квалификационным, а объекты материальной культуры являются оформлением интерьера. На данном уровне подготовки студенты уже могут сознательно подходить к идее применения декора как средства выразительности, влияющего на приемы декорирования объектов. Декор студенты могут художественно воспринимать, видеть и эстетически оценивать с точки зрения применения его в процессе создания объектов (на основе лепного декора), что является традиционным приемом оформления интерь-ерной среды.
Основными педагогическими задачами дисциплины являются:
- обеспечение развития будущих художников на примере выполнения заданного объекта труда (линейного керамического орнамента, созданного на принципах художественной организации - раппорта, выполнение композиции в полосе, состоящей из элементов раппорта);
- раскрытие сущности материаловедения в художественной керамике, постижение студентами основных технологических этапов создания художественной керамики, изучение дисциплины в условиях работы в мастерской и производственного обучения;
- понимание студентами роли декоративных изделий в качестве средового наполнения и взаимосвязи с пространством (интерьером), сущности красоты пластического вида искусства в целом.
В качестве объекта труда был взят раппорт потому, что данное керамическое изделие в виде плитки выполняется с заданными параметрами (декоративная композиция в полосе, размеры, техника выполнения, материалы). Раппорт технологически определен как модуль, и это усиливает приобретение студентами художественного опыта. Именно это позволило студентам на его примере изучить обязательные этапы выполнения керамических изделий: разработка эскизов, художественное проектирование, овладение приемами лепки и декорирования, стадии обжига, окрашивание изделий керамическими красками, создание композиции в полосе. В процессе решения поставленных задач при выполнении художественно-творческой работы в виде линейного орнамента как формальной части лепного декора, относящегося к интерьерной среде, студенты приобрели необходимые профессиональные качества как художники.
Создание рельефных орнаментальных композиций является комплексным учебным заданием для студентов, и поэтому на его примере они обучаются специальным
приемам декорирования пространственной среды, а также общим, присущим искусству художественной керамики, которые являются технологическим аспектом в изучении закономерностей создания керамического изделия. Выполнение декора в виде орнамента в полосе заключает в себе аспект развития и формирования у студентов навыков работы над образом пространственной среды. Это обеспечивает студентов умением использовать выразительные свойства помещения, заложенные в его архитектонике, что существенно для включения в него декора. Данные учебные задания разрабатываются на уровне эскизных проектов, развивающих пространственное воображение студентов, их фантазию и служат формированию представлений о художественном стиле. Таким образом, студенты в объеме специальной подготовки должны постичь, соприкоснуться с проблемами ДНИ, на примере учебных заданий научиться творчески выполнять задания по технологии, а также применять их в аспекте профессионального осмысления. В методике преподавания выделяются следующие задачи: спроектировать объект труда, соответствующий решению задач художественно-творческого развития обучающихся; выделить традиционную технологическую сторону в выполнении изделия, соединять ее с формальным приемом в поиске художественного решения; развить про-ектно-образное мышление студентов, выявить их индивидуально-творческие способности.
Литература
1. Боголюбов Н.С. Принципы индивидуального подхода к развитию творческих способностей средствами изобразительного искусства на разных возрастных этапах. -М.: «Прометей», 2004.
2. Гзовская О.Л., Гилевич Г.И., Демчев П.Г. и др. Примерная программа дисциплины «Основы теории декоративно-прикладного искусства с практикумом». - М.: «Прометей» МПГУ, 2004.
3. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия: художественная обработка камня, кожи, металла, художественная эмаль, литье, керамика, мозаика из дерева, точение по гипсу: Современная энциклопедия. -Ростов-на-Дону: Феникс; Донецк: Кредо, 2007.
4. Демчев П.Г., Корешков В.В. и др. Примерная программа дисциплины «Художественное оформление в школе». - М.: «Прометей» МПГУ, 2004.
5. Поверин А.И. Гончарное искусство (художественная керамика): учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: МГУКИ, 2006.
УДК 372.87 ББК 74.202
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПЛАСТИКИ
Г.И. Гилевич, художественно-графический факультет МПГУ
В статье подробно раскрываются основные методы развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов средствами текстильной пластики. Даны методические рекомендации по применению данных методов на занятиях по художественной обработке ткани.
Ключевые слова: мышление, воображение, творческие способности, текстиль, пластика, ручное ткачество. THE BASIC METHODS OF DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE ABILITIES OF ART-GRAPHIC FACULTIES OF TEACHER TRAINING UNIVERSITIES MEANS OF TEXTILE PLASTICITY
Gilevych G.I.
Basic methods of development of creative abilities of students of art-graphic faculties by means of textile plasticity are in de-
tail considered in the article. Methodical recommendations about application of these methods on employment on art processing of a fabric are made.
Keywords: thinking, imagination, creativity, textiles, a plastic arts, manual weaving.
Для успешного развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях декоративно-прикладным искусством необходимо применение методов активизации мыслительной и художественно-практической деятельности в совокупности с оптимальными формами обучения, воспитания и развития студентов.
Следует отметить, что в педагогической науке существует широкое многообразие методов осуществления целостного педагогического процесса. Классификация методов, разработанная такими известными учеными, как И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин, считается в современной дидактике наиболее обоснованной и рациональной. Данная классификация включает в себя пять методов: объяснительно-иллюстративный (лекция, рассказ, работа с литературой и т.п.), репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (или эвристический), исследовательский. Эти методы подразделяются на две группы: репродуктивные и продуктивные. Первая группа состоит из объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов, при которых учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности. Вторая группа - продуктивная, в которую входят все остальные методы, - отличается тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности. Выбор конкретных приемов и форм обучения зависит от определенного метода. Методическая система, направленная на развитие художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов в процессе работы над созданием образа средствами текстильной пластики, предусматривает выбор определенных методов, приемов и форм обучения, способствующих оптимизации познавательной деятельности в области художественного текстиля, деятельного подхода к обучению.
Теперь рассмотрим каждый метод в отдельности в контексте художественного текстиля вообще и текстильной пластики в частности.
На начальном этапе освоения студентами художественной обработки ткани с помощью объяснительно-иллюстративного метода осуществляется возможность получения знаний по истории художественного текстиля как искусства и использования текстиля в повседневной жизни и в быту. Необходимость получения знаний по истории художественного текстиля определяется структурой развития художественно-творческих способностей и общим развитием интеллектуальной деятельности студентов - будущих художников-педагогов.
В области технологии художественной обработки текстиля (художественная роспись ткани, ручное ткачество, текстильная аппликация) объяснительно-иллюстративный метод также занимает значительное место. Например, при объяснении способов возникновения текстильной пластики, в связи с разнообразием и особенностями применения
различных материалов (шерсть, шелк, хлопок и т.д.) существует необходимость в показе наглядных средств информации с целью выявления рационального и гармоничного сочетания формы со средствами выражения, сравнительного анализа художественных, декоративных и технологических возможностей материала. В качестве примера берутся произведения современных авторов (понятие «текстильная пластика» появилось в начале 70-х годов) и мастеров традиционных текстильных центров. Очень полезным для развития творческих способностей студентов является демонстрация альбомов и каталогов с выставок с целью пополнения художественного опыта, получения знаний о разнообразии стилевой направленности, формообразовании и декоративных возможностях текстильной пластики в связи с совершенствованием современных технологий и появлением новых материалов. Также в качестве наглядных пособий полезно использовать лучшие работы студентов и дипломников. Показ иллюстраций с разнообразными видами художественного текстиля в интерьере и фотографий с выставок полезен при изучении пластического характера формы, особенности образного языка фронтальной, объемной и объемно-пространственной композиций, декоративных качеств композиции в гармоничной связи с интерьером. Объяснительно-иллюстративный метод обучения оказывает действенное влияние на развитие воображения, зрительной памяти, эмоционального отношения к воспринимаемому объекту.
Сущность репродуктивного метода состоит в приобретении студентами практических знаний, умений и навыков в области художественной обработки текстиля, необходимых в дальнейшем для выполнения творческих заданий, что составляет часть профессиональной деятельности будущего художника-педагога. Действенность репродуктивного метода актуальна на начальном этапе обучения технологии основ ручного ткачества, художественной росписи ткани, текстильной аппликации, когда данный метод обучения необходим для получения технических навыков работы с материалом. В связи с этим существует необходимость (на начальном этапе обучения) постоянного контроля преподавателя над работой студентов и наглядная демонстрация разнообразных техник, приемов, способов выполнения упражнений.
При выполнении заданий по копированию произведений исторически сложившихся текстильных техник (ручное ткачество, художественная роспись ткани, текстильная аппликация), целью которых является определение закономерностей и особенностей художественного языка традиционной обработки текстиля, репродуктивный метод особенно эффективен.
Метод проблемного изложения состоит в постановке перед студентами проблемы и раскрытии преподавателем доказательного пути её решения. Данный метод способствует развитию творческих способностей студентов в условиях художественной обработки ткани благодаря поста-
новке проблем творческого характера. Задачи проблемного типа, направленные на стимулирование познавательно-творческой деятельности в учебном процессе студентов, активизируют художественное восприятие, воображение, образное, ассоциативное мышление - необходимые компоненты художественно-творческих способностей к декоративно-прикладной деятельности.
При выполнении, например, задания «Роспись ткани для художественного оформления интерьера» перед студентами ставится задача, освоив особенности объемно-пространственной композиции, основные принципы оформления интерьера, проанализировав использование текстильных материалов на примере ряда интерьеров, разработать проект оформления интерьера с использованием объектов ручной росписи ткани. В данном случае студенты получают знания по типологии интерьеров, по подбору текстильных материалов для росписи (текстура, фактура, пластичность), а также умения и навыки в области создания композиции росписи для заданного интерьера и изготовления художественного текстильного изделия. Одновременно с этим они учатся самостоятельно находить решение в поставленной проблеме, развивая тем самым познавательно-творческую активность, способствующую формированию художественно-творческих способностей.
Частично-поисковый (эвристический) метод заключается в постановке проблемной ситуации. Использование данного метода обучения студентов на занятиях по художественному оформлению ткани наилучшим образом способствует развитию мыслительной деятельности в процессе практической работы, что в свою очередь сказывается на развитии таких составляющих художественно творческих способностей, как воображение, образное, ассоциативное мышление, художественная наблюдательность, зрительная память, восприятие и др.
Задания, направленные на воплощение творческого замысла средствами текстильной пластики, помогающие раскрыть индивидуальность студентов, стимулирующие познавательно-творческую деятельность, призваны развивать творческие способности. К таким заданиям можно отнести выполнение мини-гобеленов на заданную тематику с использованием фронтальной и объемной (объемно-пространственной) композиций в художественном ткачестве. Перед студентами ставится задача: используя особенности применения пластических элементов фронтальной композиции (точка, линия, штрих, полоса, форма, пятно, цвет) и объемно-пространственной (фактура, рельеф, структура, объемные формы, цвет, свет и тень), выполнить небольшие тканые изделия с использованием изученных приемов, техник ткачества и плетения. Это способствует закреплению знаний по текстильной композиции, по формообразованию и помогает студентам адаптировать свое мышление от простого к сложному, от плоскости в сторону объемной пластики.
Эвристический и проблемный методы являются наибо-
лее эффективными в процессе обучения студентов декоративно-прикладному искусству, в частности, художественной обработке ткани на художественно-графических факультетах педвузов, где студенты учатся анализировать специфику художественного текстиля под руководством преподавателя. Эти методы являются подготовительными к следующему этапу самостоятельной работы, в которой используется исследовательский метод. Важность данного метода состоит в самоконтроле процесса исследования и его завершения, что по сравнению с эвристическим методом оказывает большее влияние на учебно-творческую деятельность студентов. Однако обучение студентов с применением исследовательского метода может осуществляться только при условии, что они уже получили знания, умения, навыки по технологии выполнения изделий художественного текстиля, формообразованию, законам фронтальной объемно-пространственной композиции, декорированию и закономерностям создания художественного образа средствами текстильной пластики.
Применение этого метода актуально при постановке задач творческого типа, например, «Выполнение серии объемных текстильных изделий для интерьера (варианты: абажуры для светильников, короба для игрушек и т.п.)». Решение задач по созданию художественного образа декоративной композиции в связи с окружающей средой обеспечивает направленность студентов на анализ объекта изображения, сравнение и соотнесение образов восприятия, творческое обобщение и органическое объединение существенных элементов художественных форм.заключение необходимо отметить, что выбор методов, приемов и средств обучения, с одной стороны, зависит от уровня восприятия, развития мышления, познавательных процессов, способностей, сформированности специальных навыков, а с другой - определяется узко специальными целями формирования профессиональных и личностных качеств студента. Существенное различие в темпах творческого развития определяется не только уровнем общехудожественной подготовки, но и индивидуально-типологическими особенностями личности. Рациональная организация обучения способствует развитию творческих способностей и реализации их в изобразительной, прикладной и педагогической деятельности.
Литература
1. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981.
2. Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Знание, 1974.
3. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981.
4. Скаткин М.Н. Методология и дидактика педагогических исследований: В помощь начинающему исследователю. - М.: Педагогика, 1986.
5. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1980.