Творческий уровень активности характеризует более высокую степень развития личности. Проявление творческой активности личности указывает на способность личности к самореализации.
В соответствии с исследованием И.П. Калошиной [5] учебно-творческая деятельность обладает следующими признаками:
1) направленностью на решение системы нестандартных (творческих) задач в процессе учебной деятельности, характеризующихся отсутствием у субъекта предметно-специфических знаний и умений для разработки способа решения задачи;
2) связана с созданием субъектом на осознаваемом или неосознаваемом уровнях новых знаний в качестве ориентировочной основы для последующего поиска способа решения задачи;
3) характеризуется наличием неопределенности (для субъекта) в отношении новых знаний и на их основе способа решения задачи.
Сущность учебно-творческой деятельности в соответствии с определением И.Я. Лернера [7] представляет собой общение между учителем и учащимся, в ходе которого последний усваивает опыт творческой деятельности. В качестве единственно возможного способа передачи опыта творческой деятельности автор считает педагогические конструкции в виде построенных педагогом творческих задач, в процессе самостоятельного решения которых учащиеся накапливают опыт поиска способов решения. При этом часть знаний усваивается не в ходе воспроизведения готовых истин, а как продукт поиска.
Педагогическая практика свидетельствует о том, что когда обучающийся способен использовать ранее усвоенные знания, способы и навыки для решения новой задачи, он проявляет свою творческую инициативу. В.И. Андреев подчеркивает, что «мотивационные, интеллектуальные коммуникативные компоненты развития творческой личности порождаются учебно-творческой деятельностью и активно формируются в процессе ее осуществления» [1]. В творческой деятельности Р. А. Низамов [10] подчеркивает важность умения обобщать, творчески применять теоретические выводы в новых ситуациях. Умение обучающегося комбинировать и преобразовывать ранее известные ему способы деятельности при решении
поставленной задачи говорит о его творческом подходе к делу.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что формирование деятельности (в том числе и умственной) на основе знаний о действиях значительно ускоряет и облегчает выработку умений и навыков, повышая в то же время их качество. Кроме того, знания о действиях позволяют человеку сознательно и произвольно управлять этими действиями. Существенным является также то, что появляется возможность для более широкого их переноса в другие условия. Благодаря осознанности операций, они могут быть применены к условиям, не сходным с теми, в которых они сформировались, однако сходным по внутренним существенным признакам. Такой перенос способствует более широкому обобщению операций, осуществлению самостоятельного пе-
реноса знаний и приемов деятельности в новую ситуацию и является показателем творческой деятельности. Чем шире сфера переноса, тем больше возможностей для новых оригинальных «ходов» мысли, для новых выводов.
Анализируя специфику учебно-творческой деятельности, необходимо заметить, что в настоящее время нет универсальных критериев для определения этого понятия; изучая педагогическую литературу, можно выделить некоторую совокупность признаков, раскрывающих ее сущность. Учебно-творческая деятельность является сложным целостным образованием, которое основано на сформированности системы умений учебно-творческой деятельности, затрагивающих сенсорную, интеллектуальную, мотивационную, волевую и эмоциональную сферы личности. Таким образом, анализ сущностных аспектов умений учебно-творческой деятельности обучающихся позволяет рассматривать исследуемые умения как способ получения новых знаний обучающихся в процессе решения учебных задач на основе мотивированной и целенаправленной системы действий по применению знаний и опыта в изменяющихся (нестандартных) условиях.
Литература
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. - Казань, 1988.
2. Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. - М.: Знание, 1986.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991.
4. Громыко Ю.В. Концепция прогноза и развития образования до 2015 г. - Народное образование. - 1993 г. - №1.
5. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. - М.: МГУ, 1983.
6. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.
7. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. -М.: Знание, 1980.
8. Лернер И.Я. Состав и структура содержания образования на уровне теоретического представления // Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
10. Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань: КГУ, 1975.
11. Педагогика: Большая современная энциклопедия. -Мн.: «Соврем. слово», 2005.
12. Рахимов А.З. Психология творчества: учебное пособие. - Уфа: НОК, 1995.
13. СкаткинМ.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. - М.: Педагогика, 1971.
14. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1990.
15. Усова А.В. Развитие исследований по формированию у школьников обобщенных учебно-познавательных умений. -Челябинск: ЧПИ, 1992.
16. Философский энциклопедический словарь /Под ред. Л.Ф.Ильичева. - М: Советская энциклопедия, 1983.
УДК 372.87 ББК 74.202
ОСНОВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА ПРАКТИКУМЕ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА ТКАНИ) Г.И. Гилевич, художественно-графический факультет МПГУ
В данной статье рассмотрены наиболее важные дидактические принципы развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на практикуме по декоративно-прикладному искусству. Каждый принцип раскрывается отдельно на основе преподавания «Художественной обработки
ткани».
Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, педагогический процесс, творческие способности, принцип, пластика, текстиль.
THE BASIC DIDACTIC PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF ART-CREATIVE ABILITIES OF STUDENTS ON A PRACTICAL WORK ON ARTS AND CRAFTS (A FABRIC ART PROCESSING)
Gilevych G.I.
The most important didactic principles of development art-creative abilities of students artly-graphic faculties of pedagogical high schools on a practical work on decorative-applied art are considered in article. Each principle reveals separately on the basis of teaching of «a fabric art processing».
Keywords: arts and crafts, pedagogical process, creative abilities, principle, plastic arts, textiles.
Дисциплина «Практикум в учебных мастерских (художе- жественной обработке текстиля, так как именно через наблю-1
ственная обработка ткани)» ставит перед собой цели по 1обучению и воспитанию студентов посредством художественного текстиля как вида декоративно-прикладного искусства и развитию художественно-творческих способностей личности.
Учебные, воспитательные и развивающие задачи модели методической системы направлены на формирование таких художественно-творческих способностей студентов, которые необходимы для создания образа в текстильном изделии: образное мышление, творческое воображение, художественная наблюдательность, зрительная память, эмоциональное отношение к изображаемому явлению, ассоциативное мышление, оригинальность мышления, сенсомоторные качества, самокритичность.
Для успешного построения методической системы развития творческих способностей студентов художественно-графических факультетов на практикуме по декоративно-прикладному искусству необходима реализация определенных дидактических принципов. Как отмечает выдающийся российский ученый и педагог В.А. Сластенин, «принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают её направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического принципа». Принципом можно назвать стратегию развития, при условии реализации которой достигается основная цель развития художественно-творческих способностей студентов в сфере декоративно-прикладного искусства.
В современной педагогике принято разделять основные дидактические принципы на две группы.
1. Принципы организации педагогического процесса развития художественно-творческих способностей студентов к декоративно-прикладной деятельности (принцип научности, принцип наглядности, принцип последовательности и системности, принцип связи обучения с жизнью, принцип воспитания в процессе обучения).
2. Принципы управления и руководства развитием творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладным искусством (принцип сознательности и активности, принцип индивидуальных особенностей личности, принцип доступности и посильности обучения, принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков).
В связи с этим в свете изучаемой нами проблемы предлагается рассмотреть наиболее важные дидактические принципы развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по художественной обработке ткани.
Принцип научности является одним из ведущих принципов обучения и требует точных, научно обоснованных, проверенных практикой сведений, основ теоретических знаний в области художественного текстиля и текстильной пластики. Студентам предлагаются основательно установившиеся в науке положения, используются известные методы обучения. Кроме того, данный принцип предполагает научно обоснованную, логично построенную программу обучения.
Принцип наглядности имеет огромное значение в развитии творческих способностей студентов на занятиях по худо-
дение, анализ построения форм на плоскости и в среде, использование пластических и декоративных качеств материала происходит развитие зрительной памяти, художественной наблюдательности, умение конструктивно мыслить.
Наглядность как принцип обучения, воспитания и развития был впервые сформулирован Я.А. Коменским, в дальнейшем развит И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинским и другими педагогами. Я. А. Коменский отмечал, что личное наблюдение и чувственная наглядность жизненно необходимы в обучении. Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств. В качестве средств обучения возможно использование следующей системы наглядных пособий:
- реальные объекты ручного ткачества, художественной росписи, текстильной аппликации, их изображения, репродукции, фотографии, т. е. их иллюстративный материал;
- различные технические средства обучения: учебные кинофильмы, средства программированного обучения, компьютерные диски по необходимой тематике, видеофильмы о мастерах народного творчества, а также о произведениях искусства, созданных их руками, об этапах творческого процесса и т. д.;
- различные графические пособия: диаграммы, графики, схемы, технологические карты и т. д.;
- личный пример педагога, демонстрация им технологических приемов.
Рассматриваемый принцип позволяет преподавателю творчески применить средства наглядности в соответствии с обозначенными дидактическими задачами, особенностями учебного материала и сделать процесс обучения, воспитания и развития более познавательным, интересным и легким.
Принцип последовательности и системности развития творческих способностей студентов средствами текстильной пластики предполагает усвоение студентами знаний, умений и навыков в определенной логической связи. Каждая последующая тема занятий должна опираться на предыдущую, так как связь и преемственность конкретных учебных задач создают условия для перехода к более сложным формам проведения занятий по художественной обработке ткани. Например, трансформация текстильной плоскости в объемную, а затем в объемно-пространственную пластическую форму. Принцип последовательности и системности реализуется при четком структурировании материала, во взаимосвязи учебных и наглядных пособий, при выделении ведущих понятий и категорий, способствующих более полному раскрытию у студентов художественно-творческих способностей.
Принцип связи обучения с жизнью. Данный принцип реализуется через рассмотрение материалов современного искусства, его направлений, тенденций, требований, определение роли и места художественного текстиля не только в современном искусстве, но и в формировании предметного мира и духовной сферы.
Принцип воспитания в процессе обучения предполагает формирование личности с широким спектром интересов, богатым интеллектом, большим творческим потенциалом. Решение таких задач средствами текстильной пластики в
ручном ткачестве, художественной росписи ткани, текстильной аппликации возможно путем раскрытия духовной ценности прикладного искусства, народного декоративного искусства, традиционных национальных техник. Произведения народного и декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами искусств способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.
Принцип сознательности и активности является одним из ведущих принципов развития творческих способностей студентов ХГФ к декоративно-прикладному искусству. Художественно-познавательная деятельность активна тогда, когда самостоятельна, принципиально нова, а также если она организована сознательно и целенаправленно, а не просто связана с приобретением навыков механического характера. Сознательная и активная работа, как под руководством преподавателя, так и самостоятельная, способствует качественному усвоению материала, расширению приобретенных знаний, формированию умений, навыков и развитию творческих способностей в области художественного текстиля и текстильной пластики.
Принцип индивидуальных особенностей личности предполагает учет в процессе обучения индивидуальных способностей студента, во всех его формах и методах. Принцип учета индивидуальных особенностей личности реализуется в процессе индивидуализации обучения студентов основам художественной обработки ткани и развития их способностей средствами текстильной пластики: материальными, пластическими, художественными. Индивидуализированный подход в развитии творческих способностей у студентов ХГФ заключается в самостоятельной творческой работе, индивидуальных творческих заданиях, консультациях. Результат развития художественно-творческих способностей необходимо сравнивать с предыдущими показателями одного и того же студента, а не с результатами динамики развития других.
Принцип доступности и посильности обучения реализуется в процессе изложения теоретического материала и организации художественно-творческой деятельности студентов: от простого к сложному, от известного к неизвестному,
от абстрактного к конкретному, от общего к частному, от целого к составляющим и т. д. Стоит заметить, что доступность материала зависит также и от профессионального мастерства преподавателя, от применения им методических приемов и способов, позволяющих сделать учебный материал доступным и посильным для студентов.
Принцип прочности усвоения знаний, умений, навыков получает свое воплощение в процессе художественно-творческой деятельности на занятиях по художественной обработке текстиля при оптимальном сочетании образно-ассоциативного мышления и образно-ассоциативного воображения, эмоционально-ассоциативного восприятия, зрительной памяти, освоения художественного мастерства и принципов формообразования, приобретения навыков работы с материалом, его пластическими и декоративными особенностями. Данный принцип положительно влияет на динамику роста развития художественно-творческих способностей у студентов ХГФ.
Вышеперечисленные дидактические принципы взаимосвязаны между собой и проникают один в другой. В связи с этим они могут быть представлены как система принципов.
Данная система дидактических принципов, положенная в основу методической системы развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на практикуме по декоративно-прикладному искусству, подразумевает, прежде всего, деятельностный подход к обучению. Подчиненные общей цели развития творческих способностей, дидактические принципы определяют содержание, методы, формы и средства обучения основам декоративно-прикладного искусства.
Литература
1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995.
2. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003.
3. Уваров В.Д. Принципы построения текстильных изделий на основе образно-пластических приемов изобразительного искусства. - М.: МТА, 1993.
4. Ушинский К.Д. Собр. Соч.: В 11 т. - М., 1950. - Т. 5.
УДК 377.5 ББК 74.200
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Е.П. Алисиевич, соискатель кафедры общей педагогики Шуйского государственного педагогического университета
Подготовка конкурентоспособного специалиста, востребованного современным рынком труда, - ключевая задача системы СПО. Включение студентов в проектную деятельность позволяет решить данную задачу. В статье описывается система подготовки студентов средних специальных учебных заведений к проектной деятельности: цели, принципы, содержание обучения, образовательные технологии, результаты.
Ключевые слова: учебно-проектная деятельность, проектные умения, технологический способ обучения, проектное обучение.
STUDENTS' PROJECT-MAKING SKILLS FORMATION DURING THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION Alisievich E.P.
The key aim of secondary professional education is training of a competitive specialist demanded by the up-to-date labor market. Drawing the students in the project-making activity helps to solve this problem. In the article the system of college students' project-making activity training is described: aims, principles, subject of teaching, educational technologies, results.
Keywords: learning and project-making activity, project-making skills, technological way of teaching, project-making teaching.
Одна из важнейших целей среднего профессионального временных условиях), говорит о том, что наиболее весомых образования - обеспечить получение выпускниками результатов в любой деятельности можно достичь, применяя ссузов профессиональной подготовки, достаточной проектный подход. Поэтому работодателями и сегодня, и для активного вступления в трудовую деятельность; помочь впоследствии будут чрезвычайно востребованы специалисты, человеку научиться выживать даже в условиях частичной умеющие применять проектный подход при решении практи-безработицы, успешно противостоять прочим жизненным ческих задач. Выполнить данный социальный заказ возможно коллизиям. путем вовлечения студентов в проектную деятельность.
Анализ литературы, посвященной проблеме построения Следует отметить, что эффективность проектной деятель-успешных организаций (весьма конкурентоспособных в со- ности определяют проектные умения, развитые у субъекта на