Основные направления деятельности Роснедвижимости в 2005 году1
Сообщение руководителя Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Мишустина Михаила Владимировича на пресс-конференции в информационном агентстве «Интерфакс» 15 февраля 2005 года
Решение Правительства Российской Федерации об образовании Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и переходе к созданию единой системы учета недвижимости всех категорий соответствует передовому мировому опыту развитых стран с рыночной экономикой.
Кадастровая система призвана обеспечить:
правообладателей - гарантиями прав на имущество;
систему налогообложения - актуальными сведениями об объектах налогообложения;
рынок недвижимости - открытой и достоверной информацией о земельных участках и связанных с ними улучшениях;
систему органов государственного и муниципального управления - информацией для формирования и проведения государственной политики в отношении земли и недвижимости, а также в сфере планирования и развития территорий.
В современных условиях общество, лишенное подобных сведений, не может сохранить высокие темпы экономического роста, а следовательно, невозможно обеспечить его устойчивого развития. Одной из первоочередных проблем, препятствующих созданию кадастровой системы в России, является проблема острейшего дефицита актуального планово-картографического материала. В стране, занимающей территорию площадью 1,7 миллиарда гектаров (1/6 всей поверхности суши), на которой уже к настоящему времени сформировано более 100 миллионов объектов кадастрового уче-
та в виде земельных участков и иных объектов недвижимости (зданий, сооружений и т. д.), до сих пор вынуждены пользоваться картографическими материалами 20-25летней давности.
Создав одними из первых в мире космическую индустрию, мы не имеем возможности оперативно и свободно пользоваться материалами аэрокосмических съемок с пространственным разрешением менее 2-х метров, а также данными о пространственном положении географических объектов с точностью менее 30-ти метров.
Не имея актуальной цифровой картографической основы, а также современных спутниковых технологий глобального позиционирования и дистанционного зондирования, малочисленному персоналу системы Роснедвижимости трудно осуществлять работу по созданию кадастра на всей громадной территории страны традиционными методами в сжатые сроки. Необходимо объединить и скоординировать усилия подведомственных предприятий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, Федерального агентства геодезии и картографии и Министерства природных ресурсов Российской Федерации по созданию в нашей стране инфраструктуры пространственных данных. Также необходимо в допустимых пределах устранить (в соответствии с общемировой практикой) действующие ограничения и перейти к многоцелевому использованию спутниковых методов координатно-временного обеспечения.
Насущной проблемой, требующей быстрейшего разрешения, является скорость
1 По материалам пресс-релиза информационного агентства «Интерфакс».
№3(42), 2005
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
наполнения электронных баз данных Единого государственного реестра земель актуальными, юридически значимыми сведениями о земельных участках. Указанная проблема - следствие противоречий между осуществлявшимися в начале 90-х годов прошлого века на первом этапе проведения земельной реформы действиями и их законодательным обеспечением. В то время вопросы формирования земельных участков и регистрации прав на них решались многочисленными органами - местными и сельскими советами, земельными комитетами, органами технической инвентаризации и другими организациями - без какой-либо координации и попыток создать единый информационный ресурс государства.
Органам Роснедвижимости приходится проводить огромную работу, выявляя на всей территории России земельные участки, по которым когда-либо и кем-либо были выданы правоустанавливающие документы. К настоящему времени из общего оцениваемого количества сформированных земельных участков на территории России (32,5 миллиона) в электронные базы данных государственного земельного кадастра внесено 33 процента от общего количества объектов.
Начиная с 1 января 2006 года налогооблагаемая база впервые будет формироваться на основе кадастровой стоимости земельных участков, полученных в результате проводимых Роснедвижимостью работ по массовой государственной оценке земель. Земельный налог будет устанавливаться в качестве местного налога, формирующего доходную базу местных бюджетов. Представительные органы местного самоуправления (органы законодательной и представительной власти Москвы и Санкт-Петербурга) в принимаемых нормативных правовых актах (законах) смогут самостоятельно определять налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, а также порядок и сроки уплаты налога. Это - реальное начало процесса преобразования земельных ресурсов в финансовые активы и включения их в финансово-кредитную систему государства.
В 2005 году органам Роснедвижимости предстоит выполнить гигантский объем работ по установлению кадастровой стоимости каждого из 32,5 миллиона (а возможно, и большего количества) земельных участков и предоставлению данных в налоговые органы. Роснедвижимость должна будет завершить инвентаризацию всех ранее учтенных земельных участков с внесением соответствующих сведений в земельный кадастр (а в последующем - в кадастр объектов недвижимости). Будет установлен порядок утверждения методик кадастровой оценки и организации соответствующих работ, пересмотрен порядок утверждения результатов кадастровой оценки. В целях защиты интересов налогоплательщиков Роснедвижимость планирует создать информационные сервисы для обеспечения процедур досудебного рассмотрения споров о размере кадастровой стоимости земельных участков. На основании результатов проведенных работ будет сформирован усовершенствованный порядок земельного налогообложения, что даст возможность бюджетной системе России к 2007 году получать не менее 100-150 миллиардов рублей в год за счет земельного налога.
Важнейшей миссией Роснедвижимости является развертывание работ по обеспечению перехода к ведению единого кадастра объектов недвижимости с 2006-2007 годов. Переход к кадастровому учету недвижимости будет сопровождаться совершенствованием требований к землеустройству и технической инвентаризации (формированию объектов кадастрового учета). Положения законодательства о формировании объектов кадастрового учета потребуют более четкой и системной регламентации. С этой целью готовится проект нового Федерального закона «О формировании, инвентаризации и кадастровом учете объектов недвижимости».
Для снижения цен и повышения качества работ по формированию объектов кадастрового учета государство отказывается от монополии в сфере технической инвентаризации и создает единую систему регулирования деятельности по формированию объ-
ектов кадастрового учета с наделением контрольными функциями саморегулируе-мых организаций.
До вступления в силу указанного Федерального закона на переходном этапе в 2005-2006 годах Роснедвижимости предстоит реализовать процедуру технического учета объектов градостроительной деятельности. К настоящему времени уже проведен комплекс мероприятий, разрушивший монополию Ростехинвентаризации на этом рынке услуг. Восстановлена активная деятельность органов технической инвентаризации. Осуществлена их аккредитация и созданы условия для передачи функций технического учета территориальным управлениям Роснедвижимости на местах. Разработано программное обеспечение и организационно-технологические решения, позволяющие гражданам и другим пользователям системы технического учета осуществить этот переход практически безболезненно.
Роснедвижимость сосредоточивает основные усилия на создании единой информационно-технологической инфраструктуры и формировании государственных информационных ресурсов кадастра, которые являются юридически значимыми и обязательными для использования при регистрации прав и налогообложении объектов недвижимости.
Достижение указанных целей планируется осуществить в рамках новой Федеральной целевой программы «Создание кадастра объектов недвижимости. 2006-2011 годы», предложения о разработке концепции которой внесены в Правительство Российской Федерации. Предполагается, что реализация новой Программы будет осуществляться на основе консолидированных средств федерального, региональных и местных бюджетов, а также привлечения внебюджетных источников за счет средств займа Мирового банка реконструкции и развития на сумму 100 миллионов долларов США.
***
О новом Градостроительном кодексе Российской Федерации
Окончание
Установлено, что возмещение вреда, причиненного в результате утверждения не соответствующих требованиям технических регламентов документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территорий, осуществляется в полном объеме.
Возмещать вред теперь будут лица, выполняющие инженерные изыскания (за ошибочные или недостоверные результаты, повлекшие причинение ущерба), осуществляющие подготовку проектной документации (за несоответствие проектной документации требованиям технических регламентов), а также осуществляющие непосредственно строительство (за несоответствие построенных, реконструированных, отремонтированных объектов требованиям технических регламентов или проектной документации). Кстати, за ненадлежащее осуществление государственного строительного надзора уполномоченными органами или положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию, которая не соответствует требованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, будет осуществляться субсидиарно с Российской Федерацией.