УДК 343 ГРНТИ 10.71 ЕРЫ: IEOEXW
Основные направления деятельности органов внутренних дел РФ по противодействию распространения идеологии экстремистской направленности на современном этапе и пути их совершенствования
© Мисроков Тенгиз Замирович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России;
г. Нальчик, Россия
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы борьбы органов внутренних дел Российской Федерации с противоправной деятельностью, направленной на распространение идеологии экстремизма в России. Автор осуществляет анализ основных направлений деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию экстремизму и формулирует современные пути совершенствования подходов к борьбе с этой угрозой. Цель исследования заключается в анализе и осмыслении проблем, стоящих перед органами внутренних дел Российской Федерации в вопросах противодействия экстремизму на современном этапе, а также выработке путей их преодоления и формулировании рекомендации по повышению эффективности деятельности по профилактике и недопущению распространения идеологии экстремистской направленности на территории Российской Федерации.
Выводы. Во-первых, деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию экстремизму значительно осложнена многообразием форм экстремизма, различными видами этого деструктивного явления, постоянным изменением тех вызовов и угроз экстремистского характера, которым приходится противостоять. Приверженцы радикальных идеологий становятся всё более изобретательными в методах и технологиях вовлечения граждан в сферу влияния экстремистских организаций, способах реализации пропаганды среди населения экстремистской идеологии, путях защиты от правоохранительных мер, предпринимаемых государственными органами, занимающимися вопросами обеспечения безопасности и правопорядка.
Во-вторых, приоритетным и высокоэффективным подходом к противодействию распространению идеологии экстремистской направленности является комплексное сочетание общей и адресной профилактики и предупредительный характер предпринимаемых действий по борьбе с экстремистскими организациями. Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации должна быть скоординирована как внутри отечественной системы правоохранительных органов, так и на международном уровне, где необходимо постоянно налаживать и совершенствовать систему взаимодействия, обмена опытом и информацией.
В-третьих, важным условием эффективного противодействия распространению идеологии экстремистской направленности является применение современных технологий, а также потенциала, предоставляемого ресурсами сети Интернет, передовым программным обеспечением.
Ключевые слова: экстремизм, идеология экстремистской направленности, радикализм, профилактика экстремизма, противодействие экстремизму.
Для цитирования: Мисроков Т.З. Основные направления деятельности органов внутренних дел РФ по противодействию распространению идеологии экстремистской направленности на современном этапе и пути их совершенствования //Пробелы в российском законодательстве. 2024. Т. 17. №4. С. 146-154. ЕйЫ: 0IEOEXW
Main Areas of Activity of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation to Counter the Spread of Extremist Ideology at the Present Stage and Ways to Improve Them
© Tengiz Z. Misrokov
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of
Russia; Nalchik, Russia.
Abstract: The article examines current problems of the struggle of the internal affairs bodies of the Russian Federation against illegal activities aimed at spreading the ideology of extremism in Russia. The author analyzes the main areas of activity of the internal affairs bodies of the Russian Federation to counter extremism and formulates modern ways to improve approaches to combating this threat. The purpose of the study is to analyze and comprehend the problems facing the internal affairs bodies of the Russian Federation in matters of countering extremism at the present stage, as well as to develop ways to overcome them and formulate recommendations for increasing the effectiveness of activities to prevent and prevent the spread of extremist ideologies on the territory of the Russian Federation.
Conclusions. Firstly, the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation to counter extremism are significantly complicated by the variety of forms of extremism, various types of this destructive phenomenon, and the constant change in the challenges and threats of an extremist nature that have to be countered. Adherents of radical ideologies are becoming more and more inventive in methods and technologies of involving citizens in the sphere of influence of extremist organizations, ways of implementing propaganda of extremist ideology among the population, ways of protecting themselves from law enforcement measures taken by government agencies involved in ensuring security and law and order.
Secondly, a priority and highly effective approach to countering the spread of extremist ideology is a comprehensive combination of general and targeted prevention and the preventive nature of actions taken to combat extremist organizations. The activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation must be coordinated both within the domestic law enforcement system and at the international level, where it is necessary to constantly establish and improve the system of interaction, exchange of experience and information.
Thirdly, an important condition for effectively countering the spread of extremist ideology is the use of modern technologies, as well as the potential provided by Internet resources and advanced software.
Keywords:: extremism, extremist ideology, radicalism, prevention of extremism, countering extremism.
ВВЕДЕНИЕ
Экстремизм — одна из главных угроз безопасности современного общества. К сожалению, это деструктивное и крайне опасное явление не обошло стороной и нашу страну, которая, несмотря на огромный исторический, культурно-правовой опыт населяющих её народов, вековыетрадиции сосуществования различных этносов и религий, также стала объектом проникновения различного рода экстремистских идей, угрозу распространения которых невозможно игнорировать. Опасность экстремизма обусловлена его неоднородностью, многообразием проявлений, изменчивостью и высокой адаптивностью в самых различных социально-политических условиях. Он может маскироваться под безобидные, на первый взгляд, идеи и устремления. Экстремизм способен проникать в самую толерантную и бесконфликтную среду.
Стремясь разрушить сложившиеся между людьми социальные и культурные связи, приверженцы экстремистских идеологий умело обостряют внимание на незначительных различиях, создавая, таким образом,
фундамент для будущего противостояния и разобщения в обществе. Даже внутри какой-либо общности, объединенной, например, единой религией - идеологи экстремизма способны разделить верующих людей, исходя из малейших различий в толковании тех или иных религиозных текстов, выполнении и соблюдений отдельных обрядов.
В настоящее время в мире продолжает действовать широкая сеть различных экстремистских организаций, давно преодолевших сложившиеся между государствами границы и охвативших миллионы людей по всему миру, стремящихся наносить удар по наиболее незащищенным и потенциально уязвимым для их негативного влияния категориям населения. Как справедливо отмечают исследователи проблемы экстремизма «Социальный аспект распространения экстремизма имеет черты не только внешнего влияния (СМИ, Интернет, экономика), но и внутреннего бездействия» [Карданов P.P., Никуличева И.В. 2022]. Идеология экстремистской направленности заполняет именно те пробелы в воспитании и образовании человека, в его смысло-жизненных и ценностных ориентирах, ко-
торые остаются без внимания его семьи, общества и государства. Она наиболее легко проникает в сознание людей, столкнувшихся с одиночеством, кризисными моментами жизни, экономическими и психологическими проблемами.
КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ
Органы внутренних дел Российской Федерации являются одним из ключевых звеньев системы противодействия экстремизму. Они обладают значительным штатом сотрудников, позволяющим вести работу с самыми различными категориями жителей нашей страны.
Деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию экстремизму осуществляется по множеству направлений и ключевыми из них являются:
• выявление и нейтрализация экстремистских сетевых структур на территории Российской Федерации, с последующим привлечением виновных лиц к уголовной ответственности;
• контрпропагандистская и информационно-просветительская деятельность, направленная на различные категории населения нашей страны;
• выявление и блокировка информационных ресурсов и каналов распространения информации, используемых экстремистскими организациями;
• пресечение каналов финансирования экстремистских групп;
• формирование предложений по совершенствованию законодательства о противодействии экстремизму в Российской Федерации.
Центральное место в вопросах противодействия экстремизму в системе МВД России занимает Главное управление по противодействию экстремизму, которое осуществляет функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативному регулированию в области борьбы с экстремистскими угрозами.
Вместе с тем следует отметить важность работы, выполняемой подразделениями по делам несовершеннолетних МВД России. В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» указанные подразделения должны проводить индивидуальную профилактическую работу в отношении различных категорий несовершеннолетних, выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и других антиобщественных действий, в том числе экстремистского характера.
При этом было бы некорректным считать, что иные подразделения органов внутренних дел отстранены от такой деятельности. В тоже время, мы видим, что, несмотря на наличие специально ориентированного на противодействие экстремизму управления в структуре МВД России, иные подразделения системы МВД России также задействуются в решении задач противодействия экстремизму в рамках осуществления своих направлений деятельности.
На ГУВМ МВД России и соответствующие управле-
ния по вопросам миграции МВД России в субъектах Федерации возложены задачи по противодействию незаконной миграции и неконтролируемой миграции, которые зачастую способствуют притоку в страну нежелательных, а порой опасных для российского общества лиц, являющихся сторонниками экстремистских идей. Кроме того, именно в среде трудящихся мигрантов из Средней Азии и республик бывшего Советского Союза в последние два десятилетия отмечался рост экстремистских настроений на почве религиозной нетерпимости, поскольку именно мигранты часто становились целями для вербовки со стороны запрещенных в Российской Федерации экстремистских организаций.
УБК МВД России и соответствующие подразделения органов внутренних дел в субъектах Российской Федерации, занимающиеся вопросами кибербезопасно-сти в рамках своей компетенции выполняет задачи по выявлению, раскрытию и пресечению преступлений, совершаемых с использованием телекоммуникационных сетей. Так, вышеназванным управлением разрабатываются методические рекомендации для граждан, государственных органов и организаций, предназначенные для создания безопасного интернет-пространства. В современном мире именно посредством сети Интернет и использующих её программ обмена информацией идет активное вовлечение жителей России в ряды экстремистских организаций, а также пропаганда религиозной, национальной и иных видов нетерпимости. Поэтому органы внутренних дел должны осуществлять постоянную и активную работу в кибер-пространстве по борьбе с подобной противоправной деятельностью, и созданию безопасной информационной среды для граждан Российской Федерации.
Основными мерами, которые предпринимаются подразделениями органов внутренних дел России по борьбе с экстремистской деятельностью, использующей достижения в сфере высоких технологий, являются: постоянный мониторинг сети Интернет на наличие сайтов, содержащих экстремистские материалы, анализ социальных сетей, форумов и иных площадок общения граждан РФ на предмет пропаганды на них идей экстремистской направленности, попыток оправдания экстремистских действий для последующего направления запросов в Роскомнадзор с целью ограничения доступа к подобным ресурсам на территории Российской Федерации.
Ни одна крупная экстремистская организация не может сколько-нибудь долго осуществлять свою деятельность без достаточных финансовых и иных материальных ресурсов. Эффективная борьба с сетевыми экстремистскими структурами не представляется возможной без нейтрализации каналов финансирования такой деятельности, в чем проявляется важная роль Главного управления экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России и соответствующих подразделений системы МВД России в субъектах Российской Федерации. Так к числу основных функций данного управления отнесено перекрытие путей финансовой подпитки экстремистских и террористических групп и организаций.
Немалый вклад в изучение проблем экстремизма и выработку методов противодействия ему играют научно-исследовательские и образовательные органи-
зации МВД России. В них не только разрабатываются теоретические подходы к решению проблем распространения экстремизма, но осуществляется подготовка сотрудников системы МВД России по программам, связанным с формированием знаний, умений и навыков борьбы с экстремизмом в различных условиях.
Следует также сказать о деятельности МВД в сфере совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии экстремизму. Формулирование дополнений и нововведений в действующую нормативно-правовую базу о противодействии экстремизму возможно лишь при проведении соответствующими структурами и подразделениями МВД России глубокой аналитической и научно-правовой работы по изучению законодательства и возможностей его совершенствования и актуализации применительно к новым условиям. В этой сфере немаловажной представляется также работа организационно-аналитического департамента МВД, в функции которого входит обеспечение анализа уровня и характера преступности в России, формирование прогнозов динамики правонарушений, а также помощь в выработке предложений по модернизации законодательства в этой сфере.
За последние два десятилетия спецподразделения системы МВД России также внесли свой ощутимый вклад в дело пресечения деятельности экстремистских организаций, поскольку именно сотрудниками отрядов специального назначения проводились многочисленные контртеррористические и оперативные мероприятия, в рамках которых осуществлены: задержания лидеров экстремистских организаций, вербовщиков, ликвидации выявленных мест незаконного хранения оружия, а также изъятие запрещенной литературы и т.д. И хотя такие подразделения как ОМОН, СОБР, «ГРОМ» уже выведены из состава МВД России, об их вкладе в дело противодействия экстремизму нельзя забывать.
Противодействие преступности, в том числе экстремистской направленности, основано на своевременном и быстром выявлении и пресечении правонарушений, в чем проявляется важная роль патрульно-постовой службы полиции и подразделений ГИБДД, которые в рамках реализации возложенных на них задач способны оперативно реагировать на различные общественно опасные действия экстремистского характера — например, публичные призывы, разжигающие религиозную ненависть, открытые провокации, осуществляемые с целью возбуждения национальной розни.
Именно сотрудники полиции выполняют значительную часть работы по обеспечению общественного порядка. Полиция располагает наиболее крупным штатом сотрудников среди прочих правоохранительных структур в России, многие её подразделения работают в непрерывном режиме, что позволяет выполнять задачи противодействия экстремизму в любое время суток и незамедлительно реагировать на происшествия, правонарушения и преступления.
Обобщая вышеизложенное, следует обратить внимание на то, что деятельность органов внутренних дел в сфере борьбы с экстремизмом является системной и комплексной, её цели достигаются посредством работы различных подразделений и служб системы МВД
России, от слаженных и скоординированных действий которых зависит успех в деле профилактики, предотвращения, пресечения, выявления и раскрытия преступлений экстремистской направленности.
Кроме того, активно налаживается взаимодействие между органами внутренних дел и другими органами государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. «Большую актуальность сегодня приобретает деятельность и целого ряда других организаций, к числу которых можно отнести Федеральное агентство по делам молодежи и Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет» [Кузьмин H.A., КузьминаТ.Н. 2024].
В настоящее время вопросы противодействия экстремизму в Российской Федерации находятся в ведении значительного числа правоохранительных и иных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления. В той или иной степени в противодействие экстремизму уже вовлечены практически все правоохранительные структуры нашего государства. Рассуждая о важности эффективного взаимодействия множества правоохранительных органов, занимающихся вопросами противодействия экстремизму, исследователи обоснованно отмечают, что: «Благодаря ему устраняется дублирование задач и мероприятий федеральных министерств и ведомств, снижается необходимость дополнительного привлечения сил и средств, осуществляется наиболее эффективное использование ресурсов по своевременному обнаружению, предупреждению и минимизации последствий деятельности экстремистской организаций» [Санин В.Е., Меркулов C.B. 2022].
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Экстремизм — явление чрезвычайно многогранное и сложное, его проявления различны, а идеологические основы крайне разнообразны. Даже незначительные различия культурного, религиозного, языкового, этнического или просто географического характера могут стать достаточным поводом для взращивания радикальных идей, идеологии ненависти и ксенофобии. Питательной почвой для подобных деструктивных тенденций являются низкий уровень образования, отсутствие достаточной информированности, отдельные провокационные действия отдельных лиц и их групп, а также целенаправленные информационно-психологические операции заинтересованных экстремистских организаций и даже иностранных спецслужб.
Противодействие экстремизму осложняется тем, что на территории одного государства экстремизм может существовать в различных формах, а экстремистские организации могут исповедовать различную деструктивную идеологию. Крупные государства, со значительной территорией и большим населением могут столкнуться с проблемой одновременного проявления различных форм экстремизма, например, в одних регионах это может быть этнический экстремизм, а в других - религиозный.
Экстремизм видоизменяется, одни группировки более радикальны и непримиримы, другие менее пу-
бличны и предпочитают относительно скрытные неявные способы осуществления своей деструктивной деятельности. Причем скрытые формы реализации экстремистской деятельности и серьёзно законспирированный формат функционирования экстремистских организаций может таить в себе гораздо большую потенциальную угрозу, чем явные открытые формы экстремистских действий, при которой члены радикальных организаций нарочито демонстрируют свои цели и используют наиболее громкие, медийные методы воздействия на сознание населения.
Одной из главных проблем противодействия экстремистским организациям на современном этапе является транснациональный характер их деятельности, позволяющий им осуществлять свою противоправную деятельность одновременно в множестве государств, создавая сложные сетевые самоподдерживающиеся структуры, действующие по принципу глобальной паутины. В совокупности такие разветвленные системы обеспечивают высокую устойчивость крупных экстремистских организаций, в силу которой нейтрализация их отдельных ячеек на территории одного государства не дезорганизует работы таких ячеек в других странах и не гарантирует защиту от повторного формирования деструктивных сетевых структур в будущем.
Деятельность экстремистских организаций в настоящее время всё больше перемещается с улиц населенных пунктов в сеть Интернет. Именно в социальных сетях, мессенджерах и иных онлайн ресурсах происходит пропаганда экстремистских идей, вербовка новых членов деструктивных организаций. Посредством сети Интернет крупные экстремистские организации осуществляют аккумуляцию финансовых средств, управление своими сетевыми структурами, планирование дальнейших противоправных действий. Это влечёт за собой ещё одну проблему для правоохранительных органов, призванных противостоять экстремистским организациям-невозможность привлечения к юридической ответственности виновных лиц, их фактического задержания, заключения под стражу и помещения в места лишения свободы. Наиболее важные участники экстремистских организаций, их руководители, вербовщики, крупные спонсоры и пропагандисты, а также иные ключевые виновные лица всё чаще находятся вне юрисдикции и за пределами досягаемости отечественных правоохранительных органов. Невозможность привлечения подобных преступников к ответственности остро ставит перед правоохранительными органами вопрос о поиске новых подходов и методов противодействия их противоправной деятельности и акцентирует внимание на предупредительных и профилактических мерах борьбы с экстремизмом.
Последние годы наблюдается ещё одна опасная тенденция. Это использование иностранными спецслужбами враждебных к Российской Федерации государств приверженцев идеологии экстремисткой направленности для проведения информационно-психологических операций и террористических актов на территории нашего государства. Такие нападения на нашу страну могут происходить как путём открытого взаимодействия иностранных разведывательных служб и экстремистских организаций, так и инкогнито, когда сотрудники зарубежных спецслужб вербуют и подтал-
кивают уже попавших под влияние идеологии экстремистской направленности жителей России и соседних стран к проведению подрывной и иной деструктивной деятельности на территории Российской Федерации.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ УГРОЗАМ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА
Анализируя пути противодействия распространению идеологии экстремизма, исследователи часто уделяют повышенное внимание «адресной работе с лицами, подверженными влиянию идеологии терроризма и экстремизма» [Горбунов А.Н. 2022]. Это во многом справедливое мнение, однако реализация такого адресного подхода серьёзно осложнена тем, что не всегда удаётся своевременно выявить лиц, которые оказались объектом негативного воздействия идеологии экстремистской направленности и часто не удаётся применять меры по пресечению негативного воздействия на них со стороны экстремистских организаций. В этом направлении важную роль играет грамотное сочетание общей и адресной профилактической деятельности. Общая профилактика экстремизма, направленная на широкие массы населения позволяет отчасти купировать потенциальные попытки экстремистских организаций осуществлять скрытую вербовку жителей нашей страны, поскольку методы и технологии вовлечения населения в орбиту влияния экстремистских организаций стали более технически продвинутые, обезличенные и носят во многом дистанционный характер, исключающий непосредственный контакт вербовщиков с их жертвами.
Представляется справедливым утверждение о том, что «современный экстремизм, распространяемый посредством глобального информационного пространства, характеризуется широкими масштабами, тенденцией роста, как транслируемого контента, так и вовлечения новых членов в экстремистские организации» [Тарчоков Б.А. 2022]. Обозначенная проблема контрпропагандисткой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации, призванной противостоять информационной подрывной деятельности экстремистских организаций, связана с их переходом в сеть Интернет, где и осуществляется значительная часть пропагандистской экстремистской активности. Одним из ключевых механизмов противодействия информационно-пропагандисткой работе экстремистских организаций является выявление и блокировка экстремистского контента, а также ресурсов, его распространяющих. Однако, особенность распространения информации в сети Интернет такова, что, однажды попав в глобальную сеть, информация остаётся там навсегда. Подвергнутые блокировке сайты, страницы в социальных сетях, аккаунты пользователей легко копируются и вновь создаются под новыми адресами. Кроме того, возможности современного программного обеспечения позволяют посредством технологий УРМ-сервисов обходить большинство блокировок, которые существуют в данный момент. Кроме того, сам факт блокировки определенных ресурсов и содержащегося в них контента уже привлекает в себе внима-
ние пользователей сети Интернет, которым становится любопытно какую именно информацию государство стремиться заблокировать.
Более эффективным подходом в этом направлении, по нашему мнению, является активная информационно-просветительская работа, в основе которой не простая блокировка того или иного ресурса, а разоблачение той ложной информации и манипуляций, которые применяют экстремистские организации в своей информационно-пропагандисткой деятельности. Именно опора на факты, доказательства, логические аргументы и здравый смысл позволяет наиболее эффективно противостоять экстремистским информационным вбросам, информационно-психологическим атакам и иным формам негативного воздействия на сознание граждан нашей страны, применяемым деструктивными организациями. Нельзя не согласиться с мнением, что «несмотря на активизацию деятельности по противодействию экстремизму в сети Интернет, важно постоянно совершенствовать следственно-оперативную работу, включая развитие системы мониторинга интернет-пространства, координировать совместную работу в этом направлении спецслужб, общественных организаций и хозяйствующих субъектов» [Баранов В.В., Захватов И.Ю. 2023].
Становится очевидно, что назрела необходимость в комплексе подготовки специалистов и формировании специализированных подразделений в системе органов внутренних дел Российской Федерации, которые бы обеспечивали информационное противодействие экстремистским организациям в сети Интернет, оперативно реагировали бы на происходящие компании по дезинформации, осуществляемые экстремистскими структурами. Подобные предложения уже высказывались исследователями, которыми отмечалась назревшая необходимость в создании специализированного подразделения в системе МВД России, к задачам которого было бы отнесено противодействие новым информационным угрозам. «Причем акцент должен быть сделан именно на мониторинге, профилактике и контрпропаганде в цифровой среде» [Смирнов A.A.
2022]. Обучение таких специалистов должно включать в себя формирование навыков и использование эффективных методов и технологий противодействия информационно-психологическим операциям экстремистских групп. Заслуживает поддержки также высказываемое рядом исследователей мнение о том, что в мониторинге информационного пространства в качестве вспомогательного инструментария можно использовать технологии искусственного интеллекта [Меняйло Д.В., Крупенникова К.К., Меняйло Л.Н.
2023]. Гигантский и постоянно увеличивающийся объем информации, распространяемой в сети Интернет невозможно охватить без помощи современных технологий, которые позволяют в автоматическом режиме мониторить информационное пространство и выявлять потенциально опасный и деструктивный контент. Современные нейросети демонстрируют огромный потенциал в обработке огромных объемов информации и значительно экономят время и человеческие ресурсы, выполняя ту работу, от которой потенциально можно освободить человека, дав ему время на выполнение иных, более важных и требующих вдумчивого и деликатного подхода задач.
Органам внутренних дел Российской Федерации
необходимо использовать все доступные площадки взаимодействия с гражданами. В настоящее время официальные ресурсы МВД России пользуются недостаточной популярностью пользователей, у них относительно небольшое количество подписчиков и недостаточный охват зрительской аудитории. Работа в социальных сетях, крупных видеохостингах и на других информационных площадках должна основываться на понимании особенностей восприятия той целевой аудитории, на которую направлена информационно-просветительская работа органов внутренних дел Российской Федерации. Каждая возрастная группа граждан, а также категория населения, на которые направлена информационная работа органов внутренних дел требуют своего особого подхода в том, как доносимая информация должна оформляться визуально, в какой форме должна происходить её подача, какова длительность того или иного информационного сообщения, а также должна учитывать ряд иных факторов. Необходимо проанализировать опыт наиболее успешных интернет-ресурсов, известных ви-деоблогеров, популярных каналов и страниц в социальных сетях, чтобы понять, что именно стало залогом ихуспешного продвижения и востребованности среди пользователей глобальной сети. Следует привлекать к сотрудничеству с органами внутренних дел наиболее известных и патриотично настроенных лидеров общественных мнений, обладающих широкой аудиторией в сети Интернет.
Одним из ключевых условий успешного противодействия идеологиям экстремистской направленности является выработка у населения нашей страны информационной грамотности, базовых знаний и навыков в области обеспечения собственной информационной безопасности, способности не только искать, но и критически оценивать, анализировать тот гигантский поток информации, в котором постоянно пребывают жителей нашей страны в настоящее время. Невозможно добиться постоянного присутствия сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации рядом с гражданами, когда они могут стать объектом негативного воздействия со стороны экстремистских организаций, невозможно полностью оградить пользователей глобальной сети Интернет от информационно-психологических операций экстремистских организаций и иностранных спецслужб враждебных государств, нет и скорее всего не может быть достаточных технических и временных ресурсов, необходимых для полной нейтрализации всех угроз, с которыми потенциально могут столкнуться жители нашего государства.
Необходимо подготовить граждан нашей страны, вооружить их знаниями, приёмами и методами выявления и разоблачения лжи и тех манипуляций, которые применяются экстремистскими организациями в их деструктивной пропагандистской деятельности, сформировать понятную и эффективно работающую систему алгоритмов действий в ситуациях, когда гражданин и вообще любой житель России подвергается негативному воздействию экстремистских групп. Подобная подготовка населения должна происходить ещё на этапе начального образования и продолжаться в дальнейшем, на протяжении всей жизни и деятельности жителей нашего государства, поскольку, как показыва-
ет практика, деструктивная деятельность экстремистских организаций распространяется на все категории населения страны, а любые стереотипы относительно того, что одни люди подвержены негативному влиянию экстремистских организаций в меньшей степени чем другие — являются не всегда справедливыми.
Органы внутренних дел Российской Федерации активно участвуют в проведении совместных операций контртеррористической и антиэкстремистской направленности с сотрудниками правоохранительных органов других государств. Министерство внутренних дел Российской Федерации заключило значительное число договоров и соглашений о взаимопомощи, обмене опытом, координации усилий и взаимодействии со компетентными органами стран, входящих в СНГ, ОДКБ, ШОС и правоохранительными органами ряда других отдельно взятых государств. Так учёные, изучающие правоохранительную сторону сотрудничества в деятельности Организации договора о коллективной безопасности, справедливо отмечают, что: «Исследование генезиса ОДКБ показало, что с момента образования Организации ее роль в обеспечении региональной безопасности на территории Централь-ноазиатского, Кавказского и Восточноевропейского регионов значительно выросла за счет включения в деятельность сотрудников органов внутренних дел, расширения материальной и правовой базы, а также выделения приоритетных направлений сотрудничества государств-членов» [Ерифа E.H. 2024]. Вместе с тем, международное сотрудничество отечественных правоохранительных органов в настоящее время значительно осложнено беспрецедентными по своему масштабу санкциями, введёнными против Российской Федерации. Ряд государств опрометчиво отказался от сотрудничества с нашей страной по целой категории вопросов, связанных с безопасностью. Тем не менее, Российская Федерация продолжает вести разумную политику открытости для любых форматов двустороннего и многостороннего сотрудничества по линиям противодействия угрозам транснационального характера, таким как экстремизм и в этом направлении нашему государству необходимо использовать все доступные международные механизмы, такие ООН и его Совет Безопасности, чтобы скоординировать международные усилия перед лицом таких глобальных угроз как распространение идеологии экстремистской направленности.
Одним из ключевых аспектов успешного противодействия экстремизму традиционно указывают взаимодействие с институтами гражданского общества, духовенством, общественными организациями и объединениями и отдельными гражданами. При этом следует понимать, что важным условием возможности и залогом эффективности такого взаимодействия является доверие населения к органам внутренних дел Российской Федерации и проистекающая из него готовность к сотрудничеству и оказанию посильной помощи. В этом направлении несмотря на очевидные позитивные достижения всё ещё сохраняется огромный нереализованный потенциал. Пути и способы укрепления доверия граждан к сотрудникам органов внутренних дел, повышения престижа органов внутренних дел в глазах общественности, улучшения имиджа со-
трудника в совокупности являются взаимозависимыми и взаимодополняющими составляющими элементами усиления доверия к органам внутренних дел Российской Федерации и росту их авторитета среди населения.
Как справедливо отмечают исследователи, занимающимися вопросами положительного образа сотрудников отдельных подразделений системы органов внутренних дел: «Создание информационных и художественных медиаобразов сотрудников подразделений по противодействию экстремизму должно рассматриваться не в качестве рекламы соответствующего структурного подразделения ОВД, а как средство оптимизации социального взаимодействия правоохранительной системы и общества с целью противодействия экстремистской угрозе» [Самойлов С.Ф., Алексеенко И.Л. 2022]. Полагаем, подобное утверждение будет справедливым в отношении сотрудников многих других подразделений органов внутренних дел Российской Федерации, поскольку, по нашему мнению, абсолютное большинство из них прямо или косвенно, но в той или иной степени вовлечено в деятельность по противодействию экстремизму.
ВЫВОДЫ
Подводя итог проведённому исследованию, можно сделать следующие выводы:
1) образование и просвещение населения, направленные на повышение информированности жителей страны о применяемых экстремистскими организациями методах и способах воздействия на общественное сознание, являются важным условием обеспечения защищенности жителей Российской Федерации от деструктивного влияния экстремистских организаций;
2) в основе деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию экстремизму должны лежать системный анализ и формируемое на его основе прогнозирование будущих вызовов и тенденций, связанных с распространением идеологии экстремистской направленности как на территории страны, так и за её пределами;
3) транснациональный характер современного экстремизма определяет объективную необходимость создания широкой и согласованной системы международного взаимодействия и координации усилий по противодействию экстремизму, с последовательным вовлечением в эту систему всех заинтересованных в обеспечении глобальной безопасности государств;
4) важным аспектом успешного противодействия распространению идеологии экстремистской направленности является быстрое и адекватное реагирование на попытки осуществления деструктивной деятельности со стороны экстремистских организаций, а также проводимые ими информационно-психологические атаки и кампании по дезинформации населения России, что обеспечивается при условии наличия в органах внутренних дел Российской Федерации подготовленных специалистов с соответствующими навыками и полномочиями, а также налаженной системой взаимодействия между правоохранительными органами нашей страны;
5) эффективное противодействие распространению идеологии экстремистской направленности в настоящее время невозможно без использования передовых
технологий, киберпространства и наиболее крупных онлайн-площадок, посещаемых гражданами и жителями Российской Федерации, в качестве информационных платформ для ведения просветительской и контрпропагандистской работы, а также своевременного информирования населения о новейших и потенциальных угрозах экстремистского характера.
Проблема распространения идеологии экстремизма не только не теряет своей актуальности, но и периодически нарастает, видоизменяется характер экстремистских угроз — от религиозного радикализма до национализма. Органы внутренних дел Российской Федерации и вся правоохранительная система России в целом должны постоянно адаптироваться к изменяющимся вызовам и условиям, при которых должна осуществляться деятельность по противодействию угрозам экстремистского характера. Ключевым залогом успешности такой деятельности является активное взаимодействие и сотрудничество с гражданским обществом, доверительное отношение граждан к служителям правопорядка и готовность жителей страны адекватно реагировать и эффективно противостоять угрозе экстремизма, в том числе оказывая посильную помощь правоохранительным органам нашего государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов В.В., Захватов И.Ю. Перспективные направления противодействия экстремизму в сети Интернет органами внутренних дел Российской Федерации // Труды Академии управления МВД России. 2023. №4 (68). С. 70-79.
2. Горбунов А.Н. Некоторые аспекты противодействия терроризму и экстремизму оперативными подразделениями органов внутренних дел // Вестник КРУ МВД России. 2022. №1 (55). С. 54-57.
3. Ерифа E.H. Генезис изменения роли сотрудничества государств — членов Договора о коллективной безопасности в правоохранительной сфере // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. №1. С. 84-89.
4. Карданов P.P., Никуличева И.В. О некоторых мерах профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма // Образование и право. 2022. №2. С. 332-334.
5. Кузьмин H.A., Кузьмина Т.Н. Отдельные вопросы противодействия оперативными подразделениями органов внутренних дел идеологии экстремизма // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. №1. С. 234-238.
6. Меняйло Д.В., Крупенникова К.К., Меняйло Л.Н. Трансформация экстремизма в условиях цифрови-зации общества // Право и государство: теория и практика. 2023. №11 (227). С 417-419.
7. Самойлов С.Ф., Алексеенко И.Л. К вопросу о формировании положительного образа сотрудников подразделений по борьбе с экстремизмом // Общество и право. 2022. №3 (81). С. 53-57.
8. Санин В.Е., Меркулов C.B. Особенности взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с экстремизмом и пути его совершенствования // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2022. №2 (47). С. 138-143.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в основе успешного противодействия угрозам экстремистского характера лежит комплексный подход, сочетающий в себе предупредительные и профилактические меры, а также оперативное реагирование на новые вызовы и угрозы, создаваемые экстремистскими организациями.
В основе системного подхода органов внутренних дел Российской Федерации в вопросах борьбы с экстремизмом должны лежать результаты глубокого анализа существующих методов и способов распространения идей экстремистской направленности, их пропаганды, вербовки в ряды деструктивных организаций новых последователей. Исследование динамики и тенденций распространения идеологии экстремистского характера должно создавать достаточную научную базу для прогнозирования потенциальных опасностей и вызовов и своевременной подготовки общества и личного состава органов внутренних дел Российской Федерации к противостоянию перспективным угрозам экстремистского характерам и методам противоправной деятельности, которые могут в будущем использовать экстремистские организации как на территории Российской Федерации, так и за пределами нашей страны.
REFERENCES
1. Baranov V.V., Zahvatov I.Y. Promising Directions of Countering Extremism on the Internet bythe Internal Affairs Bodies of the Russian Federation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 4 (68). P. 70-79.
2. Gorbunov A.N. Some aspects of countering terrorism and extremism by the operational units of the internal affairs bodies // Bulletin of Krasnodar University of Russian MIA. 2022. № 1 (55). P. 54-57.
3. Yerifa E.N. Genesis of law enforcement cooperation between member-states of Collective Security Treaty Organization // Education. Science. Scientific personnel. 2024. № 1. P. 84-89.
4. Kardanov R.R., Nikulicheva I.V. Affairs of the Russian Federation about some measures to prevent the spread ideologies of extremism and terrorism // Education and law. 2022. № 2. P. 332-334.
5. Kuzmin N.A., Kuzmina T.N. Certain issues of countering the ideology of extremism by operational units of the internal affairs bodies // Education. Science. Scientific personnel. 2024. № 1. P. 234-238.
6. Menyailo D.V., Krupennikova K.K., Menyailo L.N. Transformation of extremism in the context of digitali-zati'on of society //Law and state: theory and practice. 2023. № 11(227). P. 417-419.
7. Samoilov S.F., Alekseenko I.L. To the issue of forming a positive image of employees of units for combating extremism // Society and law. 2022. № 3 (81). P. 5357.
8. Sanin V.E., MerkulovS.V. Features of interaction of law enforcement agencies in the fight against extremism and ways to improve it // Bulletin of Siberian Law Institute of the MIA of Russia. 2022. №2 (47). P. 138143.
9. Смирнов A.A. Роль и функции МВД России в системе обеспечения информационно-психологической безопасности // Научный портал МВД России. 2022. №2 (58). С. 41-49.
10. Тарчоков Б.А. Противодействие распространению экстремизма в сети Интернет // Образование и право. 2022. №1. С. 186-189.
9. SmirnovA. A. The role and functions of the Russia Ministry of the Interior in the system of information and psychological security // Scientific portal of the Russia Ministry ofthe Interior. 2022. № 2 (58). P. 41-49.
10. Tarchokov B.A. Countering the spread of extremism on the Internet // Education and law. 2022. №1. P. 186-189.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью «Основные направления деятельность органов внутренних дел РФ по противодействию распространения идеологии экстремистской направленности на современном этапе и пути их совершенствования», подготовленную старшим преподавателем кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Мисроковым Тенгизом Замировичем
Распространение идеологии экстремистской направленности является одной из наиболее актуальных угроз безопасности Российской Федерации и всего мирового сообщества. В нашей стране органы внутреннихдел Российской Федерации являются одним из ключевых звеньев в системе противодействия экстремизму и вносят значительный вклад в нейтрализацию угроз, связанных с распространением экстремисткой идеологии.
Подготовленная старшим преподавателем кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин СКИ(ф) КрУ МВД России Мисроковым Т.З. научная статья является исследованием актуальных проблем, с которыми сталкиваются органы внутренних дел Российской Федерации в процессе реализации деятельности по противодействию экстремизму. Научная статья Мисрокова Т.З. поднимает важные и остро стоящие научные и практические вопросы, требующие изучения и разрешения. Внутренняя структура статьи отличаются логичностью и правильной последовательностью изложения информации.
В своих рассуждениях и аргументации отстаиваемых позиций автор опирается на современные научные исследования, опубликованные в журналах и сборниках, включенных в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Выводы, сделанные автором в его научной статье, являются обоснованными и верными, а выдвигаемые им идеи и предложения отличаются теоретической значимостью и обладают практической ценностью.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что научная статья «Основные направления деятельность органов внутреннихдел РФ по противодействию распространению идеологии экстремистской направленности на современном этапе и пути их совершенствования», подготовленная старшим преподавателем кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России Мисроковым Тенгизом Замировичем, отвечает предъявляемым требованиям, заслуживает положительной оценки и может быть рекомендована к опубликованию.
Рецензент: Л.Ю. Таова, кандидат юридических наук, доцент кафедры специальных дисциплин, полковник полиции, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 81,71%
Статья поступила в редакцию 03.06.2024, принята к публикации 24.06.2024 The article was received on 03.06.2024, accepted for publication 24.06.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Мисроков ТенгизЗамирович, канд. юрид. наук, майор полиции, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин; Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России; г. Нальчик, Россия. SPIN-код 46143180, Author ID: 890723. E-mail: [email protected], Индекс Хирша 4
ABOUTTHE AUTHOR
TengizZ. Misrokov, Cand.Sci. Law, police major, Senior Lecturer Department of State and Civil Law Disciplines; North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Nalchik, Russia. SPIN-code 4614-3180, Author ID: 890723. E-mail: misrokovs@ mail.ru, Hirsch Index 4