Научная статья на тему 'Основные направления государственного регулирования аграрного сектора экономики'

Основные направления государственного регулирования аграрного сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
362
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные направления государственного регулирования аграрного сектора экономики»

курентоспособности региона и предложений по регулированию рынков.

Отсутствуют данные о динамике себестоимости в сопоставимых ценах, о расходе кормов на голову, рентабельности, нет примеров конкретных ферм и предприятий, где есть смысл расширять производство.

Социальная программа по селу не имеет районного разреза, конкретной адресности, не имеет нормативов расходов и т.п. Не ясна обоснованность выделения средств. Нет расчетов обоснования потребности в капвложениях.

Нет адресной программы намеченных 18 объектов для развития производства яиц. Программа развития семейных молочных ферм предполагает строительство и запуск 36 молочных ферм практически с нуля, но при этом не видно критериев отбора уже имеющихся фермерских хозяйств, кому были бы переданы (в аренду или в собственность?) эти фермы. Программа содействия занятости не содержит отдельной главы, посвященной занятости на селе.

Программа развития сельского хозяйства Новгородской области содержит краткую характеристику проблем сельского хозяйства и АПК области, ожидаемые цифры на 2008-2012 гг., исходя из высоких проектируемых темпов роста, перечень мероприятий. Однако: 1) нет достаточно четкого перечня инвестиционных объектов и их показателей; 2) нет детального анализа низкой рентабельности и причин неконкурентоспособности сельского хозяйства области при весьма благоприятных природно-климатических условиях; 3) нет распределения затрат на программу по мероприятиям и инвестиционным объектам; 4) есть существенные ошибки в расчетах, даже в оценке темпов роста.

Программа развития сельского хозяйства Псковской области ставит цели:

устойчивое развитие сельских территорий; повышение занятости и уровня жизни сельского населения; повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации. Однако в качестве основного индикатора достижения целей вы-

двигается лишь индекс производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств по отношению к предыдущему году. Планируются очень низкие темпы роста до 2012 г., в сумме 4,9% к уровню 2006 г. В целом данная программа почти не содержит цифр и конкретных объектов. Почти целиком (98%) инвестиций по программе предполагаются за счет бюджетов. Средняя рентабельность планируется на уровне 7-8%.

Также имеются Областная долгосрочная целевая программа «Развитие мясного животноводства в Псковской области на 2011-2020 годы» и Областная долгосрочная целевая программа «Развитие овощеводства защищенного грунта в Псковской области на 2010-2012 годы». По программе развития животноводства планируется строительство трех свинокомплексов и двух площадок по выращиванию бройлеров и индеек, реконструкция и модернизация существующих животноводческих комплексов и ферм, однако конкретные объекты не названы, сумма инвестиций дана общей цифрой на все объекты. Программа развития овощеводства более конкретна, в ней названы конкретные предприятия и площади тепличных сооружений.

Основными недостатками программ развития сельского хозяйства Псковской области являются: 1) отсутствие адекватного анализа причин неконкурентоспособности сельхозпроизводителей Псковской области, причин падения производства; 2) слабая конкретизация программы по отношению к конкретным хозяйствам; 3) отсутствие реальной стратегии развития АПК области с учетом ее специфики и конкурентоспособности; 4) не ставится задача регулирования рынков совместно с федеральным уровнем; 5) упор преимущественно на бюджетные инвестиции.

Как мы видели, первые четыре недостатка являются общими для всех региональных программ.

В целом, анализ указанных программ подтверждает, что в новой системе аграрной политики, в том числе, на региональном уровне, необходимо сделать упор на регулирование рынков и обеспечение рентабельности, требуемой для расширенного воспроизводства.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

И.Ю. Скляров, д.э.н., проф., декан,

Ю.М. Склярова, д.э.н., проф. зав. каф. Ставропольского государственного аграрного университета

В аграрном секторе экономики накопилось множество проблем, которые особенно усугубились под воздействием мирового финансового кризиса, так как сельское хозяйство оказалось наиболее подверженное его влиянию из-за своей специфики производства. В настоявшее время осуществляется серьезная государственная поддержка приоритетных отраслей экономики России, в том числе аграрного сектора.

В целях совершенствования аграрной политики:

1. Необходимо, с учетом соблюдения принципа софинансирования с федеральным бюджетом, основное внимание уделить поддержке и укреплению племенной базы для воспроизводства сельскохозяйственных животных наиболее востребованных в крае пород. Поддержка в форме субсидий необходима сельхозпредприятиям всех форм собственности, имеющим статус племенных заводов, племенных репродукторов, племстанций, племпредприятий на:

- содержание высокопродуктивного племенного маточного поголовья с.-х. животных по установленной ставке на одну условную голову;

- содержание племенных производителей всех видов с.-х. животных по установленной ставке на одну условную голову;

- племенной молодняк всех видов с.-х. животных, реализованный сельхозпредприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам края из расчета 1 кг живого веса, племенного молодняка птицы за одну реализованную голову, племенных яиц за 1000 штук, семени племенных быков-производителей, племенных баранов, племенных хряков - из расчета за одну дозу семени;

- иммуногенетическое исследование племенных животных в аккредитованных лабораториях, подтверждающее получение жизнеспособного, с высоким генетическим потенциалом молодняка, в расчете 30% затрат на эти цели.

2. Надо продолжить практику привлечения

средств региональных бюджетов на обеспечение агропромышленного комплекса племенным скотом на условиях финансовой аренды (лизинга), как наиболее эффективной и доступной формы поддержки.

Заявки сельхозорганизаций и крестьянских (фермерских) хозяйств превышают 100 млн руб., поэтому предлагаем увеличить на 2009 г. и последующие годы целевые средства на эти цели до 180 млн руб. в регионах России.

В виду сложившихся высоких цен на племенную продукцию в России и за рубежом, многие сельхозпредприятия, особенно крестьянские (фермерские) хозяйства не имеют финансовых возможностей для приобретения скота. В этой связи предлагаем предусмотреть компенсацию затрат сельхозпроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, племпредприятиям края 25-30% стоимости племенного поголовья, приобретенного для разведения в племенных хозяйствах и репродукторах края, других регионов Российской Федерации, а также по импорту. Это позволит существенно увеличить долю высокопродуктивного скота в крае.

3. Необходимо стабилизировать рынок зерна. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей и потребителей зерна;

- увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- стимулирование движения зерна из удаленных регионов Российской Федерации в регионы потребления;

- делать более понятные и предсказуемые интервенции для отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, а так же за год определять минимальную цену на сельскохозяйственную продукцию. Это будет служить для товаропроизводителей ориентиром при формировании собственных затрат и тем самым обеспечивать стабильный спрос и цену на отечественную сельскохозяйственную продукцию.

4. Для модернизации и дальнейшего роста мелкотоварного производства, равно как и создания устойчивой и конкурентоспособной среды на селе, предлагаем следующие основные мероприятия, направленные на улучшение механизмов осуществления Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия:

- увеличить и удешевить привлекаемые кредитные ресурсы К(Ф)Х и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что позволит повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан.

- модернизировать и развить инфраструктурную сеть заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

5. Оптимальное решение вопроса упрощения механизма получения субсидий, состоит в том, чтобы получателем субсидии был банк или кредитный кооператив, который выдает владельцам ЛПХ кредиты под процентную ставку, уменьшенную на величину причитающейся субсидии. Затем кредитное учреждение на основании имеющихся документов могло бы оформлять субсидию одним реестром на всех заемщиков и представлять его в министерство сельского хозяйства для получения причитающейся субсидии.

6. Расширение возможностей и улучшение условий сбыта продукции ЛПХ, предоставление

гарантий муниципальными и краевыми органами власти, выплата дотаций на сельскохозяйственную продукцию.

На рынках в регионах местным производителям сельскохозяйственной продукции должны предоставляться в обязательном порядке торговые места и предоставлять возможность продажи с автолавок без особых разрешений и лицензий, а кооперативы по закупке продукции вправе создавать свои кооперативные рынки.

7. Развитие кооперации в АПК России сдерживается несовершенством законодательной базы по вопросам землевладения и землепользования, налогообложения, стимулирования развития кооперативов, финансирования региональных программ развития кооперации. Все это требует внесения поправок в действующие законы, корректировки экономической политики на федеральном и региональном уровнях в сфере ценообразования, льготного кредитования кооперативов и освобождение кооперативов на 15 лет от уплаты налогов, развития рыночной инфраструктуры, разработка стратегических направлений технического перевооружения и развития материально-технической базы отраслей агропромышленного комплекса.

10. Для решения финансовых проблем в сельском хозяйстве сделать беспроцентными кредитами на развитие сельскохозяйственного производства, запретить выдачу кредитов привязанным к иностранной валюте, субсидировать государством покупку техники и ресурсов произведенной только в Российской Федерации.

Если посмотреть на сценарии развития агро-продовольственного комплекса России можно сделать вывод: перспективным является только инновационно-прорывной сценарий. В случае его воплощения в жизнь сельское хозяйство получит столь необходимый инновационный импульс к развитию, возрастет потребность крупных и средних производителей в высоких результатах селекционно-генетических исследований, в новых технологиях. Однако чтобы такой сценарий стал реальностью, надо проделать большую работу: создать развитую производственную и социальную инфраструктуру села, вести активную и системную аграрную политику. Финансовая и организационная поддержка государства и эффективная работа рыночных механизмов позволит вывести сельское хозяйство из кризиса уже в ближайшие пять лет, чтобы в последующие полтора десятилетия создать устойчиво развивающийся, конкурентоспособный АПК.

Инерционный же сценарий поставит под угрозу продовольственную безопасность страны, приведет к полной деградации сельского хозяйства и снизит до закритической величины уровень жизни сельского населения. В результате состояние всей экономики страны резко ухудшится, что может вызвать серьезные социальные потрясения.

Государственная поддержка аграрного сектора экономики является важной народнохозяйственной задачей, так как сельское хозяйство является одной из отраслей, на которой традиционно строиться вся экономика России, а это машиностроение, потребление нефтепродуктов (дизтопливо), транспортировка, хранение, переработка и т.д. Практически одна третья население в большей или меньшей степени задействовано в этом процессе. Поддержка и развитие аграрного сектора экономики стимулирует всю экономику страны в целом, обеспечивает высокую занятость населения. Это особенно важно

так как в России сохранены традиции ведения сель- сельскохозяйственной продукции, как для внутрен-

ского хозяйства и высокий потенциал производства него рынка, так и на экспорт.

ТЕНДЕНЦИИ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

О.М. Хохрина, асп., ст. преп. Брянской государственной сельскохозяйственной академии

Брянская область - один из аграрных регионов Российской Федерации. Она располагает земельным фондом в 3,5 млн га. Более половины этих земель используется в сельском хозяйстве. После распада СССР и ослабления хозяйственных связей России с Украиной и Белоруссией экономико-географическое положение Брянской области резко ухудшилось. Теперь это не транзитный, а периферийный регион, территория которого к тому же в наибольшей степени из всех регионов России подверглась радиоактивному загрязнению после аварии на Чернобыльской АЭС. Значительная доля сельскохозяйственных земель области была выведена из оборота, а население переселено в более безопасные места. Часть территории области на десятилетия превратилась в экономическую пустыню.

Инвестиционный рейтинг области - 3В1, что означает пониженный потенциал, умеренный риск. В инвестиционном рейтинге регионов Брянская область занимает 33-е место по инвестиционному риску и 47-ое по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск - экономический, наибольший - социальный.

Основой агропромышленного комплекса области является сельское хозяйство. В сельском хозяйстве Брянской области формируется около 12%

валового регионального продукта. Здесь сосредоточено около 10% основных производственных фондов. Во всех категориях хозяйств имеется 1,7 млн га сельскохозяйственных угодий, в том числе 1,1 млн га пашни. Почти треть населения (свыше 400 тыс. человек) - это сельские жители. Их благополучие и достаток в полной мере зависит от результатов работы АПК.

Одним из главных условий успешного функционирования сельского хозяйства является его техническая оснащенность. За годы реформ в РФ существенно сократились инвестиции в АПК, что, естественно, отразилось на его материально-технической базе. Количество тракторов в сельскохозяйственных организациях Брянской области уменьшилось с 8350 шт. на конец 2000 г. до 2964 на конец 2009 г., зерноуборочных комбайнов - с 2354 до 832 соответственно, доильных установок и агрегатов - с 1414 до 588 ед. [1]. В результате произошла техническая деградация производства. Состояние машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий крайне неудовлетворительно, темпы его пополнения существенно уступают темпам списания устаревшей сельскохозяйственной техники (табл. 1).

Таблица 1 - Показатели обновления и ликвидации сельскохозяйственной _техники в сельхозпредприятиях Брянской области_

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Коэффициент обновления

Тракторы 2,2 2,9 2,3 3,3 1,6

Плуги 3,3 1,9 1,2 3,4 0,9

Культиваторы 1,7 2,1 3,7 4,5 2,1

Машины для посева 3,4 2,8 4,0 5,0 0,8

Комбайны зерноуборочные 2,0 5,1 4,7 7,5 2,6

Коэффициент ликвидации

Тракторы 10,9 8,7 7,5 5,7 6,5

Плуги 9,6 7,2 5,5 5,9 5,6

Культиваторы 12,2 9,4 7,8 8,1 7,1

Машины для посева 12,6 8,3 8,0 8,0 6,9

Комбайны зерноуборочные 11,2 12,8 10,6 9,5 10,8

Недостаточное обеспечение предприятий АПК техникой служит причиной происходящих деструктивных процессов в аграрной сфере, приводит к деиндустриализации сельскохозяйственного труда, производительность которого за годы реформ заметно снизилась, к использованию в сельском хозяйстве примитивных технологий производства растениеводческой и животноводческой продукции. Значительная часть сельскохозяйственной продукции в Брянской области производится в личных подсобных хозяйствах населения, основанных на ручном труде.

Включение сельского хозяйства в число приоритетных национальных проектов уже сыграло позитивную роль в плане преодоления кризисных явлений на селе.

Опыт, приобретенный в ходе выполнения ряда областных целевых программ и национального проекта «Развитие АПК», позволил заложить прочный фундамент и стал хорошим стартом для реализации «Го-

сударственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», которая была утверждена Правительством РФ. В областном бюджете на реализацию мероприятий программы предусмотрено более 4 млрд руб.

В последние семь лет в аграрной сфере Брянской области удалось переломить ситуацию к лучшему и обеспечить заметный рост производства продукции (табл. 2). Так, производство зерна увеличилось в 2009 г. по сравнению с 2003 г. на 62,0%, сахарной свеклы - на 75,4%, картофеля - на 18,4%.

Заметно активизировался инвестиционный процесс. Например, если в 2005 г. общий объем привлеченных кредитов в сельское хозяйство достиг 1090 млн руб., то в 2008 г. он составил 1666,5 млн руб., т.е. увеличился на 53%. Не особо благоприятным в инвестиционном плане стал 2009 г., что обусловлено глобальным экономическим кризисом, затронувшим все сферы народного хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.