ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 351.773.004.2:33:633.1 И.Н. Поспелова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЗЕРНОВОГО РЫНКА РОССИИ
Дореволюционная Россия по праву считалась великой зерновой державой, житницей Европы. Она занимала первое место в мире по производству зерна. В 1909-1913 гг. по производству зерна Россия опережала Аргентину, Канаду и США вместе взятые. В 1913 г. в стране было собрано 50,5 млн т зерна, причем зерновые возделывали без средств механизации, при помощи только сохи. И вот через девять десятилетий страна опять на тех же рубежах. В 1999 г. Россия получила всего 54,7 млн т зерна (в весе после доработки). В 1909-1913 гг. сельскохозяйственная продукция занимала 81% в структуре экспорта, и почти половина сельскохозяйственного экспорта приходилась на зерно. Среднегодовые объемы экспорта зерна в эти годы составляли в среднем 11 млн т, а в 1910 г. экспорт достигал 15,5 млн т [1].
Однако начиная с 2001-2004 гг. наблюдается относительная стабилизация сельского хозяйства, проявляющаяся в некотором наращивании производства, укрепление финансового положения предприятий. Среднегодовой валовой сбор зерновых культур в весе после доработки составил 79,3 млн т. С 2001 по 2002 г. были расширены посевные
площади зерновых культур. В составе зерновых культур в 2004 г. по сравнению с предыдущим годом увеличились валовые сборы зерна пшеницы на 11,3 млн т, гречихи — на 23,8%, риса — на 4,43%, зернобобовых культур — на 18,75%.
Рост производства валовой продукции 2001-2004 гг. обусловлен не только благоприятными агроклиматическими условиями, но и положительным изменением экономических условий для производителей зерна. Важным шагом в жизни сельскохозяйственных производителей стало принятие в 2001 г. Земельного кодекса РФ и частичное субсидирование из бюджета процентной ставки по кредитам, а также Постановления Правительства РФ № 757 от 01.11.01. г. «О проведении закупочных интервенций зерновых культур», которое направлено на создание государственного фонда зерна и поддержание устойчивой ценовой ситуации на рынке зерна. Однако не все эти экономические приемы и законы вступили в силу и действуют, обеспечивая государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей [2].
Поскольку баланс зерна в стране не теряет своей напряженности, речь надо вести о серьезных проблемах зернового хозяйства. Некоторые эксперты зернового рынка считают, что для стран с высокоразвитым продовольственным комплексом необходимо производить в расчете на душу населения ежегодно 1 т зерна. Этот критерий сложился исходя из того, что зерно — базовый продукт для всего продовольственного комплекса. Во-первых, от его количества и качественных характеристик во многом зависит уровень и устойчивость снабжения населения хлебобулочными изделиями, крупами, макаронами и т.п. Во-вторых, зерно — одно из главных составляющих кормовой базы животноводства.
Среднегодовое производство зерна в период 1986-1990 гг. составило, как свидетельствуют данные статистики, 104,3 млн т. Это значит, что в расчете на душу населения его производили примерно 700 кг. В 1991 г. когда валовой сбор зерна был на уровне 89 млн т этот показатель уменьшился почти на 100 кг. Но уже тогда это снижение довольно существенно отразилось на положении дел на продовольственном рынке. В 1990 г. в расчете на душу населения в России производили 68 кг мяса (в убойном весе) и 376 кг молока. В следующем году уровень производства мяса снизился на 6 и молока на 26 кг.
Еще более разительно выглядит ситуация в последующие годы, когда в стране шло постоянное сокращение
Объемы и структура формирования зе
объемом производства зерна. В 1998 г. в расчете на душу населения зерна получено всего 326 кг. Такой низкий уровень производства этого важного продукта, естественно, самым отрицательным образом сказался на состоянии животноводства. Мяса (в убойном весе) получили в расчете на одного человека только 32 кг, молока — 226 кг. Следует заметить, что рекомендуемая годовая норма потребления мяса и мясопродуктов в расчете на человека составляет 81 кг, а молока — 392 кг [3].
Некоторое улучшение производства зерна в России наблюдается с 2001 г. Среднегодовое производство его на душу населения составило 552 кг.
Низкий объем производства зерна, который соответствует примерно 19561960 гг. не соответствует потребностям страны и не удовлетворяет требованиям обеспечения продовольственной безопасности. Продовольственная безопасность достигается в том случае, если переходящие запасы зерна составляют не менее 20% от объемов потребления. В настоящее время в России этот показатель равен 10-12%, в то время как в США и странах ЕС он составляет 17,6%, в Китае — 22,6%, в Канаде — 44,0% [4].
По оценкам некоторых экспертов, России не хватает зерна для покрытия всех потребностей как минимум 14-15 млн т. Факт остается фактом, но Россия вошла в полосу, когда без завоза зерна из-за рубежа ей трудно удержать свой продовольственный рынок без серьезных потрясений (табл. 1) [5].
Таблица 1
1ых ресурсов в Российской Федерации
Показатель 1990 г. 1992 г. 1994 г. 1996 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
Валовой сбор зерна, млн т 116,7 106,9 81,3 69,3 47,9 54,7 65,5 85,2 86,6 67,2 78,1
Импорт зерна, млн т 32,0 28,9 2,7 3,5 1,7 6,8 4,7 1,8 1,4 1,7 2,9
Удельный вес в объеме зерновых ресурсов, %:
валовой сбор зерна 78,5 73,0 96,8 95,1 96,5 88,9 93,3 97,93 98,41 97,53 96,42
импорт зерна 21,5 27,0 3,2 4,9 3,5 11,1 6,7 2,07 1,59 2,47 3,58
Почему же Россия сдает свои позиции крупного зернопроизводителя? Статистика показывает, что основные отрасли сельского хозяйства год от года хиреют в силу того, что у сельских товаропроизводителей ныне теряется экономическая заинтересованность заниматься производством. Уменьшение посевных площадей зерновых культур в значительной степени обусловлено снижением технической оснащенности сельских товаропроизводителей, резким удорожанием горючего, минеральных удобрений, средств защиты растений и других материальных ресурсов.
В России отставание сельскохозяйственных цен от цен промышленности наблюдалось, начиная с периода НЭПа. Индекс оптовых цен промышленности в октябре 1923 г. составил 275%, а на сельскохозяйственную продукцию — 88% к уровню базового 1913 г. Для ликвидации кризиса был предпринят ряд мер экономического характера. Одна из них — снижение оптовых цен на промышленную продукцию государственных трестов и синдикатов. Снижение цен промышленности сопровождалось интенсивным ростом цен на зерно и в некоторой степени на сельскохозяйственное сырье. В 1922-1924 гг. проведена денежная реформа. В этот же период расширялся сельскохозяйственный кредит, улучшилась работа кооперации. Промышленный индекс снизился к 1 июлю 1924 г. до 189, а сельскохозяйственный повысился до 186.
В 90-е годы превышение темпов роста цен на материально-технические ресурсы и услуги для села над темпами роста цен на продукцию сельского хозяйства приобрело устойчивый характер. Проблема диспаритета цен в агропромышленном комплексе стала особенно острой. Цены на такие основные виды сельхозпродукции, как зерно, мясо скота, молоко выросли с учетом деноминации в 1999 г. по сравнению с 1990 г. приблизительно в 4 раза, а на комбайн «Дон-1500» и минеральные удобрения — более чем в 24 раза. Тенденция опережающего роста цен на материальнотехнические ресурсы продолжает сохраняться [4].
Ныне многие важные агротехнические приемы возделывания зерновых культур выполняются не на должном уровне, некоторые технологические операции вообще не проводятся в силу дефицита материальных ресурсов и их дороговизны. В настоящее время применяется пестицидов в 10 раз меньше, чем в 1986-1990 гг. В последние годы резко ухудшилось и качество посевного материала, и его сортовой состав. Отсюда и провал на зерновом поле страны. Невозможно не прийти к выводу о необратимости процессов распада базовой отрасли сельского хозяйства — производства зерна. Вслед за деградацией зернового хозяйства последует распад ряда других отраслей аграрного комплекса: мясного скотоводства, молочного животноводства, свиноводства, птицеводства. Жизнь показывает, что эти процессы, к сожалению, начались. В 2005 г. в Россию определен ввоз: говядины — 430,0 тыс. т, в т.ч. из ЕС — 339,7; США — 17,7; Парагвая — 3,0; других — 69,6; свинины — 467,4 тыс. т, в т.ч. из ЕС — 236,0; США — 53,8; Парагвая — 1,0; других — 176,6, мяса домашней птицы — 1050,0 тыс. т.
Чтобы негативные процессы в зерновой отрасли не приобрели необратимых последствий, необходимо осуществление крупномасштабных стратегических мер. Государство должно вернуться на рынок зерна как крупнейший оптовый покупатель, осуществляющий национальную зерновую политику путем контроля и регулирования рыночной ситуации, и как гарант поддержки доходов сельских товаропроизводителей. Наладив механизмы регулирования рынка зерна, государство сможет осуществлять необходимое регулирование и всех других продовольственных рынков.
Одним из примеров возможности формирования рынка зерна в России служит Алтайский край (табл. 2).
Алтай признан одной из главных житниц Сибири и страны в целом. По площади пашни край превосходит все регионы Российской Федерации и входит в первую пятерку среди них по производству зерна [6].
Таблица 2
Наличие зерна и его вывоз из Алтайского края, т
Год Наличие зерна на 1 января Вывоз зерна за пределы края
2000 863135 20091
2001 1479681 22274
2002 1658098 8631
2003 1675819 9537
2004 918678 2899
Целью регулирования рынка зерна является формирование достаточно устойчивой цены зерна на уровне, обеспечивающем доходность его производителей и производителей, технически связанных с зерном продуктов питания. Важнейшими причинами уменьшения производства зерна явились платежеспособный спроса на животноводческую продукцию и вызванное этим сокращение поголовья животных. При этом имевшийся в дореформенный период импорт зерна сократился, а импорт животноводческой продукции вырос. Рост производства зерна возможен в основном за счет увеличения спроса со стороны животноводства и экспорта. Поэтому государству необходимо стимулировать спрос на фуражное зерно и экспорт, прежде всего, продовольственного зерна.
Зернопроизводители и переработчики несут большие потери в доходах, связанные с сезонными колебаниями цен на зерно. Сельскохозяйственные предприятия вынуждены реализовывать зерно по низким ценам посредникам в основном сразу после сбора урожая для расчетов за приобретенные материальные ресурсы, по кредитам банков. Весной и в начале лета посредники продают зерно мукомольным, комбикормовым заводам, птицефабрикам и т.д. уже по гораздо более высоким ценам. Это сокращает их доходность, ухудшает финансовое состояние, уменьшает спрос на зерно. Таким образом, снижение цен в осенний период приводит к ухудшению финансового состояния сельскохозяйственных предприятий и росту их неплатежеспособности, и весеннее увеличение цен на продовольственное и фуражное зерно стимулирует рост импорта зернопродуктов и приводит к неконкурентоспособности мукомольных предприятий, молочных хо-
зяйств, а также к общему снижению производства животноводческой продукции.
Значительный ущерб наносит производителям и потребителям зерна недостаточное развитие зернового рынка. Еще в 1895 г. в Петербурге была организована первая специализированная Калашниковская хлебная биржа. Благодаря деятельности зерновых бирж в начале 20 века исчезают мелкие перекупщики, на зерновом рынке начинают доминировать несколько крупных компаний, он становится прозрачным и устойчивым. В настоящее время единый рынок зерна в России еще не сформирован. Обеспеченность зерном и цены сильно различаются по регионам страны. Цены по регионам на зерно иногда отличаются в 2-2,5 раза. Такие различия имеют место в регионах для территориально близких районов и хозяйств. Имеют место в регионах страны значительные объемы теневого рынка. Зерновой рынок пока информационно не прозрачен. Отсутствие достоверной информации у производителей зерна о реальных ценах спроса и состояния рынка, нехватка оборотных средств и неплатежеспособность побуждают многих предлагать его по ценам, едва покрывающим прямые издержки на производство.
Одной из важнейших мер регулирования рынка зерна в существующих условиях является стимулирование спроса посредством определения таких цен на зерно, чтобы около 60% производителей зерна и зернопродуктов работало достаточно эффективно. Для этого следует использовать товарные и закупочные интервенции и таможенно-тарифное регулирование. В осенний период при снижении цены до 90% от установленного уровня необходимо проводить закупки зерна в соответствии с утвержденным планом интервенций. Усилят
эффект от интервенций в это время закупки зерна в региональные фонды и для спецпотреблений по синхронизированным закупочным ценам. Весной же при повышении цены до 110% необходимо производить товарные интервенции, препятствующие росту цен. В зависимости от складывающегося баланса зерна необходимо применять меры, стимулирующие экспорт в период осеннего снижения и импорт в период весеннего повышения. Для доступа российского зерна на мировые рынки целесообразно создать специализированную организацию координации экспорта.
В области совершенствования зернового рынка следует поддерживать становление и реформирование Зерновых союзов, которые позволят производителям зерна и участникам рынка согласовывать и координировать свои действия, вырабатывать единую ценовую и сбытовую политику и отстаивать свои интересы. Надежные гарантии проведенных сделок на торговых биржах — важнейшее условие стабильности рынка. Использование консолидированных пакетов акций элеваторов и мукомольных предприятий, находящихся в государственной собственности, проведение самим государством товарно-закупочных интервенций значительно усилили бы эффективность государственной политики на зерновом рынке.
В настоящее время ситуация заметно изменилась. Россия поставляет зерно в Саудовскую Аравию, Алжир, Иран, Кению, Египет, Иорданию и другие страны. Фактически сложившиеся цены зерна на мировом и внутреннем рынках сравнялись, поэтому экспорт не наносит большого вреда внутреннему рынку страны [7].
В результате решения вышеуказанных проблем Россия сможет реально сформировать единый зерновой рынок стра-
ны, восстановить свое зерновое хозяйство, обеспечить продовольственную безопасность и занять достойное место на мировом зерновом рынке.
Библиографический список
1. Логинов В.Г. Государственное регулирование зернового рынка России / В.Г. Логинов / / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 10. С. 13-16.
2. Основные показатели сельского хозяйства в России в 2004 году: Стат. бюл. / Госкомстат России. М., 2005. 64 с.
3. Пересонин Е.Ф. Грозит ли России кризис зернового производства / Е.Ф. Пересонин // Агро XXI. 2000. № 2. С. 22-23.
4. Грибков М.В. Экономические ос-
новы регулирования и формирования зернового рынка / М.В. Грибков // Удвоение внутреннего валового продукта на зерновом рынке Нижегородской области. Зерновая отрасль и продовольственная безопасность региона: матер.
регион. науч.-практ. конф. 30 января 2004 г. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004. С. 91-95.
5. Быков В.Г. Зерновые ресурсы и рынок зерна в Российской Федерации / В.Г. Быков, А.К. Павлюченков // Хранение и переработка сельхозсырья. 2003. № 9. С. 22-25.
6. Реализация сельскохозяйственной продукции сельскохозяйственными организациями Алтайского края за 2004 год: Стат. бюл. / Территориальный орган Росстата по Алтайскому краю. Барнаул, 2005. 63 с.
7. Демьянов Н.С. Обзор рынка зерна / Н.С. Демьянов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 11. С. 23-24.
+ + +