля обрабатывающей промышленности в ВВП сократилась с 16,5% до 11,8%, а доля горнодобывающей возросла с 13% до 18,7%.
По ключевому фактору конкурентоспособности экономики - производительности, несмотря
на положительную динамику последних лет (в среднем прирост составил 7,32% в 2003-2007 гг.), Казахстан отстает от средних по развитию стран, по данным на 2008 год: производительность труда по паритету покупательной способности в Казахстане составила 22,6 тыс. долл. на человека, в то время как в России - 33,4, Японии 68,2, США -98,1 [3].
Масштабы выделенных государственных инвестиций на диверсификацию экономики были недостаточны и распылены, что не могло привести к каким-либо серьезным структурным сдвигам.
Крупный казахстанский бизнес оказался ориентирован в основном на получение быстрой прибыли в сырьевых секторах, а не на создание новых инновационных производств.
Специфика национального среднего и малого бизнеса в Казахстане определялась его возможностью занимать свободные ниши, гарантирующие быструю отдачу от инвестиций (внутренние неторгуемые сектора экономики: недвижимость, торговля, местная строительная индустрия, торгово-посреднический сектор и сфера услуг).
Таким образом, стало очевидно расхождение приоритетов государственной политики и частного бизнеса. Для преодоления этой ситуации 2010 году в Казахстане была принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана на 2010-2014 гг. (ФИИР). В рамках реализации программы Казахстан к 2014 году должен достичь следующих результатов: рост ВВП - на 50% от уровня 2008 года, повышение производительности труда - на 50% в обрабатывающем секторе и на 100% - в отдельных секторах экономики, доведение доли несырьевого экспорта до 40%, снижение энергоемкости ВВП на 10% от уровня 2008 года, а также увеличение до 10% доли инновационных предприятий от числа действующих (1).
Перед программой стоят следующие задачи:
- развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивающих ее диверсификацию и рост конкурентоспособности;
- усиление социальной эффективности развития приоритетных секторов экономики и реализации инвестиционных проектов;
- создание благоприятной среды для индустриализации;
- формирование центров экономического роста на основе рациональной территориальной организации экономического потенциала;
- обеспечение эффективного взаимодействия государства и бизнеса в процессе развития приоритетных секторов экономики.
Программа является логическим продолжением проводимой политики по диверсификации эко-
Научный потенциал
Национальные научные центры, НИИ, вузы, проектные институты;
научные кадры, материально-техническая база и др.
Инновационное
предпринимательство
Бизнес-ангелы, инновационные предприятия, инновационные менеджеры
Инновационная
инфраструктура
национальные технологические парки; региональные технологические парки; технологические бизнес-инкубаторы; наукограды; и др.
Финансовая инфраструктура
государственные институты развития; венчурные фонды; предприятия; индивидуальные предприниматели; банки второго уровня; и др.
номики и интегрировала в себя основные подходы Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы, Программы «30 корпоративных лидеров Казахстана», а также других программных документов в сфере индустриализации (1).
В рамках Программы планируется реализация мероприятий на республиканском и региональном уровнях.
Мероприятия на республиканском уровне будут включать в себя:
- разработку 13 отраслевых программ с целью координации действий всех участников Программы. Данные отраслевые программы будут определять основное развитие отраслей, системные меры государственной поддержки, включая вопросы научно-технологического сопровождения развития отраслей, подготовки квалифицированных трудовых ресурсов и др.;
- включение проектов в Республиканскую карту индустриализации, которая является основным инструментом реализации инвестиционных проектов, предусмотренных отраслевыми программами;
- повышение инвестиционной привлекательности специальных экономических и индустриальных зон посредством: налоговых льгот; упрощенного механизма ввоза иностранной рабочей силы; оказания услуг по принципу «одного окна»; режима свободной таможенной зоны на территории СЭЗ.
В настоящий момент продолжается развитие национальной инновационной системы. Действующие стратегические программы в области инновационного развития республики представлены на рисунке 2.
Долгосрочные
Основополагающим нормативно-правовым актом в области инновационного развития является Закон РК от 2006 года «О государственной поддержке инновационной деятельности», в который в 2009 году были внесены изменения и дополнения. Законодательство в области развития инноваций и инновационной системы представлено на рисунке.
Законом установлены нормы господдержки в виде инновационных грантов:
1) грант на приобретение инновационных технологий;
2) грант на выполнение опытно-конструкторских работ и (или) рисковых исследований прикладного характера;
3) подготовку технико-экономического обоснования инновационного проекта;
4) патентование объекта интеллектуальной собственности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях.
С 2010 года МИНТ приступило к реализации бюджетной программы по предоставлению инновационных грантов. Бюджет 2010 года составил 1,725 млн. тенге, планируется ежегодное увеличение данной программы.
Всего поступило 336 заявок на получение инновационных грантов. Из них технопарками организована подача 109 заявок, 64 из которых являются проектами по оказанию услуг бизнес инкубирования.
Развитие инноваций стало ключевым аспектом реализуемой Государственной программы ФИИР. Основным приоритетом Программы является реализация крупных инвестиционных про
Стратегия 2030
Среднесрочные
Государственная Стратегический Стратегия
программа план развития вхождения
форсированного Республики Казахстана
индустриально- Казахстан до в число 50
инновационного 2020 года, Карта конкурентоспо-
развития Казахстана индустриализации собных
на 2010-2014 гг. Казахстана на 2010-2014 годы стран мира
Ежегодные
Ежегодные послания Президента РК народу Казахстана
Отраслевые
(секторальные)
Программа развития Программа по Дорожная карта
патентной системы развитию бизнеса
Республики транспортной до 2020 года
Казахстан на инфраструктуры
2007-2011 годы на 2010-2014 годы
Рис. 2. Действующие стратегические программы в области инновационного развития
ектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, в том числе за счет внедрения инноваций и новых технологий.
Начался процесс вхождения казахстанской сети трансферта технологий в Европейскую сеть. Это откроет доступ казахстанским предприятиям к Европейским технологиям и вывода отечественных разработок на зарубежные рынки интеллектуальной собственности.
Также привлечению в нашу страну дополнительных иностранных инвестиций и новых технологий способствует и работа специальных экономических зон. На сегодня в Казахстане функционируют 6 СЭЗов.
Одним из крупных инструментов поддержки инновационной деятельности является Конструкторские бюро, которые будут оказывать содействие в ускорении внедрения машиностроительными предприятиями новой продукции через разработку и передачу конструкторской и проектной документации на условиях роялти и иных финансовых механизмов. Доступ к услугам опытно-конструкторских бюро по единым условиям будут иметь все отечественные предприятия.
Уже созданы КБ по транспортному машиностроению в г. Астана и горно-металлургическому оборудованию - в г. Усть-Каменогорске. До конца 2010 и 2011 годов планируется создать КБ по нефтегазовому оборудованию в г. Петропавловск, сельхозмашиностроения - в г. Кокшетау, приборостроения в г. Алматы. В настоящее время завершается работа по подготовке Программы по развитию науки, инноваций и содействия технологической модернизации на 2010-2014 годы, предусматривающая взаимодействие бизнеса, науки и государства, Межотраслевого научно-
технологического плана развития Республики Казахстан до 2020 года - четко определяющего задачи по приоритетным отраслям промышленности на среднесрочный и долгосрочный период.
Таким образом, за последнее десятилетие, в начале которого был ознаменован курс на индустриальноинновационное развитие, Казахстан достиг определенных результатов. Принятые нормативные документы были нацелены на развитие наукоемких производств, расширение числа инновационных разработок, создание благоприятной среды для развития инновационной деятельности. В стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы были заложены основы инновационной деятельности в республике. Несмотря на определенные положительные результаты, такие как построение инновационной инфраструктуры, разработка механизмов финансирования инновационных проектов, цели Стратегии не были достигнуты. Механизм взаимодействия всех элементов инновационной системы оказался неэффективным. Принятая в 2010 году Государственная программа ФИИР направлена на улучшение взаимодействия между субъектами НИС, усиление государственно-частного партнерства, внедрение инновационных производств. В отличие от предыдущих программ, ФИИР определяет основные направления инновационного развития республики на сравнительно небольшой период - пять лет, что делает ее достаточно гибкой в условиях постоянного изменения макроэкономической ситуации. Успешная реализация государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию будет способствовать обеспечению устойчивого и сбалансированного роста экономики Казахстана.
Литература
1. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010-2014 годы от 19 марта 2010 года № 958.
2. Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы Республики Казахстан на 2005-2015 годы от 25.04. 2005 г. № 387.
3. International Labor Comparisons // Bureau of labor Statistics. [Электронный ресурс]. URL:http:// www.bls.gov/fls. - Дата доступа - 19.09.2010.