С.Р. ХАЛТАЕВА
зам. декана экономического факультета Восточно-Сибирского государственного технологического университета, кандидат экономических наук, доцент, г. Улан-Удэ
e-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
Рассмотрены актуальные аспекты формирования государственной инновационной политики. Раскрыты проблемы отсутствия комплексного планирования инновационного развития регионов, недостаточно эффективного исполнения функций управления инновационными процессами на федеральном уровне. Предложены направления инновационной политики, связанные с формированием национальной и региональных инновационных систем.
Ключевые слова: инновационная политика, национальная инновационная система, социально-экономическое развитие, инновационная инфраструктура, инновационная активность, программа инновационного развития.
УДК 338.242.4 ББК 65.9
S.R. KHALTAEVA
Deputy Dean, Economics Department, PhD in Economics, Associate Professor,
East-Siberian Technological University, Ulan-Ude
e-mail: [email protected]
MAIN TRENDS OF FORMATION OF INNOVATION POLICY
The article deals with the actual aspects of state innovation policy formation and explains the problems connected with the lack of integrated planning of innovative regional development and with inefficient management of innovation processes at federal level. The author proposes some directions of innovation policy related to the formation of national and regional innovation systems.
Keywords: innovation policy, national innovation system, socio-economic
development, innovation infrastructure, innovation activity, program of innovation development.
Мировая экономика и мировое сообщество переживают процессы глобализации и фундаментальной трансформации, усиленные обострением международной конкуренции. В этих условиях России необходимо более эффективно развивать экономику, основанную на использовании знаний, высокотехнологичных производств, вместо простого эксплуатирования доступных природных ресурсов. Ощущается острая необходимость трансформации отечественной ресурсной экономики в инновационную, высококонкурентоспособную. В этой связи государство должно изменить несколько пассивную позицию и начать выступать в роли активного инициатора, информатора и организатора новых инновационных программ, разработок, проектов не только на федеральном уровне, но и на региональном. Речь идет о более продуманной, скоординированной государственной политике в области
формирования эффективной национальной инновационной системы.
Инновационная политика, как правило, реализуется в виде конкретных направлений, стратегий и программ с обозначением приоритетов развития тех или иных технологических направлений, организационных форм и видов взаимодействия в области инновационной деятельности. Инновационная политика является основным ориентиром в инновационной деятельности субъектов экономики и в то же время служит главным рычагом в механизме управления национальной инновационной системой. Она во многом может определять направления политики инвестирования инноваций в экономике страны и регионов. Действительная роль инновационной политики и потенциал ее использования в сфере инновационной деятельности, к сожалению, еще не оценены по достоинству и не востребованы в отечест-
© С.Р. Халтаева, 2011
венных условиях, на что указывает стихийный характер привлечения инвестиций, а также их использование в основном для достижения целей догоняющего развития.
Основным направлением инновационной политики государства является построение скоординированных, эффективно взаимодействующих региональных систем, включающих инновационную инфраструктуру, инновационные институты и кластеры, которые позволяют значительно облегчить и ускорить процессы обмена научной информацией и технологиями между предприятиями и организациями, тем самым повышая эффективность инновационной деятельности.
Первые шаги по проектированию и созданию подобных региональных инновационных систем уже реализованы в некоторых регионах Российской Федерации, но отсутствует четкая модель взаимодействия внутри этих систем, не сформированы механизмы взаимодействия с федеральными властями, внешними организациями и частными лицами. В России сегодня создаются отдельные элементы национальной и региональных инновационных систем, но из-за отсутствия системного подхода в комплексной федеральной политике система не работает и по-прежнему существует разрыв инновационного цикла: когда от идеи до внедрения новый продукт проходит через разные стадии, а на определенных этапах отсутствуют соответствующие поддерживающие институты, выполняющие необходимые функции [3].
Организационный механизм регулирования инновационной деятельности в рамках инновационной политики предусматривает работу государственных органов и органов местного самоуправления по созданию региональных законодательных и нормативно-правовых актов; разработку механизма реализации эффективной инновационной деятельности в регионе с привлечением предприятий малого и среднего бизнеса. В связи с этим к основному направлению государственной инновационной политики можно отнести формирование правовой базы инновационной деятельности. Особенностью региональной инновационной системы является отсутствие базового федерального закона об инновационной деятельности. Регламентация инновационных процессов в субъектах Федерации в настоящее время во многом осуществляется
в порядке опережающего регулирования. На сегодняшний день в 49 из 83 субъектов Российской Федерации приняты законы об инновационной деятельности. Соотношение и разграничение компетенции органов власти федерального и регионального уровней не нашло законодательного закрепления [1].
Во многих регионах РФ программы инновационного развития не носят целостного характера. За рамками программ остаются ключевые аспекты взаимодействия малого инновационного бизнеса, научных и образовательных организаций и крупных промышленных компаний. Так, соответствующие недочеты были допущены при разработке Программы инновационного развития Республики Бурятия на 2008-2012 гг., которая должна была быть напрямую связана с государственной инновационной и промышленной политикой. Цели программы достаточно обширные — это развитие нормативно-правовой базы, формирование инновационной инфраструктуры, кадровое и информационное обеспечение инновационной деятельности. Однако несовершенство нормативной базы — отсутствие соответствующих федеральных и республиканских законов, а также недостаточное финансирование не позволили выполнить программу. По нашему мнению, основной проблемой при реализации программы стали ошибки, допущенные уже в ходе ее разработки, например отсутствие увязки с инвестиционной программой и с Программой социально-экономического развития (СЭР) РБ на 2008-2010 гг. и на период до 2017 г. Тем более в программе СЭР существует раздел «Инновационный комплекс», который должен был быть разработан на основе программы инновационного развития (ИР) республики. При сравнении содержания этого раздела с программой ИР данной связи не существует. Скорее всего, на это повлияло то, что основным разработчиком программы ИР является министерство образования и науки РБ, а программы СЭР — Минэкономразвития. Это обстоятельство указывает на то, что программа инновационного развития республики, принятая несколько ранее программы СЭР, не находится в комплексной увязке с другими направлениями развития республики. Но такого не должно быть в принципе, так как в настоящее время меняется парадигма экономического развития страны и регионов
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
и планирование должно осуществляться на основе инновационного подхода. Поэтому у большинства регионов возникает проблема отсутствия четкой стратегии инновационного социально-экономического развития. Происходит отрыв инновационного развития от развития экономики региона в целом, что, как правило, приводит к разрозненности в программных целях, отсутствию механизма интеграции региональной и национальной инновационных систем и комплексности развития самого региона.
В инновационной политике необходимо четкое разграничение функций между федеральной и региональной властями в области совместного стратегического развития национальной и региональных инновационных систем. На сегодняшний день ряд важных функций на федеральном уровне реализуется не в полной мере. Так, при осуществлении функции стратегического планирования на национальном уровне следует разрабатывать концепции и государственную политику инновационного развития с учетом концепций региональных инновационных программ и необходимости адаптации основных направлений государственной политики к региональным особенностям. Разработчики стратегии инновационного развития должны больше фокусировать ее на интеграции участников инновационных систем в глобальные потоки знаний и сети. Новую функциональную роль государства можно описать как роль катализатора инновационных процессов, поддерживающего исследования и инновационную деятельность в новой техникоорганизационной парадигме, арбитра расходящихся интересов и перспектив, организатора диалога между различными экономическими участниками будущих разработок и инициатора задач и новых программ [3].
Осуществление государством функций координирования и регулирования должно базироваться на создании межрегиональных программ инновационного развития, межрегионального обмена и совместных разработок. Меняющуюся роль государства отражает тот факт, что растет количество институтов и организаций, имеющих важные знания, информацию для процесса трансформации и инновационного развития. Поэтому государство становится все более зависимым от других коллективных участников, таких как большие компании, исследовательские инсти-
туты, ассоциации работодателей и профсоюзы, которые принимают участие в процессе концептуализации той или иной политики. Из-за усиливающейся интеграции частных и общественных участников в процесс формирования и реализации государственной политики политические (стратегические) сети становятся новой формой управления, а точнее — регулирования технологической и инновационной политики. Они успешно замещают разработку политики «сверху вниз» в форме вмешательства государства на исполнительное рыночноориентированное регулирование [2].
Функции мотивации и стимулирования инновационной активности предприятий, организаций должны осуществляться на основе формирования реальной финансовой поддержки через гранты, тендеры, конкурсы и инвестиционные программы, а также предоставления налоговых льгот, проведения гибкой политики государственных закупок.
Учетно-оценивающая функция инновационной активности и восприимчивости регионов и субъектов экономики должна развиваться на основе формирования базы статистической информации о состоянии инновационной деятельности организаций, кластеров, регионов, а также на основе разработки системы показателей, оценивающих эффективность региональных программ инновационного развития. Одна из важнейших задач инновационной политики государства и регионов состоит в выявлении функционирующих, латентных и потенциальных кластеров. Этот процесс, включающий в себя характеристику каналов распространения среди компаний новых идей и информации, с трудом поддается количественным методам анализа. В связи с этим возникает необходимость в поиске нового набора характеристик для описания и сравнения региональных кластеров.
Чтобы решить многочисленные проблемы инновационного роста экономики, стратегия государства должна строиться исходя из следующих принципов:
- сохранение устойчивой макроэкономической структуры и либерального торгового режима;
- коренное улучшение экономической ситуации, служащей базой для формирования инновационного климата;
- ориентация на содействие реформированию экономики и облегчение доступа на
рынки для всех частных агентов (горизонтальная инновационная политика);
- регулирование (после тщательной оценки) хода реализации отраслевых инициатив в сфере инновационной политики [2].
Таким образом, формирование инновационной политики должно включать:
1. Создание организационно-правового механизма регулирования инновационной деятельности начиная с нормативно-методических основ формирования подходов к понятиям, терминам, используемым в практике инновационной деятельности.
2. Формирование инновационной инфраструктуры, которая представляет собой систему поддержки инновационной деятельности во всевозможных организационных формах, материальных средствах и институциональных условиях в сфере обслуживания науки и производства, обеспечивающих устойчивое развитие инновационных процессов на государственном и региональном уровнях и использование экономикой и обществом результатов, достигаемых в ходе их осуществления. Именно инновационная инфраструктура позволяет инновациям получать импульс для распространения и развития.
3. Формирование инновационных институтов с разработкой формальных и неформальных правил взаимодействия между организациями, людьми и т.д. в процессе осуществления инновационной деятельности.
4. Создание инновационных кластеров, позволяющих значительно облегчить и ускорить процессы обмена научной информацией и технологиями между предприятиями кластера, тем самым повышая конкурентоспособность не только предприятий — членов кластера, но и региона и всей экономики в целом.
5. Создание эффективного, доступного и прозрачного механизма реализации мер государственной поддержки инновационной
деятельности, определение полномочий и ответственности органов государственной власти в области осуществления региональной инновационной политики.
6. Формирование мотивации, экономических и финансовых стимулов к разработке инноваций и их коммерциализации на предприятиях.
7. Разработка и реализация мер по активному вовлечению в инновационный процесс науки, стимулирование совместных исследований научных организаций и промышленных предприятий на основе механизма частно-государственного партнерства.
Несмотря на значимость федеральной политики при формировании региональных инновационных программ, в современной ситуации снижается возможность эффективного управления стабильным инновационным развитием на национальном уровне, что обусловлено в первую очередь как пространственными особенностями формирования национальной инновационной системы, так и существенными различиями в экономическом развитии регионов. В свою очередь, при формировании инновационной политики у регионов должна быть собственная концепция инновационного развития с учетом общей направленности национальной инновационной политики и роли региона в ней в комплексной увязке объективных факторов и экономических особенностей каждого субъекта РФ. При этом важно понимать, что определить, каким путем проводить диверсификацию экономики, можно только с учетом реализации ключевых направлений инновационного, технологического развития, формирования и поддержки системы долгосрочных приоритетов социальноэкономического развития региона, создания инновационной инфраструктуры с участием государства, построения механизма стимулирования инновационной активности бизнеса.
Список использованной литературы
1. Волков А.Т. Формирование региональной инновационной системы // Трансформация социально-экономического пространства: материалы междунар. науч.-практ. конф. Улан-Удэ, 2010. Т. 1. С. 70—73.
2. От пути зависимости к пути созидания. URL: http://www.innosys.spb.ru/?folder=100&id=887&tpl=SingleEvent.
3. Хмелевский С.В. Каковы инновационные системы России? URL: http://www.innosys.spb.ru/?id=659.
Referenses
1. Volkov A.T. Formirovanie regional'noi innovatsionnoi sistemy // Transformatsiya sotsial'no-ekonomicheskogo prostranstva: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ulan-Ude, 2010. T. 1. S. 70—73.
2. Ot puti zavisimosti k puti sozidaniya. URL: http://www.innosys.spb.ru/?folder=100&id=887&tpl=SingleEvent.
3. Khmelevskii S.V. Kakovy innovatsionnye sistemy Rossii? URL: http://www.innosys.spb.ru/?id=659.