ОБЗОР КОНФЕРЕНЦИИ
УДК 343
РОЛЬ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ:
тезисы доклада республиканской научно-практической конференции «Роль образовательных учреждений Республики Дагестан в противодействии идеологии экстремизма и терроризма в молодежной среде» (15 ноября 2016 г., Махачкала)
Магомедов А.М., Министерство внутренних дел по РД, г. Махачкала, Российская Федерация,
kafedraconst@mail. ru
Магомедов Ш.Б., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,
kafedraconst@mail. ru
В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью органов внутренних дел по предупреждению и профилактике проявлений экстремизма и терроризма в Республике Дагестан. Подчеркивается роль Министерства внутренних дел по Республике Дагестан в координации деятельности правоохранительных органов по противодействию экстремизму и терроризму, анализируется организационно-правовая деятельность органов внутренних дел в данной сфере. Рассматриваются меры, принятые органами внутренних дел Республики Дагестан по противодействию экстремистской деятельности. Основное внимание обращается на проблемы участия дагестанской молодежи в организации и совершении преступлений террористической и экстремистской направленности и необходимость противодействия вовлечению молодежи в экстремистскую и террористическую деятельность. Предлагаются меры, направленные на создание эффективной системы просвещения, обеспечивающей соответствующий общеобразовательный уровень населения.
Ключевые слова: Республика Дагестан, молодежь, экстремизм, терроризм, органы внутренних
дел.
DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-109-117 UDC 343
THE ROLE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN IN
THE PREVENTION OF CRIMES OF TERRORIST AND EXTREMIST: abstracts of the Republican scientific-practical conference "the role of the educational institutions of the Republic of Dagestan in countering the ideology of extremism and terrorism in the youth environment"
(November 15, 2016, Makhachkala)
Magomedov A.M., the Ministry of internal Affairs of Dagestan, Makhachkala, Russian Federation,
kafedraconst@mail. ru
Magomedov Sh.B., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, kafedraconst@mail.ru
The article discusses issues related to the activities of internal Affairs bodies on prevention and the prevention of manifestations of extremism and terrorism in the Republic of Dagestan. Emphasizes the role of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Dagestan to coordinate the activities of law enforcement agencies to combat extremism and terrorism, and analyzes the organizational and legal activity of internal Affairs bodies in this field. Discusses the measures taken by internal Affairs bodies of the Republic of Dagestan on countering extremist activities. Focuses on problems of participation of the Dagestan youth in organizing and committing crimes of a terrorist and extremist orientation, and the need to address youth involvement in extremist and terrorist activities. Proposes measures aimed at creating an effective system of education, ensuring an appropriate level of General education of the population.
Key words: Republic of Dagestan, youth, extremism, terrorism, internal Affairs bodies.
DOI: 10.21779/2224-0241-2017-23-3-109-117
В настоящее время одной из самых актуальных проблем Республики Дагестан остается экстремизм в молодёжной среде, который даже в обозримом будущем будет негативно влиять на все сферы жизнедеятельности республики.
Как известно, экстремизм и терроризм возникают в условиях социаль—но-экономической и общественно-политической нестабильности, о чем нередко говорится в научном сообществе [1, с. 125; 2, с. 83]. Кроме того, отдельны авторы выделяют и духовно-идеологический блок причин, способствующих возникновению данных негативных явлений [3, с. 19]. Поэтому противодействие им должно включать, прежде всего, меры по стабилизации ситуации в социально-экономической и общественно-политической сферах, а также решение наиболее актуальных социальных проблем жизни республики.
Вместе с тем необходимо отметить, что проявление экстремистских и террористических угроз, степень их влияния на обстановку в Дагестане имеет свою специфику. Главной причиной экстремизма и терроризма в республике является не только деятельность чуждых для традиционных мусульманам политизированных религиозных течений, прикрывающих себя исламом, но и коррупция, низкая занятость трудоспособного населения, особенно молодежи, развал образовательной сферы и другие. Следует также подчеркнуть, что высокая степень террористической активности в Республике Дагестан в немалой степени связана и с её геополитическим статусом. Республика Дагестан является приграничным субъектом Российской Федерации, что само по себе обуславливает его попадание в зону повышенного криминогенного риска. Этот фактор приобретает большое значение с учётом того, что политическая обстановка на международной арене в настоящее время достаточно напряжённая, особенно на ближневосточном направлении. Кроме того, наличие государственной границы с Грузией можно обозначить как значимый фактор, принимая во внимание тот факт, что между Россией и данным государством сохраняются достаточно сложные отношения.
Анализ ситуации в молодёжной среде показывает, что из-за низкого уровня знаний о мире, людях, религии и культуре, деструктивные силы смогли привлечь более тысячи молодых людей в радикальные преступные организации религиозного толка, коммерческие, по своей сути, общественные движения и организации, которые продолжают провокации и спекуляции в средствах массовой информации по поводу, якобы, имеющих место ущемлений прав и свобод граждан в ходе актов гражданского несогласия.
За последние десятилетия более чем 1500 молодых людей обучались в зарубежных духовных учебных заведениях, известных своей радикальной фундаменталистской направленностью. Пройдя там усиленную идеологическую обработку, а па-
раллельно - и боевую подготовку [4, с. 101], они становятся ярыми пропагандистами экстремистских идей среди молодёжи.
Наиболее характерными чертами деятельности созданных на территории республики радикальных организованных преступных структур религиозной направленности являются: создание на основе экстремистских общин (т.н. «джамаатов») террористических ячеек, подготовка условий, сил и средств для вооруженного противостояния органам власти на отдельных территориях, в первую очередь, в населённых пунктах с широкой пособнической базой. Также для них характерны приобретение новых сторонников и стремление войти в международные террористические организации. При этом они активно пытаются проникнуть в органы власти и управления в целях их ослабления изнутри.
Как справедливо указывают ученые, «подавляющее большинство преступлений террористической направленности совершаются лицами либо группой лиц из числа участников незаконных вооружённых формирований» [5, с. 115; 6].
В настоящее время на территории республики действует сеть террористического подполья, состоящая из 11 ячеек общей численностью до 30 человек, которые входят в международные террористические организации (МТО) «Имарат Кавказ» (действует на территории мусульманских республик Северного Кавказа) и «Исламское государство» (действует на территории ближневосточных государств, имеет разветвлённую сеть во всём мире, в том числе и в относительно благополучных странах мира). Лидеры семи террористических групп объявили о своем вхождении в состав запрещенной в России МТО «Исламское государство»: «Кадар-ская», «Губденская», «Махачкалинская», «Хасавюртовская», «Кизилюртовская», «Южная» (в настоящее время все известные правоохранительным органам главари и члены группы нейтрализованы), «Цумадинская». Часть участников этой преступной организации действует на территории республики, другая часть принимает активное участие в боевых действиях на стороне международных террористических организаций в странах Ближнего Востока (более 1200 жителей Республики Дагестан. Остальные группы остались в составе так называемого «Имарата Кавказ» («Харачинская», «Балаха-нинская», «Шамилъская», «Хунзахская»). Названия террористических групп соответствуют географии распространения экстремизма и терроризма в Республике Дагестан.
Лидеры и активные участники этих преступных организаций и групп проводят активную пропагандистскую работу в целях вовлечения молодёжи в свои ряды, вследствие чего часть молодых людей попадает под влияние радикальных идеологических установок. Поэтому в борьбе с экстремизмом главным является не силовая составляющая, а формирование у молодых людей устойчи-
вого и осознанного неприятия экстремистских форм достижения политических и иных целей.
Противодействие экстремизму и терроризму в молодёжной среде является приоритетным направлением деятельности правоохранительных органов.
Важная роль в борьбе с этими негативными явлениями отводится органам и подразделениям Министерства внутренних дел. Она определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с основной массой преступлений, наличием в структуре разных служб и подразделений, включая специализирующихся на предупреждении преступлений террористического и экстремистского характера.
Основные усилия руководства Министерства направлены на правильную организацию деятельности служб и подразделений, непосредственно принимающих в этом участие, на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений экстремистского и террористического характера, в том числе с межрегиональными и международными связями, а также имеющих большой общественный резонанс; выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению этих преступлений.
Указом Президента Российской Федерации от 06.09.2008 г. № 1316 «О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации» организация деятельности органов внутренних дел по противодействию экстремизму и терроризму подверглась серьезному реформированию. На базе подразделений по борьбе с организованной преступностью образованы подразделения по противодействию экстремизму. На них возложена функция противодействия экстремистской деятельности.
В соответствии с нормативно-правовыми актами МВД России органы внутренних дел республики:
- участвуют в разработке и реализации республиканских программ в противодействия терроризму и экстремизму;
- организуют и осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений террористического характера, преступлений и правонарушений экстремистской направленности;
- организуют и осуществляют производство дознания, предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях этих категорий, отнесенных к компетенции органов внутренних дел (следователи органов внутренних дел могут осуществлять предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 205, 206, 207, ч.2, 208-210, 212.1, ч. 2 и 3 ст. 213); кроме того, в форме дознания предваритель-
ное расследование проводится сотрудниками ОВД по некоторым статьям о преступлениях, совершённых по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы);
- формируют, ведут и используют банки данных оперативно-справочной, криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах, относящихся к совершению преступлений террористического характера, преступлений экстремистской направленности;
- организуют и осуществляют розыск лиц, скрывшихся от органа дознания, следствия и суда, уклоняющихся от отбывания наказания за совершение преступлений террористического характера и экстремистской направленности;
- осуществляют взаимодействие с подразделениями ФСБ, прокуратуры, другими правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями и объединениями, в том числе по обмену информацией в сфере противодействия терроризму и экстремизму;
- информируют в установленном порядке органы государственной власти республики, органы местного самоуправления, общественные объединения, население и средства массовой информации о состоянии и результатах противодействия терроризму и экстремизму и др.
Ведущим подразделением по противодействию экстремизму и терроризму в МВД по РД является центр по противодействию экстремизму (ЦПЭ).
На ЦПЭ и другие оперативно-розыскные подразделения возложены обязанности по своевременному предупреждению, пресечению, выявлению, раскрытию, а также содействию в расследовании уголовных дел по преступлениям террористической и экстремистской направленности, проведении мероприятий по выявлению и нейтрализации деятельности экстремистских и террористических организаций; выявлении субъектов, потенциально склонных к совершению преступлений экстремистской направленности (политических экстремистов, националистически настроенных лиц или религиозных фанатиков, проповедующих идеологию насилия); оказании на них корректирующего воздействия с тем, чтобы склонить к отказу от насильственных способов решения проблем, направить их устремления в конституционно-правовое русло; перекрытии каналов поступления денежных и иных средств террористическим и экстремистским организациям; организации эффективного контроля над процессами миграции, особенно выходцев из стран, на территории которых исповедуются идеи радикального ислама.
Анализ аналитических материалов показал, что в 2016 году этими подразделениями совместно с другими правоохранительными и силовыми
структурами выполнен большой объём работы, а именно: принято участие в 29 контртеррористических операциях, проведен ряд разведывательно-поисковых, оперативно-профилактических, оперативно-розыскных и иных специальных мероприятий, которые дали позитивные результаты.
С начала года при оказании вооруженного сопротивления ликвидировано 88 участников террористических организаций, из них 11 организаторов, в том числе А.М. Удзиев, «Абу-Бакр», лидер ДТГ «Губденская».
Обнаружен и уничтожен 71 тайник (схрон) с оружием, имуществом и продуктами, 20 блиндажей и 2 лагеря (базы) членов диверсионно-террористических групп. Задержано 283 и склонено к добровольному отказу от преступной деятельности 5 участников и пособников НВФ.
Из арсенала боевиков изъято 299 единиц огнестрельного оружия, десятки тысяч патронов, сотни гранат, много другого военного снаряжения и материальных средств. Подрыв материально-ресурсной базы террористов заметно ослабил их потенциал.
Таким образом, силами органов внутренних дел удалось минимизировать террористическую угрозу в республике, не допустить совершения террористических актов. В результате упреждающих действий предотвращены неоднократные попытки осуществления террористами резонансных преступлений с использованием самодельных взрывных устройств.
Значительно увеличилось количество выявленных преступлений террористической направленности, в том числе совершённых в прошлые годы. Если в 2015 году было зарегистрировано 540 преступлений террористической направленности, то за прошедший период 2016 года — 828. Уменьшилось число преступлений экстремистской направленности 53 (75), посягательств на жизнь сотрудников правоохранительных органов 57 (61).
Рост количества зарегистрированных преступлений террористической направленности объясняется активизацией деятельности правоохранительных органов по выявлению фактов: прохождения обучения в целях осуществления террористической деятельности (ст. 205.3 УК РФ) - 54 (21); организации деятельности террористической организации и участия в деятельности такой организации (ст. 205.5 УК РФ) - 136 (13), организации незаконного вооруженного формирования или участия в нем (ст. 208 УК РФ) - 536 (393).
Следует отметить, что сохраняется крайне негативная тенденция, связанная с участием в организации и совершении преступлений террористической и экстремистской направленности, лиц в возрасте от 18 до 25 лет, их доля в общем числе лиц, совершивших такие преступления, составляет более 70%. Все чаще представители дагестанской молодежи становятся на путь совершения преступлений против конституционного строя и безопас-
ности общества.
Особую опасность представляет участие дагестанской молодёжи в военных действиях в составе международных террористических организаций. По имеющимся данным, в боевых действиях на стороне международных террористических организаций принимают участие 1231 выходец из Дагестана, из которых объявлено в федеральный розыск - 1195 (в т.ч. женщин - 136) человек. В национальное центральное бюро Интерпола МВД России направлены материалы на 180 участников боевых действий для решения вопроса об объявлении их в международный розыск.
За истекший период 2016 года было задержано 16 жителей республики, вернувшихся после участия в боевых действиях на стороне международных террористических организаций. Из них при оказании вооруженного сопротивления ликвидировано 4 боевика. Также при попытке выезда в страны Ближнего Востока для участия в боевых действиях в составе МТО задержано 35 молодых людей республики.
Несмотря на принимаемые меры, в республике продолжают функционировать разветвленная и глубоко законспирированная террористическая сеть и экстремистское подполье, имеющие общие цели, тесные связи с международными террористическими и экстремистскими организациями. В текущем году в результате посягательств ими было убито 19 сотрудников правоохранительных органов (15 - ОВД, 2 - ФСБ, 1 - ВВ МВД России, 1 -представитель судебной власти). Получили ранения 59 человек (40 сотрудников ОВД, 8 - ФСБ, 2 -ВВ МВД России) и 9 мирных граждан.
Кроме того, с каждым годом возрастает актуальность проблемы участия жителей республики в боевых действиях на территории Сирии и Ирака в составе международной террористической организации «Исламское государство». По поступающей информации для этого они используют основные маршруты по территории Азербайджана и Турции, куда они переправляются по международным авиалиниям через аэропорты городов Минеральные Воды, Махачкала и Москва. Также нередко используется канал переброски «Грузия-Турция». Выявлены случаи выезда жителей республики в Сирию из других регионов России, а также через Республику Беларусь и Украину.
Учитывая негативные тенденции действующего в республике террористического и экстремистского подполья, которые заключаются в стремлении к быстрому видоизменению и воспроизводству сил и средств, в том числе путём объединения разрозненных групп после ощутимых потерь в результате контртеррористических и специальных операций правоохранительных органов, в поиске новых форм и путей противоправной деятельности, а также с учётом предпринимаемых в последнее время попыток создания новых политических партий в целях использования электораль-
ного ресурса религиозно-экстремистских общин, органам внутренних дел приходится также оперативно менять формы и методы противодействия этим структурам, использовать наиболее эффективные формы организации работы и межведомственного взаимодействия.
Все эти негативные тенденции сопровождаются публикациями в средствах массовой информации и особенно в сети Интернет, что предоставляет возможность многим экстремистски настроенным лицам и структурам открыто и практически бесконтрольно пропагандировать свои взгляды и идеи, реализовывать преступные намерения.
Несмотря на понесенные потери, террористические структуры не утратили способности восполнять свои ряды и продолжать террористическую деятельность. Только с начала 2016 года был выявлен 31 человек, примкнувший к НВФ. При их вербовке нередко используются социальные сети Интернет. Поэтому представляется правильным суждение об ужесточении «уголовной ответствен-но—сти за преступления экстремистской и террористической направленности, в особен—ности связанных с вербовочной деятельностью экстремистских и террористических организаций среди различных групп молодежи» [7, с. 17].
В этой связи подразделениями ОВД большое внимание уделяется противодействию распространению экстремистских материалов в СМИ и в сети Интернет. В текущем году выявлено 445 фактов размещения в сети Интернет призывов к осуществлению экстремистской и террористической деятельности либо оправдания идеологии и практики терроризма, а также направленных на возбуждение национальной, религиозной или расовой вражды. По ним возбуждено 11 уголовных дел.
В ходе мониторинга интернет-ресурсов выявлены 92 страницы и 24 группы, размещающих материалы с призывами экстремистско-террористической деятельности (по предварительной оценке), а также 295 сайтов, на которых размещены материалы с призывами к экстремистской и террористической деятельности. В результате данной работы в Роскомнадзор по Республике Дагестан направлено 295 материалов для ограничения доступа, заблокировано 234 ресурса.
В целях профилактики экстремизма в сети Интернет проводятся информационные контрпропагандистские мероприятия. В социальных сетях размещено более 500 статей и заметок, направленных на дискредитацию лидеров и членов террористического подполья, в том числе информация о разыскиваемых преступниках и лиц, их поддерживающих.
Кроме того, налажена работа по размещению через пресс-службу МВД в СМИ материалов после вынесения обвинительных приговоров по преступлениям, квалифицируемым по статям 205.2, 280, 282 УК РФ. Подготовлен для размещения на
региональном телевидении видеофильм «Унесенные верой», который демонстрирует пагубность идеологии религиозно-политического экстремизма, особенно для молодёжи.
Особое внимание уделяется пресечению вербовки молодежи в ряды террористического подполья, пропаганды экстремизма в молодёжной среде. В результате оперативно-розыскных мероприятий задержано 6 человек, осуществлявших вербовочную и агитационную деятельность.
Положительные примеры о результативности деятельности криминальной полиции в противодействии экстремизму и терроризму можно продолжить.
Ведущим звеном в противодействии экстремизму и терроризму в составе органов внутренних дел является также полиция общественной безопасности, сотрудники которой обязаны в своей деятельности не только предупреждать и пресекать преступления, но и выявлять и пресекать административные правонарушения экстремистского характера. К ним относятся правонарушения, предусмотренные статьями 5.26, 5.38, 13.15, 20.2, 20.3, 20.29 и ряд других статей КоАП РФ.
В связи с тем, что идеологи экстремизма делают ставку на молодежь, проводя среди них активную агитационную работу, вовлекая их в свои ряды, основное внимание данной службы приковано к проблеме проникновения в среду учащейся и студенческой молодёжи образовательных учреждений ксенофобии, идеологии национального, расового и религиозного экстремизма, а также вербовке молодежи в ряды террористического подполья.
Поэтому наряду с участием в силовых операциях по ликвидации вооруженных террористических групп, подразделения по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности совместно с заинтересованными органами государственной власти, местного самоуправления, общественными формированиями и религиозными объединениями проводят профилактическую работу в сфере противодействия экстремизму и терроризму.
Проведена большая работа, направленная на выявление и прекращение деятельности незарегистрированных в законном порядке религиозных учебных заведений, в отношении которых имелась информация о причастности к пропаганде и распространению идей радикального ислама.
Организована работа с населением в целях получения информации о членах НВФ и их пособниках, разыскиваемых преступниках, повышения бдительности граждан. Соответствующие видео- и печатные материалы регулярно размещаются в региональных СМИ и информационной сети Интернет.
Специализированной рабочей группой МВД по РД в 2015 и 2016 гг. с выездом в Унцу-кульский, Буйнакский, Дербентский и другие районы был осуществлен мониторинг ситуации в сфере
противодействия терроризму и проводимой работы в данных муниципальных образованиях. Организованы и проведены встречи с активом и населением сел районов, в т. ч. по вопросам пресечения выезда молодежи для участия в боевых действиях в составе МТО.
Основную работу по предупреждению и пресечению экстремизма осуществляет участковый уполномоченный полиции.
Это объясняется, во-первых, тем, что на территории обслуживаемого административного участка в городе или сельской местности участковые уполномоченные выполняют основной объём профилактических и правоохранительных функций, возложенных законодательством на полицию; во-вторых, участковые уполномоченные в своей деятельности повседневно связаны с населением, предприятиями, учреждениями, организациями (независимо от организационно-правовых форм), общественными объединениями, поскольку последние обращаются к участковым уполномоченным по вопросам охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и профилактики правонарушений. В-третьих, участковыми уполномоченными рассматривается около 70-80 % обращений граждан, поступающих в органы внутренних дел. Под их контролем находятся лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, осужденные к условным мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества, и других категорий правонарушителей. В-четвёртых, знание населением своего участкового уполномоченного помогает ему более активно входить в доверительные отношения с гражданами и с помощью этого выявлять лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений террористического и экстремистского характера.
Участковый уполномоченный полиции обязан выявлять на административном участке общественные и религиозные объединения либо иные организации, деятельность которых сопряжена с совершением противоправных действий либо с побуждением к их совершению, принимать к ним в установленном порядке в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.
Он должен выявлять на административном участке лиц, в отношении которых необходимо применить меры индивидуальной профилактики, в целях недопущения совершения ими преступлений и иных правонарушений экстремистской направленности. При наличии законных оснований в целях осуществления данных мер он обязан собирать, систематизировать и соответствующим образом использовать полученную о таких лицах информацию.
Практика показывает, что нередко акты насилия и нетерпимости совершаются в стенах учебных заведений, в том числе общеобразовательных учреждений, в местах отдыха детей и подростков. В связи с этим школы, высшие и средние
профессиональные учебные заведения в настоящее время должны выступить в качестве центров осуществления программ против насилия и духовного просвещения, воспитания толерантности.
Эти обстоятельства накладывают большую ответственность на подразделения по делам несовершеннолетних, являющиеся основным звеном «в организации предупреждения и пресечения правонарушений среди несовершеннолетних, что обусловлено как их многочисленностью, так и наибольшей приближенностью к населению административного участка» [8, с. 74].
В целях пресечения вербовки учащихся и студентов религиозными экстремистами в свои ряды данные подразделения совместно с другими службами, а также руководителями подразделений аппарата МВД, закрепленными за вузами и ссузами республики, регулярно проводят встречи со студенческими коллективами и профессорско-преподавательским составом. Только в текущем году в вузах, ссузах и школах республики проведено более 300 профилактических мероприятий.
В образовательных учреждениях проводятся оперативно-профилактические мероприятия, направленные на получение информации о негативных процессах, происходящих в студенческой среде, идеологах и руководителях радикальных организаций, вовлекающих молодежь в совершение правонарушений экстремистской направленности.
Проделана определенная работа по выявлению незаконно функционирующих образовательных учреждений. Выявлено и закрыто два таких учреждения в г. Буйнакске и одно в г. Махачкале.
В целях предотвращения вовлечения несовершеннолетних в террористическую деятельность, недопущения распространения экстремистской идеологии в общеобразовательных учебных заведениях, устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними, в том числе экстремистской направленности и террористического характера, реализуются соответствующие распоряжения МВД по РД.
В Министерство образования и науки и в Министерство по делам молодежи Республики Дагестан направлены списки детей действующих, ликвидированных и осужденных членов и пособников НВФ для проведения с ними воспитательной работы, недопущения случаев их социальной изоляции и контроля за их поведением.
В ходе проведенных оперативно-розыскных и профилактических мероприятий установлены и задержаны отдельные должностные лица образовательной системы, являющиеся приверженцами религиозного экстремизма и пособниками бандподполья. Выявлены учителя средних образовательных школ в городах и районах республики, являющиеся близкими родственниками членов бандподполья и приверженцами религиозного экс-
тремизма, в отношении которых направлена информация Главе республики, в Правительство Республики Дагестан и Министерство образования и науки.
Определённый вклад в борьбу с экстремизмом вносят сотрудники ГИБДД, особенно при возникновении чрезвычайных ситуаций, вызванных действиями экстремистской направленности, и в процессе проведения контртеррористической операции.
Подразделения по экономической безопасности и противодействию коррупции занимаются борьбой с терроризмом и экстремизмом посредством предотвращения и раскрытия преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых замаскированными способами, с посягательством на интересы государственной службы, службы в коммерческих и иных организациях, связанных с незаконным предпринимательством, легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, злоупотреблением должностными полномочиями, служебным подлогом и рядом других подобных деяний, а также с финансированием терроризма и экстремизма.
За последние годы правоохранительным органам республики удалось наладить эффективное взаимодействие по противодействию терроризму и экстремизму. Между правоохранительными и контролирующими органами налажен обмен оперативной информацией, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на выявление нарушений законов; накапливается и совершенствуется опыт расследования уголовных дел о преступлениях террористической и экстремистской направленности.
С учетом складывающейся ситуации в целях повышения эффективности противодействия преступной деятельности террористических и экстремистских структур принимаются совместные дополнительные меры:
- на территории республики создана Временная оперативная группа МВД России, силы и средства трех оперативных групп размещены в Махачкале, еще семь групп - в городах и районах с наиболее сложной оперативной обстановкой;
- по решению Федерального оперативного штаба (оперативная директива ФОНТ от 18 августа №8) из числа сотрудников ФСБ, МВД, ВВ МВД РФ и временной оперативной группировки органов и подразделений МВД РФ создано пять сводных оперативных групп;
- Указом Президента Республики Дагестан от 5 декабря 2013 года №330 образована Комиссия при Президенте Республики Дагестан по культурно-историческому просвещению и воспитанию молодежи, противодействию проявлениям невежества и экстремизма;
- проводятся совместные мероприятия по упорядочиванию ситуации в сфере негосударственного религиозного и общего образования с заведением контрольно-наблюдательных дел на
каждое учреждение;
- реализуется комплекс оперативно-профилактических мероприятий в отношении лиц, обучавшихся и обучающихся в зарубежных религиозных образовательных учреждениях;
- создана постоянно действующая Межведомственная координационно-аналитическая, оперативная и следственно-криминалистическая группа по раскрытию и расследованию преступлений террористической и экстремистской направленности.
При всей значимости достигнутых успехов в противодействии экстремизму и терроризму следует отметить низкую эффективность работы органов государственной власти, местного самоуправления, а также правоохранительных органов в сфере образовательной и воспитательной работы среди учащейся молодёжи и подростков.
В связи с этим необходимо совершенствовать систему мер противодействия экстремизму и терроризму в данной сфере. В Республике Дагестан накоплен богатый опыт в данном направлении, заслуживающий внимания. Необходимо провести глубокий анализ и обобщение этого опыта, чтобы рекомендовать, какие методы, средства и формы следует использовать в практике деятельности правоохранительной системы, органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций образования, институтов гражданского общества с тем, чтобы система противодействия экстремизму в молодёжной среде была адекватна степени его опасности. Необходимо обеспечить не только соответствующий анализ современного состояния, но и долгосрочный прогноз развития ситуации. Это важно для определения стратегии минимизации этого зла в будущем.
Особое внимание необходимо уделить предотвращению навязывания молодежи несовместимых с нынешней российской действительно -стью ценностей и социальных норм так называемого «чистого ислама».
Необходимо использовать наметившуюся в настоящее время некоторую стабилизацию общественно-политической и криминогенной обстановки для проведения эффективной молодежной политики, создания для молодежи нормальных социально-экономических и культурных условий для успешной самореализации.
Также надо целенаправленно обновлять существующую систему профилактики противодействия терроризму и экстремизму в республике в соответствии с новым Федеральным законом от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», направленном на решение задачи «разбалан-сировки законодательства в области противодействия, профилактики и предупреждения правонарушений и преступлений» [9, с. 170]. Несмотря на то, что данный нормативный правовой акт слабо проработан с научной точки зрения и не лишен не-
достатков, все же он представляет собой комплексный документ, регулирующий вопросы «формирования общих принципов и путей организации профилактической работы в области предупреждения совершения преступлений и правонарушений» [9, с. 170]. На основании этого в РД следует четко определить зону ответственности всех органов власти, установить жесткую ответственность каждого органа за результаты работы.
Необходимо наладить активную и эффективную работу всех учебных заведений в данном направлении. Нужно вести непримиримую борьбу с образовательными учреждениями, занимающи-
мися куплей-продажей дипломов, а не образовательным процессом. Таких учебных заведений в республике не должно быть. Их деятельность является одной из причин подверженности молодых людей экстремистским идеям.
Требуется создание эффективной системы просвещения, несущей в сознание людей идеи культурного и конфессионального плюрализма, религиозной терпимости и исторического единства народов Дагестана, обеспечивающей соответствующий общеобразовательный уровень населения.
Литература
1. Камалеева А.Р. Причины возникновения экстремизма и терроризма в молодежной среде // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 201б. № 2 (4). С. 125-127.
2. Демчук С.Д. Экстремизм и терроризм: отдельные криминологические аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. Т. 4. № 5б. С. S3-SS.
3. Воронцова С. В. Социально-экономические причины распространения экстремистских воззрений // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2017. № 1. С. 1S-20.
4. Абдулатипов А.М. Криминологическое исследование лиц, совершивших преступления террористической направленности (по материалам Республики Дагестан) // Юридический вестник ДГУ. 2017. № 1. Т. 21.
5. Картавый A.A. Актуальные вопросы применения норм уголовного законодательства России в области борьбы с терроризмом // Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма: материалы 2-й международной конференции. Всемирный антикриминальный и антитеррористический форум. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2004.
6. Абдулатипов А.М. Организация террористического сообщества и участие в нём (уголовно-правовые аспекты) // Юридический вестник ДГУ. 201б. № 2. Т. 1S. С. 91-99.
7. Иванова Е.В., Зарубина Е.В. Правовая основа противодействия религиозному экстремизму и терроризму в Российской Федерации и особенности проведения религиоведческой экспертизы // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 201б. №3. С. 11-20.
S. Азизова В. Т. Теоретико-правовые основы профилактики экстремистской деятельности как направления противодействия экстремизму в РФ // Вестник Дагестанского государственного университета. Сер. 3. Общественные науки. 201б. Т. 31. Вып. 4. С. б9-77.
9. Щербаков А.Д. Федеральный закон от 23 июня 201б г. № ^2-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»: критическая заметка // Социально-экономические явления и процессы. 201б. №11. С. 170-174.
References
1. Kamaleeva A.R. Prichiny vozniknoveniya ekstremizma i terrorizma v molodezhnoi srede // Sovremen-nye problemy sotsial'no-gumanitarnykh nauk. 201б. № 2 (4). S. 125-127.
2. Demchuk S.D. Ekstremizm i terrorizm: otdel'nye kriminologicheskie aspekty // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2012. T. 4. № 5б. S. S3-SS.
3. Vorontsova S.V. Sotsial'no-ekonomicheskie prichiny rasprostraneniya ekstremistskikh vozzrenii // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomicheskogo instituta. 2017. № 1. S. 1S-20.
4. Abdulatipov A.M. Kriminologicheskoe issledovanie lits, sovershivshikh prestupleniya terroristicheskoi napravlennosti (po materialam Respubliki Dagestan) // Yuridicheskii vestnik DGU. 2017. № 1. T. 21.
5. Kartavyi A.A. Aktual'nye voprosy primeneniya norm ugolovnogo zakonodatel'stva Rossii v oblasti bor'by s terrorizmom // Mirovoe soobshchestvo protiv globalizatsii prestupnosti i terrorizma: materialy 2-i mezhdunarodnoi konferentsii. Vsemirnyi antikriminal'nyi i antiterroristicheskii forum. M.: ZAO «Izd-vo «Ekonomika», 2004.
6. Abdulatipov A.M. Organizatsiya terroristicheskogo soobshchestva i uchastie v nem (ugolovno-pravovye aspekty) // Yuridicheskii vestnik DGU. 201б. № 2. T. 1S. S. 91-99.
7. Ivanova E.V., Zarubina E.V. Pravovaya osnova protivodeistviya religioznomu ekstremizmu i terroriz-mu v Rossiiskoi Federatsii i osobennosti provedeniya religiovedcheskoi ekspertizy // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. 201б. №3. S. 11-20.
S. Azizova V.T. Teoretiko-pravovye osnovy profilaktiki ekstremistskoi deyatel'nosti kak napravleniya pro-tivodeistviya ekstremizmu v RF // Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 3. Obshchestven-nye nauki. 201б. T. 31. Vyp. 4. S. б9-77.
9. Shcherbakov A.D. Federal'nyi zakon ot 23 iyunya 2016 g. № 182-FZ «Ob osnovakh sistemy profilaktiki pravonarushenii v Rossiiskoi Federatsii»: kriticheskaya zametka // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. 2016. №11. S. 170-174.
Поступила в редакцию 15 сентября 2017 г.
Received 15 September, 2017