Научная статья на тему 'Основные направления государственного регулирования рынка зерна'

Основные направления государственного регулирования рынка зерна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственного регулирования рынка зерна»

ЭКОНОМИКА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

© 2005 г. Н.Ю. Донец

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЗЕРНА

Зерновая отрасль является важнейшей в аграрной сфере по стратегической и социально-экономической значимости. Около 40 % агропромышленного производства Адыгеи непосредственно связано с зерновыми ресурсами, под посевами зерновых культур занято свыше половины пашни, на долю зерновых приходится более одной трети стоимости валовой продукции растениеводства и почти треть всех кормов в животноводстве. За счет хлебопродуктов удовлетворяется до 40 % дневной потребности в пище, до 50 % в белке и углеводах. Зерновое хозяйство Адыгеи обеспечивает около 6 тыс. рабочих мест в экономике республики. В настоящее время производством зерна занято около 30 предприятий и организаций во всех районах республики [1].

В период с 1991 по 2004 г. площади под зерновыми уменьшились, основные показатели зернового хозяйства ухудшились. Валовой сбор сократился на 23 %, урожайность упала до уровня 60-х гг. Это обусловлено прежде всего деградацией основных фондов зернового хозяйства и нехваткой оборотных средств для закупки хозяйствами минеральных удобрений, средств защиты и ГСМ. Неурожаи 2000 и 2002 гг. усугубили негативные тенденции и привели к дополнительному сжатию рынка зерна. Элеваторы (в прямом смысле) загружены только на 20 %, а мукомольные заводы работают на 60-70 % мощности [1].

Из-за снижения поголовья животных существенно сократилась в балансе зерна доля, идущая на фураж. В производственной группе возрос удельный вес пшеницы, составляющей теперь половину всего количества производимого зерна, уменьшилась доля крупяных культур.

Несмотря на рост материальных и особенно энергетических затрат производство зерна остается выгодным и превосходит по рентабельности большинство других отраслей сельского хозяйства.

Чтобы негативные процессы в зерновой отрасли республики не вызвали необратимых последствий, нужна система крупномасштабных страте -гических мер. В частности, надо создать благоприятные условия для эффективного производства зерна и развития зернового рынка и на этой основе обеспечить в полном объеме внутренние потребности республики в продовольственном и фуражном зерне.

Государство должно вернуться на рынок зерна в качестве крупного оптового покупателя, осуществляющего национальную зерновую политику путем контроля и регулирования рыночной ситуации, а также как гарант поддержки доходов сельских товаропроизводителей. Для преодоле-

ния существующей ситуации с производством зерна, создания эффективной системы государственного регулирования данного рынка по отдельным видам зерна требуется разработать ряд целевых федеральных, межрегиональных и региональных программ.

Возникает необходимость экономического стимулирования государством процесса формирования горизонтально и вертикально интегрированных объединений сельхозтоваропроизводителей с элеваторами, комбикормовыми заводами, животноводческими комплексами, птицефабриками путем предоставления им льготного режима кредитования и налогообложения.

Интегрироваться нужно мощным перерабатывающим предприятиям или крупным оптовикам, владеющим значительной долей рынка. Так, зерновая компания «ОГО» не только торгует зерном, но и имеет предприятия, производящие крупу, муку, растительное масло, мясо птицы. Она поставляет продукцию нефтезаводу, получает у него солярку и передает ее в хозяйства, выращивающие семена, а шрот, перерабатывая на своем комбикормовом заводе, использует как корм на птицефермах, продает мясо птицы и растительное масло. По мнению работников этой компании, чем длиннее цепочка, тем выше рентабельность и конкурентоспособность продукции [2].

Основным инструментом совершенствования зернового хозяйства в современных условиях является зерновой рынок. Он занимает ведущее место среди продовольственных рынков, так как динамика цен на зерно определяет характер изменения цен большинства продуктов питания. Поэтому, наладив механизм его функционирования, можно осуществлять необходимое регулирование и всех других продовольственных рынков. Но зерновой рынок не автономен, он зависим от них и эта высокая степень взаимосвязанности требует коллективного регулирования данной группы рынков.

Целью регулирования зернового рынка является формирование достаточно устойчивой цены на зерно, обеспечивающей доходность его производителей, и тех, кто технологически с ним связан.

При осуществлении этой цели мы сталкиваемся со следующими проблемами:

1. В рыночных условиях основным фактором, влияющим на производство зерна, является спрос. Сокращение платежеспособного спроса на животноводческую продукцию и как следствие сокращение поголовья животных - важнейшая причина уменьшения производства зерна. Заметим, что его импорт по сравнению с дореформенным периодом сильно уменьшился, а животноводческой продукции - вырос. Поскольку значительный спрос на хлебопродукты в дальнейшем не прогнозируется, рост производства зерна возможен в основном за счет увеличения спроса со стороны животноводства, тем самым стимулируется производство фуражного зерна.

2. Зернопроизводители и переработчики несут большие потери в доходах, связанных с сезонными колебаниями цен на зерно. Для зернового рынка характерны достаточно четкие и прогнозируемые колебания с относительно низкими осенними и высокими весенними ценами. В связи с тяжелым финансовым положением и дороговизной хранения на элеваторах сельскохозяйственные предприятия вынуждены реализовывать зерно в основном сразу после сбора урожая (в осенний период) посредникам по низким ценам. Весной и в начале лета те продают зерно его непосредственным потребителям (мукомольным предприятиям, комбикормовым заводам, птицефабрикам) уже гораздо по более высоким ценам. Это сокращает доходы производителей, ухудшает их финансовое состояние и, в конечном счете, уменьшает спрос на зерно. Таким образом, сезонное снижение цен (в осенний период) может привести к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, росту их неплатежеспособности. Кроме того, сезонные колебания цен на зерно вызывают ценовые волны, быстро распространяющиеся по всем продуктовым рынкам, связанным с зерновым [3].

3. Недостаточное развитие институтов зернового рынка наносит ущерб и производителям, и потребителям зерна. Здесь следует учитывать следующие обстоятельства.

- во-первых, единый рынок зерна в России еще не сформировался - он пока еще регионален по своей структуре. Имеются запреты на вывоз зерна из регионов, обеспеченность им и цены в них сильно различаются. Фактически зерновой рынок страны разбит на ряд локальных рынков, и это деление усугубляется мерами региональных администраций по ограничению вывоза зерна. Они наносят ущерб и производителям, и потребителям этого продукта, неоправданно и незаконно сегментируя единый национальный рынок.

Цены по регионам как на продовольственное, так и на фуражное зерно иногда отличаются в 2-2,5 раза. Причем это характерно не только по отношению к удаленным друг от друга регионам, но и для территориально близких районов и хозяйств;

- во-вторых, рынок пока информационно непрозрачен. Основная причина широкого спектра цен предложения заключается не только в искусственном образовании региональными властями локальных рынков, отгороженных друг от друга, но и в отсутствии у производителя достоверной информации о реальных ценах спроса и состояния рынка. Отсутствие надежных ценовых сигналов и информации о рынке, а также критическая нехватка оборотных средств и хроническая неплатежеспособность побуждают многих производителей зерна предлагать его по ценам, едва покрывающим прямые издержки на производство. Амортизационная составляющая себестоимости при этом зачастую не учитывается, поскольку износ собственного машинного парка в большинстве неплатежеспособных хозяйств достиг 100 %, а о покупке новой техники они и не помыш-

ляют. Это обусловливает очень широкий спектр цен предложения, особенно в осенний период: от 1200 до 3500 руб/т. При сделках по низким ценам часто имеет место личная заинтересованность руководителей хозяйств. Фактически ставшая доминирующей в сельском хозяйстве работа с закрытым расчетным счетом, наличными деньгами является идеальной средой для всевозможных хищений. Низкие цены предложения неплатежеспособных хозяйств, используемые спекулянтами, дезориентируют рынок и еще более усугубляют тяжелое финансовое положение большинства сельскохозяйственных предприятий [4];

- в-третьих, не сформирована инфраструктура зернового рынка. После взлета в начале 90-х гг. практически перестали функционировать продовольственные и зерновые биржи. Организации широкомасштабной биржевой торговли препятствует отсутствие надежной гарантии сделок. Организаторы биржи сейчас не в состоянии взять на себя эти гарантии, а без них существенный рост биржевой торговли практически невозможен. Незначительные же по объемам (менее 4 %) биржевые торги не могут обеспечить выполнение основной функции биржи - осуществление надежной котировки цен. По причине отсутствия надежных гарантий слабо внедряются также и финансовые институты, обеспечивающие ликвидность рынка.

В соответствии с вышеизложенными проблемами пути регулирования рынка зерна можно разделить на меры стимулирования спроса и меры совершенствования рыночной инфраструктуры.

Для увеличения доходности зернопроизводства и зернопереработки путем стимулирования спроса целесообразно применить следующие меры:

1. Исходя из поставленной цели, определить целевые цены на зерно таким образом, чтобы около 60 % предприятий, работающих достаточно эффективно, могли бы осуществлять расширенное воспроизводство. Добиться свободного перехода рынка к таким ценам, используя товарные и закупочные интервенции, меры стимулирования спроса. Ориентируясь на целевые цены, устанавливать и утверждать в правительстве интервенционные цены и годовые планы интервенций в зависимости от конкретной ценовой ситуации данного года.

2. Для решения проблемы сезонных колебаний в современных условиях наиболее эффективно сочетание товарно-закупочных интервенций и мер тарифного регулирования. В осенний период, при снижении цены, проводить закупки зерна в соответствии с утвержденным планом интервенции. Дополнять их синхронизированными по ценам закупками в региональные фонды. В весенний же период, при повышении цены до 110 % установленной интервенционной, следует проводить товарные интервенции, препятствующие нежелательному росту цен.

Для государственного регулирования зернового рынка необходимо создать и поддерживать оперативный резерв, находящийся под управле-

нием государственного агентства и используемый для товарных интервенций, а также разработать механизм доведения информации о ценах интервенций до производителей зерна. Параллельно следует ввести систему мер таможенного регулирования импорта определенных видов муки и других продуктов переработки производственного зерна. В зависимости от складывающегося баланса зерна должны предусматриваться меры, стимулирующие экспорт в период осеннего снижения цен и импорт в период весеннего их повышения [5].

В области совершенствования инфраструктуры зернового рынка предлагается.

1. Поддерживать становление и реформирование зернового и других отраслевых союзов в этой сфере. Они позволят производителям зерна и участникам рынка согласовать единую структуру, ценовую и сбытовую политику; принимать реальное участие в формировании государственной зерновой политики; постоянно представлять и отстаивать свои интересы в органах законодательной и исполнительной власти, других организациях и ведомствах страны.

2. Устранить все запреты на вывоз зерна из региона и ввоз его. Сформировать систему контроля и ответственности региональных администраций за установление барьеров на пути движения зерна. Установить льготные пошлины на транспортировку зерна.

3. Создать на рынке зерна единую компьютерную информационную систему, позволяющую не только информировать участников рынка, но и осуществлять электронную торговлю зерном. Внедрить современные методы мониторинга зернового производства.

Литература

1. Алтухов А., Вермель Д. Продовольственное самообеспечение страны: состояние и перспективы // АПК: Экономика, управление. 2001. № 11.

2. Гордеев А. Обеспечение продовольственной безопасности России задача стратегическая // АПК: Экономика, управление. 1998. № 8.

3. Гордон М. Актуальные проблемы аграрного развития России на современном этапе // Международный сельскохозяйственный журнал. 2000. № 2.

4. Беспахотный Г. Механизмы стабилизации и развития АПК // Экономика сельского хозяйства России. 2002. № 2.

5. Боев В.Р., Романов А.Е., Серков А.Ф. Формирование рынка сельскохозяйственной продукции, продовольствия и материально-технических ресурсов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей. 2003. № 2.

Майкопский государственный технический университет 22 февраля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.